Превентивная дипломатия как способ предотвращения конфликтов

Превентивная дипломатия как способ предотвращения конфликтов.

Превентивная дипломатия — действия, направленные на предотвращение возникновения разногласий между сторонами.

3-й Генсек ООН Даг Хаммаршёльд. 1960 — посредничество, оказание помощи, направленные на локализацию «споров и войн».

Меры:

Превентивная дипломатия ООН — непрерывное отслеживание возможных источников напряженности внутри и среди государств, с целью сдерживания и урегулирования возможных конфликтов.

Превентивным развертыванием — осуществление заранее высадку войск в пределах возможного вооруженного конфликта.

Превентивное разоружение – деятельность, целью которого является сокращение количества стрелкового оружия в подверженных конфликтам регионах.

Предупреждение геноцида и ответственность по защите — распределения ответственности и расширения сотрудничества между заинтересованными государствами и международным сообществом.

Значимые элементы превентивной дипломатии – это поиск и осмысление фактов, их анализ, раннее предупреждение и политическая воля к тому, чтобы предотвратить назревающий конфликт.

Миротворчество: теория и практика предупреждения и урегулирования межународного конфликта.

Миротворчество — это направление внимания на мирное сотрудничество, взаимодействие, отношения. Вид общественной деятельности, направленной на уничтожение угрозы войны или же на её прекращение.

М. Лебедева:

— анализ юридических норм урегулирования;

— поиск примирения и взаимоприемлемого согласия между участниками политическим путем;

Миротворческие операции родились в середине ХХ века в специфических условиях начала «холодной войны».

Задачи — недопущению эскалации региональных конфликтов.

Миротворческие операции — деятельность, осуществляемой в интересах разрешения конфликтов, предотвращения их эскалации, прекращения или недопущения военных действий.

Они могут включать:

• Превентивные действия (акции) по сохранению мира

• Операции по установлению мира

• Операции по поддержанию мира

• Операции по принуждению к миру

• Операции по постконфликтному построению мира

• Полицейские операции на территории других государств

Фазами миротворческого процесса: (1) установление мира; (2) поддержание мира и (3) миростроительство.

На практике: В последние полтора десятилетия наблюдается расширение партнерства в миротворчестве. ООН работает вместе с региональными организациями, такими, как ОБСЕ, Европейский союз, НАТО и др.

Практика мультинаправленной дипломатии в урегулировании международных конфликтов.

«Мультинаправленная дипломатия» — сотрудничество официальных лиц с неофициальными представителями, поскольку современные конфликты стали сложными в их урегулирование возможно только при совместных усилиях государственных и негосударственных структур.

Другая группа проблем, МНПО, выступающие против деятельности отдельных государств (например, «Гринпис» против ядерных испытаний Франции у берегов Новой Зеландии).

Наилучшие результаты получаются, МНПО и государство действуют совместно и согласованно. В качестве примера: ЮНИСЕФ — «коридор спокойствия» в Судане.

Перестройка мировой политической системы и ее отход от Вестфальской модели как фактор, влияющий на развитие современных конфликтов.

Вестфальская система международных отношений — система международных отношений, созданная в Европе в связи с подписанием Вестфальского мира после окончания Тридцатилетней войны в 1648 году.

Основные принципы Вестфальской системы международных отношений:

· приоритет национального интереса;

· принцип баланса сил;

· приоритет государств — наций;

· принцип государственного суверенитета:

· право требовать невмешательства в свои дела;

· равенство прав государств;

· обязательство выполнять подписанные договоры;

· принцип действия международного права и применения дипломатии в МО.

1648 год, Вестфальская система МО;
1815 год, Венская система МО;

1919-1922, Версальско-Вашингтонская система МО;

1945 год, Ялтинско-Потсдамский система МО;

1991 год, Беловежские соглашения.

Возникает необходимость в выработке — неоВестфальской системы. С общепризнанной структурой в роли объективного арбитра (например ООН).

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник

Превентивная дипломатия как средство урегулирования международных конфликтов

Сегодня рост числа социальных конфликтов в мире становится важнейшей проблемой международной безопасности и международ­ных отношений. Международное сообщество все более считает себя ответственным за урегулирование международных конфликтов.

Читайте также:  Острый аппендицит способы лечения хирургическая тактика

В связи с этим средств традиционной дипломатии в разрешении конф­ликтов оказывается недостаточно. Для сокращения количества за­трачиваемых ресурсов и повышения эффективности урегулирова­ния международных конфликтов разрабатываются новые концепции и методы. Одной из таких концепций является раннее предупрежде­ние конфликтов.

Раннее предупреждение конфликтов основывается на проведе­нии двух видов действий:

1) раннее оповещение конфликта;

2) превентивные действия по его предотвращению.

1. Термин «раннее оповещение» появился из военной науки, но сегодня широко используется учеными и политиками. Под этим термином подразумевается мониторинг важнейших индикаторов конфликта и разработка моделей прогнозирования событий или процессов разрушительного характера, создание сценариев возмож­ного развития конфликтов.

Идея раннего оповещения заключается в создании такой систе­мы, которая бы:

1) постоянно отслеживала основные индикаторы, свидетельствую­щие о возможных конфликтах;

2) обеспечивала анализ полученной информации;

3) способствовала предотвращению возможных конфликтов и кризисов.

К подобной базе данных должны иметь доступ правительства, международные организации. После сигнала оповещения существу­ет промежуток времени, позволяющий политикам выработать план действий по предотвращению конфликта.

Источники поступления информации для раннего оповещения различны:

1) резиденты национальных государств в других странах (дипломатические представительства и разведка);

2) постоянные миссии международных организаций (ООН, ОБСЕ);

3) неправительственные организации, такие как Международная
Кризисная Группа, «International Alert», «Human Rights Watch»,
«The Refugee Policy Group», «InterAction»;

4) средства массовой информации.

Обработкой информации и выработкой стратегии превентив­ной дипломатии занимаются различные правительственные агентства по содействию развитию, специальные органы международ­ных правительственных организаций.

Понятие превентивной дипломатии вошло в политический оби­ход после публикации работы «Повестки дня во имя мира» Генераль­ного секретаря ООН Б.Б. Гали в 1992 г. С того времени термин «пре­вентивная дипломатия» стал лозунгом всех политических подходов к безопасности. В статье Б. Гали сказано, что превентивная диплома­тия — это действия, направленные на предотвращение роста разно­гласий между сторонами, перерастания существующего напряжения в конфликт и ограничение последнего, если он все же имеет место.

Меры, которые может принять предупрежденная о возможном конфликте превентивная дипломатия:

1) визовый контроль;

2) контроль над вооружениями;

3) обсуждение условий международной финансовой помощи и двусторонней помощи.

Раннее предупреждение — весьма эффективный инструмент управления конфликтами, т.к. позволяет сэкономить большое ко­личество ресурсов.

К сожалению, практика успешного предотвращения конфликта с позиций превентивной дипломатии достаточно скудна. Это свя­зано с тем, что раннее предупреждение работает при весьма опре­деленных условиях.

Концепция раннего предупреждения подразумевает, что поли­тики заинтересованы в мирном разрешении и предотвращении конф­ликта. Но, как показывает практика, это совсем не так. Удачное урегулирование конфликта играет им на руку и повышает попу­лярность того или иного политика.

2. Раннее предупреждение заключается в том, чтобы доскональ­но знать причины и движущие силы конфликта, что помогает его предотвратить.

Так, вооруженные конфликты в Югославии возникали именно потому, что западные государства игнорировали тревожные сиг­налы о возможности возникновения.

Таким образом, сегодня стратегия раннего предупреждения ус­пешна лишь при соблюдении ряда условий: 1) мир в стране, где существует опасный конфликтный потенциал,

должен иметь большое значение для мирового сообщества;

2) для самих конфликтных сторон мирное урегулирование этнических проблем должно быть предпочтительнее военного ре­шения;

3) серьезность конфликта должна быть осознана на раннем этапе.
Политика превентивной дипломатии — это не просто идеологи­ческий выбор. Она не зависит просто от «веры» какой-либо стороны
в мирные взаимоотношения, в возможность избежать политической
катастрофы или каких-либо идеалистических предпочтений. Это
политика для реалистов, которая дается ради эффективности и результативности. Стороны обнаруживают, что они могут увеличить
шансы в деле достижения своих целей при меньших затратах, пре­
вращая своих оппонентов в своих союзников и соратников. Это
подразумевает, как при любых переговорах, «покупку» сотрудничества с другой стороной, причем обязательно с учетом своих целей.
Но при этом надо обязательно смотреть вперед и делать акцент не

на приостановление старого или настоящего конфликта, а на воз­можности избежать будущих конфликтов. Это не подразумевает от­речение от целей, которые явились предметом конфликта. Здесь, скорее, предусматривается пересмотр, сокращение или расширение своих целей до тех пор, пока они укладываются в те же рамки и дости­жимы в сотрудничестве с другой стороной. Выбор делается под на­тиском осознания будущих затрат в сравнении с настоящими и настоя­щих возможностей решения проблемы в сравнении с будущими.

Читайте также:  Приставка корень суффикс окончание способ

Требования превентивных действий выходят за рамки раннего предупреждения и перерастают в своевременное понимание пробле­мы, предшествующее предупреждению. Стороны просчитывают, что, если не предпринять сейчас действий, заплатив при этом ка­кую-то цену, будущие затраты окажутся значительно выше. Они полагают, что есть больше шансов достичь большей части своих целей сейчас, чем потом.

Превентивная дипломатия ассоциируется с таким понятием, как дальновидность, при этом подчеркивается тот факт, что ее успех за­висит от распознавания факторов неопределенности в будущем, ко­торые в случае, если политика будет успешной, никогда не материа­лизуются. Именно потребность действовать против факторов

неопределенности делает превентивную дипломатию незаурядной. Даже тогда, когда од на сторона принимает установки превентивной дипломатии, она обычно должна «превзойти» различные расчеты дру­гой стороны или других сторон, вовлеченных в конфликт. Если же ни одна из сторон не мыслит в терминах превентивной дипломатии, то нужна третья сторона для того, чтобы создать новые понятия и расчеты.

Источник

Предотвращение и посредничество

Превентивная дипломатия

Видение Генерального секретаря, предусматривающее сосредоточение деятельности Организации по обеспечению мира и безопасности на предотвращении, а также активизацию дипломатических усилий в интересах мира, вновь подтверждает первоначальную миссию ООН.

Превентивная дипломатия означает принятие дипломатических мер с целью предотвращения перерастания споров в конфликты и ограничения распространения конфликтов после их начала. Хотя превентивная дипломатия осуществляется в разных формах и в рамках различных форумов как в государственном, так и в частном секторах, наиболее распространенным действием в рамках превентивной дипломатия является работа дипломатических посланников, направляемых в кризисные районы с целью содействия диалогу, достижению компромисса и мирной разрядке напряженности. Превентивная дипломатия может также включать в себя действия Совета Безопасности, Генерального секретаря и других заинтересованных сторон, направленные на предотвращение применения насилия в критические моменты.

Генеральный секретарь оказывает сторонам в конфликте свои «добрые услуги» как лично, так и через дипломатических посланников, которых он направляет в районы напряженности в различных частях мира. Департамент по политическим вопросам и вопросам миростроительства (ДПВМ) является основной вспомогательной структурой в реализации этих усилий, проводя анализ конфликтных ситуаций, планируя и поддерживая деятельность посланников мира и руководя работой более десятка полевых политических миссий, которые служат важнейшими площадками для осуществления превентивной дипломатии. Из всех этих миссий региональные отделения, деятельность которых охватывает Центральную Африку, Западную Африку и Центральную Азию, наделены конкретными мандатами на осуществление превентивной дипломатии и укрепление потенциала государств и региональных субъектов в целях устранения источников напряженности мирными средствами. Задачи превентивной дипломатии также часто реализуются в контексте деятельности миссий по поддержанию мира.

Совет Безопасности как орган Организации Объединенных Наций, на который возложена главная ответственность за поддержание мира и безопасности, также играет исключительно важную роль в оказании поддержки превентивным действиям. В последние годы Совет более активно и гибко занимается решением возникающих проблем до того, как они официально включаются в повестку дня Совета. В рамках своей деятельности Совет способен направить мощный сигнал в стремлении содействовать предотвращению насилия и созданию условий для превентивных действий, в том числе со стороны Генерального секретаря.

Работа Организации Объединенных Наций в области предотвращения конфликтов выходит далеко за рамки традиционной превентивной дипломатии. В этой работе участвует большое число учреждений Организации Объединенных Наций, действующих в самых разных соответствующих областях, включая, в частности, искоренение нищеты и содействие развитию, осуществление прав человека и обеспечение верховенства права, проведение выборов и создание демократических институтов, а также контроль над стрелковым оружием.

Посреднические услуги

С момента своего создания Организация Объединенных Наций играет исключительно важную роль в посреднических усилиях по урегулированию межгосударственных и внутригосударственных конфликтов на всех их этапах: до их перерастания в вооруженный конфликт, после вспышки насилия и в ходе осуществления мирных соглашений. Добрые услуги и посреднические действия осуществляются Генеральным секретарем и его представителями и посланниками по просьбе сторон, по инициативе Генерального секретаря или в ответ на просьбу Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи. В 1992 году в целях оказания помощи в этой работе был создан Департамент по политическим вопросам. В 2019 году в состав ДПВ вошло Управление по поддержке миростроительства (УПМС) и таким образом был создан Департамент по политическим вопросам и вопросам миростроительства (ДПВМ).

Читайте также:  23 способа поставить мозги

Успешное посредничество в урегулировании конфликтов предполагает наличие надлежащей системы поддержки, с тем чтобы оказывать посланникам кадровую помощь и консультативные услуги, а также обеспечивать, чтобы в ходе переговоров имелись все необходимые логистические и финансовые ресурсы. В течение последних нескольких лет Организация Объединенных Наций, действуя при весомой поддержке ДПВМ, сумела существенно усовершенствовать свои возможности по оказанию такого рода содействия, как в рамках своих собственных посреднических усилий, так и усилий организаций-партнеров.

Группа поддержки посредничества (ГПП) в структуре ДПВМ, которая была создана в 2006 году, тесно взаимодействует с региональными отделами Департамента в деле планирования и поддержки посреднической деятельности на местах. В рамках своей деятельности ГПП оказывает консультативную, финансовую и логистическую поддержку мирным процессам; способствует укреплению посреднического потенциала региональных и субрегиональных организаций, а также служит местом хранения информации, стратегий и руководящих указаний, извлеченных уроков и передового опыта в области посредничества.

Департамент руководит работой созданной в 2008 году Резервной группы экспертов по вопросам посредничества Организации Объединенных Наций — группы экспертов «по первому требованию», которые могут быть направлены для оказания помощи посредникам на местах. Члены этой Группы оказали помощь в проведении многих переговоров и имеют экспертный опыт и знания в вопросах, касающихся разделения властных полномочий, эксплуатации природных ресурсов и конфликтов, разработки конституции, прекращения огня и мероприятий по обеспечению безопасности, а также гендерных вопросов в той степени, в какой они связаны с конфликтными ситуациями. Члены Резервной группы способны выдвигаться по первому требованию, с тем чтобы содействовать работе посредников как Организации Объединенных Наций, так и других организаций на глобальном уровне или осуществлять анализ и предоставлять консультативную помощь в рамках дистанционного обслуживания. При поддержке доноров Департамент также создал фонд быстрого реагирования, с тем чтобы иметь возможность приступать к посредническим действиям в короткие сроки. Перспективное планирование и наличие ресурсов являются одним из ключевых факторов эффективного посредничества на ранних этапах возникновения кризисных ситуаций.

ДПВМ оказывает поддержку Консультативному совету высокого уровня по вопросам посредничества, созданному Генеральным секретарем Антониу Гутерришем в сентябре 2017 года. В состав Совета входят 18 человек — действующие и бывшие мировые лидеры, старшие должностные лица и видные эксперты; они поддерживают конкретные посреднические усилия во всем мире, опираясь на свой уникальный опыт, знания и обширные связи.

ДПВМ также разработал и обслуживает онлайн-портал по вопросам посредничества под названием «UN Peacemaker» (веб-сайт по вопросам миротворческой деятельности). Этот портал предназначен для специалистов в области миротворчества и содержит обширную базу данных, включающую более 750 мирных соглашений, различные руководства и информацию о посреднических услугах Организации Объединенных Наций.

Миротворчество

Миротворческая деятельность Организации Объединенных Наций резко активизировалась в ходе десятилетия после окончания «холодной войны», когда многие давние вооруженные конфликты были завершены в результате достижения путем переговоров политического урегулирования, которое часто достигалось и претворялось в жизнь при активном участии Организации Объединенных Наций.

Организация продолжает прилагать самые активные усилия в этой области и сегодня, все больше действуя в партнерстве с региональными организациями, с тем чтобы положить конец продолжающимся конфликтам и не допустить возникновения или эскалации новых кризисов.

Координатором миротворческих усилий Организации Объединенных Наций выступает Департамент по политическим вопросам и вопросам миростроительства. ДПВМ следит за политическими событиями в мире и готовит рекомендации Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций по вопросам предотвращения и урегулирования кризисных ситуаций, в том числе в отношении использования его дипломатических «добрых услуг», с тем чтобы помочь сторонам в конфликте разрешать споры мирным путем. Департамент оказывает поддержку большому числу посланников Генерального секретаря, которые участвуют в мирных переговорах или дипломатических усилиях по урегулированию кризиса, и одновременно контролирует работу расположенных на местах политических миссий, мандаты которых включают оказание помощи странам и регионам в процессе разрешения конфликтов и устранения напряженности мирными средствами.

Источник

Оцените статью
Разные способы