- Предметная деятельность в раннем возрасте
- Предметная деятельность — это. Определение понятия, развитие, рекомендации
- Определение понятия
- Основные параметры
- Основные признаки
- Ориентировочные действия
- Соотносящие действия
- Орудийные действия
- Техника орудийных действий
- Значение орудийных действий
- Способы манипуляций с предметами
- Зарождение иных видов деятельности
Предметная деятельность в раннем возрасте
Ирина Бочкина
Предметная деятельность в раннем возрасте
Предметная деятельность — ведущая деятельность раннего возраста. Предметная деятельность является ведущей потому, что именно в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребёнка. Переход к предметной деятельности связан с развитием у дошкольника нового отношения к миру предметов. Предметная деятельность ребенка, возникающая на рубеже младенчества и раннего детства, состоит в усвоении и выполнении предметных действий. Предметы начинают выступать для него не только как объекты, удобные для манипулирования, но и как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления. Усваивая способы действия с предметами, ребенок постепенно накапливает индивидуальный опыт деятельности, происходит становление разных видов детской деятельности. Предметная деятельность оказывает особое воздействие на умственное развитие детей раннего возраста. В процессе действий с предметами у детей формируется умения ориентироваться в различных свойствах предметов (не только в цвете, форме, величине, но и положении в пространстве, количестве, звуковых свойствах предметов). Исследователи С. Л. Новосёлова, П. Я. Гальперин и другие изучали проблему развития предметной деятельности и выделили её этапы:
1 этап: 1-1,5 года — ребёнок не знает функций предметов;
2 этап: 2-2,5 года — жёсткое закрепление функции за предметом;
3 этап: после 2,5 лет — отделение действия от предмета, ребёнок осваивает функции предмета и начинает использовать один предмет вместо других (предметы- заместители, когда ребёнок начинает переносить усвоенные способы действия на другие предметы)
Психологами определены этапы развития предметного действия: от совместного со взрослым к частичному или совместно – раздельному (начинают вместе со взрослыми, а ребенок заканчивает, затем выполнение действия ребенка на основе показа и, наконец, самостоятельное действие ребенка по речевому указанию взрослого. Поэтому взрослым необходимо процесс обучения строить поэтапно, при этом учитывать наличный уровень освоения действия каждым ребенком и переводить его на более высокий уровень. Так один ребенок нуждается в совместном действии, а другой уже способен выполнить по показу, по образцу.
Детей учат выполнять уже усвоенное по показу действие с опорой на образец, а потом по слову взрослого с опорой на память ребенка. При поэтапном усвоении любого действия у ребенка возрастает степень активности. После каждого совместного выполнения действий ему предоставляется возможность выполнить его повторно, но с большей самостоятельностью. В игровых заданиях и дидактических играх взрослый стимулирует активность ребенка, но ни в коем случае не опережает его инициативу. Важно предоставить малышу возможность постепенно ориентироваться на результат своих действий в процессе поэтапного усвоения манипулятивных и предметных действий. Ребенок продолжается приучаться употреблять по назначению различные предметы одежды, пользоваться ложкой, чашкой, совком, лопаткой, карандашом. При этом внешние свойства предмета перестают определять собой действие. Теперь действие с предметом определяется его назначением. Что же касается внешних свойств, то они с одной стороны дают возможность узнать данный предмет, а с другой стороны должны быть особым образом учтены при выполнении предметного действия. Важно побуждать детей в различных играх выполнять самые разные действия с разными предметами. Существуют игры, в которые дети с удовольствием будут играть, познавая разные свойства предметов. В процессе таких совместных игр формируются сенсорные ориентировочные способы действия, столь важные для становления предметных действий. Все действия с предметами дети усваивают, играя, это увлекает их, создает радостное настроение. Таким образом, при формировании предметной деятельности развитию сенсорной ориентированной основы действий уделяется особое внимание, иначе затрудняется развитие деятельности в целом.
Процесс формирования действий требует от взрослого терпения, умения не торопиться, не спешить действовать за ребенка, предоставлять ему возможность проявлять собственную активность, возможность выбора.
Так как малыши раннего возраста не умеют действовать совместно с другими детьми, то педагогическая работа должна проводиться индивидуально. Поэтому каждый ребенок должен иметь свою игрушку и самому действовать с ней. Индивидуальная работа с предметами развивает у детей раннего возраста сосредоточенность и концентрацию внимания на предмете.
В процессе обучения детей раннего возрастарекомендуется использовать следующие методы: 1)наглядные: показ-подражание-совместные действия; образец, наблюдение, зрительно-перцептивное обследование предметов; 2)практические: предметные действия, пробы, практическое примеривание, наложение, прикладывание, дидактические игры и упражнения, игровые задания; 3)словесные: потешки, песенки, считалки, стихи, сказки, объяснения. Выбор методов и их сочетание определяется индивидуальными особенностями детей и их возможностями, и поставленными педагогическими задачами.
Усвоение техники выполнения предметных действий — трудный и длительный процесс. В раннем возрасте ребёнок может научиться самостоятельно, выполнять только самые простые из них. Это — еда ложкой, питьё из чашки, черкание карандашом по бумаге, копание песка совочком, надевание некоторых простых частей одежды, разборка и складывание пирамидки из 4-5 колец. Трудность овладения действиями для малыша состоит не только в том, что у него ещё плохо развиты произвольные движения — плохо «слушаются» руки, пальчики, но и в том, что для большинства таких действий необходимо перестроить привычные движения, подчинить их целой системе правил. Овладение предметной деятельностью стимулирует развитие таких личностных качеств детей, как инициативность, самостоятельность, целеустремленность. Ребенок становится все более настойчивым в достижении поставленной цели.
Проектная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Заюшкина избушка» Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству образовательно-воспитательной деятельности в дошкольном учреждении,.
Бизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрасте Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких.
Фотоотчет по безопасности жизни и здоровья детей в раннем возрасте «Опасные ситуации» Безопасность жизни и здоровья детей в раннем возрасте «Опасные ситуации»Игра – ситуация «У окна» Открыто в комнате окно, Вы отойдите от.
Фотоотчёт «Предметная аппликация «Голубь» Большинство занятий в детском саду посвящено технике создания аппликаций. Во время обучения малыши знакомятся с различными материалами,.
Консультация для родителей «Новые научные открытия в раннем возрасте» Всем доброго времени суток! В настоящее время я прохожу курсы повышения квалификации и одним из практических заданий стало изучение Интернет-ресурсов.
Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте» Рисование занимает особое место в жизни маленького ребенка – в этих занятиях ребенок приобретает опыт творчества, развивает и уточняет.
Лепка предметная «Веселые вертолеты» Задачи: учить детей лепить воздушный транспорт (вертолет) конструктивным способом из разных по форме и размеру деталей. Уточнить представление.
Предметная лепка с детьми среднего возраста «Вёсельная лодка» Цель:Слепить вёсельную лодку. Задачи:* Продолжать учить раскатывать шар, сплющивать его и вдавливать середину пальцами, стягивать и подравнивать.
Развивающая предметная среда в малокомплектном детском саду Второй ваш дом Детки в садике живут, Здесь играют и поют, Здесь друзей себе находят, На прогулку с ними ходят. Вместе спорят и мечтают,.
Источник
Предметная деятельность — это. Определение понятия, развитие, рекомендации
Одной из важнейших сторон развития человека в раннем возрасте является овладение им предметной деятельностью. Предпосылки к этому начинают формироваться у малышей еще в младенчестве. В этот период ребенок способен выполнять некоторые манипуляции с предметами, а также научиться определенным действиям, показанным ему взрослыми.
Проходит время. Малыши растут и каждый день развиваются. Постепенно от самых примитивных видов манипуляций с предметами они переходят к действиям, носящим более осознанный характер. Каждое из них превращается из баловства и несерьезной игры в важнейший фактор, оказывающий воздействие на подрастающего человека и влияющий на его психическое развитие и формирование личности.
Определение понятия
Предметная деятельность – это ведущая деятельность детей раннего возраста. Ее основными признаками являются:
- содействие появлению у ребенка новых манипуляций;
- формирование и перестройка определенных функций психики;
- оказание влияния на видимые изменения личности.
Предметная деятельность – это деятельность детей, которая имеет непосредственную связь с открытием назначения предметов. Данный факт и отличает ее от манипуляций младенческого периода.
Предметная деятельность – это такая активность малыша, благодаря которой реализуются его познавательные интересы. Она удовлетворяет его любознательность и стремление получить новые впечатления, а также помогает в поисках новой информации о том мире, который его окружает.
Основные параметры
Предметная деятельность ребенка раннего возраста способна иметь развивающий эффект только благодаря сотрудничеству со взрослыми. Именно они являются для маленького человека носителями способов действия и культурных средств, а также источником открытия новых смыслов его активности. Первоначально ребенок производит те или иные манипуляции по поручению взрослого и находясь рядом с ним. Это подтверждает совместную направленность такой работы.
В связи с этим в предметной деятельности ребенка могут быть выделены следующие параметры уровня ее развития:
- Операционный. Данный параметр является непосредственной характеристикой выполняемых действий. Его показателями служат такие виды действий с предметами, как манипулятивные (специфические и неспецифические), а также собственно предметные, культурно-фиксированные.
- Потребностно-мотивационные. Этот параметр указывает на уровень, которого ребенок достиг в своей познавательной активности. Его показателями служат интерес малыша к предметам, его стремление к их обследованию, а также действиям с ними, эмоциональная вовлеченность в подобную активность и настойчивость.
- Общение со взрослыми во время предметных действий. Степень принятия поддержки и помощи со стороны является важным показателем потенциальных возможностей малыша.
Основные признаки
При переходе от младенчества к периоду раннего возраста происходит развитие нового отношения к окружающему малыша миру предметов. Они становятся для него не просто объектами, удобными для манипулирования, а вещами, которые имеют тот или иной способ употребления и определенное назначение. То есть рассматривать их малыш начинает с точки зрения той функции, которая закрепилась за ними благодаря общественному опыту.
При выполнении манипуляций детьми используются лишь внешние свойства и отношения предметов. То есть, беря в руку ложку, малыши выполняют ею такие же движения, как, например, совочком, карандашом или палочкой. С возрастом предметная деятельность обретает смысл. Мир ребенка наполняется новым содержанием. Все предметы при этом малыш начинает использовать только по их назначению.
Ориентировочные действия
В развитии предметной деятельности выделяют три этапа. Первый из них отмечен у малышей 5-6 месяцев. Данный этап представляет собой предметные манипуляции. К 7-9 месяцам происходит их превращение в ориентировочные действия.
На первых порах все манипуляции с предметами у ребенка осуществляются без рассмотрения их свойств. Малыш одинаково обращается с тем, что попадает ему в руки. Он сосет игрушку или любой другой объект, размахивает им, постукивает и т.д. Одновременно с этим он еще рассматривает то, что находится в его руках, перекладывает с места на место и неоднократно повторяет одно и то же движение. И лишь несколько позже у него начинают складываться специфические манипуляции. Ребенок не только замечает, но и использует особенности предметов, их наиболее простые свойства. Примером таких ориентировочных действий является складывание одного предмета на другой, продевание игрушки через решетку манежа. Любят малыши также мять бумагу и греметь погремушкой. Причем их внимание привлекают объекты, созданные не только человеком, но и природой – песок, камешки, вода и т.д.
Развивающаяся на данном этапе предметная деятельность – это один из вариантов исследовательского поведения, который проявляется благодаря любознательности ребенка и его познавательной активности. Проводя эксперименты над объектами окружающего мира, малыш извлекает информацию о них и учится устанавливать существующие связи.
Наиболее интенсивно исследовательское поведение начинает развиваться после того как маленький человек обучается самостоятельному передвижению, получая доступ к различным предметам. И здесь особенно важно общение ребенка со взрослыми. На них возлагается задача организации предметной деятельности малыша. Взрослые должны создать необходимую для развития маленького человека среду, привлекать его внимание к новым объектам, поддерживать и поощрять его любознательность.
В период раннего возраста исследовательское поведение постоянно совершенствуется. При этом оно остается одной из важнейших составляющих творческого и познавательного развития не только в этот период, но и в дальнейшем. Экспериментируя, ребенок получает настоящее удовольствие. Он начинает ощущать себя субъектом происходящих событий и источником, вызвавшим изменения в окружающей действительности.
Соотносящие действия
К концу первого года жизни активность ребенка по отношению к объектам окружающего мира приобретает несколько иной характер. Его предметно-практическая деятельность основана на использовании вещей по своему назначению. Как поступать с ними – демонстрирует малышу взрослый. Подражая ему, ребенок начинает собирать пирамидки, строить башенки из кубиков и т.д.
На этом уровне предметная деятельность – это уже не изолированные действия с различными объектами. Ведь выполняются они с предметами при их взаимодействии между собой. Подобные манипуляции называют соотносящими. Ребенок проводит различные эксперименты с предметами и определяет те связи, которые существуют между ними.
Орудийные действия
На втором году жизни предметные виды деятельности вновь претерпевают некоторые изменения. Они приобретают новое качество. Действия становятся собственно предметными и специфически человеческими, основываясь на выработанных в культуре способах применения тех или иных вещей. Они и носят название орудийных.
Каким образом происходит формирование этих действий? К концу первого года жизни ребенок начинает все чаще сталкиваться с теми предметами, которые связаны с повседневной жизнью взрослых. Это может быть расческа или ложка, зубная щетка и т.д. Действия с ними и называют орудийными. То есть они предполагают выполнение определенных манипуляций и получение предметного результата деятельности в виде достижения необходимой цели. Это может быть рисование кисточкой, мелом или карандашом. Сюда же можно отнести повороты ключика для приведения в действие заводной машинки. Развивается при этом и предметная игровая деятельность, когда малыши насыпают совочком в ведерко песок, забивают молоточком в отверстия дощечки или в землю колышки и т.д.
Техника орудийных действий
Овладение подобными манипуляциями в раннем возрасте является важнейшим приобретением ребенка. Причем осваиваются они малышом постепенно, ведь для этого понадобится прилагать определенные усилия и при этом использовать жестко фиксированный способ владения той или иной вещью.
В раннем возрасте дети способны выполнять лишь самые простые орудийные действия. Ими являются питье из чашки и еда ложкой, копание совочком песка, чирканье по бумаге карандашом или ручкой, складывание и разбор пирамидки, состоящей из 4-5 колец, а также надевание некоторых самых простых предметов одежды.
Почему малышам так сложно освоить эти действия? Прежде всего, из-за плохо развитых произвольных движений. Помимо этого, обучаясь орудийным действиям, ребенку необходимо подчинить свои манипуляции целой системе правил. Например, еда ложкой. Обучаясь ее применению, ребенок уже умеет есть руками. Для этого он берет, например, печенье и подносит его ко рту. Рука в этом случае движется от стола по косой линии. Обучаясь использованию ложки, он пытается поступать так же. Однако ничего из этого не получается. Пища, проходя путь от тарелки, вываливается на стол. К соблюдению требований использования этого предмета рука ребенка привыкает постепенно, причем при приложении немалых усилий.
Значение орудийных действий
Различные нужные предметы для человека появились благодаря трудовым процессам. Между собой и природой люди поставили определенные виды орудий и стали с их помощью воздействовать на окружающий мир. И в дальнейшем с использованием таких объектов человечество стало передавать накопленный опыт новым поколениям.
Знакомясь с предметным содержанием деятельности, ребенок постепенно начинает усваивать и то, что воздействие на вещи можно осуществлять не только с помощью зубов, ног и рук. Сделать это можно и вещами, которые специально созданы для этого. На языке психологии подобный принцип называют опосредованным действием.
Способы манипуляций с предметами
За орудиями, применяемыми человеком, закреплены определенные действия. То есть всем необходимо знать не только что делать с той или иной вещью, но и как это должно осуществляться. Это хорошо знают взрослые. Они и должны обучать этому детей. Конечно, до трех лет ребенок вряд ли научится умело владеть любым, в том числе и доступным для него орудием. Тем не менее он упорно старается, чтобы получить наилучший результат.
Но существуют и другие предметы, не столь часто используемые в повседневной жизни. Они допускают различные способы своего применения с получением одного и того же результата. И этого часто не понимают взрослые. Они показывают малышу результат, полагая, что к нему ребенок придет тем же способом, который применили и они. Но подобное бывает не всегда. Примером тому может служить разборка и складывание пирамидки. Взрослый снимает с нее кольца и раскладывает их на столе, а после по порядку, начиная с самого большого, нанизывает на стержень. Все это он делает при ребенке. Однако двухлетние малыши не в состоянии уловить всех нюансов. Да и сравнивать кольца по величине они также не могут. Если дети, разбирая пирамидку, складывают все ее детали по порядку, то нанизать их обратно в правильном порядке они смогут. Но если взрослый перемешает кольца, то задание для ребенка станет невыполнимым.
Порой дети приходят к нужному результату иначе. Они начинают нанизывать кольца без всякого разбора, а после многократно перемещают их до тех пор, пока пирамидка не станет такой, какой она должна быть. Успешно решают подобную задачу те малыши, которых предварительно научили сравнивать кольца по величине, прикладывая их друг к другу. Только так ребенок способен выбрать самую большую деталь. Далее он использует этот же принцип и в отношении оставшихся колец. Это постепенно приводит ребенка к собиранию пирамидки на глаз, то есть к способу, применяемому взрослым.
Следовательно, обучая детей орудийным действиям, им необходимо показывать не только результаты манипуляций. Малыши нуждаются в демонстрировании и самого способа выполнения задания, который явится для них доступным.
Зарождение иных видов деятельности
На третьем году жизни, то есть к концу периода раннего детства, ребенок начинает увлекаться игрой, рисованием, лепкой и конструированием. Другими словами, у него начинают развиваться новые направления познания окружающего мира. Но при этом предметно-развивающая деятельность продолжает иметь немаловажное значение.
В конце раннего детства малыши с удовольствием участвуют в ролевых играх. Этим они стремятся удовлетворить социальную потребность, выражающуюся в стремлении к совместной жизни со взрослыми, играя при этом их роли. Предметные действия в этом случае отходят на второй план.
Предпосылки к началу ролевых игр возникают в период всего раннего детства. Причем обнаружить их можно в самой предметной деятельности. Это манипуляции с игрушками, которые предлагаются взрослыми, а после самостоятельно воспроизводятся малышом. Подобные действия уже тогда называют игрой. Однако в такой ситуации применить это название можно только условно.
Начальные игры представляют собой выполнение 2-3 действий. Например, кормление куклы и укладывание ее спать. Но в дальнейшем, когда ребенок все более переносит способы воздействия взрослых на различные объекты окружающего мира, у него появляются игры с более сложными манипуляциями.
Источник