Преимущественным способом введения лекарственных препаратов неотложной помощи пациенту является
Внутривенное введение лекарств при оживлении является наиболее предпочтительным, хотя обнаружить периферическую подкожную вену в этой ситуации далеко не всегда удается. Тем более, что путь препарата к коронарным артериям через сосудистое русло малого круга достаточно длинен. Это обстоятельство и служит основанием для разбавления всех болюсно вводимых препаратов в 10-20 мл растворителя с целью лучшего их продвижения к центру, а также быстрой последующей инфузии плазмозамещающего раствора в объеме 50-100 мл В случае нахождения катетера на конечности ее рекомендуется приподнять.
В начале реанимации надо использовать любой уже имеющийся путь введения. Катетеризация подключичной вены нецелесообразна, так как эта манипуляция невозможна без прерьюания массажа сердца и увеличивает риск осложнений (прежде всего повреждения верхушки легкого). Пункцию подключичной вены следует выполнить после устойчивого восстановления сердечной деятельности в более спокойной обстановке, соблюдая соответствующую укладку больного.
При проведении мер оживления может использоваться внутренняя яремная вена или место ее слияния с подключичной веной, что меньше затрудняет действия реаниматолога. Пункция и катетеризация бедренной вены целесообразна при условии введения длинного катетера, достигающего уровня выше диафрагмы.
Если больной интубирован, то адреналин, атропин, лидокаин в удвоенной дозе и при разведении в 5-10 мл изотонического раствора хлорида натрия можно вводить через просвет интубациониой трубки, отсоединяя при этом коннектор. Препарат быстрее достигает альвеол, если его вводить через катетер для отсасывания слизи. Фирма «Rush» выпускает специальный эйд-адаптер и интубационную трубку «Adgar» с дополнительным катетером, через который препарат вводится эндотрахеатьно без прерывания вентиляции.
Можно вводить адреналин или атропин транстрахеально через перстнещитовидную мембрану (lig. conicum). Прокол проводится быстро и энергично. В противном случае можно отслоить иглой рыхлую слизистую трахеи и не попасть в ее просвет.
Внутрисердечный трансторакальный путь введения лекарственных препаратов, ранее широко используемый, многими авторами подвергается критике и даже предлагается запретить (?) из-за опасности ятрогенных осложнений (повреждение коронарных артерий, гемоперикард, пневмоторакс и др.).
От внутрисердечных инъекций безусловно следует отказаться при наличии надежного внутривенного или эндотрахеального или транстрахеального доступа. Однако наш клинический опыт, основанный на большом числе аутопсий (после безуспешных реанимаций), показал, что опасность трансторакальных инъекций преувеличена. Боязнь вышеуказанных ятрогенных осложнений может дезориентировать врача в случае, когда нет возможности обеспечить другой путь введения.
Техника внутрисердечной инъекции: тонкая игла длиной 10-12 см Вводится вертикально в IV-V межреберье слева от грудины на расстоянии 1,5-2 см (средняя ширина указательного пальца). Прокол следует производить на фазе выдоха с получением струи крови в шприце при потягивании за поршень.
Внутрисердечное введение бикарбоната натрия недопустимо, так как это ведет к длительному прерыванию массажа сердца. Ни массаж сердца, ни вентиляция легких не должны останавливаться более чем на 10-15 секунд в угоду каким-либо другим действиям. От внутрисердечных инъекций следует воздерживаться у пациентов с выраженными атеросклеротическими изменениями миокарда, а также при нарушении свертывающей системы крови.
Источник
Методическая разработка по теме «Осуществление внутривенного введения лекарственных препаратов в соответствии с назначением врача, инструкцией по применению и отраслевыми стандартами медицинских услуг «
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
по дисциплине Теория и практика сестринского дела
Тема: Осуществление внутривенного введения лекарственных препаратов в соответствии с назначением врача, инструкцией по применению и отраслевыми стандартами медицинских услуг
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
(базовый уровень подготовки)
Рассмотрена на заседании
Предметно-цикловой методической комиссии
Протокол № ____ «____» _____________ 2016
Председатель _________ Скитович Н.В.
Автор-составитель: преподаватель высшей квалификационной категории Гладкова Л.М.
к методической разработке по дисциплине Теория и практика сестринского дела.
Методическая разработка разработана для преподавателя с целью формирования умений по данной теме.
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям и умениям по ФГОС III поколения, для использования на практическом занятии в рамках специальности 34.02.01 «Сестринское дело» базовый уровень подготовки.
В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен:
осуществлять введение лекарственных препаратов в соответствии с назначением врача, инструкцией по применению и отраслевыми стандартами медицинских услуг
выполнять манипуляции и процедуры медицинского ухода при осуществлении лечебно-диагностических вмешательств в соответствии с отраслевыми стандартами медицинских услуг
проводить подготовку пациента к лечебно-диагностическим исследованиям, процедурам в соответствие со стандартными требованиями;
технологию выполнения лечебно-диагностических вмешательств;
технологию выполнения назначений врача по медикаментозной терапии
Формируемые компетенции: ОК 1 – 14
Методы и формы обучения, используемые на занятии: применяются симуляционный тренинг, который состоит из следующих этапов: входной контроль, брифинг, демонстрация манипуляции на симуляторе преподавателем, отработка манипуляции обучающимися на симуляторе под руководством преподавателя, сдача манипуляции преподавателю на симуляторе, дебрифинг.
Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Входной контроль» (Приложение № 1), «Брифинг» (Приложение № 2), «Практический этап» (Приложение № 3), «Дебрифинг» (Приложение № 4), «Подведение итогов» (Приложение № 5), Самостоятельная внеаудиторная работа.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: Осуществление внутривенного введения лекарственных препаратов в соответствии с назначением врача, инструкцией по применению и отраслевыми стандартами медицинских услуг
Место проведения: кабинет сестринского дела
Продолжительность проведения занятия: 270 минут
Мотивация темы: Данная тема является основой для первичного освоения умений по выполнению внутривенной инъекции, которая отрабатывается в процессе прохождения учебной производственной практики и входит в перечень технологий выполнения простых медицинских услуг инвазивных вмешательств.
1. Образовательная: После изучения темы студент должен:
осуществлять введение лекарственных препаратов в соответствии с назначением врача, инструкцией по применению и отраслевыми стандартами медицинских услуг
выполнять манипуляции и процедуры медицинского ухода при осуществлении лечебно-диагностических вмешательств в соответствии с отраслевыми стандартами медицинских услуг
проводить подготовку пациента к лечебно-диагностическим исследованиям, процедурам в соответствие со стандартными требованиями;
технологию выполнения лечебно-диагностических вмешательств;
технологию выполнения назначений врача по медикаментозной терапии
2. Воспитательная: Стремиться к воспитанию проявления устойчивого интереса к своей будущей профессии, ответственности за результат выполнения заданий, бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважению социальных, культурных и религиозных различий.
3. Развивающая: Развивать стремление самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанию планировать и осуществлять повышение квалификации (ОК 8). Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности (ОК 12). Развивать стремление к осуществлению поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4), принятию решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3), организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество (ОК 2).
Требования ФГОС к уровню подготовки студента:
студент должен знать:
технологию выполнения назначений врача по медикаментозной терапии
осуществлять введение лекарственных препаратов в соответствии с назначением врача, инструкцией по применению и отраслевыми стандартами медицинских услуг;
Методическое обеспечение занятия: Медицинская документация, оценочные листы, тестовые задания.
Материально-техническое обеспечение занятия:
Шприц инъекционный однократного применения от 10 до 20 мл
Система для внутривенного капельного вливания однократного применения
Непрокалываемый контейнер для использованных шприцев, непромокаемый пакет (в условиях «скорой медицинской помощи»)
Стойка-штатив для системы внутривенного капельного вливания
Нестерильные ножницы или пинцет (для открытия флакона)
Пилочка (для открытия ампулы)
Подушечка из влагостойкого материала
Емкости для дезинфекции
Непромокаемый пакет/контейнер для утилизации отходов класса Б.
Стол, стул (для введения лекарственных препаратов в положении сидя)
Кушетка (для ведения лекарственных препаратов в положении лежа)
Антисептический раствор для обработки инъекционного поля, шейки ампулы, резиновой пробки флакона
Раствор натрия хлорида
Антисептик для обработки рук
Салфетки марлевые стерильные
Салфетки марлевые (ватные шарики)
Лейкопластырь – 2-3 полоски или самоклеющаяся полупроницаемая повязка для фиксации иглы/катетера в вене
HS 2 Тренажер для отработки навыков внутримышечных и внутривенных инъекций, инфузий и пункций вен — 1 шт
Фантом руки для отработки навыков внутривенных инъекций – 10 шт.
Домашнее задание: Работа с лекционным материалом, учебником «Технологии выполнения простых инвазивных манипуляций»
Технологии выполнения простых медицинских услуг инвазивных вмешательств
Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник.-2-е изд., исп. и доп.-М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
Мухина С.А. Тарновская И.И. «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела». Москва Издательская группа «Гэотар-Медиа» 2008.
Обуховец Т.П., Склярова Т.А.,Чернова О.В. Основы сестринского дела.-Ростов е/д.: Феникс, 2002.-(Медицина для вас)
Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник.-М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
Описание хода занятия
занятия. Коды формируемых
Содержание этапа. Методическое обоснование
Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность
Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию
Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование
Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста
Преподаватель сообщает тему занятия, акцентирует внимание студентов на важность формирования умений и определяет цели занятия.
Входной контроль (Приложение №1)
Цель: выявить уровень теоретических знаний, и способность осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения задания, оценить степень подготовки к занятию
Исходное тестирование позволяет определить уровень подготовки обучающихся, и помогает скорректировать проведение предстоящего брифинга.
Цель: изучение теоретических основ технологии выполнения внутримышечной инъекции
Преподаватель проводит обучение манипуляции с применением мультимедийных презентаций
Умения (Приложение № 3)
Преподаватель знакомит слушателей с порядком и способом проведения тренинга, формой оценивания результата освоения умений и первоначального практического опыта. Знакомит с устройством и правилами эксплуатации симуляторов и тренажеров.
Обучение на симуляторе: преподавателем проводится демонстрация симуляционного элемента более эффективным по его мнению способом:
1. Образцовое действие в медленном темпе с объяснениями (для понимания действия), направленное на правильность выполнения.
2. Образцовое действие в реальном темпе, демонстрируя одновременно скорость и правильность выполнения.
3. Отработка обучающимся практического умения на симуляторах под контролем преподавателя
4. Контроль освоенного умения с помощью задач когнитивной и квазипрофессиональной направ-ленности
Анализ результата освоенных умений по оценочным листам. Проведение работы над ошибками.
По результатам итогового контроля акцентирует внимание обучающихся на конкретные элементы умений и требующие дальнейшего совершенствования
Обсуждаются итоги симуляционного тренинга и выставляются оценки с комментариями. Оценка выставляется с учетом всех этапов занятия.
Работа с лекционным материалом
Технологии выполнения простых медицинских услуг инвазивных вмешательств
1. Преимущественным способом введения лекарственных препаратов при оказании неотложной помощи пациенту является:
2. Осложнения, связанные с нарушением правил асептики и антисептики при проведении инъекций:
А) Жировая эмболия
Б) Аллергические реакции
3. Угол наклона иглы при внутривенных инъекциях:
4. Для внутривенной инъекции используется игла длинной:
5. Метод парентерального введения лекарств:
Г) Через прямую кишку
6. Мерой профилактики возникновения гематомы при внутривенных инъекциях является:
А) Плотное и длительное прижатие места инъекции
Б) Гигиеническая обработка рук медсестры
В) Двукратная обработка инъекционного поля
Г) Сохранение стерильности лекарственного раствора
Д) Сохранение стерильности шприца
7. К парентеральным способам введения лекарственных препаратов не относится:
8. После окончания внутривенной инъекции пациент сгибает руку в локтевом суставе с целью профилактики:
А) Воздушной эмболии
Б) Постинъекционной гематомы
В) Некроза тканей
Д) Анафилактического шока
9. Место пункции вены обрабатывают:
А) Изотоническим раствором натрия хлорида
Б) 96% раствором спирта
В) 70 % раствором спирта
Г) Дистиллированной водой
Д) 40% раствором спирта
10. При внутривенной инъекции венозный жгут необходимо наложить на:
А) Верхнюю треть плеча
Б) Среднюю треть плеча
В) Плечевой сустав
Г) Нижнюю треть плеча
Д) Локтевой сустав
Студенты смотрят видеофильм «Внутривенное введение лекарственных препаратов».
Преподаватель рассказывает о подготовке к выполнению процедуры внутривенного введения лекарственных средств в процедурном кабинете.
Внутривенное введение лекарственных препаратов выполняется в периферические вены (вены локтевого сгиба, тыла кисти, запястий, стопы), а также в центральные вены
При выполнении технологии следует учитывать возрастные особенности венозной системы, а также условия выполнения процедуры.
Выбор положения пациента зависит от состояния пациента; вводимого препарата (если у пациента приступ бронхиальной астмы, то удобное для него положение – «сидя», гипотензивные препараты следует вводить в положении «лежа», т. к. при резком снижении давления может возникнуть головокружение или потеря сознания). Особенностью выполнения методики у пациентов пожилого и старческого возраста является пунктирование вены при очень слабом сдавлении конечности жгутом для избежания травмы (гематома, скальпированная рана, скарификация кожи) и/или спонтанного разрыва вены, так как у данной категории пациентов тонкая кожа, достаточно хрупкие и ломкие сосуды.
При наложении жгута женщине, не использовать руку на стороне мастэктомии.
Если рука пациента сильно загрязнена, использовать столько ватных шариков с антисептиком, сколько это необходимо.
При выполнении внутривенного введения лекарственного препарата в условиях процедурного кабинета выбросить салфетку или ватный шарик в педальное ведро; при выполнении внутривенного введения лекарственного препарата в других условиях, поместить салфетку или ватный шарик в непромокаемый пакет. Для транспортировки в процедурный кабинет.
В условиях транспортировки и оказания скорой медицинской помощи специализированной службой мытье рук (из-за невозможности в условиях транспортировки) заменяется на надевание перчаток и их обработку антисептиком.
При сборке шприцов, наборе лекарственного препарата в шприц, заполнении системы для капельных вливаний, при использовании катетера, находящегося в центральной вене используются стерильные перчатки и стерильная маска.
Преподаватель демонстрирует манипуляцию на фантоме с объяснением алгоритмов
Технология внутривенного введения лекарственных средств входит в ТПМУИВ и имеет код А11.12.003 по [1].
Содержание требований, условия выполнения, требования по реализации и алгоритм выполнения технологии приведены в таблице.
Т а б л и ц а ТПМУИВ Внутривенное введение лекарственных средств
Требования по реализации, алгоритм выполнения
1 Требования к специалистам и вспомогательному персоналу, включая требования
1.1 Перечень специальностей/кто участвует в выполнении услуги
1.2 Дополнительные или специальные требования к специалистам и вспомогательному персоналу
1) Специалист, имеющий диплом установленного образца об окончании среднего профессионального медицинского образовательного учебного учреждения по специальностям: Лечебное дело, Сестринское дело, Акушерское дело
2) Специалист, имеющий диплом установленного образца об окончании высшего образовательного учебного заведения по специальностям: Лечебное дело, Педиатрия, Стоматология
Имеются навыки выполнения данной простой медицинской услуги
2 Требования к обеспечению безопасности труда медицинского персонала
2.1 Требования по безопасности труда при выполнении услуги
До и после проведения процедуры провести гигиеническую обработку рук.
Во время процедуры обязательно использование перчаток.
Обязательно использование непрокалываемого контейнера для использованных игл.
При угрозе разбрызгивания крови обязательно использование защитных средств (маска, очки и др.).
3 Условия выполнения простой медицинской услуги
4 Функциональное назначение простой медицинской услуги
Алгоритм выполнения внутримышечного введения лекарственных препаратов
I . Подготовка оснащения:
Шприц инъекционный однократного применения от 10 до 20 мл
Пилочка (для открытия ампулы)
Подушечка из влагостойкого материала
Емкости для дезинфекции
Непромокаемый пакет/контейнер для утилизации отходов класса Б.
Стол, стул (для введения лекарственных препаратов в положении сидя)
Кушетка (для ведения лекарственных препаратов в положении лежа)
Антисептический раствор для обработки инъекционного поля, шейки ампулы, резиновой пробки флакона
Раствор натрия хлорида
Антисептик для обработки рук
Салфетки марлевые стерильные
Салфетки марлевые (ватные шарики)
II . Подготовка к процедуре
1. Идентифицировать пациента, представиться, объяснить ход и цель процедуры. Убедиться в наличии у пациента информированного согласия на предстоящую процедуру введения лекарственного препарата и его переносимость. В случае отсутствия такового уточнить дальнейшие действия у врача.
2. Взять упаковку и проверить пригодность лекарственного препарата (прочитать наименование, дозу, срок годности на упаковке, определить по внешнему виду). Сверить назначения врача.
3. Предложить пациенту или помочь ему занять удобное положение: сидя или лежа.
4. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
5. Обработать руки антисептиком. Не сушить, дождаться полного высыхания антисептика.
6. Надеть нестерильные перчатки.
7. Подготовить шприц. Проверить срок годности, герметичность упаковки.
8. Набрать лекарственный препарат в шприц.
Набор лекарственного препарата в шприц из ампулы.
Прочитать на ампуле название лекарственного препарата, дозировку, убедиться визуально, что лекарственный препарат пригоден: нет осадка.
Встряхнуть ампулу, чтобы весь лекарственный препарат оказался в ее широкой части.
Подпилить ампулу пилочкой. Обработать шейку ампулы антисептическим раствором. Вскрыть ампулу.
Набрать лекарственный препарат в шприц.
Выпустить воздух из шприца.
Набор лекарственного препарата из флакона, закрытого алюминиевой крышкой.
Прочитать на флаконе название лекарственного препарата, дозировку, срок годности.
Отогнуть нестерильными ножницами или пинцетом часть крышки флакона, прикрывающую резиновую пробку. Протереть резиновую пробку ватным шариком или салфеткой, смоченной антисептическим раствором.
Ввести иглу под углом 90° во флакон, перевернуть его вверх дном, слегка оттягивая поршень, набрать в шприц нужное количество лекарственного препарата.
Извлечь иглу из флакона, заменить ее на новую стерильную иглу, проверить ее проходимость.
Источник