Предметная олимпиада как система работы с одаренными детьми.
Предметная олимпиада как система работы с одаренными детьми.
Доклад подготовила руководитель МО декоративно-прикладного и художественного направления Мрыхина Н.А. (2012-2013 учебный год).
Эпиграфом к своему выступлению хочу предложить такие слова:
“Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели – видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего мира с удивлением и восторгом”.
(П.Вайнцвайг)
Принадлежат эти слова доктору социальной психологии, основателю и президенту Интернационального общества за мир через культуру профессору П.Вайнцвайгу.
А знаете ли вы, что именно этому человеку принадлежат 10 простых и одновременно емких заповедей Творческой Личности:
1. Будь хозяином своей судьбы.
2. Достигни успеха в том, что ты любишь.
3. Внеси свой конструктивный вклад в общее дело.
4. Строй свои отношения с людьми на доверии.
5. Развивай свои творческие способности.
6. Культивируй в себе смелость.
7. Заботься о своем здоровье.
8. Не теряй веру в себя.
9. Старайся мыслить позитивно.
10. Сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением.
Конечно, мир фантазии необъятен и не может ограничиваться этими заповедями. Но, в то же время все очень просто. Главное не гасить в детях такие качества как творческое любопытство, оригинальность, изобретательность. Ведь все эти качества в конце концов перерастают в одаренность.
Одаренность—конечно дар,
Богом данный, данный свыше.
Одаренность—это огонь,
Не гаси, поддержи его, слышишь?
Одаренность—пытливый ум,
Почемучка еще с пеленок.
Одаренный—философ и шут,
В общем, трудный еще ребенок.
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.
Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.
Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, является достаточно сложной проблемой. В современной научной литературе представлены две точки зрения на одаренность. Исследователи, придерживающиеся одной из них, считают, что одаренным может стать каждый ребенок, нужно только вовремя заметить способности ребенка и развить их. Сторонники другой точки зрения считают, что одаренность представляет собой довольно редкое явление, присущее лишь незначительному числу людей. Эти разногласия являются следствием споров в научной литературе о преимущественной роли наследственности или воспитания в развитии ребенка. В рамках обоих подходов существует возможность допущения ошибок, когда может остаться незамеченным ребенок, обладающий незаурядными способностями, или, наоборот, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который впоследствии не подтвердит ожиданий. Именно поэтому возрастает роль разработки методов выявления и диагностики одаренности, т.к. оценка психического развития ребенка может оказать значительное влияние на условия воспитания и обучения ребенка, на отношение к нему окружающих, изменить его самооценку или отношение к окружающим.
Один из видов работы по выявлению одаренных детей – это проведение школьных туров олимпиад.
(Слайд)
В нашей школе наряду с основными предметами прошли такие олимпиады и по предметам Технология, МХК.
Победителями олимпиад школьного тура стали: по предмету технология Степанов Влад 7Б класс, Стариков Денис 7Б класс, Уманец Дмитрий 7А класс, Глотова Виктория 8Б класс. По предмету МХК – Стецкова Виола. Степанов Влад стал участником районного тура олимпиады по технологии и занял II место.
Требования сегодняшнего дня позволяют сочетать принципы комплексного развития и дифференциацию обучения. Эти требования можно расценивать как социальный заказ. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей является одной из приоритетных социальных задач.
Первыми заказчиками выступают, конечно, родители. Для них важно, чтобы школа дала не только прочные знания их детям, но и выявила, раскрыла и развила способности детей, их одарённость. При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности школьника вообще и личности одарённой в частности. Работа с одарёнными и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Работа учителя с одарёнными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личного роста, хороших, постоянно обновленных знаний в области своего предмета и психологии одарённых и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одарённых, и конечно, огромного труда самих учащихся, ибо «Без труда талант – это фейерверк: на мгновение ослепляет, а потом ничего не остаётся».
Источник
Положение о школьных предметных олимпиадах «Школьные локальные акты»
Положение о школьных предметных олимпиадах
1. Общие положения
1.1. Предметная олимпиада – это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить не только знания фактического материала, но и умение применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления. Предметные олимпиады проводятся для выявления одаренных и талантливых детей, развития познавательных интересов обучающихся.
1.2. Предметные олимпиады проводятся в несколько туров: школьный, районный, зональный, областной
1.3. Школьный тур предметных олимпиад проводится общеобразовательным учреждением. Количество и состав участников определяются самостоятельно. При этом в олимпиаде могут принимать участие по желанию обучающиеся с 3-го по 11-й класс на втором году изучения учебного предмета. Срок проведения – начало второй учебной четверти в зависимости от традиций и плана работы общеобразовательного учреждения. Участниками других туров по мере повышения уровня становятся победители (призеры) предыдущих туров.
Функции организационного комитета и жюри первого этапа предметной олимпиады совмещены и распределяются между учителями-предметниками.
1.4. Школьная предметная олимпиада – итог работы педагогического коллектива с одаренными обучающимися не только в ходе учебных занятий, но и во внеурочной деятельности (кружках, секциях, студиях и т. д.), показатель развития у обучающихся творческого отношения к предмету вне рамок образовательной программы, возможность проявления склонности к самостоятельному поиску дополнительной информации в справочной и научно-популярной литературе, а также в Интернете.
1.5. Школьные олимпиады могут проводиться по следующим учебным предметам: математика, физика, химия, биология, география, русский язык, литература, иностранный язык (английский и немецкий), история, обществознание.
2. Задачи олимпиады
2.1. Предоставление возможностей всем желающим учащихся проверить свои знания в определенной научной области в условиях соревнования.
2.2. Создание условий для реализации способностей, интересов обучающихся, профилизации в рамках выполнения программы работы с одаренными обучающимися.
2.3. Привлечение обучающихся к научно-практической деятельности.
2.4. Выявление наиболее способных обучающихся к участию во втором этапе предметных олимпиад.
3. Организация и порядок проведения олимпиады
3.1. Ответственный за проведение школьной предметной олимпиады – председатель методического объединения учителей общеобразовательного учреждения.
3.2. Содержание заданий тестов разрабатывается учителями-предметниками в соответствии
с особенностями каждого учебного предмета и утверждается на методическом объединении. Одновременно обсуждается решение этих заданий и количество баллов за каждое выполненное задание. Также обращается внимание на критерии оценивания решения (взависимости от сложности).
3.3. Предметные олимпиады проводятся по ступеням в назначенное время в учебные дни и по согласованию с руководством общеобразовательного учреждения.
3.4. Олимпиада проводится для всех классов в один день или по утвержденному графику.
3.5. Олимпиаду проводят один или несколько учителей.
3.6. На олимпиаде может присутствовать представитель руководства или представитель методического объединения.
3.7. Со сроками и порядком проведения школьной олимпиады обучающиеся должны быть ознакомлены не менее чем за 10 дней до ее проведения.
3.8. Письменные олимпиадные работы проверяются учителями-предметниками. Каждое задание оценивается отдельно.
3.9. Результаты проведенной олимпиады объявляются всем участникам не позднее чем через два дня после ее проведения.
3.10.Призерами считаются обучающиеся, занявшие первое, второе и третье места по каждой параллели и получившие наибольшее количество баллов за всю работу. При этом могут быть указаны участники, набравшие наибольшее количество баллов по самому сложному заданию.
3.11. Информация о призерах первого этапа предметной олимпиады доводится до всего коллектива и учащихся школы.
3.12. Призеры школьного тура предметных олимпиад могут быть награждены школьными грамотами или подарками, а также направляются для участия в следующем этапе согласно Положению о районной олимпиаде по каждому предмету.
4. Права участников олимпиады
4.1. Организаторы олимпиады и участвующие в ней учителя-предметники могут быть поощрены руководством общеобразовательного учреждения предоставлениемотгулов, выплатой премий и др.
4.2. Обучающиеся, которые желали принять участие в первом этапе олимпиады, но не смогли
по болезни или какой-либо другой уважительной причине, вправе получить специальное индивидуальное задание или быть приглашенными на второй этап олимпиады.
4.3. Каждый участник школьной олимпиады может ознакомиться со своей работой после объявления результатов и получить все необходимые пояснения от учителя-предметника во время последующих кружковых занятий или в информационном бюллетене, публикующем задания олимпиады с полными ответами.
5. Ответственность участников олимпиады
5.1. Организаторы олимпиады и учителя-предметники несут ответственность за неподготовку текстов олимпиады и за срыв ее сроков.
5.2. Приказом по общеобразовательному учреждению подводятся итоги олимпиады и определяется состав участников для участия в районных олимпиадах по каждому классу. Также в этом документе назначается сопровождающий сборную команду, на которого возлагается ответственность за жизнь и здоровье участников команды.
6. Делопроизводство олимпиады
6.1. Отчет о проведении школьной олимпиады составляется зав. методическим объединением
6.2. Указанный отчет и список призеров с первого по третье место предоставляется заместителем директора по образовательной деятельности в районный орган управления образованием.
Положение об организации дополнительного образования
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей», Уставом школы, образовательной программой ОУ, другими нормативными правовыми актами.
1.2. Под дополнительным образованием детей понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства.
1.3. Система ДО строится на принципах непрерывности, системности, гуманизации, добровольности, креативности, природосообразности, вариативности и функционирует в школе круглогодично.
1.4. Содержание и деятельность ДО регламентируются образовательными программами различной направленности: патриотической, художественной, научно-технической, психолого-педагогической, спортивной, туристско-краеведческой, эколого-географической, прикладного творчества.
II. Задачи дополнительного образования
- Реализация потребностей и интересов детей.
- Осуществление личностно-ориентированного подхода к ребенку.
- Выстраивание индивидуальной программы ученика.
- Развитие совместной творческой деятельности.
- Развитие мотивации личности к познанию и творчеству.
- Обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей.
- Формирование общей культуры.
- Организация содержательного досуга.
III. Организация учебно-воспитательного процесса в системе ДО
- Учебно-воспитательный процесс происходит в условиях неформального содружества детей и взрослых, объединения общими интересами, добровольностью совместной деятельности.
- Обучение организуется на добровольных началах всех сторон участников образовательного процесса
- Зачисление обучающихся в объединения дополнительного образования осуществляется по их желанию на срок, предусмотренный образовательной программой.
- Обучающиеся приходят на занятия в свободное от основной учёбы согласно графику работы.
- Детям предоставляется возможность сочетать различные направления и формы занятий, переходить из одной группы в другую.
- Учебный процесс осуществляется на основе образовательных программ, тематических и календарно-тематических планов, утвержденных директором школы или его заместителем по воспитательной работе.
- Расписание занятий в объединениях дополнительного образования составляется с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей и подростков в школе. Расписание составляется в начале учебного года администрацией по представлению педагогических работников с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся и утверждается директором гимназии.
- Продолжительность занятий и их количество в неделю определяется образовательной программой и требованиями, предъявляемыми к режиму деятельности детей в системе дополнительного образования.
- Коллективом школы создаются комфортные условия для пребывания детей на занятиях, принципиально отличающиеся от условий обучения в первой половине дня.
IV. Компетенция администрации школы при организации предоставления дополнительного образования детей
К компетенции администрации школы при организации предоставления дополнительного образования детей относятся:
- обеспечение эффективного функционирования существующей системы дополнительного образования детей;
- контроль качества дополнительного образования детей;
- организация изучения потребностей и интересов населения в получении дополнительного образования;
- организация и проведение в пределах своей компетенции аттестации педагогических кадров дополнительного образования детей.
Источник