Превентивная дипломатия как способ предотвращения конфликтов.
Превентивная дипломатия — действия, направленные на предотвращение возникновения разногласий между сторонами.
3-й Генсек ООН Даг Хаммаршёльд. 1960 — посредничество, оказание помощи, направленные на локализацию «споров и войн».
Меры:
Превентивная дипломатия ООН — непрерывное отслеживание возможных источников напряженности внутри и среди государств, с целью сдерживания и урегулирования возможных конфликтов.
Превентивным развертыванием — осуществление заранее высадку войск в пределах возможного вооруженного конфликта.
Превентивное разоружение – деятельность, целью которого является сокращение количества стрелкового оружия в подверженных конфликтам регионах.
Предупреждение геноцида и ответственность по защите — распределения ответственности и расширения сотрудничества между заинтересованными государствами и международным сообществом.
Значимые элементы превентивной дипломатии – это поиск и осмысление фактов, их анализ, раннее предупреждение и политическая воля к тому, чтобы предотвратить назревающий конфликт.
Миротворчество: теория и практика предупреждения и урегулирования межународного конфликта.
Миротворчество — это направление внимания на мирное сотрудничество, взаимодействие, отношения. Вид общественной деятельности, направленной на уничтожение угрозы войны или же на её прекращение.
М. Лебедева:
— анализ юридических норм урегулирования;
— поиск примирения и взаимоприемлемого согласия между участниками политическим путем;
Миротворческие операции родились в середине ХХ века в специфических условиях начала «холодной войны».
Задачи — недопущению эскалации региональных конфликтов.
Миротворческие операции — деятельность, осуществляемой в интересах разрешения конфликтов, предотвращения их эскалации, прекращения или недопущения военных действий.
Они могут включать:
• Превентивные действия (акции) по сохранению мира
• Операции по установлению мира
• Операции по поддержанию мира
• Операции по принуждению к миру
• Операции по постконфликтному построению мира
• Полицейские операции на территории других государств
Фазами миротворческого процесса: (1) установление мира; (2) поддержание мира и (3) миростроительство.
На практике: В последние полтора десятилетия наблюдается расширение партнерства в миротворчестве. ООН работает вместе с региональными организациями, такими, как ОБСЕ, Европейский союз, НАТО и др.
Практика мультинаправленной дипломатии в урегулировании международных конфликтов.
«Мультинаправленная дипломатия» — сотрудничество официальных лиц с неофициальными представителями, поскольку современные конфликты стали сложными в их урегулирование возможно только при совместных усилиях государственных и негосударственных структур.
Другая группа проблем, МНПО, выступающие против деятельности отдельных государств (например, «Гринпис» против ядерных испытаний Франции у берегов Новой Зеландии).
Наилучшие результаты получаются, МНПО и государство действуют совместно и согласованно. В качестве примера: ЮНИСЕФ — «коридор спокойствия» в Судане.
Перестройка мировой политической системы и ее отход от Вестфальской модели как фактор, влияющий на развитие современных конфликтов.
Вестфальская система международных отношений — система международных отношений, созданная в Европе в связи с подписанием Вестфальского мира после окончания Тридцатилетней войны в 1648 году.
Основные принципы Вестфальской системы международных отношений:
· приоритет национального интереса;
· принцип баланса сил;
· приоритет государств — наций;
· принцип государственного суверенитета:
· право требовать невмешательства в свои дела;
· равенство прав государств;
· обязательство выполнять подписанные договоры;
· принцип действия международного права и применения дипломатии в МО.
1648 год, Вестфальская система МО;
1815 год, Венская система МО;
1919-1922, Версальско-Вашингтонская система МО;
1945 год, Ялтинско-Потсдамский система МО;
1991 год, Беловежские соглашения.
Возникает необходимость в выработке — неоВестфальской системы. С общепризнанной структурой в роли объективного арбитра (например ООН).
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Источник
Превентивная дипломатия как средство урегулирования международных конфликтов
Сегодня рост числа социальных конфликтов в мире становится важнейшей проблемой международной безопасности и международных отношений. Международное сообщество все более считает себя ответственным за урегулирование международных конфликтов.
В связи с этим средств традиционной дипломатии в разрешении конфликтов оказывается недостаточно. Для сокращения количества затрачиваемых ресурсов и повышения эффективности урегулирования международных конфликтов разрабатываются новые концепции и методы. Одной из таких концепций является раннее предупреждение конфликтов.
Раннее предупреждение конфликтов основывается на проведении двух видов действий:
1) раннее оповещение конфликта;
2) превентивные действия по его предотвращению.
1. Термин «раннее оповещение» появился из военной науки, но сегодня широко используется учеными и политиками. Под этим термином подразумевается мониторинг важнейших индикаторов конфликта и разработка моделей прогнозирования событий или процессов разрушительного характера, создание сценариев возможного развития конфликтов.
Идея раннего оповещения заключается в создании такой системы, которая бы:
1) постоянно отслеживала основные индикаторы, свидетельствующие о возможных конфликтах;
2) обеспечивала анализ полученной информации;
3) способствовала предотвращению возможных конфликтов и кризисов.
К подобной базе данных должны иметь доступ правительства, международные организации. После сигнала оповещения существует промежуток времени, позволяющий политикам выработать план действий по предотвращению конфликта.
Источники поступления информации для раннего оповещения различны:
1) резиденты национальных государств в других странах (дипломатические представительства и разведка);
2) постоянные миссии международных организаций (ООН, ОБСЕ);
3) неправительственные организации, такие как Международная
Кризисная Группа, «International Alert», «Human Rights Watch»,
«The Refugee Policy Group», «InterAction»;
4) средства массовой информации.
Обработкой информации и выработкой стратегии превентивной дипломатии занимаются различные правительственные агентства по содействию развитию, специальные органы международных правительственных организаций.
Понятие превентивной дипломатии вошло в политический обиход после публикации работы «Повестки дня во имя мира» Генерального секретаря ООН Б.Б. Гали в 1992 г. С того времени термин «превентивная дипломатия» стал лозунгом всех политических подходов к безопасности. В статье Б. Гали сказано, что превентивная дипломатия — это действия, направленные на предотвращение роста разногласий между сторонами, перерастания существующего напряжения в конфликт и ограничение последнего, если он все же имеет место.
Меры, которые может принять предупрежденная о возможном конфликте превентивная дипломатия:
1) визовый контроль;
2) контроль над вооружениями;
3) обсуждение условий международной финансовой помощи и двусторонней помощи.
Раннее предупреждение — весьма эффективный инструмент управления конфликтами, т.к. позволяет сэкономить большое количество ресурсов.
К сожалению, практика успешного предотвращения конфликта с позиций превентивной дипломатии достаточно скудна. Это связано с тем, что раннее предупреждение работает при весьма определенных условиях.
Концепция раннего предупреждения подразумевает, что политики заинтересованы в мирном разрешении и предотвращении конфликта. Но, как показывает практика, это совсем не так. Удачное урегулирование конфликта играет им на руку и повышает популярность того или иного политика.
2. Раннее предупреждение заключается в том, чтобы досконально знать причины и движущие силы конфликта, что помогает его предотвратить.
Так, вооруженные конфликты в Югославии возникали именно потому, что западные государства игнорировали тревожные сигналы о возможности возникновения.
Таким образом, сегодня стратегия раннего предупреждения успешна лишь при соблюдении ряда условий: 1) мир в стране, где существует опасный конфликтный потенциал,
должен иметь большое значение для мирового сообщества;
2) для самих конфликтных сторон мирное урегулирование этнических проблем должно быть предпочтительнее военного решения;
3) серьезность конфликта должна быть осознана на раннем этапе.
Политика превентивной дипломатии — это не просто идеологический выбор. Она не зависит просто от «веры» какой-либо стороны
в мирные взаимоотношения, в возможность избежать политической
катастрофы или каких-либо идеалистических предпочтений. Это
политика для реалистов, которая дается ради эффективности и результативности. Стороны обнаруживают, что они могут увеличить
шансы в деле достижения своих целей при меньших затратах, пре
вращая своих оппонентов в своих союзников и соратников. Это
подразумевает, как при любых переговорах, «покупку» сотрудничества с другой стороной, причем обязательно с учетом своих целей.
Но при этом надо обязательно смотреть вперед и делать акцент не
на приостановление старого или настоящего конфликта, а на возможности избежать будущих конфликтов. Это не подразумевает отречение от целей, которые явились предметом конфликта. Здесь, скорее, предусматривается пересмотр, сокращение или расширение своих целей до тех пор, пока они укладываются в те же рамки и достижимы в сотрудничестве с другой стороной. Выбор делается под натиском осознания будущих затрат в сравнении с настоящими и настоящих возможностей решения проблемы в сравнении с будущими.
Требования превентивных действий выходят за рамки раннего предупреждения и перерастают в своевременное понимание проблемы, предшествующее предупреждению. Стороны просчитывают, что, если не предпринять сейчас действий, заплатив при этом какую-то цену, будущие затраты окажутся значительно выше. Они полагают, что есть больше шансов достичь большей части своих целей сейчас, чем потом.
Превентивная дипломатия ассоциируется с таким понятием, как дальновидность, при этом подчеркивается тот факт, что ее успех зависит от распознавания факторов неопределенности в будущем, которые в случае, если политика будет успешной, никогда не материализуются. Именно потребность действовать против факторов
неопределенности делает превентивную дипломатию незаурядной. Даже тогда, когда од на сторона принимает установки превентивной дипломатии, она обычно должна «превзойти» различные расчеты другой стороны или других сторон, вовлеченных в конфликт. Если же ни одна из сторон не мыслит в терминах превентивной дипломатии, то нужна третья сторона для того, чтобы создать новые понятия и расчеты.
Источник
Предотвращение и посредничество
Превентивная дипломатия
Видение Генерального секретаря, предусматривающее сосредоточение деятельности Организации по обеспечению мира и безопасности на предотвращении, а также активизацию дипломатических усилий в интересах мира, вновь подтверждает первоначальную миссию ООН.
Превентивная дипломатия означает принятие дипломатических мер с целью предотвращения перерастания споров в конфликты и ограничения распространения конфликтов после их начала. Хотя превентивная дипломатия осуществляется в разных формах и в рамках различных форумов как в государственном, так и в частном секторах, наиболее распространенным действием в рамках превентивной дипломатия является работа дипломатических посланников, направляемых в кризисные районы с целью содействия диалогу, достижению компромисса и мирной разрядке напряженности. Превентивная дипломатия может также включать в себя действия Совета Безопасности, Генерального секретаря и других заинтересованных сторон, направленные на предотвращение применения насилия в критические моменты.
Генеральный секретарь оказывает сторонам в конфликте свои «добрые услуги» как лично, так и через дипломатических посланников, которых он направляет в районы напряженности в различных частях мира. Департамент по политическим вопросам и вопросам миростроительства (ДПВМ) является основной вспомогательной структурой в реализации этих усилий, проводя анализ конфликтных ситуаций, планируя и поддерживая деятельность посланников мира и руководя работой более десятка полевых политических миссий, которые служат важнейшими площадками для осуществления превентивной дипломатии. Из всех этих миссий региональные отделения, деятельность которых охватывает Центральную Африку, Западную Африку и Центральную Азию, наделены конкретными мандатами на осуществление превентивной дипломатии и укрепление потенциала государств и региональных субъектов в целях устранения источников напряженности мирными средствами. Задачи превентивной дипломатии также часто реализуются в контексте деятельности миссий по поддержанию мира.
Совет Безопасности как орган Организации Объединенных Наций, на который возложена главная ответственность за поддержание мира и безопасности, также играет исключительно важную роль в оказании поддержки превентивным действиям. В последние годы Совет более активно и гибко занимается решением возникающих проблем до того, как они официально включаются в повестку дня Совета. В рамках своей деятельности Совет способен направить мощный сигнал в стремлении содействовать предотвращению насилия и созданию условий для превентивных действий, в том числе со стороны Генерального секретаря.
Работа Организации Объединенных Наций в области предотвращения конфликтов выходит далеко за рамки традиционной превентивной дипломатии. В этой работе участвует большое число учреждений Организации Объединенных Наций, действующих в самых разных соответствующих областях, включая, в частности, искоренение нищеты и содействие развитию, осуществление прав человека и обеспечение верховенства права, проведение выборов и создание демократических институтов, а также контроль над стрелковым оружием.
Посреднические услуги
С момента своего создания Организация Объединенных Наций играет исключительно важную роль в посреднических усилиях по урегулированию межгосударственных и внутригосударственных конфликтов на всех их этапах: до их перерастания в вооруженный конфликт, после вспышки насилия и в ходе осуществления мирных соглашений. Добрые услуги и посреднические действия осуществляются Генеральным секретарем и его представителями и посланниками по просьбе сторон, по инициативе Генерального секретаря или в ответ на просьбу Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи. В 1992 году в целях оказания помощи в этой работе был создан Департамент по политическим вопросам. В 2019 году в состав ДПВ вошло Управление по поддержке миростроительства (УПМС) и таким образом был создан Департамент по политическим вопросам и вопросам миростроительства (ДПВМ).
Успешное посредничество в урегулировании конфликтов предполагает наличие надлежащей системы поддержки, с тем чтобы оказывать посланникам кадровую помощь и консультативные услуги, а также обеспечивать, чтобы в ходе переговоров имелись все необходимые логистические и финансовые ресурсы. В течение последних нескольких лет Организация Объединенных Наций, действуя при весомой поддержке ДПВМ, сумела существенно усовершенствовать свои возможности по оказанию такого рода содействия, как в рамках своих собственных посреднических усилий, так и усилий организаций-партнеров.
Группа поддержки посредничества (ГПП) в структуре ДПВМ, которая была создана в 2006 году, тесно взаимодействует с региональными отделами Департамента в деле планирования и поддержки посреднической деятельности на местах. В рамках своей деятельности ГПП оказывает консультативную, финансовую и логистическую поддержку мирным процессам; способствует укреплению посреднического потенциала региональных и субрегиональных организаций, а также служит местом хранения информации, стратегий и руководящих указаний, извлеченных уроков и передового опыта в области посредничества.
Департамент руководит работой созданной в 2008 году Резервной группы экспертов по вопросам посредничества Организации Объединенных Наций — группы экспертов «по первому требованию», которые могут быть направлены для оказания помощи посредникам на местах. Члены этой Группы оказали помощь в проведении многих переговоров и имеют экспертный опыт и знания в вопросах, касающихся разделения властных полномочий, эксплуатации природных ресурсов и конфликтов, разработки конституции, прекращения огня и мероприятий по обеспечению безопасности, а также гендерных вопросов в той степени, в какой они связаны с конфликтными ситуациями. Члены Резервной группы способны выдвигаться по первому требованию, с тем чтобы содействовать работе посредников как Организации Объединенных Наций, так и других организаций на глобальном уровне или осуществлять анализ и предоставлять консультативную помощь в рамках дистанционного обслуживания. При поддержке доноров Департамент также создал фонд быстрого реагирования, с тем чтобы иметь возможность приступать к посредническим действиям в короткие сроки. Перспективное планирование и наличие ресурсов являются одним из ключевых факторов эффективного посредничества на ранних этапах возникновения кризисных ситуаций.
ДПВМ оказывает поддержку Консультативному совету высокого уровня по вопросам посредничества, созданному Генеральным секретарем Антониу Гутерришем в сентябре 2017 года. В состав Совета входят 18 человек — действующие и бывшие мировые лидеры, старшие должностные лица и видные эксперты; они поддерживают конкретные посреднические усилия во всем мире, опираясь на свой уникальный опыт, знания и обширные связи.
ДПВМ также разработал и обслуживает онлайн-портал по вопросам посредничества под названием «UN Peacemaker» (веб-сайт по вопросам миротворческой деятельности). Этот портал предназначен для специалистов в области миротворчества и содержит обширную базу данных, включающую более 750 мирных соглашений, различные руководства и информацию о посреднических услугах Организации Объединенных Наций.
Миротворчество
Миротворческая деятельность Организации Объединенных Наций резко активизировалась в ходе десятилетия после окончания «холодной войны», когда многие давние вооруженные конфликты были завершены в результате достижения путем переговоров политического урегулирования, которое часто достигалось и претворялось в жизнь при активном участии Организации Объединенных Наций.
Организация продолжает прилагать самые активные усилия в этой области и сегодня, все больше действуя в партнерстве с региональными организациями, с тем чтобы положить конец продолжающимся конфликтам и не допустить возникновения или эскалации новых кризисов.
Координатором миротворческих усилий Организации Объединенных Наций выступает Департамент по политическим вопросам и вопросам миростроительства. ДПВМ следит за политическими событиями в мире и готовит рекомендации Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций по вопросам предотвращения и урегулирования кризисных ситуаций, в том числе в отношении использования его дипломатических «добрых услуг», с тем чтобы помочь сторонам в конфликте разрешать споры мирным путем. Департамент оказывает поддержку большому числу посланников Генерального секретаря, которые участвуют в мирных переговорах или дипломатических усилиях по урегулированию кризиса, и одновременно контролирует работу расположенных на местах политических миссий, мандаты которых включают оказание помощи странам и регионам в процессе разрешения конфликтов и устранения напряженности мирными средствами.
Источник