- Предметная неделя как средство активизации познавательной деятельности обучающихся статья по английскому языку на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предметная неделя как форма активизации познавательной деятельности учащихся
- Педагогический проект на тему: «Предметные Недели как средство развития познавательной деятельности учащихся начальных классов»
- Методы:
- теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической, философской, дидактической, методической и специальной литературы, нормативных документов, государственных образовательных стандартов по данной проблеме;
- « Познавательная активность – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности».
- Проблема активизации познавательной деятельности стояла перед педагогами всегда. Еще Сократ учил своих слушателей умению логически мыслить, искать истину, размышляя. Песталоцци и другие педагоги учили так, чтобы школьник не только получал, но и самостоятельно добывал знание. Однако в полной мере эта проблема получила разработку в педагогике XX века .
Предметная неделя как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
статья по английскому языку на тему
В данной статье автор подчеркивает актуальность организации внеклассной работы по английскому языку в школе. Уделено особое внимание организации и планированию школьной предметной недели. Перечисленные примеры нестандартных школьных мероприятий подчеркивают отличие урочной деятельности от внеклассной. Подробное описание организованных в школе праздников может помочь учителям-предметникам в организации предметных недель и декад.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_shchetihinoy_d.a._1.docx | 20.98 КБ |
Предварительный просмотр:
учитель английского языка МАОУ СОШ № 25
Златоустовского городского округа
Предметная неделя как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
В данной статье автор подчеркивает актуальность организации внеклассной работы по английскому языку в школе. Уделено особое внимание организации и планированию школьной предметной недели. Перечисленные примеры нестандартных школьных мероприятий подчеркивают отличие урочной деятельности от внеклассной. Подробное описание организованных в школе праздников может помочь учителям-предметникам в организации предметных недель и декад.
Английский язык в настоящее время рассматривается как средство познания других народов, стран, средство ознакомления с достижениями национальных культур, как способ осмысления родного языка и родной культуры, коммуникативного развития личности, как учебная база для обучения нормам межкультурного общения в важных сферах жизнедеятельности человека.
Обучение иностранному языку включает в себя классную и внеклассную работу. Характерным отличием внеклассной работы от учебной является добровольное участие обучающихся, внеурочный характер занятий, большая самостоятельность, творчество и инициативность.
Внеклассная работа по любому предмету преследует две главные цели: во- первых, — это полезное для ребёнка провождение времени, развитие и становление его личности, а во- вторых, — это стимулирование интереса и поддержание высокой мотивации в изучении предмета. Правильно организованная внеклассная работа по предмету обладает большими потенциальными возможностями, прежде всего, фактором новизны как основы интереса. А роль интереса при обучении иностранным языкам является одной из ведущих. Интерес, с одной стороны, — это средство и гарантия эффективности внеклассной работы; с другой стороны, эффективная внеклассная работа стимулирует интерес, и он становится устойчивым.
В нашей школе внеклассной работе по английскому языку уделяется большое внимание. Накопленный опыт позволяет учителям английского языка поделиться разработками декад и недель английского языка, приуроченных к традиционным английским праздникам, вызывающим неизменный интерес со стороны учащихся.
Предметная неделя позволяет учащимся систематизировать полученные знания, активизировать их в речи, способствует повышению уровня практических навыков. Эта форма работы объединяет отдельные внеурочные мероприятия, а также открытые уроки в рамках предметной недели и дает возможность на практике осуществить личностно-ориентированный подход к образованию и воспитанию учащихся, когда учитываются потребности, учебные возможности и склонности школьника, решается задача раскрытия творческих способностей учащихся с разным уровнем подготовки.
Цель всех мероприятий – демонстрация достижений в изучении предмета, привлечение внимания всего коллектива (и родителей) к изучению учащимися английского языка, повышение уровня владения иностранной речью, развитие творческих способностей учащихся и в целом формирование многосторонней личности.
Немаловажное значение для получения хороших результатов имеет правильное планирование мероприятий. На заседаниях МО английского языка заранее разрабатывается план мероприятий, учитывая мнение самих учеников (в конце учебного года проводится анкетирование учащихся, где предлагается указать, что им понравилось и не понравилось, а также внести свои предложения по внеклассной работе по предмету), определяются даты предполагаемых мероприятий, учитываются возрастные особенности учащихся, назначаются ответственные. Учителя традиционно стараются вовлечь как можно больше учащихся во внеклассную работу, поэтому в подготовке к праздничной неделе участвуют дети практически из всех параллелей со 2 по 11 класс.
Оформление имеет не меньшее значение, чем само содержание мероприятий. Поэтому коридоры школы, актовый зал, кабинеты, где проводятся праздники и конкурсы, красочно оформляются. В оформлении принимают участие все желающие, таким образом каждый может проявить свои творческие способности и почувствовать себя активным участником процесса подготовки к празднику.
Завершает этот процесс целая неделя подготовленных мероприятий, которые воодушевляют ребят, дают им возможность понять, что они на самом деле могут и чего достигли, что само по себе является важным средством мотивации. Кроме того, учащиеся получают возможность ближе узнать культуру и традиции страны изучаемого языка, пополнить свой лексический запас интересной лексикой, которая на традиционных уроках не изучается. Результаты отражаются в подведении итогов, выпуске школьной газеты с объявлением победителей, выражением благодарности.
К проведению мероприятий подключаются даже работники школьной столовой для того, чтобы в день открытия недели английского языка пригласить всех учащихся на настоящий английский завтрак с кашей, булочкой и традиционной яичницей.
Кабинеты школы превращаются в залы музеев: музей Гарри Потера, музей восковых фигур мадам Тюссо, музей «Beatles». Вас встречают экскурсоводы, подготовившие интересную информацию, а порой и совсем неизвестную для нас. Одновременно проходит конкурс на самый интересный, познавательный, увлекательный музей.
Для конкурса исполнения песен на английском языке ребята учат не только слова песни, но и готовят костюмы, минивыступления, а старшеклассники ещё и клипы снимают. Во время перемен на школьных этажах в течение недели можно услышать популярные композиции на английском языке, увидеть «современных исполнителей», проголосовать за лучшего исполнителя, лучшее исполнение, выбрать понравившийся видеоклип.
С удовольствием учащиеся школы принимают участие в костюмированном шествии героев книг английских писателей. За праздничным парадом книжных героев с фотоаппаратами, видеокамерами и огромным интересом наблюдают и родители, которые принимали активное участие в создании костюмов, масок, причесок.
Для учащихся 5-11 классов важным завершением недели английского языка является Фестиваль англоговорящих стран. К этому событию классные руководители, учителя английского языка, сами учащиеся начинают готовиться заранее. Учителя предлагают страны — Канада, Америка, Австралия, Шотландия, Индия, Великобритания, Ирландия, Уэльс, — а также план подготовки выступления. Каждый класс изучает особенности страны, готовит костюмы для выступления, краткую информацию о стране, национальное блюдо, национальный танец. Выступление должно быть целостным театральным представлением на английском языке. Учащиеся готовят презентацию, видеоролики, из которых зрители в зале узнают все о представляемой стране: где расположена, как до нее долететь или доехать, как выглядят герб и флаг, каково население страны, обычаи и особенности этой страны. Все действие происходит в костюмах, с музыкальным сопровождением, с танцем, сопровождается английской речью. Жюри оценивает идею представления страны и поощряет участников в различных номинациях. На таком традиционном школьном празднике удовольствие получают все: учащиеся, родители, учителя.
Внеклассная работа по английскому языку является необходимым условием для расширения и углубления знаний предмета, развития умений и совершенствования навыков коммуникативной деятельности, раскрытия творческих способностей учащихся. Именно через внеклассную работу осуществляется воспитание подрастающего поколения. Учитель получает возможность установить более тесный контакт с детьми, что снимает многие трудности в общении, помогает активизировать коммуникативную и творческую деятельность учащихся. А такой подход обеспечивает успех, который дает ребенку возможность самоутвердиться. Успех, самоутверждение, поощрение достижений являются необходимыми условиями для дальнейшей мотивации учащихся к обучению английскому языку.
1. Нугманова Р. Г. Внеклассная работа по английскому языку в системе воспитания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4301–4305. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55125.htm .
2. Трофимова М.И. Внеклассные мероприятия по английскому языку. 5-8 класс. Праздники, конкурсы, стихи, игры, инсценировки, занимательные задания. Глобус, 2008
Источник
Предметная неделя как форма активизации познавательной деятельности учащихся
Слезка Оксана Григорьевна
МКОУ «СОШ №28» города Ревда Свердловской области
Учитель русского языка и литературы
Предметная неделя как форма активизации познавательной деятельности учащихся.
В условиях модернизации образования главным направлением развития школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.
Как повысить интерес учащихся к изучению различных предметов? Этот вопрос волнует многих учителей. Один из путей решения этой проблемы – предметные недели. В нашей школе уже на протяжении нескольких лет они традиционно стали частью внеклассной и внеурочной деятельности. Предметные недели помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов, поддерживают интерес школьников к изучаемым предметам. Нетрадиционные методы и средства являются важным элементом активизации познавательной деятельности у всех учащихся, а особенно у детей со сниженным познавательным интересом, т.е у тех, у кого не вырабатывается целостный взгляд на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке.
Продуманная предметная неделя дает прекрасную возможность показать не с академической, приевшейся школьнику стороны различные учебные дисциплины. Задача, стоящая перед педагогами — показать ребятам известные учебные предметы с неизвестной им стороны: не как набор правил, догм, а как нечто живое, постоянно развивающееся. Предметная неделя переориентирует восприятие учебных дисциплин: учащиеся имеют возможность во внеучебной игровой обстановке использовать полученные в ходе школьных занятий умения и навыки. Ученик становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения, у него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению.
В нашем ОУ на методическом совете было принято следующее Положение о школьной предметной неделе:
1. Общие положения
1.1 Школьные предметные недели проводятся ежегодно методическими объединениями с целью повышения профессиональной компетенции учителей в рамках плана методической и научно-методической работы, а также для развития познавательной и творческой активности учащихся.
1.2. Задачи предметной недели:
совершенствование профессионального мастерства учителей через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий;
вовлечение учащихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым дисциплинам;
выявление школьников, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины или образовательной области.
2. Организация и порядок проведения предметной недели
2.1 Предметная неделя проводится в соответствии с планом работы ОУ.
2.2 План подготовки и проведения предметной недели утверждается директором ОУ не позднее, чем за две недели до начала ее проведения.
2.3 Организатором предметной недели является ШМО. Совет старшеклассников организует дела по подготовке предметной недели.
2.4 Участниками предметной недели являются:
все учителя, преподающие предмет или группу дисциплин образовательной области, по которой проводится предметная неделя;
2.4. В рамках предметной недели могут проводиться:
нетрадиционные уроки по предмету;
внеклассные мероприятия на параллели учебных классов и между параллелями;
2.5. Проведение предметной недели должно сопровождаться разнообразной наглядной информацией, которая располагается в различных помещениях ОУ.
2.6. По итогам предметной недели наиболее активные участники награждаются грамотами.
2.7. По окончании предметной недели на заседании ШМО проводится анализ мероприятий, организованных в ходе предметной недели.
2.8. По итогам предметной недели руководителю ШМО сдаются конспекты открытых мероприятий, протоколы с результатами конкурсов, фотоотчёты. Затем материалы оформляются в методический сборник.
В качестве примера хочется привести план проведения предметной недели гуманитарных наук, проведённой в нашем ОУ с 23 января по 1 февраля 2012 года.
Источник
Педагогический проект на тему: «Предметные Недели как средство развития познавательной деятельности учащихся начальных классов»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Крестищенская средняя общеобразовательная школа»
Советского района Курской области
как средство развития
учащихся начальных классов»
Автор: Харченкова Нина Егоровна,
учитель начальных классов первой категории
II. Этапы проекта
2.1. Теоретическая часть. Сбор информации ………… ……..….….… 5
2.2. Практическая часть. Фотоотчет……………………………. 6
3 этап. Презентация проекта……………………………………. ………. 8
Добрый день, уважаемые гости, коллеги!
Вашему вниманию представляется презентация проекта
«Предметные недели как средство развития
познавательной деятельности учащихся начальных классов»
Автор: Харченкова Нина Егоровна, учитель начальных классов
Рабочая группа: учителя начальных классов, учащиеся, родители
Тип проекта: исследовательский
Cрок реализации: долгосрочный
Без поисков и находок, а следовательно, и без напряжения сил
немыслимы увлеченность, вдохновение. В. А. Сухомлинский
В условиях модернизации образования главным направлением развития школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания.
Проблема развития познавательной деятельности всегда была и остаётся одной из актуальных проблем в современном образовании и именно ей в нашей школе отводится особая роль. От поиска её решения в значительной степени зависит эффективность учебно-воспитательного процесса, поскольку познавательная деятельность школьника является и важным мотивом, и, одновременно, основным средством ее оптимизации. Кроме того, познавательная деятельность играет важную роль в становлении личности, при определённых условиях становится чертой личности и обнаруживает себя в любознательности, пытливости, в постоянной и неистощимой жажде знаний.
Почему эта тема так актуальна для меня, как для учителя начальных классов и классного руководителя, а так же для моих коллег?
В последнее время мы столкнулись с проблемами, связанными с познавательной деятельностью школьников. Контингент учащихся начальных классов неоднороден. Детей с повышенным и высоким уровнем развития познавательных процессов и познавательной активности немного. У значительной части детей наблюдается пониженный и низкий уровень развития познавательных процессов, учебной мотивации, познавательной активности. Это затрудняет усвоение ими учебного материала, вызывает заметное отставание от сверстников в общем развитии, делает их недостаточно успешными в учебной деятельности. В то же время, и эти дети, и дети с высоким уровнем развития познавательных процессов могут обладать определённым потенциалом, задатками творческих способностей в конкретной области, которые необходимо выявлять и помогать развивать.
Выявить, в какой области одарен ребенок, развить его способности, большие возможности для этого представляет внеурочная деятельность. Ярким эмоциональным средством развития познавательной активности учащихся начальной школы является проведение Предметных Недель.
Гипотеза: мы предположили, что инновационные технологии позволяют более полно использовать Предметные Недели как средство развития познавательной деятельности учащихся начальной школы .
Цель проекта: создание условий для раскрытия индивидуальных, творческих способностей, развития познавательной деятельности учащихся начальной школы через проведение Предметных Недель.
Объект проекта — процесс развития познавательной деятельности учащихся начальной школы.
Предмет проекта — познавательная деятельность учащихся начальной школы.
изучение необходимой литературы по данной теме ;
выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей детей;
создание благоприятных условий для развития ребенка, для удовлетворения потребностей и интересов детей;
развитие творческого мышления, творческих способностей, познавательной деятельности в целом ;
систематизация и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.
Методы:
теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической, философской, дидактической, методической и специальной литературы, нормативных документов, государственных образовательных стандартов по данной проблеме;
эмпирические: целенаправленное психолого-педагогическое наблюдение, изучение результатов деятельности, анкетирование, тестирование, моделирование, педагогический эксперимент.
работа над данной проблемой побудила нас, учителей начальных классов, к поиску таких форм, средств, методов и приёмов, которые позволяют повысить эффективность усвоения знаний, помогают распознать в каждом ученике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познавательной деятельности, что как раз и предусматривают на сегодняшний день стандарты второго поколения.
разработаны формы проведения Предметных Недель, конспекты занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников на основе инновационных технологий.
2.1 Теоретическая часть. Сбор информации.
Что же такое познавательная активность? Обратимся к словарю Ожегова.
« Познавательная активность – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности».
Проблема активизации познавательной деятельности стояла перед педагогами всегда. Еще Сократ учил своих слушателей умению логически мыслить, искать истину, размышляя. Песталоцци и другие педагоги учили так, чтобы школьник не только получал, но и самостоятельно добывал знание. Однако в полной мере эта проблема получила разработку в педагогике XX века .
Предметные Недели как традиционная часть внеурочной деятельности достаточно привычны для любой школы. Проведение Предметных Недель является многолетней традицией и для нашей школы. Сегодня новые инновационные подходы противопоставляются традиционному проведению Предметных Недель. Ранее, как правило, это был некий набор мероприятий, специализирующихся в той или иной области учебной деятельности.
В последние годы Предметная Неделя — это совокупная форма методической, учебной и внеклассной работы, представляющая многоцелевое единство мероприятий, объединенных общими задачами, по возможности прозрачными, видимыми не только преподавателям, но и учащимся, и подчиненная решению этих задач рационально отстроенная система конкурсов, игр, олимпиад, викторин и т. п.
Предметные Недели выступают как уникальная коммуникативная система, позволяющая самовыражаться, самоутверждаться, самореализоваться, расти духовно и творчески всем ее участникам, как эффективное средство развития познавательной деятельности учащихся начальной школы с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий, средств и результатов.
2.2 Практическая часть. Фотоотчет о проведённых Предметных Неделях начальной школы за последние три года.
Успех в проведении предметной недели во многом зависит от того, насколько своевременно и качественно будет осуществлена подготовительная работа :
— обсуждение фронтально, в группах, распределение обязанностей;
— выпуск информационной тематической газеты, создание плаката, коллажа и т.д.
Чтобы Предметные Недели не стали скучной и однообразной формой работы, необходимо следить, чтобы из года в год не использовалось одно и тоже название, один и тот же план Предметных Недель с повторявшимися формами и заданиями.
торжественная линейка (ознакомление с планом проведения)
мероприятия по плану
Пожелание: дать возможность попробовать свои силы даже тем детям, которые на первый взгляд не совсем успешны в данной области.
3 этап. Заключительный. Подведение итогов.
Заседание методического объединения:
— анализ проведённых мероприятий;
— определение задач на дальнейшую работу по подготовке к следующей Предметной Неделе.
— фоторепортаж или фотоотчет;
— награждение победителей различных конкуров и викторин;
— награждение наиболее активных участников грамотами и дипломами;
— награждение всех принявших участие.
Предметные Недели позволили:
— раскрыть свой творческий потенциал,
— показать прочные знания по предметам,
— умение применять их в разных ситуациях, взаимовыручку, неординарное
решение трудных вопросов
подобрать формы методической работы, обеспечивающие наиболее эффективную реализацию целей и задач Предметной Недели;
— проявить высокие организаторские способности
— применить на практике инновационные технологии:
технологии проектной и исследовательской деятельности
информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
3 этап. Презентация проекта
Изучив информации по данной теме, анализ проведённых Предметных Недель мы подготовили презентацию для защиты проекта.
Мы считаем, что работа по данному проекту была полезной и эффективной.
Продуманная Предметная Неделя дает прекрасную возможность показать не с академической, приевшейся школьнику, сторон ы различные учебные дисциплины. Задача перед организаторами — «сломать» стандарт восприятия, показать ребятам известные учебные предметы с неизвестной им стороны: не как набор правил, догм, а как нечто живое, постоянно развивающееся.
Предметные Недели – это:
— создание благоприятного психологического климата в классе;
— расширение и обогащение эмоциональной жизни детей;
— развитие интереса к своему внутреннему миру и миру другого человека;
— средство развития познавательной деятельности младших школьников.
1. http://www.it-n.ru/ Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб.пособие.- 3-е изд. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. — М.: Просвещение, 2008.- 389с.
2. Б.С.Волков. Младший школьник: Как помочь ему учиться. — М.: Академический Проект, 2004. — 142 с.
3. Выготский Л.С. Психология познания Издательство «Эксмо», 2006 . — 32с.
4. Горенков Е.М. Технологические особенности совместной деятельности учителями, учащихся в дидактической системе Л.В. Занкова // Начальная школа. — 2004. — № 2. — 57-62с.
5. Грачева Н.В. Педагогические условия активизации познавательной направленности школьников [Текст]/Н.В. Грачева. – Киров, 2003.- 55с.
6. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения — М.: Просвещение, 2002.- 258с.
7. Запорожец А.В. Игра и развитие ребенка. Психология и педагогика игры младших школьников. М., 2006 — 190с.
8. Иванова Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. //Начальная школа.-2004г.-№ 2. — 96—101с.
9. Иванова Н.В. Методика применения проектной в начальной школе/ Начальная школа. 2004. №2. – 125с
10. Кулюткин Ю. Н. Мотивация познавательной деятельности — Новосибирск, 1999 — 379c.
11. Литранович Ж.Т., Землянова В.Д. Развитее познавательной активности и творческих способностей учащихся в контексте современных образовательных технологий//Педагогический альманах, 2002,№ 1.- 101с.
12. Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. — 160-162с.
13. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 2009. — 34с.
Источник