- Определите способ образования сложных слов :буквоед, волнорез, чугунолитейный, летописец, литературоведческий, искусствовед, законодательство, законопослушный, пресс — секретарь, премьер — министр, др?
- Определите способ образования сложных слов. ГДЗ. Упр. 83, Русский язык, 10-11 класс, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.
- Пресс секретарь способ словообразования
- Основные способы словообразования с примерами
- Содержание:
- Морфологические способы словообразования
- Приставочный (префиксальный) способ
- Суффиксальный способ
- Приставочно-суффиксальный
- Бессуффиксный способ
- Сложение
- Сращение
- Переход одной части речи в другую
- Аббревиация
- Усечение
- Неморфологические (неморфемные) способы словообразования
- Лексико-синтаксический способ словообразования
- Морфолого-синтаксический способ словообразования
- Лексико-семантический способ словообразования
- Таблица с примерами
Определите способ образования сложных слов :буквоед, волнорез, чугунолитейный, летописец, литературоведческий, искусствовед, законодательство, законопослушный, пресс — секретарь, премьер — министр, др?
Русский язык | 10 — 11 классы
Определите способ образования сложных слов :
буквоед, волнорез, чугунолитейный, летописец, литературоведческий, искусствовед, законодательство, законопослушный, пресс — секретарь, премьер — министр, дровосек, завмаг, евразийский, северо — восточный, посудохозяйственный, старпом, дензнаки, красноречие, черно — белый, звуко — буквенный, старомосковский, черно — бурая, мясомолочный, полстраны, КамАЗ, АО, ООН, МХАТ, ТЮЗ.
Определим способ образования сложных слов :
буквоед : сложение основ слова с помощью соединительной гласной О.
Волнорез : сложение основ слова с помощью соединительной гласной О.
Чугунолитейный : сложение основ слова с помощью соединительной гласной О.
Летописец : сложение основ слова с помощью соединительной гласной О, суффиксальный способ.
Литературоведческий : сложение основ слова с помощью соединительной гласной О.
Искусствовед : сложение основ слова с помощью соединительной гласной О.
Законодательство : сложение основ слова с помощью соединительной гласной О, суффиксальный способ.
Законопослушный : сложение основ слова с помощью соединительной гласной О.
Пресс — секретарь : сложение начальной части слова с целым словом.
Премьер — министр : сложение целых слов.
Дровосек : сложение основ слова с помощью соединительной гласной О.
Завмаг : сложение сокращённых основ слов (заведующий магазином).
Евразийский : образование слова из сочетания слов (сложение без соединительной гласной).
Северо — восточный : сложение путём сочетания слов.
Посудохозяйственный : сложение основ слова с помощью соединительной гласной О.
Старпом : сложение сокращённых основ слов (старший помощник).
Дензнаки : сложение начальной части слова с целым словом (денежные знаки).
Красноречие : сложение основ с помощью соединительной гласной О.
Чёрно — белый : образование слова из сочетание слов (сложение целых слов).
Звуко — буквенный : образование слова из сочетание слов.
Старомосковский : сложение основ слова с помощью соединительной гласной О.
Чёрно — бурая : образование слова из сочетание слов.
Мясомолочный : сложение основ слова с помощью соединительной гласной О.
Полстраны : сложение начальной части слова с целым словом (половина страны).
КамАЗ : сложение начальных букв слова (Камский Автомобильный Завод).
АО : сложение начальных букв слова (Акционерное Общество).
ООН : сложение начальных букв слова (Организация Объединённых Наций).
МХАТ : сложение начальных букв слова (Московский Художественный Академический Театр).
ТЮЗ : сложение начальных букв слова (Театр Юного Зрителя).
Источник
Определите способ образования сложных слов. ГДЗ. Упр. 83, Русский язык, 10-11 класс, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.
Определите способ образования сложных слов.
Букв..ед, волн..рез, (чугуно)литейный, лет..писец, литератур..ведческий, искусств..вед, закон..дательство, закон..послушный, (пресс)секретарь, (премьер)министр, дров..сек, (зав)маг, (евра)зийский, (северо)восточный, (посудо)хозяй- ственный, (стар)пом, (ден)знаки, красн..речие, (чёрно)белый, (звуко)буквенный, (старо)московский, (мясо)молочный, (чёр- но)бурая, (пол)страны, КамАЗ, ЗАО, ООН, МХАТ, ТЮЗ.
Что означают сложносокращённые слова?
Буквоед (сложение слов с помощью соединительной гласной), волнорез (сложение слов с помощью соединительной гласной), летописец (суффиксальный способ), литературоведческий (образование слова из соче тания слов), искусствовед (сложение слов с помощью соединительной гласной), законодательство (суффиксальный), законопослушный (сложение слов с помощью соединительной гласной), МХАТ (аббревиация), ТЮЗ (аб бревиация), пресс-секретарь (сложение начальной части слова с целым сло вом), премьер-министр (сложение начальной части слова с целым словом), завмаг (образование слова из сочетания слов), дровосек (сложение слов с помощью соединительной гласной), евразийский (образование слова из со четания слов), северо-восточный (образование слова из сочетания слов), чу гунолитейный (образование слова из сочетания слов), посудохозяйствен ный (образование слова из сочетания слов), старпом (образование слова из сочетания слов), дензнаки (образование слова из сочетания слов), красноречие (образование слова из сочетания слов), черно-белый (образование слов из сочетания слов), звуко-буквенный (образование слова из сочетания слов), старомосковский (образование слова из сочетания слов), черно-бурая (образование слова из сочетания слов), мясомолочный (образование слова из сочетания слов), полстраны (сложение начальной части слова с целым словом), КамАЗ (сложение начальных букв слов), АО (сложение начальных букв слов), АООТ (сложение начальных букв слов).
Источник
Пресс секретарь способ словообразования
Урок русского языка в 11 классе по теме «Повторение. Словообразование и орфография»
Цели: закрепить знания о способах словообразования;
решать задания в тестовой форме (по типу ЕГЭ);
выяснить, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования.
Ход урока:
- Актуализация знаний.
На сегодняшнем уроке мы повторим все ключевые понятия этого раздела:
1. Непроизводное слово – это слово, которое не образовано от других слов
2. Слово, которое образовано ог другого слова, – производное
3. Слово, от которого образовано другое слово, называется производящим
4. Суффикс одновременно является и словообразовательной и словоизменительной морфемой
5. Производящее слово может быть производным и непроизводным
6. Омонимичные корни – это корни, имеющие разное лексическое значение, как в словах носить и носик
7. При изменении слова (по падежам или лицам) образуются формы этого же слова, изменяется только грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым
8. Группа однокоренных слов образует самостоятельные слова, имеющие один и тот же корень.
9. Способы образования слов можно рассмотреть по группам:
– морфологические;
– неморфологический.
– Итак, что же такое «Словообразование»? Что оно изучает?
– Что такое морфема? (Значимая часть слова). Почему «значимая»? (т. к. несет информацию о слове).
– На какие виды делятся морфемы? (, , , ).
Разгадывание кроссворда (устно)
«Это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов» (Корень)
«Это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.» (Приставка)
«Это изменяемая значимая часть слова, которая служит для образования форм слова и связи слов в словосочетании и предложении» (Окончание)
«Это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов» (Суффикс)
Какие определения морфем почти одинаковы, за исключением небольшой детали? (определение приставки и суффикса, различаются местоположением по отношению к корню).
Запись в тетрадях учащихся:
– заключено лексическое значение
– образуют новые слова
– образует формы слов
Внимание! Есть формообразующие морфемы, которые участвуют в образовании грамматических форм, а не новых слов. К ним относятся: а) окончания;
б) формообразующие суффиксы: глагола прошедшего времени -л, глагола повелительного наклонения, глагольных форм причастий и деепричастий, сравнительной степени прилагательных и наречий.
На какие 2 части делятся изменяемые слова? (, )
Что такое основа?
Как называются слова с одним и тем же корнем?
Что надо учитывать, когда подбираешь однокоренные слова? (лексическое значение слова)
Корни, звучащие одинаково, но имеющие разное значение, например: носик-носить называются….? (омонимичными)
Чем различаются формы слова и однокоренные слова? .
(Группа однокоренных слов образует самостоятельные слова, имеющие один и тот же корень. В лексическое значение каждого однокоренного слова входит значение корня, например: проход, проходной, проходить. А при изменении слова (по падежам или лицам) образуются формы этого же слова, изменяется только грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым, например: проход, проход, проход).
– Определите, где формы одного и того же слова, а где разные однокоренные слова. Записать эти слова.
Мандарин – мандариновый, охота – охотник, брат – братья, думать – думал, зависть – завистливый, принц – принцесса, решать – решил, степь – степной, ученик – ученики, город – пригород.
(Запись в тетрадях учащихся: о, о, ф, ф, о, о, ф, о, ф, о).
-Все ли слова, имеют одну приставку. Записать слова, выделить приставку:
Выбриться, выгружать, выпроводить, вымпел, вылететь, высветить, высокий, выспаться, вылепить, выпрыгнуть.)
– Какие способы образования слов существуют в русском языке?
Переписать кластер в тетрадь:
II. Работа с разбором слов на каждый способ образования слов:
Буквоед (сложение основ с помощью соединительной гласной), волнорез (сложение основ с помощью соединительной гласной), летописец (суффиксальный способ),литературоведческий (образование слова из сочетания слов), искусствовед (сложение основ с помощью соединительной гласной), законодательство (суффиксальный), законопослушный(сложение основ с помощью соединительной гласной), МХАТ (аббревиация), ТЮЗ(аббревиация), пресс-секретарь (сложение начальной части слова с целым словом), премьер-министр (сложение начальной части слова с целым словом), завмаг (образование слова из сочетания слов), дровосек (сложение основ с помощью соединительной гласной),евразийский (образование слова из сочетания слов), северо-восточный (образование слова из сочетания слов), чугунолитейный (образование слова из сочетания слов),посудохозяйственный (образование слова из сочетания слов), старпом (образование слова из сочетания слов), дензнаки (образование слова из сочетания слов), красноречие (образование слова из сочетания слов), черно-белый (образование слова из сочетания слов),старомосковский (образование слова из сочетания слов), черно-бурая (образование слова из сочетания слов), мясомолочный (образование слова из сочетания слов), полстраны (сложение начальной части слова с целым словом), КамАЗ (сложение начальных букв слов), АО(сложение начальных букв слов), АООТ (сложение начальных букв слов).
III. Вывод:
Сегодня мы повторили способы словообразования.
Словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной.
IV. Домашнее задание, устно.
1.Определите , все ли слова являются родственными, запишите их:
- Упрямство, упрямый, упрямость, упрямиться.
- Водяной, водолаз, водить.
- Дар, дарить, подарок.
- Славный, славить, слава, прославлять.
- Переносица, носить, носилки.
- Речка, заречье, наречие, междуречье.
- Слово, словарь, дословный.
- Обсудить, суд, судоходство, присудить.
2.Распределите слова в соответствии со способом образования:
Подберезовик, законодатель, бумажник, малышка, самокритика, антициклон, негромкий, безуспешный, безрезультатный, прибежать, межконтинентальный, паровозный.
Источник
Основные способы словообразования с примерами
Содержание:
Словообразование — это раздел языкознания, изучающий строение словарных единиц и способы их образования.
Основными способами образования слов в современном русском языке являются:
- морфологический;
- лексико-синтаксический;
- морфолого-синтаксический;
- лексико-семантический.
Примеры морфологического образования: читать – ПРОчитать, ЗАчитать, ПЕРЕчитать; лист – листОК, читать – читаТЕЛЬ, нос – носИК; море – ПРИморСКий, звук – ОзвучИть, семеро –
ВсемерОМ; синий – синь, въезжать – въезд, переходить – переход; море, ходит – мореход, центральная избирательная комиссия – ЦИК.
Примеры лексико-синтаксического образования: сия минута – сиюминутный.
Примеры морфолого-синтаксического способа образования: столовая (прил.) комната – столовая (сущ.).
Примеры лексико-семантического способа: лук – овощ; лук – метательное оружие.
Морфологические способы словообразования
Морфологический способ основан на взаимодействии производящих основ с другими морфемами: префиксами (приставками), суффиксами, постфиксами, интерфиксами (соединительными гласными буквами), окончаниями (флексиями). Это самый продуктивный и самый популярный способ образования новых слов. Он является основным источником пополнения лексики современного языка.
Приставочный (префиксальный) способ
Для приставочного способа характерно прибавление префикса к целому слову, служащему производящей основой. Прибавление приставки не влияет на смену части речи вновь образованного слова.
- Примеры слов, образованных данным способом: лететь – ПРИлететь, город – ПРИгород, интересный – СВЕРХинтересный, любимый – НЕлюбимый, правда – НЕправда.
Суффиксальный способ
Суффиксальный способ словообразования основывается на слиянии производящей основы с суффиксом, в результате чего образуется другое слово. Суффиксы в отличие от префиксов влияют на смену части речи.
- Примеры: земля – землЯК, вино – вынНый, теплый – теплЕНЬКий, высокий – высокО.
Приставочно-суффиксальный
При образовании слова приставочно-суффиксальным способом в образовании участвуют одновременно две морфемы – приставка и суффикс, которые присоединяются опять же к производящей основе.
- Например, слова «пригорок», «застенок», «подлесок» образованы именно так: гора – ПРИгорОК, стена – ЗАстенОК, подлесок – ПОДлесОК.
Бессуффиксный способ
Суть бессуффиксного способа в том, что исходное слово при образовании нового лишается своей части – суффикса. Подобный способ чаще всего применяется при образовании имён существительных от глаголов.
- Примеры: припевать (гл.) – припев (сущ.); широкий – ширь; заливать – залив.
Сложение
Способ, при котором происходит объединение двух и более основ, называется сложением.
При таком способе складываются как целые основы, так и их части. Поэтому в лингвистике имеются на этот счет термины – «сложные слова» и «сложносокращенные». Данный способ иногда не обходится без соединительных гласных «о» и «е».
- Примеры: лесхоз (лесное хозяйство), партком (партийный комитет), лесОповал, сенОкос, конЕвод, ковер-самолет.
Сращение
Процесс образования слов данным способом основан на превращении устойчивых словосочетаний в слова. Знаменательные части речи, связанные подчинительной связью, теряют свою самостоятельность и сращиваются в одно слово. Этот процесс характерен для словосочетаний типа: нареч. + прилаг.: малосоленый, свежемороженый; сущ. + причаст.: умалишенный, богобоязненный.
Переход одной части речи в другую
Этот способ называют «конверсией». Он характерен не для всех частей речи, а только для некоторых. В языке существует пять видов конверсии:
- переход в существительные (субстантивация): игровая комната – игровая;
- переход в прилагательные (адъективация): блестящие способности – блестящие на солнце осколки;
- переход в наречия (адвербиализация): удариться боком – плыть боком;
- переход в местоимения (прономинализация): один человек не пошел – там жил один человек;
- переход в служебные части речи (предлоги, союзы, междометия): благодаря за все – благодаря вам; несмотря на собеседника – несмотря на плохое самочувствие; хотя её – хотя никого не было.
Аббревиация
Данный способ основан на сложении усеченных частей слова ради экономии речевых усилий.
Различают несколько видов аббревиации:
звуковая | – слово образуется сочетанием начальных звуков – ТЮЗ (театр юного зрителя), НИИ (научно-исследовательский институт); |
буквенная | – состоит их начальных букв словосочетания – СССР (союз советских социалистических республик); |
буквенно-звуковая (смешанная) | – объединяет начальные буквы и звуки: ЦСКА (центральный спортивный клуб армии); |
слоговая | – соединят сокращения слов, равных слогам: ликбез (ликвидация безграмотности); |
слогословная | – объединяет слог и слово: сбербанк, зарплата; |
смешанная | – объединяются разные части нескольких слов: Имли – институт мировой литературы; |
телескопическая | – объединяет начало первого и конец второго слова словосочетания: бионика – биологическая механика. |
Усечение
Новые лексемы при таком способе образуются путем сокращения полного слова: кило – килограмм, метро – метрополитен, а также путем усечения производящей основы или отбрасывания флексий: катать – каток, граммов – грамм.
Неморфологические (неморфемные) способы словообразования
Подобные способы образования слов в своем процессе не затрагивают морфем слова. Они основаны на переходе одной части речи в другую (прихожая комната – прихожая), на слиянии двух слов в одно (дико растущие кусты – дикорастущие), на переосмыслении значения словоформы (овечьи ясли – детские ясли).
Лексико-синтаксический способ словообразования
Данный способ подразумевает появление новых лексических единиц из словосочетаний. В результате устойчивый словесный оборот заменяется новым словом, образованным на основе прежнего словосочетания: указанный выше – вышеуказанный; жданный долго – долгожданный; сумасшедший – с ума сшедший, сейчас – сей час.
Морфолого-синтаксический способ словообразования
Данный способ основан на переходе слова из одной части речи в другую.
В современном языке такой способ чаще всего затрагивает имена существительные. Примеры: будущее время – в скором будущем, бильярдная комната – пойти в бильярдную и т.п.
Лексико-семантический способ словообразования
При данном способе слово образуется в результате разъединения многозначного слова на слова-омонимы, т.е. слова, одинаковые по написанию и произношению, но разных по значению. Такие слова называют полными омонимами.
- График (план работы) – график (художник)
К неполным омонимам относятся омографы, омофоны и омоформы.
- Омографы – написание слов одинаковое, но звучание разное.
- Мука’ (пшеничная) — му’ка (чувство переживания)
- Омофоны – слова, которые пишутся по-разному, но звучат одинаково.
- Отворила (дверь) – отварила (картошку)
- Омоформы – слова, совпадающие по произношению и написанию в одной из грамматических форм
- Печь (протопить) – печь (пироги)
Кроме того, употребление слова в переносном значении также относится к лексико-семантическому способу образования слов.
- Древний храм (прям) – храм природы (перен)
Таблица с примерами
Способ образования
Примеры
Приставочный
- Чистить —очистить
- Искренний – неискренний
- Жечь — сжечь
Суффиксальный
- Нефть – нефтяной
- Парник – парниковый
- Производство — производственный
Приставочно-суффиксальный
- Правый – вправо
- Граница – безграничный
- Грязь — загрязнение
Постфиксальный
- Приходить – приходиться
- Связывать, связываться
- Располагать — располагаться
Сложение основ
- Нефть, перерабатывать –нефтеперерабатывающий
- Пар, ходить – пароход
- Лес, заготовка — лесозаготовка
Сложение усеченных основ с целым словом
- Экологический, система –экосистема
- Физическая культура – физкультура
- Драматический кружок — драмкружок
Аббревиатура
- Средства массовой информации – СМИ
- Правила дорожного движения – ПДД
- Организация Объединенных Наций — ООН
Приставочно-постфиксальный
- Писать – расписаться
- Думать – задуматься
- Плакать — расплакаться
Суффиксально-постфиксальный
Источник