- Понятие о предварительно напряженных железобетонных конструкциях
- Схемы работы элементов под нагрузкой
- Способы создания предварительного напряжения
- Предварительное напряжение стержневой и канатной арматуры в железобетонных конструкциях
- О ТЕХНОЛОГИИ
- ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ПРЕДНАПРЯЖЕНИЯ арматурных канатов
- Элементы системы преднапряжения стержневой арматуры SAS
- Элементы системы преднапряжения стержневой арматуры DYWIDAG
- ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕДНАПРЯЖЕНИЯ В МОНОЛИТНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
- УСЛУГИ
- Преднапряженная арматура в бетоне: особенности производства и применения
- Особенности изготовления
- Требования к арматуре
- Рекомендации по бетону
- Преимущества и недостатки материала
- Применение в строительстве
Понятие о предварительно напряженных железобетонных конструкциях
Основными достоинствами железобетона являются: высокая прочность, огнестойкость, долговечность, простота формообразования. Бетонная балка (рис. ниже), испытывающая при изгибе растяжение ниже нейтральной оси и сжатие выше нее, имеет низкую несущую способность вследствие слабого сопротивления бетона растяжению. При этом прочность бетона в сжатой зоне используется не полностью. В связи с этим неармированный бетон не рекомендуется применять в конструкциях, предназначенных для работы на изгиб или растяжение, так как размеры таких элементов были бы непомерно большими.
Бетонные конструкции применяют преимущественно при их работе на сжатие (стены, фундаменты, подпорные сооружения, устой и др.) и только иногда при работе на изгиб при малых растягивающих напряжениях, не превышающих предела прочности бетона при растяжении.
Железобетонные конструкции, усиленные в растянутой зоне арматурой, обладают значительно более высокой несущей способностью. Так, несущая способность железобетонной балки (рис. ниже) с уложенной внизу арматурой в 10-20 раз больше, чем несущая способность бетонной балки таких же размеров. При этом прочность бетона в сжатой зоне балки используется полностью.
Схемы работы элементов под нагрузкой
В качестве арматуры применяют стальные стержни, проволоки, прокатные профили, а также стекловолокно, синтетические материалы, деревянные бруски, бамбуковые стволы.
Конструкции армируют не только при их работе на растяжение и изгиб, но и на сжатие (рис. выше). Поскольку сталь имеет высокое сопротивление растяжению и сжатию, включение ее в сжатые элементы значительно повышает их несущую способность. Совместная работа таких различных по свойствам материалов, как бетон и сталь, обеспечивается следующими факторами:
- сцеплением арматуры с бетоном, возникающим при твердении бетонной смеси; благодаря сцеплению оба материала деформируются совместно;
- близкими по значению коэффициентами линейных температурных деформаций (для бетона 7·10 -6 -10·10 -6 1/град, для стали 12·10 -6 1/град), что исключает появление начальных напряжений в материалах и проскальзывание арматуры в бетоне при изменениях температуры до 100 °С;
- надежной защитой стали, заключенной в плотный бетон, от коррозии, непосредственного действия огня и механических повреждений.
Особенностью железобетонных конструкций является возможность образования трещин в растянутой зоне при действии внешних нагрузок. Раскрытие этих трещин во многих конструкциях в стадии эксплуатации невелико (0,1-0,4 мм) и не вызывает коррозии арматуры или нарушения нормальной работы конструкции. Однако имеются конструкции и сооружения, в которых по эксплуатационным условиям образование трещин недопустимо (например, напорные трубопроводы, лотки, резервуары и т. п.) или ширина раскрытия должна быть уменьшена. В этом случае те зоны элемента, в которых под действием эксплуатационных нагрузок появляются растягивающие усилия, заранее (до приложения внешних нагрузок) подвергают интенсивному обжатию путем предварительного натяжения арматуры. Такие конструкции называют предварительно напряженными. Предварительное обжатие конструкций выполняют в основном двумя способами: натяжением арматуры на упоры (до бетонирования) и на бетон (после бетонирования).
В первом случае перед бетонированием конструкции арматуру натягивают и закрепляют на упорах или торцах формы (рис. ниже). Затем бетонируют элемент. После приобретения бетоном необходимой прочности для восприятия сил предварительного обжатия (передаточная прочность) арматуру освобождают от упоров и она, стремясь укоротиться, сжимает бетон. Передача усилия на бетон происходит благодаря сцеплению между арматурой и бетоном, а также посредством специальных анкерных устройств, находящихся в бетоне конструкции, если сцепления недостаточно.
Во втором случае сначала изготовляют бетонный или слабоармированный элемент с каналами или пазами (рис. ниже). При достижении бетоном требуемой передаточной прочности в каналы (пазы) заводят арматуру, натягивают ее с упором натяжного приспособления на торец элемента и заанкериваюг. Таким образом, бетон оказывается обжатым. Для создания сцепления арматуры с бетоном в каналы инъектируют цементный или цементно-песчаный раствор. Если напрягаемая арматура располагается на наружной поверхности элемента (кольцевая арматура трубопроводов, резервуаров и т. п.), то навивка ее с одновременным обжатием бетона производится специальными навивочными машинами. После натяжения арматуры на поверхность элемента наносят торкретированием защитный слой бетона. Натяжение арматуры может производиться механическим, электротермическим, комбинированным и физико-химическим способами.
Способы создания предварительного напряжения
а — натяжение на упоры; б — натяжение на бетон; I — натяжение арматуры и бетонирование элемента; II, IV — готовый элемент; III — элемент во время натяжения арматуры; 1 — упор; 2 — домкрат; 3 — анкер
При механическом способе арматуру натяг ивают гидравлическими или винтовыми домкратами, намоточными машинами и другими механизмами. При электротермическом способе арматуру нагревают электрическим током до 300-350 °С, заводят в форму и закрепляют на упорах. В процессе остывания арматура укорачивается и получает предварительные растягивающие напряжения. Комбинированный способ натяжения сочетает электротермический и механический способы натяжения арматуры, осуществляемые одновременно. При физико-химическом способе натяжение арматуры достигается в результате расширения бетона, приготовленного на специальном напрягающем цементе (НЦ), в процессе его гидротермической обработки.
Арматура, заложенная в бетоне, препятствует увеличению его объема и растягивается, а в бетоне возникают сжимающие напряжения. Натяжение арматуры на упоры производится механическим, электротермическим или комбинированным способами, а на бетон — только механическим способом.
Основное достоинство предварительно напряженных конструкций — высокая трещиностойкость. При загружении предварительно напряженного элемента внешней нагрузкой в бетоне растянутой зоны погашаются предварительно созданные сжимающие напряжения и только после этого возникают растягивающие напряжения. Чем выше прочность бетона и стали, тем большее предварительное обжатие можно создать в элементе.
Применение высокопрочных материалов позволяет сократить расход арматуры на 30-70% по сравнению с ненапрягаемым железобетоном. Расход бетона и масса конструкции при этом также снижаются. Кроме того, высокая трещиностойкость предварительно напряженных конструкций повышает их жесткость, водонепроницаемость, морозостойкость, сопротивление динамическим нагрузкам, долговечность.
К недостаткам предварительно напряженного железобетона следует отнести то, что процесс составляет значительную трудоемкость изготовления конструкций. Помимо этого создается необходимость в использовании специального оборудования и рабочих высокой квалификации.
Напряженно-деформированные состояния предварительно напряженных элементов после образования трещин в бетоне растянутой зоны сходны с элементами без предварительного напряжения.
Источник
Предварительное напряжение стержневой и канатной арматуры в железобетонных конструкциях
Принципиальные схемы систем преднапряжения стержневой арматуры и арматурных канатов «на бетон».
О ТЕХНОЛОГИИ
Преднапряженный бетон – строительный материал способный выдержать высокие нагрузки на прогиб. Достигаются эти уникальные свойства путем натяжения части или всех задействованных в работе арматурных канатов во время изготовления железобетонной конструкции.
Существует два основных способа создания предварительного напряжения.
Первый способ называется «на упоры»: напрягаемая арматура натягивается и фиксируется на специальной несущей раме, имеющей большую жесткость. После бетонирования и набора бетоном необходимой прочности происходит обрезка или расклинка натянутой арматуры. Этот способ характерен для изготовления сборных железобетонных элементов на ЖБИ заводах, с которых транспортируется на строительную площадку.
Компания «ПСК-Строитель» использует второй, более современных способ, применяемый в монолитном строительстве, который называется «на бетон». При таком способе существенно экономятся расходы на транспортировку, так как железобетонная конструкция формируется на строительной площадке, на объект доставляются только материалы и элементы систем. В качестве основных напрягаемых элементов мы предлагаем использовать канатную и/или стержневую арматуру.
ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ПРЕДНАПРЯЖЕНИЯ арматурных канатов
Элементы системы преднапряжения стержневой арматуры SAS
Элементы системы преднапряжения стержневой арматуры DYWIDAG
- Гладкая высокопрочная арматура DYWIDAG
- Высокопрочная арматура винтового профиля DYWIDAG
- Соединительная муфта DYWIDAG
- Глухой анкер для системы без сцепления с бетоном DYWIDAG
- Тяжной анкер для системы без сцепления с бетоном DYWIDAG
- Глухой анкер для системы со сцеплением с бетоном DYWIDAG
- Тяжной анкер для системы со сцеплением с бетоном DYWIDAG
ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕДНАПРЯЖЕНИЯ В МОНОЛИТНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
- Создание пролетов более 8 метров
- Сокращение толщины перекрытия и/или балки
- Увеличение чистой высоты помещения
- Снижение прогибов
- Снижение нагрузок от собственного веса на вертикальные конструкции и фундаменты
- Повышение трещиностойкости
- Увеличение прочности и срока эксплуатации
- Снижение расхода материалов
- Снижение стоимости конструкции
УСЛУГИ
Обеспечиваем полный комплекс услуг по устройству преднапряжения в построечных условиях.
Источник
Преднапряженная арматура в бетоне: особенности производства и применения
Традиционные железобетонные элементы иногда заменяются в строительстве более прочными аналогами, тоже выполненными из железобетона, но предварительно напряжёнными. Результатом становится улучшение характеристик и расширение функциональности материала. Благодаря особой технологии производства, преднапряженная арматура в бетоне лучше защищает материал от деформаций, дольше служит и может применяться для конструкций большого размера.
Особенности изготовления
Прочность бетона повышают с помощью арматуры, которая может быть ненапрягаемой и напрягаемой. Однако первый вариант представляет собой пассивное армирование бетона, не защищающие конструкции от изгибающих и особенно динамических нагрузок. Обеспечить более эффективную защиту позволяет растягивание арматурной стали в железобетонном изделии и её избавление от натяжения в процессе застывания бетонного раствора. Сжимаясь, арматура влияет на железобетон, увеличивая предел его растяжимости, благодаря суммированию двух деформаций – предсжатия и растяжения.
Существует 3 способа натяжения арматуры.
- Механический – напряжение арматуры с помощью винтовых или гидравлических домкратов.
- Электротермический – применяется электроток, с его помощью стальные пруты разогреваются и удлиняются.
- Электротермомеханический – это одновременное применение механического и электротермического способа.
Требования к арматуре
В роли преднапряженной необходимо использовать классы арматуры с высокой прочностью и незначительной текучестью. С учётом небольших потерь преднапряжения при изготовлении железобетонных конструкций значение этого показателя устанавливается выше. Распространённые виды арматуры – холоднодеформированная и горячекатаная упрочнённая, арматурная проволока, сварные каркасы и канаты. Профиль арматурных элементов может быть периодическим и гладким. Какую арматуру использовать для армирования, зависит от того какую роль она играет в железобетонной конструкции.
- Напряженная арматура. Располагается в продольном направлении. Применяют горячекатаную и термомеханически упрочнённую арматуру класса А800, А600 и А1000 периодического профиля, холоднодеформированную сталь класса Вр1200 до Вр1500, а так же канатную К1400, К1500 (К-7, К-19).
- Ненапрягаемая. Она укладывается поперек продольной. Используют арматуру класса А500С, В500С, А1 (А240), А400, А300 и арматурную проволоку Вр-1.
Напрягаемая арматура должна быть в виде цельных стержней.
Рекомендации по бетону
Для создания предварительно напряженных конструкций применяются бетоны с такими характеристиками:
- плотность в пределах 2200–2500 кг/куб. м;
- класс прочности на осевое растяжение – не меньше 0,8;
- уровень прочности – не меньше 250–260 кг/кв. см (класс B20);
- марка водонепроницаемости – W2 и выше;
- морозостойкость – не ниже F50.
Какой класс бетона использовать зависит от класса напрягаемой арматуры. При отсутствии необходимых данных о бетоне, его класс можно определить спустя 28 дней после его заливки.
Преимущества и недостатки материала
Причинами использования предварительно напряжённого железобетона могут стать такие преимущества армированных конструкций:
- высокий уровень защиты материала от образования трещин и коррозии – важный параметр для сооружений, постоянно находящихся в контакте с водой;
- уменьшение сечения и веса железобетона в пределах 30%;
- снижение расхода стальной арматуры на 40%;
- повышение сопротивления динамическим нагрузкам;
- увеличение огнестойкости построек;
- повышение эксплуатационного срока конструкций – особенно, при использовании сборно-монолитных блоков.
Кроме плюсов, у конструкций с применением предварительного напряжения есть и несколько серьёзных минусов. В том числе – сложность контроля армирования готовых элементов, трудоёмкий процесс изготовления и необходимость привлечения квалифицированных мастеров. Вес конструкций увеличивается по сравнению с железобетоном, изготовленным по традиционной технологии, но этот недостаток устраняется использованием пустотных конструкций и лёгких заполнителей.
Применение в строительстве
Предварительно напряжённый железобетон применяют в разных сферах строительства, изготавливая из него такие объекты:
- высотные башни, в том числе телевизионные;
- перекрытия с большим пролётом производственных и жилых зданий;
- резервуары для очистных сооружений;
- гидротехнические сооружения, в том числе, плотины, каналы и шлюзы;
- мосты с широкими пролётами;
- колонны и столбы электропередач;
- корпуса атомных реакторов и ограждения атомных электростанций.
Из этого же материала изготавливают подпорные стены и ограждающие панели. Подходит он и при необходимости усиления фундаментов зданий и лестничных маршей, построек и помещений, расположенных в сейсмоопасных и взрывоопасных районах. А для дополнительного повышения прочности каркасов зданий и тоннелей пользуются сборно-монолитными конструкциями, собранными из отдельных железобетонных элементов.
Изделия из преднапряжённого железобетона характеризуются большим количеством плюсов, что позволяет широко применять их в строительстве. А недостатки в основном связаны с недостаточным качеством изготовления, и могут компенсироваться ответственным отношением к производству. Чтобы избежать проблем и получить не только повышенную прочность, но и длительный срок эксплуатации, стоит доверять создание таких железобетонных конструкций профессионалам.
Источник