Предметная олимпиада является способом чего

Предметная олимпиада как система работы с одаренными детьми.

Предметная олимпиада как система работы с одаренными детьми.

Доклад подготовила руководитель МО декоративно-прикладного и художественного направления Мрыхина Н.А. (2012-2013 учебный год).

Эпиграфом к своему выступлению хочу предложить такие слова:

“Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели – видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего мира с удивлением и восторгом”.

(П.Вайнцвайг)

Принадлежат эти слова доктору социальной психологии, основателю и президенту Интернационального общества за мир через культуру профессору П.Вайнцвайгу.

А знаете ли вы, что именно этому человеку принадлежат 10 простых и одновременно емких заповедей Творческой Личности:

1. Будь хозяином своей судьбы.

2. Достигни успеха в том, что ты любишь.

3. Внеси свой конструктивный вклад в общее дело.

4. Строй свои отношения с людьми на доверии.

5. Развивай свои творческие способности.

6. Культивируй в себе смелость.

7. Заботься о своем здоровье.

8. Не теряй веру в себя.

9. Старайся мыслить позитивно.

10. Сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением.

Конечно, мир фантазии необъятен и не может ограничиваться этими заповедями. Но, в то же время все очень просто. Главное не гасить в детях такие качества как творческое любопытство, оригинальность, изобретательность. Ведь все эти качества в конце концов перерастают в одаренность.

Одаренность—конечно дар,

Богом данный, данный свыше.

Одаренность—это огонь,

Не гаси, поддержи его, слышишь?

Одаренность—пытливый ум,

Почемучка еще с пеленок.

Одаренный—философ и шут,

В общем, трудный еще ребенок.

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.
Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.

Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, является достаточно сложной проблемой. В современной научной литературе представлены две точки зрения на одаренность. Исследователи, придерживающиеся одной из них, считают, что одаренным может стать каждый ребенок, нужно только вовремя заметить способности ребенка и развить их. Сторонники другой точки зрения считают, что одаренность представляет собой довольно редкое явление, присущее лишь незначительному числу людей. Эти разногласия являются следствием споров в научной литературе о преимущественной роли наследственности или воспитания в развитии ребенка. В рамках обоих подходов существует возможность допущения ошибок, когда может остаться незамеченным ребенок, обладающий незаурядными способностями, или, наоборот, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который впоследствии не подтвердит ожиданий. Именно поэтому возрастает роль разработки методов выявления и диагностики одаренности, т.к. оценка психического развития ребенка может оказать значительное влияние на условия воспитания и обучения ребенка, на отношение к нему окружающих, изменить его самооценку или отношение к ок­ружающим.

Читайте также:  Упорядоченные способы взаимодействия учителя

Один из видов работы по выявлению одаренных детей – это проведение школьных туров олимпиад.

(Слайд)

В нашей школе наряду с основными предметами прошли такие олимпиады и по предметам Технология, МХК.

Победителями олимпиад школьного тура стали: по предмету технология Степанов Влад 7Б класс, Стариков Денис 7Б класс, Уманец Дмитрий 7А класс, Глотова Виктория 8Б класс. По предмету МХК – Стецкова Виола. Степанов Влад стал участником районного тура олимпиады по технологии и занял II место.

Требования сегодняшнего дня позволяют сочетать принципы комплексного развития и дифференциацию обучения. Эти требования можно расценивать как социальный заказ. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей является одной из приоритетных социальных задач.

Первыми заказчиками выступают, конечно, родители. Для них важно, чтобы школа дала не только прочные знания их детям, но и выявила, раскрыла и развила способности детей, их одарённость. При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности школьника вообще и личности одарённой в частности. Работа с одарёнными и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

Работа учителя с одарёнными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личного роста, хороших, постоянно обновленных знаний в области своего предмета и психологии одарённых и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одарённых, и конечно, огромного труда самих учащихся, ибо «Без труда талант – это фейерверк: на мгновение ослепляет, а потом ничего не остаётся».

Источник

Методы и приемы проведения олимпиад в школе

Сарахова Марина
Методы и приемы проведения олимпиад в школе

Одной из наиболее эффективных форм внеклассной и внешкольной работы, способствующей повышению интереса школьников к знаниям, развитию их способностей являются олимпиады. (Слайд 2) Важно уже в начальной школе поддерживать интерес детей к знаниям, выявляя особо одаренных учеников. Ведь именно в этот период проявляются и активно развиваются склонности, способности, таланты. Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы ребенка.

Олимпиадное движение, конкурсы – это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одаренности. С точки зрения одаренных детей– это возможность продемонстрировать наличие имеющихся у них способов работы с неизвестной им информацией.

Подготовка к олимпиаде — дело ответственное, поэтому нужно готовиться основательно, постепенно, не за неделю, не за месяц и даже не за год. К концу первого года обучения в начальной школе накапливается достаточно материала для проведения олимпиады. Уровень развития учащихся к этому моменту позволяет каждому ученику участвовать в олимпиаде, если он этого пожелает. Поэтому любой второклассник может участвовать в олимпиаде и эту возможность ему следует предоставить. Содержание олимпиады для каждого года обучения должно соответствовать содержанию программы этого года обучения.

Читайте также:  Гражданско правовые способы защиты прав собственности их классификация

В системе подготовки учащихся к предметным олимпиадамможно выделить два подхода: (Слайд 3)

• поддержание постоянного интереса к предмету путем предложения для решения нестандартных задач (школьникам, как правило, интересны задачи, для решения которых необходимо придумать какой-либо новый способ или использовать знания, выходящие за рамки школьных учебников) и поощрение интереса к изучению внепрограммного материала;! свои примеры

• индивидуальный подход к каждому участнику олимпиады, корректное выстраивание образовательной траектории развития учащегося (учитель может и должен порекомендовать школьнику литературу для подготовки, дать ссылку в сети Интернет и т. д., помощь в самоопределении и развитии личности участника олимпиады.

При подготовке к олимпиаде следует уделять большое внимание и поощрять самостоятельную работу подростка. Можно проводить факультативы, показывая методологию решения нетрадиционных задач, можно индивидуально заниматься с юным дарованием, но если ребенок в какой-то момент не почувствует желания искать новые знания для того, чтобы решать все более трудные задачи, вряд ли участие в олимпиадах доставит ему удовлетворение и будет удачным.

Что необходимо для успешной подготовки школьников к олимпиадам (Слайд 4)

• Во-первых, желание учителя этим заниматься. Нельзя добиться результатов в любом деле, если нет внутренней мотивации.

• Во-вторых, наличие пытливых, ищущих, увлеченных естественными науками школьников.

Никакого принуждения при этом быть не может. Большую роль в определении таких учащихся играют классные руководители и родители, которые лучше, чем кто-либо, знают возможности и стремления учащихся и могут помочь им советом и делом.

А так же интерес к предмету; желание углубить свои знания, расширить кругозор; связь с будущей профессией; удовлетворение процессом работы; желание самоутвердиться; получить награду на конкурсе; поступить в ВУЗ; и другие.

Подготовка к любой олимпиаде начинается с работы на уроке. В содержание практически каждого урока должны входить или арифметические ребусы, или логические задачи, или задания на разрезание и составление фигур, или другие упражнения на сообразительность.

Каков же алгоритм действий учителя в процессе подготовки детей к олимпиадам? (Слайд 5)

1) Выявление талантливых детей;

Выявление одаренных детей начинается с первого посещения урока при поступлении в 1 класс и в дальнейшем в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

К группе одарённых детей могут быть отнесены дети, которые

— имеют более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности;

— имеют доминирующую, активную, ненасыщаемую познавательную потребность;

— испытывают радость от умственного труда.

Для таких детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления.

Читайте также:  Каким графическим образом можно проиллюстрировать виды информации по способу ее восприятия человеком

2) Вовлечение детей в олимпиадную деятельность:

• 1 ступень – уровень класса;

• 2 ступень – уровень школы;

• 3 ступень – районные соревнования;

• 4 ступень – региональный уровень.

На первом этапе олимпиадного движения обычно участвуют все дети класса. Каждый ребенок пробует свои силы, и каждый получает похвалу за смелость, находчивость, за свою маленькую победу. Такой подход к соревнованиям способствует высокой активности детей и желанию поучаствовать ещё раз.

Когда ребёнку предлагают поучаствовать в олимпиаде школьного уровня, он начинает понимать, что является представителем своего класса и что это большая ответственность.

Победителей школьного тура олимпиад ждёт следующая, более трудная и ответственная ступень — районный тур.

С победителями школьного тура олимпиад проводятся индивидуальные занятия, на которых отрабатывается типология олимпиадных заданий; решаются нестандартные задачи логического характера, способствующие общему интеллектуальному развитию ребёнка; составляются собственные задания логического характера; отрабатываются пути выхода из нестандартных ситуаций в решении заданий повышенной сложности.

Участие в районном туре олимпиад должно преподноситься ребёнку не как успех или провал, а как интересное мероприятие, общение со сверстниками, проба своих сил. Ребенок должен понимать, что данное соревнование — шаг к покорению вершин знаний.

Ребенка должны поддерживать все: родители, педагоги, друзья. Независимо от того, получает ученик приз или нет, он должен ощущать себя победителем, ведь даже если он не одержал победу над другим, он одержал её над собой вчерашним.

3) Подготовка к олимпиаде через внеурочные занятия;

Организация развивающей среды, стимулирующей любознательность и обеспечение ее удовлетворения,осуществляется через внеурочную деятельность: различные конкурсы, кружки, элективы.

4) Использование творческих заданий повышенного уровня на уроках;

Как правило, участники олимпиад всегда на уроках получают индивидуальные задания олимпиадного уровня сложности, это касается и домашних заданий.

Методы подготовки являются важным фактором успешности (Слайд 6)усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Основными являются методытворческого характера:

Создание на занятиях ситуации познавательного затруднения, при которой младшие школьникипоставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

• Эвристический; Состоит в том, что ученика путем ряда вопросов наводят на решение проблемы, подлежащей рассмотрению. Этот метод применим во всех случаях, когда учитель заинтересован возбудить в ученике способность комбинировать известные данные. Эвристический метод лучше применим в предметах,требующих напряжения мысли и дедукции: при обучении математике и логике. Эвристическое задание — учебное задание, имеющее целью создание учеником личного образовательного продукта. (разрабатывался метод под руководством кандидата педагогических наук Андрея Викторовича Хуторского.).

Это задания, на которые, как правило, нет готовых ответов. Ученики соревнуются не только в умении решать трудные задачи, а еще в способности сочинять, изобретать, открывать новое, предлагать собственные версии, конструировать модели, создавать закономерности.

Источник

Оцените статью
Разные способы