- Раздел 4. Коммерческая деятельность предпринимательской фирмы в условиях конкуренции
- Цель и задачи темы
- Оглавление
- 4.3.1. Риск: понятие и факторы, его определяющие
- 4.3.2. Виды рисков
- Предпринимательский риск и способы его измерения
- Изучение понятия и факторов риска. Виды и классификация предпринимательского риска. Способы измерения, показатели риска и методы его оценки и снижения, способы построения кривых вероятностей возникновения потерь. Предпринимательские риски и страхование.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- 3. СПОСОБЫ ИЗМЕРЕНИЯ РИСКА
- 3.1 Показатели риска и методы его оценки, способы построения кривых вероятностей возникновения потерь
- 3.2 Способы снижения риска
- 3.3 Риски и страхование
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- ПРИЛОЖЕНИЯ
- ВВЕДЕНИЕ
Раздел 4. Коммерческая деятельность предпринимательской фирмы в условиях конкуренции
Цель и задачи темы
Целью темы является рассмотрение теории риска. В ходе реализации цели решаются следующие задачи:
- Рассмотрение понятия риска и факторов его определяющих, внешних и внутренних рисков;
- Анализ видов рисков;
- Управление рисками.
Оглавление
4.3.1. Риск: понятие и факторы, его определяющие
Любое предпринимательство сопряжено с риском. Риск – это вероятность определенного уровня потерь. Он связан с тем, что предприниматели могут выбрать не лучший вариант использования капитала в силу недоступности лучших вариантов или несовершенства информации о рынке.
Предпринимательский риск связан с действием внутренних и внешних факторов, которые его определяют. К основным факторам внешней среды относятся:
- наличие конкурентов среди предприятий, производящих (продающих) такую же продукцию и степень конкуренции между ними;
- доступность и качество поставщиков, осуществляющих поставки ресурсов, совершенство информации, которую они представляют;
- законодательные и нормативные акты, которые регулируют и изменяют основы деятельности предприятия, налоговая и денежно-кредитная политика государства: их стабильность, соответствие требованием текущего момента.
Внешние факторы порождают внешние риски:
- инфляционный, связанный с обесценением денег и ростом цен на ресурсы,
- дефляционный – потери доходов, вследствие падения цены на продукцию,
- валютный — из-за изменения валютного курса,
- биржевой риск, связанной с падением курса ценных бумаг предприятий, и падением рыночной стоимости активов фирм вследствие этого и т.д.
Внутренние факторы связаны, прежде всего, с уровнем и качеством менеджмента и маркетинга на предприятии:
- Отсутствием целей развития, обоснованных планов и программ;
- Недостаточным объёмом инвестирования и поэтому невысоким качеством и малым размером капитала;
- Низким качеством трудовых ресурсов предприятия: низкой квалификацией кадров, недостаточным опытом работников, плохо организованными связями между ними;
- Отсутствием инновационной деятельности, обеспечивающей постоянное создание конкурентоспособной продукции, обновление ассортимента, совершенствование технологии производства;
- Плохой организацией производственного процесса, коммерческой деятельности и т.п.;
- Низкой управляемостью процессами производства.
Внутренние факторы вызывают следующие типы рисков:
- Инвестиционный – риск недополучения прибыли (упущенных издержек), банкротства, потери капитала на спекулятивных сделках и т.п.;
- Операционный риск – значительное отличие фактических расходов от планируемых;
- Риск ликвидности – недостаточности средств для осуществления каких-либо мероприятий, выполнения обязательств.
Согласно теории риска, он делится на допустимый и критический. Допустимый риск – это риск потери прибыли. Критический риск связан с потерей всей выручки и банкротства предприятия. Чем больше уровень потерь, тем меньше вероятность их получения, поэтому критический риск – крайне редкое явление, обычно связан с действием внезапно возникших внешних факторов. Можно построить типичную кривую распределения вероятности потерь:
Как видно из графика, наиболее вероятные потери – небольшие (см. точку А), допустимый уровень потерь показывает точка В,а критический уровень – точка С – маловероятен.
Оценка риска – это определение этих точек. Если это удается, то предприятию удастся предотвратить риск полностью или в большей степени.
4.3.2. Виды рисков
Виды рисков совпадают с видами предпринимательства:
- производственный риск, который заключается в приобретении не лучшего набора факторов производства, выбора не лучшего варианта их использования;
- коммерческий риск – это потери вследствие неполной реализации (или не реализации) продукции или продажи ее по более низкой цене, чем планировалось;
- финансовый риск – потери, связанные с обесценением предоставленных в кредит средств, не возвратом средств, вложенных в ценные бумаги, валюту, вследствие изменения процентной ставки по кредитам, уменьшением доходности ценных бумаг и т.д.;
- посреднический риск — связан с потерей доходов, из-за отказа потенциального потребителя воспользоваться данной услугой после частичного ознакомления с ней;
- страховой риск – это потери вследствие наступления страхового случая.
Риск можно определить заранее. Для этого существуют следующие методы:
- статистические , т.е. анализ существующих примеров потерь в подобных производствах;
- экспертные – проведение экспертизы планируемой деятельности и определение вероятности потерь, или выяснение мнения специалистов (предпринимателей);
- расчетно-аналитический , основанный на использовании математических расчетов.
Иногда достаточно простых логических размышлений, стоящихся на знании экономических законов и/или здравом смысле, чтобы избежать рисков. Так, в период бума «ценных бумаг» МММ достаточно было задуматься, зачем компания берет деньги под 700 – 1000% годовых, если в банках можно было взять под 300 – 350%.
Для уменьшения возможных потерь существуют способы защиты: хеджирование, маркетинговые исследования, самострахование, диверсификация и проч. Управление рисками как раз заключается в том, чтобы, используя эти методы, предотвратить или уменьшить потери.
Наиболее часто используемым способом является страхование, т.е. заключение контракта со страховой фирмой на покрытие потерь (убытков) в случае наступления страхового случая. При этом страхователь по контракту вносит определенные страховые взносы, которые или накапливаются и служат основанием для возмещения потерь, или теряются, если страховой случай не наступил. Поскольку эти взносы относятся на себестоимость, предприниматели переносят возможные потери на покупателей продукции.
Помимо заключения договора со специализированными предприятиями, предприятие может само создать определенный резерв денежных средств, откуда покрываются потери, если таковые возникают. Этот способ называется самострахование.
Хеджирование – это способ ограждения от потерь, который заключается в подписании договоров или покупке контрактов на приобретение товаров (ценных бумаг, золота, ресурсов) в будущем. Тем самым предприниматели обеспечивают себя необходимыми средствами производства по заранее определенным ценам.
Источник
Предпринимательский риск и способы его измерения
Изучение понятия и факторов риска. Виды и классификация предпринимательского риска. Способы измерения, показатели риска и методы его оценки и снижения, способы построения кривых вероятностей возникновения потерь. Предпринимательские риски и страхование.
Рубрика | Экономика и экономическая теория |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 29.03.2015 |
Размер файла | 141,9 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный университет»
(национальный исследовательский университет)
Институт «Экономика, торговля и технологии»
Кафедра «Бухгалтерский учет и финансы»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ
по дисциплине «Микроэкономика»
Предпринимательский риск и способы его измерения
Студент группы ИЭТТ- 110
Челябинск 2013 г.
Объектом исследования является предпринимательский риск. В основной части работы мы рассмотрим основные виды предпринимательских рисков, проанализируем причины их возникновения, а также обратим внимание на показатели риска, методы его оценки и сопутствующие вопросы.
Основная цель моей курсовой работы — изучение, теоретическое рассмотрение и описание категории предпринимательские риски.
В работе рассмотрены определения понятия «предпринимательские риски», их виды, способы измерения и способы снижения.
1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ РИСК, ПОНЯТИЕ РИСКА, ФАКТОРЫ РИСКА
1.1 Понятие риска
1.2 Факторы риска
2. ВИДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО РИСКА
2.1 Вопросы классификации
3. СПОСОБЫ ИЗМЕРЕНИЯ РИСКА
3.1 Показатели риска и методы его оценки, способы построения кривых вероятностей возникновения потерь
3.2 Способы снижения риска
3.3 Риски и страхование
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Опыт развития всех стран показывает, что игнорирование или недооценка хозяйственного риска при разработке тактики и стратегии экономической политики, принятии конкретных решений неизбежно сдерживает развитие общества, научно-технического прогресса, обрекает экономическую систему на застой. Вновь возникновение интереса к проявлению риска в хозяйственной деятельности связано с проведением в России экономической реформы. Хозяйственная среда становится все более рыночной, вносит в предпринимательскую деятельность дополнительные элементы неопределенности, расширяет зоны рисковых ситуаций. В этих условиях возникают неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, а, следовательно, возрастает и степень предпринимательского риска. Хотим мы того или не хотим, но, осваивая предпринимательство, вступая на тропу бизнеса, вращаясь в рыночной среде, придется иметь дело с повышенным риском, угрозой не выиграть, а потерять в итоге сделки. И задача подлинного предпринимателя состоит не в том, чтобы искать дело с заведомо предвидимым, ясно очерченным, гарантированным результатом. Гарантий никто не дает, даже страховка только ослабляет, но не снимает риск. Более того, стремясь вообще избежать риска, можно оказаться вне дела и без дела. Надо не уходить от риска, а уметь чувствовать его, оценивать, знать допустимые пределы. Нельзя отказываться переходить улицу, чтобы не рисковать попасть под автомобиль. Надо знать и соблюдать правила перехода.
Актуальность темы «Предпринимательские риски и способы их измерения» сложно переоценить. В последнее время не только в России, но и во всем мире предпринимательство развивается огромными темпами. Во многом это связано с появлением и развитием высокотехнологичных и наукоемких отраслей промышленности и хозяйства. Например, рейтинги небольших по размерам ИТ компаний могут взлететь до заоблачных высот за считанные дни. А могут и не взлететь, а наоборот — принести просчитавшимся предпринимателям огромные убытки. Все это говорит о неопределенности ситуации и скоротечной изменчивости экономической среды. Вносит свое негативное воздействие и необходимость быстрого принятия решений, оперативной оценки ситуации. В таких условиях гораздо больше, чем прежде, должна быть гибкость хозяйственного механизма, его способность быстро и без потерь реагировать на смену направлений развития науки и техники, на структуру спроса. Это означает, что предпринимателям придется идти на риск. Основная задача в этом случае — выяснить степень его оправданности.
Понятие риска используется в целом ряде наук. Право рассматривает риск в связи с его правомерностью. Теория катастроф применяет данный термин для описания аварий и стихийных бедствий. Исследования по анализу риска можно найти в литературе по психологии, медицине, философии; в каждой из них изучение риска основывается на предмете исследования данной науки и, естественно, опирается на собственные подходы и методы.
Разработанность данной темы в литературе определила следующую структуру работы. Во введение описана актуальность и значимость проводимой работы, поставлены цель и задачи. В первой главе дано понятие предпринимательского риска, рассмотрены факторы риска. Вторая глава посвящена видам предпринимательского риска, освещены вопросы классификации, подробно рассмотрены такие виды рисков как производственный, коммерческий, финансовый, хозяйственный. В третьей главе изучены основные способы измерения предпринимательских рисков, методы их снижения. Далее дано заключение, содержащее вывод об исследованной проблеме, и список использованных источников. Основой для написания данной курсовой работы послужили труды таких авторов, как Райзберг Б. Г., Пелих А. С., Горфинкель Я. В., Вишняков Я. Д.
1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ РИСК, ПОНЯТИЕ РИСКА, ФАКТОРЫ РИСКА
1.1 Понятие риска и неопределённости, категория риска
В учебных пособиях говорится, что важнейшей чертой предпринимательства является наличие риска, как на стадии создания собственного дела, так и в течение дальнейшего функционирования предприятия. Это означает, что действия участников предпринимательства в условиях сложившихся рыночных отношений, конкуренции, функционирования всей системы экономических законов не могут быть с полной определенностью рассчитаны и осуществлены. Многие решения в предпринимательской деятельности приходится принимать в условиях неопределенности, когда необходимо выбирать направление действий из нескольких возможных вариантов, осуществление которых сложно предсказать (рассчитать, как говорится, на все сто процентов).
Риск присущ любой сфере человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений.
Нельзя сказать, что в экономике России проблема риска нова. В 20-х годах в выступлениях хозяйственных руководителей того времени звучали суждения о том, что от разрешения вопроса о риске будут зависеть темпы развития экономики страны. Однако уже к середине 30-х годов категория «риск» была объявлена буржуазным понятием. С идеологической точки зрения риск никак не сочетался с провозглашенным плановым характером развития экономики. Административно-командная система стремилась к уничтожению реальной предприимчивости вместе с неизбежным ее условием — риском.
Риск составляет объективно неизбежный элемент принятия любого хозяйственного решения в силу того, что неопределенность — неизбежная характеристика условий хозяйствования. В экономической литературе часто не делается различий между понятиями «риск» и «неопределенность». Но их следует разграничивать. В действительности первое характеризует такую ситуацию, когда наступление неизвестных событий весьма вероятно и может быть оценено количественно, а второе — когда вероятность наступления таких событий оценить заранее невозможно. В реальной ситуации решение, принимаемое предпринимателем, почти всегда сопряжено с риском, который обусловлен наличием ряда факторов неопределенности, заранее непредвиденных.
Для понимания природы предпринимательского риска фундаментальное значение имеет связь риска и прибыли. Адам Смит в «Исследованиях о природе и причинах богатства народов» отмечал, что достижение даже обычной нормы прибыли всегда связано с большим или меньшим риском. Известно, что получение прибыли предпринимателю не гарантировано, вознаграждением за затраченные им время, усилия и способности могут оказаться как прибыль, так и убытки. Однако, предприниматель проявляет готовность идти на риск в условиях неопределенности, поскольку наряду с риском потерь существует возможность дополнительных доходов. Можно выбрать решения, содержащие меньше риска, но при этом меньше будет и получаемая прибыль (см. Приложение 1). Из графика видно, что нулевой риск обеспечивает самый низкий доход (0; П1 ), а при самом высоком риске Р = Р2. прибыль имеет наиболее высокое значение П = П3 (П3 > П2 > П1).
Следует заметить, что предприниматель вправе частично переложить риск на других субъектов экономики, но полностью избежать его он не может. Справедливо считается: кто не рискует, тот не выигрывает. Иными словами, для получения экономической прибыли предприниматель должен осознанно пойти на принятие рискового решения. В предпринимательской деятельности важно правильно распределить риск между контрагентами. Ответственным за риском должен стать тот компаньон проекта, который лучше всех других может его рассчитывать и контролировать.
Риск характеризуется как опасность возникновения непредвиденных потерь ожидаемой прибыли, дохода или имущества, денежных средств в связи со случайным изменением условий экономической деятельности, неблагоприятными обстоятельствами. Его величина измеряется частотой, вероятностью возникновения того или иного уровня потерь.
Можно с уверенностью сказать: неопределенность и риск в предпринимательской деятельности играют очень важную роль, заключая в себе противоречие между планируемым и действительным, то есть источник развития предпринимательской деятельности. Предпринимательский риск имеет объективную основу из-за неопределенности внешней среды по отношению к предпринимательской фирме. Внешняя среда включает в себя объективные экономические, социальные и политические условия, в рамках которых фирма осуществляет свою деятельность и к динамике которых она вынуждена приспосабливаться. Неопределенность ситуации предопределяется тем, что она зависит от множества переменных, контрагентов и лиц, поведение которых не всегда можно предсказать с приемлемой точностью. Сказывается также и отсутствие четкости в определении целей, критериев и показателей их оценки (сдвиги в общественных потребностях и потребительском спросе, появление технических и технологических новшеств, изменение конъюнктуры рынка, непредсказуемые природные явления).
Хозяйственные, финансовые и инвестиционные риски представляют собой обязательные атрибуты функционирования субъектов рыночной экономики. Само по себе наличие риска, сопровождающего деятельность того или иного предприятия, не является ни достоинством, ни недостатком. Наоборот, отсутствие риска, то есть опасности наступления непредсказуемых и нежелательных для субъекта последствий его действий, как правило, в конечном счете, вредит экономике, подрывает ее динамичность и эффективность.
Риск распределяется при разработке финансового плана проекта и договорных документов. Распределение риска между участниками проекта может быть качественным и количественным. Количественное распределение предполагает использование концептуальной модели, базирующееся на стандартных методах решения, основой которых является «дерево вероятностей и решений», используемое для установления их последовательности.
Качественное распределение риска предусматривает принятие участниками проект решений, направленных на увеличение или уменьшение потенциальных инвесторов, что зависит от доли риска, которую участники хотят возложить на инвестора. Однако это затрудняет разработчикам проекта привлечение опытных инвесторов. Участники переговоров должны проявлять максимум гибкости в решении вопроса о доле риска, который они согласны принять на себя.
1.2 Факторы риска
Предпринимательский риск складывается под влиянием объективных (внешних) и субъективных (внутренних) факторов.
К наиболее важным внешним факторам относятся: инфляция (значительный и неравномерный рост цен как на сырье, материалы, топливо, энергоносители, комплектующие изделия, транспортные и другие услуги, так и на продукцию и услуги предприятия); изменение банковских процентных ставок и условий кредитования, налоговых ставок и таможенных пошлин; изменения в отношениях собственности и аренды, в трудовом законодательстве и др.
Не менее опасно для деятельности предприятия влияние внутренних факторов, которые связаны с ошибками и упущениями руководства и персонала [5].
Каждый участник рыночных отношений изначально лишен заранее известных, однозначно заданных параметров, гарантий успеха: обеспеченной доли участия в рынке, доступности к производственным ресурсам по фиксированным ценам, устойчивости покупательной способности денежных единиц, неизменности норм и нормативов и других инструментов экономического управления.
Большое количество людей обращает внимание только на объективную сторону предпринимательского риска. Действительно, риск связан с реальными процессами в экономике. Объективность риска связана с наличием факторов, существование которых, в конечном счете, не зависит от действия предпринимателей.
Тем не менее, некоторыми учеными рассматривается субъективная сторона риска. Смысл этой идеи заключается в зависимости восприятия риска каждым конкретным человеком, с его характером, складом ума, психологическими особенностями, уровнем знаний в области его деятельности. Для одного предпринимателя данная величина риска является приемлемой, тогда как для другого — неприемлемой.
2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО РИСКА
2.1 Вопросы классификации
предпринимательский риск потеря страхование
Существуют определенные виды рисков, действию которых подвержены все без исключения предпринимательские организации. Наряду с общими есть специфические виды риска, характерные для определенных видов деятельности. Так, банковские риски отличаются от рисков в страховой деятельности, а последние в свою очередь от рисков в производственном предпринимательстве и т.д. Видовое разнообразие рисков очень велико. Экономическое и политическое развитие современного мира порождает новые виды риска, которые довольно трудно определить, оценить количественно.
Существует множество подходов к классификации риска.
В настоящее время принято делить все риски на две большие группы: внешние и внутренние.
Источником возникновения является внешняя среда по отношению к предпринимательской фирме. Предприниматель не может оказывать на них влияние, он может только предвидеть и учитывать их в своей деятельности.
К ним относятся:
природно-естественные (риск стихийных бедствий и экологические риски);
общеэкономические (риск изменения экономической ситуации, риск неблагоприятной конъюнктуры рынка, риск усиления конкуренции и отраслевой риск);
политические (риск национализации и экспроприации, риск трансферта, риск разрыва контракта, риск военных действий и гражданских беспорядков); финансовые риски, связанные с покупательной способностью денег (инфляционные и дефляционные риски, валютные риски, риски ликвидности,
риск изменения общерыночной ставки процента).
Источником является сама предпринимательская фирма. Эти риски возникают в случае неэффективного менеджмента, ошибочной маркетинговой политики, а также в результате внутрифирменных злоупотреблений.
К ним относятся:
производственные (риски снижения производительности труда, потерь рабочего времени, перерасхода или отсутствия необходимых материалов);
технические (риски при внедрении новых технологий или инновационные риски, риски потерь при отрицательных результатах НИОКР, риски потерь в результате сбоев и поломки оборудования);
коммерческие (риски, связанные с реализацией товара на рынке, транспортные риски, риск, связанный с приемкой товара покупателем, риск, связанный с платежеспособностью покупателя);
инвестиционные (риск упущенной выгоды, процентный риск, кредитный риск, биржевые риски, селективный риск, риск банкротства).
В современных условиях хозяйствования выделяют два типа предпринимательского риска по уровню принятия решений: макроэкономический (глобальный) риск и риск на уровне отдельных фирм (локальный).
С точки зрения длительности во времени предпринимательские риски можно разделить на кратковременные и постоянные.
По степени правомерности предпринимательского риска могут быть выделены: оправданный (правомерный) и неоправданный (неправомерный) риски.
Все предпринимательские риски можно также разделить на две группы в соответствии с возможностью страхования: страхуемые и нестрахуемые.
Выделяют и такие виды рисков как:
— риски чистые и спекулятивные
— динамические и статические
— абсолютные и относительные
Кроме всего прочего, нужно учитывать риск инфляционный (вызванный непредвиденным ростом издержек производства вследствие инфляционного процесса), риск несбалансированной ликвидности (опасность потерь в случае неспособности банковского учреждения покрыть свои обязательства по пассивам банка требованиями по активам), риск ценовой (риск изменения цены долгового обязательства вследствие роста или падения текущего уровня процентных ставок).
Одним из важнейших видов рисков предпринимательской деятельности фирмы в условиях рыночной экономики является кредитный риск. Кредитный риск связан с возможностью невыполнения предпринимательской фирмой своих финансовых обязательств перед инвестором в результате использования для финансирования деятельности фирмы внешнего займа. Он возникает в процессе делового общения предприятия с его кредиторами: банком и другими финансовыми учреждениями; контрагентами: поставщиками и посредниками; а также с акционерами.
Зарубежные экономисты выделяют имущественный, моральный и деловой кредитные риски. Деловой риск, как правило, связывается со способностями предпринимателя производить прибыль за определенный период времени. Под моральным риском подразумевается та часть риска, которая имеет отношение к займу денег и зависит от моральных качеств заемщика. Имущественный риск определяется тем, достаточно ли собственных активов заемщика для покрытия объема кредита [9].
Подробно остановимся на следующих видах риска:
1. Производственный риск
Производственный риск связан с производством продукции, товаров и услуг; с осуществлением любых видов производственной деятельности, в процессе которой предприниматели сталкиваются с проблемами неадекватного использования сырья, роста себестоимости, увеличения потерь рабочего времени, использования новых методов производства. К основным причинам производственного риска относятся:
— снижение намеченных объемов производства и реализации продукции вследствие снижения производительности труда, простоя оборудования, потерь рабочего времени, отсутствия необходимого количества исходных материалов, повышенного процента брака производимой продукции;
— снижение цен, по которым планировалось реализовывать продукцию или услугу, в связи с ее недостаточным качеством, неблагоприятным изменением рыночной конъюнктуры, падением спроса;
— увеличение расхода материальных затрат в результате перерасхода материалов, сырья, топлива, энергии, а так же за счет увеличения транспортных расходов, торговых издержек, накладных и других побочных расходов;
— рост фонда оплаты труда за счет превышения намеченной численности либо за счет выплат более высокого, чем запланировано, уровня заработной платы отдельным сотрудникам;
— увеличение налоговых платежей и других отчислений в результате изменения ставки налогов в неблагоприятную для предпринимательской фирмы сторону и их отчислений в процессе деятельности;
— низкая дисциплина поставок, перебои с топливом и электроэнергией;
— физический и моральный износ оборудования отечественных предприятий.
2. Коммерческий риск
Коммерческий риск — это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем. Основные причины коммерческого риска:
— снижение объемов реализации в результате падения спроса или потребности на товар, реализуемый предпринимательской фирмой, вытеснение его конкурирующими товарами, введение ограничений на продажу;
— повышение закупочной цены товара в процессе осуществления предпринимательского проекта;
— непредвиденное снижение объемов закупок в сравнении с намеченными, что уменьшает масштаб всей операции и увеличивает расходы на единицу объема реализуемого товара (за счет условно постоянных расходов);
— потери качества товара в процессе обращения (транспортировки, хранения), что приводит к снижению его цены;
— повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли предпринимательской фирмы.
Коммерческий риск является одним из видов риска предпринимательского.
3. Финансовый риск
Под финансовым понимается риск, возникающий при осуществлении финансового предпринимательства или финансовых сделок, исходя из того, что в финансовом предпринимательстве в роли товара выступают либо валюта, либо ценные бумаги, либо денежные средства.
К финансовому риску относятся:
Поскольку в последнее время для отечественных предпринимателей все большую актуальность приобретает учет валютного риска, рассмотрим данный вид экономического риска более подробно.
Валютный риск — это вероятность финансовых потерь в результате изменения курса валют, которое может произойти в период между заключением контракта и фактическим производством расчетов по нему. Валютный курс, устанавливаемый с учетом покупательной способности валют, весьма подвижен.
Валютный риск включает в себя три разновидности:
Кроме этого, следует различать валютный риск для импортера и риск для экспортера. Риск для экспортера — это падение курса иностранной валюты с момента получения или подтверждения заказа до получения платежа и во время переговоров. Риск для импортера — это повышение курса валюты в отрезок времени между датой подтверждения заказа и днем платежа [1].
4. Хозяйственный риск.
Из всего многообразия рисков следует обратить внимание на хозяйственный или предпринимательский риск. Это риск, возникающий при любых видах деятельности, связанный с производством продукции, товаров, услуг, их реализацией, товарно-денежными, и финансовыми операциями, коммерцией, осуществлением социально-экономических и научно-технических проектов.
Предпринимательский риск — опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с их ожидаемой величиной, ориентированной на рациональное использование ресурсов, в виде дополнительных расходов сверх предусмотренных прогнозом, программой его действий.
И другое важное обстоятельство, которое нужно учитывать: этот вид риска характеризует вероятность отклонения от цели, конечного результата, которые были определены при разработке плановых показателей [3].
3. СПОСОБЫ ИЗМЕРЕНИЯ РИСКА
3.1 Показатели риска и методы его оценки, способы построения кривых вероятностей возникновения потерь
Несомненно, что риск есть вероятностная категория, и в этом смысле наиболее обоснованно с научных позиций характеризовать и измерить его как вероятность возникновения определенного уровня потерь.
Строго говоря, при всесторонней оценке риска следовало бы устанавливать для каждого абсолютного или относительного значения величины возможных потерь соответствующую вероятность возникновения такой величины.
Исходная стадия оценки риска — это процесс построения кривой вероятностей (или таблицы). Но применительно к предпринимательству это чаще всего чрезвычайно сложная задача. Поэтому практически приходится ограничиваться упрощенными подходами, оценивая риск по одному или нескольким, показателям, представляющим обобщенные характеристики, наиболее важные для суждения о приемлемости риска.
Рассмотрим одни из главных показателей риска. С этой целью сначала выделим определенные области или зоны риска в зависимости от величины потерь (см. Приложение 2).
Область, в которой потери не ожидаются, назовем безрисковой зоной, ей соответствуют нулевые потери или отрицательные (превышение прибыли).
Под зоной допустимого риска будем понимать область, в пределах которой данный вид предпринимательской деятельности сохраняет свою экономическую целесообразность, т. е. потери имеют место, но они меньше ожидаемой прибыли.
Граница зоны допустимого риска соответствует уровню потерь, равному расчетной прибыли от предпринимательской деятельности. Следующую более опасную область будем называть зоной критического риска. Это область, характеризуемая возможностью потерь, превышающих величину ожидаемой прибыли, вплоть до величины полной расчетной выручки от предпринимательства, представляющей сумму затрат и прибыли.
Иначе говоря, зона критического риска характеризуется опасностью потерь, которые заведомо превышают ожидаемую прибыль и в максимуме могут привести к невозмещаемой потере всех средств, вложенных предпринимателем в дело. В последнем случае предприниматель не только не получает от сделки никакого дохода, но несет убытки в сумме всех бесплодных затрат.
Зона катастрофического риска представляет область потерь, которые по своей величине превосходят критический уровень и в максимуме могут достигать величины, равной имущественному состоянию предпринимателя. Катастрофический риск способен привести к краху, банкротству предприятия, его закрытию и распродаже имущества.
К категории катастрофического риска следует относить вне зависимости от имущественного или денежного ущерба риск, связанный с прямой опасностью для жизни людей или возникновением экологических катастроф.
Наиболее полное представление о риске дает так называемая кривая распределения вероятностей потери или графическое изображение зависимости вероятности потерь от их уровня, показывающее, насколько вероятно возникновение тех или иных потерь [10].
Для установления вида типичной кривой вероятности потерь, рассмотрим прибыль как случайную величину и построим вначале кривую распределения вероятностей получения определенного уровня прибыли (см. Приложение 3).
При построении кривой распределения вероятностей получения прибыли приняты следующие предположения.
1. Наиболее вероятно получение прибыли, равной расчетной величине — ПРр. Вероятность (Вр) получения такой прибыли максимальна, соответственно значение ПРр можно считать математическим ожиданием прибыли.
Вероятность получения прибыли, большей или меньшей по сравнению с расчетной, тем ниже, чем больше такая прибыль отличается от расчетной, т. е. значения вероятностей отклонения от расчетной прибыли монотонно убывают при росте отклонений.
2. Потерями прибыли (ПР) считается ее уменьшение в сравнении с расчетной величиной ПРр. Если реальная прибыль равна ПР, то
3. Вероятность исключительно больших (теоретически бесконечных) потерь практически равна нулю, так как потери заведомо имеют верхний предел (исключая потери, которые не представляется возможным оценить количественно).
Принятые допущения могут не соблюдаться для всех видов риска. Но, в общем, они верно отражают общие закономерности изменения предпринимательского риска и базируются на гипотезе, что прибыль как случайная величина подчинена нормальному или близкому к нормальному закону распределения.
Исходя из кривой вероятностей получения прибыли, построим кривую распределения вероятностей возможных потерь прибыли, которую, собственно, и следует называть кривой риска. Фактически это та же кривая, но построенная в другой системе координат (см. Приложение 4).
Выделим на изображенной кривой распределения вероятностей потерь прибыли (дохода) ряд характерных точек.
Первая точка (ПР=0 и В=Вр) определяет вероятность нулевых потерь прибыли. В соответствии с принятыми допущениями вероятность нулевых потерь максимальна, хотя, конечно, меньше единицы.
Вторая точка (ПР=ПРр и В=Вд) характеризуется величиной возможных потерь, равной ожидаемой прибыли, т. е. полной потерей прибыли.
Точки 1 и 2 являются граничными, определяющими положение зоны допустимого риска.
Третья точка (ПР=ВР и В=Вкр) соответствует величине потерь, равных
расчетной выручке ВР. Вероятность таких потерь равна Вкр.
Точки 2 и 3 определяют границы зоны критического риска.
Четвертая точка (ПР=ИС и В=Вкт) характеризуется потерями, равными имущественному (ИС) состоянию предпринимателя, вероятность которых равна Вкт.
Между точками 3 и 4 находится зона катастрофического риска.
Потери, превышающие имущественное состояние предпринимателя, не рассматриваются, так как их невозможно взыскать.
Вероятности определенных уровней потерь являются важными показателями, позволяющими высказывать суждение об ожидаемом риске и его приемлемости, поэтому построенную кривую можно назвать кривой риска.
Например, если вероятность катастрофической потери выражается показателем, свидетельствующим об ощутимой угрозе потери всего состояния (например, при его значении, равном 0,2), то здравомыслящий осторожный предприниматель заведомо откажется от такого дела и не пойдет на подобный риск.
Таким образом, если при оценке риска предпринимательской деятельности удается построить не всю кривую вероятностей риска, а только установить четыре характерные точки (наиболее вероятный уровень риска и вероятности допустимой, критической и катастрофической потери), то задачу такой оценки можно считать успешно решенной.
Значения этих показателей в принципе достаточно, чтобы в подавляющем большинстве случаев идти на обоснованный риск.
Предпринимателю, оценивающему риск, больше свойствен не точечный, а интервальный подход. Ему важно знать не только, что вероятность потерять 1000 руб. в намечаемой сделке составляет, скажем, 0,1 или 10%. Он будет также интересоваться, насколько вероятно потерять сумму, лежащую в определенных пределах (в интервале, например, от 1000 до 1500 руб.).
Наличие кривой вероятности потери позволяет ответить на такой вопрос путем нахождения среднего значения вероятности в заданном интервале потерь.
Вполне возможно и другое проявление интервального подхода в форме “полуинтервального”, весьма характерного именно для предпринимательского риска.
В процессе принятия предпринимателем решений о допустимости и целесообразности риска ему важно представлять не столько вероятность определенного уровня потерь, сколько вероятность того, что потери не превысят некоторого уровня. По логике именно это и есть основной показатель риска.
Вероятность того, что потери не превысят определенного уровня, есть показатель надежности, уверенности. Очевидно, что показатели риска и надежности предпринимательского дела тесно связаны между собой.
Предположим, предпринимателю удалось установить, что вероятность потерять 10000 руб. равна 0,1%, т. е. относительно невелика, и он готов к такому риску.
Принципиально важно здесь то, что предприниматель опасается потерять не именно 10000 руб. Он готов идти на любую меньшую потерю и никак не готов согласиться на большую. Это естественная закономерная психология поведения предпринимателя в условиях риска.
Знание показателей риска — Вр, Вд, Вкр, Вкт — позволяет выработать суждение и принять решение об осуществлении предпринимательства. Но для такого решения недостаточно оценить значения показателей (вероятностей) допустимого, критического и катастрофического риска. Надо еще установить или принять предельные величины этих показателей, выше которых они не должны подниматься, чтобы не попасть в зону чрезмерного, неприемлемого риска.
Обозначим предельные значения вероятностей возникновения допустимого, критического и катастрофического риска соответственно Кд, Ккр, Ккт. Величины этих показателей в принципе должна устанавливать и рекомендовать прикладная теория предпринимательского риска, но и сам предприниматель вправе назначить свои собственные предельные уровни риска, которые он не намерен превышать.
Можно ориентироваться на следующие предельные значения показателей риска Кд=0,1; Ккр=О,01, Ккт=0,001, т. е. соответственно 10, 1 и 0,1%. Это означает, что не следует идти на предпринимательскую сделку, если в 10 случаях из ста можно потерять всю прибыль, в одном случае из ста потерять выручку и хотя бы в одном случае из тысячи потерять имущество.
В итоге, имея значения трех показателей риска и критериев предельного риска, сформулируем самые общие условия приемлемости анализируемого вида предпринимательства:
А. Показатель допустимого риска не должен превышать предельного значения (Вд
Источник