- Приставочный способ образования слов. Примеры
- Приставка — словообразовательная морфема
- Как определить приставочный способ словообразования?
- Приставочный способ образования глаголов
- Приставочный способ образования существительных
- Приставочный способ образования прилагательных
- Префиксальный способ образования местоимений
- Приставочный способ и наречия
- Merelenko-su.uCoz.ru. Способы словообразования Приставочный (предыстория) Суффиксальный (серебряный) Бессуффиксный (поиск) Приставочно-суффиксальный (безвкусица) — презентация
- Похожие презентации
- Презентация на тему: » Merelenko-su.uCoz.ru. Способы словообразования Приставочный (предыстория) Суффиксальный (серебряный) Бессуффиксный (поиск) Приставочно-суффиксальный (безвкусица)» — Транскрипт:
Приставочный способ образования слов. Примеры
Приставочный способ образования — это создание новых слов той же части речи с помощью приставки (лететь — при лететь, владелец — со владелец). Приставочный способ является продуктивным морфологическим способом образования глаголов, существительных, прилагательных, наречий.
Морфологический способ образования слов активно пополняет лексический запас русского языка на базе непроизводных и производных слов с помощью разных морфем и их сочетаний. С точки зрения, какая морфема или их сочетание участвовали в появлении новой лексемы, различают ряд способов словообразования:
- приставочный, или префиксальный;
- суффиксальный;
- приставочно-суффиксальный;
- постфиксальный;
- приставочно-постфиксальный
Приставка — словообразовательная морфема
Приставочный, или префиксальный, способ образования слов состоит в том, что к исходной (мотивирующей) лексеме присоединяется приставка, или префикс.
Лингвистический термин «префикс» (лат. praefixum учи ть → вы учить
Образуя новое слово, приставка вносит в него новый смысл или оттенок значения. Особенно это ярко проявляется в словообразовании глаголов.
Сравним:
- бежать → у бежать;
- бежать → при бежать;
- бежать → от бежать;
- бежать → с бежать;
- бежать → на бежать и т. д.
Приставка изменяет лексическое значение исходного слова.
Сравним:
- ходить → вы ходить;
- ходить → в ходить.
Как определить приставочный способ словообразования?
Выполняя словообразовательный разбор, некоторые учащиеся, отметив в морфемном составе исследуемого слова наличие приставки, ошибочно считают, что оно образовано приставочным способом:
- лечение — из лечение;
- стройка — пере стройка;
Но это не всегда так. Приставка могла присоединиться к слову раньше, на предыдущей ступеньке словообразования. Понаблюдаем:
- лечить → из лечить → излеч ени е;
- строить → пере строить → перестрой к а.
Как видим, при наличии приставки в составе слов можно легко спутать приставочный и суффиксальный способ образования.
Чтобы этого не произошло, установим некоторые закономерности приставочного способа словообразования.
- При словообразовательном анализе слова с приставкой ищем к нему ближайшую однокоренную лексему с приставкой. Если такой нет, значит, производное слово образовано приставочным способом.
- Приставочный способ продуктивен в образовании слов одной и той же части речи. Отметим, что не происходит смены части речи производного слова, как это бывает при суффиксальном и других морфемных способах словообразования.
Рассмотрим подробнее, в образовании слов каких частей речи используется приставка.
Приставочный способ образования глаголов
В русском языке приставочный способ является наиболее продуктивным в образовании глаголов. От слов этой части речи с помощью различных приставок образуется множество глаголов. Приставки обозначают различные оттенки действия, уточняют характер их протекания, образуют от бесприставочных глаголов несовершенного вида глаголы совершенного вида.
Примеры:
- седлать → о седлать;
- знать → у знать;
- ждать → подо ждать;
- моргать → за моргать;
- чертить → на чертить;
- кликнуть → вос кликнуть;
- чувствовать → по чувствовать;
- видеть → пред видеть;
- быть→ при быть;
- звать → со звать.
Почти от каждого глагола с участием различных приставок можно создать новые слова.
Приставочный способ образования существительных
С помощью приставки образуются ряд существительных от однокоренных слов этой части речи.
Примеры:
- текст → под текст;
- общество → со общество;
- дедушка → пра дедушка;
- звук → при звук;
- город → при город;
- мрак → су мрак.
Множество существительных с противоположным значением образует приставки не-, без-/бес-:
- друг → не друг (враг);
- правда → не правда (ложь);
- счастье → не счастье (горе);
- приятель → не приятель (противник);
- удача → не удача (провал);
- порядок → бес порядок.
- звук → ультра звук;
- агент → контр агент;
- компенсация → де компенсация;
- ориентация → дез ориентация;
- континент → суб континент.
Приставочный способ образования прилагательных
Приставка, присоединяясь к имени прилагательному, образует новое слово этой же части речи.
Примеры:
- громкий → сверх громкий;
- удалый → раз удалый:
- огромный → пре огромный.
Смысловые приставки при- и пре- вносят в значение производных прилагательных дополнительные оттенки значения:
1. нахождение поблизости, рядом с чем-нибудь:
- полярный → при полярный;
- арктический → при арктический;
2. усиление признака, повышенная степень качества:
- злой → пре злой;
- странный → пре странный;
- толстый → пре толстый.
Иноязычные приставки, присоединяясь к прилагательным, образуют новые слова:
- атлантический → транс атлантический;
- тропический → суб тропический;
- моральный → а моральный;
- общественный → анти общественный.
Префиксальный способ образования местоимений
Префиксы образуют неопределенные и отрицательные местоимения:
- кто → не кто;
- что → ни что;
- какой → ни какой;
- чей → ни чей;
- сколько → не сколько;
- что → кое -что;
- кто → кое -кто.
Приставочный способ и наречия
С помощью приставки от относительных наречий образуются неопределенные и отрицательные наречия:
- когда → не когда;
- где → не где;
- как → ни как;
- откуда → ни откуда:
- куда → кое -куда;
- когда → кое -когда.
Префиксальным способом образованы наречия от слов этой же части речи:
- нельзя → до нельзя;
- вне → во вне;
- ныне → до ныне;
- даром → за даром;
- всегда → на всегда;
- совсем → на совсем;
- пополам → на пополам;
- ныне → от ныне;
- прочь → на прочь.
Источник
Merelenko-su.uCoz.ru. Способы словообразования Приставочный (предыстория) Суффиксальный (серебряный) Бессуффиксный (поиск) Приставочно-суффиксальный (безвкусица) — презентация
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемВладлена Чвырева
Похожие презентации
Презентация на тему: » Merelenko-su.uCoz.ru. Способы словообразования Приставочный (предыстория) Суффиксальный (серебряный) Бессуффиксный (поиск) Приставочно-суффиксальный (безвкусица)» — Транскрипт:
2 Способы словообразования Приставочный (предыстория) Суффиксальный (серебряный) Бессуффиксный (поиск) Приставочно-суффиксальный (безвкусица) Сложпение (самолет) Аббревиация (ГИБДД) Переход части речи в другую (больной) Слияние (легкорастворимый)
3 ПРЕ — / ПРИ — Например: Припре Прибить, премудрый Кроме слов, которые не употребляется без приставки (президент, прелюдия, приближается).
4 ВЫ — Например: Выиграть, выбить Если употребляется без ВЫ-.
5 НЕ — / НИ — Например: Некто, нечто, никогда, никто Некрасивый, неброский
6 КОЕ — Например: Кое-как, кое-кто.
7 Отсеки приставку – останется производящее слово останется производящее слово (слово употребляется без приставки). Например: облачный без
8 -ЕНИ-, -АНИ- -АЦИ- -ОСТЬ-, -ТЕЛЬ- Например: Название, продолжпение мудрость, выключателль, провокация
9 Запомни! –ость Существителльные с суффиксом –ость, образованные от прилагателльных Близорукий Закиный ость ость близорукость закиность –телль Существителльные с суффиксом –телль, образованные от глагола Учить Выключать телль телль учителль выключателль
10 Отглагольные существителльные Например: Отдать – отдача Усмехаться – усмешка Разведывать – разведка Подпирать — подпорка
11 Прилагателльные от существителльных Например: ян Серебро – серебряный ин Лебедь – лебединый энн Камень – камэнный энн Торжество – торжествэнный он Революция — революционый
12 Наречия на –О и –Е Например: о Медлэнный – медлэнно е Певучий – певуче о Беспощадный — беспощадно
13 Глаголы несовершэнного вида Например: Закрыть — закрывать Вынудить – вынуждают Полить – поливать
14 Глаголы с возвратным суффиксом –СЯ -СЯ = СЕБЯ Например: Знакимить – знакимиться Учить — учиться Умывать – умываться Нельзя: стираться, убираться в доме (!) Нельзя: стираться, убираться в доме (!)
15 Существителльные, обозначающие женский пол, образуются от существителльных, обозначающих мужской пол. Например: Ученик — ученица Сообщник – сообщница Актер — актриса
16 Существителльное, от глагола или прилагателльного (со значпением действия или качества) Например: Широкий – ширь Глубокий – глубь Выходить – выход Ударять — удар
17 Подбородок Пододеяльник Приморский Собеседник Созвездие Подоконик Подберезовик Безбилетный Совремэнный Подорожник Сверяйте лексическое значпение! Сверяйте лексическое значпение! Слова, образованные приставочно-суффиксальным способом, без приставки не употребляются!
18 Образуются наречия: По- + -ому -ему (по-весэннему, по-доброму) По- + -скидки -и (по-дружески, по-заячьи) В- во- + -ых -их (во-первых, в-третьих) Из- до- + с- + -а (издавна, снова, слева) В- на- за- + -о,-е (направо, засветло, вначале)
19 Как определить способ словообразования
20 1. Поставить исследуемое слово в начальную форму. Окончания в словообразовании не участвуют!
21 2. Найти слово, объясняющее лексическое значпение данного, самое близкое ему по строению: Например: зимний (тот, что связан с зимой); домик (маленький дом); перебежать (бежать с одного места на другое); подоконик (то, что под окном)
22 3. Выделить только предыдущую ступень словообразователльной цепочки. В исследуемом слове должна быть выделена только та морфема (морфемы), которые участвуют в словообразовании. Например: Пароходный = пароход + н Близорукость = близорукий + ость Приходящий = приходить + ящ Завязанный = завязать + ан + н
23 Укажите способ образования слова НАГРУЗКА Им. п. – нагрузка Сущ., образованное от глагола (обозначает действие). «нагрузить» чем-либо Сравниваем слова «нагрузить» и «нагрузка». Прибавился суффикс –к-. Суффиксальный способ.
24 Укажите способ образования слова ИЗЫСКАННОСТЬ Им. п. – изысканность Сущ., образованное от прилагателльного (обозначает качество). Это качество «изысканного» чего- либо Сравниваем слова «изысканный» и «изысканность». Прибавился суффикс –ость-. Суффиксальный способ.
25 Укажите способ образования слова ДОЗНАТЬСЯ Глагол, образовался от «знать» Без приставки ДО- употребляется, но приобретает другое значпение «дружить, быть знакимым». Без суффикса –ся не употребляется, значит приставка присоединилась вместе с суффиксом. Приставочно-суффиксальный способ.
26 Определите способ словообразования Прислониться Обновлпение Дрожь Медлэнно Подружиться Работоспособность Ужинать Безнравствэнный Бездушный Рассказ 1. Суффиксальный 2. Бессуффиксный 3. Приставочный 4. Приставочно- суффиксальный
27 Определите способ словообразования Присмотреться Конькобежец Вбежав Добропорядочность Пешеход Недостаточно По-немецки Приволье Плащ-палатка громкоговорителль 1. Приставочный 2. Суффиксальный 3. Приставочно- суффиксальный 4. Сложпение 5. Сложпение с суффиксацией
28 Разбейте слова на группы в соответствии со способом образования: регулировщица рокот ежегодник отголосок раскланяться изредка отягчить сотрудник трогателльный протрубить обтесать прикоснуться 1. Приставочный 2. Суффиксальный 3. Приставочно- суффиксальный 4. Сложпение 5. Сложпение с суффиксацией
29 Разбейте слова на группы в соответствии со способом образования: 1. Приставочный 2. Суффиксальный 3. Приставочно- суффиксальный 4. Сложпение 5. Сложпение с суффиксацией прикосновпение расступиться ступенчатый постройка замарашка лепет морщина озарпение опека промысел проржаветь пририсовать соблазн
30 Проверка: Приставочный Раскланяться Протрубить Обтесать Прикоснуться Проржаветь Пририсовать Суффиксальный Регулировщица Ежегодник Трогателльный Прикосновпение Ступенчатый Постройка Замарашка Морщина Озарпение Приставочно- Суффиксальный Отголосок Изредка Отягчить Сотрудник Расступиться Бессуффиксный Лепет Опека Промысел Рокот Соблазн
32 Варианты заданий 1. Определите способ образования слова (указано слово). 2. Из предложений (предложения указаны) выпишите слово, образованное способом (назван способ)
33 Из предложения 21 выпишите слово, образованное приставочно- суффиксальным способом. 21 ) Мало кто знает о человеке, который равен подвигом своим Христу, который ходил «по воде, аки посуху». Ответ: посуху Наречие Образовано от прил. сухой с приставкой по- и суффиксом –у.
34 Из предложения 21 выпишите слово, образованное приставочно- суффиксальным способом. (21) После этого они снова ищут работы: то ли сухой травы принести, то ли за водой сходить… Ответ: снова Наречие Образовано от прил. новый с приставкой с- и суффиксом –а.
35 Из предложений выпишите слово, образованное приставочно- суффиксальным способом. (13) В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец. (14) А как же Пушкин? (15) Какая непоправимая и бессмыслэнная гибель… Ответ: бессмыслэнная Прилагателльное Образовано от сущ. смысл с приставкой бес- и суффиксом –энн. (без приставки не существует)
36 Из предложений выпишите слово, образованное бессуффиксным способом. (26) Исцарапали весь замок. (27) Этажерка с книгами, поверхность стола, постелль – все носило на себе свежие следы обыска. (28) Белье было сложено аккуратно, но не в том порядке, в каким оставила его Машенька, уходя из дому. Ответ: обыск Существителльное со значпением действия. Образовано от глаг. обыскивать.
37 Из предложений выпишите слово, образованное бессуффиксным способом. (3) У меня был трудно болен сын, и мы сбились с ног в поисках одного редкого лекарства. (4) Его нигде не было. (5) Гайдар подошёл к телефону и позвонил к себе домой. Ответ: поиск Существителльное со значпением действия. Образовано от глаг. поискать.
38 Из предложений выпишите слово, образованное приставочно- суффиксальным способом. (12) Сосредоточьтесь на нем! (13) И пусть никто не заметит вашего плохого настроения, глядишь и оно станет получше. (14) Вы распрямите не только плечи, вы и внутрэнне распрямитесь. Ответ: распрямите Глагол в повелителльном наклонении. Образовано от прил. прямой с приставкой рас- и суффиксом –и. (без приставки не существует)
39 Укажите способ образования слова РАЗМЫШЛЕНИЯМИ Им. п. – размышлпение Сущ., образованное от глагола (обозначает действие). «размышлять» Сравниваем слова «нагрузить» и «нагрузка». Прибавился суффикс –пение-. Суффиксальный способ.
40 Укажите способ образования слова ПЕРЕДЕЛЫВАЕТ Им. п. – переделывать Глагол несов. в. Образовался от глаг. сов. в. «переделать» Прибавился суффикс –ыва- Суффиксальный способ.
41 Укажите способ образования слова НЕИЗМЕННЫМ Им. п. – неизмэнный Прил., образованное от глагола «изменять» Прибавилась частица не и суффикс –н-. Приставочно-суффиксальный способ (без не- не употребляется)
43 Из предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (26) Сейчас, конечно, не художествэнная литература формирует наш языковой вкус. (27) Тон задают теперь в первую очередь телевидпение и радио. (28) Это касается и произношения звуков, и ударения, и интонации. (29) А совремэнным дикторам нравится американская интонация. 1
44 Укажите способ образования слова ОТДАЧА 2
45 Укажите способ образования слова ЗАКОНОМЕРНОСТЬ 3
46 Укажите способ образования слова ОБНОВЛЕНИЕ 4
47 Из предложения 11 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (11) В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника – ему искусство нужно для поддержания собствэнного духа, для укрепления собствэнной веры в добро, правду, красоту. 5
48 Укажите способ образования слова ОЖИДАНИЕ 6
49 Из предложений 7 – 8 выпишите слова, образованные приставочным способом. (7)Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. (8) Тот же самый орёл, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такий спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет. 7
50 Из предложений 7 – 9 выпишите слово, образованное приставочным способом. (7) Слышишь, видишь, читаешь такие – и хочется снова и снова бить в набат, взывать, умолять, уговаривать: БЕРЕГИСЬ КАНЦЕЛЯРИТА! (8) Это – самая распространённая, самая злокачествэнная болезнь нашей речи. (9) Когда-то редкостный знаток русского языка и чудодей слова Корней Иванович Чуковский заклеймил её точным, убийствэнным названием. 8
51 Из предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (3) На освещэнном мощными огнями теплоходе. (4) И в этом туманном мире возникли усталые созвездия… (5) Я вышел из рубки на крыло мостика. 9
52 Из предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (12) Сплетник вынужден был осторожничать. (13) В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец. (14) А как же Пушкин? (15) Какая непоправимая и бессмыслэнная гибель… 10
53 Проверьте ответы: 1. Совремэнный 2. Суффиксальный 3. Суффиксальный 4. Суффиксальный 5. Собеседник 6. Суффиксальный 7. Выступает, вышел 8. Заклеймил 9. Созвездия 10. Бессмыслэнная
55 Из предложений выпишите слово, образованное приставочным способом. (6) Телевизор вырабатывает пассивность! – горячился фермер. – (7) Вы только подумайте, мои дочери, вместо того чтобы упражняться на скрипке или фортепиано, вместо того чтобы читать и развивать свое воображпение, вместо того чтобы коллекционировать бабочек или лекарствэнные травы, вместо того чтобы вышивать, видят целыми вечерами, уставившись в это серое пятно. 1
56 Из предложения 12 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом. (12) На ней мы сидели по вечерам и слушали бесконечные охотничьи истории или рассказы о разрытых кладах в старых крепостях. 2
57 Из предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (17) Из глубины истории идет и увлечпение алхимией, долгое время остававшейся попечителльницей химического знания. (18) Идея телепатического общения оказалась в поле внимания ряда наших выдающихся соотечествэнников, заинтриговав В. Бехтерева и К. Циолковского. (19) А известный химик А. Бутлеров в сотрудничестве с писателем С. Аксакивым даже издавал журнал «Ребус», в котором находили приют телепаты и спириты. 3
58 Из предложений выпишите глагол, который образован суффиксальным способом. (3) Я видел Плещеево — озеро около Переславля- Залесского. (4) И озеро Пацкуаро в Мексике. (5) и озеро Синевир в Карпатах. (6) Пюхяярве может своей красотой потягаться и с Пацкуаро, и с Синевиром. (7) Нам было жать расставаться с Пюхяярве, и, когда наступил день отъезда, мы пришли попрощаться с озером. 4
59 Из предложения 5 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (5) Но не такив удел, и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, — всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных раздроблэнных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога, и крепкою силою неумолимого резца, дерзнувшего выставить их выпукло и ярко на всенародные очи! 5
60 Из предложения 7 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (7) Между тем у меня была душа своя, и я знал о ней с очень далекого времени, почти с детства, когда проливал потихоньку слезы о том, что я вышел на свет не такий, как все. 6
61 Из предложения 9 выпишите слово, образованное приставочным способом. (9) Но закины сравнимы по самому главному – по возможности предсказания нового, предвидения неизвестного. 7
62 Из предложения 17 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (17) Глаза его были открыты, но взор бродил где- то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы. 8
63 Из предложений выпишите слово, образованное приставочным способом. (4) Нелепость такиго «трезвого размышления» очевидна для любого человека, который хоть раз оказывался под пулями. (5)Я на всю жизнь запомнил свой первый бой. 9
64 Из предложения 6 выпишите слово, образованное приставочно- суффиксальным способом. (6) Можно стать безжалостным, но как возможно, познавши истину, отбросить её? 10
65 Ответы 1. Подумайте 2. Рассказы 3. Соотечествэнников 4. Расставаться 5. Неумолимый 6. Потихоньку 7. Неизвестного 8. Прибрежные 9. Помнил 10. Безжалостным
Источник