Развитие письма
«Предметные» способы передачи сообщений — страница 2
Несколько точнее, чем «жезлы вестников», указывали на содержание послания так называемые «вампумы», которыми снабжались посланцы гуронов, ирокезов и других племен американских индейцев. Вампумы представляли собой комбинации цветных раковин, вплетенных в пояс или подвешенных к нему. Количество, цвет и взаиморасположение раковин имели определенное смысловое значение. Иногда на вампумы наносились рисунки, уточнявшие содержание сообщения.
Иное назначение имели «чуринги» австралийских племен. Чуринги представляли собой овальные дощечки, являвшиеся как бы «вместилищами душ» австралийских туземцев и в то же время связывавшие их с предками. На чуринги наносились концентрические круги и полукружия, указывавшие количество предметов, о которых шла речь; имели значение также взаиморасположение и размеры этих кругов и полукружий. Все остальное хранилось в памяти владельца чуринги.
В связи с «жезлами вестников» и чурингами может быть поставлен вопрос о происхождении условных (не картинных) знаков, широко применявшихся первобытными племенами как для магических целей (круги и полукружия на чурингах, масдазильские знаки), так и для целей общения (некоторые знаки собственности, племенные эмблемы, различные виды зарубок и т.д.). В большинстве случаев эти знаки имели следующее происхождение.
Одни из них некогда представляли собой примитивные рисунки, которые в результате постепенной схематизации и стилизации (подобно схематизации и стилизации, нередко наблюдаемым в орнаменте) утеряли картинный характер и превратились в геометрические фигуры; таково вероятное происхождение некоторых геометрических племенных эмблем и знаков собственности, видимо, возникших из тотемистических изображений. Другие из этих знаков никогда не имели картинного характера, да и не могли его иметь; они являлись только обозначениями числа (многие виды зарубок на палках) или же служили памятными знаками, указывающими на количество и на соотношение предметов, о которых шла речь (зарубки на «жезлах вестников», отчасти круги и полукружия на чурингах).
Наряду с различными видами палок с зарубками столь же широкое и аналогичное применение имели некогда шнуры с узлами.
Наибольшего развития этот способ закрепления и передачи сообщений достиг, как известно, в «кипу» перуанских инков. Основной частью «кипу» служила толстая веревка, к которой прикреплялись шнуры с различного рода узлами и сплетениями. Количеству шнуров и узлов, их величине, взаиморасположению и цвету придавалось определенное смысловое значение. Так, если шнуры не были окрашены, они служили для числового учета или для запоминания знаменательных дат.
Окрашенные узлы, видимо, использовались для передачи более сложных сообщений: например, черные шнуры обозначали смерть, несчастье, красные — войну, белые — мир, желтые — золото, зеленые — маис.
Испанский историк де ла Вега (мать которого была из племени инков) оставил следующее описание кипу (начало XVII в.): «Для войны, управления, дани, церемоний имелись различные кипу, и в каждой из них множество узлов и привязанных нитей — красных, зеленых, голубых, белых и т.п.; так же как мы находим разницу в наших двадцати четырех буквах, размещая их различными способами, чтобы передать различные звуки, так и индейцы получали большое число значений при помощи различного расположения узлов и их цветов». Точное назначение кипу до сих пор не установлено. В отличие от сказанного выше, некоторые исследователи считают, что кипу служили только для целей учета и для закрепления важнейших дат.
Шнуры с узлами применяли для мемориальных и счетных целей, кроме инков, также и другие племена (острова Рю-Кю, Окинава, Гаваи и т.д.).
«Предметные» способы общения появились задолго до возникновения первоначального пиктографического письма.
Как уже указывалось, понимание природных «знаков» (следов и т.п.), хотя бы и не сознательное, а инстинктивное, свойственно не только человеку, но даже животным. Видимо, еще в период формирования первобытного человека он уже умел искусственно воспроизводить и уничтожать эти природные знаки. К очень древним эпохам, вероятнее всего к верхнему палеолиту, восходит и применение для мемориальных и иных целей «знаков», не встречающихся в природе, в том числе таких сравнительно сложных, как палки с зарубками. От конца верхнего палеолита дошли кости с нарезанными на них прямыми, косыми и перекрещенными линиями. Некоторые исследователи считают их «мнемотехническими знаками», служившими для закрепления в памяти определенных событий или же для счета.
Возникновение «предметных» способов общения задолго до появления первоначального письма подтверждается также данными этнографии. Многие культурно отсталые народы, стоявшие на ступенях развития, аналогичных концу верхнего палеолита (например, австралийцы) или мезолиту (например, бушмены), сколько-нибудь оформленной пиктографической письменности еще не имели; но они уже использовали довольно сложные способы предметного общения (например, у австралийцев — сигнализация дымом костров, «жезлы вестников», чуринги и т.п.).
Появившись, вероятно, за несколько тысячелетий до пиктографического письма, предметные способы общения оказали большое влияние на его формирование. В частности, первые условные знаки появились, видимо, не в письме, а в предметных способах общения (например, у американских индейцев стрела — знак направления, томагавк — символ войны, дымящаяся трубка — символ мира и т.д.). Перейдя в пиктографическое письмо, они образовали в нем первые условные письменные знаки.
Предметные способы передачи сообщений сохранили применение й в настоящее время. Так, на морских и речных судах широко применяются для передачи сообщений сложные системы сигнализации флагами и фонарями; на дорогах аналогичную роль выполняют светофоры и семафоры. Для мемориальных целей используется завязывание узелков на платке и перебирание четок; условно-мемориальный характер сохранили могила, крест как знаки захоронения, ограда как знак собственности и т.п.
Подобно пиктографическим изображениям предметные способы общения очень выразительны, понятны и экспрессивны, в особенности при передаче сообщений на большие расстояния.
Источник
Развитие письма
«Предметные» способы передачи сообщений
Вторым (наряду с первобытным искусством) источником формирования первоначального письма послужили различные внеписьменные, «предметные» способы передачи сообщений.
Способы общения людей при помощи различных предметов и явлений, которым придается условное смысловое значение, очень близки к письму, так как они:
1) тоже служат для передачи речи на расстояние или для закрепления ее во времени
2) как правило, тоже воспринимаются зрительно (исключение — звуковая сигнализация, например, передача сообщений барабанным боем, звонками и т.д.).
В то же время эти способы общения отличаются от письма по используемым средствам, имеющим не графически начертательный, а, как правило, предметный характер.
Использование различных (во всяком случае естественных, природных) явлений и предметов для передачи и закрепления простейших сообщений, вероятно, предшествовало не только возникновению первоначального письма, но и первобытной живописи. В частности, первые чисто условные знаки, вероятно, появились не в пиктографическом письме, а в этих внеписьменных способах общения
Развитие этих способов общения рисуется следующим образом.
Сперва первобытный человек стал понимать, как «условные знаки», различные явления окружавшей его действительности, например, следы или надломленные ветви в лесу как знак того, что здесь прошел человек или какой-то зверь, пепел от костра как знак, того, что здесь была стоянка, и т.д.
Умение понимать эти «природные» знаки, видимо, получило особенное развитие во время последних палеолитических оледенений. «Может быть, не оказывается достаточного внимания,— пишет Ж. Феврие,— роли, которую могли сыграть в этом отношении в верхнем палеолите следы на снегу. Во всех странах, где свирепствовал холод, человек в обеспечении своей повседневной жизни отныне зависел много больше от результатов своей охоты, чем от собирательства. И вот снежный покров образовывал, если использовать это избитое выражение, «природную книгу», на которой всякое существо вынуждено было оставлять свой отчетливый знак. Охотники ориньякской или магдаленской эпохи знали, таким образом, многие сотни следов, каждый из которых был связан в их уме с определенным родом животных, с соседним племенем и т.д. Следовательно, можно сказать, что они научились читать раньше, чем научились писать».
У большинства современных охотничьих и скотоводческих народов умение «читать» следы достигало столь же исключительного совершенства. Искусный «следопыт» мог определить по следам не только количество и породу прошедших животных, но и их возраст, цель их движения. М. Косвен рассказывает о туркменских следопытах, что «если они знали след верблюдицы, то узнавали и след ее детенышей, если они знали следы отца и матери, то узнавали и следы их детей».
На следующем этапе развития «предметных» способов общения человек научился искусственно воспроизводить и уничтожать эти предметные знаки; например, нарочито оставлять следы при ходьбе по каменистой почве, надламывать на своем пути ветви, чтобы его могли найти товарищи по охоте, сознательно стирать следы для маскировки пути и т.п.
На последующем этапе человек научился применять условные знаки, не встречающиеся в природе. Например, американские индейцы во время охоты и походов прикрепляли на дереве стрелу как знак, указывающий направление их пути; австралийцы, покидая стоянку, проводили ногой черту в песке и в конце черты втыкали ветку; направление и длина черты указывали направление и расстояние пути.
Постепенно использование различных предметов для передачи сообщений все более усложнялось.
Так, североамериканские индейцы в знак объявления войны посылали томагавк. Томагавк приносил посол и клал его на землю; если противник поднимал томагавк, это означало, что он принимает вызов. Аналогично символом мира являлась трубка, которую в знак мира поочередно курили представители враждующих племен. На Суматре знаком дружбы служила посылка соли, знаком вражды и гнева — посылка перца. Поднесение хлеба и соли использовалось как знак приветствия и дружбы у славянских племен.
У многих равнинных африканских племен для передачи на большие расстояния различных сообщений (известие о приближении врага, о смерти вождя, о прибытии европейца, призыв к оружию, приглашение на празднество и т.д.) применялась подчас довольно сложная сигнализация огнем и дымом костров; у степных индейцев — размахивание одеялом. У многих лесных племен для той же цели использовалась еще более сложная сигнализация боем барабанов.
Широкой известностью пользуется рассказ Геродота о «предметном» послании скифов. Скифы будто бы отправили однажды персам своеобразное предметное послание, состоявшее из лягушки, мыши, птицы и пяти стрел. Послание значило: «Если вы, персы, не умеете летать в небесах, как птица, скакать по болотам, как лягушка, и прятаться под землей, как мышь, вы все погибнете, осыпанные нашими стрелами». Исследователь Африки Георг Швейнфурт сообщает об аналогичных «посланиях», применявшихся африканскими племенами ньямньям. «Как только им грозит враг, они втыкают на дороге, по которой должен идти противник, початок кукурузы и гусиное перо, а в сук дерева — стрелу. Все вместе означает: если вы отважитесь сорвать хоть один початок кукурузы или похитить хоть одну курицу, вы умрете от этой стрелы».
Наряду с передачей на расстояние, различные предметы использовались и для закрепления сообщений во времени. Так, могильный холм, плита, курган, различные виды надгробий издавна служили памятными знаками захоронений; межа, межевые камни, ограда — символами собственности и т.д.
Для передачи сообщений на расстояние, так и для мемориальных целей, особенно часто применялись палки с зарубками и шнуры с узлами.
Палки с зарубками использовались самыми различными народами для счета, для оформления различных договорных отношений и в мнемотехнических целях.
В случаях применения палок с зарубками для закрепления договорных отношений, в частности отношений между кредитором и должником, зарубки, нанесенные на палку (так называемую «бирку»), указывали количество предметов (например, мешков с зерном), взятых в долг. После нанесения зарубок бирка расщеплялась на две половинки; одна отдавалась кредитору, другая оставалась у должника. Бирки широко использовались славянскими племенами, а в дореволюционное время русскими крестьянами и народами Севера России как долговые документы, для учета уплаты налогов и т.д. Для аналогичных целей палки с зарубками применялись некогда также во Франции, в Англии и других странах. Еще чаще использовались палки с зарубками для мнемотехнических и счетных целей. Так, у некоторых племен американских индейцев муж, уезжая в поход или на охоту, оставлял жене палку с зарубками; зарубки указывали предполагаемое число дней его отсутствия. По мере истечения дней жена перечеркивала зарубки.
Близки к биркам «жезлы вестников» австралийских и африканских племен. Жезлы эти, которыми снабжались посланцы от одного племени к другому, выполняли двоякую роль: во-первых, они являлись подтверждением полномочий посланца; во-вторых, число и расположение зарубок на жезле служили для посланца памятными знаками. При этом общепонятное значение имело лишь число зарубок, указывавшее количество предметов, о которых сообщалось в послании (например, количество приглашаемых на охоту, на празднование и т.п.); конкретное же содержание послания полностью известно было только посланцу.
Источник
Предметное общение
Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК . Под общей редакцией А.А. Реана . 2002 .
Смотреть что такое «Предметное общение» в других словарях:
общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное О.) и группами (межгрупповое О.), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию… … Большая психологическая энциклопедия
Общение и деятельность: категориальный анализ — В структуре целостного бытия изначально существуют, реализуются, постоянно воспроизводятся и взаимопереходят друг в друга отношения субъекта с предметным миром (предметная деятельность) и отношения субъекта с др. людьми (О.). По мере развития они … Психология общения. Энциклопедический словарь
История развития понятий «общение» и «коммуникация» — Активное использование понятий О. и коммуникация (К.) в отеч. психологии началось в 1970 1980 х гг. одновр. с развитием общей, социальной, пед., инженерной психологии, психологии труда, а также психологии личности, медицинской психологии,… … Психология общения. Энциклопедический словарь
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ — (от лат. exsistere существовать, выступать, показываться, становиться, обнаруживаться), или экзистенциальная философия, не столько единое филос. направление с общей системой категорий, исходных принципов и методологических установок, сколько… … Философская энциклопедия
ЯСПЕРС — (Jaspers) Карл (1883 1969) нем. философ, один из ярких представителей философии экзистенциализма. Будучи психиатром по образованию, широкую известность получил после опубликования своей работы «Психология мировоззрений» (1919). В 1920 1937 проф.… … Философская энциклопедия
ФРАНК — Семен Людвигович (1877 1950) русский философ. Учился на юридическом факультете Московского университета. За участие в студенческих волнениях после ареста выслан из Москвы. Уехал в Германию. В это время познакомился со Струве, определившем во… … История Философии: Энциклопедия
ФРАНК — Семен Людвигович (1877 1950) русский философ. Учился на юридическом факультете Московского университета. За участие в студенческих волнениях после ареста выслан из Москвы. Уехал в Германию. В это время познакомился со Струве, определившем во… … Новейший философский словарь
ФРАНК Семен Людвигович (1877-1950) — русский философ. Учился на юридическом факультете Московского университета. За участие в студенческих волнениях после ареста выслан из Москвы. Уехал в Германию. В это время познакомился со Струве, определившем во многом круг первоначальных… … История Философии: Энциклопедия
ЗНАК — материальный объект (артефакт), выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта (предмета, свойства, явления, понятия, действия), замещающий его. 3. является осн. средством культуры, с его помощью… … Энциклопедия культурологии
ПРАКТИКА — (греч. praktike, от praktikos деятельный, активный) материальная, чувственно предметная деятельность человека. П. включает: целесообразную деятельность; предмет, на который направлена последняя; средства, с помощью которых достигается цель;… … Философская энциклопедия
Источник