Презентация средства выразительности устной речи тон тембр темп способы тренировки скороговорки

Работа над выразительностью речи-комплексная работа
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему

Если воспитатель детского сада во всех возрастных группах работает над развитием творческого воображения детей в определённой системе и осуществляет при этом индивидуальный подход, он в значительной мере подготавливает работу по выразительному чтению в младших классах школы.

Скачать:

Вложение Размер
Консультация 22.96 КБ
Презентация 1.01 МБ

Предварительный просмотр:

(1 слайд Приложение 1)

Русский язык в умелых руках и в опытных устах— красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен

Александр Иванович Куприн

Когда человек произносит речь в естественных условиях коммуникации, она характеризуется богатыми интонациями, ярко окрашена тембрально, насыщена выразительными конструкциями. Необходимые средства речевой выразительности рождаются естественно и легко под влиянием эмоций и мотивации речи . Но тот, же самый человек, который только что страстно и ярко говорил в ситуации свободного общения, вдруг оказался перед микрофоном. Голос его стал тусклым, металлическим, напряжённым, интонации унылыми, однообразными. То же происходит с голосом и речью ребёнка, поставленного в условия необходимости произносить монолог или читать наизусть в неестественных условиях учебной ситуации, когда им руководит не желание сообщить собеседнику что-то новое и интересное, а учебная необходимость.

Работа над выразительностью речи — комплексная работа. Если воспитатель детского сада во всех возрастных группах работает над развитием творческого воображения детей в определённой системе и осуществляет при этом индивидуальный подход, он в значительной мере подготавливает работу по выразительному чтению в младших классах школы.

Выразительная речь поддерживает внимание и интерес у слушателя. Выделяется несколько условий, от которых зависит выразительность речи. Это самостоятельность мышления автора речи, его не равнодушие, интерес к тому, о чём он говорит, и к тем, для кого он говорит;

Что такое интонация?

Интонация — это не только повышения и понижения тона, это также усиление и ослабление голоса, замедление и убыстрение темпа, различные изменения тембра, это перерывы в звучании речевого потока или паузы. Интонация усиливает выразительность речи.

Выразительная речь действует на наши чувства более сильно, чем обычная речь в процессе общения.

Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности:

Изменения громкости голоса.

Дыхание для устной речи имеет огромное значение. Для этого использую дыхательную гимнастику и различные игровые упражнения

1.Сдуй лист бумаги с места или «Футбол»

2. Сдуй ватку с кончика носа «Фокусник»

3. Подуй на ладошки зима-лето

4. Глубокий вдох, задержка дыхания ( на счет от 1 до 3 ), выдох

5. Проговаривание части фразы после вдоха на одном выдохе

например: Ах, как пахнут цветы в саду.

6. «Покачай игрушку»

Выразительность речи зависит от умения владеть своим голосом и его свойствами. Голос должен быть хорошо развит, гибкий, звонкий и достаточно громкий. Голос, как и дыхание, следует развивать. Лучший голос – естественный, средней силы и высоты, которым правильно руководит говорящий.

Подобные упражнения помогают научить детей пользоваться умением говорить:

Каждую последующую фразу дети произносят, повышая топ голоса.

А—подъ-ем—все— вы-ше, кру-че.

Не—ро-бе-ю, петь хо-чу,

Встретил петушок кота

И спросил его тогда:

— Почему ты черный, кот?

— Лазал ночью в дымоход.

— Почему сейчас ты бел?

— Из горшка сметану ел.

— Почему ты серым стал?

— Пес меня в пыли валял.

Несколько слов о дикции, четком произношении звуков, слов и фраз. Хорошая дикция одинаково важна как для читающего, так и для слушающего. Дети с удовольствием выполняют эти упражнения:

Учим с детьми скороговорки. На первом этапе учим короткие скороговорки, а затем более сложные:

— Шапка, да шубка вот и вес Мишутка.

— В небе гром, гроза, закрывай глаза.

Грома нет, трава блестит, в небе радуга горит.

Для выработки интонационной выразительности речи можно использовать следующие упражнения:

1.Скажи фразу: Девочка играет в саду с куклой

так, чтоб было понятно, что:

-с куклой играет девочка, а не мальчик.

Девочка играет в саду с куклой .

-она не просто унесла ее туда, а играет.

Девочка играет в саду с куклой .

— она играет не в парке, в лесу, а в саду.

Девочка играет в саду с куклой.

— играет не с мишкой, а с куклой.

Девочка играет в саду с куклой .

Шуба висела на вешалке.

Мальчик прочитал интересную книгу.

Дети совершили прогулку на теплоходе.

На нашей улице открылся кинотеатр.

Мама купила сыну новый велосипед.

2. Прочтите пословицы, поговорки, выделяя голосом главные по смыслу слова.

Всякому овощу свое время.

Мягко стелет, да жестко спать.

Нет лучше дружка, чем родная матушка.

Солнце сияет, а месяц только светит.

Что написано пером, то не вырубишь топором.

3. Прочтите вслух стихотворение (или подберите прозаический текст) и выделите голосом главные по смыслу слова и словосочетания.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою все его одело.

Темный лес что шапкой

И заснул под нею

Стали дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы —

4.Прочтите пословицы и поговорки, делая в нужных местах паузы.

Кто умеет трудиться, тому без дела не сидится.

Кудри завивай, да про дела не забывай.

Как посеешь, так и пожнешь.

Курить — здоровью вредить!

Без дела жить — только небо коптить.

Не верь началу, верь концу.

Куда иголка, туда и нитка.

За правое дело стой смело.

Старый друг лучше новых двух.

Жизнь дана на добрые дела.

5. Произнести поговорку «Проворонила ворона вороненка» передавая разное отношение к случившемуся (сожаление, радость, злость, удивление).

6. Диалогические скороговорки.

— Расскажи мне про покупки!

— Про какие про покупки?

— Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

Владение выразительной речью способствует развитию речевой грамотности детей, которая так необходима в школе.

1. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М. 2003.

2. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб, 2001.

3. Мещерякова Н. П., Зубович Е. В., Леонтьева С. В. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников. – В. , 2011

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Русский язык в умелых руках и в опытных устах— красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен А. И. Куприн

Работа над выразительностью речи — комплексная работа.

Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: Речевое дыхание Логическое ударение Пауза Мелодия Темп Изменения громкости голоса. Тембр.

Дыхание для устной речи имеет огромное значение. Для этого использую дыхательную гимнастику и различные игровые упражнения Сдуй лист бумаги с места или «Футбол» Сдуй ватку с кончика носа «Фокусник» Подуй на ладошки зима-лето Глубокий вдох, задержка дыхания ( на счет от 1 до 3 ), выдох. Проговаривание части фразы после вдоха на одном выдохе «Покачай игрушку» И другие

Сдуй лист бумаги с места или «Футбол»

Сдуй ватку с кончика носа «Фокусник»

Проговаривание части фразы после вдоха на одном выдохе (вдох) Ах! (вдох) Ах! Как (вдох) Ах! Как пахнут (вдох) Ах! Как пахнут цветы (вдох) Ах! Как пахнут цветы в саду!

Подобные упражнения помогают научить детей пользоваться умением говорить: быстро – медленно, выше – ниже, громко – тихо

Для выработки интонационной выразительности речи можно использовать следующие упражнения: 1.Скажи фразу: Девочка играет в саду с куклой так, чтоб было понятно, что: -с куклой играет девочка, а не мальчик. Девочка играет в саду с куклой . -она не просто унесла ее туда, а играет. Девочка играет в саду с куклой . — она играет не в парке, не в лесу, а в саду. Девочка играет в саду с куклой. — играет не с мишкой, а с куклой. Девочка играет в саду с куклой .

Произнести поговорку передавая разное отношение к случившемуся (сожаление, радость, злость, удивление). «Проворонила ворона вороненка»

Владение выразительной речью способствует развитию речевой грамотности детей, которая так необходима в школе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала личности младшего школьника в процессе работы над выразительными средствами языка

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. Любое речевое высказывание складывается из слов и их сочетаний, выстроенных в соответствии с замыслом в.

опыт работы «Формирование выразительности детской речи в процессе ознакомления с фразеологическими оборотами русского языка»

формирование выразительности детской речи в процессе ознакомления их с фразеологическими оборотами русского языка.

Самостоятельная работа над выразительностью чтения и речи.

Самостоятельная работа над выразительностью чтения и речи.

Самостоятельная работа над выразительностью чтения и речи.

Работа над выразительными средствами речи дошкольников

Вопросу формирования выразительности речи я придаю особое значение.

Работа над выразительностью речи-комплексная работа.

Когда человек произносит речь в естественных условиях коммуникации, она характеризуется богатыми интонациями, ярко окрашена тембрально, насыщена выразительными конструкциями. Необходимые средства рече.

Развитие творческого потенциала личности младшего школьника в процессе работы над выразительными средствами языка (на примере перифразы)

Обогащению речи учеников может помочь использование таких художественных средств, как перифраза. традиционно понятием «перифраза» оперируют в стилистике, понимая под этим термином стилистиче.

Источник

Презентация на тему: «Выразительность речи и чтения»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Выразительность речи и чтения Семенова О.В.

Содержание Введение Понятие выразительности речи Основные условия выразительности речи человека Выразительно-изобразительные средства языка Экспрессивный синтаксис Техника речи Интонационные средства выразительности Рекомендации по выразительному чтению малых фольклорных жанров Правила выразительного чтения сказок Рекомендации по выразительному чтению басен Правила выразительного чтения былин Заключение

1.Понятие выразительности речи Выразительность (красота) речи – это очень многоплановое понятие, это совокупность особенностей речи, поддерживающих внимание и интерес у слушателей.

Условия выразительности речи Самостоятель-ность мышления. Неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чем он говорит. Хорошее знание языка, его выразительных возможностей Хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей. Системати-ческая и осознанная тренировка речевых навыков.

Выразительно-изобразительные средства языка Тропы Эпитет Метафора Метонимия Синекдоха Сравнение Гипербола Литота Фигуры речи Риторические восклицания/вопросы Анафора Эпифора Эллипсис Умолчание Парцелляция

2.Техника речи В технику речи входят дыхание, голос, дикция, орфоэпия. От этого зависит правильное, выразительное чтение. Учителю очень важно знать средства выразительности устной речи и свободно владеть ими. С их помощью педагог передает суть произведения.

3. Интонационные средства выразительности Функции интонации: 1. Членит речевой поток; 2. Оформляет высказывание в единое целое; 3. Различает коммуникативные типы высказывания; 4. Выделяет важное; 5.Выражает эмоциональное состояние; 6. Различает стили речи; 7. Характеризует личность говорящего.

Компоненты интонации Сила голоса Логическое ударение Пауза Невербальные средства Темп и ритм Тембр Тон голоса Мелодика речи

4.Рекомендации по выразительному чтению малых фольклорных жанров Предназначение колыбельной песни – успокоить, ребенка, протянуть ниточку любви, связывающую мать и дитя Главная цель потешки – поиграть с ребенком, развеселить его, распотешить, весело научить его говорить, весело дать нравственный урок. Главная задача прибаутки (побасенки) – высмеять плохую черту характера или показать остроумие героя Предназначение небылицы – весело учить ребенка различать действительность и фантазию, развивать воображение. Загадка учит сообразительности.

5.Правила выразительного чтения сказок Сказки являются одной из любимых произведений детей. Педагогу очень важно знать правила выразительного чтения сказок, для того чтобы заинтересовать детей. Сказка должна читается в простой, задушевной, разговорной манере, чуть напевно, чтобы ребенок мог уловить ее суть.

6.Рекомендации по выразительному чтению басен Исполнение басни предполагается естественный, близкий к разговорной речи, тон. Чтец непосредственно обращается к слушателям и сообщает о событиях, которые как будто бы действительно имело место. Речь героев читается с учетом особенностей их характеров, поступков, внешнего облика.

7.Правила выразительного чтения былин Чтение былин происходит на ритмико-мелодической основе. Это героический эпос народа. Былина повествует о героических подвигах богатырей, поэтому требует торжественного, величавого стиля исполнения, неспешного повествования.

Спасибо за внимание!

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-1121628

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

В проекте КоАП отказались от штрафов для школ

Время чтения: 2 минуты

Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения работает над единым подходом к профилактике девиантного поведения детей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Внутреннюю энергию газа можно изменить двумя способами
Оцените статью
Разные способы