Презентация беседа как способ межличностной коммуникации

Презентация «Общение как коммуникация»
презентация к уроку по психологии

Презентация по предмету «Основы деловой культуры» рассматривает основные принципы и стили коммуникации.

Скачать:

Вложение Размер
Презентация «Общение как коммуникация» 1.69 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Общение как коммуникация Предмет: Основы деловой культуры Преподаватель: Овикова А.В. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж №5»

Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, восприятие, понимание другого человека и выработку единой стратегии взаимодействия.

Особенности коммуникации. Два индивида, каждый из которых — активный субъект. Должна присутствовать возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков. Наличие единой или схожей системы кодификации и кодификации у коммуникатора. Всегда возможно возникновение коммуникативных барьеров.

Распространение информации в обществе проходит через своеобразный «фильтр доверия-недоверия». Подобный фильтр действует так, что истинная информация может оказаться не принятой, а ложная — принятой. Фасцинация – привлекательное для получателя форма донесения информации; «такое действие сигнала, при котором ранее принятая информация полностью или частично стирается», эффект повышения воздействия информации на поведение.

Побудительная информация проявляется в форме приказа, совета или просьбы. Она призвана стимулировать какое-то действие. Констатирующая информация проявляется в форме сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения.

Коммуникация Коммуникация — это тип активного взаимодействия между объектами любой природы, предполагающий информационный обмен . В структуре любой коммуникации различают пять основных функциональных компонентов, расположенных в линейной последовательности: Кто Что говорит По какому каналу Кому С каким эффектом Коммуникатор Сообщение Средство Реципиент Эффект

В ходе передачи речевого сообщения осуществляются кодирование и декодирование информации. Коммуникатор осуществляет кодирование информации, а реципиент – декодирование информации Надо уметь преодолевать барьеры, совершенствовать манеру подачи материала, достигать адекватности преподносимой информации актуальной ситуации общения. Задумано 100% Приобрело словесные формы 90% Высказано 80% Услышано 70% Понято 60% Осталось в памяти до 25%

Коммуникативные барьеры Барьеры непонимания Барьеры социально- культурного различия Барьеры отношения

Барьеры непонимания. Фонетическое непонимание появляется в результате использо­вания непонятного языка, невыразительной речи, речи-скорого­ворки или речи с большим количеством звуков-паразитов. Неполное понимание возникает из-за невнятной речи, пло­хой дикции и речи с дефектами. Семантические барьеры непонимания появляются, когда участники общения используют различные значения слов, имеющие иной смысл (жаргон, профессиональные термины) Стилистический барьер непонимания возникает при несоот­ветствии стиля речи говорящего и ситуации общения. Логический барьер непонимания возникает в тех случаях, когда логика рассуждения говорящего либо слишком сложна для пони­мания слушающего, либо кажется ему неверной, либо противо­речит присущей ему манере доказательств.

Невербальные средства общения

Это Интересно Ошибки слушания: Перебивание собеседника во время его сообщения . Поспешные выводы . Поспешные возражения . Непрошенные советы . Формулирование коммуникативных навыков требует и времени, и терпения.

Источник

Презентация на тему: «Теория межличностного общения».

Описание презентации по отдельным слайдам:

Теория общения Теория межличностного общения

Содержание 1. Введение 2. Теория общения 3. Межличностная коммуникация

Введение Люди с момента своего рождения оказываются погруженными в общение. Социальная среда воздействует на них в той же мере, что и среда физическая. Более того, подобно тому, как это делает физическая среда, общество не просто влияет на людей и их группы, но и принуждает их к принятию определенного образа жизни, конкретных социальных представлений и ценностей, повседневных норм и правил поведения, возлагает на них бесконечное количество обязанностей. Центральным моментом определения общения является не «передача информации», а взаимодействие с другими людьми как внутренний механизм жизни коллектива, причем взаимодействие понимается как обмен идеями, интересами, а так же формирование установок, усвоение общественно-исторического опыта. А. А. Леонтьев указывает, что взаимодействие опосредовано общением и благодаря общению люди могут вступать во взаимодействие.

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Габриэль Тард заложил основы общей теории коммуникации. Именно Тарду принадлежала идея проследить генезис (возникновение и развитие) коммуникации и увязать его с историческими общественными изменениями. Согласно Тарду, роль коммуникации в обществе настолько значительна, что те или иные ее формы детерминируют определенные типы общественных отношений, в том числе и отношений власти.

Структура общения коммуникативной , которая проявляется во взаимном обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, мнений, чувств; интерактивной , заключающейся в организации межличностного взаимодействия, т.е. когда участники общения обмениваются не только знаниями, идеями, но и действиями; перцептивной , которая проявляется через восприятие, понимание и оценку людьми друг друга.

Типы взаимодействия: кооперация конкуренция (соперничество) конкуренция (конфликт)

Проблемы общения Формы выражения содержания на уровне межличностных отношений. Проблема деятельности и общения: принцип единства общения и деятельности; общение как особый вид деятельности; речевая деятельность.

Виды общения Эффективные виды общения: понимающее общение — безоценочное реагирование на то, как видит (что говорит) себе партнер, но и с учетом его поведения и разговора, способствует установлению и развитию контакта; рефлексивное общение — характерно для психолога («Я думаю за моего партнера и хочу понять, правильно ли я его понимаю»).

Неэффективные виды общения: принижающее общение — ущемление прав партнера; агрессивное общение — то общение, в процессе которого имеют место нападки на партнера; защитно-агрессивное общение — агрессивное общение, вызванное другим партнером, ориентировано на оказание прямого психологического воздействия на собеседника для достижения своих целей. Любая агрессия — это признак слабости, это форма, через которую человек защищается. директивное общение (прямое, указывающее) — прямое воздействие на другого без принижения его достоинств, качеств и т.д.

Средства коммуникации вербальные Речь Язык невербальные Взгляд Мимика Прикосновения Жесты Запахи

Вербальная коммуникация Вербальная коммуникация общения осуществляется посредством речи. Под речью понимается естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков, включающих два принципа – лексический и синтаксический. Речь является универсальным средством коммуникации, так как при передаче информации с ее помощью передается смысл сообщения. Благодаря речи осуществляется кодирование и декодирование информации.

Невербальная коммуникация Визуальные виды общения – это жесты, мимика, позы, кожные реакции, пространственно-временная организация общения, контакт глазами. Акустическая система, включающая в себя следующие аспекты: паралингвистическую систему (тембр голоса, диапазон, тональность) и экстралингвистическую систему (это включение в речь пауз и других средств, таких как покашливание, смех, плач и др.). Тактильная система (такесика) ( прикосновения, пожатие руки, объятия, поцелуи). Ольфакторная система (приятные и неприятные запахи окружающей среды; искусственные и естественные запахи человека).

I. Понятие успешной межличностной коммуникации, ее прагматические и социально-психологические цели. Успешная межличностная коммуникация — достиже­ние и сохранение психо­логического контакта с партнером в целях ста­билизации межличност­ных отношений на их оп­тимальной стадии раз­вития через достижение совместимости, согласие, взаимной приспо­собленности и удовле­творенности путем гиб­кой корректировки це­лей, умений и состоя­ний, способов воздей­ствия в соответствии с меняющимися обстоя­тельствами.

Как показывают наблюдения, для достижения высокой эффективности коммуникации очень важно межличностное восприятие, то есть целостное отражение внешнего облика и поведения другого человека, его понимание и оценка. Оно может быть адекватным (то есть соответствующим действительности) или искаженным. Зачастую отражение другого бывает неадекватным из-за индивидуальных особенностей парт­нера и отсутствия навыков общения, а также умений «читать» ха­рактер и намерения других по элементам вербальных и невер­бальных сигналов. Как правило, на формирование мнения о дру­гом человеке влияет первое впечатление о нем.

Цели коммуникации Социально-психологические формирование и развитие культурных на­выков взаимоотношения людей формирует мнения, мировоззрение, реакции на те или иные события обеспечива­ется приобретение некоторого уровня культурной компетенции, с помощью которой становится возможным их нормальное суще­ствование в данном обществе. Прагматические позволяет регламентировать поведение и деятель­ность участников коммуникации координировать их совместные действия возникает необходи­мость прибегать как к побуждению партнера к выполнению како­го-то действия, так и к запрещению каких-то поступков

Факторы коммуникации Личностные факторы Общительность Контактность Адаптивность Самоконтроль Ситуационные факторы Замкнутость Ритуалы Времяпровождение Совместная деятельность Игры Близость

Условия успешной коммуникации Соблюдение принципа кооперации (П. Грайс): Максима количества. Максима качества. Максима отношения. Максимы способа. Соблюдение принципов вежливости (Дж. Лича): Постулат такта. Постулат великодушия. Постулат одобрения. Постулат скромности. Постулат согласия. Постулат симпатии.

II. Диалог как форма коммуникации в культуре и принцип организации сознания. Диало́г (греч. Διάλογος — первоначальное значение — разговор, беседа) в обыденном смысле — литературная или театральная форма устного или письменного обмена высказываниями (репликами) между двумя и более людьми; — в философском и научных смыслах — специфическая форма и организация общения, коммуникации. Диалог культур — понятие, получившее широкое хождение в философской публицистике и эссеистике 20 в. Чаще всего оно понимается как взаимодействие, влияние, проникновение или отталкивание разных исторических или современных культур, как формы их конфессионального или политического сосуществования. В философских трудах В. С. Библера понятие диалога культур выдвигается в качестве возможного основоположения философии в канун 21 в.

Культурологическая концепция диалога как формы коммуникации в культуре М.М. Бахтина и В.С. Библера Самоопределение индивида в горизонте личности в культурном контексте возможна лишь в диалоге, который базируется согласно концепции М.М. Бахтина на трех смыслах: диалог есть всеобщая основа человеческого взаимопонимания; диалог как всеобщая основа всех речевых жанров: летописи, юридические документы, хроники, научные тексты, бытовые тексты: приказ, брань, жалоба, похвала и т.д.; диалог, как форму общения. «Чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, вещи, — с ними можно только диалогически общаться…»

Текст, по Бахтину, может быть представлен в разных формах: как живая речь человека; как речь, запечатлённая на бумаге или любом другом носителе (плоскости); культурологический диалог коммуникация самоопределение как любая знаковая система (иконографическая, непосредственно вещная, деятельностная и т.д.)

Диалог как принцип организации сознания Сознание начинается там, где начинается диалог, вызванный каким-то противоречием, выраженным в логической форме. Человек в результате диалогического общения с самим собой вырабатывает свои ответы на вопросы человеческого бытия. Именно в диалоге рождаются особо значимые смысловые структуры, которые переживаются личностью и оставляют в ее сознании глубокий след, а затем оказывают влияние на ее нравственный выбор. Значение диалога как формы существования сознания отражено у М. М. Бахтина в работе «Проблемы поэтики Достоевского». Бахтин считал, что существует особая сфера бытия человека, которая не поддается освоению с монологических позиций. Анализируя диалоги в романах Достоевского, он выделяет в них подлинную полифонию самостоятельных голосов и сознаний. Диалог — это взаимодействие никогда не сводимых в единое целое сознаний.

сознание имеет диалогическую природу и существует в диалоге. Диалог между двумя людьми, культурами, историческими эпохами по философии М.М. Бахтина есть элемент бытия, духовная действительность. В книге о Достоевском М.М. Бахтин говорит, что «быть — значит общаться диалогически». Сегодня это становится как никогда актуальным, потому что диалог как форма коммуникации в культуре раздвигает границы общения между народами и государствами. Основа бытия и мышления человека конца XX в. — диалог, полилог по самым главным, вечным проблемам бытия. Это всеобщий способ освоения духовно-ценностных основ жизни, форма поиска самого себя в мире общечеловеческих ценностей: истины, добра, красоты, любви, счастья. Это и способ познания мира, и способ «самовозделывания», самоосуществления, самоопределения. Человек должен научиться жить в условиях множества культур, типов сознаний, логик, точек зрения. Следуя современному пониманию диалога, можно утверждать, что осознанная жизнь есть участие в непрерывном диалоге бытия, предполагающее умение слушать и вопрошать, соглашаться и сомневаться, удивляться и восхищаться, спорить и убеждать.

«Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину в процессе их диалогического общения». М.М. Бахтин

Понятие коммуникативной неудачи в межкультурной коммуникации. Коммуникация может быть успешной и неудачной. Успешная коммуникация имеет место в том случае, когда восприятие адекватно интенции отправителя, что выражается в ожидаемой отправителем обратной связи. На уровне любого из шести составляющих коммуникативного процесса могут возникнуть помехи, обусловливающие коммуникативную неудачу.

Коммуникативные нормы. Барьеры. Барьер авторитета Барьер «избегания» Фонетический барьер непонимания Барьер «непонимания» Семантический барьер непонимания Стилистический барьер непонимания Логический барьер непонимания

Барьер авторитета. Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет первым и отказывает в доверии вторым. Таким образом, доверие и недоверие персонифицируется и зависит не от особенностей передаваемой информации, а от того, кто говорит. Например, пожилые слабо прислушиваются к советам молодых. Отнесение человека к авторитетным лицам зависит от следующих факторов: социального положения, статуса, принадлежности к «реальной» авторитетной группе; привлекательность внешнего вида; доброжелательного обращения к адресату воздействия (улыбка, привлекательность, простота в общении); компетентности; искренности (причем, если слушающий доверяет говорящему, то уделят мало внимания ходу рассуждения и хорошо воспринимает и запоминает выводы).

Барьер «избегания». Человек избегает неинтересных и, тем более эмоционально негативных контактов с собеседником (так, например, люди рефлекторно закрывают глаза руками на страшных моментах фильма). Если же уклониться невозможно, то он прилагает все усилия, чтобы не воспринимать сообщение (становится невнимателен, перестает слушать, смотреть на собеседника, использует любой предлог для прекращения разговора). Чаще всего слушающий перестает быть внимательным. Соответственно нужно знать некоторые приемы для привлечения и удержания внимания. Большое значение, конечно, имеет актуальность и важность информации, ее новизна, нестандартность подачи, неожиданность, интенсивность. Так же велика роль модуляции и звучности голоса.

Барьер «непонимания». Зачастую при коммуникации получатся так, что источник информации заслуживает внимания, но информация просто-напросто «не доходит» до слушателя. В таком случае говорят о разных типах барьера «непонимания»: фонетическом, семантическом, стилистическом или логическом.

Фонетический барьер непонимания. Выражается в препятствии, создаваемом звуковыми особенностями (скороговорка, невнятность, неразборчивость, неправильные ударения и акценты) речи говорящего. Фонетический барьер возникает у слушающего каждый раз, когда у партнера неразборчивая дикция, плохая артикуляция (например, когда при говорении человек картавит, шепелявит, присвистывает и т. д.), множество слов паразитов (например, слова «значит», «самое», «вот», «как бы», «в сущности» и др.), неречевых проявлений голоса (хихиканье, смешки, хныканье, шепот, крик и пр.) и негативных околоречевых звуков-разделетилей (типа «хм-м-м», «э-э-э» и пр.). Раздражают слух слушающего и культура речи, ошибки, допускаемые при ударениях в словах, их окончаниях и т. д. В реальной практике взаимодействия не избегают таких ошибок многие политические лидеры и руководители. В последнее время подобные ошибки допускают даже дикторы телевидения и радио. Тон голоса имеет большое значение для понимания контекста. Логическое ударение позволяет партнеру более точно понять услышанную мысль. Если же оно отсутствует, или сделано неправильно, смысл речевой конструкции может быть воспринят неадекватно. Делая те или иные ударения, расставляя разные акценты, мы можем изменить содержание мысли.

Семантический барьер непонимания. Очень часто возникающая иллюзия взаимопонимания связана с тем, что партнеры пользуются одними и теми же знаками (в том числе словами) для обозначения совершенно разных вещей. Смысловые барьеры могут вызываться разнообразными причинами: любое слово имеет не одно, а несколько значений; «смысловые» поля у разных людей разные. зачастую используются жаргонные слова, тайные знаки, часто употребляемые в какой-либо социальной группе (например, смысл слов «перо», «капуста» и прочих в воровском жаргоне существенно отличается от истинного значения); наличием социальным, культурных, психологических, национальных, религиозных и других различий.

Логический барьер непонимания. Если человек, с нашей точки зрения, говорит или делает что-то в противоречии с правилами логики, то мы не только отказываемся его понимать, но и эмоционально воспринимаем отрицательно. При этом неявно предполагаем, что логика есть только одна — правильная, то есть наша. Однако ни для кого ни секрет, что существуют разные логики: женская, детская, профессиональная и т. д. Каждый человек думает, живет и действует по своей логике, но вот в общении, если эти логики не соотнесены или если у человека нет ясного представления о логике партнера, возникает барьер логического непонимания. Основная проблема, заложенная в непонимании, связана с особенностями мышления ошибающихся. Логический барьер возникает чаще у собеседников с неодинаковым видом мышления, например: у одного — абстрактно-логическое, а у другого — наглядно-образное, у третьего наглядно-действенное. Для адекватного понимания информации важна встречная мыслительная деятельность, активность получающего информацию.

Типология коммуникативных неудач технические системные дискурсивные идеологические

Источник

Читайте также:  Основные способы приватизации государственных предприятий
Оцените статью
Разные способы