- Предрейсовый и послерейсовый медосмотр водителя с использованием телемедицинских технологий законом не предусмотрен
- Предрейсовый медицинский осмотр водителей удаленным способом
- Возможен ли дистанционный осмотр водителя с использованием телемедицинских технологий перед выездом (если врач находится в медицинской организации, а не по месту нахождения водителя)?
- Услуга Дистанционный предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр
- По вопросам Дистанционного (удаленного) предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей звоните по телефону
- +7 (495) 260-13-17
- Преимущества использования дистанционной системы:
- Мы используем 3 варианта автоматизированных комплексов:
- Как это работает?
- Проверять водителей на трезвость можно дистанционно. Вместо медика – специальный аппарат
- Программно-аппаратные комплексы «БИОСОФТ»
- О пользе дистанционных медицинских осмотров
- Сколько это стоит
- Юридические основания к внедрению медицинской телеметрии
- О компании
Предрейсовый и послерейсовый медосмотр водителя с использованием телемедицинских технологий законом не предусмотрен
Kryzhov / Depositphotos.com |
Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ пояснили, что действующее законодательство РФ не содержит норм, которыми устанавливаются основания и порядок прохождения предрейсовых, предсменных и послерейсовых, послесменных медосмотров водителей с использованием телемедицинских технологий удаленным способом.
Напомним, подобная законодательная инициатива о возможности дистанционного проведения медосмотров водителей может стать предметом обсуждения парламентариями. Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму в прошлом году, о чем портал ГАРАНТ.РУ рассказывал ранее, но пока не рассматривался нижней палатой парламента.
В настоящее время Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ) указывает о следующих целях применения телемедицинских технологий: профилактика, сбор, анализ жалоб пациента и данных анамнеза, оценка эффективности лечебно-диагностических мероприятий, медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента и принятия решения о необходимости проведения очного приема (осмотра, консультации) (ч. 2 ст. 36.2 Закона № 323-ФЗ).
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Помимо этого, существует порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденный приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н (далее – Порядок № 835н), согласно которому предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры проводятся медработниками, имеющими высшее или среднее профессиональное образование, медорганизацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медработником, состоящим в штате работодателя), при наличии лицензии на осуществление меддеятельности, предусматривающей выполнение работ (оказание услуг) по медицинским осмотрам. Статьей 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ) также установлено, что обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся либо привлекаемыми медицинскими работниками, либо посредством ввода в штат должности медицинских работников или создания подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения).
Прописан конкретный объем действий, подлежащий выполнению при проведении медосмотра водителей, а именно:
- сбор жалоб, визуальный осмотр, осмотр видимых слизистых и кожных покровов, общая термометрия, измерение артериального давления на периферических артериях, исследование пульса;
- выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), остаточных явлений опьянений, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований: количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе, определения наличия психоактивных веществ в моче при наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь (п. 10 Порядка № 835н).
При этом прямых норм, устанавливающих возможность использования дистанционной диагностики состояния здоровья водителей, в Законе № 323-ФЗ, как и в Законе № 196-ФЗ не содержится, что следует и из судебной практики (постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 3 октября 2018 г. № 05АП-7137/18 и постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 18 сентября 2020 г. по делу № 16-2978/2020).
В этой связи эксперты указали, что прохождение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров с использованием телемедицины удаленным способом не соответствует закону, что фактически свидетельствует о неисполнении предприятием обязанности по проведению медосмотров.
Источник
Предрейсовый медицинский осмотр водителей удаленным способом
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Возможен ли дистанционный осмотр водителя с использованием телемедицинских технологий перед выездом (если врач находится в медицинской организации, а не по месту нахождения водителя)?
Согласно п. 10 ст. 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 323-ФЗ) доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются в том числе применением телемедицинских технологий, под которыми понимаются информационные технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами и (или) их законными представителями, идентификацию и аутентификацию указанных лиц, документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента (п. 22 ст. 2 Закона N 323-ФЗ).
Консультации пациента или его законного представителя медицинским работником с применением телемедицинских технологий осуществляются в целях:
1) профилактики, сбора, анализа жалоб пациента и данных анамнеза, оценки эффективности лечебно-диагностических мероприятий, медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента;
2) принятия решения о необходимости проведения очного приема (осмотра, консультации) (ч. 2 ст. 36.2 Закона N 323-ФЗ).
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 30 ноября 2017 г. N 965н утвержден порядок организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий (далее — Порядок).
Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров утвержден приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. N 835н (далее — Порядок N 835н).
Так, согласно п. 8 Порядка N 835н предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее или среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя), при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (оказание услуг) по медицинским осмотрам.
Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся в следующем объеме:
1) сбор жалоб, визуальный осмотр, осмотр видимых слизистых и кожных покровов, общая термометрия, измерение артериального давления на периферических артериях, исследование пульса;
2) выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), остаточных явлений опьянений, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований:
— количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе;
— определения наличия психоактивных веществ в моче при наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь (п. 9 порядка N 835н).
В постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 3 октября 2018 г. N 05АП-7137/18, суд указал, что Прямых норм, определяющих использование дистанционной диагностики состояния здоровья водителей, то есть прохождение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, в Федеральном законе N 323-ФЗ и Федеральном законе 196-ФЗ не содержится.
Напротив, статьей 23 Федерального закона 196-ФЗ установлено, что обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся либо привлекаемыми медицинскими работниками, либо посредством ввода в штат должности медицинских работников или создания подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), которые будут оказывать медицинскую помощь работникам организации.
Таким образом, прохождение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров с использованием телемедицинских технологий удаленным способом не соответствует положениям Федерального закона N 196, что фактически свидетельствует о неисполнении предприятием обязанности по его прохождению. В этой связи смотрите также: Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 18 сентября 2020 г. по делу N 16-2978/2020.
Исходя из изложенного, считаем, что в настоящее время действующим законодательством РФ не предусмотрена возможность прохождения дистанционных предрейсовых медицинских осмотров с использованием телемедицинских технологий удаленным способом.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Васильев Александр
Ответ прошел контроль качества
18 декабря 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Источник
Услуга Дистанционный предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр
По вопросам Дистанционного (удаленного) предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей звоните по телефону
+7 (495) 260-13-17
Много водителей проходят осмотр одновременно? Предоставляем автоматизированную систему предрейсового контроля!
На сегодняшний день мы можем предоставить Вам актуальные услуги телемедицины – в частности, проведения медицинских предрейсовых и послерейсовых осмотров при помощи терминалов.
Преимущества использования дистанционной системы:
- оптимальная пропускная способность 1 терминала – 250 осмотров в сутки;
- стационарное расположение в помещении;
- высокая пропускная способность. Рассчитан на установку в точках массового выхода сотрудников;
- подключается к интернету организации или используется GSM модем;
- осмотр проводится 24/7 365 дней в году;
- возможность выбора оптимального варианта исполнения: стационарного, мобильного, промышленного;
- наличие РУ на медицинское изделие от 27.07.2020 г № РЗН 2020/11354.
Мы используем 3 варианта автоматизированных комплексов:
- офисное исполнение (включает в себя интернет-канал, термопринтер, тонометр, алкотестер, двусторонняя видеосвязь);
- антивандальное исполнение (аналогичные опции в защищенном корпусе);
- мобильное исполнение (аналогичные опции в переносном варианте).
Как это работает?
Сотрудник располагается перед аппаратом и начинает прохождение осмотра, следуя командам-подсказкам на мониторе. Медицинский работник в режиме онлайн проверяет полученные данные, опираясь на объективную информацию медицинских приборов. Он вышлет допуск-разрешение: можно приступать к работе. Водитель получает штамп-этикетку, которую вклеивает в путевой лист.
Статья 76 Трудового кодекса Российской Федерации
Статья 213 Трудового кодекса Российской Федерации
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ
Приказ Минздрава РФ «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» с изменениями и дополнениями от 14.07.2003 г. № 308
Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров» от 15.12.2014 г. № 835н
Приказ Минздрава России «Об утверждении Концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации и плана ее реализации» от 27 августа 2001 года N 344/76
Источник
Проверять водителей на трезвость можно дистанционно. Вместо медика – специальный аппарат
Компания БИОСОФТ — проект известного российского разработчика аппаратно-программных средств для биомедицинских систем, анонсировала три варианта системы дистанционных медицинских осмотров: программно-аппаратные комплексы (ПАК) КОДОС, СТРАЖ и КОДОС-А.
Аварии на дорогах часто происходят по вине нетрезвых водителей. И если частные автовладельцы сами несут ответственность за собственное состояние за рулем и влиять извне на это сложно, то корпоративные автопарки в силах контролировать здоровье и трезвость своего персонала.
Некоторые компании включают в штат медиков, которые тестируют водителей на наличие алкоголя в крови, отслеживают общее состояние здоровья и принимают решение: выпускать транспорт на маршрут или нет.
Но позволить себе такую роскошь, как собственная медсанчасть, могут немногие. Бюджет небольших и средних компаний может не выдержать такую нагрузку. Им на помощь приходят технологии.
Программно-аппаратные комплексы «БИОСОФТ»
Телемедицинское оборудование, разработанное специалистами компании, представлено в трех вариантах:
- КОДОС — условно стационарный ПАК с пропускной способностью 300-400 осмотров в сутки. Комплекс весит 3,5 кг. При необходимости его несложно перемещать. ПАК оборудован термопринтером для выдачи наклеек с допуском водителей в рейс.
- СТРАЖ — мобильный ПАК весом всего 450 граммов. Комплекс создан для дальнобойщиков, которые могут находится на маршруте длительное время. СТРАЖ управляется с Android-смартфона водителя и транслирует данные о состоянии здоровья контролирующему медику компании. Как отмечают специалисты БИОСОФТ, настолько компактных ПАКов на рынке еще нет.
- КОДОС-А — антивандальный встраиваемый киоск с пуленепробиваемым дисплеем и корпусом из 7 мм стали. Он разработан специально для публичных точек осмотра на АЗС, стоянках большегрузного транспорта и пр. — там, где нет возможности постоянно контролировать его техническое состояние.
ПАК КОДОС успешно прошел регистрацию в качестве медицинского оборудования и измерительного средства. Его измерительные каналы признаны метрологически точными.
Все три комплекса имеют каналы для измерения:
- артериального давления и частоты пульса (тонометр);
- температуры (контактный и бесконтактный термометры);
- паров этанола в выдыхаемом воздухе (алкотестер);
- насыщения крови кислородом (пульсоксиметр).
Наличие последнего особенно актуально. Пониженная сатурация крови (ниже 95%) может говорить о фиброзе легких при коронавирусе, обострении бронхиальной астмы, туберкулезе и прочих опасных заболеваниях.
Пульсоксиметр позволяет снизить распространение COVID-19 на предприятиях за счет быстрого выявления инфицированных.
Несмотря на дистанционный формат по закону решение о допуске водителя на маршрут обязан принимать медработник со специальной подготовкой к проведению предрейсовых и предсменных медосмотров и имеющий соответствующий диплом или сертификат. Такой специалист должен работать в лицензированной медицинской организации. Решение о допуске водителей медработник подтверждает усиленной квалифицированной электронной цифровой подписью.
Главное достоинство технологии в том, что один специалист — фельдшер или медсестра — может курировать сразу несколько предприятий независимо от их локации.
Второе преимущество — более высокая эффективность труда. Один штатный специалист, который проводит медосмотры непосредственно на предприятии, способен за рабочий день осмотреть не больше семидесяти человек. Телеметрия позволяет увеличить это количество в десять раз — до семисот человек за стандартную восьмичасовую смену.
Это возможно благодаря высокой скорости получения результатов и продуманной визуализации: результаты, полученные от приборов на предприятии, подсвечиваются зеленым или красным цветом в зависимости от величины показателей. Это помогает принять решение о допуске/недопуске намного быстрее.
Контролировать правильность прохождения медосмотра сотрудником компании помогает видеозапись процесса. Ее можно просматривать в ускоренном темпе — это также помогает ускорить осмотр и вынести вердикт. Кроме того, видеофиксация сводит к минимуму риск обмана со стороны водителей: когда авторизуется один, а алкотестирование вместо него проходит другой.
О пользе дистанционных медицинских осмотров
1. Они снижают вероятность мошенничества. Видеофиксация позволяет подтвердить факт прохождения процедуры каждым водителем.
2. Отсутствует возможность подкупа медика и возможность фальсификации результатов осмотра — система не позволяет вносить изменения.
3. Значительно снижается стоимость осмотров.
4. Отпадает необходимость лицензировать и оборудовать медицинский кабинет, нанимать медработников в штат предприятия.
5. Сервис экстерриториален. Для проведения осмотров нужен только интернет.
6. Отсутствует бумажная волокита (журналы и протоколы осмотров, путевые листы): вся документация генерируется автоматически и хранится не менее пяти лет.
Сколько это стоит
Цена комплексов стартует от 50 тысяч рублей. Для компаний, которые не могут позволить себе приобрести ПАК, ООО «БИОСОФТ-ПМО» предлагает его в виде услуги «под ключ», когда оборудование можно получить в аренду на срок, установленный договором на предрейсовые медосмотры.
В этом случае стоимость одного осмотра — около 40 рублей. Это намного дешевле традиционных «очных» медосмотров (средняя цена осмотра в Москве и МО колеблется в пределах от 70 до 110 рублей). Дешевле обойдется только покупка фиктивных документов о проведении осмотров. Несмотря на то, что это незаконно, такая практика, к сожалению, нередка среди недобросовестных перевозчиков.
БИОСОФТ предоставляет оборудование на тестовый период бесплатно. Генеральный директор компании Басс Виталий Игоревич:
«Данная опция позволяет Заказчику окончательно определиться о целесообразности внедрения технологии на предприятии и снять все страхи касательно качества оборудования и точности измерений».
Юридические основания к внедрению медицинской телеметрии
Сегодня как потребители, так и поставщики медицинских телеметрических услуг руководствуются целым рядом документов: статей Трудового Кодекса РФ, федеральными законами, приказами Минздрава России, Минздравсоцразвития РФ, Модельным законом «О телемедицинских услугах», ГОСТом «Дистанционная оценка параметров функций, жизненно важных для жизнедеятельности человека».
Хорошая новость в том, что сейчас на рассмотрении правительства находится законопроект № 972386-7, регламентирующий применение телемедицинских технологий именно в сфере предрейсовых медосмотров. Текст документа позволяет надеяться, что довольно скоро дистанционные медицинские осмотры полностью заменят традиционные.
О компании
БИОСОФТ более 15 лет разрабатывает и производит сложное медицинское оборудование. Наибольшую известность компания приобрела благодаря «искусственному сердцу» — переносному аппарату вспомогательного кровообращения «СТРИМ-КАРДИО».
Система дистанционных медосмотров разработки БИОСОФТ сегодня внедрена на более чем 30 коммерческих и государственных предприятиях.
Источник