- Префиксально суффиксальный способ образования прилагательных
- Суффиксально-префиксальный способ образования прилагательных
- Приставочно-суффиксальный способ образования слов. Примеры
- Образование слов с помощью приставки и суффикса
- Особенность приставочно-суффиксального способа
- Какие части речи образуются приставочно-суффиксальным способом?
- Префиксальный способ образования прилагательных
- Префиксально-суффиксальный способ образования прилагательных
- Образование прилагательных путем сложения основ
- Переход слов других частей речи в прилагательные
- Переход прилагательных в другие части речи
- Имя числительное
- Значение имен числительных, их морфологические признаки и синтаксические функции
- Количественные числительные
- Морфологические особенности количественных числительных
Префиксально суффиксальный способ образования прилагательных
Способ словообразования — единица классификации, объединяющая ряд типов.
В зависимости от того, какой словообразовательный элемент участвует при образовании нового слова, различаются следующие морфологические способы словообразования:
- префиксальный
- суффиксальный
- префиксально-суффиксальный
- постфиксальный
- префиксально-постфиксальный
- суффиксально-постфиксальный
- префиксально-суффиксально-постфиксальный
- способ сложения основ.
Префиксальный — такой способ словообразования, при котором в качестве словообразовательного аффикса употребляется префикс (приставка).
Префикс характеризуется следующими отличительными признаками:
- определенный префикс не закрепляется за словами конкретной части речи. Так, префикс пре- может образовать прилагательное (премудрый, преумный)
и наречие (предолго), префикс сверх- образует прилагательное (сверхсложный) и существительное (сверхскорость) и т.д. - префиксы не выражают грамматических значений, несут лишь дополнительную лексическую семантику
- в процессе образования нового слова префикс присоединяется к мотивирующему слову в целом, поэтому с его помощью образуется новое слово той же части речи, что и мотивирующее.
Суффиксальный — это такой способ словообразования, при котором в качестве словообразовательного аффикса употребляется суффикс.
Суффикс в отличие от префикса характеризуется следующими признаками:
- суффиксы классифицируются в зависимости от принадлежности к определенной части речи:
- суффиксы, образующие имена существительные (например, преподава-тель, баян-ист, диплом-ант, курс-ант, балкон чик, мудр¬ец, ключ-ик)
- имена прилагательные (березов-ый, зелен-оват-ый, мор-ск-ой, дерев-янн-ый. клюкв-енн-ый, кож-ан-ый, реч-н-ой и др.)
- глаголы (темн-е-ть, важн-ича-ть, кустарнич-а-ть и др.).
- Суффиксы, кроме словообразовательного значения, вместе с флексией являются носителями определенного грамматического значения. Так, слова с суффиксом -ник имеют флексию имен существительных мужского рода (охотнике, работнике, проводнике), а слова с суффиксом -ниц(а) — флексию имен существительных женского рода (работница, проводница).
- Суффикс может образовывать слова той же части речи, что и мотивирую¬щее, так и слова другой части речи.
- моряк (мотивирующее слово море и производное принадлежат к одной и той же части речи имени существительному)
- глупец (мотивирующее слово — имя прилагательное: глупый, а производное — имя существительное)
- зелене-ть (мотивирующее слово — имя прилага¬тельное: зеленый, а производное — глагол)
Префиксально-суффиксальный способ — это такой способ словообразования, при котором в качестве словообразовательных аффиксов одновременно выступают префикс и суффикс. Данный способ продуктивен для образования:
Постфиксальный — это такой способ словообразования, при котором в качестве словообразовательного аффикса употребляется постфикс. Постфикс, как и префикс, присоединяется к мотивирующему слову в целом и образует ту часть речи, что и мотивирующее слово:
Префиксально-постфиксальный — это такой способ, при котором в качестве словообразовательных аффиксов одновременно употребляются префикс и постфикс:
Суффиксально-постфиксальный — это такой способ, при котором в качестве словообразовательных элементов используются префикс, суффикс
и постфикс:
Источник
Суффиксально-префиксальный способ образования прилагательных
Очень продуктивным в настоящее время, хотя и более ограниченным в своих возможностях, чем суффиксация, является в сфере прилагательных суффиксально-префиксальный способ образования. Наиболее продуктивным здесь является образование прилагательных на базе сочетания существительного с предлогом, но возможно производство суффиксально-префиксальным способом прилагательных и на основе сочетания глагола с отрицательной частицей не. Суффиксально-префиксальные прилагательные, учитывая их строение и способ образования, можно разделить на три группы.
Наиболее многочисленную группу составляют слова, образованные посредством суффиксов —н— и —ск— (реже —енн-, -ов- и др.) от предложных сочетаний существительных. В качестве предлогов, переходящих в слове в приставку, могут выступать: без, вне, внутри, до, за, между (меж), на, над, от, по, после, под, при, пред, сверх и некоторые другие.
Замкнутую группу префиксально-суффиксальных прилагательных, возникших на базе сочетания существительного с предлогом без, образуют слова, в которых в роли суффиксального словообразовательного элемента выступает окончание —ый (-ий). Эти слова в основе обычно заключают то или иное название части тела.
Немногочисленны также прилагательные, образованные при помощи суффикса —е(м)- на основе глагола с отрицанием не.
Из первой группы в качестве особого разряда можно выделить прилагательные, возникшие на базе сочетаний существительных с отрицанием не и предлогом без.
Их не следует смешивать с префиксальными прилагательными, образованными при помощи приставки
Близка к суффиксально-префиксальному способу образования встречающаяся изредка суффиксация словосочетаний типа сногсшибательный (с ног сшибать), потусторонний (по ту сторону), никчемный (ни к чему) и т.п.
Источник
Приставочно-суффиксальный способ образования слов. Примеры
Приставочно-суффиксальный способ — это образование нового слова путем присоединения к производящей основе приставки и суффикса. Приставочно-суффиксальный способ применяется при образовании существительных, прилагательных, глаголов и наречий. Укажем примеры слов, образованных приставочно-суффиксальным способом.
Словарный запас русского языка активно пополняется с помощью морфологического способа образования слов. Новая лексема создается присоединением к производящей основе приставки, суффикса или постфикса:
- читать → про читать;
- черный → черн е ть;
- кто → кто- либо .
В русском языке слова образуются также более сложными способами, когда к производящей основе присоединяются одновременно две или даже три морфемы:
- граница → без гранич н ый;
- гулять → раз гулять ся ;
- луна → при лун и ть ся ;
- шутить → пере шуч ива ть ся .
Если слово образовано одновременно с помощью приставки и суффикса, то возникает повод поговорить о приставочно-суффиксальном способе словообразования.
Образование слов с помощью приставки и суффикса
Определим, что такое приставочно-суффиксальный способ образования слов.
Понаблюдаем:
- школа → при школь н ый;
- облако → за облач н ый;
- верх → на верх у .
Кажется, что проще? Увидишь в слове приставку и суффикс, вот он этот способ! Но всё не так просто, как кажется на первый взгляд.
Приставочно-суффиксальный способ является более сложным, чем префиксальный или суффиксальный. Префиксальный способ образует слова одной и той же части речи, что облегчает его определение:
- циклон → анти циклон;
- крыть → за крыть;
- большой → не большой (маленький).
Образование слов суффиксальным способом не доставит затруднений, если знать словообразующие суффиксы знаменательных частей речи.
От какой части речи образуется | Суффикс | Что может быть образовано |
---|---|---|
Существительное | щик, чик, ник, ец | существительное |
Существительное | н, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, лив | прилагательное |
Существительное, прилагательное | а, ну, и, е, нича, ирова, изирова | глагол |
Глагол | ова, ева, ива, ыва, ва | глагол |
Прилагательное | о, е, и | наречие |
Рассмотрим наши примеры. Выясним, почему прилагательные «пришкольный» и «заоблачный» образованы именно приставочно-суффиксальным способом, а не приставочным? Ведь, кажется, можно создать вот такую словообразовательную пару рассматриваемых прилагательных:
- школьный — при школьный;
- облачный — за облачный.
Нет, такой словообразовательный анализ в корне неверен. Сделаем этот вывод, определив особенность префиксально-суффиксального способа образования слов.
Особенность приставочно-суффиксального способа
Многие слова с префиксом ошибочно считают образованными с помощью приставки, хотя в их появлении участвовали сразу две словообразовательные морфемы: приставка и суффикс. Рассмотрим это утверждение на примере образования слов «пришкольный» и «заоблачный».
«Пришкольный» — это такой, который находится, располагается при школе, например, стадион, цветник, огород. Как видите, это прилагательное восходит к падежной форме существительного с предлогом. Предлоги часто соотносятся по значению с аналогичными приставками. Значит, если прилагательное «пришкольный» легко трансформируется в сочетание существительного с предлогом, то оно образовано приставочно-суффиксальным способом. Аналогично возникло прилагательное «заоблачный», которое имеет значение «то, что прячется, находится за облаком«.
Понаблюдаем за подобным словотворчеством:
- звук → без звуч н ый (без звука);
- береза → под берез ов ик (под березой);
- палец → на пальч ник (на палец).
Какие части речи образуются приставочно-суффиксальным способом?
Приставочно-суффиксальный способ востребован в образовании знаменательных частей речи:
1. существительных
- одеяло → под одеяль ник ;
- колено → на колен ник ;
- плечо → пред плечье [ й’ э];
- дорога → без дорожье [ й’ э];
2. прилагательных
- кровать → при кроват н ый;
- окно → за окон н ый;
- листва → без листв енн ый;
- лоб → на лоб н ый;
- бровь → над бров н ый;
3. глаголов
- земля → за земл и ть;
- водный → на водн и ть;
- глубокий → за глуб и ть;
- милый → у мил и ть;
4. наречий
- хороший → по -хорош ему ;
- добрый → по -добр ому ;
- беличий → по -беличь и ;
- товарищеский → по -товарищеск и ;
- низ → в низ у ;
- далекий → в далек е ;
- век → на век и ;
- встреча → на встреч у ;
- второй → во -втор ых ;
- пятый → в -пят ых .
Источник
Префиксальный способ образования прилагательных
Префиксальный способ образования менее продуктивен. Употребляются следующие продуктивные приставки:
1)не-, небез-: неспортивный, негромкий, необычный, небезызвестный, небезуспешный и др.;
2)пре-: предолгий, прегрубый, предобрый; слова с этой приставкой характерны в основном для речи разговорной;
3)без- (бес-): безголосый, безусый, бесхвостый; прилагательные с этой приставкой имеют значение «не- имеющий чего-либо, лишенный чего-либо» и др. (на базе предложно-именного сочетания);
4)сверх-: сверхпрограммный, сверхзвуковой, сверхскоростной, сверхприбыльный, сверхъестественный и др.; приставка продуктивная; прилагательные, образованные при помощи этой приставки, употребляются и в книжной и в разговорной речи.
При образовании прилагательных иногда используются и приставки иноязычного происхождения, например: анти- (антигуманный, антикоррозионный), архи- (архиактуальный, архиопасный), пан- (панамериканский, панъевропейский), транс- (трансатлантический, трансъевропейский, трансконтинентальный), ультра- (ультрамодный, ультрафиолетовый), экстра- (экстраординарный, экстракардинальный). Слова с этими приставками употребляются преимущественно в специальной профессиональной речи.
К непродуктивным относятся приставки раз- (развеселый, разудалый), со- (соавторский, соименный) и др. Слова с приставкой раз- употребляются чаще всего в разговорной речи, с приставкой со- — в книжной.
Префиксальный способ используется при образовании прилагательных от прилагательных же. При образовании прилагательных от существительных и глаголов чаще всего употребляются суффиксы или приставки и суффиксы.
Префиксально-суффиксальный способ образования прилагательных
Префиксально-суффиксальный способ образования прилагательных в современном русском языке приобретает все более широкое распространение.
Выделяются следующие группы продуктивных приставок и суффиксов, при помощи которых образуются прилагательные:
1) приставка без- (бес-) и суффикс -н-: безразмерный, бесплатный, безрезультатный и т.п.;
2) приставка вне- и суффиксы -н; -ов-, -ск-: внештатный, внеплановый, внеевропейский и т.п.;
3) приставки до-, за- и суффиксы -н-, -ск-, -ов- и др.: добольничный, доисторический, заоблачный, заполтсный, заоконный, заокский и т.п.;
4) приставка меж- и суффиксы -н-, -альн; -ическ-: межрегиональный, межконтинентальный, межгалактический и т.п.;
5) приставки на-, над- и суффикс -н-: нареберный, подарочный, надсводный и т.п.;
6) приставка по- и суффиксы -н-, -онн-, -енн-: послойный, пореформенный, пожизненный и т.п.;
7) приставка при- и суффиксы -н-, -ск-: пришкольный, приусадебный, приинститутский, приволжский, приобский и т.п.;
8) приставка пред- и суффиксы -ов-, -н-, -ск- и др.: предпусковой, предынфарктный, предвечерний, предмайский и т.п.;
9) приставка после- и суффиксы -н-, -онн-: послеуборочный, послебольничный, послеоперационный и т.п.
К малопродуктивным относится, например, способ образования прилагательных при помощи приставки от- и суффикса -н-: отглагольный, отыменный.
Образование прилагательных путем сложения основ
Словосложение как способ образования имен прилагательных употребляется в современном русском языке все чаще и чаше. Это весьма продуктивный способ образования слов.
Больше всего слов создано путем сложения двух и более основ прилагательных, например: светло-серый, чугунно-бетонный, поперечно-шлифовальный и т.д.
Значительную группу составляют прилагательные, образованные путем сложения основ существительного и прилагательного, например: сельскохозяйственный, железнодорожный.
Широко распространены сложные прилагательные, образованные или из основ двух существительных, например, вагоноремонтный, машинопрокатный и др., или из существительного и причастия: жаропонижающий, металлообрабатывающий и др. Иногда без соединительной гласной, например: азотсодержащий, впередсмотрящий и др.
Продуктивным способом образования являются и формы, полученные путем сложения основы наречия и прилагательного или причастия, например: труднодоступный, сильнодействующий, здравомыслящий и др.
Большое распространение получили образования типа существительные + элементы -видный, -образный, -подобный. Например: змеевидный, стекловидный, зигзагообразный, человекоподобный и др. Слова, созданные этим способом, употребляются преимущественно в книжной речи (например, в научной или производственно-технической).
По своим синтаксическим связям словосочетания, образующие сложные прилагательные, неоднородны. В одних словосочетаниях связь осуществляется по способу сочинения, в этом случае между ними можно поставить союз и, например: концертно-театральный (концертный и театральный), русско-немецкий (русский и немецкий), Волго-Донской (Волжский и Донской) и т.д.; в других — по способу подчинения: дальневосточный (Дальний Восток), вагоноремонтный (ремонт вагонов) и т.д.; в третьих — по способу примыкания: малоупотребительный, крупномолотый и др.
Переход слов других частей речи в прилагательные
Употребление разных частей речи в роли прилагательных называется адъективацией (лат. adjectivum — прилагательное).
В разряд имен прилагательных переходит значительное количество причастий, особенно страдательных с суффиксами -нн; -енн- и -т-: поношенное платье, сдавленный голос, приподнятое настроение и др. При переходе в прилагательные причастия утрачивают свои основные глагольные признаки: время, вид и способность глагольного управления (см. об этом § 199).
В разряд прилагательных переходят иногда и страдательные причастия с суффиксом -м-: любимый цветок, невидимые слезы, несклоняемые существительные.
Прилагательных, образованных из страдательных причастий при помощи суффикса -м- (-им-), в русском языке сравнительно немного. Уже во второй половине XVIII в. качественные прилагательные образовывались непосредственно от глагольных основ совершенного и несовершенного вида при помощи суффикса -м- (-им-), минуя стадию образования причастий. В современном русском языке они чаще всего употребляются с частицей-приставкой не-: неуловимый, неистребимый, нерастворимый и др.
Причастия, перешедшие в разряд прилагательных, приобретают иногда и характерные грамматические признаки качественных прилагательных: способность иметь полные и краткие формы (настроение приподнято, результат неожиданен), а также способность образовывать формы степеней сравнения (это приглашение было неожиданнее того) и др.
Наблюдаются случаи перехода в разряд прилагательных и действительных причастий настоящего времени (потрясающие новости, знающий студент, следующий день, блестящий ответ, цветущее здоровье и др.), которые также утрачивают глагольные признаки и иногда приобретают некоторые черты, характерные для прилагательных (краткую форму, степени сравнения, форму субъективной оценки и т.п.). Например: Более блестящего ответа я еще не слышал; Самым блестящим номером программы на концерте было чтение стихов В. Маяковского; Дела его были не очень блестящи. Ср. также употребление в книжном стиле (чаще всего в авторском стиле) кратких форм причастий, перешедших в прилагательные: Взгляд. был что-то уже слишком пристален и испытующ (Дост.); Штык его остр и предостерегающ (А.Н. Т.).
Значительно реже в прилагательные переходят действительные причастия прошедшего времени с суффиксами -ш- и -вш-, например: высохшие растения.
Кроме причастий, в разряд прилагательных могут переходить и другие части речи. Так, в роли качественных прилагательных могут употребляться в условиях контекста некоторые местоимения, а также порядковые числительные. Ср., например: Год проходит и другой — нету вести никакой(П.). — Оратор я никакой, между двумя словами перерыв обеденный (Гран.). Или: Три клада в сей жизни были мне отрада. И первый клад мой честь была (П.). — Вскоре мальчик стал первым учеником в классе.
Переход прилагательных в другие части речи
Имя числительное
Значение имен числительных, их морфологические признаки и синтаксические функции
Имя числительное — разряд слов, которые служат названиями отвлеченных чисел (два плюс три — пять), или определенного количества однородных предметов, выраженного в целых или дробных числах (два рубля, три пятых тонны), или порядка предметов по счету (третий этаж).
Со стороны семантической имя числительное является названием отвлеченного числа, не осложненным какими-либо иными значениями. Например, слова три и тройка обозначают количество, однако к именам числительным относится лишь слово три, а слово тройка входит в разряд имен существительных. Слово три — числительное, так как имеет значение отвлеченного числа, это слово однозначно, его значение исчерпывается указанием числа в определенных счетных таблицах. Слово тройка — название количества, совмещающее это значение с названиями предметов: 1) цифры три, 2) школьной отметки, 3) игральной карты, 4) трех лошадей, запряженных рядом, 5) трех самолетов, образующих звено, 6) лодки с тремя парами весел, 7) комиссии из трех человек, 8) мужского костюма, состоящего из пиджака, жилета и брюк. Обозначение количества в слове тройка лишено отвлеченного характера, свойственного числительным; слово тройка имеет предметное значение в качестве основного и поэтому относится к именам существительным.
Со стороны морфологической числительное характеризуется следующими свойствами: 1) почти все числительные лишены категории числа, 2) большинство числительных не имеет категории рода (род имеют числительные один, два, оба, полтора, тысяча, миллион и др.), 3) многие числительные отличаются особенностями в склонении.
Со стороны синтаксической числительные отличаются следующими особенностями: 1) сочетаются только с именами существительными; такие словосочетания синтаксически неразложимы и выступают как один член предложения (два дня, две ночи, двое суток); 2) не могут определяться именем прилагательным.
Разряды имен числительных
Соответственно семантическим особенностям, грамматическим свойствам и характеру употребления различаются следующие разряды числительных: 1) количественные, 2) собирательные, 3) дробные, 4) неопределенно-количественные, 5) порядковые. Первые четыре разряда числительных обозначают абстрактное количество, последний ряд — порядок предметов по счету.
Количественные числительные
К количественным числительным относятся числительные, которые обозначают в целых единицах отвлеченное число (десять делится на два) или определенное количество однородных предметов (шесть книг).
По характеру образования количественные числительные разделяются на три группы:
1) простые, к которым относятся числительные с одной непроизводной основой, равной корню (два, три, сто и т.п.);
2) сложные (производные) — это числительные, основа которых производна и состоит из простого числительного и суффикса или двух простых основ (тринадцать, тридцать, триста и т.п.);
3) составные — сочетания нескольких числительных (сто двадцать один и т.п.).
Простые числительные представляют исторически устойчивый, основной лексический фонд числительных, являющийся словообразовательной базой для всех остальных числительных. Сложные числительные от 11 до 79 возникли путем сращения сочетаний простых числительных от 1 до 9 и «на десяте» (т.е. сверх десяти; десяте — форма древнего местного падежа), а числительные двадцать, тридцать — из сочетаний «два десяти», «три десяти» (десяти — форма им. п. двойст. числа). Эти числительные осмысляются как образованные суффиксами -надцать и -дцать. Числительные типа пятьдесят — восемьдесят представляют сращение простых числительных с архаической формой десят (род. п. мн. ч. числительного десять), а числительное девяносто мыслится как «девять до ста». Числительные двести, триста, четыреста и полтораста образовались слиянием сочетаний две сът (им. п. двойст. ч.), три ста (им. п. мн. ч.) и т.д. Числительные пятьсот — девятьсот являются сочетаниями простых числительных и родительного падежа множественного числа числительного сто. Составные количественные числительные образуются из сочетания простых и сложных числительных, следующих в определенном порядке (тысяча триста двадцать шесть).
Морфологические особенности количественных числительных
Морфологические особенности количественных числительных связаны с их лексическим значением. Количественным числительным не свойственна категория числа, так как они лексически выражают значение числа; отсутствует у количественных числительных и категория рода, так как они лишены предметного значения. Отсутствием категорий рода и числа количественные числительные морфологически отличаются от имен существительных.
Среди количественных числительных в морфологическом отношении выделяются слова: один (одна, одно), два (две), тысяча, миллион, миллиард и др.
Числительное один обладает признаками, характерными для имени прилагательного: изменяется по родам (один, одна, одно) и падежам (один, одного, одному). Форма множественного числа одни употребляется в особых случаях (см. ниже).
Числительное два имеет категорию рода: два при сочетании с существительными мужского и среднего рода (два дня, два окна) и две при существительных женского рода (две ночи).
Числительные тысяча, миллион, миллиард и т.п. обладают всеми грамматическими признаками имен существительных (род, число, склонение), употребляются и в значении счетных существительных (ср. тысяча извинений, миллион терзаний). В значении числительных эти слова отличаются от существительных.
Числительные тысяча, миллион, миллиард в системе исчисления являются уникальными обозначениями соответствующих чисел, заменяются графически (в письменной речи) равнозначными цифрами (тысяча человек — 1000 человек); входят в составные числительные как равноправные члены (один миллион тысяча рублей); вне сочетания с существительными служат названиями отвлеченных чисел; располагают соответствующими порядковыми числительными (один — первый, тысяча — тысячный, миллион — миллионный); не могут определяться качественными прилагательными, но сами употребляются как количественные определители при существительном, обозначающем единичные предметы (один рубль, миллион рублей и т.п.).
Морфологические особенности количественных числительных тысяча, миллион, миллиард выступают наглядно при сравнении этих числительных с соответствующими счетными существительными. В противоположность числительным, счетные существительные (тройка, четверка, пяток и т.п.) не входят в счетную систему (ср.: три — тройка, четыре — четверка и т.п.); не могут быть переданы графически, цифрами (ср.: 10 яблок — неполный десяток яблок); не выступают в качестве членов составных числительных; в изолированном употреблении имеют предметное значение (ср.: Вот мчится тройка); являются производными от соответствующих числительных (ср.: десятка — десять, сотня — сто и т.п.). Счетные существительные могут определяться прилагательными и управляют родительным падежом существительных, во всех падежах употребление их в роли количественных определителей ограничено лексическим значением существительных (ср.: последний десяток тетрадей, но нельзя сказать «десяток дней»).
Слово один, кроме значения количественного числительного (один километр, одна тонна и т.п.), может иметь значения: 1) имени существительного (Один в поле не воин); 2) местоимения-прилагательного (Мы с ним окончили один («тот же самый») институт); 3) неопределенного местоимения (Мы встречались в одном («каком-то») доме); 4) ограничительной частицы со значением «только», «лишь» (Стишки для вас одна забава) (П.). Форма одни в значении числительного употребляется в сочетании с существительными, имеющими форму только множественного числа (одни ножницы, одни сутки и т.п.). В сочетаниях со словами, имеющими ед. и мн. число, форма одни имеет значение ограничительной частицы или неопределенного местоимения: В кладовых у него одни мыши (А.Н. Т.); Одни ученые соглашаются, другие возражают. Со словами, обозначающими парные предметы, форма одни выступает как в первом, так и во втором из указанных значений: У меня одни (числительное) перчатки и одно кашне; В кармане одни (частица) перчатки, а кашне нет.
Количественные числительные два и полтора имеют родовые различия только в форме именительного и винительного падежа (два листа, две страницы; полтора дня, полторы недели).
Слова оба (мужского и среднего рода) и обе (женского рода) имеют формы рода, что сближает их с прилагательными. По значению слова оба и обе близки к количественным числительным два и две, обозначая одно и то же количество. Однако основным значением слова оба (обе) является не обозначение количества, а лишь указание на количество — «и тот, и этот», что сближает это слово с местоимением и исключает синонимические отношения оба (обе) и два (две). Слова оба и обе не входят в счетную систему, не являются членами составных числительных, не имеют соответствующих порядковых числительных. Отнесение слова оба (обе) к собирательным числительным условно в связи со следующими особенностями этих слов: 1) наличием рода (ср. двое, трое — оба, обе), 2) управлением существительного в форме род. п. единственного числа (ср.: двое мальчиков, но оба мальчика), 3) несочетаемостью с существительными, употребляемыми только во множественном числе (ср. двое ножниц), но нельзя сказать «оба (обе) ножницы», 4) отсутствием соответствующего количественного числительного (ср.: двое мальчиков — два мальчика, но только — оба мальчика).
Категория одушевленности и неодушевленности морфологически выражается только в числительных два, три, четыре: при этих числительных в сочетании с именами существительными, обозначающими одушевленные предметы, винительный падеж совпадает по форме с родительным падежом (ср.: принес три стула — принес трёх щенков).
Источник