Профилактика и коррекция девиантного поведения личности: методы и формы работы.
консультация по теме
Материал содержит формы и методы психопрофилактической работы по профилактике и коррекции девиантного поведения личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4.4_otvety.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика и коррекция девиантного поведения личности: методы и формы работы
1. Назовите основные формы психопрофилактической работы
Существуют различные формы психопрофилактической работы.
Первая форма — организация социальной среды. В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например через создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность. По рамках данной модели профилактика зависимого поведения у подростков включает прежде всего социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость. Особое значение имеет политика средств массовой информации. Данный подход выглядит достаточно эффективным.
Вторая форма психопрофилактической работы — информирование. Это наиболее привычное для нас направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений.
Для этого обычно широко используется информация, подтвержденная статистическими данными, например о пагубном влиянии наркотиков на здоровье и личность.
Третья форма психопрофилактической работы — активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы.
Тренинг резистентности ( устойчивости) к негативному социальному влиянию.
Тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения . Основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями.
Тренинг формирования жизненных навыков . Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях. Также это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. Наконец, жизненно важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.
В работе с подростками данная модель представляется одной из наиболее перспективных.
Четвертая форма — организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная благотворительная).
Пятая форма — организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом
Шестая форма — активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия — все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.
Седьмая форма — минимизация негативных последствий девиантного поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий.
По способу организации работы выделяют следующие формы психопрофилактики : индивидуальная, семейная, групповая работа.
2. Перечислите методы психопрофилактической работы
Среди ведущих методов психопрофилактической работы: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики.
В зависимости от используемых методов психопрофилактичеокая работа может осуществляться в форме тренингов, образовательных программ (например, школьного спецкурса), психологического консультирования, кризисной помощи (телефон доверия), а также психотерапии пограничных состояний и нервно-психических расстройств.
3. В чем особенность принципов психопрофилактической работы
В соответствии со спецификой девиантного поведения выделяют следующие принципы психопрофилактической работы:
— комплексность (организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи и личности);
— адресность (учет возрастных, половых и социальных характеристик);
— массовость (приоритет групповых форм работы);
— минимизация негативных последствий;
— личная заинтересованность и ответственность участников;
— максимальная активность личности;
— устремленность в будущее (оценка последствий поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без девиантного поведения).
4. С какими формами психопрофилактической работы встречались на практике.
За время работы в школе-интернате № 23 на практике применяла следующие формы психопрофилактической работы:
— организация здорового образа жизни;
— активизация личностных ресурсов.
По способу организации данные формы были индивидуальными, групповыми работа, реже семейными.
Источник
Подходы к рассмотрению направлений превенции отклоняющегося поведения
В статье представлена характеристика подходов к рассмотрению направлений превенции отклоняющегося поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podhody_k_rassmotreniyu_napravleniy_preventsii_otklonyayushchegosya_povedeniya.docx | 43.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОДХОДЫ К РАССМОТРЕНИЮ НАПРАВЛЕНИЙ ПРЕВЕНЦИИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ
Терещенко Юлия Ахмедовна
( Филиал ГОУ «Омский государственный педагогический университет», г.Тара )
Репрессивные меры, которые общество пытается применить к категории лиц с отклоняющимся поведением, не несут в себе значимого положительного результата. Такой вывод следует из официальных статистических данных. По информации Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в первом полугодии 2011 г. в федеральные суды общей юрисдикции и мировым судьям поступило 510,6 тыс. уголовных дел. К различным видам наказания осуждено 404,0 тыс. человек; 2,2 млн. человек были подвергнуты наказаниям по делам об административных правонарушениях. Несмотря на все усилия, подобные меры не приносят положительного результата. Значительно возросло число преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, выявленных правоохранительными органами. В январе-июле 2011 г. 10,7 тыс. преступлений совершены в состоянии наркотического опьянения, что на 26,8% больше, чем в январе-июле 2010 г. Число преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, увеличилось на 18,9% и составило 150,7 тыс., несовершеннолетними участниками из которых оказались 4,0 тыс.человек (увеличение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 5,3%) [1] . Как утверждает И.А. Грошева, «если причинно-следственные признаки девиации выявляются, а санкции широко применяются, то это означает, что проблемам профилактики уделяется неоправданно мало внимания» [2, с. 97]. Исследователь Я.И. Гилинский утверждает, что само «общество нуждается в поддержании определенного уровня порядка, в самозащите от разрушительных форм девиантного поведения. Поэтому столь велико значение поисков и разработки нерепрессивных, альтернативных мер социального контроля» [1, с. 70]. Действительно, социальный контроль девиантного поведения в любом обществе может осуществляться двумя путями: карательно-репрессивным и превентивным. При этом, проводя корреляционный анализ, с уверенностью можно сказать, что карательно-репрессивный путь опирается на методы внешнего социального контроля (то есть санкции, причем в основном, негативные), а превентивный – на методы внутреннего контроля (саморегуляция и самоконтроль). Схематически можно изобразить взаимосвязь данных компонентов (рис. 1).
Рис. 1. Отображение взаимосвязи компонентов социального контроля
Если понимать социальный контроль девиантного поведения как механизм саморегуляции и самосохранения общественной системы, то становится очевидно, что применение мер в русле карательно-репрессивного пути не предполагает использование активных личностных действий с целью социальной самоорганизации. Именно по данной причине основные направления анализа эффективности применения механизма социального контроля должны опираться на внедрение профилактических методов регуляции социальных отклонений.
Профилактика – это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков [8, с. 295]. Нередко термин «профилактика» заменяется словом превенция (от лат. preventus – предупреждать что-либо), что обозначает комплекс действий, предупреждающих опасное развитие событий. Мы принимаем эти понятия в качестве синонимов, поэтому в дальнейшем они будут употребляться равноправно.
В социально-педагогической науке различают три уровня превенции:
- Уровень общесоциальной профилактики – воздействие на среду, экономические, социальные, политические условия жизни в целях их улучшения и гармонизации.
- Уровень специальной профилактики рассчитан на обеспечение мер безопасности, воздействие на «группы риска», устранение обстоятельств, способствующих совершению преступлений или иных правонарушений.
- Уровень индивидуальной профилактики направлен на работу с конкретной личностью [9, с. 253].
М.А. Галагузова указывает, что в концептуальном плане осуществление профилактических технологий возможно в рамках нескольких подходов (табл. 1).
Подходы к осуществлению профилактики девиантного поведения
Информирование о правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению социальных норм.
Выявление, устранение и нейтрализация причин и условий, вызывающих негативные явления.
Восстановление и коррекция нравственных и волевых качеств личности с девиантным поведением.
Отдельным видом исследователь выделяет подход, связанный с применением санкций, сущностью которого является наказание человека, совершившего правонарушение, на основании уголовных законов [8, с. 294-300], но, указывая на его неэффективность, рассматривает лишь в качестве вспомогательного средство.
Представляя профилактику девиантного поведения как систему общих и специальных мер на различных уровнях социальной системы, Е.В. Змановская выделяет различные формы профилактической работы. Рассмотрим их подробнее.
1. Организация социальной среды, в основе которой лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. В рамках данной модели профилактика зависимого включает, прежде всего, социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость. Особое значение имеет политика средств массовой информации и других современных средств, целенаправленное применение которых может оказать большое влияние на формирование правосознания подростка, повышение его морально-нравственной устойчивости, общего уровня культуры [5, с. 161] .
2. Информирование, суть которого состоит в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений. Для этого обычно широко используется информация, подтвержденная статистическими данными, например о пагубном влиянии наркотиков на здоровье и личность [5, 162] . Несмотря на простой способ реализации в виде лекций, бесед, распространении специальной литературы, имеет очень низкую эффективность. И этому есть ряд объяснений.
Во-первых, организаторы правового просвещения несовершеннолетних должны доносить информацию более доходчиво, с учетом детской и подростковой психологии, в эмоционально-привлекательных формах [10, с. 572] . Во-вторых, недопустима подача материала в форме запугивания, рассмотрения вреда девиаций на уровне психического или физического здоровья личности, так как субъективная цена собственного здоровья у современных подростков низка [4, с. 201-202] . В-третьих, своевременность и дозированность информации. По статистике, основными потребителями наркотических веществ являются люди от 14 до 30 лет, поэтому беседы по предупреждению аддиктивного поведения должны проводиться не позднее первого показателя [11, с. 7] .
3. Активное обучение социально-важным навыком. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов:
- тренинг устойчивости к негативному социальному влиянию, в ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников т.д.;
- тренинг ассертивности основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом;
- тренинг формирования жизненных навыков, прежде всего умения общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях, способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы [5, с. 163] .
4. Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения, в качестве которого может выступать участие ребенка в позитивных общественных центрах, организациях. Активные занятия спортом, творческое самовыражение, участие в социально-значимых делах активизирует личностные ресурсы и позволяет заполнить трамплин социального самостановления нормативными, социально-одобряемыми формами самореализации. Суть такой конструктивной профилактики – выработка альтернативы девиантному поведению в виде здорового образа жизни, успешной учебной и профессиональной деятельности, реализации себя в межличностных отношениях [4, с. 202] .
Анализируя направления проводимой превентивной работы, можно сказать, что выбор того или иного направления зависит от категории носителя девиации и вида социальных отклонений. Однако, несмотря на существующие отличия, имеющиеся подходы должны использоваться системно, целенаправленно, длительно и создавать условия для социально одобряемой линии поведения.
Источник