- Педагогические технологии Коллективный способ обучения (КСО) — презентация
- Похожие презентации
- Презентация на тему: » Педагогические технологии Коллективный способ обучения (КСО)» — Транскрипт:
- Презентация на тему: «Коллективный способ обучения»
- Презентация. Технология коллективного способа обучения
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
- История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Педагогические технологии Коллективный способ обучения (КСО) — презентация
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемТимур Евлашин
Похожие презентации
Презентация на тему: » Педагогические технологии Коллективный способ обучения (КСО)» — Транскрипт:
1 Педагогические технологии Коллективный способ обучения (КСО)
2 Организационная структура учебного процесса и стадии её развития Вид общения Организационная форма обучения Способ обучения 1. Опосредованное общение через письменную речь (один человек) Индивидуально- обособленная самостоятельная работа с источником Индивидуально — самостоятельный 2. Общение в паре (два человека) Индивидуально -парная (один учит другого) Индивидуальный способ обучения (ИСО) – до XVI- XVIIв. включает две формы: парную и индивидуальную 3. Групповое общение (три и более человека) Групповая ( один одновременно учит многих) Групповой способ обучения (ГСО)-XVII-XXвв. включает три формы: групповую, парную и индивидуальную 4. Общение в парах сменного состава Коллективная (каждый учит каждого) Коллективный способ обучения (КСО) включает все четыре формы: коллективную, групповую, парную и индивидуальную
3 Коллективным способом обучения (КСО) является такая его организация, при которой обучение осуществляется путём общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.
4 ПРИНЦИПЫ КСО: 1.Завершённость, или ориентация на высшие конечные результаты. 2. Непрерывная и безотлагательная передача полученных знаний друг другу. 3. Сотрудничество и взаимопомощь между учениками. 4. Разнообразие тем и заданий. 5. Разноуровневость (разновозрастность) участников педагогического процесса. 6. Обучение по способностям индивида.
5 Особенности методики КСО в сравнении с ГСО (ПО В.К. Дьяченко)
6 Групповой СОКоллективный СО организационные Чёткость, упорядоченностьОтсутствует Говорит одинГоворят все Общение учащихся отсутствуетВсе общаются МолчаниеРабочий шум Постоянное рабочее местоСмена дидактические Обучает педагогОбучают ученики Весь материал сразу и для всех Разные темпы и материалы Мало самостоятельностиПолная самостоятельность Сотрудничество отсутствуетСотрудничество — основа обучения Усвоение и применение разнесены Максимально приближены
7 ГСОКСО развивающие Ученик – объектУченик – субъект+объект Уравниловка, усреднение способностей детей В соответствии с индивидуальными особенностями Систематический характер обучения Спонтанный характер Не учатся выступатьУчатся выступать, рассуждают, доказывают Не умеют объяснятьРазвитие педагогических способностей воспитательные Каждый работает на себяНа себя и на других Отношения неколлективистскиеОтношения ответственной зависимости: коллективистские
8 Привычная функция учителя- рассказчика и основного носителя знаний заменяется консультационно й и организационной функцией Высвобождение учителя от значительной доли фронтальной работы с классом и увеличение времени на индивидуальную помощь
9 Различные методики КСО Поабзацная проработка текста Обмен заданиями Обратная методика Мурманская методика и другие
10 Поабзацная проработка текста Методика А.Г. Ривина Разработана для изучения деловых статей или научных текстов в парах сменного состава Одновременно в классе изучается много разных тем. Практически каждый школьник имеет свою отдельную тему, которую он прорабатывает по очереди с разными товарищами, выступая поочерёдно то в роли слушателя ( ученика), то в роли рассказчика ( учителя). Оптимальное количество тем в группе – девять – одиннадцать. Поэтому если в классе 30 – 40 учеников, то одновременно 3 – 4 группы « специализируются» по одной и той же теме. По каждой теме подбираются 15 – 20 рассказов, которые распределяются между детьми. Методика А.Г. Ривина
11 Объём статей для изучения не должен быть слишком маленьким ( не меньше одной страницы); С самого начала перед учеником ставится цель: овладеть материалом данной статьи так, чтобы уметь её рассказать, ответить на все вопросы; Работа организуется так, чтобы весь учебный материал был последовательно проработан сначала в позиции ученика, затем в позиции учителя ( схема представлена на следующем слайде);
12 Технологическая схема КСО учитель- ученик — Работа в динамических парах Определение целей деятельности Инструктаж (установление правил деятельности) Распределение функций, формирование групп, пар текущий контроль индивидуальная помощь Подведение итогов (тематические зачёты)
13 Обратная методика Методика А.Г. Ривина Учащиеся находят и прорабатывают различные литературные источники по теме или сами составляют тексты
14 Обмен заданиями Методика М.А. Мкртчян Работа начинается с ввода так называемого « запуска» раздела; Учитель работает индивидуально с каждым по очереди, объясняет, как решается задача «А» того задания, которое должен выполнить ученик. Даёт теоретическую консультацию, записывает решение задачи прямо в тетрадь ученика; Задачу «Б» своего задания ученики решают самостоятельно, а правильность решения проверяют у учителя. После проверки ученику ставится в таблице учёта «+»; Раздел считается введённым в работу ( запущенным в технологический процесс), если каждое его задание выполнено хотя бы одним учеником.
15 На карточках или в тетради даются по два однотипных задания (упражнения, задачи или вопросы). Каждое задание имеет свой. Удобно нумеровать буквами и цифрами: ВА4, МК7.Буквы для обозначения разделов, цифры для номеров задания в данном разделе; Сначала организуются несколько групп по 5 – 7 ребят в каждой. В классе может действовать одновременно пять – шесть групп и все по разным темам; На «запуск» урока можно пригласить своих «свободных» коллег или учеников старших классов (это норма при КСО)
16 Мурманская методика В данной методике взаимообмена заданиями, взаимопередачи тем теоретический материал и упражнения распределяются по карточкам, которые выдаются учащимся с заданием освоить ( повторить) в самостоятельной работе (приём «самозапуска»).; Затем каждый выбирает партнёра, и происходит взаимообучение, выполнение упражнения на закрепление, обмен карточками, поиск нового партнёра; При этом ведётся экран учёта работы учащихся, применяются маршрутные карты, различные формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.
17 Разновидности итогового контроля Зачёт по «вертикали» несколько учащихся принимают зачёт по определённой карточке у всех в данном классе Зачёт по «горизонтали» принимает зачёт один параллельный класс у другого в парах « Зачёт – вертушка» проводится в группах переменного состава, где в роли экспертов – координаторов могут быть учащиеся, учителя, учителя других школ Зачёт принимают учителя, пришедшие на коллективное занятие в эту школу (заседание МО) Зачёт принимает учитель и ассистенты – учащиеся того же класса Тестирование машинное и безмашинное
18 Методика взаимотренажа Эта методика предназначена для организации процессов повторения, закрепления, тренировки. Помимо этого предназначения, она, как и другие методики, имеет вполне определённую образовательную (для учащихся) и оргуправленческую значимость. Особенность методики заключается в том, что она не требует особого процесса запуска и постоянного присутствия учителя.
19 Приложение 2 Алгоритм изучения текста по методике Ривина (вариант для начальной школы) Договариваемся, над чьим текстом будем работать. I. Работа над собственным текстом. 1. Читайте новую часть текста. 2. Что узнали из этой части? 3. Объясните непонятные слова. 4. Какие слова считаете главными? Объясните их. 5. Задайте вопросы друг другу. 6. Приведите примеры. 7. О ком или о чём говорится в этой части? 8. Что об этом говорится? 9. Озаглавьте эту часть. Заголовок запиши в тетради. 10. Запиши на полях инициалы напарника. 11. Перескажи изученную часть. II. Помоги напарнику изучить его часть текста. Работайте по пунктам III. Найди нового напарника. Перескажи напарнику изученные части. Работайте с напарником над новой частью по пунктам IV. Помоги напарнику. Выслушай изученные напарником части текста. Дальше работайте по пунктам 1-11.
20 Литература Учительская газета 35 от от Г.К. Селевко. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.,
Источник
Презентация на тему: «Коллективный способ обучения»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Презентацию подготовила: учитель биологии МБОУ Воротынская средняя школа Макарова Лариса Сергеевна Коллективный способ обучения
«Как можно больше спрашивать, спрошенное – усваивать, тому, что усвоил, обучать других – эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя. Обучать – это значит всё усвоенное, в свою очередь, пересказывать товарищам или всякому желающему слушать». Я. А. Коменский
Коллективный способ обучения (КСО) — это такая форма организации учебных занятий, где каждый ученик по очереди работает с каждым, выполняя то роль обучаемого, то обучающего. Каждый участник работает на всех и все работают на каждого. Основная идея технологии КСО — создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе – вот суть данного подхода.
У истоков данной технологии стоял А. Г. Ривин, инженер и педагог, который в 1918 году впервые использовал коллективные учебные занятия для изучения почти всех предметов в старших классах средней школы, а в 1930 открыл неформальный вуз в г. Киеве, в котором в течение трех лет обучал будущих инженеров. Его методика получила несколько названий: оргдиалог (организационный диалог), сочетательный диалог, талгенизм (талант и гений). Идеи А. Г. Ривина были подвергнуты забвению, и только в послевоенные годы, несмотря на преграды, выстраиваемые официальной педагогикой и консервативной системой управления образованием, эти идеи реализовал на практике и развил в целостную систему В. К. Дьяченко, его поддержали М. А. Мкртчян, А. Г. Границкая и др. А. Г. Ривин В. К. Дьяченко
Теоретические основы КСО сформулированы В. К. Дьяченко. Рассматривая обучение как частный случай общения, он выделяет четыре формы обучения: Индивидуальная – учащийся работает самостоятельно по заданию, инструкции преподавателя. Парная – «учитель — ученик», «ученик – ученик» (один объясняет материал, а другой слушает или совместно работают над одним материалом, но каждый выполняет свою часть работы). Групповая – «учитель – ученики», «ученик – ученики» (один объясняет материал, а остальные слушают и задают вопросы). По мнению В. К. Дьяченко, к групповой форме относится не только работа в малой группе, но и фронтальная форма обучения. Коллективная – «половина учеников говорит – половина слушает». К коллективной форме автор относит только работу в парах сменного состава Задание у каждого индивидуальное, но обсуждение ведется в постоянных парах, затем происходит смена пар между детьми каждого ряда, например, тех, кто сидит справа. Движение учащихся происходит до тех пор, пока все дети, которые сидят справа не займут свои места. На следующий день можно провести смену пар между учениками, которые сидят слева или менять ряды.
Коллективное взаимообучение осуществляется посредством включения каждого учащегося в активную деятельность по обучению других учащихся. Для этого обучающийся на уроке должен: изучить новую тему или выполнить задание самостоятельно (индивидуальная работа); объяснить тему или порядок выполнения задания другому обучающемуся; выслушать объяснение другого учащегося или выполнить данное им задание (работа в паре); найти нового партнера и осуществить действия, идентичные предыдущему этапу работы, а затем повторить их с другими участниками учебного процесса (работа в парах сменного состава); отчитаться о выполнении задания в группе, быть готовым к управлению работой учебной группы (групповая форма).
Источник
Презентация. Технология коллективного способа обучения
Описание презентации по отдельным слайдам:
Основная задача учителя истории: строить свои уроки так, чтобы они побуждали учеников мыслить, рассуждать В связи с этим большое значение имеет самостоятельная работа
Система самостоятельной работы в организационном плане предполагает Включать в сферу самостоятельной познавательной деятельности учащихся все разнообразие содержащихся в предмете знаний. Включать каждого ученика в процесс самостоятельной деятельности; Осуществлять переход от простых знаний к сложным; Постоянно обеспечивать контроль и руководство со стороны учителя;
Источники знаний при организации самостоятельной работы: учебники исторические документы карты фотодокументы статистические данные справочная и научно-популярная литература материалы периодической печати Интернет
Средства систематизации материала учебника: Самостоятельная работа со статистическими данными. Работа с историческими картами. Анализ различных событий на основе различных памяток. Рецензии сообщений учащихся. Постоянная словарная работа. Различные творческие задания.
Запоминанию, закреплению, повторению способствует организация игровой деятельности
Авторами коллективного способа обучения (КСО) является А.Г.Ривин – педагог новатор (1877-1944) и В.К.Дьяченко – профессор, заведующий кафедрой педагогики Красноярского ИПК работников образования
Усвоение ЗУН (знания, умения, навыки); Достижение высокого уровня усвоения содержания образования; Развитие коммуникативных качеств личности.
1. Разноуровневость участ-ников педагогического процесса в группах; 2. Обучение по способностям ученика; 3. Сотрудничество и взаимо-помощь между учениками; 4. Ориентация на конечные результаты; 5. Непрерывность передачи знаний друг другу.
Класс делится на микрогруппы (не более 6 человек) на принципах дифференциации по уровню подготовленности («сильный», «средний», «слабый»). «Слабому» участнику в группе оказывают помощь не только дети из группы, но и педагог. Каждая группа получает определенное задание в рамках общей темы и выполняет его сообща за определенное время под непосредственным руководством лидера группы или учителя. Задания выполняются в группе таким способом, который позволяет учитывать и оценивать каждого члена группы. Состав группы непостоянный и может меняться с учетом заданий и микроклимата в группе.
1. Подготовка к групповой работе: а) постановка проблемной ситуации на уроке. Объявление темы; б) инструктаж о проведении работы; в) раздача заданий и материалов по группам. 2. Работа в микрогруппах: а) знакомство с материалом, планирование работы в группе; б) распределение заданий внутри группы; в) индивидуальное выполнение заданий; г) обсуждение выполненных заданий и соотношение с общим заданием для группы; д) подведение итогов работы группы, выполнения задания. 3. Заключительная часть: а) сообщение о результатах работы группы; б) анализ проблемной ситуации по группам и в классе; в) общий вывод по результатам работы на уроке; г) подведение итогов, оценивание учащихся.
При использовании методики КСО важнейшими средствами обучения являются документы, учебники, методические и наглядные материалы
Повышение активности учащихся; Развитие коммуникативных качеств личности; Повышение усвоение ЗУН по предмету
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 832 человека из 77 регионов
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
- Сейчас обучается 197 человек из 61 региона
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 1006 человек из 79 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-349508
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
С 2019 года закрыто более 50 детских лагерей
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Студентам вузов могут разрешить проходить практику у ИП
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник