Презентация мотивация способы повышения

Презентация «Способы и приёмы развития мотивации учебной деятельности»
презентация к уроку на тему

Что более всего мешает учителю создать здоровую мотивационную сферу на уроке, как вызвать интерес к предмету. М етоды, формы, приемы формирования учебной мотивации школьников.

Скачать:

Вложение Размер
seminar_sposoby_i_priyomy_razvitiya_motivatsii_uchebnoy_deyatelnosti.pptx 184.44 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Семинар «Способы и приёмы развития мотивации учебной деятельности»

«Интерес» (по И. Герберту) – это синоним учебной мотивации. Мотив — направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней (т. е., то ради чего учится школьник, что побуждает его к учению).

Познавательные мотивы направленность на изучение материала по предмету процесс познания приёмы приобретения знаний организация учебного труда самообразование

социальные мотивы направленность на общение с людьми отношения с другими людьми стремление занять определённое место среди сверстников заслужить авторитет осознавать анализировать способы своего сотрудничества и взаимодействия

В начальном звене стимул – оценка. К окончанию начальной школы необходимо сформировать учебно-познавательный мотив – интерес к способам добывания новых знаний. Средний школьный возраст стимулируется соответствующей учебно-познавательной мотивацией. Старший школьный возраст- выбор профессиональной деятельности . Главная мотивация старшего возраста – овладеть приемами учения и самообразования.

Причина спада школьной мотивации: У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего. Отношение ученика к учителю. Отношение учителя к ученику. У девочек 6-7 классов снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания. Личная значимость предмета. Умственное развитие ученика. Продуктивность учебной деятельности. Непонимание цели учения. Страх перед школой.

Учебная мотивация определяется целым рядом факторов. она определяется образовательным учреждением; организацией образовательного процесса; особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д. ); особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу; спецификой учебного предмета.

ВАЖНО: благоприятный психологический климат . Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, на ободряющее прикосновения .

Что более всего мешает учителю создать здоровую мотивационную сферу на уроке: Неумение удержать дисциплину на уроке, в результате чего цель урока не может быть достигнута; Неумение организовать деятельность, творчество учащихся на уроке; Неумение создать обстановку и возможности для успеха каждого ученика; Отсутствие собственных внепредметных интересов и умений, которые могут быть значимы для учащихся; Педагогические и психологические ошибки в общении с детьми, которые не дают достаточного авторитета учителю; Несдержанность, агрессивность, крикливость, как проявление отсутствие профессионализма;

Интерес к предмету общая атмосфера в классе отношения учителя и учащихся занимательность изложения учебного материала эмоциональность речи учителя, организация познавательных игр, конкурсов, анализ жизненных ситуаций.

Это интересный для меня предмет, он мне нравится (9 классы)

Это интересный для меня предмет , он мне нравится ( 10 классы)

Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации школьников 1 Этап вызывания исходной мотивации . На начальном этапе урока преподаватель может учитывать несколько видов побуждений учащихся: актуализировать мотивы предыдущих достижений («мы хорошо поработали над предыдущей темой»), вызывать мотивы относительной неудовлетворенности («но не усвоили еще одну важную сторону этой темы»), усилить мотивы ориентации на предстоящую работу («а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях»), усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.

Формы организации нестандартного начала урока : Эмоциональное вхождение в урок «Поделись улыбкою своей». Мешок настроений. Аутотренинг. Музыка в подарок. «Дерево настроений». Психологическая установка на урок. Интегрированная разминка. Сказка. Мимические упражнения. Рифмованное начало урока. Игра. Вопрос (проблемный вопрос). Шуточный тест.

2 этап: подкрепления и усиления возникшей мотивации . Учитель ориентируется на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к нескольким способам решения задач и их сопоставление (познавательные мотивы), к разным формам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Учащиеся усваивают содержание темы программы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в это содержание.

Познавательная сфера: разноуровневые задания; дифференциация заданий; занимательность; наглядность; игра; проблемное обучение; поддержка альтернативности, множественности мнений; задание массивом.

Мотивационная сфера: фантастическая добавка; удивляй (парадокс); отсроченная загадка (или задание); прогнозирование; «да — нетка »; «иду в гости»; привлекательная цель; приёмы создания ситуаций успеха (эмоциональные поглаживания , анонсирование,«Даю шанс», «Заражение»).

Социальные мотивы : приёмы: «Оратор»; «Автор»; «Фантазёр»; «Кумир»; «Профи ».

3.Этап завершения урока . Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя. Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной. По результатам социологических опросов выявлены причины мотивации, которые заставляют учащихся лучше учиться : 1) хорошая отметка на уроке 2) хорошо стараются подготовиться к зачёту или контрольной работе 3) изучение материала учебника 4) Проявить и развить свои способности 5) Интерес учащихся к предмету также зависит от их отношения к преподавателю

Выводы : Мотивация – один из факторов успешного обучения учащихся на уроках. Снижение положительной мотивации учащихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения. Развитие мотивов, связанных с содержанием и процессом учения, позволяет повысить результативность обучения по всем общеобразовательным предметам. Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.

Источник

Презентация к семинару «Учебная мотивация. Способы и приемы повышения»

Описание презентации по отдельным слайдам:

ГОУ СПО «Киселевский политехнический техникум» Семинар: «Учебная мотивация. Способы и педагогические приемы повышения» Автор: Мерзлякова О.В., методист 27.11.2014 год

Упражнение «Подари улыбку» Друзья! Не бойтесь улыбаться! Улыбка — вестник перемен. Позвольте радости к вам в двери постучаться, Она прогонит грусть и подарит веселья плен!

Упражнение «Поляна желаний»

КЕЙС-МЕТОД СИТУАЦИЯ №1. Несколько студентов играют на вашем уроке в знаменитую всем игру «Морской бой». В ответ на ваши замечания они говорят: «Ваш предмет нам не интересен и в жизни не пригодится!». План работы: Определить проблему. Выявить причины возникшего конфликта. Наметить несколько путей решения проблемы. СИТУАЦИЯ №2. «Вы ведете урок у студентов 2 курса. Несколько обучающихся слушают музыку, но при этом не нарушают учебную дисциплину. В середине урока двое парней молча уходят с урока».

Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». В.А. Сухомлинский

«СИНКВЕЙН» ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ: 1 строка – тема «Мотивация». 2 строка – Описание темы 2 словами – прилагательными. 3 строка – Описание действия в 3 словах (глаголы, причастия). 4 строка – Фраза из 4 слов, выражающая отношение к данной теме (разные части речи). 5 строка – Синоним темы – одно слово.

Учеными доказано, что результаты учебной деятельности человека всего на 20 – 30% зависят от интеллекта, и на 70 – 80% от преобладающих у него мотивов учения.

Понятия «мотив» и «мотивация» Мотивация – это совокупность мотивов, определяющих учебную деятельность. Мотив – это то, что побуждает человека к определенному действию.

Проблему мотивации изучали знаменитые советские педагоги и психологи: А.Н. Леонтьев; А.К. Маркова; Б.Г. Ананьев; В.В. Давыдов; Д.Б. Эльконин. Среди зарубежных авторов большое внимание изучению этого вопроса посвящал Дж. Брунер.

Познавательные мотивы связаны с содержанием учебной деятельности Как определить наличие познавательных мотивов у студента? — проявляет интерес к новым знаниям; — стремится к самообразованию, самосовершенствованию; — выбирает различные способы добывания новых знаний.

Социальные мотивы связаны с различными видами социального взаимодействия студента с окружающими людьми К ним относятся: — стремление получать новые знания, чтобы быть полезным людям; — желание выполнить свой долг; — стремление хорошо подготовиться к профессии. К социальным мотивам относятся позиционные мотивы: — стремление занять лидирующую позицию среди сверстников; — получить одобрение окружающих; — заслужить авторитет, самоутвердиться.

Уровни познавательных мотивов

Уровни социальных мотивов

Внутренние мотивы связаны с интересом обучающихся к учебной деятельности, стремлением к саморазвитию, развитию у себя каких-либо качеств. Внешние мотивы проявляются в том, что учебная деятельность осуществляется в силу долга, желания получить хорошую отметку, заслужить особый статус среди сверстников, либо просто из-за давления родных.

Мотивы, направленные на достижение успеха, проявляются в наличии у студента цели, к реализации которой он стремится, выбирая самые разные средства и способы ее достижения. Мотивы, направленные на избегание неудач, проявляются в отсутствии у студента уверенности в себе, убеждении, что нет способностей учиться. Профессию, чаще всего, за него выбирают родители.

Идеальная модель учебной мотивации

Формировать учебную мотивацию – это не значит вложить в голову студента готовые мотивы, педагог для этого должен создать такие условия и ситуации на учебном занятии, где эти мотивы бы сами развивались.

Активные методы обучения — это способы активизации познавательной деятельности обучающихся, которые побуждают их к активному творчеству, мыслительной деятельности в процессе получения знания и овладения новыми.

УПРАЖНЕНИЕ «ДЕРЕВО МОТИВОВ»

Педагогические методы и приемы повышения мотивации

Наиболее эффективные способы повышения мотивации Мотивация личным примером; Отмечать любые достижения обучающихся, демонстрировать окружающим их достижения; Четко выработанная система организации учебного процесса (четкие требования); Обязательная целевая установка на начальном этапе урока (настрой обучающихся, формирование внутренних стимулов, сообщение цели урока необычными способами); Акцентирование внимания на связи предмета с жизнью и профессией, делать акцент на формирование компетенций;

Недопустимо читать лекцию и сидеть за столом; Использовать необычные, нестандартные формы проведения урока, применять интерактивные формы и ИКТ; Комбинировать аудиальные и визуальные средства обучения, все обучающиеся имеют разные каналы восприятия информации; Проводить регулярный контроль учебных достижений, своевременно доводить до обучающихся критерии оценки их деятельности; Организовывать самопроверку и взаимопроверку достижений студентов (в парах, тройках, у доски и т.д.); Использовать современные методы обучения – проектные, проблемные, исследовательские; Метод «закрытой доски».

«Кластер» – педагогический метод, который развивает вариативность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы. Эффективен на этапе подготовки к восприятию новой темы. Этапы создания «кластеров»: 1. В центре доски записывается ключевое слово – тема урока. 2. Предлагается обучающимся высказать слова или словосочетания, которые возникают с этой темой. 3. Идеи фиксируются преподавателем на доске (не исправляя и не комментируя). 4. Установка связей между понятиями, определение темы урока.

ТРИЗ – технологии: — Метод «Мозгового штурма» – педагогический метод по свободной выработке множества идей по заданной теме; — игра «Да — Нет»; — Логические цепочки; — метод «Инсерт» (для самостоятельного изучения темы); — метод «Синектика» (аналогии).

Приемы: 1. «Фантастическая добавка» – позволяет акцентировать внимание, стимулирует развитие мышления (например, представьте себя дневником или ученической тетрадью). 2. «Удивляй» (представление необычной информации по теме). 3. «Отсроченная загадка» (дается в конце урока, чтобы начать следующий). 4. «Проблемные вопросы».

«Дети быстро утомляются, теряют интерес к учебе в бездействии».

Источник

Презентация «ФГОС ООО: новые формы и методы повышения учебной мотивации»

Описание презентации по отдельным слайдам:

ФГОС ООО: новые формы и методы повышения учебной мотивации Методист КОУ ВО « ЦЛПДО» А.Н. Перфильев

Федеральные государственные образовательные стандарты ФГОС Цель образования: – общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Системно -деятельностный подход –это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи.

Современные дети -резко возросла информированность детей; -относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу; -несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления; — ограниченность общения со сверстниками.

Как обучать в новых условиях? Как удержать интерес современного ученика? Каким образом включить ученика в образовательный процесс?

Классный коллектив МОЩНОЕ АКТИВНОЕ ПОЛЕ (ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ) ПОЗИТИВНОЕ ПОЛЕ (СРЕДНИЕ ДЕТИ) НЕЙТРАЛЬНОЕ ИЛИ ИНЕРТНОЕ ПОЛЕ (СЛАБОУСПЕВАЮЩИЕ)

Виды неуспеваемости «ХОЧЕТ, НО НЕ МОЖЕТ» «МОЖЕТ, НО НЕ ХОЧЕТ» «НЕ ХОЧЕТ И НЕ МОЖЕТ»

Почему дети не хотят учиться. «ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ» (В.А.Сухомлинский)

Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или пассивность поведения. Изучение мотивации – это стремление понять как и почему люди начинают действовать, стремясь к достижению цели, почему проявляют настойчивость, что дает им силы преодолевать порой очень сложные препятствия. (Со стороны учителя – мотивация обучения, со стороны ученика – мотивация учения).

Мотивация основывается на мотивах. Мотив – конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки. Виды мотивов: социальные: Связаны с удовлетворением в учебной деятельности социально-психологических потребностей личности (долг, ответственность, понимание значимости учения; стремление через учение утвердить свой статус, добиться признания окружающих, иметь достойное вознаграждение за свой труд). — познавательные: Это побудители, непосредственно связанные так или иначе с содержанием учебной деятельности. Ориентация на эрудицию, удовлетворение от процесса обучения и его результатов; ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов, на приобретение дополнительных знаний.

Классификация мотивов: Две тенденции к достижению успеха к избеганию неудачи — постановка перед собой позитивных целей; — активный поиск средств, — свои победы и неудачи склонны объяснять объёмом своих усилий, своим старанием. — не уверены в себе; боятся критики, — с работой, где возможна неудача, у них связаны только отрицательные эмоции. — Мотивация связана с низкой самооценкой, неверием в свои силы, в возможность успеха.

В мотивации учения важную роль играют: содержание учебного материала организация учебной деятельности: формы, методы, приемы

Методы мотивации 1.Эмоциональные методы мотивации • поощрение • порицание • учебно-познавательная игра • создание ситуации успеха •cтимулирующееоценивание • свободный выбор задания • удовлетворение желания быть замеченным 3. Познавательные методы мотивации • опора на жизненный опыт • познавательный интерес • создание проблемной ситуации • побуждение к поиску • выполнение творческих заданий • «мозговая атака» 2.Социальные методы мотивации • развитие желания быть полезным • побуждение подражать лучшим • создание ситуации взаимопомощи • поиск контактов и сотрудничества • заинтересованность в результатах Выполненнойработы • взаимопроверка •взаимооценка 4. Волевые методы мотивации • информирование об обязательных результатах обучения • формирование ответственного отношения к учёбе • предъявление учебных требований • познавательные затруднения • самооценка деятельности и коррекция рефлексия поведения

Доминирующие мотивы деятельности На этапе организации начала урока доминирует мотив, связанный с созданием обстановки доброжелательности, внимательности учителя к учащимся, доверия, а также включение учащихся в познавательную деятельность. На этапах подготовки к активной учебно-педагогической деятельности, на этапе усвоения новых знаний доминируют мотивы сотрудничества учителя и учащихся, включения школьников в активную познавательную деятельность и привлечение их к оценочной деятельности. Учитель сохраняет атмосферу доброжелательности, эмоционально излагает материал и раскрывает значимость новых знаний. На этапах первичной проверки понимания учащимися нового учебного материала и закрепления знаний доминирующим является мотив доверия, умение дать вовремя совет и оказать помощь ученику. На этапе обобщения и систематизации знаний — атмосфера творчества, сотрудничества, доверия при включении учащихся в активную познавательную деятельность. На этапе обобщения информации о домашнем задании преобладают мотивы помощи учителя в виде советов.

Основы учебной мотивации: Ощущение успешности Ощущение свободы выбора Ощущение самостоятельности процесса поиска знаний

Каковы причины спада учебной мотивации? 2. Какие способы ликвидации причин вы можете предложить?

Причины спада школьной мотивации  Переизбыток медийной информации  Возрастные особенности  Умственное развитие ученика  Пропаганда легкого образа жизни  Чрезмерные нагрузки  Завышенные требования  Негативное отношение ученика к учителю  Негативное отношение учителя к ученику  Стиль воспитания в семье  Отсутствие личной значимости предмета  Низкая продуктивность учебной деятельности  Непонимание цели учения  Страх перед школой

Причины, связанные с деятельностью учителя: • учебный материал, используемый на уроке, не способствует поддержанию любознательности, пробуждению интереса, не соответствует уровню развития и уровню наличных знаний (или слишком оторван от этих знаний, или во многом их повторяет); • приемы и методы работы на уроке не соответствуют пробуждению активности и самостоятельности детей (однообразные упражнения на уроке, вопросы, рассчитанные только на запоминание); • выбранные педагогом средства побуждения не формируют положительное отношение к учению. •учителя используют преимущественно традиционные методы сообщающегося обучения; • преобладает традиционная структура урока (опрос, объяснение нового материала, закрепление, задание на дом); • универсальной формой изложения нового материала является его изложение в «готовом виде»; •изучение нового материала приходится на вторую половину урока и происходит поэтому при сниженной работоспособности учеников; • как основной вид контроля – система случайных вызовов к доске. • требования, предъявляемые учителем к ученикам не всегда понятны, стабильны, соответствуют уровню их обученности, возрастным и психологическим особенностям учащихся.

Условия способствующие развитию познавательного интереса 1. Процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний, задачи проблемного характера 2. Необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов 3. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся 4. Обучение должно быть трудным, но посильным 5. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать 6. Важна также психосберегающая оценка ответа учащегося. Сначала надо отметить достоинства ответа, и лишь затем – недостатки. Мягкой формой оценки неудачи является фраза “было бы лучше, если…”

7. Создание проблемной ситуации. 8. Привлечение учащихся к оценочной деятельности. 9. Необычная форма обучения. Урок- игра, урок-путешествие, ролевая игра, защита проектов, разнообразные коллективные способы обучения . 10. Привлекательная цель. 11. Рассмотрение привычных, обычных, знакомых предметов и явлений под необычным углом зрения. 12. Постоянный анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту ученика. 13. Позитивная психологическая атмосфера урока 14. Необходима дифференциация обучения 15. Создание на уроке ситуации успеха для учащихся.

Выводы:  Мотивацию учения необходимо формировать, развивать, стимулировать.  Развитие учебной мотивации требует системной работы, использования определённых методов и приёмов, форм организации познавательной деятельности.  Развитие учебной мотивации учащихся требует от учителя не только больших затрат времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности.

Проект решения 1. В практике педагогической деятельности использовать разнообразные методы и приемы повышения учебной мотивации школьников с целью повышения качества обучения. 2. Изучить и внедрить в практику работы современные педагогические технологии, направленные на формирование мотивационной сферы учащегося. 3. Продолжить мониторинговые исследования по определению уровня мотивации учения учащихся. 4. Учителям предметникам учитывать в работе результаты диагностик учебной мотивации учащихся. 5. Изучить опыт учителей- предметников по применению наиболее эффективных форм работы по данной проблеме.

Источник

Читайте также:  Самые лучшие способы шифтинга
Оцените статью
Разные способы