Предпринимательство как образ мышления
Важной составляющей системы развития предпринимательства в России является предпринимательское образование. О предпринимательских университетах, профессиональных стандартах в предпринимательстве и о том, почему нельзя отождествлять бизнес и предпринимательство, журналу «Эксперт-Сибирь» рассказал проректор по стратегическому развитию и внешним связям НГУЭУ, кандидат экономических наук Павел Новгородов
Все годы рыночной экономики власти декларируют, что эффективное развитие страны невозможно без развития малого и среднего бизнеса, поддержки частной инициативы. Многочисленные исследования и примеры показывают, что в условиях глобальной конкуренции, даже с учетом волны протекционизма последних лет, залог долгосрочной конкурентоспособности — экономика, построенная на более гибком и мобильном частном секторе.
Важной составляющей системы развития предпринимательства в России является предпринимательское образование. Например, одним из ожидаемых результатов подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика», принятой в России в 2014 году, является «подготовка молодых людей в возрасте до 30 лет, прошедших обучение по образовательным программам, направленным на приобретение навыков ведения бизнеса и создания малых и средних предприятий». К концу 2020 года количество таких обученных должно составить более 182 тысяч человек.
Если рынок образовательных продуктов для действующих предпринимателей, представленный разнообразными тренингами, мастер-классами, онлайн-курсами, программами МВА и т.п., можно считать относительно развитым, то системного представления о том, как формировать предпринимательские навыки в рамках средней и высшей школы, до сих пор нет. Более того, до сих пор нет и единого мнения относительно того, нужно ли вообще обучать предпринимательству лиц, не в полной мере «созревших» для данной деятельности.
Последние несколько лет были ознаменованы различными инициативами «сверху» в этом направлении. Так, в 2016 году Дмитрий Медведев, выступая на молодежном форуме «Территория смыслов», сказал, что считает целесообразным введение в школах факультативных курсов по предпринимательству. А за год до этого прошла серия публикаций о том, что Минобрнауки уже занимается разработкой трех специализированных образовательных программ: «Основы экономической культуры» для учеников 4–6-х классов, «Экономика и бизнес» для 7–9-х классов и «Основы предпринимательства» для 10–11-х классов.
Что касается университетов, здесь есть ряд локальных инициатив как со стороны предпринимательского сообщества и институтов развития (например, разработка отдельных курсов по предпринимательству со стороны Российской венчурной компании или Фонда развития интернет-инициатив), так и со стороны некоторых вузов. Но единого видения и подхода также нет.
Одна из причин, по которой это происходит, — это существующие стереотипы в отношении предпринимательства. Распространенным заблуждением является отождествление предпринимательства с бизнесом. Как следствие, все, что связано с предпринимательским образованием, считается уделом вузов, где реализуются такие направления подготовки, как «Экономика» и «Менеджмент», а попытки говорить о необходимости комплексного развития предпринимательских навыков у студентов, скажем, технических вузов, воспринимаются как нечто чуждое, вступающее в противоречие с «классическим» инженерным образованием. Для частичного преодоления этого стереотипа в России в отношении технических вузов и инженерных классов школ активно вовлекается в оборот понятие «технопредпринимательство».
Развитие предпринимательских навыков у студентов необходимо воспринимать, прежде всего, через призму формирования предпринимательского образа мышления. Феномен предпринимательства достаточно широкий и многоаспектный, и одно из популярных определений предпринимательства, данное профессором Гарвардской школы бизнеса Говардом Стивенсоном, звучит так: «Предпринимательство — это поиски возможностей за пределами контролируемых ресурсов». В таком понимании предпринимательские навыки необходимы не только предпринимателям, но и наемным работникам, чиновникам; они эффективны и при решении нерабочих вопросов — даже в личной жизни.
Нам представляется, что в рамках нового неизбежного витка реформ высшего образования в ближайшие годы вновь актуализируются дискуссии вокруг так называемых «предпринимательских университетов» и «университетов 3.0» как университетов особого типа, наиболее полно отвечающих, с одной стороны, глобальным трендам, а с другой — потребностям российской экономики и общества. На сегодняшний момент можно констатировать, что «предпринимательская» идеология отражается в попытках российских вузов следовать нескольким направлениям развития. Первое — строить модель «предпринимательского университета». Это концептуальная модель, описанная Бертоном Кларком и другими зарубежными и российскими авторами, в соответствии с которой основными критериями предпринимательского университета являются «отсутствие боязни коммерциализировать генерацию и распространение знаний», «ориентация на новые источники финансирования», «инициирование новых видов деятельности», «создание новых бизнес-организаций», «демонстрация предпринимательского поведения». Классическими примерами «предпринимательских университетов» в мире являются Массачусетский технологический институт и Стэнфордский университет. Это вузы, где предпринимательство рассматривается как ценность и часть корпоративной культуры.
Второе — стимулировать в вузе инновационную деятельность. Поскольку под инновациями понимается знание, превращенное в полезность в виде некого внедренного в практику новшества, а любое такое новшество может иметь стоимостную оценку и быть коммерциализировано, то многие исследователи и руководители вузов стали отождествлять «инновационную» и «предпринимательскую» деятельность вузов. Считается, что если в вузе есть так называемая «инновационная инфраструктура» — бизнес-инкубатор, центр трансфера технологий, центр коллективного пользования и т.п. — а вуз получает гранты или заключает договоры на проведение научно-исследовательских разработок, то это и есть показатель «предпринимательской активности». Однако серьезной проблемой таких вузов является то, что инновационная деятельность, как правило, оторвана от основной деятельности вуза — образовательной. Бизнес-инкубирование, коммерциализация знаний рассматривается как опция для избранных, а не как структурный элемент образовательных программ.
Идея объявить инновации вузов драйвером развития территорий положена в основу курируемого вице-премьером Ольгой Голодец приоритетного проекта РФ «Вузы как центры пространства создания инноваций», в связке с которым в России создается сеть опорных университетов, часть из которых претендует на статус «предпринимательских».
Третье направление — разрабатывать и внедрять «предпринимательские» образовательные программы. Сюда может относиться как программа высшего образования по направлению «Менеджмент», федеральный стандарт которого включает «предпринимательский» вид профессиональной деятельности, так и реализация отдельных дисциплин или спецкурсов на различных направлениях и специализациях («Основы предпринимательства», «Технопредпринимательство», «Интернет-предпринимательство» и т.д.), а также реализация программ дополнительного образования «для предпринимателей».
На более комплексном уровне это направление реализуется последние несколько лет под эгидой Национальной ассоциации обучения предпринимательству (РАОП) и университета «Синергия», которые разрабатывают профессиональный стандарт по предпринимательству. Ключевая идея этого стандарта — что к предпринимательству необходимо относиться как к профессии, так же, как к профессиям врача, учителя или инженера. Профессиональный стандарт предпринимателя предполагает обучение управлению разным уровнем бизнеса (от индивидуального предпринимательства до большой корпорации) на разных этапах жизненного цикла — от «входа» (учреждения или покупки) до возможных «выходов» (включая продажу или банкротство). Причем «выход» из бизнеса представляется как нечто само собой разумеющееся, то есть, по сути, предполагается подготовка «серийных предпринимателей». В случае его одобрения Минтруда РФ заинтересованные вузы смогут обучать «профессиональных» предпринимателей.
Как видно, «предпринимательство» в привязке к высшему образованию имеет разные формы, и при известном желании любой вуз можно в той или иной степени назвать «предпринимательским».
Вместе с тем, отвечая на вопрос, какие кадры нужны экономике будущего, какие навыки будут востребованы рынком труда, можно сформулировать четвертое направление, которое в настоящее время прорабатывается Новосибирским госуниверситетом экономики и управления.
Изменение образовательных систем во всем мире продиктовано во многом глобальными трендами, связанными, прежде всего, с технологической революцией и сопутствующими структурными изменениями рынка труда. Многие профессии и отрасли исчезнут, появятся новые, будет востребован качественно иной вид труда. Специалисты описывают ближайшие десятилетия, используя аббревиатуру VUCA — volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность). В мире VUCA конкретные знания будут стремительно устаревать, терять актуальность, в связи с чем среднестатистический работник должен быть готов обучаться до старости и в течение жизни сменить несколько сфер деятельности и профессий.
В ситуации растущей неопределенности, повышения «плотности» информации, ускоряющейся смены технологий, появления новых форм и сфер деятельности роль университетов как трансляторов конкретных знаний резко снижается. Зачастую этих знаний просто нет. Опрос двухлетней давности представителей блокчейн-индустрии показал, что более 70% не нашли нужных знаний в существующей системе образования и являются самоучками. Понимание системного дефицита знаний возвращает университеты к известной формуле «учить учиться». Но если тридцать лет назад это был удел де факто небольшого сегмента студентов, то в будущем это станет одной из базовых компетенций.
Кроме умения учиться, к самым востребованным «навыкам будущего» на Давосском форуме 2016 года отнесли решение комплексных задач, критическое мышление, креативность, умение управлять коллективом и коммуникативные навыки. Еще в условиях неопределенности человек должен обладать развитыми навыками выявления проблемы, поиска и принятия решений, постановки целей и задач и быть ориентированным на результат. Но сегодня наличие этих навыков — редкий талант, поскольку в иерархических структурах превалирует процессно ориентированное мышление и выполнение задач ценится выше, чем их качественная и осмысленная постановка.
Если мы посмотрим, какой тип личности обладает или должен обладать комплексом этих навыков уже сейчас, мы нарисуем, прежде всего, образ предпринимателя — владельца или руководителя бизнес-организации, по факту предоставленного самому себе, несущего ответственность не только за себя, но и за нанятых работников, и постоянно находящегося в процессе поиска и принятия самостоятельных решений. Именно этот навык позволяет в случае негативных сценариев на рынке труда не становиться реципиентом бюджетной сферы, а продолжать поиск новых возможностей.
Соответственно, четвертое направление «предпринимательской активности» связано с идеей формирования у студентов независимо от направлений подготовки предпринимательского образа мышления и предпринимательских навыков через формулирование соответствующих «надпрофессиональных» (говоря языком образовательных стандартов — общекультурных и общепрофессиональных) компетенций. Этим компетенциям могут быть сопоставлены, например, такие дисциплины, как проектный менеджмент, принципы принятия решений, критическое мышление, лидерство, командообразование и так далее — дисциплины, восполняющие существенный пробел в знаниях и навыках многих нынешних выпускников вузов любых направлений и специальностей.
Включение в образовательные и профессиональные стандарты «сквозных» предпринимательских компетенций позволит не только повысить долгосрочную конкурентоспособность выпускников вузов, но и с большей эффективностью интегрировать существующую инновационную инфраструктуру в образовательные программы вузов и содействовать деятельности вузов по внедрению и коммерциализации знаний.
Источник
Прирожденный предприниматель: как развить бизнес мышление
Многие хотят открыть свое дело, но далеко не всем это удается. Многочисленные примеры успешных предпринимателей вдохновляют, но за этим успехом стоит огромный труд, а самое главное — правильные инструменты. В основе любого подхода, чем бы вы ни занимались, лежит правильное мышление. Бизнесмены как раз отличаются особым складом ума, который может развить каждый. Кроме того, умение мыслить системно полезно не только для собственного дела, но также для решения повседневных задач.
Сам себе менеджер
Редко когда бизнес ограничивается одним человеком, так или иначе, для любого дела нужна команда. А управлять процессами (уж тем более — другими людьми) — настоящее мастерство, без которого ничего не получится. Но в первую очередь нужно научиться управлять собой, т.е. стать менеджером самому себе. Для начала необходима строгая самодисциплина. Четкая постановка целей, понятная мотивация, распределение времени, ресурсов — первичные навыки, которыми нужно овладеть. Научитесь выстраивать рабочие процессы сначала для себя, а после этого приступайте к новым начинаниям. Здесь важно соблюдать баланс — несмотря на строгий распорядок, не бойтесь экспериментировать. В противном случае вы загоните себя в рамки, пойдете шаблонным путем. Изучать истории успеха полезно, но полностью скопировать чей-то опыт не получится. Поэтому нестандартный подход, гибкость ума, готовность к ошибкам — ключевые факторы.
Личная ответственность
Поговорим об ошибках. Мало кому удавалось выстроить компанию с нуля, не набив ни одной шишки. Илону Маску приходилось закрывать несколько бизнес-проектов, пока он не добился значительных результатов. Стива Джобса увольняли из его же компании. Когда мы читаем биографии бизнесменов, мы обращаем внимание только на их успехи, но у каждого случаются провалы. Будьте готовы к ошибкам, проигрышу, трудностям, разрушению ваших планов в силу внешних обстоятельств. Любой вызов судьбы должен стать для вас не преградой, но возможностью — изменить подход, посмотреть с другой стороны, раскрыть внутренний потенциал. На той стадии, когда вы уже работаете с командой, все трудности компании и каждого отдельного сотрудника — ваши трудности тоже, равно как и успехи. Личная ответственность и вовлеченность помогут быстро реагировать на изменения, принимать верные решения в критических ситуациях.
Собственная ниша
Кто-то с детства мечтает стать космонавтом — в результате строит космические корабли, а кто-то очень вовремя запускает стартапы, тонко чувствует потребности современного общества. Как люди понимают, что «выстрелит», а что «прогорит»? Технический прогресс развивается настолько стремительно, что невозможно угадать, что будет востребовано завтра, а что уже через полгода никому не будет нужно. Как при такой неизвестности выбрать нишу, найти свой продукт или услугу, правильно разработать стратегию продвижения? Есть масса книг, в которых вы можете познакомиться с прикладными бизнес инструментами, но в основе вашего дела должны лежать универсальные советы, которые неподвластны времени:
- Дело должно быть любимым. Известная фраза: «найди дело своей жизни, и тебе не придется больше работать ни дня». Она правдива лишь отчасти. Действительно, чтобы прийти к успеху, нужно всем сердцем любить свое занятие, посвящать ему много времени и сил. Конечно, придется много работать. Но между работой из-под палки или с удовольствием существует огромная разница, которая обязательно скажется на результате.
- Не останавливайтесь на достигнутом. Получив первые результаты, достигнув намеченной цели, не останавливайтесь. Все вокруг меняется слишком быстро, вы должны идти в ногу со временем — развивайте собственный продукт или услугу, изучайте потребности общества, следите за прогрессом. Это позволит оставаться востребованным на протяжении долгого времени.
- Создайте правильное окружение. «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». От нашего окружения зависит образ наших мыслей, интересы, знания. Общаясь с теми, кто сумел достичь больших высот, вы сможете перенять их опыт, трансформировать его, применить к себе. А разностороннее общение позволяет придумывать нестандартные подходы, развивает креативное мышление, расширяет кругозор.
- Дело ради пользы, а не прибыли. Разумеется, любой бизнес строится ради прибыли, иначе это благотворительность. Если мы говорим об успешном деле, то оно должно приносить вам доход. Однако есть тонкость — пока вы не предложите людям то, что им нужно, вы не получите ничего. Поставьте себя на место своего покупателя, узнайте, как можно улучшить качество, сервис, что предложить дополнительно.
- Самосовершенствуйтесь. Саморазвитие необходимо каждому из нас, чтобы не происходило стагнации и деградации. Речь идет не только о профессиональных навыках. В первую очередь нужно развивать собственное мышление, а также остальные способности мозга — ведь именно от этого зависит наша работоспособность, продуктивность, эффективность решений, удовлетворенность жизнью.
Инструментарий
Итак, главным инструментом для достижения любой цели является наш собственный мозг. Он может постоянно развиваться, если ему давать полезную нагрузку. В психологии этот феномен называется нейропластичностью. Это происходит благодаря наращиванию нейронных связей — они отвечают за наши умения, мыслительные процессы, способность обучаться и адаптироваться. Использовать такую способность мозга для развития бизнес мышления можно на специальных тренажерах Викиум — они прокачивают логику, стратегические навыки, умение продумывать на несколько шагов вперед, учиться на своих ошибках.
Поддержание тонуса мозга необходимо каждому из нас, но без прикладных бизнес-инструментов выстроить собственное дело будет трудно. Как в любой структуре, в бизнесе есть устоявшиеся методы, алгоритмы, механизмы. Викиум собрал экспертизу 12 успешных предпринимателей страны, которые в формате лекций поделились своим опытом в курсе «Думай как предприниматель». Он поможет изменить сознание, чтобы научиться правильно ставить и достигать цели, сохранять равновесие в сложных ситуациях, принимать объективные решения, опережать конкурентов. Научитесь бизнес-мышлению вместе с Викиум!
Источник