Изучение способов построения отношений с людьми разного типа.
Тема урока: Изучение способов построения отношений с людьми разного типа.
Цель работы: дать представление о различных классификациях типов людей по психологическому складу, по виду базовой мотивации, по способ восприятия информации.
Оборудование: презентация, раздаточный материал (классификация типов личности), диагностический инструментарий.
Количество часов: 2 академических часа.
Что является решающим для успеха в отношениях с другими людьми? Существует только один ответ: нужно глубоко познать самого себя. Чем больше вы знаете о себе, тем лучше себя понимаете и тем полнее принимаете.
Самая большая ошибка, которую мы совершаем в контактах с другими, имеет место в том случае, когда мы относимся к ним таким образом, словно те ничем не отличаются от нас и лишены собственной индивидуальности. Гибкость, открытость и способность принимать тех, кто отличается от вас, — вот самые эффективные союзники в деле достижения успеха в своих отношениях с другими людьми.
Вполне можно систематизировать разные типы личности под углом их психического склада. Данный вопрос подвергается углубленным исследованиям уже более 50 лет.
При этом чаще всего используется представленная далее на рисунке модель, которая состоит из четырех полей, служащих в качестве средства упорядочения разных типов личности. На указанном рисунке пересекаются две прямых линии: вертикальная и горизонтальная, которые делят плоскость на четыре квадранта.
Тем самым мы приходим к принципиальной проблеме: каким образом научиться общению с личностями того типа, который отличен от нашего?
Рис. Классификация типов личности
На рисунке представлены 4 базовых типа личностей, которым будет дана подробная характеристика. В левом нижнем сегменте расположен «приятель», или «хороший парень». Под данное определение подпадает человек, который легко вступает в контакты с другими людьми, одновременно оставаясь интровертом, т. е. человеком, ориентированным внутрь себя. Он впечатлителен, умеет слушать и нуждается в одобрении со стороны окружающих. Говорит он, скорее всего, мало, а основная цель его жизни состоит в том, чтобы самому нормально справляться с проблемами и одновременно найти место в коллективе. Его девиз звучит так: «Помогите нам разобраться, каким образом все это функционирует. Вместе мы справимся с любой задачей, и каждый из нас будет счастлив».
Такой психологический тип, как «хороший парень», или «добрый приятель», принимает решения не спеша и тщательно их взвешивает. Он нуждается в консультациях с окружающими и не переносит давления. Работая с ним, нужно проявлять терпение, поскольку, прежде чем он согласится с вашими предложениями, ему хотелось бы поглубже узнать вас, а это, как правило, требует довольно длительного времени. Указанный тип личности предпочитает определенные сферы деятельности, например педагогику, консалтинговые услуги, разного рода работы, связанные с благотворительными организациями. Лучше всего он чувствует себя в роли учителя, терапевта, консультанта.
Второй базовый тип личности, который на данном рисунке размещается в левом верхнем секторе, «аналитик». Он нацелен прежде всего на реализацию задач. Говорит такой человек мало, занимается главным образом своей работой, и другие люди его почти не интересуют. Работа и служебные обязанности заполняют собой чуть ли не всю его жизнь. Для него чрезвычайно важно справляться с поручениями идеальным образом, причем во всех отношениях. «Аналитика» весьма сильно мотивируют к труду похвалы в его адрес. Каждая ошибка, которую он совершает, порождает у него стресс. Для него чрезвычайно важны всякие детали и мелочи. В то время как «добрый приятель» и «хороший парень» хочет побольше узнать о вас, «аналитик» задаст вам массу вопросов на тему ваших возможных функций в профсообществе и высоко оценит точность ответов. Его обрадует, если у вас будут рекомендации в письменном виде. Вдобавок к этому он всегда будет добиваться обоснования или доказательства каждого высказывания, существенного для оценки качества его работы. «Аналитик» становится хорошим бухгалтером, контролером, инженером или программистом. Он хорошо себя чувствует в профессиях, которые требуют внимания к мелочам, высокой точности и концентрации.
В правом верхнем секторе располагается тип «начальник». Человек такого типа в основном не замечает других людей. Всю свою энергию он направляет на деятельность и реализацию поставленных перед ним задач. Свое мнение он высказывает громко и отчетливо. Для него очень важно своевременное выполнение работы, а вот отношениям между людьми он не уделяет особого внимания. В крайних своих проявлениях человек данного типа вообще не замечает сотрудников как таковых, оценивая лишь результаты их работы. Как правило, ему не хватит ни времени, ни терпения заниматься деталями. Он ожидает быстрых и точных ответов и всегда хочет быть подготовленным к будущему. Когда вам придется столкнуться с таким человеком по профессиональным вопросам, говорите коротко и сугубо по существу. В каких видах деятельности тип начальника проявляет себя особенно хорошо? Обычно он становится успешным бизнесменом, руководителем, путешественником или «комендантом пожарной службы». Ему идеально подходит любой род занятий, приносящих быстрые результаты.
В нижнем правом секторе рисунка мы разместили такой тип личности, который назвали артистическим. Этого человека интересует работа в целом, он сориентирован на достижения и результаты. Для него необычайно важно восхищение со стороны окружающих. Такой индивид всегда хочет быть в центре внимания благодаря своим неординарным способностям. «Артист» обожает говорить о себе. Этот человек охотно ставит вопросы и столь же охотно дает ответы. Он чрезвычайно умело решает разного рода проблемы, весьма гибок, и ему во всем присущ творческий подход. Случается, что он берется за несколько разных дел одновременно, из-за чего терпит поражения. Как правило, люди указанного типа чувствуют себя созданными для реализации неординарных задач. Из их числа выходят директора фирм, политики, актеры, торговые агенты и, естественно, предприниматели.
Если доминирующие стереотипы поведения не приносят ожидаемых результатов, то каждый из типов личности транформируется в противоположный, расположенный на рисунке по диагонали. «Начальник», которому после усиления режима дисциплины не удается достичь ожидаемых показателей, может превратиться в «хорошего парня». Компанейский по своей природе «артист» внезапно начинает обращать внимание на детали и обгоняет в своей мелочности и пунктуальности даже самого дотошного «аналитика».
Когда вы поймете указанные модели поведения и распознаете их у себя и своих знакомых, вам станет легче оценивать разных людей и хорошо управлять ими. Благодаря этому вы сможете постичь структуру межличностных отношений.
Кроме рассмотренных выше четырех типов личности принято выделять три разные категории людей . Это новая классификация основывается на базовом виде мотивации, присущем данной личности. Что именно мотивирует людей? Что пробуждает их спонтанный интерес?
К первой категории относится предприимчивая личность . Данный тип проявляет высокий уровень мотивации в том случае, когда ему нужно самостоятельно выполнить самые трудные задачи. Это одинокий воин, первопроходец, открытый миру, но действующий в соответствии с собственными принципами и оценивающий все по своим критериям. Например, успех теннисиста измеряется тем, как он действует в одиночном разряде. Каким образом установить, что мы имеем дело с типом предприимчивой личности? Это очень легко. Спросите у такого человека, чем он больше всего гордится в своей жизни. Предприимчивый человек всегда назовет в ответ достижения, которые являются результатами его борьбы в одиночку.
Ко второй категории людей принадлежит манипулятор . Этот человек любит решать вопросы руками других людей, координируя их деятельность и комплектуя из них подходящую команду. Из него получается выдающийся менеджер или тренер. Если вы спросите у манипулятора, что в жизни порождает в нем особую гордость, он начнет рассказывать о работе в коллективе, когда он эффективно помогал его участникам и мотивировал их на достижение определенных целей.
К третьей категории относится помощник , командный игрок . Он охотно работает в коллективе, где его принимают, одобряют и ценят. Люди этого типа изо всех сил поддерживают других. Их радует работа по реализации совместных целей. Но и они хотят, чтобы их ценили за все то, что они делают для группы. Каждый из подобных людей играет в коллективе конкретную и важную роль.
Ключом к анализу всех типов личности, особенно во время первой встречи, является умение исподволь выявить то, благодаря чему в этих людях рождаются уверенность в себе, чувство собственной ценности и гордость собою. Это можно выявить, просто задавая вопросы. Например, в чем состояли его самые важные достижения в прошлом, те, о которых он вспоминает сегодня с удовольствием и радостью? Чем он занялся бы охотнее всего, что доставило бы ему наибольшую радость, в каких делах он увидел бы свершение своих надежд?
Приведу еще одну хорошо известную типологию личностей.
Для описания в указанной модели используются четыре цвета : красный («начальник»), желтый («артист»), зеленый («хороший парень») и голубой («аналитик») (см. рис. 3).
Красный цвет означает доминирование. Это экстравертный тип, человек прямой, непосредственный, конкретный, ориентированный на результаты и большой индивидуалист. Он великолепно проявляет себя при решении задач, требующих независимости и инициативы.
Желтый цвет выступает как символ интуиции. Человека этого типа характеризует открытость, он ведет себя по-компанейски и умеет убеждать других. В своей деятельности личность данного типа проявляет много интуиции и оптимизма. Подобные люди умеют увлечь других своей убежденностью, перетянуть их на свою сторону и качественно закончить работу.
Зеленый цвет присущ людям старательным, трудолюбивым и энергичным. Этот тип сориентирован на работу, его отличают серьезность и выносливость, но особого творческого полета в данном случае не наблюдается. Такой человек стабилен и достоин доверия, он уравновешен и не проявляет сильных эмоций. Людям указанного типа временами недостает страстности, а также инициативы. Они послушно выполняют поручения, но не следует ожидать от них чего-то большего. В каждом предприятии, в каждой фирме они образуют прочный фундамент, поскольку на них всегда можно положиться. Эти люди не всегда годятся на руководящие посты, а решение задач, требующих творческого подхода, не принадлежат к разряду их сильных сторон.
Четвертый, голубой цвет , означает добросовестность. Люди данного типа чуть ли не рабски придерживаются раз и навсегда принятых принципов. Хорошее или плохое, правильное или ошибочное, черное или белое – никаких оттенков, никаких промежуточных градаций для них не существует. Им не свойственна гибкость, но они всегда добросовестны, поэтому они предрасположены к работе в качестве бухгалтера или, например, контролера.
В основе следующей классификации лежит способ восприятия информации людьми. Вашим коллегам, знакомым и всему окружению присущ определенный метод усваивания и переработки информации. Поэтому важно, какой способ вы применяете, для того чтобы передавать им всякого рода сведения. Если вы сделаете это ненадлежащим образом, то можете столкнуться с проблемами. Позвольте мне пояснить, как я это понимаю.
Большинство людей ориентировано на зрительное восприятие (относятся к визуальному типу ). Если вы хотите сообщить им что-либо, то предпочтительнее передать эту информацию в письменном виде. Они предпочитают видеть перед собой цифры, написанные, что называется, черным по белому. Когда вы начинаете говорить с ними про какую-то статью или книгу, им захочется прочитать ее. Если вашему руководителю присущ именно такой способ восприятия, то вы непременно должен это учесть и предоставлять ему информацию на бумаге в письменном виде.
Если же он предпочитает получать устную информацию, то, скорее всего, относится к людям, ориентированным на слуховое восприятие ( аудиальный тип ). Такие люди лучше всего выражают собственные мысли, высказывая их вслух, а воспринимают информацию наилучшим образом, если выслушивают ее. Может случиться, что вы, будучи человеком аудиаль-ного типа, столкнетесь с начальником, который по-настоящему усвоит вашу информацию лишь в письменном виде. Поэтому сразу спросите у начальника: «В какой форме вы предпочли бы получать информацию о результатах моей работы? Письменно или устно?» Аудиал отдаст предпочтение непосредственной беседе. Ему не нужны никакие бумаги. Если он что-то упустит, забудет или не поймет, то тут же попросит уточнить.
Третьим способом получения информации выступает диалог. Сократ сказал, что мы учимся лишь тогда, когда обмениваемся мыслями. Люди, стремящиеся к диалогу , нуждаются в дискуссиях. Они хотят аргументировать и спорить, хотят анализировать. Человек такого типа предпочитает основательно проанализировать причины каждого явления, чтобы понять его. Для него характерно усвоение информации с помощью вопросов и аргументированного диалога, и свое мнение он формирует лишь на этой основе.
Ключ к успеху в общении с другими людьми лежит прежде всего в понимании себя и своей неповторимой индивидуальности. Лишь после того, как вы осознаете свою уникальность и оригинальность, можно приступить к изучению того, какими путями следует выявлять, что представляют собой другие люди, с тем чтобы понимать и уважать их. Если вы хотите успешно сотрудничать с окружающими, то помните, что, как правило, люди не склонны менять сложившиеся стереотипы – ни вы сами, ни те, кто находится рядом. Но никому и не нужно меняться! Каждый из нас просто может делать то, что у него лучше всего получается. Это означает, что необходимо предпринимать попытки с целью выяснить, каким образом вы сможете наилучшим образом использовать свой потенциал, чтобы жить и работать в гармонии с окружающими. А после этого вы достигнете выдающихся результатов.
Конечно, каждый из нас — это индивидуальность, и в разные моменты мы разные, но такая типология поможет быстро определить, к какому типу относится наш собеседник. Зная типологию, каждый человек может менять свое поведение (адаптировать) так, чтобы лучше находить общий язык с разными людьми.
Мы предлагаем тест, который можно использовать на тренинге. Ответив на 30 вопросов, участники могут определить свой тип поведения.
Тест на определение типа поведения.
Ниже приведены 30 пар предложений. Из каждой пары вам необходимо выбрать то предложение, которое лучше описывает ваше обычное поведение. Все 30 пар должны быть оценены. Вы можете выбрать только одно из двух предложений. Отвечайте на вопросы как можно быстрее, но обдумывайте при этом свой выбор. Предложения могут повторяться, но их комбинации уникальны.
1
1) Я часто выступаю организатором встреч с друзьями, путешествий, выездов на природу.
2) Я могу принять участие во встрече с друзьями, путешествии, выезде на природу, но предпочитаю, чтобы организовывал это кто-нибудь другой.
2
1) Для меня важно стать полноправным членом нового коллектива.
2) Для меня важно добиться своих целей на новом рабочем месте.
3
1) В принципе, мне бы подошла профессия актера или политика.
2) Я никогда не хотел быть актером или политиком.
4
1) Я всегда знаю, сколько денег у меня с собой.
2) Мне часто сложно сказать точно, сколько у меня с собой денег.
5
1) Мне нравится делать что-нибудь всякий раз по-новому.
2) Я скорее люблю действовать по проверенной методике.
6
1) Я часто говорю с друзьями по телефону больше 10 минут.
2) Мои телефонные разговоры обычно длятся несколько минут.
7
1) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
2) Я обычно работаю в соответствии с собственными целями.
8
1) Я скорее предпочту веселую вечеринку, чем вечер с книгой.
2) Вечером я лучше почитаю интересную книгу, чем пойду на шумную вечеринку.
9
1) Мне нравится идти навстречу людям.
2) Я иду навстречу людям, если у нас общие цели.
10
1) Я больше люблю хорошие мелодрамы, чем боевики.
2) Мелодраме я скорее предпочту энергичный боевик.
11
1) Я чувствую дискомфорт, когда другие добились успеха в той сфере, где я сам хотел его добиться.
2) Если люди добились успеха в какой-либо сфере, значит, они этого достойны.
12
1) Я часто принимаю необдуманные решения под воздействием эмоций.
2) Я обычно просчитываю свои решения.
13
1) Если меня что-либо не устраивает в отношениях с другим человеком, я вызываю его на разговор.
2) Я не люблю выяснений отношений с другими людьми.
14
1) Вещи в моем шкафу всегда разложены по порядку.
2) В шкафу у меня царит творческий беспорядок.
15
1) Обычно я сам принимаю решения и несу за них ответственность.
2) Прежде чем принять решение, я предпочитаю согласовать его со всеми заинтересованными сторонами, чтобы разделить ответственность с ними.
16
1) Я легко вхожу в контакт с незнакомыми людьми.
2) Встречаясь с незнакомым человеком, я предпочитаю сначала присмотреться к нему.
17
1) Я часто планирую все в последний момент.
2) У меня есть примерный план на ближайший месяц.
18
1) Я сразу реагирую на неверную трактовку моих слов и поступков.
2) Если человек неверно трактует мои слова и поступки — это его проблемы.
19
1) У меня есть или скоро будет домашний любимец.
2) К сожалению, домашний любимец требует слишком много хлопот.
20
1) Мне нравится сотрудничать с другими и следовать их мнениям и идеям.
2) У меня почти всегда есть свое мнение, и я стараюсь донести его до окружающих.
21
1) В компании Вы часто привлекаете общее внимание.
2) В компании Вы обычно внимательный наблюдатель.
22
1) Я люблю «осадить» того, кто, по-моему, слишком самоуверен.
2) Я считаю, что жизнь сама очень быстро накажет чересчур самоуверенного человека.
23
1) Я знаю, что буду делать в ближайшие выходные.
2) На ближайшие выходные планов пока у меня нет.
24
1) Я люблю переставлять мебель в квартире.
2) Я предпочитаю в квартире устоявшийся порядок.
25
1) Я помогаю новичкам на работе, если мне это поручит руководитель.
2) Я помогаю новичкам на работе по зову сердца.
26
1) Я могу разговаривать с другим человеком о моих личных проблемах.
2) Мне сложно разговаривать с другим человеком о моих личных проблемах.
27
1) Меня сложно вывести из себя.
2) Когда я сталкиваюсь с грубостью, я быстро вскипаю.
28
1) Чтобы сохранить атмосферу, я часто оставляю свое мнение при себе.
2) Если я вижу, что мнение остальных неверно, скорее всего, я приложу все усилия, чтобы исправить его.
29
1) Я могу долго переживать из-за неприятного разговора.
2) Меня сложно вывести из себя.
30
1) Я люблю работать в творческой команде.
2) Я люблю работать по надежной технологии.
Слева в таблице — номера пар предложений. Обведите цифру, соответствующую вашему выбору в каждой паре. Затем подсчитайте количество обведенных цифр в каждой колонке и напишите это число в нижних квадратах. В результате вы получите 4 числа. Сумма этих чисел должна быть равна 30.
Ознакомление с темой, целью практической работы.
Изучение теоретического материала.
Составление собственной модели поведения с учетом полученной теоретической информации.
Тестирование с помощью методики «Тест на определение типа поведения».
Оценка выполнения практического занятия № 2. Общая дискуссия
Контрольные вопросы по теме практического занятия.
Что является решающим для успеха в отношениях с другими людьми?
Какие 4 базовых типа личностей существуют с учетом их психического склада ?
Какие три разные категории людей выделяют, основываясь на базовом виде мотивации?
Какая классификация людей существует по способу восприятия информации?
Источник