- Презентация «Способы сжатия текста» презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Cпособы сжатия текста презентация к уроку по русскому языку (9 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Способы сжатия текста»
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему
Способы сжатия текста при работе по подготовке к сжатому изложению на ОГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_szhatiya_teksta.ppt | 375.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Способы сжатия текста Учитель русского языка и литературы МОУ «Рамешковская СОШ» Кричкина Ольга Александровна
Способы сжатия текста Исключение: — разделение информации на главную и второстепенную; — исключение несущественной и второстепенной информации. Упрощение: — замена : однородных членов обобщающим понятием, прямой речи косвенной, фрагмента осложненного предложения синонимичным, сложного предложения простым; — исключение : повторов, фрагментов предложения, вводных слов, синонимов; — слияние : нескольких предложений в одно. Обобщение: — свертывание исходной информации за счет перевода частного в общее.
Сжатие текста Это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений .
К приемам компрессии (сжатия) текста относятся Исключение вводных слов; однородных членов предложения; повторов; однотипных примеров; риторических вопросов и восклицаний; цитат; деталей, которые не влияют на ход авторской мысли; пояснений; рассуждений; описаний; слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
При исключении необходимо Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали. Объединить полученное , используя основные средства связи между предложениями.
Возможность сокращения текста чаще всего основана на явлении избыточности речи. Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (Е.Кривченко) (22 слова) избыточными являются однородные обстоятельства, конкретизирующие обобщающие слова везде, во всем. Уберем эти однородные обстоятельства. Смысл предложения не изменится: Сказка живет везде, во всем ( 5 слов)
Обобщение или объединение парцеллированных предложений; ряда предложений, связанных одной мыслью; частей предложений; конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут, как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов) Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов)
Упрощение однородных членов обобщающим словом; сложного предложения – простым; части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением; прямой речи – косвенной; части текста одним предложением; части предложения местоимением и т.д.
При замене необходимо Сформулировать получившееся предложение. Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.
Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. (12 слов) Сказки любят все. (3 слова )
Сочетание исключения и обобщения (объединения) Сказки. как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший — плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они очищают. (50 слов) Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слёзы, помогающие нам стать лучше . (20 слов)
Сочетание исключения и упрощения Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди . (64 слова) Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших людей, как и сказок, значительно больше. (18 слов)
Сочетание упрощения, исключения и объединения Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы еще верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и веселые сказки . (61 слово) Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга, не находят выхода из жизненных ситуаций. А выход прост: надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки.(29 слов)
Домашнее задание Используя приемы сжатия, сократить текст, полученный для индивидуальной работы. Повторить стили текста.
Источник
Cпособы сжатия текста
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) по теме
подготовка к ГИА (способы сжатия текста)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_gia_sposoby_szhatiya_teksta.ppt | 1.45 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Р/Р. Способы сжатого изложения содержания текста
Методические требования к сжатому изложению : -сохранение последовательности в развитии событий; наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части; -использование по возможности грамматических форм, отличных от предъявленных для восприятия; -установление смысловой связи между предложениями; -использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания.
ИК2 Сжатие исходного текста Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста 3 балла Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста 2 балла Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста 1 балл Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста 0 баллов
1. ИСКЛЮЧЕНИЕ — исключение отдельных слов, словосочетаний, фрагментов предложений, — исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов, — исключение вводных, уточняющих и поясняющих конструкций, — исключение одного или нескольких предложений.
С самого начала своей научной деятельности М. В. Ломоносов руководствовался принципом сохранения вещества и движения (силы), который составлял неотъемлемую часть его представлений о явлениях, изучающих естественные науки. Исключите второстепенную информацию предложения.
С самого начала своей научной деятельности М. В. Ломоносов руководствовался принципом сохранения вещества и движения (силы).
Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. И ещё – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свою землю, своё – пусть и непонятное тебе – родное слово. (Д. С. Лихачёв) Сократите текст Д. С. Лихачёва.
Любовь к родному краю, культуре начинается с малого – с любви к своей семье, с уважения к людям.
Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (По материалам периодической печати) Исключите второстепенную информацию.
Цель всегда конкретна, измеряема, достижима.
2. ОБОБЩЕНИЕ (ПЕРЕВОД ЧАСТНОГО В ОБЩЕЕ, СВЁРТЫВАНИЕ ИСХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ ЗА СЧЁТ ОБОБЩЕНИЯ): — замена однородных членов обобщающим понятием, — замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением, — обобщение содержания.
Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами . (По И. Милославскому) Сократите предложение, заменив похожие по смыслу выражения общим понятием (словосочетанием).
Можно ли одинаково интересоваться разными отраслями наук.
Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Захарова, Воронихина. (По Д. С. Лихачёву) Как можно несколькими словами охарактеризовать архитектурный облик Ленинграда?
Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде, облик которого связан с именами известных архитекторов.
3.УПРОЩЕНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ — слияние нескольких предложений в одно, — замена предложения или его части указательным местоимением, — замена сложноподчинённого предложения простым, — замена фрагмента предложения синонимичным выражением (замена придаточного определительного синонимичным определением), — замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом.
Дом Чайковского стоял на пригорке. Леса уходили вниз, в весёлую даль, где лежало среди зарослей озеро. Там у композитора было любимое место – оно называлось Рудым Яром. ( К. Г. Паустовский)
Дом Чайковского стоял на пригорке, с которого был вид на весёлую даль. Там, у озера, было любимое место Чайковского – Рудый Яр.
Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? Как выбрать это время? Находится же оно для того, чтобы вместе смотреть телевизор ! Разве мы не просиживаем перед ним иногда часами, даже когда ничего особенного не показывают? Страница книги – это огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору! ( По С. Львову) (52 слова) Сократить текст вдвое.
Если можно выбрать время для просмотра телевизионных программ, то можно найти время и для совместного чтения. Страница книги – это огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору! (28 слов)
Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины. ( Д. С. Лихачёв) Постройте сложное предложение с разными видами связи из 2 и 3 .
Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Каждый ответит, что его надо оберегать, но в памяти всё же возникают иные, горестные картины.
В новую избу навесили хорошую Дверь. Красивую Дверь. И все ее хвалили, потому что Дверь легко открывалась и плотно закрывалась, не пропускала зимнюю стужу. Вообще Дверь не в чем было упрекнуть, и о ней перестали говорить. Зато в избе очень много разговаривали о рамах. И как о них можно было не говорить, когда они были плохими. Они с трудом открывались и закрывались. Набухали. Пропускали холод. Рамам уделялось много внимания, и это обозлило завистливую Дверь. — Вот вы как, — сказала она, — я покажу вам, как не замечать меня, — и стала коробиться, кривиться, скрипеть. Ее подстругивали, выпрямляли, утепляли. Нянчились с ней сколько могли. Ее петли часто смазывали маслом, а она не унималась, скрипела. Скрипела с таким остервенением, что это стало невыносимым для окружающих. Тогда ее сняли с петель и выбросили в дровяник. На ее место навесили другую. Обычную сосновую дверь, которая честно служит в избе до сих пор, зная, что легко открываться и плотно закрываться вовсе не какие-то особенные достоинства, а ее дверные обязанности. Выброшенная же в дровяник Дверь вскоре поняла, что вне избы и без избы она ничего собой не представляет. Ровным счетом ничего. Даже скрипеть не может вне избы. Такова печальная история одной зазнавшейся Двери, которая осталась в одиночестве. (198 слов)
В новую избу навесили хорошую Дверь. Красивую Дверь. И все ее хвалили, потому что Дверь легко открывалась и плотно закрывалась, не пропускала зимнюю стужу. Вообще Дверь не в чем было упрекнуть, и о ней перестали говорить.
В новую избу навесили хорошую Дверь. (Красивую Дверь. И все ее хвалили, потому что) Она легко открывалась и плотно закрывалась, (не пропускала зимнюю стужу) , и ее не в чем было упрекнуть. (Вообще Дверь не в чем было упрекнуть, и о ней перестали говорить.)
Зато в избе очень много разговаривали о рамах. И как о них можно было не говорить, когда они были плохими: набухали, пропускали холод. Они с трудом открывались и закрывались.
Зато в избе (очень) много разговаривали о рамах, (И как о них можно было не говорить, когда) потому что они были плохими: набухали, пропускали холод. (Они с трудом открывались и закрывались.)
Рамам уделялось много внимания, И это обозлило завистливую Дверь. Она стала кривиться и скрипеть, чтобы ее заметили. — Вот вы как, — сказала она, — я покажу вам, как не замечать меня, — и стала коробиться, кривиться, скрипеть. Ее подстругивали, выпрямляли, утепляли. Нянчились с ней сколько могли. Ее петли часто смазывали маслом, а она не унималась, скрипела. Скрипела с таким остервенением, что это стало невыносимым для окружающих.
(Рамам уделялось много внимания,) И это обозлило завистливую Дверь. Она стала кривиться и скрипеть, чтобы ее заметили. (- Вот вы как, — сказала она, — я покажу вам, как не замечать меня, — и стала коробиться, кривиться, скрипеть. Ее подстругивали, выпрямляли, утепляли. Нянчились с ней сколько могли.) Ее петли часто смазывали маслом, а она не унималась, скрипела так (Скрипела с таким остервенением) , что это стало невыносимым для окружающих.
Т огда ее сняли с петель и выбросили в дровяник. На ее место навесили другую обычную сосновую дверь, которая честно служит в избе до сих пор, зная, что легко открываться и плотно закрываться вовсе не какие-то особенные достоинства, а ее дверные обязанности.
Тогда ее сняли с петель и выбросили в дровяник. На ее место навесили (другую) обычную сосновую дверь, которая честно служит в избе до сих пор, зная, что легко открываться и плотно закрываться (вовсе не какие-то особенные достоинства, а) — ее дверные обязанности.
Выброшенная же в дровяник Дверь вскоре поняла, что вне избы и без избы она ничего собой не представляет. Ровным счетом ничего. Даже скрипеть не может вне избы. Такова печальная история одной зазнавшейся Двери, которая осталась в одиночестве.
Выброшенная же (в дровяник) Дверь (вскоре) поняла, что вне избы и без избы она ничего собой не представляет. (Ровным счетом ничего. Даже скрипеть не может вне избы. Такова печальная история одной зазнавшейся Двери, которая осталась в одиночестве.)
В новую избу навесили хорошую Дверь. Она легко открывалась и плотно закрывалась, и ее не в чем было упрекнуть. Зато в избе много разговаривали о рамах, потому что они были плохими: набухали, пропускали холод. И это обозлило завистливую Дверь. Она стала кривиться и скрипеть, чтобы ее заметили. Ее петли часто смазывали маслом, а она не унималась, скрипела так , что это стало невыносимым для окружающих. Тогда ее сняли с петель и выбросили в дровяник. На ее место навесили обычную сосновую дверь, которая честно служит в избе до сих пор, зная, что легко открываться и плотно закрываться — ее дверные обязанности. Выброшенная же Дверь поняла, что вне избы и без избы она ничего собой не представляет. ( 112 слов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дать понятие о сжатом изложении, повторить способы сжатия текста, учить выделять микротемы текста; развивать монологическую речь учащихся
Осложнённое списывание. Задание: вставить пропущенные буквы; обозначить корни слов; указать к какой части речи относится каждое слово.
ГИА. Сжатое изложение. Способы сжатия текста.
Представлен материал по подготовке к ГИА по русскому языку. Способы сжатия текста.
Приёмы сжатия текста (сжатое изложение ОГЭ-2016)
Материал содержит информацию по приёмам сжатия текста в рамках формата ОГЭ по русскому языку для учащихся 9-х классов.
Презентация «Приемы сжатия текста» Учебный текст для сжатия
Материал содержит презентацию с подробным описанием приемов сжатия и конкретными примерами и текст, на котором показаны приемы сжатия ( исключение,обощение и замена).Преднахначен для урока.
Презентация «Приемы сжатия текста» Учебный текст для сжатия
Презентация «Приемы компрессии текста» Для подготовки к ОГЭ.
Урок русского языка «Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста»
Урок русского языка «Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста», 8 класс.
Подготовка к ОГЭ: сжатое изложение. Приемы сжатия текста
Повторить понятия «тема» и «микротема», приемы сжатия текста, написать сжатое изложение.Обучающиеся должны уметь находить главную информацию, направленную на раскрытие микротем.
Источник