- Разбор по составу слова «престранный»
- Сходные по морфемному строению слова
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Синонимы к слову «престранный»
- Предложения со словом «престранный»
- Цитаты из русской классики со словом «престранный»
- Сочетаемость слова «престранный»
- Что (кто) бывает «престранным»
- Значение слова «престранный»
- Афоризмы русских писателей со словом «престранный»
- Отправить комментарий
- Дополнительно
- Значение слова «престранный»
- Предложения со словом «престранный»
- Синонимы к слову «престранный»
- Сочетаемость слова «престранный»
- Что (кто) бывает «престранным»
- Морфология
- Правописание
- Карта слов и выражений русского языка
- Контрольная работа по русскому языку на тему «Морфемика и словообразование» (6 класс)
- Материалы к урокам русского языка
- Словообразовательный анализ слова: как делать, примеры
- Содержание:
- Что такое словообразовательный разбор (анализ) слова?
- Способы словообразования:
- План словообразовательного разбора (анализа)
- Примеры словообразовательного анализа
- Образец устного разбора
Разбор по составу слова «престранный»
пре | приставка |
странн | корень |
ый | окончание |
Сходные по морфемному строению слова
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: напролёт — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «престранный»
Предложения со словом «престранный»
- И тут случилась престранная вещь. Река внезапно изменила цвет. Она стала коричневая. И теперь уже никакого дна видно не было.
Цитаты из русской классики со словом «престранный»
- Из слуховых окон выглядывали престранные рожи в усах и в чем-то похожем на чепчики.
Сочетаемость слова «престранный»
Что (кто) бывает «престранным»
Значение слова «престранный»
ПРЕСТРА’ННЫЙ, ая, ое (разг.). Очень, необычайно странный. Вышла престранная история. Престранно (нареч.) себя аттестует: другую уж неделю живет, из трактира не едет, забирает всё на счет и ни копейки не хочет платить. Гоголь. (Толковый словарь Ушакова)
Афоризмы русских писателей со словом «престранный»
- Есть престранные люди, которые поступают с друзьями, как с платьем: до тех пор употребляют, пока износится, а там и кинут.
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «престранный»
ПРЕСТРА’ННЫЙ, ая, ое (разг.). Очень, необычайно странный. Вышла престранная история. Престранно (нареч.) себя аттестует: другую уж неделю живет, из трактира не едет, забирает всё на счет и ни копейки не хочет платить. Гоголь.
Предложения со словом «престранный»
И тут случилась престранная вещь. Река внезапно изменила цвет. Она стала коричневая. И теперь уже никакого дна видно не было.
– О, это престранная история, никому не решусь рассказать, кроме вас, зная вашу скромность.
Тут уж, вопреки престранным обстоятельствам, служители храма не смогли удержаться от смеха.
Синонимы к слову «престранный»
Сочетаемость слова «престранный»
Что (кто) бывает «престранным»
Морфология
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Источник
Контрольная работа по русскому языку на тему «Морфемика и словообразование» (6 класс)
Контрольная работа «Морфемика и словообразование» 6 класс
1)значимые части слова
2)законы и правила образования слов
3)правила написания слов
4)словарный состав языка
2.Выберите неверное утверждение:
1)В основе слова заключено его лексическое значение
2)У неизменяемых слов окончание нулевое
3)Суффиксы и приставки служат для образования новых слов
4)Корень – главная значимая часть слова
3.Выделите морфемы в словах:
Незамысловатый, подполковник, подневольный, вверх, приглашается, расстилался.
4.В каком ряду у всех слов нулевое окончание:
1)вдохновение, восторг, интервью
2)акварель, добр, цилиндр
3)наверх, заморозки, павильон
4)пустошь, смотреть, шимпанзе
1)значимые части слова
2)законы и правила образования слов
3)правила написания слов
4)словарный состав языка
6.Выберите верное утверждение:
1)К морфемным способам словообразования относятся приставочный, приставочно-суффиксальный, сложение основ.
2)Слово самовар образовано способом сращения.
3)К неморфемным способам словообразования относятся сложение, сращение, переход из одной части речи в другую.
4)Существительные, обозначающие «действие как предмет» и «признак как предмет», всегда образуются приставочным способом.
7.Какое из слов образовано приставочным способом:
1)осмотр 2)наводнение 3)престрогий 4)выпрямить
8.Какое из слов образовано суффиксальным способом:
1)отсвечивать 2)бесчеловечный 3)закономерность 4)одуматься
9.Какое из слов образовано приставочно-суффиксальным способом:
1)упростить 2)восклицательный 3)несколько 4)храбрец
10.Какое из слов образовано бессуффиксным способом:
1)игрок 2)заграждение 3)бег 4)перелететь
11.Определить способ словообразования и напишите, от каких слов образовались данные слова:
12.Впишите пропущенные буквы:
Пр..вносить, пр..бирать, пр..оритет, пр..емник пр..зидента, пр..одолевать, пр..гнуть, пр..мудрый, пр..зирать сироту, пр..бывать в городе, пр..клонить ветку к земле, раз..грать, сверх..нтересный, пред..стория, пед..нститут, пр..к..снуться, заг..релый, заг..р, пр..г..рит, з..ря, з..рево.
(1)Что такое окно? (2)Если обратиться к словарю, то мы в нем найдем такое определение этого предмета: «отверстие для света и воздуха в стене здания или стенке какого-то транспортного устройства (паровоза, парохода, самолёта и т.д.)». (3)Но всегда ли оно служило таким целям? (4)Оказывается, не всегда.
(5)Окно – один из многочисленных примеров того, как из слов можно извлечь исторические данные. (6)Ведь слова иногда говорят о называемом ими предмете не меньше, нежели археологические находки. (7)Зачем же делали окно раньше, в эпоху общеславянского языкового единства, то есть тогда, когда это слово возникло как значимая единица? (8)Об этом чётко и определённо говорит его этимологический состав. (9)Сейчас это слово имеет непроизводную основу ( окн-о ). (10)Однако образовалось оно с помощью суффикса -н- от существительного око , обозначающего глаз, орган зрения.
(11)Следовательно, исходная структура слова говорит нам, что окно первоначально было не отверстием для света и воздуха, а служило другим целям: оно делалось для того, чтобы можно было наблюдать, разглядеть то, что происходило вне дома.
13.Определите стиль текста:
1)разговорный 2)публицистический 3)научный 4)официально-деловой
14.Какое высказывание противоречит содержанию текста:
1)Из слов можно извлечь исторические данные.
2)Слово окно является «родственником» слова око.
3)Этимологический анализ слова окно доказывает, что окно не всегда служило отверстием для света.
4)Достоверные данные об истории предмета, называемого словом, могут дать только археологически находки.
15.Выпишите из предложения 2 одно слово, образованное суффиксальным способом : __________________________________________
16.Выпишите из предложения 2 все слова, образованные способом сложения : __________________________________________________________________
17.Каким способом образовано слово «находки» (предложение 6) ?
18.Выпишите из предложения 9 слово, образованное приставочным способом _________________________________________________
Источник
Материалы к урокам русского языка
Диагностическая работа «Морфемика и словообразование» 6 класс
1)значимые части слова 2)законы и правила образования слов
3)правила написания слов 4)словарный состав языка 2.Выберите неверное утверждение:
1)В основе слова заключено его лексическое значение
2)У неизменяемых слов окончание нулевое
3)Суффиксы и приставки служат для образования новых слов
4)Корень – главная значимая часть слова
3.Выделите морфемы в словах:
Незамысловатый, подполковник, подневольный, вверх, приглашается, расстилался. 4.В каком ряду у всех слов нулевое окончание: 1)вдохновение, восторг, интервью 2)акварель, добр, цилиндр 3)наверх, заморозки, павильон 4)пустошь, смотреть, шимпанзе
1)значимые части слова 2)законы и правила образования слов
3)правила написания слов 4)словарный состав языка
6.Выберите верное утверждение:
1)К морфемным способам словообразования относятся приставочный, приставочно-суффиксальный, сложение основ.
2)Слово самовар образовано способом сращения.
3)К неморфемным способам словообразования относятся сложение, сращение, переход из одной части речи в другую.
4)Существительные, обозначающие «действие как предмет» и «признак как предмет», всегда образуются приставочным способом.
7.Какое из слов образовано приставочным способом:
1)осмотр 2)наводнение 3)престрогий 4)выпрямить
8.Какое из слов образовано суффиксальным способом:
1)отсвечивать 2)бесчеловечный 3)закономерность 4)одуматься
9.Какое из слов образовано приставочно-суффиксальным способом:
1)упростить 2)восклицательный 3)несколько 4)храбрец
10.Какое из слов образовано бессуффиксным способом:
1)игрок 2)заграждение 3)бег 4)перелететь
11.Определить способ словообразования и напишите, от каких слов образовались данные слова:
Вход, Сногсшибательный, Плащ-палатка Выстрел МГУ Подосиновик Пешеходный Выговорить Речонка Раненый (кто?) Часть Б Прочитайте текст (1)Что такое окно? (2)Если обратиться к словарю, то мы в нем найдем такое определение этого предмета: «отверстие для света и воздуха в стене здания или стенке какого-то транспортного устройства (паровоза, парохода, самолёта и т.д.)». (3)Но всегда ли оно служило таким целям? (4)Оказывается, не всегда.
(5)Окно – один из многочисленных примеров того, как из слов можно извлечь исторические данные. (6)Ведь слова иногда говорят о называемом ими предмете не меньше, нежели археологические находки. (7)Зачем же делали окно раньше, в эпоху общеславянского языкового единства, то есть тогда, когда это слово возникло как значимая единица? (8)Об этом чётко и определённо говорит его этимологический состав. (9)Сейчас это слово имеет непроизводную основу (окн-о). (10)Однако образовалось оно с помощью суффикса -н- от существительного око, обозначающего глаз, орган зрения.
(11)Следовательно, исходная структура слова говорит нам, что окно первоначально было не отверстием для света и воздуха, а служило другим целям: оно делалось для того, чтобы можно было наблюдать, разглядеть то, что происходило вне дома.
12.Определите стиль текста:
1)разговорный 2)публицистический 3)научный 4)официально-деловой
13.Какое высказывание противоречит содержанию текста:
1)Из слов можно извлечь исторические данные. 2)Слово окно является «родственником» слова око. 3)Этимологический анализ слова окно доказывает, что окно не всегда служило отверстием для света. 4)Достоверные данные об истории предмета, называемого словом, могут дать только археологически находки. 15.Выпишите из предложения 2 одно слово, образованное суффиксальным способом.
16.Выпишите из предложения 2 все слова, образованные способом сложения.
17.Каким способом образовано слово «находки» (предложение 6)?
18.Выпишите из предложения 9 слово, образованное приставочным способом.
19). Выпишите сова с орфограммами, графически их обозначьте.
Источник
Словообразовательный анализ слова: как делать, примеры
Содержание:
Что такое словообразовательный разбор (анализ) слова?
Словообразовательный разбор – это определение, от какого слова и с помощью чего образовано слово.
Для выполнения словообразовательного разбора необходимо:
- различать производные и непроизводные слова;
- видеть производящую и производную основы;
- уметь выделять морфемы;
- знать способы словообразования.
Непроизводные слова – это слова, которые не образованы от других однокоренных слов и являются исходными, такими, какими они возникли в языке изначально.
Производные слова образуются от однокоренных с помощью морфологических или неморфологических способов.
К производящей основе добавляются словообразующие морфемы, их соединяют и образуют новые сложные слова.
Производная основа – это часть вновь образованного слова без окончания.
Способы словообразования:
- морфологические:
- приставочный,
- суффиксальный,
- приставочно-суффиксальный,
- постфиксальный,
- приставочно-постфиксальный,
- суффиксально-постфиксальный,
- бессуффиксальный,
- сложение основ,
- аббревиатура;
- неморфологические:
- лексико-синтаксический,
- лексико-семантический,
- морфолого-синтаксический.
Приставочный |
| |
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
Морфолого-синтаксический (переход из одной части речи в другую) |
|
План словообразовательного разбора (анализа)
Данное для разбора слова необходимо поставить в начальную форму.
Начальная форма слова:
- существительное – ед.ч., Им.п.;
- прилагательное – ед.ч., Им.п., муж.род;
- глагол – неопределенная форма;
- причастие – ед.ч., Им.п., муж.род;
- местоимение – в зависимости от разряда
- наречие, деепричастие – не изменяются.
Начальная форма слова необходима для того, чтобы отсечь формообразующие аффиксы, которые не участвуют в образовании новых слов.
Затем выполнить следующие действия:
- Указать часть речи
- Установить слово с производящей основой.
- Выделить основу в производящем слове.
- Выделить производную основу в разбираемом слове.
- Выделить в производном слове основу (или часть основы), которая совпадает с производящей.
- Выделить словообразующие аффиксы (морфемы): части слова, оставшиеся за пределами производящей основы (кроме окончания).
- Определить способ образования.
- выделять морфемы, не участвующие в образовании данного слова, не нужно;
- при составлении словообразовательной цепочки каждое предыдущее слово будет производящим для следующего.
Примеры словообразовательного анализа
Образец устного разбора
Подоконник – существительное, в начальной форме.
- Производящей основой для слова подоконник является основа в слове окно (окн-)
- Основой производного слова является подоконник.
- Слово подоконникобразовано от слова окно с помощью присоединения приставки под- и суффикса -ник-.
- Способ образования: приставочно-суффиксальный.
Источник