- Разбор по составу слова «премьер-министр»
- Сходные по морфемному строению слова
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Ассоциации к слову «премьер-министр»
- Синонимы к слову «премьер-министр»
- Предложения со словом «премьер-министр»
- Цитаты из русской классики со словом «премьер-министр»
- Сочетаемость слова «премьер-министр»
- Каким бывает «премьер-министр»
- Значение слова «премьер-министр»
- Отправить комментарий
- Дополнительно
- Значение слова «премьер-министр»
- Предложения со словом «премьер-министр»
- Определите способ образования сложных слов :буквоед, волнорез, чугунолитейный, летописец, литературоведческий, искусствовед, законодательство, законопослушный, пресс — секретарь, премьер — министр, др?
- Разборы слова премьер-министр
- Разбор по составу слова премьер-министр
- Дополнительные варианты разбора
- Схожие по составу слова
- Морфологический разбор слова премьер-министр
- Фонетический разбор слова премьер-министр
- Разбор по буквам:
- Значение слова премьер-министр
- Предложения со словом премьер-министр
- Определите способ образования сложных слов. ГДЗ. Упр. 83, Русский язык, 10-11 класс, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.
- Урок по теме: «Словообразование в русском языке. Способы словообразования».
- Способы образования существительных в русском языке.
- Способы образования прилагательных в русском языке.
- Способы образования глаголов в русском языке.
- Способы образования наречий в русском языке.
Разбор по составу слова «премьер-министр»
премьер | корень |
министр | корень |
ø | нулевое окончание |
Сходные по морфемному строению слова
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова крамола (существительное):
Ассоциации к слову «премьер-министр»
Синонимы к слову «премьер-министр»
Предложения со словом «премьер-министр»
- – Если смотреть с точки зрения бывшего премьер-министра, который, скорей всего, станет еврокомиссаром и будет получать королевскую зарплату, никакого основания для пессимизма нет.
Цитаты из русской классики со словом «премьер-министр»
- — Нет, Клим Иванович, ты подумай! — сладостно воет он, вертясь в комнате. — Когда это было, чтоб премьер-министр, у нас, затевал публичную говорильню, под руководством Гакебуша, с участием Леонида Андреева, Короленко, Горького? Гакебушу — сто тысяч, Андрееву — шестьдесят, кроме построчной, Короленке, Горькому — по рублю за строчку. Это тебе — не Европа! Это — мировой аттракцион и — масса смеха!
Сочетаемость слова «премьер-министр»
Каким бывает «премьер-министр»
Значение слова «премьер-министр»
ПРЕМЬЕ́Р-МИНИ́СТР , -а, м. Глава правительства в некоторых капиталистических государствах. (Малый академический словарь, МАС)
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «премьер-министр»
ПРЕМЬЕ́Р-МИНИ́СТР , -а, м. Глава правительства в некоторых капиталистических государствах.
Предложения со словом «премьер-министр»
– Если смотреть с точки зрения бывшего премьер-министра, который, скорей всего, станет еврокомиссаром и будет получать королевскую зарплату, никакого основания для пессимизма нет.
– Это был самый могущественный волшебник из всех, кто когда-либо становился премьер-министром.
Они должны были передать ему приглашение занять пост премьер-министра империи.
Источник
Определите способ образования сложных слов :буквоед, волнорез, чугунолитейный, летописец, литературоведческий, искусствовед, законодательство, законопослушный, пресс — секретарь, премьер — министр, др?
Русский язык | 10 — 11 классы
Определите способ образования сложных слов :
буквоед, волнорез, чугунолитейный, летописец, литературоведческий, искусствовед, законодательство, законопослушный, пресс — секретарь, премьер — министр, дровосек, завмаг, евразийский, северо — восточный, посудохозяйственный, старпом, дензнаки, красноречие, черно — белый, звуко — буквенный, старомосковский, черно — бурая, мясомолочный, полстраны, КамАЗ, АО, ООН, МХАТ, ТЮЗ.
Определим способ образования сложных слов :
буквоед : сложение основ слова с помощью соединительной гласной О.
Волнорез : сложение основ слова с помощью соединительной гласной О.
Чугунолитейный : сложение основ слова с помощью соединительной гласной О.
Летописец : сложение основ слова с помощью соединительной гласной О, суффиксальный способ.
Литературоведческий : сложение основ слова с помощью соединительной гласной О.
Искусствовед : сложение основ слова с помощью соединительной гласной О.
Законодательство : сложение основ слова с помощью соединительной гласной О, суффиксальный способ.
Законопослушный : сложение основ слова с помощью соединительной гласной О.
Пресс — секретарь : сложение начальной части слова с целым словом.
Премьер — министр : сложение целых слов.
Дровосек : сложение основ слова с помощью соединительной гласной О.
Завмаг : сложение сокращённых основ слов (заведующий магазином).
Евразийский : образование слова из сочетания слов (сложение без соединительной гласной).
Северо — восточный : сложение путём сочетания слов.
Посудохозяйственный : сложение основ слова с помощью соединительной гласной О.
Старпом : сложение сокращённых основ слов (старший помощник).
Дензнаки : сложение начальной части слова с целым словом (денежные знаки).
Красноречие : сложение основ с помощью соединительной гласной О.
Чёрно — белый : образование слова из сочетание слов (сложение целых слов).
Звуко — буквенный : образование слова из сочетание слов.
Старомосковский : сложение основ слова с помощью соединительной гласной О.
Чёрно — бурая : образование слова из сочетание слов.
Мясомолочный : сложение основ слова с помощью соединительной гласной О.
Полстраны : сложение начальной части слова с целым словом (половина страны).
КамАЗ : сложение начальных букв слова (Камский Автомобильный Завод).
АО : сложение начальных букв слова (Акционерное Общество).
ООН : сложение начальных букв слова (Организация Объединённых Наций).
МХАТ : сложение начальных букв слова (Московский Художественный Академический Театр).
ТЮЗ : сложение начальных букв слова (Театр Юного Зрителя).
Источник
Разборы слова премьер-министр
Разбор по составу слова премьер-министр
Дополнительные варианты разбора
Схожие по составу слова
Морфологический разбор слова премьер-министр
- имя существительное: одушевлённое, мужской род единственное число, именительный падеж
Фонетический разбор слова премьер-министр
Разбор по буквам:
- п: [п]:согласный, парный глухой, парный твёрдый
- р: [р’]:согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий
- е: [и]:гласный
- м: [м’]:согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий
- ь: —
- —:
- е: [й’]:согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий[и]:гласный
- р: [р]:согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый
- -: [-]:
- м: [м’]:согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий
- и: [и]:гласный
- н: [н’]:согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий
- и: [и]:гласный
- с: [с]:согласный, парный глухой, парный твёрдый
- т: [т]:согласный, парный глухой, парный твёрдый
- р: [р]:согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый
Значение слова премьер-министр
премь е р-министр, премьер-министра, муж. (полит. офиц.). В буржуазных странах — председатель кабинета министров, глава правительства.
Предложения со словом премьер-министр
- Там все было предусмотрено для комфортного житья, но, как вспоминает дочь Черчилля, Мэри, комнаты премьер-министра и Клементины выходили в коридор, в котором находились рабочие кабинеты (всего 180 комнат), охраняемых морскими пехотинцами, и вид Уинстона, завернутого в банное полотенце, словно римский император в тогу, который шествовал из ванной в свою комнату, оставляя за собой на полу мокрые следы, приводил в смущение чиновников.
- Заседание Кабинета, открывшееся в свое обычное время – ровно в десять часов в четверг – тянулось, казалось, бесконечно, потому что министр финансов пытался, не обижая премьер-министра, объяснить, что незначительное большинство на выборах повлияло на финансовые рынки, а это, в свою очередь, сделало невозможным в текущем финансовом году запустить программу расширения больничной сети, обещанную избирателям во время предвыборной кампании.
- Не успел хозяин кабинета осведомиться, обязательно ли заливать его чудесный аксминстерский коврик, Фудж пустился разглагольствовать про тюрьму, о которой премьер-министр слыхом не слыхивал, про какого-то ужасного Сирьи Уса-Билека, а еще, кажется, Хогварц и мальчика по имени Гарри Поттер.
- За критику политики «большого скачка» освобожден от своего поста, но назначен заместителем премьер-министра (1959–1965), после чего подвергся гонениям хунвэйбинами, в 1967 г.
«Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл.»
Источник
Определите способ образования сложных слов. ГДЗ. Упр. 83, Русский язык, 10-11 класс, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.
Определите способ образования сложных слов.
Букв..ед, волн..рез, (чугуно)литейный, лет..писец, литератур..ведческий, искусств..вед, закон..дательство, закон..послушный, (пресс)секретарь, (премьер)министр, дров..сек, (зав)маг, (евра)зийский, (северо)восточный, (посудо)хозяй- ственный, (стар)пом, (ден)знаки, красн..речие, (чёрно)белый, (звуко)буквенный, (старо)московский, (мясо)молочный, (чёр- но)бурая, (пол)страны, КамАЗ, ЗАО, ООН, МХАТ, ТЮЗ.
Что означают сложносокращённые слова?
Буквоед (сложение слов с помощью соединительной гласной), волнорез (сложение слов с помощью соединительной гласной), летописец (суффиксальный способ), литературоведческий (образование слова из соче тания слов), искусствовед (сложение слов с помощью соединительной гласной), законодательство (суффиксальный), законопослушный (сложение слов с помощью соединительной гласной), МХАТ (аббревиация), ТЮЗ (аб бревиация), пресс-секретарь (сложение начальной части слова с целым сло вом), премьер-министр (сложение начальной части слова с целым словом), завмаг (образование слова из сочетания слов), дровосек (сложение слов с помощью соединительной гласной), евразийский (образование слова из со четания слов), северо-восточный (образование слова из сочетания слов), чу гунолитейный (образование слова из сочетания слов), посудохозяйствен ный (образование слова из сочетания слов), старпом (образование слова из сочетания слов), дензнаки (образование слова из сочетания слов), красноречие (образование слова из сочетания слов), черно-белый (образование слов из сочетания слов), звуко-буквенный (образование слова из сочетания слов), старомосковский (образование слова из сочетания слов), черно-бурая (образование слова из сочетания слов), мясомолочный (образование слова из сочетания слов), полстраны (сложение начальной части слова с целым словом), КамАЗ (сложение начальных букв слов), АО (сложение начальных букв слов), АООТ (сложение начальных букв слов).
Источник
Урок по теме: «Словообразование в русском языке. Способы словообразования».
Раздел 3. Словообразование в русском языке. Способы словообразования. Словосложение. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов .
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: презентация, плакаты «Способы словообразования», карточки раздаточный материал; рабочая карта урока, обучающие модули (информационный, практический, контрольный).
Цель: повторение способов образования слов в русском языке.
выяснить, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования;
закрепить знания о способах словообразования;
развивать логическое мышление, внимание, устную речь;
развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка;
развивать умение излагать материал кратко, обобщённо (в виде схем и кластеров).
поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения;
воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.
выявить связь значения корня с лексическим значением слова;
обобщить сведения о морфемах;
повторить способы образования слова;
развивать и обогащать речь учащихся.
Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык: Справочник для учащихся. – М., 1987.
Меженко Ю.С. Опорные конспекты на уроках языка. // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР, 1987, №8, 1988, №3.
Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. – М., 1998.
Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1996.
Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М., 1991.
Чуковский К.И. Живой, как жизнь. – М., 1966. С. 181-182.
Шанский Н.М. Русский язык: Лексика. Словообразование. – М. 1975. С. 210-211;
Широковская Т.А., Широковский Ю.С. Уроки русского языка. – М.: Просвещение, 1989.
«Не можешь оторвать глаз от лесенки слов, на которой покоится жизнь с ее прошлым, с ее нынешним пульсом, со взглядом в завтра…»
В. Песков.
I. Организационный момент.
На этом уроке мы с вами продолжаем изучение раздела науки о языке «Словообразование».
Сегодня на уроке нам предстоит : вспомнить всё, что мы изучили по теме «Словообразование. Состав слова» ;
Работать мы будем в обычных тетрадях и в рабочей карте урока ( Приложение 1 ). Она перед вами. Всё ли вам понятно в ней?
Как, вы думаете, что означает фигурка в правом верхнем углу страницы?
Как вы должны будете распорядиться с картой после урока?
Перед вами лист целеполагания, где расшифрованы основные теоретические положения темы. Внимательно прочтите их, уточните, что вы помните, что не знаете, используя знаки:
«+» – я это знаю;
«-» – я этого не знал;
«?» – непонятная или недостаточная информация.
Поставьте знак в первую графу таблицы. В последующей работе обратите внимание на положения, отмеченные знаками «-» и «?».
Приложение 1 Теоретические положения по теме «Словообразование»
Работа с эпиграфом.
– Ребята, давайте прочитаем эпиграф к уроку.
Какой же смысл вкладывает в него автор этих строк?
III. Актуализация знаний.
На сегодняшнем уроке мы разрешим наиболее сложные вопросы словообразования, повторим все ключевые понятия этого раздела. Этот материал поможет вам при подготовке к зачету.
Вам предстоит серьёзная исследовательская работа, в результате которой вы выявите и подтвердите или опровергните важные лингвистические закономерности. Прежде чем сделать шаг к практическому освоению словообразовательных умений, начнем с теории.
IV. Фронтальный опрос.
– Итак, что же такое «Словообразование»? Что оно изучает?
– Что такое морфема? ( Значимая часть слова ). Почему «значимая»? (т. к. несет информацию о слове).
– На какие виды делятся морфемы? ( ,
,
,
).
А теперь я предлагаю вспомнить все определения морфем, разгадав кроссворд, который находится в вашей рабочей карте урока. Итак, приступим
Ключевое слово : Раздел науки о языке, в котором изучаются наименьшие значимые части слова.
Окончание – значимая часть слова, которая образует … слова.
Окончание, не выраженное звуками.
Часть речи, которая не имеет окончания.
Суффикс, стоящий после окончания.
Замена одних звуков другими в одной и той же части слова.
Наименьшая значимая часть слова.
Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.
Главная значимая часть слова.
Часть изменяемого слова без окончания.
Какие определения морфем почти одинаковы, за исключением небольшой детали? ( определение приставки и суффикса, различаются местоположением по отношению к корню ).
Запись в тетрадях учащихся:
Внимание! Есть формообразующие морфемы, которые участвуют в образовании грамматических форм, а не новых слов. К ним относятся:
а) окончания;
б) формообразующие суффиксы: глагола прошедшего времени -л , глагола повелительного наклонения, глагольных форм причастий и деепричастий, сравнительной степени прилагательных и наречий.
На какие 2 части делятся изменяемые слова? ( ,
)
Что такое основа?
Как называются слова с одним и тем же корнем?
Что надо учитывать, когда подбираешь однокоренные слова? ( лексическое значение слова )
Корни, звучащие одинаково, но имеющие разное значение, например: носик-носить называются….? ( омонимичными )
Чем различаются формы слова и однокоренные слова? ( Ответ у доски, у плаката ).
(Группа однокоренных слов образует самостоятельные слова, имеющие один и тот же корень. В лексическое значение каждого однокоренного слова входит значение корня, например: проход, проходной, проходить . А при изменении слова (по падежам или лицам) образуются формы этого же слова, изменяется только грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым, например: проход , проход
, проход
).
1. ВЛАДЕНИЕ НЕОБХОДИМОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ
2. Доказательство.
– Я утверждаю, что все слова, записанные на доске, имеют одну приставку. Права ли я? Опровергните это утверждение.(Слова на доске: выбриться, выгружать, выпроводить , вымпел , вылететь, высветить, высокий , выспаться, вылепить, выпрыгнуть. )
2. ВНИМАТЕЛЬНОЕ И ВДУМЧИВОЕ ПРОЧТЕНИЕ ЗАДАНИЯ.
3. Нахождение ошибок в группировках .
– Определите на слух, все ли слова являются родственными. Лишнее запишите.
3. РАСШИРЕНИЕ СОБСТВЕННОГО КРУГОЗОРА И УВЕЛИЧЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА.
Упрямство, упрямый, упрямость, упрямиться.
Водяной, водолаз, водить.
Дар, дарить, подарок.
Славный, славить, слава, прославлять.
Переносица, носить, носилки.
Речка, заречье, наречие, междуречье.
Слово, словарь, дословный.
Обсудить, суд, судоходство, присудить.
(Запись в тетрадях: водить, переносица, наречие, судоходство).
– Как называются такие корни? (Омонимичные).
Итак, давайте прочитаем, какой алгоритм у нас получился (чтение полученного алгоритма)
V. Информационный модуль
С разделом «Морфемика и словообразование» вы знакомы из курса 6-го класса. Есть необходимость напомнить вам теоретическую часть.
Словообразование изучает способы образования слов, словообразовательную роль морфем и закономерности современного словообразования.
Я предлагаю сейчас познакомиться с информационным модулем, а затем по этим материалам ответить на вопрос
– Какие способы образования слов существуют в русском языке?
– Какие способы образования слов существуют в русском языке?
Ответьте на этот вопрос с помощью кластера и прокомментируйте свой ответ на примерах.
Один ученик, воспользовавшись заранее приготовленными фрагментами, располагает их в нужном порядке на доске и комментирует полученную таблицу.
Весь класс оформляет таблицу в рабочей карте урока и заполняет её примерами
– Как вы думаете, ребята, почему не все части кластера имеют одинаковую цветовую окраску?
– В чём здесь суть?
– На какое общедидактическое умение нацеливает нас этот кластер?
– владеть терминологией здесь просто необходимо. Иначе выполнить задание В1 невозможно. Причём кроме этого мы не можем позволить себе неточное написание способа словообразования при ответе, поэтому запомните их хорошенько
Теория без практики мертва – переходим к практической части
Работаем с материалом, представленным на доске – вам необходимо определить способ образования слов и обосновать свой выбор.
Распределите слова в соответствии со способом образования:
Подберезовик, законодатель, бумажник, малышка, самокритика, антициклон, негромкий, безуспешный, безрезультатный, прибежать, межконтинентальный, паровозный.
VI. Работа с учебником.
Упражнение 128 на странице 69. Один за другим, по цепочке учащиеся называют слово из упражнения, определяя его способ словообразования.( каждый ученик – два слова)
Определите способ образования слов. Буквоед (сложение основ с помощью соединительной гласной), волнорез (сложение основ с помощью соединительной гласной), летописец (суффиксальный способ), литературоведческий (образование слова из сочетания слов), искусствовед (сложение основ с помощью соединительной гласной), законодательство (суффиксальный), законопослушный (сложение основ с помощью соединительной гласной), МХАТ (аббревиация), ТЮЗ (аббревиация), пресс-секретарь (сложение начальной части слова с целым словом), премьер-министр (сложение начальной части слова с целым словом), завмаг (образование слова из сочетания слов), дровосек (сложение основ с помощью соединительной гласной), евразийский (образование слова из сочетания слов), северо-восточный (образование слова из сочетания слов), чугунолитейный (образование слова из сочетания слов), посудохозяйственный (образование слова из сочетания слов), старпом (образование слова из сочетания слов), дензнаки (образование слова из сочетания слов), красноречие (образование слова из сочетания слов), черно-белый (образование слова из сочетания слов), старомосковский (образование слова из сочетания слов), черно-бурая (образование слова из сочетания слов), мясомолочный (образование слова из сочетания слов), полстраны (сложение начальной части слова с целым словом), КамАЗ (сложение начальных букв слов), АО (сложение начальных букв слов), АООТ (сложение начальных букв слов).
Параллельно учитель вызывает двух учеников к обычной доске, выдает им карточки с заданиями. С выбором уровня сложности (синий – базовый, зелёный – средний, красный – высокий)
(Устное задание) КАК СКАЗАТЬ ОДНИМ СЛОВОМ?
Человек, любящий труд – трудолюбивый человек;
Письмо, написанное рукой – рукописное письмо;
Человек, не помнящий зла – незлопамятный человек;
Магазин, работающий круглые сутки – круглосуточный магазин;
Лекарство, понижающее жар – жаропонижающее лекарство;
Люди, носящие одну фамилию – однофамильцы;
Ученик десятого класса – десятиклассник.
Расшифровка аббревиатур (сложение начальных букв слов или их начальных звуков) (устно)
ОАО – о ткрытое а кционерное о бщество
ТСЖ – товарищество собственников жилья
УЗИ – ультразвуковое исследование
ВМФ – военно-морской флот
ВВС – военно-воздушные силы
ВДВ – воздушно-десантные войска
БМД – боевая машина десанта
БМП – боевая машина пехоты
БТР – боевой транспортёр
5.Кроме морфологического способа образования слов существует и неморфологический – это образование слов в результате перехода одной части речи в другую за счёт переосмысления понятия слова:
У Лёни новенький (прил.) смартфон. – Двенадцатого ноября к нам в школу прибыл новенький (сущ.).
Давайте подберём примеры (ответы)
(Н-р: Чайная посуда – чайная
Мороженое мясо – мороженое;
Гостиная комната – гостиная;
Ванная комната – ванная;
Приёмная комната – приёмная;
Докладная записка – докладная;
Рядовой боец – рядовой;
Больной человек – больной;
Болеутоляющее лекарство – болеутоляющее.
VII. Самостоятельная работа. Работа с тренажёром .
Ученики по очереди выполняют задания. Знакомство с практическим модулем teleschool.russian.10.05p1.oms (Приложение 3)
Ученики по очереди выполняют задания с практическим модулем
Итак, всем понятно, как работать с подобными ресурсами?
VIII. Контрольный модуль .
Есть ли среди вас, ребята, кто хочет попытаться пройти контрольный тест и получить за него оценку независимого эксперта, т.е. компьютера
Садимся за компьютеры. В правом верхнем углу есть значок в виде зеленого пазла. Выберите любой из них. Кликните по нему мышкой и нажмите воспроизвести модуль. Задания появились. Приступаем к выполнению.
Когда закончите, нажмите раздел итоги урока. Там каждому из вас будет поставлена оценка. Вы поставите её в свою рабочую карту а в конце урока мы подведём итог.
А мы с вами выполним тестовые задания
(Выполнение тестовых заданий с последующей взаимопроверкой и занесением результатов в карту урока)
1.В каком ряду расположены слова, образованные приставочно-суффиксальным способом:
А.надомник, приусадебный, пресмешной;
Б.подбородок, бесстыдник, разнесчастный;
В.по-братски, подводник, переувлажнить;
Г.подснежник, разбежаться, приморский;
2.В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом:
А. сапожок, зубной, землянка;
Б.вбежать, красавец, глупыш;
В.дипломник, циркач, предыстория;
Г.вредитель, баловень, прародина.
3.В каком ряду расположены слова, образованные приставочным способом:
А.сыграть, подполковник, поджелудочный;
Б.соразмерный, зааплодировать, представление;
В.развесёлый, прабабушка, утомление;
Г.поумнее, прескверный, буквенный.
4.В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме
5.В каком ряду во всех словах выделяется приставка за-?
А.заглохший, залежь, законный;
Б.загородный, задушевность, закатиться;
В.заземлённый, замшевый, заикаться;
Г.заквасить, занозить, закадычный.
Ответы: 1.г, 2.а, 3.а, 4.г, 5.б.
IX. Подведение итогов. Работа с целями урока.
1) Связный ответ ученика (На доске план связного изложения повторенного на уроке материала).
Что изучается в разделе «Словообразование»?
Какие способы словообразования существуют?
На какие группы делятся способы словообразования?
2) Слово учителя. Мне думается, вы, ребята, сегодня эффективно поработали, и, конечно, подобную работу мы будем продолжать дальше, потому что с малого открытия начинается большое.
Что нового узнали?
Как реализовались цели?
Вернитесь к последней графе таблицы. Ещё раз поставьте знаки: «+», «-», «?». Какие положения остались для вас непонятными?
Объясните, зафиксируйте неполную информацию. Прочтите свой «Лист целеполагания». Все ли удалось сделать?
Подсчитайте количество «плюсов» и на листочке запишите слово или выражение, которое соответствует вашим знаниям. Это ваш самопрогноз!
Что на уроке удалось лучше всего?
Что было самым трудным?
Что было самым интересным?
Чьи ответы и работа на уроке понравились и почему?
Ребята, что же мы с вами сегодня повторили на уроке?
Напишите, синквейн, используя слова, которые приходят вам на ум после завершения нашего урока.
Словообразование
Трудное, но интересное
Объясняет, развивает, учит
Понятным становится слово
Здорово!
Итак, что же мы с вами сегодня повторили на уроке?
основные способы словообразования.
морфемный и словообразовательный разбор.
производные и производящие основы
словообразовательные и формообразовательные морфемы
– Какой можно сделать вывод?
Вывод : Сегодня мы повторили способы словообразования. Словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной.
– Завершим работу на веселой, шутливой ноте.
1. Миниатюра «Родственники»
– Вы кто такие?
– Я – Гусь, это – Гусыня, это наши дети – Гусята. А ты кто?
– Я ваша тётя – Гусеница.
(Родня ли Гусеница Гусю?)
2. Какую часть слова можно в земле найти? (корень).
3. С помощью какого суффикса «ножи» и «ноги» превращаются в одно слово? (-ищ-: ножищи)
Выставление оценок. Спасибо за работу на уроке. До свидания. Урок окончен
Самостоятельная работа (самопроверка) . Слайд 13
Определите способ образования слов, записывая цифры: 1 – приставочный способ, 2 – суффиксальный, 3 – приставочно — суффиксальный, 4 – бессуффиксный.
Развесёлый (прист.), бездонный (прист.-суффикс.), безбилетник (приставочно-суффикс.), предгрозовой (приставоч.), удар (бессуффиксн), переход(бессуфс.), подводный (пристав.), водный (суффикс.), домик (суффикс.), насыпь (бессуф.)
X. Домашнее задание .
Выучить способы образования слов (по справочнику),
2. подготовить карточку для однокурсника, включив в неё 6 слов, образованных разными способами.
Приложение 1 Теоретические положения по теме «Словообразование»
Ключевое слово : Раздел науки о языке, в котором изучаются наименьшие значимые части слова.
Окончание – значимая часть слова, которая образует … слова.
Окончание, не выраженное звуками.
Часть речи, которая не имеет окончания.
Суффикс, стоящий после окончания.
Замена одних звуков другими в одной и той же части слова.
Наименьшая значимая часть слова.
Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.
Главная значимая часть слова.
Часть изменяемого слова без окончания.
Запись в тетрадях учащихся:
Внимание! Есть формообразующие морфемы, которые участвуют в образовании грамматических форм, а не новых слов. К ним относятся:
а) окончания;
б) формообразующие суффиксы: глагола прошедшего времени -л , глагола повелительного наклонения, глагольных форм причастий и деепричастий, сравнительной степени прилагательных и наречий.
Как называются слова с одним и тем же корнем?
Что надо учитывать, когда подбираешь однокоренные слова?
Корни, звучащие одинаково, но имеющие разное значение, например: носик-носить называются….?
Чем различаются формы слова и однокоренные слова?
(Группа однокоренных слов образует самостоятельные слова, имеющие один и тот же корень. В лексическое значение каждого однокоренного слова входит значение корня, например: проход, проходной, проходить . А при изменении слова (по падежам или лицам) образуются формы этого же слова, изменяется только грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым, например: проход , проход
, проход
).
Определите способ образования слов, записывая цифры: 1 – приставочный способ, 2 – суффиксальный, 3 – приставочно — суффиксальный, 4 – бессуффиксный.
Развесёлый ( ), бездонный ( ), безбилетник ( ), предгрозовой ( ), удар ( ), переход( ), подводный ( ), водный ( ), домик ( ), насыпь ( )
Определите способ образования слов. Буквоед , волнорез , летописец , литературоведческий , искусствовед , законодательство , законопослушный , МХАТ , ТЮЗ , пресс-секретарь , премьер-министр , завмаг , дровосек, евразийский , северо-восточный , чугунолитейный , посудохозяйственный , старпом , дензнаки , красноречие , черно-белый , старомосковский , черно-бурая , мясомолочный , полстраны , КамАЗ , АО , АООТ .
1.В каком ряду расположены слова, образованные приставочно-суффиксальным способом:
А.надомник, приусадебный, пресмешной;
Б.подбородок, бесстыдник, разнесчастный;
В.по-братски, подводник, переувлажнить;
Г.подснежник, разбежаться, приморский;
2.В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом:
А. сапожок, зубной, землянка;
Б.вбежать, красавец, глупыш;
В.дипломник, циркач, предыстория;
Г.вредитель, баловень, прародина.
3.В каком ряду расположены слова, образованные приставочным способом:
А.сыграть, подполковник, поджелудочный;
Б.соразмерный, зааплодировать, представление;
В.развесёлый, прабабушка, утомление;
Г.поумнее, прескверный, буквенный.
4.В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме
5.В каком ряду во всех словах выделяется приставка за-?
А.заглохший, залежь, законный;
Б.загородный, задушевность, закатиться;
В.заземлённый, замшевый, заикаться;
Г.заквасить, занозить, закадычный.
Способы образования терминов
Термин – это слово, которое отражает научное или практическое понятие, связанное с развернутым определением (дефиницией). Иначе говоря, термин – это слово, значение которого является профессионально дефинированным.
Каждый термин входит в определенное терминологическое поле, которое играет для него существенную роль и в пределах которого он поддерживает связь с дефиницией. Термин, утративший свою связь с дефиницией, превращается в рядовое лексическое обозначение – номенклатурный знак (номен). Номенклатурные названия могут употребляться вне научного контекста и периодически пересматриваться на съездах и форумах ученых. Особенно большое количество номенов существует в таких областях науки как ботаника, зоология, медицина, ветеринария.
Терминология (от лат. terminus – предел, граница и греч. logos – слово, наука) – стройная система специального словарного запаса какой-либо науки, в частности ветеринарной медицины.
По своей структуре термины подразделяют на монолексемные , состоящие из одного слова, и полилексемные , состоящие из нескольких слов.
Способы образования терминов
Существует несколько способов образования терминов. Основными из них являются следующие:
1) семантический – перенос значения. Превратившись в термины, слова общеобиходного значения объясняют обозначаемые понятия по сходству формы (например: дуга, луковица аорты, лопатка) или по функции (например: приводитель – приводящая мышца).
2) морфологический – образование новых слов от существующих:
а) путем присоединения к корню или к основе слова приставки или суффикса, например: ante + brachium – предплечье.
б) путем соединения двух или более корней или основ в одно сложное слово с помощью соединительных элементов -o или -i , например: cruc-i-formis – крестообразный, bronch-o-genus – бронхогенный.
3) синтаксический – создание устойчивых терминологических словосочетаний из двух и более слов, например: situs vescerum inversus – извращенное положение внутренностей.
4) субстантивация – переход прилагательного или причастия в существительное, например: duodenum, i, n – двенадцатиперстная кишка. Опущено существительное intestinum, i n – кишка.
5) эпонимия – (от греч. eponymus – по имени). Термины, образованные таким способом, включают в географическое наименование или фамилию, имя ученого, который открыл данное явление. Например:
грыжа Шморля – hernium Schmorl,
суматранский тигр – Panthera tigris sumatrae,
болезнь Шарко – artritis Charcot.
6) анаграмма – (от греч. ana – обратно, назад и gramma – буква), чаще встречается в ботанической номенклатуре, образуется путем перестановки букв в именах собственных. Например:
Lobivia – род кактусовых от названия государства Bolivia.
Способы образования существительных в русском языке.
1. Приставочный, при котором происходит образование существительных от существительных: город — при-город,
2. суффиксальный, при котором происходит образование существительных от
— существительных: стол — стол-ик,
— прилагательных: синий — син-ев-а, синь-Æ,
— глаголов: бежать — бег-отн-я, бег-Æ,
— числительных: сто — сот-н-я, двое — двой-н-я,
— наречий: сообща — сообщ-ник, почему — почему-чк-а,
3. приставочно-суффиксальный, при котором существительные образуются от
— существительных: окно — под-окон-ник,
— глаголов: служить — со-служи-вец,
— прилагательных: полярный — за-поляр-j-е,
4. сложение, в том числе с сокращением: лес + степь — лес(о)степь, Московский государственный университет — МГУ,
5. усечение: специалист — спец,
6. субстантивация, при которой происходит переход в существительные прилагательных и причастий: мороженое, заведующий (субстантивированные причастия, как уже было сказано, могут считаться суффиксальными производными от глаголов),
7. сложение с суффиксацией: земля + делать — земл(е)дел-ец.
Способы образования прилагательных в русском языке.
1. Приставочный, при котором прилагательные образуются от прилагательных: огромный — пре-огромный,
2. суффиксальный, образующий прилагательные от
— прилагательных: синий — син-еньк-ий,
— существительных: осень — осен-н-ий,
— глаголов: читать — чита-льн-ый,
— числительных: двое — двой-н-ой,
— наречий: внутри — внутр-енн-ий,
3. приставочно-суффиксальный: берег — при-бреж-н-ый,
4. сложение: русский + английский — русско-английский;
5. сложение с суффиксацией: кривой + бок — крив(о)бок-Æ-ий.
Способы образования глаголов в русском языке.
1. Приставочный — от глаголов: бежать — про-бежать,
2. суффиксальный, при котором глаголы образуются от
— глаголов: перечитать — перечит-ыва-ть, мыть — мыть-ся,
— прилагательных: красный — красн-е-ть, видный — видн-е-ть-ся,
— существительных: партизан — партизан-и-ть, толпа — толп-и-ть-ся,
— числительных: двое — дво-и-ть (‘разделять надвое’),
— междометий: ах — ах-а-ть,
3. приставочно-суффиксальный, которым глаголы образуются от
— существительных: тень — за-тен-и-ть, банкрот — о-банкрот-и-ть-ся,
— прилагательных: прямой — вы-прям-и-ть,
— числительных: трое — у-тро-и-ть,
— глаголов: любить — недо-любл-ива-ть, прыгать — рас-прыгать-ся, звонить — пере-зван-ива-ть-ся;
4. сложение: труд + устроить — труд(о)устроить,
5. сложение с присоединением словообразующей морфемы: мир + творить — у-мир(о)творить.
Способы образования наречий в русском языке.
1. Приставочный — от наречий: долго — не-долго, как — кое-как,
2. суффиксальный, которым наречия образуются от
— существительных: зима — зим-ой,
— прилагательных: хороший — хорош-о,
— числительных: три — тр-ижды,
— глаголов: лежать — леж-а,
— наречий: хорошо — хорош-енько, как — как-нибудь,
3. приставочно-суффиксальный, которым наречия образуются от
— прилагательных: новый — по-нов-ому, давний — из-давн-а,
— существительных: верх — в-верх-у,
— числительных: двое — в-дво-ем,
— глаголов: догонять — в-догон-ку, скакать ¬ в-скачь-Æ
— наречий: долго — по-долг-у,
4. сложение с суффиксацией: мимо + ходить — мимоход-ом.
Источник