Предпринимательский риск понятие виды способы снижения

Содержание
  1. Предпринимательский риск: понятия, сущность и виды классификаций
  2. Экономические науки
  3. Похожие материалы
  4. Бизнес-риски
  5. Кто не рискует, тот не зарабатывает
  6. Риск организации бизнеса
  7. Стандартный предпринимательский риск
  8. Финансовый риск
  9. Риск мировых факторов
  10. Риск личности бизнесмена
  11. Предпринимательский риск. Способы снижения риска
  12. Понятие, сущность и классификация предпринимательских рисков. Функции предпринимательского риска, его объективные и субъективные причины. Анализ рисков и основные критерии Б. Берлимера. Способы снижения степени вероятности предпринимательского риска.
  13. Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
  14. Глава 1. Понятие, сущность предпринимательского риска и его классификация
  15. 1.1 Объективные и субъективные причины предпринимательского риска
  16. 1.2 Функции предпринимательского риска
  17. Глава 2. Анализ предпринимательского риска
  18. Список литературы
  19. Введение
  20. В работе я хочу рассмотреть такие вопросы, как виды рисков, их причины, методы подсчета и анализа, а также меры, направленные на снижение рисков.
  21. В этом заключается актуальность данной темы.
  22. Глава 1. Понятие, сущность предпринимательского риска и его классификация
  23. Понятие риска используется в целом ряде наук. Исследования по анализу риска можно найти в литературе по психологии, медицине, философии; в каждой из них изучение риска основывается на предмете исследования данной науки и, естественно, опирается на собственные подходы и методы. Такое разнообразие направлений исследования риска объясняется многоаспектностью этого явления.
  24. В экономической науке по существу отсутствуют общепризнанные теоретические положения о предпринимательском риске, фактически не разработаны методы оценки риска применительно к тем или иным производственным ситуациям и видам предпринимательской деятельности, отсутствуют рекомендации о путях и способах уменьшения и предотвращения риска. Хотя следует отметить, что в последние годы появились научные работы, в которых при рассмотрении вопросов планирования, экономической деятельности коммерческих организаций, соотношения спроса и предложения затрагиваются вопросы риска, такие, как: «Риски в современном бизнесе»,
  25. Б. Г. Райзберга «Азбука предпринимательства»; А. А. Первозванского и Т. Н. Первозванской «Финансовый рынок: расчет и риск» и др.
  26. Анализ многочисленных определений риска позволяет выявить основные моменты, которые являются характерными для рисковой ситуации, такие, как:
  27. случайный характер события, который определяет, какой из возможных исходов реализуется на практике;
  28. наличие альтернативных решений;
  29. известны или можно определить вероятности исходов и ожидаемые результаты;
  30. вероятность возникновения убытков;
  31. вероятность получения дополнительной прибыли.
  32. 1.1 Объективные и субъективные причины предпринимательского риска
  33. Риск составляет объективно неизбежный элемент принятия любого хозяйственного решения в силу того, что неопределенность — неизбежная характеристика условий хозяйствования. В экономической литературе часто не делается различий между понятиями «риск» и «неопределенность». В действительности первое характеризует такую ситуацию, когда наступление неизвестных событий весьма вероятно и может быть оценено количественно, а второе — когда вероятность наступления таких событий оценить заранее невозможно. В реальной ситуации решение, принимаемое предпринимателем, почти всегда сопряжено с риском, который обусловлен наличием ряда факторов неопределенности, заранее не предвиденных.
  34. Для понимания природы предпринимательского риска фундаментальное значение имеет связь риска и прибыли. Адам Смит в «Исследованиях о природе и причинах богатства народов» отмечал, что достижение даже обычной нормы прибыли всегда связано с большим или меньшим риском. Известно, что получение прибыли предпринимателю не гарантировано, вознаграждением за затраченные им время, усилия и способности могут оказаться как прибыль, так и убытки.
  35. П. Хейне в своей работе «Экономический образ мышления» отмечает, что прибыль возникает «по причине неопределенности, в отсутствие которой все, относящееся к получению прибыли, было бы широко известно, все возможности ее получения были бы полностью использованы и, следовательно, прибыли везде равнялись бы нулю». Таким образом, при отсутствии неопределенности любые расхождения между выручкой и издержками будут устранены в процессе конкуренции и прибыль станет равной нулю. В реальном, постоянно меняющемся и поэтому всегда неопределенном мире такого не происходит.
  36. 1.2 Функции предпринимательского риска
  37. Инновационную функцию предпринимательский риск выполняет, стимулируя поиск нетрадиционных решений проблем, стоящих перед предпринимателем. Большинства фирм, компаний добиваются успеха, становятся конкурентоспособными на основе инновационной экономической деятельности, связанной с риском. Рисковые решения, рисковей тип хозяйствования приводят к более эффективному производству, от которого выигрывают и предприниматели, и потребители, и общество в целом.
  38. Регулятивная функция имеет противоречивый характер и выступает в двух формах: конструктивной и деструктивной. Риск предпринимателя, как правило, ориентирован на получение значимых результатов нетрадиционными способами. Тем самым он позволяет преодолевать консерватизм, догматизм, косность, психологические барьеры, препятствующие перспективным нововведениям. В этом проявляется конструктивная форма регулятивной функции предпринимательского риска.
  39. Конструктивная форма регулятивной функции риска заключается и в том, что способность рисковать — один из путей успешной деятельности предпринимателя. Однако риск может стать проявлением авантюризма, субъективизма, если решение принимается в условиях неполной информации, без должного учета закономерностей развития явления. В этом случае риск выступает в качестве дестабилизирующего фактора. Следовательно, хотя риск и «благородное дело», но не любые решения целесообразно реализовывать на практике, они должны быть обоснованными, иметь взвешенный, разумный характер.
  40. Защитная функция риска проявляется в том, что если для предпринимателя риск — естественное состояние, то нормальным должно быть и терпимое отношение к неудачам. Инициативным, предприимчивым хозяйственникам нужна социальная защита, правовые, политические и экономические гарантии, исключающие в случае неудачи наказание и стимулирующие оправданный риск.

Предпринимательский риск: понятия, сущность и виды классификаций

Экономические науки

  • Сафарова Эльвира Шамиловна , студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • Похожие материалы

    Любая предпринимательская деятельность подвержена рискам.

    Под риском обычно понимают потенциальную (возможную) опасность потерь, которые вытекают из специфики тех или иных явлений природы или видов деятельности человека

    Предпринимательский риск — это риск, возникающий при любых видах предпринимательской деятельности, связанных с производством продукции, реализацией товаров и предоставлением услуг; товарно-денежными и финансовыми операциями; коммерцией, а также осуществлением научно-технических проектов.

    Предпринимательский риск — опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучения доходов в сравнении с их ожидаемой (прогнозной) величиной. Сложность классификации предпринимательских рисков заключается в их разнообразии.. Существуют определённые категории рисков, которые оказывают воздействие на все виды предпринимательской деятельности, но в тоже время существуют и специфические риски, оказывающие влияние лишь на компании, которые функционируют в определённых сферах деятельности. Например, специфические риски присущи производственной, торговой, банковской, страховой деятельности.

    Исходя из источников возникновения, все предпринимательские риски можно разделить на внутренние и внешние.

    • внутренние риски возникают непосредственно в самой компании: риски, порождаемые персоналом (низкий уровень квалификации, некомпетентность, злоупотребления); неэффективный менеджмент, просчёты в стратегическом планировании и т.п.
    • внешним рискам относятся риски, которые неподвластны компании, т.е. компания не может оказать на них влияние, а может только предвидеть: стихийные бедствия, забастовки, военные действия, изменение законодательства и системы налогообложения, национализация, введение ограничений на финансово-кредитном рынке и т.п.

    По времени воздействия предпринимательские риски можно разделить на краткосрочные и постоянные.

    • краткосрочные риски существуют на протяжении определённого промежутка времени и, в принципе, могут быть чётко определены. Например, риск платежа за поставленные товары существует до тех пор, пока контрагент-покупатель не осуществит расчёт.
    • постоянные риски непрерывно угрожают предпринимательской деятельности компании в конкретном географическом регионе или сфере коммерческой деятельности, Например, для фермерского хозяйства в конкретном географическом регионе всегда присущ риск неблагоприятных природных условий (заморозки, засуха, проливные дожди и т.п.), оказывающих негативное влияние на урожайность выращиваемых культур.

    Предпринимательский риск также можно подразделить на производственный, коммерческий и финансовый.

    • производственный риск связан непосредственно с хозяйственной деятельностью предприятия, ориентированной на получение максимальной прибыли путём удовлетворения потребностей и запросов покупателей согласно требованиям рынка.

    В производственной деятельности промышленного предприятия можно выделить следующие риски:

    • риск полной или частичной остановки предприятия вследствие сбоев в поставке необходимых для обеспечения производства материалов, комплектующих деталей и прочих ресурсов;
    • риск сбыта произведенной продукции (проблемы с реализацией);
    • риск неполучения или несвоевременного получения денежных средств за отгруженную на реализацию продукцию;
    • риск отказа покупателя от полученной и оплаченной продукции или риск возврата;
    • риск срыва заключенных соглашений о предоставлении займов, инвестиций или кредитов;
    • ценовой риск, связанный с определением цены на реализуемую предприятием продукцию и услуги, а также риск в определении цены на необходимые средства производства, используемое сырье, материалы, топливо, энергию, рабочую силу и капитал (в виде процентных ставок по кредитам). Существенные просчёты в ценообразовании могут иметь катастрофические последствия для предприятия, привести к существенной потере доли рынка, увеличению товарных остатков (нереализованной продукции) и т.п. Ценовой риск существенно возрастает в условиях инфляции;
    • риск банкротства как деловых партнеров (контрагентов: реализаторов, поставщиков и т.п.), так и самого предприятия.
    • коммерческий риск связан с коммерческой деятельностью. Он возникает в процессе реализации товаров и услуг, произведённых или купленных предприятием (например, торговые риски, транспортные риски, риски конкурентной борьбы и т.п.).
    • финансовый риск связан с финансовой деятельностью. Он возникает при осуществлении финансовых сделок, исходя из того, что в роли товара выступает капитал, ценные бумаги, валюта (например, кредитный риск, валютный, процентный, инвестиционный).

    Вступая в рынок, нам придется иметь дела с неопределенностью и повышенным риском. Не избегать риска, а суметь оценить его вероятность, степень и допустимые пределы — такова задача любого рыночного субъекта. Само по себе наличие риска, сопровождающего деятельность рыночного предприятия, не является недостатком рыночной экономики. Более того, отсутствие риска, то есть опасности возникновения непредсказуемых и нежелательных для предприятия последствий его собственных действий, как правило, вредит экономике, поскольку подрывает ее динамичность и эффективности.

    Источник

    Бизнес-риски

    Кто не рискует, тот не зарабатывает

    Ни для кого не секрет: чтобы открыть свой бизнес, нужно через многое пройти. Под «многим» подразумеваются не только реализация собственного желания, планирование и вложение денег. В первую очередь предприниматель, будь он новичком или закоренелым бизнесменом, должен помнить о тех рисках, которые ожидают его на пути к прибыли. Понятно, что, когда открываешь свое дело, сомнений не избежать. Но одни с этими сомнениями справляются, а другие только больше в них вязнут. Какие же существуют бизнес-риски и как их избежать?

    Риск организации бизнеса

    Главным риском для каждого предпринимателя является сомнение, что бизнес не принесет прибыли. И исход сомнения зависит от того, как человек психологически настроен на успех своего дела. Излишняя пессимистичность еще никого не спасала, но и с крайним оптимизмом далеко не уедешь. Нужно помнить, что на любой бизнес, каким бы простым в реализации он ни казался, нельзя смотреть сквозь розовые очки.

    Открывая бизнес, предприниматель должен держать в голове основные параметры:

    • четкую идею и план ее реализации;
    • уровень конкуренции и свои возможности, дабы суметь справиться с конкурентами.

    К тому же к этим пунктам всегда добавляется реакция общества и рынка на появление новичка. Конечно, каждый бизнес и подход к нему индивидуальны. Но предприниматель в любом случае должен иметь объективное представление о реальности, чтобы в любой момент суметь грамотно отразить удар.

    Стандартный предпринимательский риск

    Сам по себе предпринимательский риск подразумевает под собой риск, возникающий при любых видах предпринимательской деятельности, связанных с производством и реализацией продукции, товаров и услуг, товарно-денежными и финансовыми операциями, коммерцией, а также с осуществлением научно-технических проектов. Считается, что он даже необходим — по причине того, что все познается методом проб и ошибок. Примеров предпринимательского риска множество: предприниматель закупил товар, а он не продается; выполнил какие-либо строительные работы, а постройка сгорела; предлагает какие-либо услуги, а они оказываются невостребованными.

    Финансовый риск

    Без финансового риска не обходится ни один бизнес. Причем преследует он каждого бизнесмена на протяжении всего развития и становления дела. Финансовая поддержка бизнеса важна на каждом этапе, от первоначальных вложений (куда входят кредиты и инвестиции) до постоянной организации продаж, оценки финансового состояния.

    Из финансовых рисков вытекают первоначальные сомнения по поводу будущего той или иной компании. Бизнесмен постоянно находится в замкнутом круге, где невозможно предугадать, что ждет тебя за поворотом, от колебания курса валют и повышения налогов до желания покупателей и поведения конкурентов.

    Риск мировых факторов

    Этот риск актуален всегда. Если на других фронтах может устанавливаться какая-либо стабильность, то развитие ситуаций, затрагивающих все сферы жизнедеятельности стран мира, предсказать невозможно. Здесь тоже существует свой замкнутый круг. Все внутренние проблемы вытекают из проблем внешних — проблем глобального масштаба. На развитие бизнеса не могут не влиять следующие факторы:

    • изменение климата;
    • волатильность цен на энергию и топливо;
    • обеспеченность водой и цены на воду;
    • доступность ресурсов;
    • рост численности населения.

    Здесь необходимо отметить, что все риски, так или иначе связанные с бизнесом, будь они постоянными или уходящими (приходящими), зависят от глобальных факторов устойчивого развития. Следовательно, влекут за собой и все остальные риски, включая моральную неустойчивость того или иного предпринимателя, страх перед постоянными мировыми изменениями.

    Риск личности бизнесмена

    Большинство проблем возникает именно из-за того, что сам бизнесмен не рассчитал свои возможности. Основная проблема — время. У начинающего бизнесмена практически все время уходит на свое дело. Многие проекты так и не находят своей реализации именно потому, что бизнесмен либо растрачивает себя еще на какую-либо работу и пытается погнаться за двумя зайцами, либо потому, что выбирает между бизнесом и семьей второе. В остальных случаях причиной того, что не получилось, становится потеря интереса. Здесь важно научиться планировать свое время, что тоже колоссальная работа, поэтому нужно уметь мыслить рационально и вырабатывать критическую оценку.

    Необходима четкая организация в управлении бизнесом, временем, отношениями с клиентами, в этом поможет постоянное стремление к саморазвитию.

    Развитие бизнеса всегда требует от предпринимателя много сил и энергии, желания и особенной способности уметь правильно распланировать как свое время, так и то время, которое должно быть затрачено на бизнес. Бизнесмен — это почти синоптик. Но объективный синоптик, всегда готовый к внезапному торнадо. Торнадо — это и есть те самые риски, которым может и должен подвергаться каждый бизнес. И нельзя выделить что-то одно, чему бы предприниматель уделил большее внимание. Здесь все потери и приобретения равны. Важнее не волноваться, не бежать за двумя, а то и более зайцами, не пытаться схватиться за каждую соломинку и отрегулировать ее в одно касание, а делать свою работу и быть подготовленным, держать в постоянном тонусе свои мысли, из которых вытекают правильные действия.

    Не пропустите новые публикации

    Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

    Источник

    Предпринимательский риск. Способы снижения риска

    Понятие, сущность и классификация предпринимательских рисков. Функции предпринимательского риска, его объективные и субъективные причины. Анализ рисков и основные критерии Б. Берлимера. Способы снижения степени вероятности предпринимательского риска.

    Рубрика Экономика и экономическая теория
    Вид курсовая работа
    Язык русский
    Дата добавления 03.11.2014
    Размер файла 47,6 K

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru

    Предпринимательский риск. Способы снижения риска

    Глава 1. Понятие, сущность предпринимательского риска и его классификация


    1.1 Объективные и субъективные причины предпринимательского риска


    1.2 Функции предпринимательского риска


    Глава 2. Анализ предпринимательского риска


    Список литературы


    Введение


    В работе я хочу рассмотреть такие вопросы, как виды рисков, их причины, методы подсчета и анализа, а также меры, направленные на снижение рисков.

    Законодательно установлено, что предпринимательская деятельность является рисковой, то есть действия участников предпринимательства в условиях сложившихся рыночных отношений, конкуренции, функционирования всей системы экономических законов не могут быть с полной определенностью рассчитаны и осуществлены. Многие решения в предпринимательской деятельности приходится принимать в условиях неопределенности, когда необходимо выбирать направление действий из нескольких возможных вариантов, осуществление которых сложно предсказать.

    Под предпринимательским понимается риск, возникающий при любых видах предпринимательской деятельности, связанных с производством продукции, товаров и услуг, их реализацией; товарно-денежными и финансовыми операциями; коммерцией, а также осуществлением научно-технических проектов.

    Риск присущ любой сфере человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений. Исторический опыт показывает, что риск недополучения намеченных результатов особенно стал проявляться при всеобщности товарно-денежных отношений, конкуренции участников хозяйственного оборота. Поэтому с возникновением и развитием капиталистических отношений появляются различные теории риска, а классики экономической теории уделяют большое внимание исследованию проблем риска в предпринимательской деятельности.

    Однако опыт развития всех стран показывает, что игнорирование или недооценка хозяйственного риска при разработке тактики и стратегии экономической политики, принятии конкретных решений неизбежно сдерживает развитие общества, научно-технического прогресса, обрекает экономическую систему на застой. Вновь возникновение интереса к проявлению риска в хозяйственной деятельности связано с проведением в Казахстане экономической реформы. Хозяйственная среда становится все более рыночной, вносит в предпринимательскую деятельность дополнительные элементы неопределенности, расширяет зоны рисковых ситуаций. В этих условиях возникают неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, а, следовательно, возрастает и степень предпринимательского риска.

    Экономические преобразования, происходящие в Казахстане, характеризуются ростом числа предпринимательских структур, созданием ряда новых рыночных инструментов. В связи с процессами демонополизации и приватизации государство правомерно отказалось от единоличного носителя риска, переложив всю ответственность на предпринимательские структуры. Однако большое число предпринимателей открывают свое дело при самых неблагоприятных условиях. До конца 80-х годов казахстанская экономика характеризовалась достаточно стабильными темпами развития. Первыми признаками проявления кризиса явились негативные процессы в инвестиционной сфере (снижение ввода основных производственных фондов), результатом чего стало снижение объемов произведенного национального дохода, промышленной и сельскохозяйственной продукции. Нарастающий кризис экономики Казахстана является одной из причин усиления предпринимательского риска, что приводит к увеличению числа убыточных предприятий.

    Значительный рост убыточных предприятий позволяет сделать вывод о том, что без учета фактора риска в предпринимательской деятельности не обойтись, без этого сложным является получение адекватных реальным условиям результатов деятельности. Создать эффективный механизм функционирования предприятия на основе концепции безрискового хозяйствования невозможно.

    Анализ риска всегда связан с установлением тенденций изменения характера возможных потерь, обусловленных принятием решений в случае рисковых ситуаций. В основу анализа рисков легли три основных критерия Б. Берлимера:

    * потери от риска, независимые друг от друга;

    * потери по одному направлению из «портфеля рисков» не обязательно увеличивают вероятность потерь по другому (за исключением форс-мажорных обстоятельств);

    * максимально возможный ущерб не должен превышать финансовых возможностей участников.

    Основными задачами анализа риска следует считать: определение уровня риска, т.е. область его действия по оценочной шкале; установление величины риска; сопоставление величины риска с уровнем надежности производственной системы.

    Актуальность этой темы сложно переоценить. В последнее время не только в Казахстане, но и во всем мире предпринимательство развивается огромными темпами.

    Итак, настоящий предприниматель должен не стремиться избегать риска, а знать его разумные пределы, руководствоваться не только здравым смыслом, но еще и экономическим анализом степени риска.

    В этом заключается актуальность данной темы.

    В своей работе я пользовалась учебниками, периодическими изданиями а также нормативными и законодательными документами.

    В заключении подведены итоги курсовой работы, сделаны выводы.

    Глава 1. Понятие, сущность предпринимательского риска и его классификация


    Понятие риска используется в целом ряде наук. Исследования по анализу риска можно найти в литературе по психологии, медицине, философии; в каждой из них изучение риска основывается на предмете исследования данной науки и, естественно, опирается на собственные подходы и методы. Такое разнообразие направлений исследования риска объясняется многоаспектностью этого явления.


    В экономической науке по существу отсутствуют общепризнанные теоретические положения о предпринимательском риске, фактически не разработаны методы оценки риска применительно к тем или иным производственным ситуациям и видам предпринимательской деятельности, отсутствуют рекомендации о путях и способах уменьшения и предотвращения риска. Хотя следует отметить, что в последние годы появились научные работы, в которых при рассмотрении вопросов планирования, экономической деятельности коммерческих организаций, соотношения спроса и предложения затрагиваются вопросы риска, такие, как: «Риски в современном бизнесе»,


    Б. Г. Райзберга «Азбука предпринимательства»; А. А. Первозванского и Т. Н. Первозванской «Финансовый рынок: расчет и риск» и др.


    Анализ многочисленных определений риска позволяет выявить основные моменты, которые являются характерными для рисковой ситуации, такие, как:


    случайный характер события, который определяет, какой из возможных исходов реализуется на практике;


    наличие альтернативных решений;


    известны или можно определить вероятности исходов и ожидаемые результаты;


    вероятность возникновения убытков;


    вероятность получения дополнительной прибыли.

    Таким образом, категорию «риск» можно определить как опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с вариантом, который рассчитан на рациональное использование ресурсов в данном виде предпринимательской деятельности. Другими словами, риск — это угроза того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов или получит доходы ниже тех, на которые он рассчитывал.

    Хотя последствия риска чаще всего проявляются в виде финансовых потерь или невозможности получения ожидаемой прибыли, однако риск — это не только нежелательные результаты принятых решений. При определенных вариантах предпринимательских проектов существует не только опасность не достичь намеченного результата, но и вероятность превысить ожидаемую прибыль. В этом и заключается предпринимательский риск, который характеризуется сочетанием возможности достижения как нежелательных, так и особо благоприятных отклонений от запланированных результатов.

    Под предпринимательским понимается риск, возникающий при любых видах предпринимательской деятельности, связанных с производством продукции, товаров и услуг, их реализацией; товарно-денежными и финансовыми операциями; коммерцией, а также осуществлением научно-технических проектов.

    Предпринимательский риск — это риск деятельности компании, обусловленный характером бизнеса. К основным его видам можно отнести производственный, коммерческий и финансовый (кредитный) риски.

    Производственный риск — это риск, связанный с производством продукции, услуг, с осуществлением любых видов производственной деятельности. Причины возникновения производственного риска: возможное снижение предполагаемых объемов производства, рост материальных затрат, недовольство работников, ошибки менеджеров, уплата повышенных отчислений и налогов и др.

    Коммерческий риск возникает в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных предпринимателем. Причины коммерческого риска: снижение объема реализации продукции, повышение закупочной цены материальных ресурсов, непредвиденное снижение объема закупок, повышение издержек обращения, экономические колебания и изменения вкуса клиентов, действия конкурентов.

    Финансовый риск возникает в сфере отношений предприятия с банками и другими финансовыми институтами. Причины финансового риска: высокая величина соотношения заемных и собственных средств, зависимость от кредиторов, пассивность капиталов, одновременное размещение больших средств в одном проекте.

    Финансовый риск чаще всего проявляется в получении ущерба от следующих операций: кредитных, инвестиций, эмиссии ценных бумаг.

    Для предприятий сферы производства и обращения принято различать следующие составляющие их финансового риска: кредитный, процентный, валютный, риск упущенной выгоды, инвестиционный риск, налоговый риск.

    Под финансовым риском участнику рынка ссудных капиталов обычно подразумевают разновидность общеэкономических рисков, связанных с угрозой невыполнения обязательств клиентом из-за его несостоятельности.

    При выборе конкретного средства разрешения финансового риска инвестор должен исходить из следующих принципов: нельзя рисковать больше, чем это позволяет собственный капитал; нельзя рисковать многим ради малого; следует предугадывать последствия риска. То есть всегда необходимо рассчитать максимально возможный убыток по данному виду риска, потом сравнить его с объемом капитала предприятия, подвергаемого данному риску, и затем сопоставить весь возможный убыток с общим объемом денежных средств. И только тогда возможно определить, не приведет ли данный риск к банкротству предприятия. Это и есть общая стратегия управления риском.

    Процесс управления финансовым риском может состоять из шести стадий: определение цели, выяснение риска, оценка риска, выбор методов управления риском, их осуществление и оценка результатов.

    Определение цели сводится к обеспечению существования предприятия в случае значительных убытков. В качестве цели может фигурировать защита предприятия от условий внешней среды или оптимизации внутренней среды.

    Вероятность риска выясняется при помощи сбора различной информации как из официальных, так и неофициальных источников.

    Угрозу убытков по степени значимости можно разделить на три вида: угроза банкротства; потребность в дополнительных ресурсах для предотвращения убытка, неизбежная потеря части активов.

    1.1 Объективные и субъективные причины предпринимательского риска


    Риск составляет объективно неизбежный элемент принятия любого хозяйственного решения в силу того, что неопределенность — неизбежная характеристика условий хозяйствования. В экономической литературе часто не делается различий между понятиями «риск» и «неопределенность». В действительности первое характеризует такую ситуацию, когда наступление неизвестных событий весьма вероятно и может быть оценено количественно, а второе — когда вероятность наступления таких событий оценить заранее невозможно. В реальной ситуации решение, принимаемое предпринимателем, почти всегда сопряжено с риском, который обусловлен наличием ряда факторов неопределенности, заранее не предвиденных.


    Для понимания природы предпринимательского риска фундаментальное значение имеет связь риска и прибыли. Адам Смит в «Исследованиях о природе и причинах богатства народов» отмечал, что достижение даже обычной нормы прибыли всегда связано с большим или меньшим риском. Известно, что получение прибыли предпринимателю не гарантировано, вознаграждением за затраченные им время, усилия и способности могут оказаться как прибыль, так и убытки.


    П. Хейне в своей работе «Экономический образ мышления» отмечает, что прибыль возникает «по причине неопределенности, в отсутствие которой все, относящееся к получению прибыли, было бы широко известно, все возможности ее получения были бы полностью использованы и, следовательно, прибыли везде равнялись бы нулю». Таким образом, при отсутствии неопределенности любые расхождения между выручкой и издержками будут устранены в процессе конкуренции и прибыль станет равной нулю. В реальном, постоянно меняющемся и поэтому всегда неопределенном мире такого не происходит.

    Предприниматель проявляет готовность идти на риск в условиях неопределенности, поскольку наряду с риском потерь существует возможность дополнительных доходов. Можно выбрать решения, содержащие меньше риска, но при этом меньше будет и получаемая прибыль. Более высокий риск связан с вероятностного извлечения более высокого дохода.

    Следует заметить, что предприниматель вправе частично переложить риск на других субъектов экономики, но полностью избежать его он не может. Справедливо считается: кто не рискует, тот не выигрывает. Иными словами, для получения экономической прибыли предприниматель должен осознанно пойти на принятие рискового решения.

    Можно с уверенностью сказать: неопределенность и риск в предпринимательской деятельности играют очень важную роль, заключая в себе противоречие между планируемым и действительным, то есть источник развития предпринимательской деятельности. Предпринимательский риск имеет объективную основу из-за неопределенности внешней среды по отношению к предпринимательской фирме. Внешняя среда включает в себя объективные экономические, социальные и политические условия, в рамках которых фирма осуществляет свою деятельность и к динамике которых она вынуждена приспосабливаться. Неопределенность ситуации предопределяется тем, что она зависит от множества переменных, контрагентов и лиц, поведение которых не всегда можно предсказать с приемлемой точностью. Сказывается также и отсутствие четкости в определении целей, критериев и показателей их оценки (сдвиги в общественных потребностях и потребительском спросе, появление технических и технологических новшеств, изменение конъюнктуры рынка, непредсказуемые природные явления).

    Предпринимательство всегда сопряжено с неопределенностью экономической конъюнктуры, которая вытекает из непостоянства спроса-предложения на товары, деньги, факторы производства, из многовариантности сфер приложения капиталов и разнообразия критериев предпочтительности инвестирования средств, из ограниченности знаний об областях бизнеса и коммерции и многих других обстоятельств.

    Экономическое поведение предпринимателя при рыночных отношениях основано на выбираемой, на свой риск реализуемой индивидуальной программе предпринимательской деятельности в рамках возможностей, которые вытекают из законодательных актов. Каждый участник рыночных отношений изначально лишен заранее известных, однозначно заданных параметров, гарантий успеха: обеспеченной доли участия в рынке, доступности к производственным ресурсам по фиксированным ценам, устойчивости покупательной способности денежных единиц, неизменности норм и нормативов и других инструментов экономического управления.

    Наличие предпринимательского риска — это, по сути дела, оборотная сторона свободы экономической, своеобразная плата за нее. Свободе одного предпринимателя сопутствует одновременно и свобода других предпринимателей, следовательно, по мере развития рыночных отношений в нашей стране будет усиливаться неопределенность и предпринимательский риск.

    Устранить неопределенность будущего в предпринимательской деятельности невозможно, так как она является элементом объективной действительности. Риск присущ предпринимательству и является неотъемлемой частью его экономической жизни. До сих пор мы обращали внимание только на объективную сторону предпринимательского риска. Действительно, риск связан с реальными процессами в экономике. Объективность риска связана с наличием факторов, существование которых, в конечном счете, не зависит от действия предпринимателей.

    Предприниматель оценивает ситуацию, формирует множество возможных исходов и представляет вероятности их осуществления, делает выбор из множества альтернатив. Кроме этого, восприятие риска зависит от каждого конкретного человека с его характером, складом ума, психологическими особенностями, уровнем знаний в области его деятельности. Для одного предпринимателя данная величина риска является приемлемой, тогда как для другого — неприемлемой.

    Оценка риска и выбор решения во многом зависят от человека, его принимающего. Одна и та же рискованная ситуация характеризуется разными предпринимателями неодинаково, поскольку риск воспринимается сугубо индивидуально. Немало зависит от того, что возьмет верх — предчувствие успеха или неудачи. Рискованных решений обычно избегают предприниматели консервативного типа, не склонные к инновациям.

    В настоящее время можно выделить две формы предпринимательства. В первую очередь это коммерческие организации, основанные на старых хозяйственных связях. В ситуации неопределенности такие предприниматели стараются избегать риска, пытаясь приспосабливаться к изменяющимся условиям хозяйствования. Вторая форма — это вновь созданные предпринимательские структуры, характеризующиеся развитыми горизонтальными связями, широкой специализацией. Такие предприниматели готовы рисковать, в рисковой ситуации они маневрируют ресурсами, способны очень быстро находить новых партнеров.

    В принятии предпринимателем решения, связанного с риском, важную роль играет его информированность, опыт, квалификация, деловые качества. Предприниматель предрасположен к рискованным решениям в том случае, если уверен в профессионализме исполнителей. Также готовность идти на риск в немалой степени определяется под воздействием результатов реализации, предыдущих решений, принятых в тех же условиях. Ошибки, допущенные ранее в аналогичной ситуации, диктуют выбор более осторожной стратегии.

    1.2 Функции предпринимательского риска


    Инновационную функцию предпринимательский риск выполняет, стимулируя поиск нетрадиционных решений проблем, стоящих перед предпринимателем. Большинства фирм, компаний добиваются успеха, становятся конкурентоспособными на основе инновационной экономической деятельности, связанной с риском. Рисковые решения, рисковей тип хозяйствования приводят к более эффективному производству, от которого выигрывают и предприниматели, и потребители, и общество в целом.


    Регулятивная функция имеет противоречивый характер и выступает в двух формах: конструктивной и деструктивной. Риск предпринимателя, как правило, ориентирован на получение значимых результатов нетрадиционными способами. Тем самым он позволяет преодолевать консерватизм, догматизм, косность, психологические барьеры, препятствующие перспективным нововведениям. В этом проявляется конструктивная форма регулятивной функции предпринимательского риска.


    Конструктивная форма регулятивной функции риска заключается и в том, что способность рисковать — один из путей успешной деятельности предпринимателя. Однако риск может стать проявлением авантюризма, субъективизма, если решение принимается в условиях неполной информации, без должного учета закономерностей развития явления. В этом случае риск выступает в качестве дестабилизирующего фактора. Следовательно, хотя риск и «благородное дело», но не любые решения целесообразно реализовывать на практике, они должны быть обоснованными, иметь взвешенный, разумный характер.


    Защитная функция риска проявляется в том, что если для предпринимателя риск — естественное состояние, то нормальным должно быть и терпимое отношение к неудачам. Инициативным, предприимчивым хозяйственникам нужна социальная защита, правовые, политические и экономические гарантии, исключающие в случае неудачи наказание и стимулирующие оправданный риск.

    Чтобы решиться на риск, предприниматель должен быть уверен, что возможная ошибка не может скомпрометировать ни его дело, ни его имидж. Вероятность ошибки следует расценивать как неотъемлемый атрибут самостоятельности, а не как следствие профессиональной несостоятельности. Имеется в виду ошибка, которая оказывается таковой вследствие не оправдавшего себя, хотя и рассчитанного риска.

    Следует выделить еще аналитическую функцию предпринимательского риска, которая связана с тем, что наличие риска предполагает необходимость выбора одного из возможных вариантов решений, в связи, с чем предприниматель в процессе принятия решения анализирует все возможные альтернативы, выбирая наиболее рентабельные и наименее рисковые. В зависимости от конкретного содержания ситуации риска альтернативность обладает различной степенью сложности и разрешается различными способами. В простых ситуациях, например, при заключении договора поставки сырья, предприниматель опирается, как правило, на интуицию и прошлый опыт. Но при оптимальном решении той или иной сложной производственной задачи, например, принятии решения о вложении инвестиций, необходимо использовать специальные методы анализа.

    Рассматривая функции предпринимательского риска, следует еще раз подчеркнуть, что, несмотря на значительный потенциал потерь, который несет в себе риск, он является и источником возможной прибыли. Поэтому основная задача предпринимателя не отказ от риска вообще, а выборы решений, связанных с риском на основе объективных критериев, а именно: до каких пределов может действовать предприниматель, идя на риск.

    Глава 2. Анализ предпринимательского риска

    В рыночной экономике резко усиливается фактор риска, оказывающий влияние на деятельность предприятия. Риск относится к возможности наступления какого-либо неблагоприятного события. Под риском принято понимать вероятность (угрозу) потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления деятельности.

    Риск — категория вероятностная, и его измеряют как вероятность определенного уровня потерь. Каждый предприниматель устанавливает для себя приемлемую степень риска, выбор которой зависит от типа руководителя. Руководители консервативного типа, не склонные к новациям, обычно стараются уйти от какого бы то ни было риска. Более гибкие руководители предпочитают принимать и более рискованные решения, если риск доброволен и исполнители — профессионалы.

    При принятии решения о целесообразности и приемлемой степени предпринимательского риска важно знать не только вероятность понести определенные потери, но и вероятность того, что потери не превысят того или иного уровня.

    Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что бизнес невозможен без риска. Предпринимателю необходимо знать, как уменьшить степень вероятности риска до наиболее низкого возможного уровня. Он должен предусмотреть возможность уменьшения негативных последствий риска даже в случае самых неблагоприятных для фирмы событий.

    Уменьшить риск можно за счет самострахования и передачи части риска другим фирмам путем хеджирования.

    Самострахование связано с резервированием средств на покрытие непредвиденных расходов и покрытием убытков за счет части собственных средств. Самострахование с помощью внутренних мер целесообразно при риске уничтожения имущества, стоимость которого невелика по сравнению с финансовыми показателями всей фирмы, или риске уничтожения большого количества однотипного имущества.

    За рубежом распространенным способом уменьшения риска является хеджирование (в переводе — ограждение от потерь) — создание встречных валютных, коммерческих, кредитных и иных требований и обязательств. Однако значительная часть риска (ошибки менеджеров, изменения цен, спроса, неправильно выбранный проект и т.д.) полностью ложится на предпринимателей. Надо научиться прогнозировать события, оценивать предпринимательский риск.

    Назначение анализа риска как одного из самых сложных этапов управления финансовым риском состоит в предоставлении потенциальным партнерам данных, необходимых для принятия решении о целесообразности участия в проекте, и разработке мер по защите от возможных денежных потерь.

    При анализе риска целесообразно использовать понятие «область риска», т.е. некоторой зоны общих потерь рынка, в границах которой потери не превышают предельного значения установленного уровня риска.

    В условиях рыночной экономики можно выделить пять основных областей риска деятельности любого предприятия.

    Безрисковая область — при совершении операции предприятие ничем не рискует, отсутствуют какие-либо потери, предприятие получает как минимум расчетный доход. Теоретически при выполнении проекта доход предприятия не ограничен.

    Область минимального риска — в результате деятельности предприятие рискует частью или всей величиной чистого дохода.

    Область повышенного риска — предприятие рискует тем, что в худшем случае произведет покрытие всех затрат, а в лучшем — получит доход намного меньше расчетного уровня. В этой области возможна производственная деятельность за счет краткосрочных кредитов.

    Область критического риска — предприятие рискует потерять не только расчетный доход, но и предполагаемый доход (выручку) от реализации продукции (работ, услуг) и затраты будет возмещать за свой счет.

    Область недопустимого (катастрофического) риска — деятельность предприятия приводит к банкротству, потере инвестиций.

    При анализе риска следует выявить его источники и причины. По источнику возникновения различают риск: собственно хозяйственный; связанный с личностью человека; обусловленный природными факторами. По причине возникновения выделяют риск, являющийся следствием: неопределенности будущего; непредсказуемости поведения партнера; недостатка информации.

    Во всех случаях риск так или иначе связан с состоянием информационной обеспеченности решения.

    Инвестор иногда принимает решения, когда результаты неопределенны и основаны на ограниченной информации. Естественно, при более полной информации можно сделать лучший прогноз и снизить риск. В этом случае полезная информация выступает в качестве товара. Стоимость полной информации рассчитывается как разница между ожидаемой стоимостью какого-нибудь приобретения, когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.

    Анализ рисков можно подразделить на два взаимно дополняющих друг друга вида: качественный и количественный.

    Качественный анализ риска представляет собой второй этап управления риском — идентификация всех возможных рисков. Он может быть сравнительно простым. Его главная задача заключается в определении факторов риска, этапов и работ, при выполнении которых риск возникает, т.е. установить потенциальные области риска, после чего определить все возможные риски.

    Последовательность проведения анализа риска показана на схеме 1.

    Схема 1. Блок-схема анализа риска

    Все факторы, влияющие на степень риска, можно подразделить на объективные и субъективные. К объективным относятся факторы, не зависящие непосредственно от самого предприятия: инфляция, конкуренция, политические и экономические кризисы, экология, таможенные пошлины и т.д. Субъективные факторы характеризуют непосредственно данную форму: производственный потенциал, кадровый состав, хозяйственные связи, финансовое положение.

    Количественный анализ риска — это определение конкретного размера денежного ущерба по отдельным подвидам и финансовому риску в целом. Определение размеров отдельных рисков производится различными методами анализа, наиболее распространенными из которых являются: статистический; анализ целесообразности затрат; метод экспертных оценок; использование аналогов.

    Суть статистического метода заключается в том, что изучается статистика расходов и доходов, имевших место на данном или аналогичном производстве, устанавливается величина и частность получения той или иной экономической отдачи и составляется наиболее вероятный прогноз на будущее.

    Производят расчет вариации, дисперсии и стандартного отклонения.

    Вариация — это изменение (колеблемость) количественной оценки признака при переходе от одного случая (варианта, исхода) к другому. Например, изменения экономической доходности (рентабельности) можно определить, суммируя произведение фактических значений экономической доходности (ЭД1) на соответствующие вероятности

    Оценивается вариация дисперсией, т.е. мерой разбросов (рассеяния, отклонения) фактического значения признака от его среднего значения. Средневзвешенную дисперсию математики рассчитывают по формуле:

    Стандартные отклонения = v Дисперсия.

    Чем выше будет результат, тем более рискованной является деятельность предприятия.

    Статистический способ расчета степени риска требует наличия значительного массива данных, которые не всегда имеются, что затрудняет его применение.

    Анализ целесообразности затрат ориентирован на установление потенциальных зон риска с учетом показателей экономической устойчивости предприятия. Перерасход затрат может быть вызван одним из четырех основных факторов или их комбинаций:

    1) первоначальной недооценкой стоимости;

    2) изменением границ проектирования;

    3) различием в производительности;

    4) увеличением первоначальной стоимости.

    Эти основные факторы могут быть детализированы. Примером могут служить показатели финансовой устойчивости с целью определения степени риска финансовых средств.

    Метод экспертных оценок основан на анкетировании специалистов-экспертов. Анкеты затем статистически обрабатываются в пользу того или иного решения поставленной аналитической задачи.

    Для получения наиболее качественного суждения к участию в экспертизе привлекаются специалисты, имеющие высокий профессиональный уровень и большой практический опыт в области поставленной проблемы, обладающие способностью к адекватному отображению тенденций развития, интересующиеся поставленной проблемой.

    Метод использования аналогов заключается в отыскании и использовании сходства подобия явлений, предметов, систем, то есть новые идеи и предложения возникают на основе сопоставления (иногда подсознательного) с другими более или менее аналогичными объектами.

    Применение этого метода, а также метода экспертных оценок характеризуется определенным субъективизмом, поскольку большое значение имеют интуиция, опыт и знания аналитика.

    Таким образом, из вышеизложенного следует, что при анализе предпринимательского риска необходимо тщательно изучить пути снижения риска. Значительно уменьшить риск можно квалифицированной работой по эффективному прогнозированию и внутрифирменному планированию. Самым лучшим способом снижения риска является грамотный выбор инвестиционных решений.

    Принятие решений об инвестициях является стратегической, сложной задачей управления. Инвестирование является одним из наиболее эффективных мероприятий по оздоровлению финансового положения предприятия.

    Все инвестиции можно разделить на две основные группы: портфельные и реальные (капиталообразующие).

    Портфельными инвестициями называются вложения капитала в группу проектов, например приобретение ценных бумаг различных предприятий. В случае портфельных инвестиций основной задачей инвестора является формирование и управление оптимальным инвестиционным портфелем, как правило, осуществляемое посредством операции покупки и продажи ценных бумаг на фондовом рынке. Таким образом, портфельные инвестиции чаще всего представляют собой краткосрочные финансовые операции.

    Под реальными инвестициями понимаются инвестиции, которые прямо участвуют в производственном процессе. Например инвестиции в оборудование, здания, запасы материалов.

    Относительно объекта приложения инвестиции классифицируются на следующие виды:

    1) инвестиции в имущество (материальные инвестиции);

    2) финансовые инвестиции;

    3) нематериальные инвестиции.

    Инвестиции в имущество — это реальные инвестиции.

    Финансовые инвестиции — это вложения в финансовое имущество, приобретение прав на участие в делах других фирм и долговых прав. Например приобретение акций, других ценных бумаг.

    К инвестициям в нематериальные ценности относятся, например, инвестиции в подготовку кадров, исследования и разработки, рекламу и другие.

    С точки зрения направленности действий инвестиции подразделяются на:

    1) начальные инвестиции, или нетто-инвестиции, осуществляемые при основании или покупке предприятия;

    2) инвестиции на расширение (экстенсивные инвестиции), направляемые на увеличение производственного потенциала;

    3) реинвестиции, т.е. связывание вновь свободных инвестиционных средств посредством направления их на приобретение или изготовление новых средств производства с целью поддержания состава основных фондов предприятия. К таковым можно отнести:

    — инвестиции на замену, в результате которых имеющиеся объекты заменяются новыми;

    — инвестиции на рационализацию, направляемые на модернизацию технологического оборудования или процессов;

    — инвестиции на изменение программы выпуска;

    — инвестиции на диверсификацию, связанные с изменением номенклатуры продукции, созданием новых видов продукции и организацией новых рынков сбыта;

    — инвестиции на обеспечение выживания предприятия в перспективе, направляемые на НИОКР, подготовку кадров, рекламу, охрану окружающей среды.

    Инвестирование сопряжено с определенным риском. Этот риск тем больше, чем больше срок окупаемости вложении, так как за этот срок могут существенно измениться конъюнктура рынка, стоимость сырья и рабочей силы и т.д. Поэтому, естественно, преимущество отдается тем проектам, которые обеспечивают наиболее быструю окупаемость вложенных средств.

    В экономической литературе наряду с вышеназванными рисками выделяют инвестиционный риск, возникающий с обесценением инвестиционно-финансового портфеля. Под этим риском обычно понимают риск инвестирования денег в ценные бумаги. Осуществляя финансовые инвестиции, предприятия преследуют одну цель — получить доход, приумножить капитал или хотя бы сохранить его на прежнем уровне. Объем убытка при прямых инвестициях, как правило, равен объему вложенного капитала, При портфельных инвестициях (покупке ценных бумаг с целью получить от них доход в дальнейшем) объем убытка обычно меньше суммы затраченного капитала. Соотношение максимально возможного размера убытка и объема собственных источников денежных средств инвестора (дохода и амортизации) представляет собой степень риска, которая измеряется с помощью

    коэффициента риска (Кг): Кг = ,

    где: Уmax — максимально возможная сумма убытка по данной инвестиции; ДС — объем собственных денежных средств с учетом точно известных источников и времени их поступления.

    Важнейшее правило инвестирования заключается в том, что доход от вложений в ценные бумаги прямо пропорционален риску, на который готов идти инвестор.

    С позиции системного подхода инвестиционные риски можно разделить на две группы — систематические и несистематические.

    Систематические риски характерны для всех видов инвестиции и определяются состоянием рынка в целом, возможными изменениями макроэкономического характера. Причины их возникновения: инфляция, экономический спад, высокая ставка процента, военно-политические конфликты и др.

    К несистематическим рискам относят все виды рисков, связанные с конкурентной инвестицией (проектом, ценной бумагой и др.). Причины их возникновения индивидуальны для фирмы: выполнение поставщиками своих обязательств (риск приобретения), поведение покупателей (риск реализации продукции), влияние конкуренции, получение или потеря крупных контрактов и др.

    Обычно инвестиционный проект рассматривают как состоящий из трех основных стадий: предварительный, подготовительный и производственный.

    На предварительной стадии разрабатывается технико-экономическое обоснование проекта. Работы по созданию бизнес-плана проекта включают в себя сбор и обработку информации, а также предварительное исследование рынка, анализ данных, предварительный расчет эффективности проекта. В то же время на предварительной стадии выполняется разработка технических заданий на проектно-исследовательские работы, осуществляется подбор потенциальных подрядчиков (исследовательских, проектных, строительно-монтажных и др. организаций), производится поиск потенциальных источников и согласование условий финансирования проекта, проводится согласование проекта с заинтересованными общественными, правительственными и другими организациями. При этом согласованные с потенциальными подрядчиками затраты на выполнение работ, а также согласованные с потенциальными инвесторами условия привлечения капитала используются в качестве данных для бизнес-плана проекта.

    Инвестиции — это процесс взаимодействия, по меньшей мере, двух сторон: предпринимателя (инициатора проекта) и инвестора (финансирующего проект). Успех проекта зависит от того, найдут ли эти стороны общий язык, будет ли инвестор иметь определенные гарантии.

    Одной из таких гарантий может стать хорошо продуманное, рассчитанное письменное изложение сути дела. Такой подход позволяет инвестору ознакомиться, прочесть, изучить, повторить расчеты и убедиться в том, что предложенный бизнес является серьезным, просчитанным, исключающим всякие неожиданности. Основным документом, на базе которого начинается знакомство с предлагаемым бизнесом, требующим финансовых вложений, является бизнес-план. Этот официальный документ, в котором излагаются основы планируемого бизнеса, является одним из основных инструментов по добыванию денег. В западных деловых кругах его иногда просто называют «сделкой».

    Можно выделить три основные причины необходимости разработки бизнес-плана.

    Во-первых, сам процесс составления бизнеса, включая обдумывание идеи, заставляет предпринимателя объективно, критически и беспристрастно взглянуть на проект предприятия во всей его полноте. План способствует предотвращению ошибок. Это хорошо проложенный маршрут, отражающий строгую очередность действий и приоритеты на пространстве ограниченных ресурсов.

    Во-вторых, бизнес-план является тем рабочим инструментом, который при надлежащем использовании поможет предпринимателю эффективно

    контролировать и управлять предприятием, что в свою очередь является основой успеха.

    В-третьих, законченный бизнес-план является средством для сообщения идей предпринимателя другим заинтересованным лицам. Качественно разработанный бизнес-план производит благоприятное впечатление на людей, с которыми предприниматель предполагает сотрудничать или уже делает свой бизнес, таких как: инвесторы, банкиры, совладельцы и служащие. Он в полной мере характеризует уровень профессионализма предпринимателя.

    Разработка бизнес-плана является одним из этапов на пути привлечения инвестиции. Самым главным вопросом при подготовке бизнес-плана является его структура, которая должна содержать все основные аспекты проекта.

    Титульный лист бизнес-плана должен дать информацию о том, где, когда и кем подготовлен документ, а также полное название проекта. На обороте рекомендуется указать имя и контактный телефон разработчика или ответственного за проект.

    Обычно бизнес-план имеет 2 раздела: «А» — текстовое описание проекта и «Б» — финансовые расчеты.

    В разделе «А», как правило, рассматриваются следующие вопросы:

    1. Основные сведения о проекте, цель его реализации, описание товара, его конкурентные преимущества, общие сведения о производстве.

    2. Формирование уставного капитала, основные источники финансирования, инвесторы (прямые или портфельные), кредиторы, распределения участия. Форма и структура управления предприятиями.

    3. Исследование и анализ рынка, основные конкуренты, потребительский рынок.

    4. Маркетинг и организация сбыта.

    5. Технология производства, оборудование, сырье, материалы, поставщики, экологические аспекты, специфические требования к организации производства,

    В разделе «Б» обычно рассчитываются:

    1. Основные экономические показатели.

    2. Инвестиционные издержки и план финансирования.

    3. Программа производства и реализации.

    4. Численность персонала и заработная плата.

    5. Материальные затраты.

    6. Обслуживание и ремонт оборудования.

    7. Административные и накладные расходы.

    8. Издержки по сбыту.

    9. Потребность в оборотном капитале.

    10. Амортизационные отчисления.

    11. Доходы и убытки.

    12. Движение денежных средств.

    Следует иметь в виду, что приведенная структура не является обязательной и единственной, а может быть адаптирована к реальному проекту.

    В реальный бизнес-план могут быть включены дополнительные разделы и главы, отвечающие особенностям и специфике реального проекта.

    В заключительном разделе приводятся в виде резюме общие выводы и ожидаемые финансовые результаты. Опытные кредиторы или инвесторы начинают изучение бизнес-плана с титульного листа, описания проекта, а также заглядывают в резюме и только после этого при положительном впечатлении внимательно изучают документ.

    Подготовительная стадия инвестиционного проекта включает работы по подготовке производства, которые называют инициативными инвестициями и к разряду которых обычно относят:

    — организационные издержки по государственной регистрации и созданию структуры предприятия;

    — проведение научно-исследовательских работ;

    — разработка, изготовление и испытание образцов продукции;

    — проведение строительных работ;

    — приобретение, изготовление и монтаж технологического и другого оборудования;

    — разработка и изготовление производственной оснастки и специнструмента, мероприятия по подготовке рынка к выходу продукта (например, реклама и т.п.).

    Производственная стадия инвестиционного проекта начинается с момента, когда предприятие приступило к производству и сбыту продукции (услуг). В случае диверсифицированного производства началом производственной стадии будет считаться дата начала производства и сбыта даже одного вида продукции (услуг), одновременно могут продолжаться работы в соответствии с инвестиционным планом, направленные на подготовку производства и сбыта других видов продукции (услуг).

    Инвестиционный план, как правило, включает в себя следующие инвестиционные мероприятия, представленные в виде четырех таблиц (табл. 1 — 4):

    1) организационные и другие издержки подготовительного периода;

    2) приобретение участков земли;

    3) приобретение (строительство) зданий и сооружений;

    4) приобретение (изготовление) оборудования.

    Таблица 1. Организационные и другие издержки подготовительного периода

    Источник

    Читайте также:  Амеба протей размножается способ
Оцените статью
Разные способы