Предпринимательский способ рекрутирования политической элиты является

Рекрутирование политической элиты

Что такое рекрутирование политической элиты

Рекрутирование элиты — это механизм отбора на руководящие должности в государственном или партийном аппарате, процесс вхождения в состав правящих групп и движения внутри них.

В переводе с французского «recruter» означает «набирать», «вербовать».

Элита — не­мно­го­чис­лен­ная груп­па лиц, которая занимает высокие статусные позиции в системе социальной иерархии, оказывает значительное влияние на жизнь людей, обладает исключительными качествами и способностями.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

В зависимости от источников влияния элиты подразделяются на:

  1. Наследственные — выходцы из аристократических семей.
  2. Ценностные — занимающие высокопрестижные и влиятельные общественные и государственные позиции лица.
  3. Властные — непосредственные обладатели властных полномочий.
  4. Функциональные — имеющие необходимую для занятия руководящих должностей квалификацию профессионалы-управленцы.

Среди элит различают:

  1. Правящую — обладающую государственной властью.
  2. Оппозиционную — не вошедшую по разным причинам во властные структуры верхушку общества, контрэлиту.
  3. Открытую — рекрутирующуюся из общества.
  4. Закрытую — воспроизводящуюся из собственной среды, дворянство.

Влияние на социальную представительность, качественный состав, профессиональную компетентность и результативность элиты оказывают системы ее рекрутирования. Системы определяют: кто, как и из кого осуществляет отбор, порядок и критерии, побудительные мотивы действий.

Зачем это нужно, особенности процесса

Концепция о невозможности всего народа в целом управлять государством, идеи о неизбежном разделении общества на управляемое большинство и управляющее меньшинство не новы. Так же исторически подтверждена аксиома о том, что функцию управления должна взять на себя элита.

Народные массы, в свою очередь, признают право на власть харизматичных организованных личностей с высокими показателями результативности, обладающих интеллектуальным и моральным превосходством, наиболее активных в политическом отношении и ориентированных на власть, занимающих высшие места в социуме благодаря биологическому и генетическому происхождению, престижу и статусу.

Процесс отбора и формирования правящих групп в любом государстве и характер сложившихся общественных отношений взаимозависимы. С одной стороны, рекрутирование отражает интегрирующие компоненты социально-политических процессов, противоречия, степень представительности системы, критерии социальной стратификации, структурные изменения в системе политических ролей. С другой стороны, процесс отбора привилегированной прослойки влияет на ключевые направления политической стратегии, в числе которых порядок участия и приобретения должностей, и обеспечивает стабильность системы.

Пока правящая элита выполняет функцию самовоспроизводства, она имеет возможность полноценно господствовать в обществе. Под самовоспроизводством понимается способность закрепить и передать преемникам устои, ценности и нормы правящей верхушки. Как только механизм вырабатывает свой потенциал, появляются предпосылки для последующей смены властвующего слоя.

Сущность классической теории циркуляции элит сводится к следующим положениям:

  • любая социальная система стремится к равновесию и возвращается к нему;
  • социальный процесс с момента разбалансировки до прихода в устойчивое состояние образует социальный цикл;
  • протекание социального цикла зависит от характера циркуляции элит.

Качества, обеспечивающие элите господство, меняются во время социального развития, это обусловливает изменение и самой элитарной части. Социальная группа, претендующая на занятие элитарной позиции, должна иметь определенную базу, совокупность материальных либо духовных ценностей. Вне зависимости от того, в силу каких социально-политических предпосылок элита приходит к власти, первостепенной задачей для нее было и остается установление действенного механизма заполнения привилегированных позиций.

Каналы и способы рекрутирования политической элиты с примерами

Существуют общие закономерности процесса вхождения людей в правящую группу. Универсальными каналами рекрутирования элиты во всем мире выступают те социальные институты, включенность в которые дает людям возможность достичь власти.

  1. Политические партии. Их роль особенно велика на Западе, где претендент на вхождение в высший класс должен пройти по всем ступеням партийной иерархии. Так делали свою карьеру главы государств Маргарет Тетчер, Франсуа Миттеран, Гельмут Коль, Билл Клинтон и современные политики, сменившие их на ключевых государственных постах.
  2. Бюрократический аппарат. Доминирование бюрократического механизма и государственно-административного канала хорошо прослеживается на примере современной России с ее вертикалью власти, предсказуемыми выборными процедурами и, как следствие, бюрократической элитой в роли основного центра политического влияния.
  3. Церковь и религиозные организации. Канал характерен для исламских, испаноговорящих стран и стран с сильным влиянием католицизма.
  4. Профсоюзы. Профсоюзные лидеры играют заметную роль в политических элитах многих держав. Бывший президент США Рональд Рейган и бывший президент Польши Лех Валенса делали старт в политическую карьеру с позиций профсоюзных лидеров. А в немецких, французских, английских парламентах среди депутатов от лейбористской и социалистической партий традиционно доминируют не рабочие и фермеры, а профессиональные политики из числа профсоюзных лидеров.
  5. Экономические институты. Способ продвижения посредством бизнес-структур типичен для США, Японии.
  6. Армия. Влияние фактора велико в странах Латинской Америки, Африки, Азии. Боевые генералы Эхуд Барак и Ариэль Шарон впоследствии занимали высший государственный пост премьер-министра Израиля.
  7. Система образования. Играет существенную роль во всех странах мира. По мнению политологов, Великобританией управляют преимущественно выпускники Оксфорда или Кембриджа, имеющие два образования — юридическое и экономическое.
Читайте также:  Корейская косметика маска для лица pumpkin способ применения

В политологии выделяются две системы привлечения элит, которые в чистом виде встречаются редко. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки: модель гильдий и антрепренерская модель.

Модель гильдий представляет собой номенклатурную систему отбора, которая характеризуется отсутствием конкурентной борьбы, идеологизацией, политизацией и непотизмом. Преобладает в странах административного социализма, но некоторые элементы распространены в экономике и государственно-административной сфере высокоразвитых стран.

  1. Закрытость: привлечение претендентов на более высокие посты из нижестоящих слоев внутри привилегированного класса, медленный эволюционный путь наверх.
  2. Высокая институционализация: наличие многочисленных формальных требований для занятия должностей.
  3. Селекторат: узкий круг наиболее влиятельных представителей, осуществляющих отбор кадров.
  4. Воспроизводство: высокий уровень преемственности и низкая вероятность возникновения внутриэлитных противоречий.

Плюс: уравновешенность при принятии решений, стремление к консенсусу, предсказуемость и преемственность политического курса.

Минус: склонность к консерватизму и бюрократизации, вырождение господствующей группы, потеря способности к управлению.

Подобный тип характерен для традиционных обществ: касты в Древней Индии, аристократия в средневековой Европе. В XX веке наиболее четко система гильдий проявилась в тоталитарных и авторитарных политических системах: в СССР доступ в привилегированный класс открывало членство в КПСС. Номенклатурный способ формирования элиты утвердился в Советском Союзе, когда кандидатуры подбиралась сверху с учетом рекомендаций партийных органов, социального происхождения, наличия членства в партии, декларируемой верности официальной идеологии.

Антрепренерская модель предполагает постоянную конкуренцию между потенциальными членами элиты, обеспечивает приток в правящую группу наиболее одаренных индивидов. Преобладает в демократических государствах.

  1. Открытость: широкие возможности для претендентов из различных социальных групп.
  2. Низкая институционализация: небольшое количество фильтров.
  3. Электорат: широкий круг людей, проводящих набор, вплоть до всех избирателей.
  4. Конкурентность: первостепенная значимость индивидуальных качеств и творческих возможностей кандидатов.

Плюс: приспособленность к динамизму современной жизни, обновление элиты, более полная легитимация ее власти.

Минус: неустойчивость внутренней структуры элиты, частая смена политического курса, риск популизма — прихода в политику случайных, некомпетентных людей.

Справедливости ради нужно отметить и дополнительную классификацию системы рекрутирования истеблишмента. Она включает систему кооптации и систему ротации. Однако и модель назначения руководителей сверху, и модель передвижения по горизонтальным связям, перетекания индивидов из одной правящей структуры в другую, в том или ином виде представлена в системе гильдий.

Источник

Политическая элита: структура и способы рекрутирования

Существование политических элит в обществе обусловлено рядом объективных причин. Общество, как и все сложноорганизованные системы, нуждается в профессиональном управлении, что вызывает необходимость в политическом разделении труда. Ему необходимы люди, обладающие специальными навыками, знаниями и способностями осуществлять управленческие функции. Кроме того, политическая стратификация общества является следствием неравенства психологических, социальных и иных условий, которые создают неравный доступ к политической сфере для различных групп. Наконец, существование политической элиты обусловлено политической пассивностью основной массы населения, которая, занимаясь решением повседневных проблем, достаточно индифферентна к политическим вопросам.

Читайте также:  Способы заработка для школьника летом

Структура элитарного слоя, осуществляющего в государстве и обществе функции власти и управления, достаточно сложна. При анализе элиты исследователи используют два близких, но не идентичных термина: политическая элита и властвующая элита. Властвующая элита представляет собой совокупность всех групп, которые обладают реальным влиянием в обществе и контролируют основные социальные ресурсы. В ее состав входят следующие элементы: 1) экономическая элита (или бизнес-элита) – крупные собственники, руководители крупнейших корпораций и банков, т.е. те, в чьих руках сосредоточены основные материальные ресурсы общества; 2) военная элита – генералитет и высшее офицерство, контролирующие силовые ресурсы власти; 3) бюрократическая элита – высшие чиновники государственного аппарата, в чью компетенцию входит подготовка и реализация политических решений; 4) культурная и научная элита – наиболее авторитетные представители духовенства, творческой и научной интеллигенции, ответственные за производство идеологических и информационных ресурсов; 5) собственно политическая элита, включающая в себя высших представителей всех ветвей государственной власти, руководителей крупнейших партий и общественно-политических организаций, т. е. всех тех, кто непосредственно принимает важнейшие политические решения.

Политическая элита – это привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии общезначимых решений.

Внутри самой политической элиты можно выделить группы, различающиеся объемом своих полномочий и уровнем компетенции:

· высшая элита – ключевые политические руководители (президент, глава правительства, министры, спикер парламента, главы крупнейших партий) и их ближайшее окружение. Именно этот небольшой круг людей (100200 человек) принимает основные политические решения;

· средняя элита – люди, занимающие выборные должности на национальном, региональном и местном уровнях (парламентарии, депутаты местных органов представительной власти, губернаторы, мэры и т. д.);

· административная элита – высший слой государственных служащих (к примеру, на начало 2002 г. общая численность государственных служащих всех уровней власти (включая муниципальные) составляла в РФ 1,05 млн. чел.).

Под рекрутированием в политологии понимают процесс вовлечения в активную политическую жизнь. Рекрутирование политической элиты осуществляется через ряд каналов, которые универсальны для всех современных обществ: это политические партии, бюрократический аппарат, профсоюзы, сфера бизнеса, армия, религиозные организации. Роль своеобразного социального фильтра в процессе рекрутирования элиты играет система образования. Привилегированные учебные заведения (Оксфорд и Кембридж в Англии, Эколь нормаль во Франции и т. д.) обеспечивают их выпускникам дополнительные шансы стать членами правящего класса.

Универсальными являются и способы рекрутирования элиты. В самом общем виде они были описаны еще Г. Моской, различавшим демократическую и аристократическую формы обновления элиты. Современная политология соответственно трактует их как антрепренерскую (предпринимательскую) систему и систему гильдий. Система гильдий предполагает медленное продвижение кандидата по лестнице власти. Отбор осуществляется из определенных (весьма ограниченных) социальных групп или партий. Само рекрутирование носит закрытый и неконкурентный характер и осуществляется достаточно узким кругом лиц. По отношению к кандидатам выдвигается множество формальных требований, призванных подтвердить не столько их компетентность, сколько лояльность. Подобный тип формирования элиты характерен для традиционных обществ и авторитарных режимов. Длительное использование системы гильдий обеспечивает высокую степень предсказуемости в политике, но, вместе с тем, превращает элиту в замкнутую касту и обрекает ее на вырождение.

Антрепренерская система характеризуется демократизмом, ограниченным числом фильтров, ориентированностью на личные качества кандидата. Она предполагает острую конкурентную борьбу между кандидатами на руководящие посты. Подобный способ рекрутирования элиты, характерный для демократий, также не лишен недостатков. К ним следует отнести возможность попадания в элиту случайных людей, непредсказуемость политического курса, возможность конфликтов в рядах самой правящей элиты.

Читайте также:  Не лучший способ оправдаться как пишется

Особый интерес (в силу своего отечественного происхождения) представляет номенклатурная система рекрутирования, существовавшая в СССР и других социалистических странах. Ее можно рассматривать как частный случай системы гильдий. Сам термин «номенклатура» первоначально имел технический смысл и означал список руководящих должностей, назначение на которые утверждалось соответствующим комитетом КПСС (так, существовала номенклатура обкома КПСС, ЦК, Политбюро ЦК). Впоследствии этим термином стали обозначать советский правящий класс. Попадание в номенклатурный список означало, по сути, пожизненный элитный статус. Все номенклатурные должности были разделены на 14 рангов. Смысл иерархического построения номенклатуры состоял в том, что кандидат последовательно поднимался по ступенькам социальной лестницы. Номенклатурная иерархия обеспечивала преемственность курса и была по-своему эффективной системой подготовки управленческих кадров. Общая численность номенклатурного класса СССР составляла приблизительно 500700 тыс. человек, а вместе с членами семей – около 3 млн. (1,5 % всего населения страны).

Политическое лидерство

Важнейшим элементом правящей элиты является политический лидер. Лидерство является универсальным и неотъемлемым механизмом функционирования любой человеческой общности. Что касается политического лидерства, то в нем наиболее полно проявляется интегративная функция политики – способность согласовать и объединить различные группы интересов на основе общей программы действий.

Помимо политологии, проблема лидерства является предметом изучения целого ряда дисциплин – психологии, социологии, менеджмента. Междисциплинарная проработка данной проблематики привела к появлению ряда конвенциональных положений, позволивших прояснить природу лидерства и его отличие от других социальных феноменов и процессов.

Лидерство – это тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных форм власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого определения следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.

Специфика политического лидерства определяется, прежде всего, масштабом намеченных целей: оно, в отличие от группового или корпоративного лидерства, осуществляет свои функции в масштабах всего общества.

Природа лидерства может быть лучше понята, если сравнить его с собственно управлением (администрированием, менеджментом). В отличие от управления, лидерство предполагает наличие последователей, а не подчиненных. Соответственно, отношения «начальник подчиненный» заменяются отношениями «лидер последователи». Управленец (менеджер) – это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Лидер воодушевляет людей и вселяет в них энтузиазм, передавая им свое видение будущего. Управленцы ориентируются в своих действиях на кем-то установленные цели, лидеры, напротив, сами их формулируют. Менеджеры сконцентрированы на процессе принятия решений, как правило, на основе прежнего опыта, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем и поиска нестандартных способов их разрешений.

Выделяют два типа лидерства – формальное и неформальное. Формальное лидерство – это процесс влияния на людей с позиций занимаемой должности. Неформальное лидерство – это влияние через способности, умения или другие ресурсы, необходимые людям. Идеальным для лидерства является эффективное сочетание обеих основ власти.

Анализ проблемы лидерства осуществляется в социогуманитарных науках по трем направлениям: анализ лидерских качеств, лидерского стиля и ситуационных переменных. Наибольший интерес для политической науки представляет проблема стиля политического руководства.

Политический стиль – это характер взаимодействия лидера с окружением, способ реагирования на возникающие проблемы, методы осуществления политического курса.

Среди концепций лидерского стиля следует выделить теорию трех типов руководства американского ученого-бихевиориста К. Левина. Их содержание приведено в табл. 1. Исследование К. Левина продемонстрировало, что не существует универсального для всех ситуаций метода руководства. Эффективность того или иного стиля зависит от конкретных обстоятельств времени и места.

Источник

Оцените статью
Разные способы