Предметы патентного поиска при патентном исследовании способов

Патентные исследования

Процесс патентования заключается не только в разработке и регистрации новых изобретений, полезных моделей или промышленных образцов. Для стадии подготовки к научно-техническим работам или при использовании готовых объектов интеллектуальной деятельности проводятся патентные исследования. Порядок проведения указанных исследований регламентирован на законодательном уровне – для этого используется утвержденный ГОСТ Р 15.011-96.

Что такое патентные исследования

Понятие патентных исследований сформулировано в п. 3.1.1 ГОСТ Р 15.011-96, эти работы проводятся по следующим направлениям:

  • анализ технического уровня и общих направлений развития техники, объектов промышленной собственности, секрета производства (ноу-хау), услуг;
  • оценка патентоспособности объекта интеллектуальной деятельности;
  • проверка патентной чистоты;
  • анализ конкурентоспособности продукции, проведенный на основе патентных и иных данных.

Разработка и внедрение технологических новшеств преследует не только цель модернизации, но и развитие бизнеса, повышение эффективности производства, увеличение прибыли. Итоговые цели патентных исследований заключаются в повышении конкурентоспособности товаров, работ и услуг, производство и выполнение которых напрямую связано с использованием патентной информации, а также обеспечением патентной чистоты (отсутствия нарушения исключительных прав третьих лиц).

Необходимость проведения патентных исследований может возникать при следующих обстоятельствах:

  • внедрение технологических новшеств, модернизация производства и подготовка к выпуску новой продукции;
  • подготовка документации для заказчика в рамках государственных и муниципальных контрактов, либо по иным видам гражданских договоров;
  • формирование задач для разработки новых объектов промышленной собственности;
  • анализ перспектив и последствий запуска новой продукции;
  • предварительная проверка признаков патентоспособности изобретения, полезной модели и иных объектов интеллектуальной собственности;
  • предотвращение возможных случаев нарушения чужих патентных прав.

Исходя из указанных задач, можно сформулировать три главных направления для проведения патентных исследований. Если требуется оценить перспективность предстоящей разработки новой продукции или технологии – проводится исследования технического уровня и тенденций развития.

Когда продукт и технология уже фактически разработана, а предприятию предстоит регистрация прав на объект промышленной собственности, проводится исследование признаков патентоспособности.

Если предстоит использование готового объекта промышленной собственности, проверяется патентная чистота. Рассмотрим особенности, которыми характеризуются наиболее распространенные виды патентных исследований.

Исследования технического уровня

Данное направление исследовательской работы заключается в анализе текущего уровня развития в определенных сферах науки и техники, а также производственного процесса.

Изучение технического уровня позволяет получить отчет по следующим вопросам:

  • насколько целесообразна будет разработка нового продукта с учетом текущего развития отрасли;
  • выявление наиболее перспективных ниш на рынке продукции, аналогичной патентуемому объекту;
  • насколько велика патентная и изобретательная активность в выбранном направлении науки и техники.

Главная задача указанного вида патентного исследования – сэкономить денежные средства предприятия или заказчика, — и не допустить инвестиции в разработку заведомо неконкурентоспособного или непатентоспособного товара.

Патентные исследования технического уровня используют следующие направления анализа:

  • изучение уровня технического развития отрасли или направления деятельности за определенный период времени, выявление перспектив для модернизации существующих решений или разработки новых продуктов;
  • анализ изменений в потребительских и функциональных характеристиках продукции;
  • мониторинг научно-технической деятельности лидеров рынка по выбранной отрасли;
  • изучение объектов и проектов, однородных по своим характеристикам с разрабатываемым изобретением.

В итоговом отчете после проведения патентных исследований должен быть дать ответ – целесообразно ли продолжать разработку нового технически сложного объекта, и насколько эффективных окажется вложение средств в указанный объект.

Проверка патентоспособности

Для каждого объекта промышленной собственности предусмотрены свои критерии патентоспособности. Например, права на изобретение могут быть зарегистрированы только при подтверждении промышленной применимости, новизны и изобретательского уровня объекта. Разработка продукции, которая заведомо не отвечает признакам патентоспособности, означает потерю времени, трудовых и денежных ресурсов.

Исследование патентоспособности объекта позволяет устранить эту проблему – прекратить разработку еще на начальной стадии, изменить его характеристики или свойства. Указанный вид исследования включает в себя следующие направления:

  • поиск по зарегистрированным патентам и опубликованным заявкам для установления аналогов разрабатываемого объекта;
  • поиск по специализированным информационным источникам о разработке схожих объектов промышленной собственности;
  • анализ готовности объекта к регистрации патентных прав путем сравнения характеристик технических решений.

Описание каждого запатентованного объекта можно получить из федерального или международного реестра, такая проверка проводится через патентные бюро. Также проверяется наличие опубликованных заявок других изобретателей в выбранной сфере науки или техники, поскольку раннему обращению отдается приоритет в регистрации.

По результатам данного вида патентного исследования составляется отчет о соответствии или несоответствии объекта условиям патентоспособности. Это позволяет своевременно внести изменения в формулу технического решения или прекратить дальнейшие изыскания.

Проверка патентной чистоты

Наличие патента на изобретение устанавливает режим правовой защиты зарегистрированного объекта от противоправных посягательств третьих лиц. Патент действует только в пределах определенной страны или региона. При выходе с продукцией на новые рынки необходимо убедиться, что на территории другой страны аналогичные патентные права не были зарегистрированы на иное лицо, так как это приведет к их нарушению.

Патентные исследования по этому направлению проходят следующим образом:

  • оформляется запрос через патентное бюро о наличии зарегистрированных прав на схожие объекты, — либо поданные заявки на патентование;
  • проводится сравнительный анализ параметров указанных технических решений на предмет выявления совпадений;
  • изучаются условия патента, выданного на изобретение в другой стране – возможны случаи установления открытых лицензий, либо истечение срока охраны патентных прав.

В результате указанного патентного исследования должен быть получен однозначный ответ – будут ли нарушены интересы правообладателей схожим объектов промышленной собственности при выпуске продукции на новый рынок. Без проверки патентной чистоты предприятие рискует столкнуться с существенными финансовыми санкциями за нарушение прав третьих лиц.

Составление карты патентного ландшафта

Относительно новым видом исследований является представление заказчику карты патентного ландшафта. Данный вариант аналитического исследования позволяет принимать стратегически обоснованные решения о финансировании разработок и продвижении товаров на новые рынки зарубежных стран. Подготовка карты патентного ландшафта заключается в следующем:

  • проводится анализ патентных документов и опубликованных заявок по выбранным регионам или странам, — с указанием интересующих сфер науки и техники;
  • сведения о техническом и юридическом состоянии патентных объектов отражаются на визуальной карте, что позволяет оценить стратегические перспективы и целесообразность выхода на новые рынки;
  • актуализация патентного ландшафта позволяет иметь постоянное представление об уровне изобретательской активности в выбранных регионах, а также об уровне технического развития конкурентов.
Читайте также:  Иной способ подписание протокола всеми участниками или частью участников

Наличие визуальной карты дает возможность сосредоточить усилия на продвижении новых технических решений в страны с низким уровнем изобретательской активности и конкуренции. Отображение информации в графическом виде является наиболее эффективным вариантом для восприятия для лиц, не обладающих специальными познаниями в сфере патентного права.

Этапы исследований

Процедура любого вида патентного исследования должна отвечать требованиям, регламентированным ГОСТ Р 15.011-96. Этапы патентных исследований по ГОСТ заключаются в следующем:

  • формирование задания для проведения патентного исследования, представление исходных сведений;
  • утверждение регламента поиска информации;
  • аналитическая работа и проведение фактического исследования в соответствии с утвержденным регламентом;
  • оформление отчета о проведенном исследовании.

От точности поставленной задачи зависит результат любого исследования. Для указанных работ в сфере патентного права может утверждаться единое задание, — либо с указанием целей по отдельным этапам. Заказчик представляет исполнителю максимально подробный состав информации по анализируемому объекту, а также формулирует перечень условий и требований к результату работы. Задание на патентные исследования утверждается руководителем проекта и содержит критерии для построения алгоритма дальнейших действий.

В содержании задания ключевое значение имеют следующие элементы:

  • наименование работы и отдельных этапов;
  • сроки проведения исследований, в том числе по отдельным этапам;
  • перечень задач, поставленных заказчиком;
  • перечень отчетных бланков и форм, которые представляются после завершения исследовательских работ.

На основании задания утверждается регламент работы, который определяет следующие критерии – предмет поиска, территорию исследования, ретроспективу выборки данных, перечень источников информации. Как правило, заказчика интересует исследование в отношении определенных регионов или стран по одной или нескольким сферам деятельности. Правильное формирование регламента позволяет провести исследования с максимально точными характеристиками.

На основании утвержденного регламента осуществляется сбор и анализ информации. Для этого обобщается вся информация по выбранному объекту, размещенная в открытом доступе, официальных публикациях и патентных реестрах. Неточно поставленные задачи или ошибки при формировании регламента существенно увеличивают объект исследования, так как количество изобретательских решений могут исчисляться десятками тысяч и миллионами даже для одной сферы науки и техники.

Результаты проделанной работы обобщаются в отчете о патентных исследованиях по выбранному направлению. В табличной форме отражаются следующие элементы:

  • патентные документы, имеющие отношение к предмету поиска или схожим объектам;
  • сведения о регистрации патентных прав или приоритете поданной заявки.
  • технические и регистрационные материалы – документация, опубликованная при оформлении патентных прав, а также открытые сведения об использовании или применении изобретения в практической деятельности.

По желанию заказчика указанный отчет может быть использован для проведения аналитического исследования.

Итоговый отчет о патентном исследовании составляется по форме, регламентированной ГОСТ Р 15.011-96. В его содержание включаются следующие элементы:

  • титульный лист;
  • состав исполнителей, принимавших участие в исследовании и подготовке отчета;
  • содержание патентного исследования;
  • перечень используемых сокращений, терминов и т.д.;
  • информация по объекту патентного исследования;
  • аналитическая часть – раскрытие задач, поставленных заказчиком, а также подробное изложение данных, полученных при исследовании;
  • заключение – даются ответы на все поставленные задачи; представляются рекомендации; обобщается и анализируется результат исследования;
  • приложения.

Итоговый отчет утверждается лицом, выдавшим задание на проведение патентного исследования.

Исследования могут проводиться предприятием самостоятельно, либо путем обращения к профессиональным специалистам патентного бюро. Самостоятельное патентное исследование влечет объективные проблемы:

  • доступ к большинству баз данных возможен только на возмездной основе, а открытые и общедоступные источники не гарантируют достоверность информации;
  • большинство технической документации, используемой при проведении исследований, размещено на иностранных языках – перевод такого массива документов влечет существенные денежные и временные затраты;
  • отсутствие квалификации и знания всех нюансов патентного права не позволит сделать правильные выводы при анализе полученных данных.

Даже соблюдение требований ГОСТ Р 15.011-96 требует специальных познаний в сфере патентования, которыми не обладают рядовые специалисты предприятия.

Таким образом, наиболее целесообразным вариантом для проведения исследований является обращение в патентные бюро. В этом случае любые виды исследований пройдут с соблюдением норм национального и международного права, а заказчик получит исчерпывающий отчет по интересующей тематике.

Источник

Зачем нужен патентный поиск перед патентованием

Вопросы, которые волнуют изобретателей в части патентного поиска, касаются двух моментов: во-первых, когда начинать патентный поиск – в начале или после того, как прояснилась формула изобретения; во-вторых, самостоятельно или с привлечением специалистов.

Начнем с первого вопроса о патентах, поскольку, если мы разберемся в нем, проще будет ответить на второй. Четких рекомендаций на этот счет нет, тем не менее опытные изобретатели советуют начинать поиск сразу, как только в голову пришла хорошая мысль. Причем сделать это можно самостоятельно, а для более углубленного поиска на заключительном этапе разумно привлечь экспертов по поиску.

Такой подход позволяет определить, есть ли смысл продолжать проект. С другой стороны, при нулевом опыте все-таки разумно обратится к профессионалам сразу. На расширенный поиск патентов эксперт затратит значительно меньше времени и сэкономит ваши средства, даже если сделает вывод, что проект тупиковый. Особенно актуально это тогда, когда изобретение требует не только поиска, но и дорогостоящих лабораторных или научных исследований.

«Самостоятельный поиск патентов в бесплатных базах данных является отличным источником вдохновения и расширения кругозора, – комментирует проблему Ирина Резникова, руководитель Управления правовой защиты интеллектуальной собственности патентного бюро «Гардиум». – Впрочем, можно согласиться и с теми изобретателями и разработчиками, которые приступают к поиску после того, как формула изобретения получила видимые очертания. Как правило, к этому времени у них «возникло чувство, что пришло время патентовать».

Читайте также:  Рецепт слабосоленой селедки сухим способом

И в первом, и во втором случае, изобретатели, начав поиск, проверяют патентоспособность, то есть решают, «может ли его научно-техническое новаторство быть запатентованным» — стать интеллектуальной собственностью. В любом случае отношение к этому делу не должно быть поверхностным. Но, увы, зачастую бывает именно так.

Изобретатель, начавший самостоятельный патентный поиск, пытается найти ответы на кажущиеся ему простыми вопросы:

  • Является ли изобретение новым?
  • Сможет ли он защитить его с помощью патента?
  • Не нарушает ли оно чьи-то права на интеллектуальную собственность, не затрагивает ли другой патент?
  • Работает ли над чем-то подобным кто-то еще?
  • Хочет ли этот «кто-то» тоже реализовать подобное изобретение через договор лицензирования?
  • Где найти партнеров для производства, если патент будет получен?
  • Целесообразен ли поиск покупателей патента, найдутся ли они?

Однако в реальности все значительно сложнее.

Почему самостоятельный патентный поиск является сложным делом

Для примера возьмем случай из реальной практики. Инженер Илья К. придумал и даже изготовил L-образную насадку к электрической мясорубке, позволяющую выдавливать из теста лапшу. Он предпочел опираться на свои силы главным образом потому, что решил сэкономить деньги на поиске патентов. Однако, когда была сделана значительная часть работы и потрачены серьезные деньги, инженеру было отказано в патенте. Оказывается, что прибор с точно таким же механизмом был запатентован в США еще в 1980 году. Таким образом, если бы изобретатель К. изначально знал об этом патенте, то он, по его же словам, применил бы другой принцип, не отказываясь от идеи в целом.

Приведем разбор ошибки поиска из описанного выше примера:

Описание прибора для приготовления лапши в американском патенте, найденном по номеру US4083668A Описание прибора для приготовления лапши в заявке на патент Ильи К.
Настоящее изобретение относится к машине для производства лапши, а более конкретно — к машине для превращения теста в лапшу, спагетти или плоские макаронные изделия и другие подобные блюда и десерты. В изобретении описывается механический аксессуар к электрической мясорубке, с помощью которого хозяйка может нарезать плоское тесто в полоски для последующей варки.

Дело в том, что во время самостоятельного поиска инженер получал описания патентов, имеющих отношение к мясорубкам, к раскатке теста для пицц, а также резке листового металла в полоски для последующей сварки. Совсем не те патенты, что ему были необходимы. Изобретатель оказался перегружен ненужными сведениями из-за неточных ключевых слов и пришел к выводу, что он является первооткрывателем.

Что надо знать, приступая к патентному поиску

От ошибки, описанной выше, не застрахован никто. Так, в одном из самых известных патентных споров интернет-гигант Amazon и книжный онлайн-магазин Barnes & Noble конфликтовали по поводу повторной покупки в один клик, при которой не надо заново вводить номер карты и пин-код. Суд потребовал от Barnes & Noble отказаться от упрощенной процедуры, причем во время праздничного бума в честь рождества. Однако тщательный поиск патентов по ключевым словам, осуществленный привлеченными экспертами, позволил найти более ранний, чем у Amazon, патент Digicash, в котором тоже описывается приобретение товара в один клик. Все это позволило вывести покупку «в один клик» в общепринятую практику.

Почему же Barnes & Noble с первого раза не нашел Digicash? Его ошибка, как и в случае с инженером К., заключалась в отсутствии системного подхода к целям поиска среди опубликованных патентов. Таким образом, прежде чем, приступать к самостоятельному патентному поиску, рекомендуется сформировать понимание следующих аспектов:

  • В чем уникальность (неповторимость) изобретения и почему есть уверенность, что никто ранее до этого не додумался?
  • Может ли оно нарушить чужие права на интеллектуальную собственность, затронуть чужой патент?
  • Насколько авторитетны и влиятельны потенциальные конкуренты?
  • В чем принципиальные особенности изобретения, которых нет у запатентованных аналогов?
  • Какие еще компании или изобретатели трудились в этой же области? Получали ли они патенты?
  • Кто заинтересован в этой инновации? Стоит ли связаться с ними?

Если в результате придется выйти на поиск и исследование смежных областей, стоит задуматься над следующим:

  • Может ли применяться изобретение в смежных областях? Если – да, то где?
  • Какие технологии, используемые в изобретении, имеют широкое применение?
  • Что представляют из себя аналоги в области широко применяемых технологий?

Самостоятельный патентный поиск важно вести не только по названию продукта и его описанию, но и с учетом терминов-синонимов.

Советы профессионалов поиска

Перечисленные выше возможные цели патентного поиска наглядно показывают, насколько широк и трудоемок этот процесс. Но без него не обойтись. Приводя спор между Amazon и Barnes & Noble, мы указали только один негативный момент: книжный магазин мог понести огромные убытки из-за запрета применения удобной процедуры. Между тем, самой большой угрозой является судебное преследование за посягательство на чужую интеллектуальную собственность. В этом случае штрафы способны разорить бизнес и изобретателя.

Чтобы избежать проблем из-за ошибочного патентного поиска, профессионалы могут дать немало ценных советов. Так, руководитель проектов патентного бюро «Гардиум» Екатерина Чилимова рекомендует:

  • Сделать наиболее широкое описание изобретения со всеми ключевыми словами.
  • Составить перечень баз данных, где планируется вести поиск патентов.
  • Составить перечень источников, которые хоть и не имеют отношения к патентоведению, тем не менее относятся к изобретению.
  • Изучить коммерческие предложения продуктов, в которых могут быть востребованы его достоинства.
  • Все это записать и тщательно систематизировать.

Виды патентного поиска

Что же касается непосредственно видов самостоятельного патентного поиска, то он подразделяется на:

предметный поиск патентов

«Чаще всего проводится предметный поиск, когда определяется предмет, при этом выбираются рубрики патентной классификации – поясняет Екатерина Чилимова. – Такой строгий подход делает поиск наиболее эффективным по соотношению время/результат».

Если анализ коммерческой информации позволил определиться с фирмами или с изобретателями, работающими в этой области, начинается именной поиск патентов. В любом случае он является дополнением к предметному поиску. Что касается нумерационного поиска, то его название говорит за себя: номер патента уже известен, и изобретатель просто изучает этот патент, в том числе и на предмет схожести.

Далее логично вернуться к примеру с инженером К. Если бы он осуществил поиск патентов-аналогов, выданных в других странах, его изобретательский труд не был бы напрасным. Как правило, патенты-аналоги имеют описание на иностранных языках. В этом случае можно воспользоваться онлайн-переводчиками translate.yandex.ru или translate.google.ru.

Как попасть в реестры отечественного ПО?
Какие льготы получают разработчики отечественного софта?
Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашей книге

В каких базах данных патентов лучше всего вести расширенный патентный поиск

Сегодня в мире насчитывается несколько тысяч баз данных (БД) для патентного поиска, и к ним возможен доступ через интернет. Их создают и наполняют не только национальные правительственные органы, такие как Роспатент, но и частные предприятия. Поэтому крайне важно использовать только те БД, которые обеспечат действительно эффективный поиск патентов (по критерию время/результат).

«Дело в том, что базы данных патентов могут пополняться несистемно и нерегулярно, — делится опытом Вера Надёжина, патентный поверенный № 1749. – Чтобы БД была по-настоящему работоспособной, ей необходимо финансирование. Поэтому есть всего несколько баз, которые реально эффективны с точки зрения профессионального расширенного поиска патентов, но доступ к ним стоит серьезных денег».

Приведем список БД, которые могут быть полезными для самостоятельного поиска, т.к. составлены на основе патентов многих стран:

  • Derwent World Patents Index. Считается самой полной базой патентных данных, опубликованной в мире.
  • DEPATISnet − бесплатная база данных, выдающая при поиске PDF-файлы патентов ЕС, Франции, Германии, США, КНР и ряда других государств. За ведение этой базы данных отвечает немецкое ведомство по патентам и товарным знакам (DPMA).
  • Google Patents предлагает общедоступную глобальную патентную поисковую систему, включающую полнотекстовый перевод и поиск специальной литературы из смежных отраслей (Google Scholar и Google Books).
  • Dialog – поисковый онлайн-сервис, содержащий более миллиарда технических записей, включая подробные технические и научные сведения, товарные знаки, патенты и дополнительные записи об интеллектуальной собственности.
  • Eapatis − БД Евразийской патентной организации, которая предоставляет свободный доступ к сведениям и библиографическим данным, а также платный доступ к поиску полной информации о патентах тридцати правительственных и частных институтов, выдающих патенты (включая организации из республик бывшего Советского Союза). Также в этой БД возможен поиск патентов и документов СССР, начиная с 1924 года.
  • База данных ФИПС-Роспатент содержит сведения о российских зарегистрированных патентах и опубликованных заявках, а также архивы патентов СССР. Обеспечивает как бесплатный (за последние три месяца), так и расширенный, но платный поиск.
  • Другие патентные базы России и не только, выход к которым обеспечивает интернет-портал ФИПС.

Вам может быть интересно:

Что надо знать о патентном поиске на портале ФИПС

Для того чтобы начать поиск патентов с использованием государственной базы данных на сайте ФИПС, следует ознакомиться с документом «Инструкция по работе с интернет-ресурсами ФИПС».

Сразу оговоримся, что доступ к поиску в наиболее полной и удобной БД ФИПС осуществляется на договорной основе за отдельную плату. В каждом конкретном случае проще и дешевле обратиться к специализированным организациям, например, к патентному бюро «Гардиум», которое уже имеет платный доступ к их патентам.

Изобретатели, самостоятельно осуществляющие патентный поиск, чаще используют ресурсы в свободном доступе.

Бесплатная работа в БД ФИПС осуществляется по ключевому слову – искомому термину, то есть выполняется предметный поиск патентов, а также по библиографическим сведениям. Для этого необходимо зарегистрироваться, войти и активизировать кнопку «Перейти к поиску». Интерфейс является интуитивно понятным, но могут возникнуть вопросы с терминами. Их разъяснение можно найти, осуществив поиск в Yandex или Google.

Что важно: пользователи, заключившие договор о доступе к БД ФИПС на платной основе, обеспечены поддержкой по электронной почте. Можно также воспользоваться системой подсказок. Если же появляется необходимость в консультации, то её можно получить по телефону

В платной версии работа начинается с выбора иерархических БД интернет-ресурса ФИПС.

К ним относятся:

патентные документы РФ (рус.);

патентные документы РФ (англ.);

международная патентная классификация;

российские товарные знаки;

международная классификация товаров и услуг;

российские промышленные образцы;

международная классификация промышленных образцов;

программы для ЭВМ, БД и ТИМС.

Почему все-таки лучше работать с профессионалами

Особо подчеркнем, что администрация любой патентной базы данных не несет ответственности за результаты поиска патентов, произведенного пользователями, даже если были затрачены значительные деньги за доступ к информации. Между тем, нарушение чужих прав интеллектуальной собственности влечет за собой штрафы и санкции, способные разорить бизнес и сделать банкротом изобретателя. То есть речь идет о слишком серьезном вопросе, чтобы надеяться на «авось».

Казалось бы, это прямое указание на то, что для такого поиска лучше всего обратиться в профессиональное патентное бюро. Но когда речь заходит об этом, изобретатели зачастую недоумевают, почему им нужно тратить деньги на патентный поиск, поскольку считают это дело второстепенным. Мол, главное – изобрести, а оформить патент не составит труда. На вопрос, почему они не обращались к профессионалам, звучит ответ: «Я был на все 100 % уверен в уникальности». А зря! Иногда даже самая удачная идея — это просто очередной «велосипед».

К тому же изобретатели, если все-таки решили потратиться на решение этого вопроса, нередко ошибочно полагают, что все эксперты, взявшиеся за патентный поиск, сделают свое дело одинаково, поэтому выбирать нужно тех, кто возьмет меньше денег. Однако недобросовестность встречается не только у застройщиков, продавцов или врачей, но даже у юристов. Вот только ошибки при поиске и дальнейшей работе с патентами, как уже говорилось, стоят очень дорого.

Из всего вышесказанного можно сделать два вывода: во-первых, обращаться к профессионалам нужно обязательно, во-вторых, важно смотреть при этом на репутацию и проверенную историю успеха – например, ту, которая есть у патентного бюро «Гардиум».

Источник

Читайте также:  Инновационные способы работы с родителями
Оцените статью
Разные способы