- Способы словообразования, 6 класс презентация к уроку по русскому языку (6 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Презентация на тему «Способы словообразования».
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- Презентация по русскому языку на тему: «ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ РУССКОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Способы словообразования, 6 класс
презентация к уроку по русскому языку (6 класс)
Способы словообразования, 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_slovoobrazovaniya_6_klass.ppt | 707 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема «Способы словообразования. Морфемные способы образования слов».
Цель урока: научиться выполнять словообразовательный разбор слов, образованных морфемным способом.
вода водяной водица водопад подводный водичка водник наводнить подводник водянистый водомёт водный водопад водопровод
ЗАПОМНИ! Основа того слова, от которого образуется новое, называется производящей . Основа образованного слова называется производной , и само слово с этой основой называется производным. Основа же слова, которое ни от чего не образовано (т. е. основа, равная корню), называется непроизводной , само слово также называется непроизводным.
МОРФЕМНЫЕ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ суффиксальный приставочный приставочно- суффиксальный Бессуфиксный Сложение основ Сложение слов Переход из одной части речи в другую
ИК СТОЛ СТОЛ Суффиксальный способ Словообразовательная модель: стол ик стол Словообразовательный разбор: ик + основа производящего слова
Примеры: конфета + -к- → конфетка мебель + -н- → мебельный уголь + -щик- → угольщик умный + -еньк- → умненьк ий белый + -е- → белеть Производящая основа Производящая основа Производящая основа Производящая основа Производящая основа Производная основа Производная основа Производная основа Производная основа Производная основа
смелый Приставочный способ Словообразовательная модель: Словообразовательный разбор: ЫЙ смел ЫЙ смел не не смелый не + прилагательное
Примеры: пра+родина → прародина (существительное) пре + мудрый → премудрый ( прилагательное) про + читать → прочитать (глагол) / / не + когда → некогда (наречие) Производящая основа Производная основа Производящая основа Производящая основа Производящая основа Производная основа Производная основа Производная основа
и закон ть у Приставочно-суффиксальный способ Словообразовательная модель: у + основа производящего слова и ть закон Словообразовательный разбор у закон и ть
Примеры: за + штор + и ть → зашторить со- + труд+ ник → сотрудник Производящая основа Производящая основа Производная основа Производная основа
Бессуффиксный способ Словообразовательная модель : поднос и поднос Словообразовательный разбор : и — основа производящего слова ТЬ подносить поднос
Сложение: а) слов б) основ : — с помощью соединительных гласных — без помощи соединительных гласных в )образование сложносокращенных слов г) повторы а) Генерал-лейтенант, плащ-палатка б)- Труб о провод — Ави ап очта в) Главк ( глав ный к омитет) — Стен газета — МГУ — Универсам г) Белый-белый
Переход одной части речи в другую Заводская столовая (сущ.) – столовая (прил.) комната. Кондитерская (сущ.) – кондитерский (прил.) цех.
Образуйте от глаголов слова бессуффиксным способом Бегать Поджигать Восходить
1. В каком ряду все слова образованы приставочным способом? 1) записать, разжечь; 2) покусать, вкусный; 3) подвижный, подписка.
2. В каком ряду все слова образованы суффиксальным способом? 1) травяной, безрукавка; 2) берёзовый, лесной; 3) домик, ошейник.
3. В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом? 1) вырастить, росточек; 2) заплыв, опилки; 3) наездник, записка.
4. В каком ряду все слова образованы бессуффиксным способом? 1) перерыв, ленточка; 2) осиновый, заплыв; 3) переход, заход.
5. В каком ряду все слова образованы сложением основ? 1) бензовоз, плащ-палатка; 2) ледокол, пароход; 3) самовар, столовая.
Ответы 1. 1 2. 2 3. 3 4. 3 5. 2
Словообразовательные словари показывают, как образованы слова. Из словообразовательных словарей следует назвать «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А.Н. Тихонова (1978). Словарная статья не имеет описаний и толкований, слова размещены по гнездам, в каждом из которых объединены однокоренные слова. Корень служит носителем общего значения. Все производные слова даются в определенной последовательности, отражающей ступенчатый характер словообразования в русском языке, например: слаб(ый) Мне нравится
Источник
Презентация на тему «Способы словообразования».
Описание презентации по отдельным слайдам:
Приставочный (префиксальный) способ способ образования слова путём присоединения приставки к целому слову. Например: бежать → добежать, яхта → суперъяхта, информировать → дезинформировать, внук → правнук, общественный → антиобщественный, всегда → навсегда, брать → отобрать, звук → ультразвук, чемпион → экс-чемпион, важный → архиважный, симметрия → асимметрия, мобилизация → демобилизация, организация → реорганизация, модный → сверхмодный. способы
Суффиксальный способ (суффиксация) способ образования слова путём присоединения суффикса к основе слова. Например: читать → читатель, синий → синеть, белый → белизна, океан → океанарий, экзамен → экзаменатор, комфорт → комфортабельный, два → двое, три → трижды, мяу → мяукать, болото → болотистый, хрипеть → хриплый, белый → белить, два → дважды, академия → академик, акция → акционер, музыка → музыкант, программа → программист, дождь → дождливый, амбиция → амбициозный.
Особым видом суффиксального способа является нулевая суффиксация(образование деривата посредством нулевого суффикса). Например: синий → синь, тихий → тишь, входить → вход, бегать → бег. Некоторые лингвисты считают, что подобные дериваты образуются флексийным способом, то есть флексия в структуре данных слов выполняет синкретичную функцию. В школьной практике в подобных случаях обычно используют термин бессуффиксный (или безаффиксный) способ словообразования. способы
Приставочно-суффиксальный способ способ образования слова путём одновременного присоединения приставки (префикса) и суффикса к основе слова. Например: город → пригородный, звук → озвучить, Москва → Подмосковье, река → междуречье, мышца → внутримышечный, пятеро → впятером, ясный → выяснить, плотный → вплотную, срок → досрочный, билет → безбилетный, берег → побережье, боль → обезболить. способы
Приставочно-постфиксальный способ образования слова путём одновременного присоединения приставки (префикса) и постфикса к целому слову. Например: есть → наесться, читать → вчитаться, плакать → расплакаться, мечтать → размечтаться, терпеть → притерпеться. способы
Суффиксально-постфиксальный способ способ образования слова путём одновременного присоединения суффикса и постфикса к основе слова. Например: гордый → гордиться, куст → куститься, невеста → невеститься, ветвь → ветвиться, нужда → нуждаться. способы
Приставочно-суффиксально-постфиксальный способ образования слова путём одновременного присоединения приставки (префикса), суффикса и постфикса к основе слова. Например: смех → насмехаться, банкрот → обанкротиться. способы
Сложение способ образования слов на базе сочинительного или подчинительного сочетания, при котором последний компонент является целым словом, а первый компонент (компоненты) – основой. Например: светлый и розовый → светло-розовый, оборачиваемость товара → товарооборачиваемость, овощ и хранилище → овощехранилище, защита рыб → рыбозащита, официальный и деловой → официально-деловой, научный и популярный → научно-популярный, русский и английский → русско-английский. способы
Сложно-суффиксальный способ образования сложных слов при помощи словообразовательных средств, использующихся при суффиксации, и словообразовательных средств, использующихся при сложении. Например: железная дорога → железнодорожный, орден и носить → орденоносец, два метра → двухметровый, голова и ломать → головоломка. Особым случаем здесь является сложение в сочетании с нулевой суффиксацией, например: рыба + ловить → рыболов (согласно другой точке зрения – сложно-флексийный). способы
Сращение «…способ словообразования, при котором производное слово во всех своих формах полностью тождественно по морфемному составу синонимичному словосочетанию; синтаксическая связь этого сочетания (управление или примыкание) остаётся живой в структуре производного слова: вечнозелёный, тяжелобольной, умалишённый…» Например: высоко оплачиваемый → высокооплачиваемый, мало исследованный → малоисследованный, быстро растворимый → быстрорастворимый. способы
Аббревиация способ образования производных слов (существительных) путём сложения усечённых отрезков или усечённых отрезков и целых слов исходного словосочетания (реже – слова). Например: запись актов гражданского состояния → загс, агропромышленный комплекс → АПК, государственный аппарат → госаппарат, радиостанция → рация, заведующий хозяйством → завхоз, заведующий учебной частью → завуч, заведующий складом → завскладом, военный комиссариат → военкомат, банковский автомат → банкомат. способы
Усечение способ образования производных слов (существительных) путём усечения производящей основы (производящее – существительное) по аббревиатурному принципу, то есть вне границ морфем. Например: специалист → спец, фестиваль → фест, абитуриент → абитура, заместитель → зам. способы
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 812 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 322 человека из 58 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 323 человека из 65 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-323718
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
В Пензенской области запустят проект по снижению административной нагрузки на учителей
Время чтения: 1 минута
Шойгу предложил включить географию в число вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
Вопрос о QR-кодах для сотрудников школ пока не обсуждается
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Презентация по русскому языку на тему: «ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ РУССКОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Основные способы русского словообразования 1. Способы морфемного образования слов Презентацию подготовила: Оксенчук Вера Николаевна Учитель русского языка и литературы МБОУ Наро-Фоминская сош №4 с УИОП
Ведущим способом русского словообразования является МОРФЕМНЫЙ В зависимости от того, какие морфемы и как используются для образования слова, выделяются следующие основные способы морфемного словообразования:
1.1 Приставочный Образование слова при помощи приставки: Писать Переписать Прочный Сверхпрочный
1.2 Суффиксальный Образование слов при помощи суффикса: Картофель Картофельный Гриб Грибник *Разновидностью суффиксального способа является нулевая суффиксация: Синий синьо Насыпать насыпьо Четвёртый четвертьо
1.3 Постфиксальный Образование слова при помощи постфикса: Расчёсывать Расчёсываться Кто кто-либо
1.4 Приставочно-суффиксальный Образование слова при помощи одновременного присоединения приставки и суффикса: Глотать Проглотить Одеяло Пододеяльник
1.5 Приставочно-постфиксальный Образование слова при помощи одновременного присоединения приставки и постфикса: Думать Вдуматься Спать Выспаться ХАРАКТЕРЕН ТОЛЬКО ДЛЯ ГЛАГОЛОВ
1.6 Суффиксально-постфиксальный Образование слова при помощи одновременного присоединения суффикса и постфикса: Резвый Резвиться Холм Холмистый ХАРАКТЕРЕН ТОЛЬКО ДЛЯ ГЛАГОЛОВ
1.7 Приставочно-суффиксально-постфиксальный Образование слова при помощи одновременного присоединения приставки, суффикса и постфикса: Цена Прицениться Щедрый Расщедриться ХАРАКТЕРЕН ТОЛЬКО ДЛЯ ГЛАГОЛОВ
1.8 Сложение Образование слова в результате объединения основы слова и целого слова при помощи интерфиска либо без него: Лес+степь Лесостепь Диван+кровать Диван-кровать * Путём сложения основ образуются сложные слова: водоустойчивый, плащ-палатка, юго-восток.
1.9 Сложение сокращенных основ (аббревиация) Образование слов в результате сложения: А) нескольких сокращенных основ Заведующий учебной частью завуч Б) сокращенной основы с целым словом Туристический поход турпоход * Сложносокращенные слова также называют аббревиатурами * Аббревиация характерна только для имен существительных
Аббревиатуры бывают Слоговые- состоящие из начальных слогов (частей) слов: Профсоюзный комитет профком Слого-словные- состоящие из начальной части одного слова и целого другого слова: Агитационный пункт агитпункт Буквенные- состоящие из званий начальных букв: Белорусский государственный университет БГУ [бэ-гэ-у] Звуковые-состоящие из начальных звуков каждого слова: Высшее учебное заведение вуз
1.10 Сложно-суффиксальный Образование слова путём сложения основ с одновременным присоединением суффиуса: Широкий+кость ширококостный Длинный+волокно длинноволокнистый *Необходимо помнить, что при словообразовании могут происходить различные явлния: Чередование звуков Усечение основы Наложение морфем
Основные способы русского словообразования 2. Переход из одной части речи в другую
Морфолого-синтаксический способ (Ложка) столовая столовая (хорошая) прилагательное существительное (Посмотреть) вокруг вокруг (дома) наречие предлог
В современном русском языке морфолого-синтаксическим способом наиболее активно образуются существительные Переход разных частей речи в имена существительные называется СУБСТАНТИВАЦИЕЙ Детская комната Светлая детская
Человек- одно звено в бесконечной цепи жизней, которая тянется через него из глубины прошедшего (существительное) к бесконечному будущему (существительное) (В. Короленко). Люблю ходить в кафе- есть мороженое (существительное) и запивать его газированной водой (В. Драгунский).
Основные способы русского словообразования 3. Слияние
Лексико-синтаксический способ Слова могут образовываться из словосочетания путём слияния слов последнего в одно слово: Быстрорастворимый Сумасшедший * В современном русском языке данным способом образуются имена прилагательные
Слова, образованные способом слияния, отличаются от слов, образованных способом сложения тем, что полностью повторяют морфемный состав слов и структуру словосочетаний, на базе которых они возникли.
Задания для самоконтроля: Ученики должны самостоятельно подготовить по два-три примера на все основные способы русского словообразования: 10 видов морфемного образования, переход из одной части речи в другую, слияние. Составить три предложения с любыми словами на выбор (см.1 задание).
Спасибо за внимание
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 812 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 322 человека из 58 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 323 человека из 65 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Данная презентация поможет в полной мере отразить все основные способы словообразования в русском языке. Презентация станет отличным дополнением к уроку.
Материал изложен кратко, но подробно. В разработке приведены примеры на каждый из способов. Работа включает в себя и задание для учеников, способствующее пониманию и закреплению изученного на уроке материала.
Номер материала: ДБ-1493633
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения работает над единым подходом к профилактике девиантного поведения детей
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
В Северной Осетии организовали бесплатные онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки разработало концепцию преподавания истории российского казачества
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник