Тема 18. Основы техники гимнастических упражнений
Многие упражнения спортивной, художественной гимнастики и акробатики имеют очень сложную структуру как по содержанию, так и по форме, а следовательно, и технику исполнения.
Структура гимнастического упражнения включает в себя содержание, форму, взаимодействие внешних и внутренних сил, обеспечивающих выполнение упражнения. Структуру упражнения формирует цель, которую преследует гимнаст его выполнением.
Содержание упражнения представляет собой совокупность входящих в него движений, последовательность их выполнения и способности гимнаста, необходимые для этого. В процессе овладения упражнением эти свойства вступают в активное взаимодействие, обеспечивая выполнение поставленной гимнастом или его педагогом двигательной задачи. Она формирует и изменяет структуру упражнения.
Форму гимнастического упражнения образуют положения и движения тела гимнаста и его звеньев в пространстве и во времени, взаимосвязь между способностями гимнаста. Форма тесно связана с содержанием упражнения.
Различают технику гимнастического упражнения и технику исполнения гимнастического упражнения.
Техника гимнастического упражнения – это объективная как по содержанию, так и по форме модель структуры движений (образец, эталон). Она разрабатывается на основе количественного и качественного биомеханического анализа структуры движений, ее морфологического, биохимического, физиологического и психологического обеспечения. Это очень сложная динамическая функциональная система. В ней в функциональное взаимодействие вовлекаются индивидуальные свойства (способности), относящиеся ко всем подструктурам личности гимнаста.
Техника исполнения гимнастического упражнения представляет собой целесообразный способ или совокупность способов управления движениями, обеспечивающими успешное выполнение упражнения или решение конкретно поставленной двигательной задачи.
Выделяют следующие виды техники исполнения упражнения:
а) образцовая – обеспечивающая безукоризненное, близкое к технике выполнение упражнений в условиях спортивной борьбы;
б) индивидуальная – отражает (учитывает) конституциональные, двигательные, функциональные, психологические особенности гимнаста и его опыт.
В основе техники гимнастических упражнений лежат законы механики, анатомо-физиологические и психологические свойства личности гимнаста.
Законы механики объясняют, как в движениях гимнаста перемещаются отдельные звенья и тело в целом под действием внешних и внутренних сил.
Анатомо-физиологические и психологические свойства объясняют, как воспроизводится техника упражнения в движениях гимнаста.
Внутренние силы – силы действующие со стороны одних тел системы на другие (если тело человека рассматривать как систему, то напряжение мышц голеностопа может вызвать подъем костей голени на определенную высоту. Сила мышц голеностотопа по отношению к костям голени будет являться внутренней силой). Разумное использование этих сил облегчает исполнение упражнений. Основную роль играет мышечное напряжение.
Внешними силы – силы со стороны тел, не принадлежащих системе.
По отношению к телу человека это сила тяжести, реакция опоры, сопротивление среды и другие. Внешними силами при выполнении упражнений могут быть; масса тела гимнаста или отдельных его звеньев; сила трения, возникающая при взаимодействии гимнаста со снарядом (с опорой), сопротивление воздуха и др. Эти силы могут, как затруднять, так и облегчить выполнение упражнений. Так, например, действие силы земного притяжения при движении тела гимнаста или отдельных его звеньев из более высокого в более низкое положение по отношению к опоре облегчает выполнение многих упражнений, а движение из низкого в более высокое – затрудняет. Сила трения может затруднять движение и в то же время создает условия для эффективного выполнения упражнения.
При изучении техники гимнастических упражнений наиболее важное значение имеет знание основных законов механики (динамики), поэтому целесообразно их напомнить.
Первый закон (закон инерции). Всякое изолированное от внешних воздействий тело сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения до тех пор, пока внешние силы, а для человека – внутренние силы, не выведут его из этого состояния.
Второй закон (закон силы) говорит о том, что между силой (F) и изменением скорости (ускорением — a) существует прямо пропорциональная зависимость. Это основной закон динамики:
где F — сила, m — масса тела или его отдельного звена, a — ускорение.
Третий закон (закон равенства действия и противодействия). Силы, с которыми действуют друг на друга два тела, всегда равны и направлены по одной прямой в противоположные стороны.
Опираясь на законы механики, можно точно рассчитать все параметры, необходимые для технически точного выполнения сколь угодно сложного упражнения (моменты силы тяжести и инерции, количество движения, траектории общего центра массы тела и его отдельных звеньев, время и др.).
Огромное количество гимнастических упражнений, несмотря на их многообразие, тем не менее, подчиняются общим положениям, что объясняется анатомо-физиологическими особенностями строения человеческого тела. Различают две основные группы упражнений выполняемых на гимнастических снарядах.
Силовые упражнения.
Маховые упражнения.
Каждая из этих групп, в свою очередь, подразделяется на подгруппы, соответствующие специфическим особенностям конкретных упражнений.
Силовые упражнения подразделяются на две подгруппы:
а) статические упражнения;
б) силовые перемещения.
Статические упражнения выполняются в висе и упоре. Трудность этих упражнений зависит от степени необходимого напряжения мышц, также зависит от особенностей условий удержания равновесия в заданной позе. Степень напряжения мышц зависит не только от массы (веса) тела, но и расстояния центра тяжести от оси снаряда.Статические упражнения — это неподвижные позы-висы, упоры, принимаемые гимнастом на снаряде. Трудность этих упражнений весьма разнообразна. Имеются упражнения, как простые, доступные новичку (вис на перекладине, упор на брусьях) и трудные, доступные спортсменам, обладающим значительной физическойсилой.
Силовые перемещения — это медленный переход из одного статического положения в другое. Различают перемещения книзу и кверху. Перемещения книзу считаются более легкими, так как при их выполнении спортсмен движется под действием силы тяжести и должен лишь напряжением мышц сдерживать падение тела, так чтобы оно опускалось достаточно медленно и равномерно (из горизонтального упора на кольцах опускание в горизонтальный вис, из виса на согнутых руках в вис). Гораздо труднее перемещения кверху. В этом случае спортсмен должен подняться на определенную высоту вопреки действию силы тяжести. Силовые упражнения также как и статические упражнения бывают различной трудности, это зависит от ряда причин:
— чем больше расстояние, на которое должен опускаться или подниматься спортсмен, тем труднее упражнение;
— труднее также упражнение при котором для достижения конечной цели гимнаст должен двигаться наименее выгодным способом, например, совершать перемещения прямым телом, а не согнувшись или сгибая ноги;
— упражнения также труднее выполнять, не сгибая руки.
Маховые упражнения — это вращательное движение по полному кругу или по частям. Все вращения связаны с понятием ось. Оси вращения могут бытьдействительными иливоображаемыми(линия между кольцами или параллельными жердями).
По отношению к телу гимнаста оси подразделяются нафронтальную, продольную и. передне-заднюю.
Во фронтальной оси выполняются многие обороты, сальто, махи вперед и назад. Упражнения, в которых используетсяпродольная ось вращения, называютсяповоротами. Почти все повороты служат для усложнения основных упражнений и поэтому вращение вокруг продольной оси, совпадает с вращением другой оси, как правило, с фронтальной (пируэт).
Переднее — задняя ось располагается под прямым углом к фронтальной оси. Она встречается при выполнении переворотов, сальто в сторону,
Одной из важных особенностей маховых упражнений является их инертность. Получив в определенной фазе упражнения, энергию движения гимнаст до определенного момента может перемещаться самостоятельно по инерции, что позволяет в ходе одного упражнения чередовать напряжение мускулатуры с ее расслаблением. Это выгодно отличает маховые упражнения от статических и силовых элементов, делает их экономичными, не столь утомительными. Одним из признаков совершенства техники маховых упражнений является умение гимнаста максимально использовать свойства тела и его звеньев перемещаться по инерции. Однако чисто инерционное движение (один из признаков которого равномерность) в практике встречается редко, при исполнении упражнения на тело гимнаста всегда действуют какие-либо силы, изменяющие его скорость. Например, перемещаясь сверху вниз в висе на перекладине, спортсмен движется все быстрее и быстрее, но во второй половине маха, когда тело начинает подниматься, его скорость падает. Объясняется это в первую очередь действием силы тяжести, которая вначале упражнения сообщает телу энергию движения, а затем отнимает ее. Существенную роль играет сила трения, под ее действием тело гимнаста теряет часть полученной ранее энергии. По этой причине невозможно выполнение такого гимнастического упражнения как большой оборот, не прибегая к активным целенаправленным действиям, а двигаясь лишь по инерции. Чтобы исполнение таких элементов было осуществлено, спортсмен должен использовать в ходе движений определенные физические закономерности. К числу таких закономерностей относятся:
•Угловая скорость.
•Момент инерции.
Угловая скорость — это скорость вращения. Если за одно и тоже время тело гимнаста поворачивается на большое число градусов, то, следовательно, стала больше его угловая скорость.
Выполняя сальто назад прогнувшись и двойное сальто, спортсмен затрачивает примерно одно и тоже время, но во втором случае спортсмен поворачивается дополнительно на 360°, это означает, что его угловая скорость была выше.
Момент инерции тела — это мера его инертности. Чем больше масса тела, тем больше его инертность. Однако величина момента инерции тела зависит не только от массы. Важно и то, как эта ось располагается от оси вращения, и чем дальше она расположена, тем меньше угловая скорость. Величина характеризующая степень удаления масс от оси вращения в механике называется моментом инерции. Это означает, что если гимнаст начинает вращение по сальто в положении прогнувшись, а затем группируется, то скорость его вращения увеличивается. При этом если группировка привела к тому, что момент инерции уменьшился в два раза, то угловая скорость увеличилась в два раза. В применении к гимнастическим упражнениям все сказанное нужно понимать таким образом: если гимнаст во время выполнения любых вращательных движений сгибается или каким-либо другим способом приближает массу своего тела к оси вращения, то он неизбежно изменяет момент инерции своего тела, а, следовательно, и угловую скорость его вращения. Таким образом, при соответствующей подготовке спортсмен может регулировать скорость своего вращения, что в полной степени характеризует его мастерство.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Источник
Тест по гимнастике.8 класс.Физкультура.
Тесты по теме «Гимнастика»
1. Гимнастика — ЭТО.
А) воспитательный процесс для совершенствования двигательных способностей человека, его силы, ловкости, быстроты, выносливости
Б) система методических приемов, применяемых для совершенствования двигательных способностей человека, его силы, ловкости, быстроты, выносливости
В) система специально подобранных физических упражнений, методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармонического физического воспитания и совершенствования двигательных способностей человека, его силы, ловкости, быстроты, выносливости и др. 2. Методы — это.
А) дозировки для применения гимнастических упражнений и других средств гимнастики с целью специально запланированного воздействия на занимающихся
Б) структура применения гимнастических упражнений и других средств гимнастики с целью специально запланированного воздействия на занимающихся
В) способы применения гимнастических упражнений и других средств гимнастики с целью специально запланированного воздействия на занимающихся 3. Классификация видов гимнастики.
А) Оздоровительные, образовательно-развивающие, спортивные
Б) Механические, развивающие, химические
В) Культурные, эстетические
Г) Урочные, тренировочные 4. Средствами гимнастики являются.
А) Тренировочный процесс уделяющее внимание преподавателя
Б) Гимнастические упражнения, музыкальное сопровождение занятий, естественные силы природы, гигиенические процедуры, слова педагога, оказывающие психо-регулирующее воздействие, и др
В) Ключи, гайки, болты
Г) Формы контроля за процессом занятий гимнастики
5. Выбери пропущенное слово? В школе основная. включена в уроки физической культуры, применяется в группах здоровья, общей физической подготовки. На занятиях используется весь арсенал входящих в нее упражнений А) Борьба
6. Выбери пропущенное слово? . гимнастика учитывает особенности организма и психологического склада женщин. При подборе упражнений, методических приемов учитываются прежде всего функции материнства, поэтому специальное внимание обращается на развитие силы, быстроты, выносливости мышц ног, таза, живота и спины.
7. Атлетическая гимнастика — это
А) Прекрасный способ развития быстроты, выносливости и воли, функциональных возможностей организма
Б) Прекрасное средство и метод развития умственной работоспособности
В) Прекрасное средство развития ловкости
Г) Прекрасное средство и метод развития мышечной силы, силовой выносливости и воли, функциональных возможностей организма
8. В него входят: у мужчин — вольные упражнения, упражнения на коне, на кольцах, на брусьях, на перекладине, опорные прыжки; у женщин — опорные прыжки, упражнения на разновысоких брусьях, на гимнастическом бревне и вольные упражнения. Что за вид спорта?
А) Художественная гимнастика
Б) Спортивная акробатика
В) Спортивная гимнастика
9. Основными средствами ее являются упражнения танцевального характера, выполняемые с предметами и без предметов. Также они служат прекрасным средством физического воспитания девочек, девушек и женщин. Сугубо женский вид спорта. Что за вид спорта?
А) Легкая атлетика
Б) Художественная гимнастика
Г) Спортивная гимнастика
10. В этом виде спорта, в котором спортсмены выполняют непрерывный и высокоэффективный комплекс упражнений, включающий сочетания сложнокоординационных ациклических движений, различные по сложности элементы разных структурных групп, а также взаимодействия между партнерами.
А) Спортивная аэробика
Б) Спортивная акробатика
Г) Легкая атлетика
11. Выбери пропущенный текст? Теория гимнастики рассматривает вопросы, связанные с содержанием гимнастики как спортивно-педагогической дисциплины, как предмета . с ее задачами, местом и значением в системе физического и духовного воспитания людей.
А) страшного познания и удара в лоб
Б) познания и практической деятельности
В) познания и умственной деятельности
Г) познания и быть терпеливым 12. Выбери пропущенный текст? Методика преподавания гимнастики является частью . изучает общие основы обучения и воспитания применительно к гимнастике, к отдельным ее видам и группам упражнений.
А) методики нравственного воспитания
Б) спортивной одежды
В) методики физического воспитания
Г) утренней гимнастики 13. Выбери пропущенный текст? Научно-исследовательская и научно-методическая работа по гимнастике может проводиться по всем изучаемым темам, включая особенности питания гимнастов, закаливание, массаж, использование сауны, фармакологических и других восстанавливающих средств, а также . и др.
А) оборудования гимнастических залов, площадок, инвентаря, применение тренажеров, средств ТСО, вычислительной техники
Б) столовой, кухни, ножа, вилки
В) детских площадок, детского инвентаря, применение тренажеров, денежных средств
14. История гимнастики — это…
А) специфическая отрасль знаний, важный раздел науки политической и культурной условии жизни людей
Б) специфическая отрасль знаний, который решает раздел истории физической культуры и общей культуры
В) специфическая отрасль знаний, важный раздел истории физической культуры и общей культуры, наука о закономерностях развития гимнастики в различные исторические эпохи в связи с экономическими, политическими и культурными условиями жизни людей 15. Гимнастическая терминология — это.
А) система терминов для использования правил образования и применения терминов, установленных сокращений и формы записи упражнений
Б) система терминов для краткого и точного обозначения используемых в гимнастике понятий, предметов и упражнений, а также правила образования и применения терминов, установленных сокращений и формы записи упражнений
В) форма рассказа для краткого и точного обозначения используемых в гимнастике понятий, предметов и упражнений
16. Краткое условное наименование какого-либо двигательного действия или другого понятия из этой области человеческой деятельности называют.
17. Какие требования предъявляются к гимнастическим терминам:
А)формированность, развитие, совершенствование
Б)краткость, точность, доступность
В) признательность, отрицательность 18. Выбери способы образования терминов.
А) использование корней слов, б) переосмысление, в) заимствование, г) словосложение, д) присвоение имени первого исполнителя
Б) переосмысление, в) заимствование, г) словосложение
В) а) использование корней слог, б) словосложение, д) присвоение имени первого исполнителя
19. Выбери способы образования терминов.
А) а) использование корней слов, б) переосмысление, в) заимствование, г) словосложение, д) присвоение имени первого исполнителя
Б) а) переосмысление, в) заимствование, г) словосложение
В) а) использование корней слог, б) словосложение, д) присвоение имени первого исполнителя
20. Выбери способы образования терминов.
А) а) использование корней слов, б) переосмысление, в) заимствование, г) словосложение, д) присвоение имени первого исполнителя
Б) а) переосмысление, в) заимствование, г) словосложение
В) а) использование корней слог, б) словосложение, д) присвоение имени первого исполнителя
21. Выбери способы образования терминов.
А) а) использование корней слов, б) переосмысление, в) заимствование, г) словосложение, д) присвоение имени первого исполнителя
Б) а) переосмысление, в) заимствование, г) словосложение
В) а) использование корней слог, б) словосложение, д) присвоение имени первого исполнителя
22. Текстовая сокращенная запись подразделяется на.
А) условную и знаковую
Б) простую и сложную
В) очень простую и очень сложную
Г) моделирующую и программную
23. Расшифруйте смешанную запись и.п.
А) индивидуальный предприниматель
Б) идеальный прыгун
В) исходное положение
24. Расшифруйте смешанную запись о.с.
А) основной стиль
Б) очень серьезный
В) очень сильный
Г) основная стойка
25. Расшифруйте смешанную запись в/ж и н/ж.
А) вьетнамская жаба, вьетнамский жук
Б) верхняя жердь, нижняя жердь разновысоких брусьев
В) верхний желудок, нижний желудок
26. Выбери пропущенное слово? Графическая запись представляет собой . в виде рисунков поз и промежуточных положений гимнаста, выполняющего описываемое упражнение.
27. Конкретная развернутая текстовая запись позволяет полно описать любое гимнастическое упражнение. Принята следующая схема такой записи:
А) 1.Исходное положение.2.Название упражнения. 3.Содержание упражнения
Б) 1.Название упражнения. 2.Исходное положение. 3.Содержание упражнения
В) 1.Содержание упражнения. 2.Исходное положение
28. При несоблюдении правил ТБ на занятиях гимнастикой возможны травмы: повреждение кожи ладоней, мозоли, трещины, растяжения связок, . сотрясение мозга и др.
А) рвоты, удары, улыбка, радость
Б) обрывание волос, облысение, головокружение
В) обрывные переломы, травмы менисков и межпозвоночных дисков, разрывы мышечных волокон, ушибы, вывихи, открытые и закрытые переломы
29. Выбери пропущенный текст? Подготовка мест занятий, качество спортивного инвентаря и оборудования имеют важное значение для повышения мастерства гимнастов и обеспечения их безопасности в процессе.
А) учебных занятий и соревнований
Б) умывания и баньки
В) химических разработок
30. Как называют комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности гимнастов в процессе выполнения упражнений?
31. Комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности, занимающихся физической культурой и спортом называют…
А) Жизненным фактором
Б) Спортивной метрологией
В) Врачебным контролем
32. При выполнении физических упражнений ЭТО помогает учитывать влияние нагрузок на организм и регулировать их.
33. Это выражается в точном и неуклонном подчинении своих действий установленным правилам и требованиям долга. Сущность этого составляет сознательное отношение к своему поведению и к своим обязанностям по отношению к обществу; готовность и умение человека выполнять поставленные задачи качественно и точно в срок; умение так взаимодействовать со временем, чтобы его хватало на все неотложные дела.
34. Выбери пропущенный текст? Структура гимнастического упражнения включает в себя содержание, форму, взаимодействие внешних и внутренних сил, обеспечивающих выполнение …………………….
35. Это объективная как по содержанию, так и по форме модель структуры движений (образец, эталон). Она разрабатывается на основе количественного и качественного биомеханического анализа структуры движений, ее морфологического, биохимического, физиологического и психологического обеспечения. Это — очень сложная динамическая функциональная система. В ней в функциональное взаимодействие вовлекаются индивидуальные свойства (способности), относящиеся ко всем подструктурам личности гимнаста.
А) Техника гимнастического упражнения
Б) Техника двигательных действий
36. Выбери пропущенный текст? ……………………………………………………………………………представляет собой целесообразный способ или совокупность способов управления движениями, обеспечивающими успешное выполнение упражнения или решение конкретно поставленной двигательной задачи
А) Техника владения двигательного действия
Б) Техника исполнения гимнастического упражнения
37. Такие упражнения (позы), при выполнении которых сумма моментов сил, дейс
твующих на тело гимнаста, равна нулю их называют…
38. Такие упражнения, при выполнении которых тело гимнаста совершает движения относительно снаряда или вместе со снарядом (кольца, трапеция, гимнастическое колесо) относительно опоры, их называют…
39. Методика – это…
А) Совокупность упражнений и дозировок
Б) Совокупность двигательных действий и физических качеств
В) Совокупность элементов и снарядов
Г) Совокупность средств и методов
40. Это знание об упражнении, его теория, философия в действии. Овладение им определяется способностями учащихся, их мыслительной и практической деятельностью.
Источник