- Водные преграды и переправы через них, способы и виды водных переправ, средства преодоления водных преград, инженерное оборудование и содержание водных переправ, пособие.
- В зависимости от используемых средств и характера водной преграды различают следующие виды водных переправ :
- Содержание книги Водные преграды и переправы через них, способы и виды водных переправ, средства преодоления водных преград.
- Водные преграды
- Преодоление водных преград и сплавы
- Форсирование водных преград
- Сплав по реке
- Непотопляемый рюкзак
- Плот из тента и лапника
- Форсирование зимой
Водные преграды и переправы через них, способы и виды водных переправ, средства преодоления водных преград, инженерное оборудование и содержание водных переправ, пособие.
первого эшелона от своего берега. При организации форсирования водных преград общевойсковым подразделениям назначаются участки форсирования, в пределах которых оборудуются различные виды водных переправ.
Количество и виды водных переправ, оборудуемых на участках форсирования, зависят от состава переправляющихся подразделений, построения боевого порядка, наличияпереправочных средств, характера водной преграды и других условий. Войска могут также преодолевать водные преграды в других видах боя и при совершении различных передвижений. Во всех случаях форсирование (преодоление) водных преград требует тщательной подготовки, своевременного оборудования водных переправ и умелого маневра ими в ходе содержания переправ.
Основным содержанием преодоления водной преграды войсками является процесс переправы, т. е. перемещения войск каким-либо способом с исходного берега на противоположный. Переправой называют участок водной преграды с прилегающей к нему местностью и необходимыми переправочно-мостовыми и другими средствами, оборудованный для преодоления водной преграды войсками одним из возможных способов.
В зависимости от используемых средств и характера водной преграды различают следующие виды водных переправ :
– Десантные переправы на боевых плавающих машинах (БМП, БТР), на плавающих транспортерах (ПТС-2, ПТС-4), на лодках (ДЛ-10, НЛ-8), на десантно-высадочных средствах.
– Паромные переправы на самоходных паромах (ПММ, ПММ-2), на паромах, собираемых из понтонных парков (ПМП, ПМП-М, ППС-84, ПП-91, ПП-2005) и паромах из местных плавсредств и материалов.
– Мостовые переправы, которые могут быть в виде наплавных мостов, наводимых из понтонных парков (ПМП, ПМП-М, ППС-84, ПП-91, ПП-2005), мостов на жестких опорах (механизированных мостов ТММ, МТУ-20, МТУ-72, МТУ-90), разборных мостов (РММ-4, МАРМ, САРМ, БАРМ и т. п.), низководных мостов, постоянных мостов, комбинированных мостов, состоящих из эстакад и наплавного участка моста.
– Переправывброд.
– Переправы танков под водой.
– Ледяные переправы.
В зависимости от технических возможностей переправочных средств и условий преодоления водной преграды различные виды водных переправ оборудуются в определенной последовательности. По предназначению различают основные, запасные и ложные переправы. Войска пропускаются по основным переправам. Запасные переправы оборудуются для дублирования основных переправ на случай их разрушения или для осуществления маневра в целях снижения уязвимости войск в ходе преодоления ими водной преграды. Ложные переправы оборудуются для повышения живучести основных и запасных переправ.
Содержание книги Водные преграды и переправы через них, способы и виды водных переправ, средства преодоления водных преград.
Введение.
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ВОДНЫХ ПРЕГРАДАХ И ПЕРЕПРАВАХ.
1.1. Краткая историческая справка.
1.2. Классификация водных преград.
1.3. Способы и виды переправ.
Вопросы для контроля и самопроверки.
2. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ВОДНЫХ ПРЕГРАД.
2.1. Средства преодоления водных преград.
2.2. Понтонные парки.
2.3. Буксирно-моторные катера.
2.4. Переправочно-десантные средства.
2.5. Мостостроительные средства.
2.6. Разборные мосты.
2.7. Механизированные мосты.
Вопросы для контроля и самопроверки.
3. ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕРЕПРАВ.
3.1. Десантные переправы.
3.2. Паромные переправы.
3.3. Мостовые переправы.
3.4. Переправы танков под водой.
3.5. Водные переправы вброд.
3.6. Ледяные переправы.
Вопросы для контроля и самопроверки.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ КОМЕНДАНТСКОЙ, СПАСАТЕЛЬНОЙ И ЭВАКУАЦИОННОЙ СЛУЖБ НА ПЕРЕПРАВАХ.
4.1. Комендантская служба.
4.2. Комендантская служба в различных видах боя.
4.3. Спасательно-эвакуационная служба.
4.4. Защита переправ.
4.5. Маскировка переправ.
Вопросы для контроля и самопроверки.
5. ИНЖЕНЕРНАЯ РАЗВЕДКА ВОДНОЙ ПРЕГРАДЫ В ЦЕЛЯХ ВЫБОРА МЕСТА ПЕРЕПРАВЫ.
5.1. Цели и задачи инженерной разведки водных преград.
5.2. Средства инженерной разведки водных преград.
5.3. Определение характеристик водных преград.
5.4. Порядок действий инженерно-разведывательного дозора по разведке водной преграды.
Вопросы для контроля и самопроверки.
Приложение 1. Основные сокращения, применяемые в боевых документах.
Приложение 2. Основные условные обозначения, применяемые в боевых документах.
Приложение 3. Карточка инженерной разведки.
Источник
Водные преграды
Во время странствий часто приходится сталкиваться с различными водными преградами и преодолевать их. К таким преградам относятся ручьи, малые и большие реки, озера, болота, пороги, водопады, ледники. Каждый водоем – это своя специфика, свои приемы форсирования и преодоления. Коснемся вкратце каждого типа водоемов.
Ручьи. Обычно не очень глубокие, не широкие, но в них, как правило, очень холодная и быстро текущая вода. По этому, лучший способ перебраться через ручей – это найти дерево, упавшее поперек и связывающее оба берега. Тем более, что такие ручьи и потоки чаще всего встречаются в предгорьях и лесах, так что деревья, в том числе и упавшие, там в изобилии. Второй способ – перебежать ручей на перекате, по валунам. Но учтите, камни могут быть скользкими! Также можно переходить ручьи и малые горные реки вброд – на мелководных участках. Если вы не один – бурные горные потоки лучше преодолевать в связке, соединившись с напарником длинной веревкой.
В средних и больших реках также следует поискать брод. Если брода по близости нет – придется переплывать. Если особой ручной клади у вас нет – не надо заморачиваться с постройкой плота, т.к. большинство рек не так уж и широки и их можно пересечь вплавь. Только надо подобрать участок поуже, но в то же время со спокойным течением, без водоворотов, коряг и.т.п. По этому, лучше выбирать место для переправы с обрывистого берега, так лучше распознать характер реки. К тому же, под обрывом – самая большая глубина. Преодолев глубокий и стремнинный участок, будет проще добираться до пологого берега, где значительно мельче.
Озера бывают разные. Маленькие и средние проще обойти. Крупные можно пересекать вплавь. А вот чтобы пересекать особо большие озера – лучше построить плот или воспользоваться любым другим плавсредством.
Пересекать болота – дело очень опасное. Если есть возможность болото обойти – обойдите! И только в крайнем случае идите через топи. Надо орудовать длинным ровным шестом, чтобы прощупывать дно перед собой. Хороша техника перепрыгивания по кочкам. Запомните! Где на болоте растут деревья, кустарники – там, как правило, есть твердое основание.
Также следует на болотах использовать интересный прием – сделать что-то на подобии лыж или снегоступов. Цель понятна – распределить нагрузку тела на площадь в пять-шесть раз большую, чем просто площадь подошв обуви. Так значительно сложнее провалиться в трясину. Такие болотные лыжи делаются из ивовых прутьев, благо ивы на болотах полно. Делается овальное кольцо из толстого прута. Площадь овала заплетается более тонкой лозой. Получившиеся конструкции надеваются на ноги. Крепления к штатной обуви можно сделать из той же тонкой лозы или веревок.
Источник
Преодоление водных преград и сплавы
В экстремальных ситуациях и просто в длительных пеших походах вы можете столкнуться с водными преградами. Как правило, это большие и малые реки. Различные болота, озера почти всегда можно обойти, а речной поток обойти невозможно. И если небольшие ручьи можно переходить вброд, пересекать по стволам упавших поперек деревьев, то серьезную реку приходится форсировать. Также может быть принято решение воспользоваться рекой, как магистралью для достижения нужной точки. Значит сплавляются вниз по течению.
Форсирование и сплав по рекам вызывает озабоченность у любого человека. Особенно если температура окружающей среды невысока. Да и летом встает трудность, как пересечь реку и не промочить снаряжение. Этим вопросам и посвящаю данный обзор.
Форсирование водных преград
Сложность пересечения водных преград определяется тремя факторами:
- глубиной
- силой течения
- объемом вашего снаряжения
Если мелко, есть полноценный брод, а течение умеренное, то можно пересечь реку даже с большим количеством снаряжения. Просто держать вещи над головой. Если требуется, то сделать две ходки. Но такие идеальные условия встречаются не всегда. Зачастую приходится столкнуться с речкой, где нет брода по всей ширине. Если есть участки, где вам максимум по грудь, то там очень сильное течение. Это также не позволит пересечь преграду, не замочив вещи.
С быстрым течением на средней глубине можно бороться при помощи шеста. Вырубают прочный длинный шест. Рюкзак стараются сделать непромокаемым, о чем поговорим ниже. Держат его на одном плече. Нельзя при форсировании одевать рюкзак на оба плеча. Если вас потоком сшибет с ног, то будет сложно скорректировать свой дрейф и снять рюкзак из такого положения. Так недолго и в пороги влететь, а это уже опасно для жизни. Если дело происходит зимой или просто по холодной воде, то долгое барахтанье тоже сулит огромные риски.
Если рюкзак не очень тяжелый, то его можно переносить через реку, воспользовавшись достаточно длинной веткой с развилкой на конце. На неё цепляем рюкзак и переносим.
Заходят в воду. Шест упирают вниз по течению, под углом около 45 градусов. Удерживаясь на такой подпорке продвигаются поперек потоку. Фиксируются и снова переставляют шест. Достаточно простая, но проверенная техника для бурных горных рек.
Если глубина не позволяет идти по дну на всем протяжении потока, нет иного выхода и придется плыть. Соответственно нужно сделать ваше снаряжение непотопляемым и обеспечить запас плавучести для поддержания вас самих. В какое бы время года не проходил сплав, следует снять обувь и одежду по максимуму. При правильной подготовке снаряжения вы доставите все это сухим на другой берег, а если одежда и особенно обувь промокнет на вас, то быстро их никак не высушить.
Сплав по реке
Герметизация снаряжения, создания из него некоего временного плота – это хороший прием для форсирования, но не для сплава. Конечно можно сплавиться на пару километров, но не более. Чем дольше плывем, даже с хорошо собранным снаряжением, тем выше риск его намочить. Так что, для сплава безальтернативно нужно заняться созданием пусть небольшого, но плавсредства.
В самом примитивном варианте это может быть обломок толстого бревна, валежника. Но желательно построить плот из бревен или какого-то мусора. Сегодня мало мест, где человек не оставил следов своего варварского пребывания. Так что, бывает удается найти изрядное количество бутылок, канистр, пустых бочек и прочих емкостей, даже на довольно диких таежных реках. Если таких «следов цивилизации» река не нанесла, то придется мастерить плот из древесины.
Если нашли большие бочки от ГСМ, но в них есть течь, её можно заделать при помощи жидкой живицы из хвойных деревьев. Работает не хуже клея или герметика.
Непотопляемый рюкзак
Бытует миф о том, что можно утопить, потерять рюкзак, который упал с плавсредства во время сплава. Тут все зависит от того, как рюкзак собран. Опытный турист или военный напротив использует рюкзак, как поплавок, как спасательный буй. Как же добиться того, чтобы рюкзак не тонул? Для этого используется несколько степеней защиты.
Во-первых, желательно иметь рюкзак с прорезиненной внутренней поверхностью. Такой внутренний слой дает не только определенную защиту от быстрого набора воды, но и механическую защиту содержимого, необходимую жесткость. В хорошо закрытый рюкзак вода будет набираться через застежки и впитываться во внешнюю оболочку.
Во-вторых, хорошо использовать большие мусорные пакеты или кусок полиэтиленовой пленки. По опыту, паке легче и практичнее. Пленку в поход берут редко. Используют тент, но его используют снаружи, а не внутри. Так что несколько больших мусорных мешков – это крайне полезное и почти невесомое дополнение к комплекту снаряжения. Пакет устанавливается внутрь рюкзака, изолируя содержимое от стенок.
В-третьих, используется туристический коврик каремат. Это вообще один важнейших элементов снаряжения, который следует иметь с собой в любом походе и выезде на природу. Кроме короткого летнего периода, да и то не всегда и не везде, от холодной земли можно получить букет различных болячек. Чтобы сохранить здоровье и силы, используют коврик. Если лежат, спят на земле, то только простелив его. В походном положении, особенно при форсировании водных преград, каремат сворачивают в цилиндр и делают следующим кольцевым слоем в рюкзаке. Уже внутрь этого импровизированного тубуса отправляется прочее снаряжение.
Коврик очень важен, поскольку придает рюкзаку серьезную дополнительную плавучесть. Даже если в штатном положении вы несете его снаружи, свернув плотным рулоном и пристегнув сбоку, то для форсирования желательно уложить его в рюкзак.
Дно рюкзака затыкают герметичным пакетом со сменными вещами. Какое-то маломальское белье для смены нужно иметь обязательно. Пусть даже оно не используется из похода в поход, но когда все промокнет, и ситуация будет усугубляться – этот пакетик может спасти вас от серьезных заболеваний и осложнений. В сложенном виде – это дополнительный плюс к плавучести и гидроизоляции.
Дальше укладывается остальное снаряжение. Пакет сверху стягивается, по возможности даже подвязывается каким-то шнурком. Рюкзак плотно закрывается. Снаружи его оборачивают тентом. Водонепроницаемый тент очень полезен и в этом случае тоже пригодится. Его края завязывают крест на крест над рюкзаком. Получается отличный поплавок, который и сам не тонет, и вас удержит на воде, если даже на него навалитесь всем телом. Так форсируют преграду, держась за рюкзак. Можно даже пристегнуться к нему, чтобы его не унесло, и вы не потеряли снаряжение. Грамотно собранный рюкзак – это не груз и якорь, а совсем наоборот.
Если рюкзак хорошо держится на воде даже без коврика, то можно собрать снаряжение иначе. Каремат свернуть в плотный рулон и засунуть в чехол. Иметь отдельный чехол для коврика – это хорошая затея. Он послужит дополнительной сумкой для каких-то припасов, если что. В данном случае собирают некое подобие катамарана. Вырубают пару отрезков толстых веток. Притягивают их по бокам рюкзака, а к другим концам привязывают упакованный коврик. Всю конструкцию опять же облачают в тент. Его сверху надежно застегивают и перевязывают.
На таком плотике можно лежать целиком и форсировать водные преграды. При этом вы даже намочитесь не целиком.
Такой способ практикуют военные спецподразделения. Можно перемещаться по воде тихо, скрытно, имея обзор, но скрывая лицо, часть профиля тела за рюкзаком. В этот выступ в боевых условиях может быть даже помещена бронепластина.
Плот из тента и лапника
Другим интересным вариантом для сохранения снаряжения сухим, является создание небольшого плота из лапника.
Тент расстилают на земле. Заготовленные ветки хвойных деревьев укладывают кольцом. Получается подобие спасательного круга. Венок из лапника обвязывают веревкой. Затем скручивают полученную конструкцию восьмеркой и накладывают друг на друга две сформированные петли. Снова перевязывают веревкой. Получается плотное кольцо из хвойных веток. В середину кольца вставляют рюкзак. Сверху завязывают концы тента. Получается отличный плотик.
За счет пустот между хвоей конструкция получается плавучая. Тент защищает содержимое от промокания. Опираясь на такой плот можно переплывать реки.
Форсирование зимой
У многих адептов тематики экстремального выживания возникают вопросы по поводу форсирования водных преград зимой. Какова последовательность действий? Как не замерзнуть?
Приходится слышать много странных и даже опасных советов. Видно, что те, кто их дает, явно ничего не форсировали при отрицательных температурах. Рекомендуют снять одежду по максимуму. Это правильно! Снаряжение и одежду герметизируют одним из вышеприведенных методов. При этом советуют форсировать реку в обуви, чтобы не поранить ноги. А выбравшись на другой берег заняться костром.
Вот с последними двумя рекомендациями все плохо. Во-первых, обувь – это тот элемент, который будет сохнуть очень долго. Если её намочить, то гарантировано заболеете и не выберитесь. Так что, обувь снимаем и стараемся доставить её на другой берег сухой. Чтобы защитить ноги, оставляем носки. Дополнительно можно сделать стельки из бересты, из того же коврика каремата или вытащить их из ботинок. К носку плотную стельку приматывают портянкой из какой-то тряпки.
Насчет костра на другом берегу – тоже совет жуткий. После переправы, на морозе, вы так задубеете, что ничего не сможете разжечь. Это не говоря о сборе дров. Так что костер заготавливается и делается до переправы. Какую-то мелкую растопку, веточки, все наламывают заранее и тащат «зародыш» костра с собой. Когда оказываются на другом берегу, достаточно одного движения спичкой или скребка по огниву, чтобы вспыхнуло пламя. Тут вы за считанные секунды согреваете руки и быстро собираете дрова поблизости, чтобы поддержать костер и согреться полностью.
Вот такие рекомендации по форсированию водных преград. Грамотно собирайте снаряжение и этот сложный элемент выживания не окажется фатальным.
Источник