Презентация определите способ сокращения исключение обобщение упрощение

Презентация по русскому языку на тему «Способы компрессии текста» (7 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок развития речи в 7 классе. Тема: Подготовка к написанию сжатого изложения. Цель: Обучение приемам компрессии текста изложения; Познакомить со способами компрессии текста

Словарь: Компрессия — сжатие. Микротема.

При сжатии любого текста опускаются диалоги пространные описания природы описания чувств настроений. сохраняются ключевые слова и обороты речи наиболее характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передается колорит исходного текста.

Существуют три способа сжатия текста: Исключение Обобщение Упрощение

Исключение — исключение подробностей,деталей, конкретных примеров, числовых данных, авторских пояснений, отступлений и т.п. Пропуск предложений, содержащих второстепенные факты; пропуск предложений с описаниями и рассуждениями. Исключение повторов. Исключение фрагмента предложения. Исключение одного или нескольких синонимов.

Обобщение Обобщение нескольких однородных мелких (частных, единичных) вопросов. В этом случае ученик должен сначала найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, то есть переформулировать мысль своими словами. В коробке лежали синие, красные, зеленые и жёлтые шары. = В коробке лежали разноцветные шары. образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи.

Упрощение Разбивка сложного предложения на сокращенные простые; замена сложноподчинённого предложения простым. перевод диалога или прямой речи в косвенную; замена фрагмента текста синонимичным выражением. переформулирование мысли своими словами.

Приемы компрессии текста Содержательные Языковые Разделение информации на главную и второстепенную Свёртывание информации за счёт обобщения Замена однородных членов предложения обобщающим словом Замена фрагмента предложения синонимом Замена предложения или его части указат. Местоимением Замена СПП простым Исключение повторов Исключение синонимов Исключение фрагмента предложения Слияние несколько предложений в одно

Содержательные приемы сокращения текста Здесь важно хорошо понять текст, определить: Проблему, содержащуюся в тексте Стиль текста Тип речи Строение абзацев Структуру предложений Необходимо также уметь отделять главную информацию от второстепенной Важная информация как правило содержится в главной части сложного предложения

Упражнение №1. Прочитайте предложения и выпишите из них главную информацию А) Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру. Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру. Проверь себя

Б) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются. Б) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются. Проверь себя Конечный вариант Чистый воздух нужен не только людям, но и машинам.

Упражнение №2. Перед вами первые два абзаца текста. Какая информация вам кажется факультативной? Какие предложения, перестроив, можно соединить? Используя различные приёмы сжатия текста, передайте основную информацию так, чтобы объём вашего высказывания не превышал 35 слов. Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем нерациональные мечты. Цель всегда конкретна, измеряемы, достижима. 3. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. 4. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь.

Языковые приемы сокращения текста Дать подтверждение – подтвердить; привести доказательство – доказать; проводить исследование — …; совершать превращение — …; проявлять интерес — …; выдвинуть предположения — …; Процесс реакции – реакция; свойство упругости — …; месяц март — … А) трансформация словосочетаний Упражнение 3. Выберите из синонимичных языковых средств наиболее краткие, ёмкие, экономичные.

Языковые приемы сокращения текста Для того чтобы осуществить – для осуществления; для того чтобы получить – для получения; для того чтобы изменить — …; для того чтобы соединить — …; для того чтобы распределить — …; для того чтобы рассмотреть — … В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь (достичь цели) В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать для достижения цели) Энергии, выделяющейся для ядерной реакции, достаточно, чтобы нагреть от комнатной температуры до кипения 150 т воды. (Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно для нагревания от комнатной температуры до кипения 150 т воды) Б) трансформация предложений Упражнение 4. Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией.

Читайте также:  Котлета натуральная способ тепловой обработки

Языковые приемы сокращения текста Чтобы ядерная реакция протекала, необходимо снизить скорость движения нейронов приблизительно в 10000 раз. (Для протекания ядерной реакции необходимо снизить скорость движения нейронов приблизительно в 10000 раз) Если бы на мгновение прекратилось действие электромагнитных сил, то сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы. (С прекращением действия электромагнитных сил сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы) Упражнение 5. Замените придаточные условия и причины предложно-падежной конструкцией или деепричастным оборотом

Основные языковые приемы компрессии: Замена: Замена однородных членов обобщающим наименованием; Замена фрагмента предложения синонимичным выражением; Замена предложения или его части указательным местоимением; Замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; Замена сложноподчиненного предложения простым.

Исключение: Исключение повторов; Исключение фрагмента предложения; Исключение одного или нескольких из синонимов.

3. Слияние: Слияние нескольких предложений в одно.

Последовательность операций при сжатии текста Определение стиля исходного текста; Уточнение темы и основной мысли; при этом особое внимание обращается на заглавие текста и на подтекст; Определение типа текста; Анализ содержания текста (выявление микротем, составление плана, уточнение центральной части); Выполнение чернового варианта; Проверка собственного текста на сохранение связности и наличие ключевых языковых средств.

Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком – реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск: не может ни дня прожить без Бородинского поля. Мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками, что были воздвигнуты на Бородинском поле благодарными потомками. И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Сделавшие это совершили преступление против самого благородного из чувств – признательности герою, защитнику национальной свободы России, признательности русских брату-грузину. Попробуйте сжать текст, используя разные способы сжатия текста.

Довелось мне как–то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком – реставратором Н.И.Ивановым. Мы оба обнажили головы перед памятниками, воздвигнутыми на этом месте благодарными потомками. И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Преступники запятнали одно из благородных чувств – признательность защитнику национальной свободы России.

Домашнее задание Упражнение 261. Запишите текст, используя способы и приемы компрессии текста. Сократите текст до 60-70 слов.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 812 человек из 76 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 322 человека из 58 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 323 человека из 65 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Сжатое изложение текста — это краткий пересказ основного содержания, в котором необходимо сохранить только все самое важное с точки зрения смысла.Умение пересказывать текст кратко — необходимый навык для работы над текстом. Успешность написания сжатого изложения зависит от того, насколько ученик подготовлен к его написанию. Презентация «Способы компрессии текста» знакомит ребят с содержательными, языковыми способами и приемами сжатия текста.Здесь представлениы виды сокращения текста, последовательность операций при компрессии исходного текста, даны тренировочные упражнения и задания.

Номер материала: 418271

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Студентам вузов могут разрешить проходить практику у ИП

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

В Осетии студенты проведут уроки вместо учителей старше 60 лет

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

В Пензенской области запустят проект по снижению административной нагрузки на учителей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Способы сжатия текста. Способы сжатия Т.Н.Самсонова. Сузун — 20132 ИСКЛЮЧЕНИЕ ОБОБЩЕНИЕ УПРОЩЕНИЕ. — презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАнгелина Буконина

Похожие презентации

Презентация на тему: » Способы сжатия текста. Способы сжатия Т.Н.Самсонова. Сузун — 20132 ИСКЛЮЧЕНИЕ ОБОБЩЕНИЕ УПРОЩЕНИЕ.» — Транскрипт:

1 Способы сжатия текста

Читайте также:  Предел последовательности способы вычисления пределов

2 Способы сжатия Т.Н.Самсонова. Сузун ИСКЛЮЧЕНИЕ ОБОБЩЕНИЕ УПРОЩЕНИЕ

3 Исключение подробностей, деталей При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст. Т.Н.Самсонова. Сузун

4 Приёмы исключения: исключение повторов; исключение одного или нескольких синонимов; исключение уточняющих и поясняющих конструкций; исключение фрагментов предложения; исключение одного или нескольких предложений; исключение предложений, содержащих второстепенные факты; исключение предложений с описаниями и рассуждениями. Т.Н.Самсонова. Сузун

5 Задание 1. Прочитайте текст. Выделите второстепенную информацию и исключите её. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (По материалам периодической печати) Т.Н.Самсонова. Сузун

6 Задание 2. Прочитайте текст. Что можно исключить без ущерба для его содержания? Мы набирали огромные охапки палой листвы и если домой прекрасные, печальные букеты, и сами пропитывались их горьким запахом. (По Ю.Нагибину) Т.Н.Самсонова. Сузун Мы собирали огромные печальные букеты и пропитывались их горьким запахом.

7 Задание 3. Сократите текст вдвое. Тут откуда-то из-за угла выскочила с оглушительным лаем Буська, коричневый бульдог, любимица всей семьи Горького. Она пришла в ярость, чувствуя запах медвежьей шкуры, её янтарные прозрачные глаза вспыхнули колючей искрой собачьей ненависти, кожа складками собралась на загривке, упругие ляжки напряглись перед решительным прыжком. (В.А.Рождественский) Т.Н.Самсонова. Сузун

8 Внезапно откуда-то выскочила Буська, бульдог. Разъярённая собака, почуяв запах медвежьей шкуры, напряглась перед прыжком, глаза её вспыхнули ненавистью, кожа на загривке собралась в складки. Т.Н.Самсонова. Сузун

9 Задание 4. Прочитайте текст и сократите его. Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. И ещё – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свою землю, своё – пусть и непонятное тебе – родное слово. (Д.С.Лихачёв) Любовь к родному краю начинается с малого – с любви к своей семье, с уважения к людям. Т.Н.Самсонова. Сузун

10 Задание 5. Исключите второстепенную информацию предложения. С самого начала своей научной деятельности М.В.Ломоносов руководствовался принципом сохранения вещества и движения (силы), который составлял неотъемлемую часть его представлений о явлениях, изучающих естественные науки. С самого начала своей научной деятельности М.В.Ломоносов руководствовался принципом сохранения вещества и движения (силы). Т.Н.Самсонова. Сузун

11 Задание 6. Что можно исключить из текста без ущерба для его содержания? Шаляпин стал первым в мире певцом и великим актёром – ведь трудно сказать, что в «Борисе Годунове» больше волновало – пение или игра Шаляпина? Богата Россия талантами, но скольким из них удаётся развиться и не заглохнуть в полной безвестности? А вот Шаляпин не погиб. Поднялся с самых народных низов, пришёл из Суконной слободки, чтобы дать миру, по выражению Стасова, «радость безмерную». (А.Седых) Т.Н.Самсонова. Сузун

12 Шаляпин стал первым в мире певцом и великим актёром. Трудно сказать, чем он больше волновал публику – пением или актёрской игрой. Богата Россия талантами, но многие гибнут, не раскрывшись. А Шаляпин выжил. Он поднялся с самых низов, чтобы дать людям, «радость безмерную». Т.Н.Самсонова. Сузун

13 Обобщение При обобщении материала вычленяются единичные факты, затем подбираются языковые средства их обобщённой передачи и составляется новый текст. Т.Н.Самсонова. Сузун

14 Приёмы обобщения: замена однородных членов предложения обобщающим наименованием; замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением. Т.Н.Самсонова. Сузун

15 Задание 1. Как можно словосочетанием охарактеризовать «многоликость» Куприна? Он был «един и многолик». «Един» потому, что был Александром Ивановичем Куприным – художником слова, своеобразным и неповторимым. «Многолик» потому, что были ещё Куприны: один – землемер, другой – грузчик, третий – учётчик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но это рабочее воинство совмещалось в одном лице – писателе Куприне. (По Б.Д.Челышеву) Т.Н.Самсонова. Сузун разных профессий

16 Т.Н.Самсонова. Сузун Он был «един и многолик». «Един» потому, что был Александром Ивановичем Куприным – художником слова. «Многолик» потому, что были ещё Куприны разных профессий. Но это рабочее воинство совмещалось писателе Куприне.

17 Не менее щедра и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, жёлтой, красной, мраморной, листве берёз, осин, клёнов, лип. (По Ю.М.Нагибину) Задание 2. Замените слова одной лексической группы общим понятием (словом) Т.Н.Самсонова. Сузун Не менее щедрой была и чистопрудная осень. Бульвар утопал в пёстрой листве деревьев.

18 Задание 3. Как можно несколькими словами охарактеризовать архитектурный облик Ленинграда? Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. (По Д.С.Лихачёву) Т.Н.Самсонова. Сузун Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде, облик которого связан с именами известных архитекторов.

Читайте также:  Інформація за способом сприйняття

19 Задание 4. Сократите предложение, заменив похожие по смыслу выражения общим понятием (словосочетанием) Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами? (По И.Милославскому) Т.Н.Самсонова. Сузун Можно ли одинаково интересоваться разными отраслями наук?

20 Задание 5. Сократите текст, переведя частную информацию об отношении к людям в общее представление об этом. Достаточно ли, например, у нас воображения? Ведь воображение нужно вовсе не для того, чтобы придумать нечто несуществующее или несбыточное. Воображение нужно для того, чтобы охватить умом и сердцем всё богатство жизни, её ситуаций, чтобы увидеть мысленным взором потаённые уголки человеческой души. Без воображения нет образа мира и образа человека. А без этих образов жизнь становится плоской и упрощённой, в ней нас окружают лишь модели и схемы, а не живые люди. (По материалам сайтов Интернета) Т.Н.Самсонова. Сузун

21 Т.Н.Самсонова. Сузун Достаточно ли у нас воображения, которое необходимо для того, чтобы охватить всё разнообразие жизни и человеческой души, и без которого жизнь станет упрощённой, а люди схематичными?

22 Задание 6. Сократите текст вдвое. Эти трое были живые, смешливые, острые на язык. Разговор шёл о новых книгах. Было приятно слышать, как эти ребята, молодые строители, показывали свой вкус, самостоятельность суждений. Они знали стихи Булата Окуджавы, уже прочитали новый роман Габриэля Гарсии Маркеса. Они были в курсе последних фильмов и премьер, которых я ещё не видел, и книжных новинок, о которых я ещё понятия не имел. (По Д.Гранину) Т.Н.Самсонова. Сузун

23 Т.Н.Самсонова. Сузун Эти трое были остроумными. Разговор шёл о новых книгах. Ребята, молодые строители, показывали свой вкус, самостоятельность суждений. Они знали книжные новинки и были в курсе последних фильмов и премьер.

24 Упрощение При упрощении материала информация должна предстать в упрощённой форме. Приёмы упрощения: слияние нескольких предложений в одно; замена предложения или его части указательным местоимением; замена СПП простым; Т.Н.Самсонова. Сузун

25 Т.Н.Самсонова. Сузун замена фрагмента предложения синонимичным выражением: придаточного определительного синонимичным определением; придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом; согласованного определения, выраженного причастным оборотом нераспространённым согласованным определением; придаточных предложений дополнениями; прямой речи косвенной.

26 Задание 1. Сократите текст. Дом Чайковского стоял на пригорке. Леса уходили вниз, в весёлую даль, где лежало среди зарослей озеро. Там у композитора было любимое место – оно называлось Рудым Яром. (К.Г.Паустовский) Дом Чайковского стоял на пригорке, с которого был вид на весёлую даль. Там, у озера, было любимое место Чайковского – Рудый Яр. Т.Н.Самсонова. Сузун

27 Задание 2. Сократите текст вдвое. Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? Как выбрать это время? Находится же оно для того, чтобы вместе смотреть телевизор! Разве мы не просиживаем перед ним иногда часами, даже когда ничего особенного не показывают? Страница книги – это огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору! (По. С.Львову) Т.Н.Самсонова. Сузун

28 Т.Н.Самсонова. Сузун Если можно выбрать время для просмотра телевизионных программ, то можно найти время и для совместного чтения. Страница книги – это огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору.

29 Задание 3. Изложите содержание текста простым предложением. Итак, язык жестов может носить вспомогательный характер, сопровождая звуковой язык. Жесты делают нашу речь выразительной, помогают нам произвести большее впечатление на собеседника. Язык жестов сопровождает звуковой язык, делает его выразительным и помогает произвести впечатление на собеседника. Т.Н.Самсонова. Сузун

30 Задание 4. Постройте сложное предложение с разными видами связи. Как относиться к историческому и культурному своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины. (Д.С.Лихачёв) Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Каждый ответит, что его надо оберегать, но в памяти всё же возникают иные, горестные картины. Т.Н.Самсонова. Сузун

31 Задание 5. Запишите два простых предложения. На полевой дороге мне попались навстречу две деревенские девушки. Они шли, должно быть, издалека. Пыльные туфли, связанные тесёмками, висели у них через плечо. Они о чём-то болтали, смеялись, но, увидев меня, тотчас замолкли, торопливо поправили под платочками светлые волосы и сердито поджали губы. (К.Г.Паустовский) Т.Н.Самсонова. Сузун

32 Задание 6. Запишите содержание текста с помощью сложноподчинённого предложения. Цезарь и Ганнибал карабкались по крутым склонам. Они предупреждали седоков. Седоки крепко держались в сёдлах. Цезарь и Ганнибал карабкались по крутым склонам, предупреждая медоков, чтобы те крепко держались в сёдлах. Т.Н.Самсонова. Сузун

33 Т.Н.Самсонова. Сузун При оценивании обращается внимание не на количество слов в изложении, а на уровень владения приёмами сжатия. Важно не только наличие приёмов сжатия, но и правильность их применения. При правильном использовании приёмов компрессии (сжатия) исходного текста в изложении сохраняется суть авторской мысли и возможность её восприятия читателями.

Источник

Оцените статью
Разные способы