Презентация как способ визуализации

Презентация как форма визуализации учебного материала

Широко используемая педагогами форма визуализации — это презентация.

Умение создавать презентации, электронные варианты схем, учебные и внеучебные проекты; способность интегрировать науку и видеть в частном целое — формируют общепредметные и коммуникативные компетенции, которые способствуют умению общаться в группе, создавать коммуникативное поле, разумно использовать ресурсы Интернета.

Требования к учебной презентации

Презентация к уроку используется в качестве наглядного пособия или зрительного ряда. Рассмотрим основные требования к презентации.

Требования к содержанию мультимедийной презентации:

  • соответствие содержания презентации поставленным дидактическим целям и задачам;
  • соблюдение принятых правил орфографии, пунктуации, сокращений и правил оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.);
  • отсутствие фактических ошибок, достоверность представленной информации;
  • лаконичность текста на слайде;
  • завершенность (содержание каждой части текстовой информации логически завершено);
  • объединение семантически связанных информационных элементов в целостно воспринимающиеся группы;
  • сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста;
  • расположение информации на слайде (предпочтительно горизонтальное расположение информации, сверху вниз по главной диагонали; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней; желательно форматировать текст по ширине; не допускать «рваных» краев текста);
  • наличие не более одного логического ударения: краснота, яркость, обводка, мигание, движение;
  • информация подана привлекательно, оригинально, обращает внимание учащихся.

Требования к визуальному и звуковому ряду:

  • использование только оптимизированных изображений;
  • соответствие изображений содержанию;
  • соответствие изображений возрастным особенностям учащихся;
  • качество изображения (контраст изображения по отношению к фону; отсутствие «лишних» деталей на фотографии или картинке, яркость и контрастность изображения, одинаковый формат файлов);
  • качество музыкального ряда (ненавязчивость музыки, отсутствие посторонних шумов);
  • обоснованность и рациональность использования графических объектов.

Требования к тексту:

  • читаемость текста на фоне слайда презентации (текст отчетливо виден на фоне слайда, использование контрастных цветов для фона и текста);
  • кегль шрифта соответствует возрастным особенностям учащихся и должен быть не менее 22-24 пунктов;
  • отношение толщины основных штрихов шрифта к их высоте ориентировочно составляет 1:5; наиболее удобочитаемое отношение размера шрифта к промежуткам между буквами: от 1:0,375 до 1:0,75;
  • использование шрифтов без засечек (их легче читать) и не более 3-х вариантов шрифта;
  • длина строки не более 36 знаков;
  • расстояние между строками внутри абзаца 1,5, а между абзацев – 2 интервала;
  • подчеркивание используется лишь в гиперссылках.

Требования к дизайну:

  • использование единого стиля оформления;
  • соответствие стиля оформления презентации (графического, звукового, анимационного) содержанию презентации;
  • использование для фона слайда психологически комфортного тона;
  • фон должен являться элементом заднего (второго) плана: выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее;
  • использование не более трех цветов на одном слайде (один для фона, второй для заголовков, третий для текста);
  • соответствие шаблона представляемой теме (в некоторых случаях может быть нейтральным);
  • целесообразность использования анимационных эффектов.

Требования к качеству навигации:

  • работоспособность элементов навигации;
  • качество интерфейса;
  • целесообразность и рациональность использования навигации.

Требования к эффективности использования презентации:

  • обеспечение всех уровней компьютерной поддержки: индивидуальной, групповой, фронтальной работы обучающихся;
  • педагогическая целесообразность использования презентации;
  • учет требований СанПиНов к использованию технических средств;
  • адаптивность мультимедийной презентации, возможность внесения в нее изменений и дополнений в зависимости от учебной программы и особенностей конкретного учебного заведения, целей педагогов;
  • творческий, оригинальный подход к созданию презентации.

Презентация не должна быть скучной, монотонной, громоздкой (оптимально это 10-15 слайдов).

Качество методического сопровождения: указание данных автора, подробные методические рекомендации для учителей, либо детально описанный сценарий урока.

На титульном слайде указываются данные автора (ФИО и название ОУ), название материала, дата разработки. Возможен вариант использования колонтитулов. Иное размещение данных автора допустимо в случае, если оно мешает восприятию материала на титуле.

На последнем слайде указывается перечень используемых источников, активные и точные ссылки на все графические объекты. На завершающем слайде можно еще раз указать информацию об авторе презентации (слайд № 1) с фотографией и контактной информацией об авторе (почта, телефон).

Источник

Визуализируй это. Как сделать запоминающуюся презентацию

В середине XIX века во время эпидемии холеры в Лондоне доктор Джон Сноу решил нанести на карту городские районы с наибольшим числом заболевших. Потом он сопоставил эти данные с расположением источников воды в городе и установил, что переносчиком холерных вибрионов была именно вода. Так визуализация информации помогла победить опасное заболевание.

Сегодня роль визуализации в ведении бизнеса важна ничуть не меньше, чем в борьбе с эпидемиями или при проведении военной операции. Менеджеры новой генерации из поколения Y все чаще предпочитают видеть картинку, а не слушать длинные доклады. Лонгриды в СМИ умирают, умами правят Instagram, YouTube и другие ресурсы с визуальными образами. Смайлики, рожицы и прочие эмодзи начинают успешно дополнять, а порой и заменять текстовые сообщения.

Читайте также:  Способы технической обработки материалов

Такая растущая популярность картинок вполне оправдана: психологи подтверждают, что 90% информации современный человек воспринимает через зрение. И визуальная информация, согласно исследованиям, обрабатывается мозгом в 60 000 раз быстрее, чем данные в виде текста или звука. Поэтому, например, дорожные знаки в подавляющем большинстве представляют собой не текст, а картинки, смысл которых можно быстро понять, двигаясь на большой скорости.

Так что если вы собираетесь на деловые переговоры или выставку, пытаясь прихватить с собой пухлую папку с десятками страниц пусть важного, но нудного текста, задумайтесь: а не лучше ли сделать из этого броскую наглядную презентацию? С большой долей вероятности такое решение будет эффективнее.

Диаграммы, гистограммы и драконы

Для всего или почти всего в этом мире имеются свои законы и правила. Есть они и в деле визуализации информации. Прежде всего преобразование данных, скажем, о положении компании должно быть подчинено жесткой логике. Тут действует очевидное, но часто нарушаемое правило: двигаться от общего к частному, показать сначала ситуацию в компании в целом, а потом переходить к деталям.

При этом логика расположения визуальных образов должны быть понятна: в левой части обычно размещается информация о том, что было, в правой — итог. Если вы делаете регулярные презентации для руководства, то каждый раз все должно быть на привычных местах. Например, сначала смотрим в левом верхнем углу результаты продаж, в правом верхнем — приход денег. В левом нижнем — детализацию по филиалам, в правом нижнем — итог прибыльности.

Неплохо сопровождать данные понятными визуальными образами: например, если речь идет о нанесенных на карту филиалах, то данные можно проиллюстрировать, скажем, семафором, зеленый цвет которого означает, что все хорошо, желтый — что не очень, красный — что нужно срочно в этом регионе ситуацию исправлять.

Еще одно очевидное, но часто игнорируемое правило визуализации — это правильный подбор цветов. Даже школьники знают, что серый, красный, синий хорошо сочетаются. А оранжевый на черном или оранжевый на белом будут плохо смотреться, мешая точной передаче информации. Но менеджеры крупных компаний и организаций, увы, зачастую пренебрегают этими законами. Помню, как на одной из презентаций в восточной компании партнер хотел произвести впечатление, оформив слайды в ядовито-желтых, оранжевых и других подобных тонах. Доклад был принят не очень хорошо, так как броский цвет мешал добраться до смысла.

Еще одна распространенная ошибка — это размер символов в презентациях. Часто приходится сталкиваться с тем, что создатели презентации или разработчики дэшбордов не учитывают, как символы (подписи, цифры и небольшие пиктограммы) будут выглядеть на экране пользователей, которым адресованы, то есть не учитывают реальные условия просмотра. На рабочем месте разработчика все как будто выглядит хорошо, а, скажем, при групповом просмотре на демонстрационном дисплее большинство участников не могут полноценно воспринимать информацию.

Оптимальный вариант давно научно рассчитан. Эргономические принципы связаны с особенностями поля зрения человека, его разрешающей способностью и предполагаемыми физическими размерами демонстрационного дисплея. Если информация предназначена для индивидуального просмотра, ситуация проще: все будет примерно так, как видит разработчик, и если он учитывает, что не у всех пользователей стопроцентное зрение, то проблем не будет. Сложнее ситуация, когда речь идет об экране коллективного пользования, предназначенном для группы из нескольких человек или небольшого зрительного зала.

Зная о том, в каких условиях будет проходить работа с визуализированной информацией, какой там будет экран, сколько будет зрителей, можно рассчитать и необходимые размеры символов, и количество данных на каждом слайде презентации или шаблоне дэшборда. Распространенные прежде рекомендации использовать шрифт того или иного кегля так или иначе были связаны с типовым разрешением дисплеев, но новые технологии позволяют делать дисплеи (включая большие, коллективные) практически любого разрешения, и теперь прежние рецепты больше не работают.

Требуемый размер символов на экране рассчитывается на основе известных в эргономике зависимостей. Например, для зрителя, находящегося в четырех метрах от экрана, высота букв удобочитаемого текста должна быть в пределах 20–30 мм. Чтобы обеспечить такие параметры текста в конкретном проекте, разработчик дэшборда или презентации должен оценить относительную высоту символов на экране и подобрать соответствующие размер и гарнитуру шрифта.

Техническое решение

Что касается инструментов визуализации, то сегодня их выбор, в том числе и среди распространенных компьютерных программ, весьма обширен: текстовые данные легко и просто можно преобразовать в диаграммы, гистограммы, картограммы. Здесь тоже не стоит забывать о простых правилах: если сравнивать нужно 2–4 показателя, то лучше использовать круговую диаграмму. Если показателей больше, то есть смысл задействовать гистограмму. График работ традиционно лучше всего иллюстрируется так называемой диаграммой Гантта, или ленточной диаграммой. Есть и более сложные типы визуализации. Например, «дракон», когда ясно видны причинные связи между разными объектами.

Читайте также:  Каким способом можно измерить массу небесного тела путем взвешивания

Интересно, что с помощью различной подачи визуальной информации ею нередко пытаются манипулировать. Диаграмму или график можно повернуть так, что какой-нибудь важный показатель будет казаться больше, как это сделал однажды Стив Джобс во время одного из своих выступлений. Верхняя часть диаграммы была наклонена в сторону от зрителя, в результате чего ее нижняя, более важная для Джобса часть стала казаться больше. Конечно, пользоваться такими методами не следует, потому что это нечестно, но стоит иметь в виду, что и с вами могут попытаться провернуть такой трюк.

Что же касается технической стороны визуализации информации, то сегодня в этом нет ничего сложного. Понятно, что изначально презентацию следует рисовать на компьютере, и программ для этого предостаточно, начиная с такого распространенного приложения, как PowerPoint, и заканчивая множеством других, более изощренных и специализированных.

Для демонстрации подготовленных визуальных материалов используются экраны коллективного пользования. Еще недавно передовым способом считалось трехмерное изображение. Этой технологии прочили большое будущее: мысль о том, что во время переговоров прямо перед вами будут витать в воздухе трехмерные диаграммы и графики, одно время будоражила умы. Но на практике оказалось, что это неудобно, особенно с учетом того, что для просмотра такого трехмерного изображения нужно надевать 3D-очки. К тому же оказалось, что большого смысла смотреть на обычные графики в трехмерном виде нет, такие картинки вполне хорошо смотрятся и в двухмерном варианте. Поэтому сегодня сфера применения 3D-презентаций ограничена узкопрофильными темами вроде демонстрации разрезов нефтяной добычи или сложных агрегатов в машиностроении. В остальном же подавляющее большинство людей продолжают пользоваться старыми добрыми двухмерными средствами визуализации, важность и наглядность которых со временем ничуть не снижаются.

Источник

Презентация как способ визуализации выступления. Виды презентаций. Подготовка презентации учебного проекта.

Просмотр содержимого документа
«Презентация как способ визуализации выступления. Виды презентаций. Подготовка презентации учебного проекта.»

Презентация как способ визуализации выступления. Виды презентаций. Подготовка презентации учебного проекта. Требования к презентации: объём, содержание, оформление.

20 идей как оформить презентацию, чтобы зрители сказали «Вау!»

Рецепт качественного контента — будь то презентация или электронный курс — это приятное оформление и уверенный рассказчик с интересной историей. А если добавить в этот микс немного творчества, ваш материал «выстрелит» еще мощнее.

1.Неоновые цвета. Благодаря ярким неоновым цветам, презентация выглядит энергично и удерживает внимание зрителей. Можно использовать неон в качестве фона, а можно с его помощью выделить важные элементы в презентации. Главное не переборщить с контрастом: не нужно неоновой радуги, используйте цвет для расстановки акцентов.

2. Минимализм в дизайне. Минималистичная композиция — отличный способ выделиться на фоне других презентаций. Фишка в том, чтобы оставить на слайдах только самые важные мысли и визуальные детали. Минималистичный дизайн создаёт ощущение спокойствия и уверенности. Главное — уметь чувствовать грань между минимализмом и скукой.

3. Вертикальные слайды. Горизонтальные презентации — общепринятый стандарт, но с ростом популярности Инстаграма в нашу жизнь пришли вертикальные истории. А почему бы не начать создавать вертикальные презентации и электронные курсы? Вертикальный лейаут — это лишь один из приёмов, можно совмещать его с другими идеями оформления.

4. Эффект дуотона. Принято считать, что дуотон — это два цвета. Правильнее говорить «два тона», потому что эффект дуотона достигается при сочетании двух контрастных тонов разных оттенков. Дуотон — в отличие от двухцветного дизайна — выглядит более смело и современно. В зависимости от выбранных тонов, дизайн может получиться спокойным и сдержанным, либо активным и ярким. Если в презентации или курсе есть фотографии, к ним нужно тоже применить эффект дуотона.

5. Горизонтальные переходы. Одинаковые переходы между слайдами создают ощущение целостности и плавности, а если настроить горизонтальные переходы, этот эффект будет еще сильнее. Когда все слайды движутся в одном направлении, это не только классно выглядит, но и работает на вовлеченность. Не обязательно настраивать переходы для всех слайдов: иногда достаточно добавить анимацию заголовка или картинки. Главное, чтобы все элементы двигались в одном направлении.

6. Видео на весь экран. Полноэкранное видео — мощный прием сторителлинга: оно с головой погружает зрителя в тему презентации. Залог успеха в том, чтобы подобрать правильное видео. В контексте презентации, видео должно либо самостоятельно рассказывать нужную вам историю, либо гармонично дополнять содержимое слайда.

Читайте также:  Деловое общение служит способом организации оптимизации того или иного вида предметной деятельности

7. Монохромная палитра. Такая палитра построена на цветах одного тона, но разной насыщенности. К примеру, можно взять оттенки синего или оранжевого. Самые бледные оттенки можно использовать в качестве фона, а более яркие — для заголовков и декоративных элементов — или наоборот.

8. Интересное обрамление фотографий. Есть миллион способов оформить картинки и фото в презентации: от элементарных кружков и квадратиков до треугольных коллажей, эффекта рваной бумаги, эффекта кисти и т.п. В зависимости от идеи вашей презентации, можно подобрать более строгое или, наоборот, игривое обрамление для фото. Главное, чтобы коллажи и рамки не отвлекали зрителя от информации на слайде.

9. Яркие, жирные шрифты. Крупный, широкий шрифт привлечет внимание к заголовку. Если хотите усилить эффект, можно расположить надписи вертикально или немного вытолкнуть заголовок за края слайда. Один совет: жирный шрифт сам по себе сильный акцент, поэтому не стоит перегружать его кучей украшений и эффектов.

10. Круги. Круг олицетворяет целостность и природное чувство завершенности. Круги могут также означать вечность и постоянное движение. За счёт кругов можно сделать дизайн презентации более дружественным и эмоционально привлекательным. Можете использовать круги для украшения или, например, в качестве рамок для фото.

11. Искры и блестки на фоне. Блестящие детали придадут презентации или курсу праздничное настроение. Эта идея отлично сработает для оформления каталога одежды или презентации лейбла.

12. «Направляющие» переходы. Попробуйте сделать переходы в презентации частью истории. Пусть картинки, фигуры и текстовые блоки появляются с разных сторон, направляя фокус внимания зрителя на самые важные элементы.

13. Моушн-графика. Анимированные объекты на слайде помогут проиллюстрировать и подчеркнуть главную мысль. Моушн графика не обязательно должна рассказывать историю. Скорее, её задача — добавить в презентацию движения.

14. Цитаты между слайдами. Цитата может стать глотком свежего воздуха между насыщенными информацией слайдами. Цитату можно вставить, чтобы логически отделить блоки презентации друг от друга — или в начале нового блока. Важно, чтобы цитата была в тему презентации и не смущала аудиторию.

15. Громкое заявление. «Людям нет дела до вашего бренда» — увидев такую фразу вы бы, наверное, заинтересовались: как автор намерен доказать свою точку зрения? Это достаточно эффективный метод привлечения внимания. Сначала вы делаете громкое заявление, а потом объясняете свою позицию и предлагаете пути решения. Провокационные и неожиданные высказывания привлекают аудиторию, и люди с любопытством вас послушают.

16. Аудио-сопровождение. Добавьте в курс или презентацию озвучку. Это поможет превратить набор слайдов в увлекательное приключение. Можно настроить, чтобы аудио звучало автоматически на протяжении всей презентации, или добавить триггеры, чтобы зрители сами могли управлять процессом.

17. Музыка. Даже самая интересная лекция может наскучить, если слушать ее без перерыва. Музыка поможет быстро переключить внимание и настроение аудитории. По сути, музыка — это развлечение, но когда она звучит фоном, то, наоборот, помогает нам сконцентрироваться на серьезных задачах.

18. Визуализация данных. Если у вас на слайде слишком много цифр, вы рискуете перегрузить зрителя и потерять его внимание. Как не напугать зрителя цифрами? Превратить их в простые и понятные схемы.

В презентации выше почти каждый слайд заполнен данными, но они представлены в виде понятных графиков, каждый из которых отвечает на конкретный вопрос: например, в какие дни бренды постят в Твиттер или пишут в блог.

19. Вся презентация на одном слайде. Ещё одна прикольная идея для оформления презентации — уместить всю информацию «на одном слайде». Как сделать такое на практике? Сначала мы создаём финальный слайд, на котором в форме пазла размещаем всю информацию. Далее, создаем столько копий, сколько частей будет в вашей презентации — и идем от финиша к старту: постепенно убираем с копий все больше информации, пока не дойдём до первого слайда. Всё! Осталось убедиться, что слайды стоят в правильном порядке, и настроить анимации и переходы.

20. Брендовые цвета. Последний совет — самый простой: при выборе палитры для презентации, не забывайте про корпоративные цвета. Конечно, если это презентация про ваш бренд. Если вы создаёте проект для клиента, используйте его фирменную палитру. Кстати, это касается не только цвета: к корпоративному стилю относятся также шрифты, фотографии, текстуры и формы.

Домашнее задание : Продумайте презентацию своего проекта опираясь на предоставленную информацию.

Источник

Оцените статью
Разные способы