Презентация способы сжатия изложения 9 класс

Презентация «ОГЭ: Как готовиться к сжатому изложению»
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Материалы презентации позволят выпускникам подготовиться к написанию сжатого изложения на ОГЭ.

Скачать:

Вложение Размер
Подготовка к написанию сжатого изложения 934.05 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ОГЭ-2021 Как писать сжатое изложение Подготовила Бредгауер Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Сжатое изложение — это письменный пересказ текста с использованием приемов сжатия текста. Для того чтобы написать изложение и получить при этом максимальный балл, необходимо для начала изучить критерии оценивания сжатого изложения.

Критерии оценивания сжатого изложения ИК1. Содержание изложения Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы . – 2. Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, Но упустил или добавил 1 микротему . – 1 . Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, Но упустил или добавил более 1 микротемы . – 0 .

ИК2. Сжатие исходного текста Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. – 3 Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста. – 2 Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста. – 1 Экзаменуемый не использовал приемов сжатия текста. – 0

ИК3. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью , речевой связностью и последовательностью изложения: — логические ошибки отсутствуют , последовательность изложения не нарушена ; — в работе нет нарушений абзацного членения текста. – 2 Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка , и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. – 1 В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста – 0 МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗА СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ. – 7

Три главных условия написания изложения: 1) ИК1: Необходимо написать все микротемы текста. Микротема – это главная, объединяющая несколько предложений, мысль абзаца. Как правило , в изложении бывает 3-4 абзаца , следовательно, необходимо не упустить их. Для этого важно уметь отличать первостепенную информацию от второстепенной. Необходимо совершенствовать свой аудиальный навык, учиться воспринимать информацию на слух .

2) ИК2: Необходимо научиться сжимать текст. Для этого существуют способы (приемы) сжатия текста , а именно: А) Исключение Б) Обобщение В) Упрощение Объем изложения должен составлять не менее 70 слов .

А) Исключение Что можно и нужно исключить: -лексические повторы -синонимы -несущественную информацию -подробные описания -однородные члены Например : «Камни Кремля могут звучать. У каждой стены и купола особый звук, а все вместе они сливаются в богатырскую симфонию, исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля» . Исключив ряд слов, вы можете создать такое предложение: «Каждый камень, стена, купол Кремля имеет свой звук, который сливается в единую богатырскую симфонию».

Б) Обобщение -однородных членов обобщающим словом -части предложения синонимичным, но более лаконичным выражением -замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением. Например , у вас в тексте идет предложение: «Мужчины и женщины, старики и подростки вышли на охрану родного города» . Выделенные слова вы заменяете так: «Все жители вышли на охрану родного города».

В) Упрощение -соединение нескольких предложений в одно -замена предложения или его части указательным местоимением -замена фрагмента предложения синонимичным выражением -замена прямой речи косвенной Наприме р: «Призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню» . Из двух предложений делаем одно : «Призвание – это маленький росточек таланта, который без трудолюбия может засохнуть» .

3) ИК3: Необходимо правильно разделить текст изложения на абзацы и не менять предложения и абзацы местами , чтобы не разрушить композицию текста. Постарайтесь передать текст в том порядке, в котором вы его услышали. Не повторяйте одни и те же мысли ( например, чтобы восполнить то, что пропустили) и не придумывайте новые предложения . Такое часто случается, когда при быстром конспектировании теряется смысл того или иного предложения

Ход проведения изложения : Первое прослушивание (примерно 3 мин уты) Работа с черновиками ( 3-5 мин ут ) Второе прослушивание Написание изложения

Рекомендуемый алгоритм написания изложения Рекомендуемый алгоритм написания изложения. 1) Начинайте записывать во время первого прослушивания. Пишите не автоматически, а вслушивайтесь в смысл, старайтесь сразу выделять главное и первостепенное, следите за мыслью диктора.

2) Не стоит пытаться записать все подряд, делайте акцент на конкретных словах и идите по тексту вместе с диктором. Старайтесь не отставать. Для этого делайте пропуски , в которые поместятся пропущенные слова. То есть, если вы не успели записать три слова, то в вашем черновике должно быть место для этих слов. Это не значит, что все три слова туда попадут, но место для них лучше оставить. При следующем прослушивании вы сможете понять, на каких словах и частях предложения необходимо сконцентрировать свое внимание.

3) Что нужно записывать во время 1 прослушивания: -грамматическую основу (подлежащее и сказуемое предложения) -начало предложения с заглавной буквы -другие важные для понимания смысла предложения слова

Что НЕ нужно записывать: -вводные слова -длинные причастные и деепричастные обороты -синонимы -повторы

4 ) Выделяйте границы предложений . В идеале писать первое слово предложения с большой буквы. Это необходимо, чтобы два предложения вашего конспекта не превратились в одно с совершенно иным смыслом .

5 ) Обязательно используйте сокращения , но использовать их нужно правильно . Например , если вы сократите словосочетание «осенний листопад» вот так: «о.л.» вы ничего не сможете потом понять. Правильно сокращение заключается в том, чтобы захватить корень слова и его окончание. Правильное сокращение: «целеустремленный» = « целеустр-ный » Неправильное сокращение: «цел.» — такое слово можно истолковать как угодно. Обязательно потренируйтесь в своем умении сокращать слова.

6) После первого прослушивания у вас будет 3-5 минут( ы ) для работы с черновиком . В это время важно дописать сокращения и, если позволит память, вписать слова, которые вы сможете вспомнить. Здесь надо быть очень осторожными, пишите только то, в чем уверены. Можете пометить в своем черновике галочками те места, в которых принципиально важно восстановить слова: там, где вы вообще не можете вспомнить слово, а оно важно для понимания предложения. Также это могут быть названия чего-либо, имена или термины.

7) Во время второго прослушивания запишите на места пропусков важные слова. В этот раз тоже можно использовать рациональные сокращения. Во время второго прослушивания также не нужно писать несущественную информацию, вводные конструкции и кучу лексических повторов. Не забывайте, изложение должно быть сжатым.

8) Еще раз восстановите все сокращения и прочитайте внимательно получившийся текст. Наверняка вы найдете, что можно сократить, упростить или сжать, но не переусердствуйте, так как объем изложения должен быть не менее 70 слов . 9) Проверьте черновик на наличие орфографических ошибок! Не забывайте, вы можете пользоваться орфографическим словарем!

9) Перепишите изложение , создав при этом полноценный текст, проверьте его на ошибки и можете смело переписывать его в чистовик, не забывая об абзацном членении . Обязательно потренируйтесь! Источник информации: образовательные интернет-ресурсы

Источник

Презентация «Способы сжатия текста»
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему

Способы сжатия текста при работе по подготовке к сжатому изложению на ОГЭ.

Скачать:

Вложение Размер
sposoby_szhatiya_teksta.ppt 375.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Способы сжатия текста Учитель русского языка и литературы МОУ «Рамешковская СОШ» Кричкина Ольга Александровна

Способы сжатия текста Исключение: — разделение информации на главную и второстепенную; — исключение несущественной и второстепенной информации. Упрощение: — замена : однородных членов обобщающим понятием, прямой речи косвенной, фрагмента осложненного предложения синонимичным, сложного предложения простым; — исключение : повторов, фрагментов предложения, вводных слов, синонимов; — слияние : нескольких предложений в одно. Обобщение: — свертывание исходной информации за счет перевода частного в общее.

Сжатие текста Это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений .

К приемам компрессии (сжатия) текста относятся Исключение вводных слов; однородных членов предложения; повторов; однотипных примеров; риторических вопросов и восклицаний; цитат; деталей, которые не влияют на ход авторской мысли; пояснений; рассуждений; описаний; слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

При исключении необходимо Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали. Объединить полученное , используя основные средства связи между предложениями.

Возможность сокращения текста чаще всего основана на явлении избыточности речи. Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (Е.Кривченко) (22 слова) избыточными являются однородные обстоятельства, конкретизирующие обобщающие слова везде, во всем. Уберем эти однородные обстоятельства. Смысл предложения не изменится: Сказка живет везде, во всем ( 5 слов)

Обобщение или объединение парцеллированных предложений; ряда предложений, связанных одной мыслью; частей предложений; конкретных, единичных фактов, событий, явлений.

Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут, как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов) Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов)

Упрощение однородных членов обобщающим словом; сложного предложения – простым; части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением; прямой речи – косвенной; части текста одним предложением; части предложения местоимением и т.д.

При замене необходимо Сформулировать получившееся предложение. Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.

Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. (12 слов) Сказки любят все. (3 слова )

Сочетание исключения и обобщения (объединения) Сказки. как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший — плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они очищают. (50 слов) Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слёзы, помогающие нам стать лучше . (20 слов)

Сочетание исключения и упрощения Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди . (64 слова) Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших людей, как и сказок, значительно больше. (18 слов)

Сочетание упрощения, исключения и объединения Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы еще верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и веселые сказки . (61 слово) Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга, не находят выхода из жизненных ситуаций. А выход прост: надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки.(29 слов)

Домашнее задание Используя приемы сжатия, сократить текст, полученный для индивидуальной работы. Повторить стили текста.

Источник

Способы сжатия текста. Урок русского языка в 9 классе
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) по теме

Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме «Способы сжатия текста»

Скачать:

Вложение Размер
9_klass.ppt 2.95 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Учитель русского языка и литературы МОУ АСОШ № 2 г. Андр е аполя Григорьева Г.В.

форма обработки информации исходного текста , проверяющая комплекс умений учеников: умение точно определять круг предметов и явлений; адекватно воспринимать авторский замысел; вычленять главное в информации; сокращать текст разными способами; правильно, точно и лаконично излагать содержание; находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

внимательно прочитайте текст ; обратите внимание на название текста ( как правило, в нём заключается тема или идея); найдите ключевые слова и словосочетания , определите тему и идею ; установите причинно-следственные связи (способ развёртывания) текста: ответ на поставленный вопрос, доказательство или опровержение бытующего мнения, материал для обобщающего вывода; определите стиль и тип речи ;

разделите текст на композиционно-смысловые части ( абзацы ) ; в каждом абзаце найдите ключевые слова и словосочетания; определите микротему абзаца; вспомните способы сжатия текста ( исключение, обобщение, упрощение ); составьте план, напишите изложение . начните работу по сжатию текста ;

Отношение к историческому прошлому Родины Любовь к Отечеству надо воспитать

Стиль языка Книжный Разговорный Художественной литературы Публицистический Официально – деловой Научный Стилевые черты речи все средства выразительности логичность образность эмоциональность оценочность точность, не допускающая иного толкования логичность объективность смысловая точность отвлеченность обобщенность эмоциональность образность конкретность простота речи

Из чего вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове – Родина? Мне было двадцать лет, когда на первую получку я приехал из Воронежа поглядеть Москву. Рано утром с поезда я пошёл на Красную площадь. Слушал, как бьют часы. Хотелось рукой потрогать кирпич в стене, потрогать камни, выстилавшие площадь. Мимо торопливо шли люди. Было удивительно – как можно по этой площади идти торопливо, говорить о погоде, о каких-то мелких делах? В те времена в Кремль не пускали. Я дождался, пока открылась дверь у решётки Василия Блаженного. Запомнились камни на узкой лестнице – «сколько людей прошло»! Потом я много раз бывал у Кремля. Уже поездив по миру, сравнивал и всегда с гордостью думал: ни в одном городе я не видел площади такой красоты, строгости, своеобразия. По Красной площади запрещено ездить по причине святости этого места и ввиду большого числа желающих пройти эту площадь простыми шагами. Сегодня, снимая шапку перед храмом Василия Блаженного на Красной площади, мы вспоминаем мастера, сотворившего это чудо. Древние зодчие, живописцы и плотники своё умение и талант могли выразить только в постройке монастырей, церквей и соборов. Сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастерству. И нельзя медлить. Бережного отношения требует всё: старинные постройки, народные ремёсла, древняя утварь, живопись в храмах, книги и документы, имена и могилы героев. При всех наших заботах о текущих делах, о хлебе насущном и о разведке вне земных далей. Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнём домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО. Любить Отечество невозможно заставить декретом. Любовь надо воспитать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Позиционное самоопределение учащихся на уроках русского языка 7 классе. Проектирование уроков по развитию речи на примере анализа текстов газетной публицистики.Презентация.

Презентация составлена на основе моей научной работы по соответствующей теме.

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру. Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м.

Обучение написанию сжатого изложения (урок русского языка в 7 классе)

Обучение написанию сжатого изложения (урок русского языка в 7 классе)Урок русского языка в 7 классе по теме «Обучение написанию сжатого изложения» проводится после изучения темы «Наречие. Слова катего.

Урок русского языка. 9 класс. Тема «Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста».

Урок русского языка.Развитие речи. 9 класс. Тема «Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста».

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру. Всё это бессло­весный язык природы. И только ч.

Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».

Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению.

Методическая разработка «Способы организации «квазиисследовательской» деятельности на уроках русского языка в классах развивающего обучения (5-9 классы)»

Методическая разработка по преподаваемому предмету, имеющая положительное заключение по итогам апробации в профессиональном сообществеСпособы организации «квазиисследовательской» деятельно.

Источник

Читайте также:  Переговоры как способ поведения
Оцените статью
Разные способы