- Способы выражения подлежащего
- Таблица
- Выражение подлежащего в простом предложении
- Выражение подлежащего инфинитивом
- Выражение подлежащего словосочетанием
- Подлежащее выражено фразеологизмом
- Видеоурок «Подлежащее и способы его выражения (8 класс)»
- Урок «Простое предложение. Подлежащее. Способы выражения подлежащего».
Способы выражения подлежащего
Рассмотрим способы выражения подлежащего различными частями речи и словосочетаниями в предложении. В простом предложении подлежащее может быть обозначено словами разных частей речи, в том числе инфинитивом, лексически и синтаксически неразложимыми словосочетаниями и фразеологизмами.
В предложении основная мысль сосредоточена в его синтаксическом ядре — подлежащем и сказуемом.
Подлежащее — это главный член предложения, с помощью которого можно узнать, о ком или о чём идет речь в высказывании. К подлежащему можно задать вопрос кто? или что? Этот главный член предложения поясняется сказуемым, обозначающем действие или состояние субъекта.
Подлежащее имеет форму именительного падежа и может быть обозначено не только отдельными словами, но и словосочетаниями и фразеологизмами.
Таблица
Способ | Пример |
---|---|
1. Имя существительное в и. п. | Собака играла с костью. |
2. Имя числительное | Семеро одного не ждут. Шесть делится на три. |
3. Местоимение в именительном падеже | Никто не спал в эту ночь. |
4. Инфинитив (обычно — в начале предложения) | Грубить — плохая привычка. |
5. Субстантивированное причастие, прилагательное | Взрослые отправили детей спать. Вошедший приветствовал присутствовавших. |
6. Любая часть речи в значении существительного | Наше завтра туманно. Грянуло ура . |
7. Различные сочетания слов: а) составные географические названия; | Садовое кольцо — круговая транспортная магистраль. |
б) устойчивые сочетания слов, в том числе фразеологические обороты; | В стране активно развивается сельское хозяйство . |
в) количественно-именные сочетания; | Несколько человек вошли в комнату. Один из них был в очках. |
г) сочетания собирательного сущ. с количественным значением (ряд, часть, множество) с сущ. или местоим. в р. п.; | На площади собралось множество народа . |
д) сочетания неопределенных местоимений с именами прилагательными; | Что-то черное зашевелилось в углу. |
е) сочетание сущ. в и. п. с предлогом «с» и сущ. в тв. п. | Мама с ребенком шли впереди. |
Выражение подлежащего в простом предложении
Подлежащее выражается словами разных частей речи как именными, так и служебными. В роли главного члена предложения, обозначающего субъект действия, чаще всего выступает
1. существительное в именительном падеже единственного или множественного числа
2. местоимения-существительные (личные, относительные, определительные, отрицательные, неопределенные)
Любой знает ответ на этот вопрос.
3. количественное или собирательное числительное
Двое быстро прошли через темный двор.
4. прилагательное или причастие, которое перешло в существительное
Скромный говорит о себе своими поступками.
Выздоравливающие прогуливались по аллее.
6. наречие в роли существительного
7. служебные части речи и междометие, которые приобрели предметное значение
Около — это производный предлог, а тоже — союз.
Громкое «браво» раздалось с балкона театра.
Иногда особое затруднение вызывает подлежащее, выраженное неопределенной формой глагола, или инфинитивом.
Выражение подлежащего инфинитивом
Инфинитив может быть любым членом предложения. Рассмотрим инфинитив в роли подлежащего.
К упаться ночью в море запрещается .
В этом предложении к слову «купаться» зададим вопрос: о чем идет речь?
«Купаться» — это подлежащее, которое поясняется сказуемым, выраженным глаголом «запрещается».
Купаться запрещается — это грамматическая основа предложения.
Подлежащее, выраженное инфинитивом, находится в начале предложения. Чтобы верно указать подлежащее в форме инфинитива и не спутать его с другими членами предложения, следует выяснить второй главный член. Такое подлежащее, как правило, имеет поясняющее его сказуемое, обозначенное словами разных частей речи:
Осознать свою ошибку — это благородство .
б) другим глаголом в форме инфинитива
Для меня жить — значит работать (И. К. Айвазовский).
в) словом категории состояния
Всегда наслаждаться — это невозможно .
г) прилагательным в полной форме творительного падежа с глаголом-связкой
Дарить счастье другим — быть самом у счастливым .
Выражение подлежащего словосочетанием
Подлежащее выражается лексически неделимыми словосочетаниями, в составе которых укажем
а) имена собственные
б) имена нарицательные
в) устойчивые словосочетания — термины
Подлежащее может быть обозначено синтаксически неделимыми сочетаниями слов, одно из которых обозначает количество или указывает на него:
а) сочетание числительного с существительным
б) сочетание существительных «большинство», «множество», «меньшинство», «ряд», «часть», «сотня» с существительным в форме р. п. мн. ч.
в) сочетание местоимений «столько», «сколько», «несколько» с существительными в форме р. п. мн. ч.
г) сочетания, выражающие приблизительное количество, с предлогами «около», «до» и словами «много», «мало», «свыше», «больше», «меньше»
д) сочетание местоимения или числительного в и. п. с существительным в р. п. с предлогом «из»
е) существительное или личное местоимение в и. п. с существительным в творительном падеже, если сказуемое имеет форму множественного числа
(Кто?) Я с братом , войдя в дом, сняли шапки.
Я (с кем?) с братом пошел на охоту.
ж) неопределенное местоимение (некто, нечто, кто-то, что-то и пр.) с прилагательным (причастием) в роли существительного:
Некто незнакомый заглянул в калитку.
Что-то тревожное послышалось нам в гуле ветра.
з) выражения с временным значением, в составе которых имеются слова «начало», » «середина», «конец»
Незаметно подошла середина квартала .
и) целые предложения, которые теряют предикативность
Подлежащее выражено фразеологизмом
В качестве главного члена предложения может выступать фразеологизм, который не делится на составляющие его слова и целиком является подлежащим.
Примеры:
Нить Ариадны помогла Тесею выйти из лабиринта.
Манна небесная вряд ли будет сыпаться нам.
Эта голуба я мечта неосуществима для меня.
Видеоурок «Подлежащее и способы его выражения (8 класс)»
Источник
Урок «Простое предложение. Подлежащее. Способы выражения подлежащего».
Основные цели и задачи работы: расширение и углубление представления о подлежащем как главном члене предложения;
предупреждение пунктуационной ошибки (постановка лишней запятой между составом подлежащего и составом сказуемого на месте паузы);
совершенствование навыков выразительного чтения;
способствовать повышению интереса к предмету, умению самостоятельно работать, применять знания и умения на практике, стимулировать учебную активность учащихся с разным уровнем подготовки.
Актуальность проявляется в разнообразии форм обучения, учёте различий в уровне знаний и способностей учащихся; стимуляция интереса к предмету, оказание помощи слабым ученикам.
Объяснение нового материала – неотъемлемая часть урока. От качества объяснения зависит уровень усвояемости материала, успеваемость учащихся, результат обучения. И, конечно же, необходимым условием для успешного усвоения нового материала является заинтересованность учеников. Обычная методика объяснения нового теоретического материала имеет существенные недостатки, связанные, прежде всего с пассивностью обучаемых. Я использую на своих уроках метод обучения через разнообразные задания.
Главная задача метода – не передача готовых знаний и истин, а развитие ребенка, с тем, чтобы научить его самого добывать эти знания и истины, то есть жить не чужим, а собственным умом. Учитель в данном случае – не просто передатчик знаний. Он организует в классе поисковый процесс, активизирующий учащихся, развивающий у них не только память, но и восприятие, воображение, разные формы мышления. Здесь важно не только то, что говорит учитель, но и не менее важно и то, что говорят, как думают дети. Не остаются без внимания их точки зрения, их версии, их предложения. На таких уроках дети активны, им хочется получить возможность выступить, высказать свои соображения, догадки. И все это без принуждения. Дети становятся контактными. Они учатся добывать знания, исчезает боязнь ошибиться – ведь теперь нет правильных или неправильных ответов, а есть разные версии.
Автор: Русских Елена Владимировна
Место работы: МОУ «Чойская СОШ»
Тема урока: Простое предложение. Подлежащее. Способы выражения подлежащего.
Тип урока : урок открытия нового знания
Вид урока : проблемный урок.
Деятельностная цель : формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель : расширение понятия о подлежащем и способах его выражения.
систематизировать знания учащихся о главных членах предложения и самостоятельных частях речи; расширить понятие о подлежащем и способах его выражения;
создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; умение находить подлежащее в тексте; умение анализировать и делать выводы;
воспитывать самостоятельность учащихся и интерес к русскому языку.
Формы работы учащихся : индивидуальная, парная, коллективная
Метод : проблемный, частично-поисковый
Оборудование : медиапроектор, экран для проектора, компьютер; презентация; учебник «Русский язык» 8 класс (Л.А.Тростенцова)
Деятельность учителя Деятельность учащихся
— Приветствие. Психологический настрой.
— Читают девиз урока: «Все, что узнаем сегодня, поможет нам завтра».
Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
— Сгруппируйте слова по орфограммам, оформив таблицу:
каменный, вспаханный, лимонная, серебряное, решена, расписанная, орлиный, внесено, присутствующие , машинный, гостиный, прочитана, труженики.
— Обоснуйте такой выбор слов.
— Какие два слова остались? Почему?
— Сделайте морфемный разбор слова труженики.
— Составить простые предложения с этими словами.
— Подчеркните грамматические основы в этих предложениях. Чем выражено подлежащее в этих предложениях. Что необычного увидели? (Существительным и причастием)
Работа в парах. Дети объясняют орфограммы в каждом столбце.
Правописание прилагател. с основой на Н
Правописание НН в полных страдат. причастиях прош врем.
Правописание Н и НН
Правописание Н в кратких страдат. причастиях
Присутствующие — действительное причастие настоящего времени, труженики — существительное, правописание которого надо запомнить; – суффикс –еник
Прием «Верите ли вы, что…»
– Итак, первое задание «Верите ли вы…».
1. Предложение – это единица синтаксиса.
2. Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.
3. В русском языке фиксированный порядок слов.
4. Предложения с одним главным членом называются односоставными.
5. День чудесный . – двусоставное предложение.
6. В предложении Отец построил дом. Подлежащим является существительное дом.
7. Подлежащее может быть выражено местоимением
– Проверим ответы и поставим плюсы, если ответы совпадают.
– На полях поставьте себе баллы по количеству плюсов.
– Объясните, почему 2 и 6 утверждения неправильные.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Самоопределение деятельности.
Подлежащее и способы его выражения.
– Вы, наверное, уже догадались, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.
– Запишем тему в тетрадь
— Как выдумаете, что мы должны узнать на сегодняшнем уроке?
— Что мы уже знаем по этой теме?
– А сейчас нам нужно вспомнить все, что мы знаем о подлежащем.
– Начертите в тетрадь таблицу З-Х-У и заполните 1-й столбик.
– Можно совещаться с товарищами.
5. Проверка записей. (по группам, по очереди)
– Мы вспомнили все, что знали о подлежащем. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать». Что мы туда напишем?
– А как вы думаете, чем еще кроме существительного и местоимения может быть выражено подлежащее? Какой частью речи? Вспомните части речи и подумайте, какая из них могла бы быть в предложении подлежащим. Посовещайтесь в группе.
– Итак, собираем «корзину идей» (1-я группа, 2-я группа, 3-я группа)
«Открытие» нового знания
– Для начала давайте прочитаем информационный текст, используя прием «Инсерт».
1. Работа с информационным текстом. Прием «Инсерт»
Термины «подлежащее» и «сказуемое» по отношению к главным членам предложения были введены М.В. Ломоносовым.
Подлежащее – значит «лежащее в основе предложения». Оно отвечает на общий вопрос: о чем? (о ком?) говорится в предложении? и обозначает предмет речи. Например: Пришла щедрая Осень и раскрасила листья в оранжевые, багряные, пурпурные цвета. О чем говорится в предложении? — Об Осени. Осень – подлежащее, называет предмет речи.
Но на вопрос «О чем?» может отвечать и второстепенный член предложения – дополнение, поэтому, чтобы правильно найти в предложении подлежащее, нужно запомнить, что подлежащее всегда отвечает на вопросы именительного падежа «кто?» или «что?».
Способы выражения подлежащего различны. Чаще всего подлежащее бывает выражено существительным в именительном падеже: Листья кружились в воздухе и плавно опускались на землю.
А также местоимением в именительном падеже: Никто ничего не знал.
Место подлежащего может занять любая часть речи.
Например, имя прилагательное: Стойкий всегда побеждает.
Или причастие: Провожающие стояли у вагона.
Прилагательные и причастия, занимая место подлежащего, приобретают некоторые признаки существительных и могут перейти в разряд существительных. Такое явление в русском языке называется субстантивация.
– Что нового вы узнали из этого материала?
– Занесите новую информацию в третью колонку таблицы З-Х-У
2. Дополнить таблицу З – Х – У новой информацией.
– Какое предложение в информационном тексте вызвало у вас вопросы? (Место подлежащего может занять любая часть речи.)
– Так это или нет, мы узнаем, проведя небольшое исследование.
Исследование (разбор предложений)
– Найдите в предложениях грамматические основы, определите, чем выражено подлежащее.
Двое уехали в столицу.
Курить – здоровью вредить.
Завтра не наступит никогда.
В воздухе прокатилось «ура».
Анютины глазки растут в саду.
«Из» – это предлог.
Двое уехали в столицу.
Курить – здоровью вредить.
Завтра не наступит никогда.
В воздухе прокатилось «ура».
Анютины глазки растут в саду.
«Из» – это предлог.
– Если правильно подчеркнули подлежащее – 1 балл, если правильно определили часть речи – еще 1 балл.
– Ребята, давайте посмотрим, что мы с вами выяснили, разобрав эти предложения?
4 . Дополнить таблицу З – Х – У новой информацией.
— Сделайте вывод: Подлежащее может быть выражено….Способы выражения подлежащего
ВЫВОД: Место подлежащего может занять любая часть речи, а также единицы синтаксиса.
Первичное закрепление «нового знания».
Самостоятельная работа с проверкой по образцу
Цель этапа: выявление первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для сам.работы по новому материалу
Индивидуальная работа (подчеркнуть подлежащее, написать, чем оно выражено)
Жить убийством и разбоем — значит клевать мертвечину.
Несколько разбойников вытащили на крыльцо Василису Егоровну.
Караульные не думали меня удерживать.
Провожающие долго смотрели вслед кибитке.
Двое взяли его под руки и посадили на седло.
Завтра не будет похоже на сегодня.
Включение нового знания в систему знаний и повторение
Цель: установление правильности осознанности изучения темы.
— Перед вами текст. Прочитайте его. Определите главную мысль. Подчеркните в каждом предложении грамматические основы, помните, что вам могут встретиться и сложные предложения.
— Проверяем все вместе. Делаем вывод.
Индивидуальная работа с текстом (задание ОГЭ): дифференцированные задания – приложение 1
Этап проверки усвоения материала.
Цель этапа: Самооценка результатов своей деятельности и всего класса
Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности. Контроль, коррекция, оценка. Нравственно — этическая ориентация
Тестовая работа (приложение 2) с использованием презентации
1) Ключевое слово (существительное) – тема стихотворения.
2) Два прилагательных, характеризующих тему.
3) Три глагола, показывающих действие темы.
4) Короткое предложение (не больше четырех слов) – отношение автора к теме.
5) Синоним к ключевому слову, повторяющий суть темы на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне.
Называет, обозначает, отвечает.
Подлежащее – ключевое слово в предложении.
– Молодцы, посчитайте, сколько баллов вы набрали и поставьте себе оценку.
— Вернемся к цели нашего урока.
— Где могут пригодиться эти знания?
— Какую задачу мы ставили на уроке?
-Удалось решить нам поставленную задачу?
-Где можно применить новое знание?
-Что на уроке у вас хорошо получалось?
-Над чем еще нужно поработать?
— Должны были узнать способы выражения подлежащего и научиться определять, чем в предложении может быть выражено подлежащее . ЭТИ знания необходимы для выполнения задания 8 ОГЭ.
Дети оценивают свою деятельность.
самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом
совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке
строить монологическое высказывание
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
— Дифференцированное домашнее задание:
— Упр.56 (по заданию: списать, вставить подходящее по смыслу подлежащее, подчеркнуть грамматическую основу предложения, указать, чем выражено подлежащее)
— С оставьте или подберите из произведения художественной литературы предложения, где подлежащее выражено разными частями речи.
(1)…Обещаешь ли служить мне с усердием? – продолжал Пугачев. (2) Вопрос мошенника и его дерзость показались мне забавны. (3)Я смутился. (4) Признать бродягу государем был я не в состоянии: это казалось мне малодушием непростительным. (5)Назвать его в глаза обманщиком – было подвергать себя погибели. (6) Пугачев мрачно ждал моего ответа. (7) Наконец чувство долга восторжествовало во мне над слабостию человеческою.
— (8) Рассуди, могу ли я признать в тебе государя? (9) Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу. (10) Голова моя в твоей власти: отпустишь меня – спасибо; казнишь – бог тебе судья, а я сказал тебе правду.
(11) Моя искренность поразила Пугачёва.
— (12) Казнить так казнить, миловать так миловать; ступай себе на все четыре стороны, — сказал он.
ИЛИ ВАРИАНТ 2 (для слабых)
Прошло несколько недель, и жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною, но и приятною. (2)В доме коменданта был я принят как родной. (3)Муж и жена были люди самые почтенные. (4)Иван Кузьмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой, но честный и добрый. (5)Жена его им управляла. (6)Марья Ивановна скоро перестала со мною дичиться. (7)Мы познакомились.(8)Я в ней нашёл благоразумную и чувствительную девушку.
(9)Служба меня не отягощала. (10)У Швабрина было несколько французских книг. (11) Я стал читать, и во мне пробудилась охота к литературе.
Подлежащее — это главный член предложения, называющий то, о чём говорится в предложении.
Подлежащее отвечает на вопросы именительного падежа кто ? что ?
Подлежащее может обозначать самые различные предметы, явления действительности и абстрактные понятия.
В роли подлежащего могут выступать все части речи:
Утомлённое солнце (сущ.) нежно с морем прощалось. (И. Альбек)
Один (числ.) в поле не воин (Посл.)
Во время детского чая большие (прил.) сидели на балконе. (Л. Толстой)
Завтра (нареч.) не будет похоже на сегодня. (И. Гончаров)
Далече грянуло ура (межд.). (А. Пушкин)
Учиться (гл.) всегда пригодится. (Посл.)
Подлежащее может быть выражено словосочетаниями (в том числе и неделимыми):
Три девицы под окном пряли поздно вечерком. (А. Пушкин)
Жизнь прожить — не поле перейти. (Б. Пастернак)
А из нашего окна площадь Красная видна. (С. Михалков)
Мы с товарищем вдвоём замечательно живём! (С. Михалков
Тест Подлежащее и способы его выражения
Вопрос 1 Чем может быть выражено подлежащее?
1. любой знаменательной частью речи
2. только склоняемой частью речи
3. только неизменяемой частью речи
4. только спрягаемой частью речи
Вопрос 2 В каком предложении подлежащее выражено местоимением ?
1. Заросли кустарников и травы мешали их передвижению.
2. Наши пряли, а ваши спали.
3. Но за грохотом разбившейся стихии мой обострённый слух вновь
уловил шум в коридоре.
4. Ни один из больших художников не был забыт так основательно, как Рокотов.
Вопрос 3 В каком предложении подлежащее выражено прилагательным?
1. Наши плачут, да и ваши не радуются.
2. Что-то с визгом пронеслось в воздухе и упало посередине реки.
3. Ложное не может быть красивым.
4. Царь Пётр находился в кабинете своего Преображенского полка.
Вопрос 4 В каком предложении подлежащее выражено инфинитивом?
1. Наша задача — дойти до города во что бы то ни стало.
2. Играть с вами на одной сцене — радость, честь и блаженство.
3. В лесу всегда нужно запоминать приметы.
4. Он начал быстро считать в уме.
Вопрос 5 В каком предложении подлежащее выражено цельным словосочетанием?
1. Все сорок человек немедленно сгрудились возле него.
2. Штатский что-то сказал полковнику вполголоса.
3. У ольхи зашевелились чешуйки на готовых с осени серёжках.
4. Чей это конь неутомимый бежит в степи необозримой?
Вопрос 6 В каком предложении подлежащее выражено числительным?
1. Чужой останется чужим.
2. Злой с лукавым водились, да оба в яму свалились.
3. Второй, опустившись на колено, пытался приладить соскочившую лыжу.
4. Ни души на улицах.
Вопрос 7 В каком предложении подлежащее выражено междометием?
1. На одной неделе семь пятниц не живёт.
2. Его «увы» прозвучало с горечью.
3. Спросите вы у тишины над ширью пашен и полей у берёз, и тополей.
4. Кто при звёздах и при луне так поздно едет на коне?
Вопрос 8 В каком предложении подлежащее выражено наречием?
1. «Вечор» — устаревшее слово.
2. Снова я шагаю по тёмным московским улицам.
3. Какой враг может выжечь любовь к тебе?
4. В утренней тишине слышатся какие-то переливчатые звуки.
Вопрос 9 В каком предложении подлежащее выражено существительным?
1. Я посмотрел на часы.
2. Пять часов утра на слабо светящихся вокзальных часах.
3. Что же это в небе происходит?
4. Как прекрасна светлая наша страна!
Вопрос 10 В каком предложении подлежащее выражено фразеологизмом?
1. И вот конец великому испытанию.
2. Шумно и дружно запели ручьи.
3. Длиннобородый тихо усмехнулся.
4. У него золотые руки.
IV Домашнее задание: упр. 93, составить рассказ по аналогии с текстом на карточке, в котором были бы различные способы выражения подлежащего.
Источник