Префиксальный способ образования глаголов с противоположным значением

Упражнения по закреплению словообразования глаголов
презентация к уроку по логопедии (1 класс) на тему

В настоящее время младшие школьники имеют проблемы с развитием речи в силу тех или иных причин. Я в своей презентации представляю материал по развитию и закреплению словообразования глаголов у младших школьников.

Скачать:

Вложение Размер
Упражнения по закреплению словообразования глаголов 3 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Упражнения по закреплению словообразования глаголов Учитель-логопед: Минуллина Л.А .

Префиксальный способ образования глаголов является наиболее продуктивным. От любого бесприставочного глагола путем присоединения к нему приставки возможно образовать новый глагол с иным оттенком в лексическом значении (ср. бежать — вбежать, выбежать, прибежать, отбежать и др.). Лексическое значение приставки наиболее отчетливо у глаголов движения. Характерной особенностью глагольных приставок является наличие в их кругу приставок-антонимов, что облегчает уяснение значения приставки (ср.: заклеить — отклеить , а также приставок-синонимов, уточняющих лексическое значение глаголов (ср.: выгнать — изгнать ). Некоторые приставки вносят в значение глагола экспрессивные оттенки (ср.: возрадоваться — обрадоваться ). Суффиксально-префиксальный способ Разновидностью этого способа является использование суффикса — ыва — (-ива-) и аффикса — ся в сочетании с приставками: по-ходить — по-хаж-ива-ть , спать — вы-спать- ся (в последнем случае можно говорить о префиксально- постсуффиксальном способе).

Суффиксальный способ Суффикс — нича — (- ича ; -а-) употребляется при образовании глаголов от названий лиц со значением «заниматься чем-либо, действовать как кто-либо»: ло -дыр- нича — ть , мошен-нича-ть , сапож-нича-ть . Суффикс — ова — (- ева -) и его производные — ствова -, — ирова -, — изирова — образуют глаголы от существительных со значением «осуществлять что-либо»: совет- ова — ть , господ- ствова — ть , дебат-ирова-ть , коллектив- изирова — ть . От существительных и прилагательных образуются глаголы посредством суффикса -и- со значением «создавать известное качество или состояние»: сор-и- ть , бел-и- ть . От прилагательных возможно образование глаголов суффиксом -е- , имеющим значение «делаться, становиться таким-то»: стар-е- ть , слаб-е- ть ; реже используется суффикс -ну-: слеп-ну- ть , креп-ну- ть . От междометий образуются глаголы суффиксом -я- (ох-а- ть , ах-а- ть ) и его вариантом -ка- — от междометий и звукоподражательных слов (мяу-ка- ть , ау-ка- ть ) , а также суффиксом -ну- (ах-ну- ть , цок-ну- ть ) .

Этапы логопедической работы по формированию словообразования. Дифференциация а ) совершенного и несовершенного вида; б) возвратных и невозвратных глаголов. Глаголы с приставками в-, вы-, на-. Глаголы пространственного значения с приставкой при- . Глаголы пространственного значения с приставками с-, у-. под-, от-, за-, пере-, до-.

игровые упражнения по Дифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида. Логопед предлагает детям показать на картинках, где действие уже совершено, а где оно совершается: моет вымыла

От данных глаголов образуйте глаголы со значением законченности действия. Например: кроил – скроил . Ехал – …, бежал – … , думал-…, клеил — …, сыпал — …, красил — …, шил — …, считал — …, стирал — …, мылил — …, варил — …, вязал — ….

Измени слова по образцу (устно, письменно): Писать – (что делаю?) пишу Готовить – платить — Шуметь – варить — Кричать – плакать — Орать – шагать — Рисовать – учить — Чистить — греть —

Возвратные глаголы имеют следующие значения : 1) собственно возвратное — действие производится субъектом, к- рый является одновременно и объектом действия: умываться, одеваться, купаться; 2) взаимно-возвратное — действие совершается несколькими субъектами, каждый из к- рых является одновременно и объектом действия: целоваться, обниматься, судиться, ссориться; 3) безобъектно-возвратное — действие или состояние характерно для данного субъекта, является его постоянным свойством: Собака кусается; Крапива жжётся; 4) общевозвратное — действие совершается в самом субъекте; глаголы обозначают психическое или физическое состояние субъекта: сердиться, радоваться, торопиться, останавливаться; 5) косвенно-возвратное — действие совершается субъектом для себя, в своих интересах: построиться (в значении ‘построить дом’), прибраться, запастись; 6 ) безличное : хочется, (не) лежится, работается

Игра “Чем отличаются слова?” Логопед просит детей показать на картинках, кто … Умывает – умывается Обувает – обувается Прячет – прячется Качает – качается Одевает — одевается Причесывает – причесывается

Дифференциация глаголов с приставками а ) в импрессивной речи б) в экспрессивной речи

Игра-лото «Найти действие» У детей карточки с картинками, изображающими действия. Называются слова, обозначающие действия, дети закрывают соответствующую картинку фишкой. Затем детей просят назвать действие и придумать предложение с этим словом.

«Скажи наоборот» Цель: научить детей называть действия с противоположным значением. Наглядный материал: мяч. Ход игры: дети встают в круг. Учитель-логопед бросает мяч и называет действие, а ребенок поймавший мяч, называет действие с противоположным значением.

«Образование слов при помощи приставок «. От данных словосочетаний образуйте слова с приставкой при- щека распухла – припухла; ветку согнули – откройте дверь – шофер затормозил – малыш затих – добежал до финиша – доплыл до берега –

«Подскажи действия» Цель: научить детей образовывать и правильно употреблять глагол ЕХАТЬ с разными приставками. Наглядный материал: игрушечная машинка . Предварительно нарисованная картинка с домиком, деревом, мостиком, дорогой. Ход игры: учитель-логопед показывает действия с машинкой и начинает предложения, а дети должны были продолжить предложения и назвать действие. — Машина от дома (что сделала?) …( ОТъехала ); — Машина по дороге…( ПОехала ); — Машина к мосту…( ПОДъехала ); — Машина на мост…(Въехала); — Машина с моста…(Съехала); — Машина дерево…( ОБъехала ). Логопед повторяет произнесенные правильно детьми глаголы, выделяя голосом приставки.

Добавить слово, обозначающее действие: в клетку. (влетает)

из клетки. (вылетает)

в стакан. (наливает)

из стакана. (выливает)

По данным значениям определите слова и запишите их. лечь ненадолго – прилечь, сесть на краешек стула – встать наполовину, но не во весь рост – временно остановиться – умолкнуть на время – немного ободрить – слегка поднять –

выполним задание и понаблюдать как изменится значение слов, если к ним добавить приставку про- (устно) Катить – прокатить Плыть – проплыть Ползти – проползти Ехать – проехать Бежать – пробежать Тащить – протащить — Как изменилось значение слов? (действие закончилось или действие направлено мимо чего – либо или кого — либо)

Аналогично с при- — Как изменилось значение слов? (приставка при- обозначает приближение, присоединение, добавление к чему – либо ) Аналогично с пере- — Как изменилось значение слов? (пере- преодоление препятствия) Письменно со словами: вёз, нёс, летел, ходил.

Образуйте от существительных глаголы и поставьте их в настоящее, будущее и прошедшее время. Соль — … (солит , посолит, посолил) Скрип — …( скрипит, заскрипит, скрипел ) Боль — … ( болит, заболит, болел ) Корм — … ( кормит, покормит, покормил )

Образуйте от прилагательных глаголы по образцу. Суффикс – е — Суффикс – ну — Образец: зеленый-зелен е ть Жёлтый- слепой- … (слепнуть) Белый- крепкий-…(крепнуть) Чёрный- Красный- Старый- Слабый-

Образуй глаголы с помощью Суффикса — ова — (- ева -) Волнение — волн ова ться – (я сильно волн ова лся) Беседа — бесед ова ть- (мы с ним бесед ова ли) Сочувствие — сочувств ова ть – ( я ему сочувств ова л) Польза — польз ова ться – (я польз ова лся расчёской ) Расход — расход ова ть- (израсход ова л деньги) Чувство — чувств ова ть – (я почувств ова л запах) Участие — участв ова ть- (участв ова л в конкурсе) Команда — команд ова ть- (команд ова л в корпусе)

Образуйте От междометий, местоимений, звукоподражаний Ох-…(охать) Ах-…(ахать) Мяу-…(мяукать) Гав-…(гавкать) Ау-…(аукать) Цок-…(цокать)

Упражнение «Расскажи-ка» Ваня летом собрался отдохнуть на море. Давай помо­жем ему доехать. Рассмотри на картинку и дополни рассказ взрослого нужными сло­вами. Какими видами транспорта Ваня добирался до моря ?

Подберите для каждого предложения подходящие по смыслу слова из данных в скобках. Ученица (записала, подписала, выписала) домашнее задание. Ребята (исключили, подключили, выключили) телевизор. Дедушка (прошел, вышел, сошел) из троллейбуса. В класс (взошел, перешёл, пришел) классный руководитель. К станции (уходит, подходит, заходит) скорый поезд. Через полянку (пробежал, перебежал, добежал) заяц. На строительную площадку (отъехал, приехал, объехал) начальник.

Подберите для каждого предложения подходящие по смыслу слова из данных в скобках. Мальчик (приклеил, отклеил, заклеил) марку к конверту. Лодка (подплыла, отплыла, доплыла) от берега. Марина (положила, вложила, отложила) книгу на стол. Володя (дошёл, пошел, отошел) в школу. В стакан (налили, вылили, залили) молоко. Завтра мы (заедем, проедем, уедем) к морю. С дерева (улетел, слетел, вылетел) листок.

Спишите предложения. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу приставки . Рано утром я _ехал из деревни и _ехал по дороге в соседнюю усадьбу. Я _ехал до нашей мельницы, _ехал через шаткий мостик и _ехал мимо березовой рощи. К полудню я уже _ехал на место.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку «Словообразование глагола» 3 класс «Школа «21 века»

Урок по теме «Словобразование глагола». Буду рада, если кому-то понадобится.

Проект урока по русскому языку в 4-ом классе по теме «Словообразование глаголов»

Проект урока русского языка в 4 – ом классе по программе «Начальная школа XXI века». Тема – Словообразование глаголов.Цель – Закрепление знаний о словообразовании в русском язык.

Упражнение в определении числа глагола и в изменении глаголов по числам.

Урок русского языка в 3 классе по программе «Школа Росии» построен в соответствии с требованиями к организации инклюзивного образования в начальной школе.Цель: Развитие умения изменять гла.

презентация к уроку русского языка «Словообразование глаголов»

презентация по русскому языку «Словообразование глаголов» 4 класс Начальная школа 21 в.

Упражнения на закрепление грамматического материала по теме «Правильные глаголы».

Материал предназначен для проверки знаний по теме «Прошедшее простое время английского глагола. Правильные глаголы». Может быть использован для учащихся4-5 класса.

Комплекс упражнений по теме: «Словообразование относительных прилагательных»

Представленный комплекс упражнений по теме «Словообразование относительных прилагательных» составлен творческой группой учителей-логопедов города Смоленска на осно.

Учебно-методический материал на тему: «Словообразование глаголов»

Учебно-методический материал на тему: «Словообразование глаголов» (технологическая карта, презентация, раздаточный материал).

Источник

Приставочный способ образования слов. Примеры

Приставочный спо­соб обра­зо­ва­ния — это созда­ние новых слов той же части речи с помо­щью при­став­ки (лететь — при лететь, вла­де­лец — со вла­де­лец). Приставочный спо­соб явля­ет­ся про­дук­тив­ным мор­фо­ло­ги­че­ским спо­со­бом обра­зо­ва­ния гла­го­лов, суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, наречий.

Морфологический спо­соб обра­зо­ва­ния слов актив­но попол­ня­ет лек­си­че­ский запас рус­ско­го язы­ка на базе непро­из­вод­ных и про­из­вод­ных слов с помо­щью раз­ных мор­фем и их соче­та­ний. С точ­ки зре­ния, какая мор­фе­ма или их соче­та­ние участ­во­ва­ли в появ­ле­нии новой лек­се­мы, раз­ли­ча­ют ряд спо­со­бов словообразования:

  • при­ста­воч­ный, или префиксальный;
  • суф­фик­саль­ный;
  • приставочно-суффиксальный;
  • пост­фик­саль­ный;
  • приставочно-постфиксальный

Приставка — словообразовательная морфема

Приставочный, или пре­фик­саль­ный, спо­соб обра­зо­ва­ния слов состо­ит в том, что к исход­ной (моти­ви­ру­ю­щей) лек­се­ме при­со­еди­ня­ет­ся при­став­ка, или префикс.

Лингвистический тер­мин «пре­фикс» (лат. praefixum учи ть → вы учить

Образуя новое сло­во, при­став­ка вно­сит в него новый смысл или отте­нок зна­че­ния. Особенно это ярко про­яв­ля­ет­ся в сло­во­об­ра­зо­ва­нии глаголов.

Сравним:

  • бежать → у бежать;
  • бежать → при бежать;
  • бежать → от бежать;
  • бежать → с бежать;
  • бежать → на бежать и т. д.

Приставка изме­ня­ет лек­си­че­ское зна­че­ние исход­но­го слова.

Сравним:

  • ходить → вы ходить;
  • ходить → в ходить.

Как определить приставочный способ словообразования?

Выполняя сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор, неко­то­рые уча­щи­е­ся, отме­тив в мор­фем­ном соста­ве иссле­ду­е­мо­го сло­ва нали­чие при­став­ки, оши­боч­но счи­та­ют, что оно обра­зо­ва­но при­ста­воч­ным способом:

  • лече­ние — из лече­ние;
  • строй­ка — пере строй­ка;

Но это не все­гда так. Приставка мог­ла при­со­еди­нить­ся к сло­ву рань­ше, на преды­ду­щей сту­пень­ке сло­во­об­ра­зо­ва­ния. Понаблюдаем:

  • лечить → из лечить → излеч ени е;
  • стро­ить → пере стро­ить → пере­строй к а.

Как видим, при нали­чии при­став­ки в соста­ве слов мож­но лег­ко спу­тать при­ста­воч­ный и суф­фик­саль­ный спо­соб образования.

Чтобы это­го не про­изо­шло, уста­но­вим неко­то­рые зако­но­мер­но­сти при­ста­воч­но­го спо­со­ба словообразования.

  1. При сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ном ана­ли­зе сло­ва с при­став­кой ищем к нему бли­жай­шую одно­ко­рен­ную лек­се­му с при­став­кой. Если такой нет, зна­чит, про­из­вод­ное сло­во обра­зо­ва­но при­ста­воч­ным способом.
  2. Приставочный спо­соб про­дук­ти­вен в обра­зо­ва­нии слов одной и той же части речи. Отметим, что не про­ис­хо­дит сме­ны части речи про­из­вод­но­го сло­ва, как это быва­ет при суф­фик­саль­ном и дру­гих мор­фем­ных спо­со­бах словообразования.

Рассмотрим подроб­нее, в обра­зо­ва­нии слов каких частей речи исполь­зу­ет­ся приставка.

Приставочный способ образования глаголов

В рус­ском язы­ке при­ста­воч­ный спо­соб явля­ет­ся наи­бо­лее про­дук­тив­ным в обра­зо­ва­нии гла­го­лов. От слов этой части речи с помо­щью раз­лич­ных при­ста­вок обра­зу­ет­ся мно­же­ство гла­го­лов. Приставки обо­зна­ча­ют раз­лич­ные оттен­ки дей­ствия, уточ­ня­ют харак­тер их про­те­ка­ния, обра­зу­ют от бес­при­ста­воч­ных гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида гла­го­лы совер­шен­но­го вида.

Примеры:

  • сед­лать → о сед­лать;
  • знать → у знать;
  • ждать → подо ждать;
  • мор­гать → за мор­гать;
  • чер­тить → на чер­тить;
  • клик­нуть → вос клик­нуть;
  • чув­ство­вать → по чув­ство­вать;
  • видеть → пред видеть;
  • быть→ при быть;
  • звать → со звать.

Почти от каж­до­го гла­го­ла с уча­сти­ем раз­лич­ных при­ста­вок мож­но создать новые слова.

Приставочный способ образования существительных

С помо­щью при­став­ки обра­зу­ют­ся ряд суще­стви­тель­ных от одно­ко­рен­ных слов этой части речи.

Примеры:

  • текст → под текст;
  • обще­ство → со обще­ство;
  • дедуш­ка → пра дедуш­ка;
  • звук → при звук;
  • город → при город;
  • мрак → су мрак.

Множество суще­стви­тель­ных с про­ти­во­по­лож­ным зна­че­ни­ем обра­зу­ет при­став­ки не-, без-/бес-:

  • друг → не друг (враг);
  • прав­да → не прав­да (ложь);
  • сча­стье → не сча­стье (горе);
  • при­я­тель → не при­я­тель (про­тив­ник);
  • уда­ча → не уда­ча (про­вал);
  • поря­док → бес поря­док.
  • звук → уль­т­ра звук;
  • агент → контр агент;
  • ком­пен­са­ция → де ком­пен­са­ция;
  • ори­ен­та­ция → дез ори­ен­та­ция;
  • кон­ти­нент → суб кон­ти­нент.

Приставочный способ образования прилагательных

Приставка, при­со­еди­ня­ясь к име­ни при­ла­га­тель­но­му, обра­зу­ет новое сло­во этой же части речи.

Примеры:

  • гром­кий → сверх гром­кий;
  • уда­лый → раз уда­лый:
  • огром­ный → пре огром­ный.

Смысловые при­став­ки при- и пре- вно­сят в зна­че­ние про­из­вод­ных при­ла­га­тель­ных допол­ни­тель­ные оттен­ки значения:

1. нахож­де­ние побли­зо­сти, рядом с чем-нибудь:

  • поляр­ный → при поляр­ный;
  • арк­ти­че­ский → при арк­ти­че­ский;
  • ураль­ский → при ураль­ский;

2. уси­ле­ние при­зна­ка, повы­шен­ная сте­пень качества:

  • злой → пре злой;
  • стран­ный → пре стран­ный;
  • тол­стый → пре тол­стый.

Иноязычные при­став­ки, при­со­еди­ня­ясь к при­ла­га­тель­ным, обра­зу­ют новые слова:

  • атлан­ти­че­ский → транс атлан­ти­че­ский;
  • тро­пи­че­ский → суб тро­пи­че­ский;
  • мораль­ный → а мораль­ный;
  • обще­ствен­ный → анти обще­ствен­ный.

Префиксальный способ образования местоимений

Префиксы обра­зу­ют неопре­де­лен­ные и отри­ца­тель­ные местоимения:

  • кто → не кто;
  • что → ни что;
  • какой → ни какой;
  • чей → ни чей;
  • сколь­ко → не сколь­ко;
  • что → кое -что;
  • кто → кое -кто.

Приставочный способ и наречия

С помо­щью при­став­ки от отно­си­тель­ных наре­чий обра­зу­ют­ся неопре­де­лен­ные и отри­ца­тель­ные наречия:

  • когда → не когда;
  • где → не где;
  • как → ни как;
  • отку­да → ни отку­да:
  • куда → кое -куда;
  • когда → кое -когда.

Префиксальным спо­со­бом обра­зо­ва­ны наре­чия от слов этой же части речи:

  • нель­зя → до нель­зя;
  • вне → во вне;
  • ныне → до ныне;
  • даром → за даром;
  • все­гда → на все­гда;
  • совсем → на совсем;
  • попо­лам → на попо­лам;
  • ныне → от ныне;
  • прочь → на прочь.

Источник

Читайте также:  Гентос капли способ применения
Оцените статью
Разные способы