Преимущества изготовления посмертной маски перед другими способами фиксации
С глубокой древности в самых разных цивилизациях практиковалось снятие посмертной маски с лица усопшего, которая как считалось, навсегда фиксировала тайну ухода в иной мир того, кому она принадлежала.
Накладное лицо
По мнению искусствоведов, изначально формой для ваяния погребальной маски служил снятый с лица умершего слепок из гипса или иного пластичного материала.
Делали маску для того, чтобы накладывать на похоронах на лицо покойника, поскольку существовавшая тысячелетия назад техника бальзамирования не позволяла сохранить облик умершего в первозданном виде.
И хотя получавшаяся в результате бронзовая или золотая маска имела весьма отдалённое сходство с лицом усопшего, во-первых, она всё равно выглядела лучше, чем разлагающаяся плоть, а во-вторых, играла исключительно символическую роль, не требовавшую портретной идентичности.
Символ уважения
С течением времени, когда получила новый импульс развития такая форма искусства как скульптура, посмертная маска стала сниматься для того, чтобы впоследствии перенести черты покойника на его статую или бюст, устанавливаемые родными в качестве надгробия.
В этот период мастера профессионально подходили к своему делу и некоторые образцы посмертных масок были столь изящны и точны, что превратились в предмет искусства.
Начиная с XVII века до нашей эры, посмертная маска стала символом глубочайшего почтения и уважения к умершему человеку.
В Древнем Египте было принято отливать посмертную маску фараонов в золоте, которому на смену затем пришёл воск. Значительно позже в арсенале скульпторов появился податливый и дешёвый гипс, который к тому же отличался надёжностью.
Весьма высоким спросом посмертные маски пользовались до и после Великой французской революции 1789 г. Именно в этот период творил мастер восковых фигур Филип Кёртис, которому ассистировала Анна Мария Тюссо, впоследствии ставшая основательницей знаменитого лондонского музей восковых фигур.
Примечательно, что до политического переворота мадам Тюссо, тесно дружившая с членами королевской семьи, занималась изготовлением посмертных масок аристократов, а после революции она быстро переориентировалась и успела сохранить для истории лица Марата и Робеспьера.
В эпоху Возрождения, превратившаяся из ритуального атрибута в модное изделие, посмертная маска заказывалась представителями аристократического сословия в качестве семейной реликвии, передаваемой из поколения в поколение.
Обычно уникальный слепок, на котором были запечатлены последние чувства умершего человека, то настроение, с каким он прощался с земной жизнью, в дни поминовения покойного, выставляли на всеобщее обозрение.
Техника изготовления
В наши дни посмертную маску зачастую изготавливают для помещения вместе с урной в ячейку колумбария.
Согласно технологии, специалист по снятию слепков приступает к работе сразу после завершения процедуры бальзамирования тела, предотвращающей аутолиз — иными словами, саморазрушение тканей организма, разложение.
Сначала лицо покойника обмазывается вазелином, поверх которого тонким слоем в 1,5-2 см наносится разведённый с водой альгинат — жидкая резина. Если у усопшего есть усы и борода, то их, прежде чем покрыть вазелином, нужно обработать лаком. Далее накладывают гипсовые бинты, необходимые для извлечения негатива.
На следующем этапе полученная форма заполняется акриловой смолой, смешанной с мраморным порошком. Через шесть часов застывшую посмертную маску можно вынимать из формы и приступать к её художественной обработке.
Российские маски
Первым россиянином, у кого появилась посмертная маска, был Пётр I.
К слову, императору дважды накладывали на лицо гипс для получения слепка. В первый раз ещё при жизни, когда скульптор и архитектор Франческо Бартоломео Растрелли ваял статую правителя и желал добиться максимальной схожести с прототипом.
Второй раз процедуру проводил он же в 1725-м году, когда, собственно, и скончался создатель Российской империи. Посмертная маска Петра I было отлита в бронзе и немного отредактирована Растрелли, который слегка смягчил грозные черты покойного реформатора, придав его облику умиротворённость и покой.
Под наблюдением скульптора Самуила Гальберга формовщик-литейщик Балин 29 января 1837 года снял гипсовый слепок с лица умершего поэта Александра Пушкина.
Отчётливо выступавшие черты лица придавали этой маске некую торжественность. Искусствоведы отмечали, что мастерам удалось удивительным образом запечатлеть портрет, на который смерть и болезнь ещё не наложили своего удручающего отпечатка.
Другим литератором, имевшим посмертную маску, был Николай Гоголь, о чьей гибели сложено немало легенд. Между тем, скульптор Николай Рамазанов, работавший над созданием слепка, однозначно заявлял, что все спекуляции вокруг летаргического сна писателя не имеют под собой никакого основания, поскольку в момент снятия негатива тело Николая Васильевича уже начало разлагаться. Ещё одной известной личностью, посмертная маска которого пролила свет на загадку его смерти, был Сергей Есенин. Хорошо отретушированные фотографии с места гибели поэта скрыли тот факт, что на лбу «московского озорного гуляки» зияла рана от удара, нанесённого тяжелым предметом. На посмертной маске травма отчётливо видна и служит доказательством того, что поэт был сначала убит, а затем мёртвым помещён кем-то в петлю.
5 или 6 копий было сделано с посмертной маски прославленного советского актёра, автора-исполнителя песен Владимира Высоцкого, которую скульптор Юрий Васильев редактировал аж четыре раза, в результате стерев с неё характерные мимические черты барда.
Одна из масок, отлитая из сплава бронзы и серебра, была передана его гражданской супруге Марине Влади, которая спустя годы решила выставить на аукцион эту семейную реликвию, и выручила за неё 55 тысяч евро.
Слепок рук
В наши дни большим спросом пользуется ритуальный сервис по снятию слепка рук покойного. Подобная услуга весьма популярна среди мусульман, которым из-за религиозных соображений нельзя иметь посмертную маску.
Процедура его получения схожа с этапами создания посмертной маски. После бальзамирования тела конечности опускаются в ёмкость с разведённым альгинатом. Получив форму, её заливают пластикритом, латунью, золотом или иным материалом — по желанию заказчика.
В конечном итоге получается дорогая памятная вещь. Зачастую родители умерших детей заказывают слепок рук, который хранят дома как память о своих малышах.
Источник
Особенности фотофиксации неопознанного трупа
При проведении осмотра места происшествия труп является самостоятельным объектом фотосъемки и его фотографирование осуществляется в соответствии с рекомендациями, разработанными криминалистикой.
На месте обнаружения неопознанного трупа специалист-криминалист осуществляет фотосъемку места происшествия и трупа в следующей последовательности:
1. Сначала производится ориентирующая и обзорная фотосъемка места происшествия до внесения изменений в обстановку (рисунок 10.2).
Рисунок 10.2 — Фотоснимки к протоколу осмотра места происшествия по факту обнаружения трупа неизвестной женщины в подвале дома: 1, 2 — ориентирующие фотоснимки; 3, 4 — обзорные фотоснимки;
5, 8 — обзорные фотоснимки; 6, 7, 9 — узловые фотоснимки.
Рисунок 10.3 — Обзорная фотосъемка места обнаружения трупа неизвестной женщины после внесения изменений в обстановку:
1 — труп; 2 — волокна ткани и других материалов; 3 — волосы; 4 — деньги, документы; 5 — кровь; 6 — повреждения на теле; 7 — повреждения предметов обстановки; 8 — почва; 9 — следы рук; 10 — следы обуви; 11 — следы зубов;
12 — слюна; 13 — нож; 14 — смывы с рук.
3. Производится узловая фотосъемка трупа с четырех точек по диагонали (рисунок 10.4).
Рисунок 10.4 — Узловые фотоснимки неопознанного трупа на месте его обнаружения.
Рисунок 10.5 — Опознавательная фотосъемка неопознанного трупа.
5. Производится узловая и детальная фотосъемка характерных особенностей неопознанного трупа: видимых телесных повреждений, особых примет (родимых пятен, татуировок, рубцов и иных особых примет) (рисунок 10.6).
Рисунок 10.6 — Фотоснимки повреждений неопознанного трупа: 1, 2 — узловые фотоснимки; 3, 4 — детальные фотоснимки.
Рисунок 10.7 — Ложе неопознанного трупа.
7. Производится детальная фотосъемка папиллярных узоров пальцев и ладоней рук (рисунок 10.8).
8. Производится общая и детальная фотосъемка предметов одежды, обуви, иных вещей, обнаруженных при неопознанном трупе, а также следов и объектов преступления, обнаруженных на месте происшествия (рисунок 10.9).
9. Если труп не опознан, то в мероприятия по установлению личности неопознанного трупа входит выполнение дополнительной опознавательной фотосъемки в условиях морга с участием специалиста-криминалиста и специалиста в области судебной медицины. При необходимости перед опознавательной фотосъемкой проводится туалет головы и тела трупа. При этом с лица трупа смывается грязь и кровь, лицо вытирается насухо. Ссадины и кровоподтеки припудриваются, слегка подкрашиваются губы, открываются глаза, которые удерживаются в таком состоянии при помощи полосок ваты, подведенных под веки. На глазные яблоки трупа наносится по капле глицерина для придания глазам блеска. Волосы причесываются применительно к особенностям прически, обнаруженным при осмотре трупа. Обнаженный труп перед съемкой прикрывают какой- либо тканью.
Рисунок 10.8 — Детальные фотоснимки папиллярных узоров пальцев и ладоней рук неопознанного трупа: 1 — ногтевой фаланги большого пальца правой руки;
2 — ногтевой фаланги указательного пальца правой руки; 3 — ногтевой фаланги среднего пальца правой руки; 4 — ногтевой фаланги безымянного пальца правой руки; 5 — ногтевой фаланги мизинца правой руки; 6 — ногтевой фаланги большого пальца левой руки; 7 — ногтевой фаланги указательного пальца левой руки;
8 — ногтевой фаланги среднего пальца левой руки; 9 — ногтевой фаланги безымянного пальца левой руки; 10 — ногтевой фаланги мизинца правой руки;
11 — ладонной поверхности правой руки; 12 — ладонной поверхности левой руки.
Рисунок 10.9 — Детальные фотоснимки:
1 — общий вид джемпера, который был одет на трупе (вид с лицевой стороны); 2 — общий вид джемпера, который был одет на трупе (вид с оборотной стороны); 3 — повреждения и наслоения вещества красного цвета, обнаруженные на джемпере; 4 — текст, выполненный на ярлычке джемпера;
5 — общий вид халата, который был одет на трупе (вид с лицевой стороны);
6 — общий вид халата, который был одет на трупе (вид с оборотной стороны);
7 — общий вид туфель, которые были одеты на трупе; 8 — рисунок подошвы туфель,
которые были одеты на трупе.
10. После проведения опознавательной съемки следует изготовить опознавательную таблицу фотоснимков (схема 10.2).
В опознавательной таблице фотоснимков размещаются фотографии размером 9х12 см в следующей очередности:
■ правый профиль, три четверти справа, анфас, три четверти слева, левый профиль;
■ аналогичные фотографии, изготовленные после фотосъемки трупа, произведенной после туалета головы;
■ фотографии особых примет трупа (каждая примета в отдельности);
■ фотографии одежды, обуви и вещей, обнаруженных при неопознанном трупе (каждый предмет в отдельности).
11. Изготовление посмертной маски является эффективным средством, облегчающим идентификацию трупа. Маска имеет ряд преимуществ перед другими способами фиксации. С ее помощью объемно запечатлевается анатомия лица в натуральную величину, имеется возможность рассматривать полученный слепок с различных точек зрения. Это облегчает проведение сравнительного экспертного исследования любительских и художественных снимков без вести пропавшего с посмертной маской.
12. Скелетированные останки для установления и фиксации внешности погибшего направляются специалистам в области реконструкции лица по черепу после производства судебно-медицинской экспертизы трупа. Ими может быть сделана пластическая реконструкция внешности погибшего по черепу либо изготовлен рисованный портрет.
ОПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ФОТОТАБЛИЦА Идентификационное дело Λ» от « » 20 г.
На неопознанный труп, обнаруженный____________________________
Схема 10.2 — Бланк опознавательной таблицы фотоснимков неопознанного трупа.
Источник
Изготовление посмертных масок (слепков)
В экспертной практике иногда возникает необходимость фиксации признаков внешнего облика лица с помощью посмертной маски. В отличие от описания и фотоснимка маска передает строение лица в естественных размерах и объемном виде. Маска, отображая мельчайшие детали лица, позволяет рассматривать его во всех наиболее благоприятных для опознания положениях.
Изготовление маски может проводиться как на месте обнаружения трупа (при наличии необходимых условий), так и в морге, где маску желательно снимать до судебно-медицинского вскрытия трупа.
Для производства маски необходимо вначале получить форму (негативная отливка), которую изготовляют из гипса. Гипс разводят до образования среднегустой консистенции (густота сметаны). Для придания массе телесного цвета добавляют охру или иной краситель. Чтобы гипсовая масса не стекала с лица, голову трупа обвязывают полотенцем, закрывая темя, уши и нижнюю часть шеи.
Перед изготовлением формы кожу лица и волосы протирают вазелином. Вместо вазелина можно использовать мыло, любой косметический крем. Смазывающее вещество следует наносить тонким слоем, чтобы сохранить микрорельеф кожи лица. Гипсовую массу наносят ложкой или кистью, покрывая все лицо. Заливку лучше начинать со лба и области глаз. Толщина слоя гипса не должна превышать 1 см. После этого вновь наносят гипс, доведя толщину слепка до 2—3 см.
Когда масса затвердеет, форму осторожно снимают с лица, приподнимая за нижний край (у подбородка). Если края формы обламываются, их следует приклеить универсальным клеем.
Для получения маски (позитивная отливка) форму смазывают вазелином или жидким мылом, укладывают полой частью кверху и заливают гипсом. Для укрепления маски Ю.П. Дубягин (1976) предложил использовать проволочный каркас, который до заливки гипсовой массы укладывают в форму так, чтобы он не касался ее поверхности.
После застывания маски (позитивной отливки) форму отделяют от позитива. Если форма не снимается, ее разбивают легкими ударами деревянного молотка или долота.
A.M. Дягтеревым (1993) разработана методика изготовления цветных восковых, полимерных (пластических) и металлических масок. Для получения восковой маски автор использовал смесь технического воска и парафина (3:7), масляные и гримерные краски. Цветовая гамма маски подбиралась таким образом, чтобы она полностью передавала цветовую гамму лица и волос. Посмертная маска из пластических материалов изготавливалась на основе каучука ПДИ-ЗАК (полидивинил-изопреддиуретан-эпоксид) с добавлением растворителя (керосин или уайт-спирт), касторового или камфорного масла, пластификатора (борсодержащий вазелин), масляных красок или косметического грима и, наконец, отвердителя (полиэтиленполиамина).
В процессе создания металлической маски применялась однородная концентрированная взвесь ферритового порошка в жидкости (спирт, ацетон). На первом этапе получения такой маски форма (негативный гипсовый слепок) высушивалась на воздухе и обжигалась в муфельной печи. Далее гипсовый слепок с нанесенным на него слоем ферритового порошка сушился при температуре 100-150 °С в течение 30—40 мин. Затем проводился нагрев с заданной скоростью до температуры спекания порошка (750-1050 °С) в муфельной печи в воздушной атмосфере в течение 2,5 ч. В зависимости от выбранного порошка маска могла иметь серый или коричневато-красный цвет.
Когда возникает необходимость повторного (или даже неоднократного) получения маски (позитива), может быть изготовлена постоянная форма (негатив). Методика создания постоянной формы на основе столярного клея приводится Б.С. Свадковским и А.Г. Горбушиным (1975). Измельченный столярный клей, смешанный с холодной водой, варят на водяной бане до получения массы среднегустой консистенции. После этого делают чехол для позитива. Ранее изготовленный первый позитив маски обкладывают ровным слоем скульптурной глины (толщиной около 1 см). Поверхность глины смазывают вазелином или жидким мылом и обкладывают загустевающим гипсом (слоем 2—3 см). После затвердения гипса слой, образующий чехол позитива, снимается с маски. Позитив очищают от глины, оставляя ее только у основания маски в виде валика толщиной не более 1 см, чтобы при наложении чехла между ним и маской (позитивом) осталось свободное пространство. В верхней части свода чехла необходимо сделать два отверстия для заливания клея и выхода воздуха. Смазав вазелином маску (позитив) и внутреннюю сторону чехла, позитив покрывают чехлом, скрепляют их гипсом по основанию и свободное пространство между ними заливают клеем через одно из отверстий в чехле, пока из второго отверстия не станет вытекать клей. Через сутки гипсовый чехол снимают или разбивают, а эластичный клеевой негатив (постоянная форма), легко снимающийся с маски, может быть использован для изготовления дубликатов позитивов из гипса, воска, папье-маше и других материалов.
Источник