- Стилеобразующие черты научного стиля
- Коммуникация в сфере науки. Стилевые черты научной речи и средства их создания. Речевые формы(жанры) учебной и научной деятельности.
- Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи. Учебник для вузов
- ОГЛАВЛЕНИЕ
- Глава IV. Культура научной и профессиональной речи
- § 24. Стилевые и жанровые особенности научного стиля
Стилеобразующие черты научного стиля
Сфера функционирования, основная функция и основная форма речи научного стиля. Подстили научного стиля. Основные жанровые разновидности научного стиля
ТЕМА 10. НАУЧНЫЙ СТИЛЬ. ЯЗЫК И СТИЛЬ НАУЧНЫХ ТЕКСТОВ. ПИСЬМЕННЫЙ НАУЧНЫЙ ТЕКСТ: СТРУКТУРА И ЯЗЫКОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ. ОФОРМЛЕНИЕ ЦИТАТ. СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ АППАРАТ НАУЧНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Научный стильобслуживает сферу научного знания, основная его функция — сообщение информации, а также доказательство ее истинности. Основная форма речи – письменная. Язык науки — это язык общения специалистов в профессиональной сфере. Поэтому научный стиль в наименьшей степени национально ориентирован, традиционна тенденция к его интернационализации. Язык науки не должен зависеть от общественно-экономической формации, идеологии и мировоззрения, господствующих в тот или иной период, поскольку задача науки — выяснение истины, описание реальной картины мира.
Научный стиль довольно разнообразен в жанровом отношении. Можно выделить несколько разновидностей научного стиля и конкретных жанров речевых произведений, в которых они используются.
научный стиль | ||||
собственно-научный | научно-информативный | научно-справочный | учебно-научный | научно-популярный |
монография статья доклад диссертация | реферат аннотация патентное описание инструкция | словарь-справочник каталог энциклопедия | учебник словарь методическое пособие очерк книга лекция статья | очерк книга лекция статья |
научный стиль | |
доминирующая языковая функция | функция сообщения |
основная форма речи | письменная |
типичный вид речи | монолог |
преобладающий способ общения | неличный, неконтактный |
тон речи | нейтральный |
1. объективность, которая проявляется в изложении разных точек зрения на проблему, в отсутствии субъективизма при передаче содержания, в безличности выражения, в сосредоточенности на предмете высказывания;
2. четкость и подчеркнутая логичность изложения, которая проявляется в последовательности и непротиворечивости изложения и создается с помощью особых синтаксических конструкций (сложные предложения с придаточными причины, условия, следствия, предложения с вводными словами во-первых, наконец, следовательно, итак) и типичных средств межфразовой связи (повторы, синонимы);
3. доказательность, которая проявляется в цепочке рассуждений, аргументации определенных положений и гипотез;
4. точность, которая достигается использованием терминов (термин – это слово или словосочетание, точно и однозначно называющее какое-либо специальное понятие и раскрывающее его содержание. Термин нейтрален в эмоционально-оценочном отношении. В толковом словаре термины сопровождаются пометой (спец.), однозначных слов, четким оформлением синтаксических связей слов, ясной внутренней семантической связью;
5. обобщенно—отвлеченный характер изложения, который проявляется в отборе слов (преобладание имен существительных над глаголом, общенаучные слова, имена существительные с абстрактным значением, конкретные существительные в обобщенном значении), в употреблении форм слов (глаголы настоящего времени во «вневременном» значении, возвратные и безличные глаголы, преобладание форм 3-го лица глагола, форм несовершенного вида), в использовании синтаксических конструкций (неопределенно-личные предложения, страдательные обороты).
6. отсутствие эмоциональности, которая проявляется в неиспользовании междометий, оценочных, эмоционально-экспрессивных слов, разговорных и просторечных слов, слов в переносных значениях, простой формы превосходной степени прилагательных как экспрессивных;
7. насыщенность фактической информацией.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Коммуникация в сфере науки. Стилевые черты научной речи и средства их создания. Речевые формы(жанры) учебной и научной деятельности.
Научный стиль речи — одна из функциональных разновидностей общелитературного языка, обслуживающая сферу науки и производства. Его главная функция – не только передать логическую информацию, но и доказать ее истинность, новизну, ценность. Вторая функция – активизация логического мышления читателя или слушателя, которая приобретает в научно-учебном подстиле первостепенное значение. Реализуясь в преимущественно в письменной форме, но может быть представлен и в устной. Основными жанрами этого стиля являются статья, реферат, аннотация, резюме, рецензия, лекция и т.д. К жанрам учебно-научногоподстиля относятся:лекция, семинарскийдоклад, курсовая работа, реферативное сообщение. Каждому жанру присуще свои индивидуально-стилевые черты, однако они не нарушают единство научного стиля, наследуя его общие признаки и особенности.
его стилевыми чертами, обусловленными абстрактностью и строгой логичностью мышления, являются:
• Обобщенность, отвлеченность, абстрактность изложения. Почти каждое слово выступает как обозначение общего понятия или абстрактного предмета. Отвлеченно-обобщенный характер речи проявляется в отборе лексического материала (существительные преобладают над глаголами, используются общенаучные термины и слова, глаголы употребляются в определенных временных и личных формах) и особых синтаксических конструкций (неопределенно-личные предложения, пассивные конструкции).
• Логичность изложения.Между частями высказывания имеется упорядоченная система связей, изложение непротиворечиво и последовательно. Это достигается использованием особых синтаксических конструкций и типичных средств межфразовой связи.
• Точность изложения. Достигается использованием однозначных выражений, терминов, слов с ясной лексико- семантической сочетаемостью.
• Доказательность изложения. Рассуждения аргументируют научные гипотезы и положения.
• Объективность изложения. Проявляется в изложении, анализе разных точек зрения на проблему, в сосредоточенности на предмете высказывания и отсутствии субъективизма при передаче содержания, в безличности языкового выражения.
• Насыщенность фактической информацией, что необходимо для доказательности и объективности изложения.
Для научного стиля характерно широкое использование абстрактной лексики, явно преобладающей над конкретной: испарение, замерзание, давление, мышление , отражение , излучение, невесомость, кислотность, изменяемость и т.д. В научном изложении почти не употребляются слова выражающие единичные понятия, конкретные образы. Обобщенно-отвлеченный характер речи подчеркивается также употреблением специальных слов типа обычно, обыкновенно, всегда, постоянно, систематически, регулярно, всякий любой, каждый.
Отвлеченность и. обобщенность научного стиля выражается в широком употреблении существительных среднего рода: излучение, определение, воззрение, умонастроение, перераспределение, напряжение, возникновение, окисление и т.д.Среди существительных мужского и женского рода многочисленны слова с абстрактным значением: фактор, импульс, стимул, синкретизм, период, метод, способ, процесс, результат, возможность, мощность, потребность, форма, масса, величина, интенсификация и т.д.
Языку научного общения присущи свои грамматические особенности. Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляются в особенностях функционирования разнообразных грамматических, в частности морфологических, единиц, что обнаруживается в выборе категорий и форм, а также степени их частоты в тексте.
Для научной речи характерно использование глагольных форм с ослабленными лексико-грамматическими значениями времени, лица, числа, что подтверждается синонимией структур предложения: перегонку производят — перегонка производится; можно вывести заключение — выводится заключение и пр.
Для синтаксиса научного стиля речи характерна тенденция к сложным построениям, что способствует передаче сложной системы научных понятий, установлению отношений между родовыми и видовыми понятиями, между причиной и следствием, доказательствами и выводами. Для этой цели используются предложения с однородными членами и обобщающими словами при них. В научных текстах распространены разные типы сложных предложений, в частности с использованием составных подчинительных союзов, что вообще характерно для книжной речи: вследствие того что; ввиду того что, в то время как и пр. Средствами связи частей текста служат вводные слова и сочетания: во-первых, наконец, с другой стороны, указывающие на последовательность изложения. Для объединения частей текста, в частности абзацев, имеющих тесную логическую связь друг с другом, используются указывающие на эту связь слова и словосочетания: таким образом, в заключение и пр. Предложения в научном стиле однообразны по цели высказывания — они почти всегда повествовательные. Вопросительные предложения редки и используются для привлечения внимания читателя к какому-либо вопросу.
В научном стиле распространены формы 3-го лица единственного и множественного числа глаголов как наиболее отвлеченно-обобщенные по значению. Формы 1-го лица множественного числа глаголов и употребляющееся при них местоимение мы характеризуются дополнительными смысловыми оттенками. Они обычно служат не для обозначения каких-либо определенных, конкретных лиц, а для выражения отвлеченно-обобщенного значения. Сюда относится «мы совместности» (мы с вами), выражающее оттенок соучастия со слушателем иди читателем, а также употребление мы для обозначения всякого человека, человека вообще
http://velikayakultura.ru/kultura-rechi-russkiy-yazyk.. – это можно посмотреть,там всё тоже, ещё короче и по-моему про научные жанры там нет. |
21. Логическая схема и композиция научного текста
Сфера применения (где?) | Сфера науки (научные труды, учебники, выступления на научных конференциях и т. д.) |
Функции (зачем?) | Сообщение, научное объяснение |
Основные стилевые особенности | Научная тематика, смысловая точность, строгая логичность, обобщенно-отвлеченный характер информации, отсутствие эмоциональности |
Основные языковые средства | Терминологическая и профессиональная лексика и фразеология (классификация, гипотенуза, валентность, вакуоль, рентген, магнитная буря, коэффициент полезного действия и др.); абстрактная (отвлеченная) лексика (протяженность, горение, романтизм, матриархат); слова в прямом значении; широкое использование производных предлогов и союзов (в течение, в результате, за счет, в связи, в отличие и др.); значительные по объему простые и осложненные предложения с причастными оборотами и вводными словами (во-первых, во-вторых, наконец, по-видимому, вероятно, как утверждает. согласно теории. итак, так, таким образом, поэтому, кроме того); сложноподчиненные предложения с придаточными причины, следствия и т. п. |
Жанры | Статья, отзыв, рецензия, аннотация, реферат, диссертация, учебник, словарь, научный доклад, лекция |
Структура научного произведения определяется логикой мысли.Весь ход научного исследования можно представить в виде след. Лог. Схемы:- обоснование актуальности научного исследования; — выявление предмета исследования;- выбор методов проведения исследования; — описание процесса исследования; — формулирование выводов.
Различают следующие методы логической организации научного текста: дедукция, индукция,проблемное изложение и аналогия. В элементарном смысле дедукция (лат.Deductio — выведение) — это движение мысли от общего к частному, от общих положений и законов к менее общим и частным положениям и законам. К дедуктивному методу изложения материала исследователь прибегает тогда, когда необходимо рассмотреть какое-то явление на основание уже известного положения или закона и сделать необходимые выводы относительно этого явления.
Композиционно дедуктивное рассуждение состоит из трех этапов:
1) выдвигается тезис (от греч. Thesis — положение, истинность которого должна быть доказана), или гипотеза (от греч. Hipothesis — основание, предложение);
2) основная часть рассуждения — развитие тезиса (гипотезы), его обоснование, доказательство истинности или опровержение. Здесь применяются различные типы аргументов (лат.Argumentum) — логических доводов, служащих основанием доказательства: толкование тезиса, «доказательство от причины», «мнения авторитетов», «доказательство от противного», факторы и примеры, свидетельствующие об истинности или ложности тезиса, сравнения.
Источник
Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи. Учебник для вузов
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава IV. Культура научной и профессиональной речи
§ 24. Стилевые и жанровые особенности научного стиля
Системность основного функционального стиля складывается из общеязыковых (нейтральных) элементов, элементов языково-стилистических (стилистически окрашенных вне контекста языковых единиц) и элементов речестилистических, которые в определенном контексте (ситуации) приобретают стилистические качества и/или участвуют в создании стилистического качества контекста, текста. В каждом основном стиле существуют свои принципы отбора этих элементов и их соотношение.
Научный стиль отличается рядом общих черт, обусловленных особенностями научного мышления, в том числе отвлеченностью и строгой логичностью изложения. Ему присущи и некоторые частные черты, упомянутые выше.
В каждом функциональном стиле действуют свои объективные стилеобразующие факторы. Схематически их можно изобразить следующим образом.
Функциональный стиль
доминирующая языковая функция
форма общественного сознания
основная форма речи
типичный вид
речи
преобладающий способ общения
тон речи
массовый неконтактный и косвенно-контактный
нейтральный
массовый неконтактный и контактный
нейтральный, констатирующий, императивный
публицистический
информативная и функция воздействия
идеология и политика
письменная и устная
массовый, контактный и косвенно-контактный
обусловленный эстетической задачей
Каждый из функциональных стилей имеет к тому же свою цель, своего адресата, свои жанры. Основной целью научного стиля является сообщение объективной информации, доказательство истинности научного знания.
Однако цели (а особенно их соотношение) в большей или меньшей степени могут корректироваться в процессе создания текста. Например, вначале диссертация может быть задумана как сугубо теоретическое исследование, а в процессе работы (написания) откроются перспективы практического применения теории, и работа приобретает ярко выраженную практическую направленность. Возможна и противоположная ситуация.
Цели конкретизируются в задачах данного текста. Цели и ситуация определяют отбор материала, который используется на всем протяжении создания текста. Однако вначале этот процесс имеет количественный характер, а ближе к концу — качественный.
Адресатами произведений научного стиля преимущественно являются специалисты — читатели, подготовленные к восприятию научной информации.
В жанровом отношении научный стиль довольно разнообразен. Здесь можно выделить: статью, монографию, учебник, рецензию, обзор, аннотацию, научный комментарий текста, лекцию, доклад на специальные темы, тезисы и др.
Однако при выделении речевых жанров научного стиля следует обращать внимание на то, что в любом функционирующем языке существует своя иерархия стилистических систем — подсистем. Каждая низшая подсистема имеет в основе элементы систем более высокого ранга, по-своему комбинирует их и дополняет новыми специфическими элементами. «Свои» и «чужие» элементы, в том числе и функциональные, она организует в новую, иногда качественно иную целостность, где они приобретают в той или иной степени новые свойства. Например, элементы научного и официально-делового стилей, соединяясь, порождают научно-деловой под-стиль, который реализуется в разных жанрах, таких, например, как отчет о проведении научно-исследовательской работы, автореферат диссертации и др.
Функционально-стилевую классификацию научного стиля речи можно представить следующим образом.
В каждой из этих жанровых подсистем предполагаются свои соотношения элементов собственно научного и других стилей и свои принципы организации речевого произведения. По мнению А. Н. Васильевой, «модель этой организации формируется в речевом сознании (подсознании) человека в процессе речевой практики, а также часто и специального обучения» [1, 48]. Такому обучению в немалой степени способствует учебно-научная литература, которая, излагая в доступной форме основы той или иной науки, имеет свои особенности, отличающие ее от других видов научной литературы (проблемной статьи, частной монографии, журнальной подборки). Ее основные черты таковы: предметно-логическая последовательность и постепенно развертывающаяся манера изложения; «сжатая полнота», которая выражается в том, что, с одной стороны, излагается только часть накопленной информации о предмете данной науки, а с другой — эта часть является базовой, и в ней предмет изложения характеризуется равномерно и разносторонне.
В научном стиле, как и в каждом функциональном стиле, существуют свои определенные правила текстовой композиции. Текст воспринимается в основном от частного к общему, а создается от общего к частному.
Структура текста научного стиля обычно многомерная и многоуровневая. Однако это не означает, что все тексты имеют одинаковую степень структурной сложности. Например, они могут быть абсолютно разными по чисто физической конструкции. Чтобы понять, о чем идет речь, достаточно сравнить научную монографию, статью и тезисы. При этом следует иметь в виду, что степень сложности не носит здесь абсолютного характера, ибо те же самые тезисы трудно написать, не написав хотя бы чернового наброска, статьи и не рассмотрев его критически.
Каждый из жанров научного стиля имеет свои особенности и индивидуальные черты, но в связи с тем, что в одном учебном пособии трудно дать описание специфических черт всех жанров и видов научного стиля, мы остановим свое внимание на жанре научных тезисов, который является одним из наиболее общеактуальных жанров языка науки.
Тезисы могут писаться человеком для себя — в этом случае они не являются объектом данного рассмотрения, ибо к ним не предъявляются строгие требования жанра и стиля. Предмет нашего интереса — это тезисы, создаваемые для публикации. Именно они должны отвечать определенным нормативным требованиям, прежде всего требованию содержательного соответствия заранее объявленной проблемой теме. Не менее важен и фактор научно-информативной валентности, содержательной актуальности и ценности информации, оставляемой в рамках объявленной проблемной темы. Тезисы являются одним из наиболее устойчиво-нормативных жанров речевого произведения, поэтому нарушение жанровой определенности, нормативности, чистоты, жанровые смешения оцениваются в нем как грубые нарушения не только стилистических, а вообще коммуникативных норм. Среди типичных нарушений, какими являются, например, подмена тезисов текстом сообщения, резюме, рефератом, аннотацией, проспектом, планом и т. д., наиболее неприятное впечатление производит смешение форм разных жанров. Такое смешение демонстрирует отсутствие научно-речевой культуры у автора и подвергает сомнению его научные данные в целом.
Тезисы имеют и строго нормативную содержательно-композиционную структуру. В ней выделяются: 1) преамбула; 2) основное тезисное положение; 3) заключительный тезис. Четкое логическое деление тезисного содержания подчеркивается рубрикацией, а в некоторых случаях — и выделением абзацев под одной рубрикой.
Тезисы имеют и свои строгие нормы речестилистического оформления, свойственные научному стилю в целом, но в данном конкретном случае действующие еще более жестко.
По мнению А. Н. Васильевой, общей нормой всякого научного стиля «является высокая насыщенность высказывания предметно-логическим содержанием» [1, 193]. Эта норма реализуется в тезисном произведении «в оптимальном преодолении противоречия между содержательной концентрацией и коммуникативной доступностью» [там же]. Следует подчеркнуть, что в тезисах указанное противоречие особенно трудноразрешимо вследствие чрезвычайной концентрации предметно-логического содержания.
К тезисным произведениям предъявляются требования стилистической чистоты и однородности речевой манеры. Здесь абсолютно недопустимы эмоционально-экспрессивные определения, метафоры, инверсии и другие иностилевые включения. Тезисы носят характер модального утверждающего суждения или умозаключения, а не характер конкретно-фактологической констатации, поэтому здесь и требуется особенно внимательно следить за соблюдением определенной речевой формы.
Таким образом, на примере одного из конкретных жанров научного стиля мы убедились в жестком действии в данной функциональной сфере языка некоторых стилистических норм, нарушение которых вызывает сомнения в научно-речевой культуре автора. Во избежание этого при создании произведений научного стиля необходимо неукоснительно следовать всем вышеназванным основным требованиям жанра.
Источник