- Тема урока Словообразование Способы словообразования в русском языке Лекция. — презентация
- Похожие презентации
- Презентация по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Тема урока Словообразование Способы словообразования в русском языке Лекция.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
- Презентация по русскому языку на тему: «ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ РУССКОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- Презентация на тему «Способы словообразования».
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Тема урока Словообразование Способы словообразования в русском языке Лекция. — презентация
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАлександр Четвериков
Похожие презентации
Презентация по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Тема урока Словообразование Способы словообразования в русском языке Лекция.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 Тема урока Словообразование Способы словообразования в русском языке Лекция
2 Словообразование Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются закономерности образования новых слов от уже существующих.
3 СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ Способы словообразования показывают, какие словообразовательные средства были использованы для образования новых слов. Выделяют способы словообразования: 1)морфологические 2)неморфологические
4 основной способ обогащения словарного состава русского языка, заключающийся в создании новых слов путем сочетания морфем на базе имеющихся в языке основ и словообразовательных аффиксов. Морфологические способы образования слов: суффиксальный приставочный приставочно-суффиксальный безаффиксный сложение Морфологический способ словообразования
5 Суффиксальный способ (суффиксация) это образование производного слова путем присоединения к производящей основе словообразовательного суффикса. Этот способ действует в образовании всех основных частей речи: желтый – желток мечтать – мечтатель глаз – глазной
6 Префиксальный способ (префиксация) это образование производного слова при помощи префикса (приставки). Приставка присоединяется к производящему слову. Действует в словообразовании слов всех частей речи, но наиболее продуктивно в глаголах: писать – вписать, написать, записать, надписать, переписать, подписать, с писать. При префиксации (в отличие от суффиксации) производное всегда относится к той же частим речи, что и производящее.
7 Префиксально-суффиксальный способ характеризуется одновременным присоединением к производящей основе префикса и суффикса. при школе – пришкольный под окном – подоконник Префиксация в сочетании с нулевой суффиксацией– присоединение к производящей основе приставки и нематериально выраженного суффикса седой – проседь без ноги – безногий без голоса – безголосый.
8 Нулевая суффиксация (безаффиксный способ) представляет собой образование нового слова путем присоединения нуля суффикса вместо материального суффикса, типичного для данной модели. Такой способ характерен для некоторых процессуальных существительных: бегать – бег взводить – взвод вздыхать – вздох входить – вход свинья – свиной.
9 Сложение – способ, при котором происходит сложение производящих основ в одно производное слово. Сложение может осуществляться 1)без помощи интерфикса : диван-кровать, плащ-палатка 2)с помощью интерфикса (соединительной гласной): юг и запад – юго-запад лес и степь – лесостепь
10 Аббревиация сложение усеченных основ или усеченных и полных слов. Аббревиация бывает следующих типов: Буквенная: СССР, ПТУ, ВЛКСМ, ФСБ. Звуковая: ГАИ, ЦУМ, БАМ, ТАСС, вуз. Слоговая: исполком, колхоз, профком. Состоящая из начальной части первого слова и целого второго: детсад, подлодка, женсовет. Состоящая из сложения начальной части первого слова словосочетания с началом и концом или только концом второго слова: военкомат ( военный комиссариат), бионика (биологическая электроника).
11 Усечение способ образования слов разговорного стиля речи путем усечения производящей основы независимо от границы морфемы специалист – спец магнитофон – маг заместитель – зам
12 Неморфологические способы словообразования лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический, лексико-семантический.
13 Лексико-синтаксический способ (сращение) представляет собой образование нового слова из целого словосочетания путем «склеивания» его компонентов: сего дня – сегодня тот час – тотчас быстро растворимый – быстрорастворимый Сращение как способ словообразования отличается от сложения тем, что сложные слова образуются только от полнозначных, знаменательных слов, а сращения – от различных сочетаний (включая и служебные слова) обязательно с сохранением порядка слов и даже падежных окончаний. Слова, когда-то писавшиеся раздельно, начинают писаться слитно и приобретают одно ударение (в отличие от словосочетаний).
14 Морфолого-синтаксический способ (конверсия) – это способ, при котором новое слово образуется в результате перехода из одной части речи в другую 1.Субстантивация — переход в имена существительные слов знаменательных прилагательных : вечное пользование – думать о вечном местоимений: ничью помощь – предложить ничью причастий: бегущий по рельсам поезд – присоединиться к бегущим числительных: два друга – поставили два в дневник
15 Морфолого-синтаксический способ (конверсия) 2. Адъетивация – переход в имена прилагательные: причастий: блестящая поверхность – блестящий ответ числительных: первый ряд – первый ученик 3. Прономинализация — переход в местоимения: прилагательных: известный человек — в известном смысле числительных: купи один батон – один мой приятель причастий: талант, данный ему природой – в данный момент
16 Морфолого-синтаксический способ (конверсия) 4. Адвербиализация – переход в наречия существительных: обладать даром организатора – отдать даром деепричастий: не глядя под ноги, шел – подписал не глядя 5. Переход в слова категории состояния: наречий: пахуче дымит самовар – на улице пахуче кратких прилагательных: лицо свежо – на улице свежо существительных: нужно выбрать подходящее время – время ехать
17 Лексико-семантический способ представляет собой распад полисемантического ядра слова, при котором разные значения одного слова по смыслу расходятся так далеко, что образуют отдельные лексические единицы: титан – «гигант, вступивший в борьбу с врагами» титан – «большой кипятильник для воды» титан – «твердый металл» В современном русском языке три рассмотренных слова являются омонимами.
Источник
Презентация по русскому языку на тему: «ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ РУССКОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Основные способы русского словообразования 1. Способы морфемного образования слов Презентацию подготовила: Оксенчук Вера Николаевна Учитель русского языка и литературы МБОУ Наро-Фоминская сош №4 с УИОП
Ведущим способом русского словообразования является МОРФЕМНЫЙ В зависимости от того, какие морфемы и как используются для образования слова, выделяются следующие основные способы морфемного словообразования:
1.1 Приставочный Образование слова при помощи приставки: Писать Переписать Прочный Сверхпрочный
1.2 Суффиксальный Образование слов при помощи суффикса: Картофель Картофельный Гриб Грибник *Разновидностью суффиксального способа является нулевая суффиксация: Синий синьо Насыпать насыпьо Четвёртый четвертьо
1.3 Постфиксальный Образование слова при помощи постфикса: Расчёсывать Расчёсываться Кто кто-либо
1.4 Приставочно-суффиксальный Образование слова при помощи одновременного присоединения приставки и суффикса: Глотать Проглотить Одеяло Пододеяльник
1.5 Приставочно-постфиксальный Образование слова при помощи одновременного присоединения приставки и постфикса: Думать Вдуматься Спать Выспаться ХАРАКТЕРЕН ТОЛЬКО ДЛЯ ГЛАГОЛОВ
1.6 Суффиксально-постфиксальный Образование слова при помощи одновременного присоединения суффикса и постфикса: Резвый Резвиться Холм Холмистый ХАРАКТЕРЕН ТОЛЬКО ДЛЯ ГЛАГОЛОВ
1.7 Приставочно-суффиксально-постфиксальный Образование слова при помощи одновременного присоединения приставки, суффикса и постфикса: Цена Прицениться Щедрый Расщедриться ХАРАКТЕРЕН ТОЛЬКО ДЛЯ ГЛАГОЛОВ
1.8 Сложение Образование слова в результате объединения основы слова и целого слова при помощи интерфиска либо без него: Лес+степь Лесостепь Диван+кровать Диван-кровать * Путём сложения основ образуются сложные слова: водоустойчивый, плащ-палатка, юго-восток.
1.9 Сложение сокращенных основ (аббревиация) Образование слов в результате сложения: А) нескольких сокращенных основ Заведующий учебной частью завуч Б) сокращенной основы с целым словом Туристический поход турпоход * Сложносокращенные слова также называют аббревиатурами * Аббревиация характерна только для имен существительных
Аббревиатуры бывают Слоговые- состоящие из начальных слогов (частей) слов: Профсоюзный комитет профком Слого-словные- состоящие из начальной части одного слова и целого другого слова: Агитационный пункт агитпункт Буквенные- состоящие из званий начальных букв: Белорусский государственный университет БГУ [бэ-гэ-у] Звуковые-состоящие из начальных звуков каждого слова: Высшее учебное заведение вуз
1.10 Сложно-суффиксальный Образование слова путём сложения основ с одновременным присоединением суффиуса: Широкий+кость ширококостный Длинный+волокно длинноволокнистый *Необходимо помнить, что при словообразовании могут происходить различные явлния: Чередование звуков Усечение основы Наложение морфем
Основные способы русского словообразования 2. Переход из одной части речи в другую
Морфолого-синтаксический способ (Ложка) столовая столовая (хорошая) прилагательное существительное (Посмотреть) вокруг вокруг (дома) наречие предлог
В современном русском языке морфолого-синтаксическим способом наиболее активно образуются существительные Переход разных частей речи в имена существительные называется СУБСТАНТИВАЦИЕЙ Детская комната Светлая детская
Человек- одно звено в бесконечной цепи жизней, которая тянется через него из глубины прошедшего (существительное) к бесконечному будущему (существительное) (В. Короленко). Люблю ходить в кафе- есть мороженое (существительное) и запивать его газированной водой (В. Драгунский).
Основные способы русского словообразования 3. Слияние
Лексико-синтаксический способ Слова могут образовываться из словосочетания путём слияния слов последнего в одно слово: Быстрорастворимый Сумасшедший * В современном русском языке данным способом образуются имена прилагательные
Слова, образованные способом слияния, отличаются от слов, образованных способом сложения тем, что полностью повторяют морфемный состав слов и структуру словосочетаний, на базе которых они возникли.
Задания для самоконтроля: Ученики должны самостоятельно подготовить по два-три примера на все основные способы русского словообразования: 10 видов морфемного образования, переход из одной части речи в другую, слияние. Составить три предложения с любыми словами на выбор (см.1 задание).
Спасибо за внимание
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 807 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 318 человек из 58 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 929 человек из 79 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Данная презентация поможет в полной мере отразить все основные способы словообразования в русском языке. Презентация станет отличным дополнением к уроку.
Материал изложен кратко, но подробно. В разработке приведены примеры на каждый из способов. Работа включает в себя и задание для учеников, способствующее пониманию и закреплению изученного на уроке материала.
Номер материала: ДБ-1493633
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
В Осетии студенты проведут уроки вместо учителей старше 60 лет
Время чтения: 1 минута
Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана
Время чтения: 1 минута
Попова предложила изменить школьную программу по биологии
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Презентация на тему «Способы словообразования».
Описание презентации по отдельным слайдам:
Приставочный (префиксальный) способ способ образования слова путём присоединения приставки к целому слову. Например: бежать → добежать, яхта → суперъяхта, информировать → дезинформировать, внук → правнук, общественный → антиобщественный, всегда → навсегда, брать → отобрать, звук → ультразвук, чемпион → экс-чемпион, важный → архиважный, симметрия → асимметрия, мобилизация → демобилизация, организация → реорганизация, модный → сверхмодный. способы
Суффиксальный способ (суффиксация) способ образования слова путём присоединения суффикса к основе слова. Например: читать → читатель, синий → синеть, белый → белизна, океан → океанарий, экзамен → экзаменатор, комфорт → комфортабельный, два → двое, три → трижды, мяу → мяукать, болото → болотистый, хрипеть → хриплый, белый → белить, два → дважды, академия → академик, акция → акционер, музыка → музыкант, программа → программист, дождь → дождливый, амбиция → амбициозный.
Особым видом суффиксального способа является нулевая суффиксация(образование деривата посредством нулевого суффикса). Например: синий → синь, тихий → тишь, входить → вход, бегать → бег. Некоторые лингвисты считают, что подобные дериваты образуются флексийным способом, то есть флексия в структуре данных слов выполняет синкретичную функцию. В школьной практике в подобных случаях обычно используют термин бессуффиксный (или безаффиксный) способ словообразования. способы
Приставочно-суффиксальный способ способ образования слова путём одновременного присоединения приставки (префикса) и суффикса к основе слова. Например: город → пригородный, звук → озвучить, Москва → Подмосковье, река → междуречье, мышца → внутримышечный, пятеро → впятером, ясный → выяснить, плотный → вплотную, срок → досрочный, билет → безбилетный, берег → побережье, боль → обезболить. способы
Приставочно-постфиксальный способ образования слова путём одновременного присоединения приставки (префикса) и постфикса к целому слову. Например: есть → наесться, читать → вчитаться, плакать → расплакаться, мечтать → размечтаться, терпеть → притерпеться. способы
Суффиксально-постфиксальный способ способ образования слова путём одновременного присоединения суффикса и постфикса к основе слова. Например: гордый → гордиться, куст → куститься, невеста → невеститься, ветвь → ветвиться, нужда → нуждаться. способы
Приставочно-суффиксально-постфиксальный способ образования слова путём одновременного присоединения приставки (префикса), суффикса и постфикса к основе слова. Например: смех → насмехаться, банкрот → обанкротиться. способы
Сложение способ образования слов на базе сочинительного или подчинительного сочетания, при котором последний компонент является целым словом, а первый компонент (компоненты) – основой. Например: светлый и розовый → светло-розовый, оборачиваемость товара → товарооборачиваемость, овощ и хранилище → овощехранилище, защита рыб → рыбозащита, официальный и деловой → официально-деловой, научный и популярный → научно-популярный, русский и английский → русско-английский. способы
Сложно-суффиксальный способ образования сложных слов при помощи словообразовательных средств, использующихся при суффиксации, и словообразовательных средств, использующихся при сложении. Например: железная дорога → железнодорожный, орден и носить → орденоносец, два метра → двухметровый, голова и ломать → головоломка. Особым случаем здесь является сложение в сочетании с нулевой суффиксацией, например: рыба + ловить → рыболов (согласно другой точке зрения – сложно-флексийный). способы
Сращение «…способ словообразования, при котором производное слово во всех своих формах полностью тождественно по морфемному составу синонимичному словосочетанию; синтаксическая связь этого сочетания (управление или примыкание) остаётся живой в структуре производного слова: вечнозелёный, тяжелобольной, умалишённый…» Например: высоко оплачиваемый → высокооплачиваемый, мало исследованный → малоисследованный, быстро растворимый → быстрорастворимый. способы
Аббревиация способ образования производных слов (существительных) путём сложения усечённых отрезков или усечённых отрезков и целых слов исходного словосочетания (реже – слова). Например: запись актов гражданского состояния → загс, агропромышленный комплекс → АПК, государственный аппарат → госаппарат, радиостанция → рация, заведующий хозяйством → завхоз, заведующий учебной частью → завуч, заведующий складом → завскладом, военный комиссариат → военкомат, банковский автомат → банкомат. способы
Усечение способ образования производных слов (существительных) путём усечения производящей основы (производящее – существительное) по аббревиатурному принципу, то есть вне границ морфем. Например: специалист → спец, фестиваль → фест, абитуриент → абитура, заместитель → зам. способы
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 807 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 318 человек из 58 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 929 человек из 79 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-323718
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения работает над единым подходом к профилактике девиантного поведения детей
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки учредит именные стипендии для студентов из малочисленных народов
Время чтения: 1 минута
В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник