Предметные способы решения игровых задач

Методические рекомендации «Игра для дошкольников»

Татьяна Мартюшевская
Методические рекомендации «Игра для дошкольников»

Классификация игр для дошкольников.

Классификация игр детей дошкольного возраста (по Е. В. Зворыгиной и С. Л. Новоселовой).

1. Игры, возникающие по инициативе ребёнка (детей):

Игра – экспериментирование

Самостоятельные сюжетные игры:

2. Игры,возникающие по инициативе взрослого:

3) Игры,идущие от исторически сложившихся традиций:

Традиционные или народные.

Сюжетно-ролева игра

В качестве основного метода организации сюжетно-ролевых игр можно использовать комплексный метод педагогической поддержки самодеятельных игр (Е. В. Зворыгиной и С. Л. Новоселовой).Содержание работы организуется в соответствии с возрастом воспитанников:

Группа раннего возраста — приобщение детей к разным играм: предметным (в том числе с составными и динамическими игрушками, простейшим сюжетным, подвижным; перевод предметных действий в действия смысловые в контексте игровой ситуации.

2-я младшая группа — обогащение игрового опыта детей через совместные со взрослым игры (индивидуальные и малыми подгруппами, формирование и развитие игровых действий, простейшего игрового взаимодействия, понимания условности игровой ситуации.

Средняя группа — освоение и развитие ролевого поведения, поддержка игровых объединений детей, обогащение игрового взаимодействия, расширение тематической направленности сюжетных игр, обогащение игрового опыта детей через приобщение к играм с правилами, (подвижным, досуговым, театрализованным, народным играм).

Старшая группа — обогащение игрового опыта по развитию и усложнению игрового сюжета, по организации предметного пространства собственной игры через совместные с воспитателем игры подгруппами; создание условий и поддержка самодеятельной игры детей, приобщение детей к разным видам игр (подвижным, с правилами, досуговым, дидактическим, народным, интеллектуальным и др.)

Подготовительная группа — формирование и педагогическая поддержка детского коллектива как играющего детского сообщества, поддержка самостоятельности и инициативности при выборе и реализации детьми игр разных видов; поддержка перехода к играм-диалогам, играм — фантазированиям, играм в самодельной предметной среде.

Требования к проведению игры:

В игре с детьми у взрослого может быть две основные стратегии. Взрослый может сам организовать игру на основании заранее продуманного общего направления сюжета и подготовленных предметно — игровых материалов, или он может присоединиться к уже играющим детям. Он участвует с детьми в игре на равных и может влиять содержание и общий ход игры теми же способами, что используют другие играющие. В сюжетной игре он может придумать сюжет игры, выступить с интересным предложением о её сюжетном продолжении, ввести в игру новый персонаж, создать проблемную ситуацию и т. д.

Направления руководства игрой Задачи руководства игрой

Обогащение содержания игры 1. Побуждать переносить в игру события из повседневной жизни и тем самым осваивать назначение и свойства предметов.

2. Способствовать умению ставить разнообразные игровые задачи.

Формирование предметных способов решения игровых задач 3. Обогащать развёрнутые игровые действия с игрушками разнообразным содержанием.

4. Своевременно формировать игровые действия с предметами — заместителями.

5. Побуждать использовать игровые действия с воображаемыми предметами.

6. Подводить к пониманию замены отдельных игровых действий словом.

7. Способствовать тому, чтобы для решения поставленных игровых задач дети использовали разнообразные предметные способы.

Развитие самостоятельности 8. Развивать у каждого ребёнка самостоятельность в постановке разнообразных игровых задач.

9. Побуждать детей самостоятельно выбирать различные предметные способы для решения поставленных игровых задач.

Побуждение к взаимодействию в игре 10. Поощрять интерес к играм сверстников.

11. Приучать играть, не мешая друг другу.

Усложнение задач руководства игрой

Направления руководства игрой Задачи руководства игрой

Обогащения содержания игры 1. Обогащать тематику игр, способствовать появлению интересных замыслов, для их реализации ставить репродуктивные и инициативные игровые задачи.

2. Побуждать отображать в играх разнообразные действия взрослых, взаимоотношения, общение между людьми

Способы решения игровых задач 3. Поощрять за оригинальность, самостоятельность в использовании предметных способов решения игровых задач.

4. Усиливать эмоциональную выразительность и разнообразить ролевые действия, используемые для отображения взятой роли.

5. Побуждать к проявлению инициативы в общении со взрослыми и сверстниками по поводу игры, способствовать появлению ролевых высказываний и ролевой беседы

Взаимодействие в игре 6. Побуждать ставить игровые задачи сверстникам.

Читайте также:  Способы создания электронного правительства

7. Учить детей принимать игровые задачи, поставленные сверстниками, или тактично от них отказываться, договариваться по поводу игрового взаимодействия.

8. Поддерживать длительное взаимодействие в игре

Самостоятельность 9. Продолжать развивать самостоятельность в выборе разнообразных, интересных замыслов и в постановке различных игровых задач для их реализации.

10. Поощрять выбор оригинальных предметных и ролевых способов претворения замыслов в игре.

11. Приучать самостоятельно договариваться со сверстниками в игре

Специально обучать детей определённым игровым действиям не рекомендуется. Важно, чтобы дети сами придумывали, какие ролевые действия включать в игру, только в таком случае игра будет носить подлинно творческий характер.

Анализ развивающей предметно-пространственной среды в групповом помещении

для развития игровой деятельности детей

Наличие уголков сюжетно-ролевых игр в соответствии с данной возрастной группой

Достаточное количество игрового оборудования для сюжетно-ролевых игр

Наличие конструктивных игр в соответствии с возрастом детей

(конструкторы – сюжетные, напольные, настольные, из различных материалов)

Достаточное количество атрибутов для обыгрывания построек

(игрушки, транспортные средства, фигурки и т. д.)

Наличие центра экспериментирования с инструментами, игрушками

и другими атрибутами для проведения опытов и экспериментов

Эстетичность и доступность в оформлении уголка природы: картины-пейзажи, картотеки, правила ухода за растениями и др. в соответствии с данной возрастной группой

Наличие книжного уголка (наличие книг по программе или в соответствии с целями и задачами воспитательно-образовательной работы педагогов; иллюстраций и сюжетных картинок)

Оборудование уголка театрализованных игр различными видами театров, костюмов, атрибутов, музыкальными игрушками и инструментами

Наличие центра интеллектуального развития: дидактические и настольно-печатные игры математического содержания, игры для сенсорного развития, развития речи и т. д.

Насыщенность и разнообразие материалов для развития художественно-продуктивной деятельности дошкольников в соответствии с возрастной группой

Оформление помещения с учетом двигательной потребности детей (пространство для свободного перемещения, наличие уголка для физкультурных игр

Обзор стихов и методические рекомендации к ним Я издала 3 сборника стихов: «Сказы старого деда», «Звёздочка в гостях», «Выводила зорька солнышко несмело». Стихи из этих сборников я все.

Методические рекомендации для родителей дошкольников с ОНР по теме «Наш город» Тема недели «Наш город» Родителям рекомендуется: Рассказать ребенку, как называется город (поселок, где он живет, в честь кого назван,.

Методические рекомендации к оформлению конспекта НОД Методические рекомендации к оформлению конспекта НОД (Подготовила старший методист ГБОУ СОШ №1159 ДО-5 Ависова Надежда Петровна). Любой.

Методические рекомендации к занятиям по изодеятельности МБДОУ «Берёзка» Воспитатель Никитина Ж. Н. Методические рекомендации к занятиям по изодеятельности. Изобразительная деятельность — органичная.

Методические рекомендации по формированию полоролевых взаимоотношений у дошкольников в процессе совместной деятельности • Вначале надо изучить необходимую литературу, психолого-педагогичскую, методическую, чтобы быть компетентным в этом вопросе. • Далее необходимо.

Методические рекомендации по развитию синтаксического строя речи у дошкольников со стертой дизартрией Игры и упражнения по развитию синтаксического строя речи у детей со стёртой дизартрией Учитывая выявленные ошибки у детей со стёртой дизартрией,.

Методические рекомендации «Пора в детский сад». «Пора в детский сад» Я долгое время работаю с детьми раннего возраста. Многие малыши успешно прошли адаптацию к детскому саду на моих глазах.

Методические рекомендации «Трудовое воспитание дошкольников» Труд – это носитель и база человеческой культуры – эстетической, познавательной, нравственной. Цель – воспитание интереса и эмоционально.

Методические рекомендации «Развитие младших дошкольников в изобразительной деятельности» РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Рисование, лепка, аппликация – не простая забава для малыша. Занятия ребенка.

Методические рекомендации для воспитателей «Сказкотерапия» Методические рекомендации для воспитателей Все мы знаем, что очень важно воспитателю читать детям сказки или другие литературные произведения,.

Источник

II. Способы решения детьми игровых задач

В исследованиях, проведенных под руководством С.Л.Новоселовой[2]) установлено, что события окружающей действительности дети отображают в играх разными способами. Так, на этапе сюжетно-отобразительной игры малыши решают поставленные задачи предметными способами, а на этапе сю-жетно-ролевой игры — не только предметными, но и ролевыми.

Рассмотрим, какие вопросы нужно выяснить, чтобы иметь представление о способах решения детьми игровых задач.

1. Насколько разнообразны игровые действия с игрушками?

Уже в раннем возрасте малыши приучаются использовать игрушки в соответствии с их назначением. Выполняемые в игре действия с игрушками могут быть как разнообразными, так и однообразными.

Читайте также:  Способы приготовления пиццы дома

2. Степень обобщенности игровых действий с игрушками.

Известно, что игровые действия с игрушками могут быть развернутыми и обобщенными, т. е. разными по степени обобщенности. Развернутые игровые действия внешне похожи на реальные действия взрослых, так если в игре девочка «моет» посуду, то ее движения схожи с движениями человека, моющего настоящую посуду.

Развернутые игровые действия увлекают ребенка, он их многократно повторяет.

Игровые действия с игрушками могут быть и обобщенными, в этом случае ребенок выполняет их не развернуто, а быстро, как бы «свернуто». Появление в игре обобщенных игровых действий с игрушками свидетельствует о возможности использования еще более обобщенного игрового материала — предметов-заместителей. Именно поэтому педагогу нужно своевременно зафиксировать появление у каждого ребенка обобщенных игровых действий с игрушками.

3. Наличие в игре игровых действий с предметами-заместителями.

Если дети используют предметы-заместители, то надо определить, самостоятельно ли они включают их в игру или с помощью взрослого.

4. Наличие в игре игровых действий с воображаемыми предметами.

Так же как и в предыдущем показателе, необходимо выяснить степень самостоятельности детей в использовании воображаемых предметов.

5. Принимает ли ребенок на себя роль?

При правильном руководстве игрой к концу третьего года жизни дети начинают принимать на себя роль, это свидетельствует о переходе их на этап сюжетно-ролевой игры. Иногда педагогу непонятно, взял ребенок, на себя роль или нет, например, у мальчика в руках руль, он изображает, что едет на машине, при этом роль словом не обозначает. Его можно спросить: «Ты кто?» Если ребенок ответит, что он шофер, значит, он принимает роль взрослого. Если же ответа не последует или он назовет себя до имени, то ребенок роль не принимает. В этом случае, чтобы ребенку помочь осознать роль, педагог может сказать: «Ты едешь на машине и рулишь, как шофер».

6. Насколько разнообразны ролевые действия? Ролевые действия, которые ребенок выполняет в игре, могут быть разнообразные и однообразные. Например, если мальчик в роли шофера только крутит руль, то его действия однообразные, а если он еще и ремонтирует машину, моет ее, заливает бензин и т.п., то его действия разнообразные.

7. Какова выразительность ролевых действий? При выполнении роли дети пользуются разными средствами выразительности, у них изменяются движения, жесты, мимика. Например, одна девочка в роли мамы ласковая, веселая, а другая — строгая, хмурая.

8. Наличие ролевых высказываний.

Ролевые высказывания — это отдельные реплики, которые ребенок произносит от имени того лица, чью роль выполняет. Они могут быть обращены к игрушке-партнеру, к воображаемому собеседнику, ко взрослому, сверстнику.

9. Кто инициатор ролевых высказываний?

Ролевые высказывания могут появляться по инициативе взрослого, который обращается к играющим с вопросами, если замечает, что они выполняют ролевые действия молча. Инициатором ролевых высказываний может быть и ребенок, если он без побуждений со стороны взрослого сопровождает ими свою игру.

10. Наличие ролевой беседы.

Постепенно от ролевых высказываний играющие переходят к. ролевой беседе. Ролевая беседа — это логически связанные между собой по содержанию фразы, которыми обмениваются играющие. Она характерна для развитой сюжетно-ролевой игры.

11. Кто инициатор ролевой беседы? Инициатором ролевой беседы может быть как взрослый, так и ребенок.

12. С кем ребенок вступает в ролевую беседу? Ребенок может вступать в ролевую беседу со взрослым, с одним сверстником, с несколькими сверстниками.

13. Какова содержательность ролевой беседы?

Ролевая беседа может быть интересной, содержательной. Но играющие могут обмениваться и стереотипными, заученными фразами, в этом случае ролевая беседа не интересна.

Итак, выделенные показатели позволяют определить степень сформированности у детей предметных и ролевых способов решения игровых задач.

Источник

II. Способы решения детьми игровых задач. Сведения о сформированности у детей способов решения игровых задач педагоги получают во время наблюдений

Сведения о сформированности у детей способов решения игровых задач педагоги получают во время наблюдений.

Наблюдая за играми детей, можно заметить, что из всех предметных способов они предпочитают игровые действия с игрушками. Этот факт еще не свидетельствует о несформированности у них других предметных способов. Известно, что для решения поставленной игровой задачи ребенок может использовать любой из освоенных способов. В этом случае нужно выяснить, принимает ребенок предметы-заместители и воображаемые предметы или нет. Приведем несколько примеров, как это можно сделать.

Читайте также:  Назовите основные способы отпуска бифштекса

1. К девочке, которая кормит куклу, используя только игрушки, можно обратиться: «Я угощаю твою куклу (дочку) вот этим красным яблоком», — вместо яблока предложить шарик от пирамидки.

2. Мальчика, который катает машину попросить: «Отвези, пожалуйста, вот этот арбуз, мне тяжело его нести», — вместо арбуза дать мяч зеленого цвета.

3. Обратиться к ребенку: «Принеси, нам, пожалуйста, торт (конфеты) к чаю», — так выясняется его умение самостоятельно находить предметы-заместители.

4. Девочке, которая кормит куклу, на пустой ладони можно предложить воображаемое угощение для куклы: «Я хочу угостить твою куклу вот этой конфетой».

5. Мальчику, который играет с машиной, можно предложить воображаемые инструменты для ремонта: «Вот этой отверткой удобно закручивать винтики».

Сформированность у детей ролевых способов выясняется только в том случае, если они принимают на себя роли. Если ребенок обозначает роль словом, то не возникает сомнения в том, что он принимает роль. Когда дети не обозначают роль словом, бывает трудно определить, принимают они ее или нет. В этом случае ребенка можно спросить: «Ты кто?» Если он не ответит, называют предполагаемую роль: «Ты шофер?» или: «Ты мама?».

О разнообразии и выразительности ролевых действий, наличии ролевых высказываний и беседы можно судить по результатам наблюдений. В случае отсутствия в играх ролевых высказываний, ребенку можно предложить следующие игровые ситуации.

1. Ролевые высказывания, обращённые к игрушке-партнеру появляются, если посоветовать о чем-нибудь спросить у куклы: «Твоя дочка пойдет гулять? Спроси ее, она пойдет в парк».

2. Для появления ролевых высказываний, обращенных к воображаемому собеседнику, ребенку можно предложить позвонить кому-нибудь по телефону.

3. Ребенка можно попросить обратиться к сверстнику, например, посоветовать: «Спроси, может быть, у шофера Саши есть инструменты для ремонта машины».

Для включения детей в ролевую беседу взрослый задает им вопросы по содержанию игры.

Ниже приводим перечень диагностических показателей, по параметру, связанному со степенью сформированности у детей предметных и ролевых способов решения игровых задач, и методику их оценки.

6 + Игровые действия с игрушками разнообразные.

6 — Игровые действия с игрушками однообразные.

7а + Игровые действия с игрушками развернутые.

7а — Игровые действия с игрушками обобщенные.

7б + Игровые действия с игрушками обобщенные.

7а — Игровые действия с игрушками не обобщенные, а только развернутые. Но обычно в детских играх сочетаются развернутые и обобщенные игровые действия, в таком случае в колонках 7а и 76 ставится «+».

8а + Игровые действий с предметами-заместителями появляются только после предложения взрослого.

8а — Предметы-заместители всегда использует без помощи взрослого, самостоятельно.

86 — Самостоятельно не использует предметы-заместители, требуется помощь взрослого.

9а + Игровые действия с воображаемыми предметами появляются после предложения взрослого.

9а — Самостоятельно использует воображаемые предметы, помощь взрослого не нужна.

9б — Не использует самостоятельно воображаемые предметы.

10 + Ребенок принимает роль взрослого.

10 — Ребенок не принимает роль взрослого. В этом случае во всех графах, характеризующих ролевые способы решения игровых задач, ставится знак «—».

11 + Ролевые действия разнообразные.

11 — Ролевые действия однообразные.

12 + Движения, жесты, мимика ребенка при выполнении роли выразительные.

12 — С помощью движений, жестов, мимики ребенок не передает эмоциональное состояние того человека, чью роль выполняет.

13 + Игру сопровождают ролевые высказывания, ребёнок обращается к игрушке-партнеру, к воображаемому собеседнику, ко взрослому, к сверстнику.

13 — Ролевых высказываний нет.

14 а + Ролевые высказывания появляются по инициативе взрослого.

14б + Инициатором ролевых высказываний является ребенок.

14 а, б—Ролевых высказываний нет.

15а + Ребенок вступает в ролевую беседу со взрослым.

15а — Не вступает в ролевую беседу со взрослым.

15б + Вступает в ролевую беседу со сверстниками.

15б — Не возникает ролевой беседы со сверстниками.

16а + Инициатором ролевой беседы является взрослый.

16а — Ролевая беседа возникает но инициативе ребенка.

17 + Ролевая беседа интересная.

17 — Ролевая беседа однообразная, т. е. Играющие обмениваются несколькими, возможно, стереотипными фразами.

Источник

Оцените статью
Разные способы