Технология. 6 класс
Конспект урока
Технология, 6 класс
Урок 6. Технология как основа производства
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
- Представления об основных признаках технологии.
- Основные требования технологической, трудовой и производственной дисциплины.
Технология – это совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции.
Дисциплина – это определённый порядок поведения или действия людей, который соответствует сложившимся в данном обществе, организации или группе людей нормам, правилам поведения, моральным требованиям.
Производственная дисциплина – это строгое и точное соблюдение в процессе производства требований к технологии изготовления продукции, которые содержаться в технологических документах, а именно своевременность выполнения технологических операций, соблюдение их последовательности, заданной в технологии.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Технология. 6 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова и др.; под ред. В.М. Казакевича. – М.: Просвещение, 2017.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Чтобы понять какое значение имеет технология в жизни человека и общества, необходимо вспомнить определение понятия «технология». Слово «технология» происходит от древнегреческого techno – «искусство, мастерство, умение» и латинского logos – «учение, наука».
В широком смысле технология – это совокупность приёмов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в процессе производства продукции.
В узком смысле технология – комплекс организационных мер, операций и приёмов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.
Её разрабатывают инженеры – технологи, программисты и другие специалисты предприятия, работающие в соответствующих областях.
Понятие «технология» обычно рассматривается в связи с конкретной отраслью производства. Различают технологии: машиностроительные, информационные, телекоммуникационные, инновационные, социальные, педагогические, строительные, химические и другие. В результате осуществления технологического процесса, состоящего из совокупности технологических операций, происходит качественное изменение обрабатываемых сред, их формы, строения, материальных (технических) и потребительских свойств.
Для того, чтобы какой-то процесс производства был технологическим, он должен обладать обязательными признаками.
Выбор предметов труда. Предметами труда при технологическом производстве являются материалы, энергия, информация, объекты живой природы и социальной среды.
Этот перечень охватывает все составляющие живой и неживой природы и искусственной материальной среды (техносферы), которые используются для производства потребительских благ.
Функциональность – это значит соответствие своему назначению. В технологии объединены методы и средства воздействия на избранный предмет труда. Методы получения или преобразования выбранного предмета труда во многом зависят от средств труда. Например, существуют различные средства труда при приготовлении пищи – источники тепла.
Научность. При разработке новых технологий должны учитываться научные достижения. Технология напрямую зависит от знаний, которыми обладает общество, от квалификации работников.
Наличие материально – технической базы. Необходимо для поддержки производства. Материально – техническая база – это комплекс средств производства, материальных и вещественных элементов, необходимых для обеспечения деятельности предприятия. Они не включены в производство, но обеспечивают необходимую базу для функционирования производственной системы. Это здания, подъездные пути, мосты, средства связи, источники и линии электропередач энергии.
Соответствие техническому заданию. Предназначение любой технологии является удовлетворение какой – либо потребности человека. Поэтому в технологии чётко, с указанием качества и количества, задаётся желаемый конечный результат или продукт труда.
Соблюдение заданной технологии – особенности структуры технологии. Последовательность операций в технологии всегда чётко задана, не может быть изменена, она определяет собой алгоритм – точный, неизменный порядок действий. Если нарушить это правило, то получиться совершенно другой продукт или не получиться совсем ничего.
Если технологические операции и соответствующие методы воспроизвести стереотипно, то есть повторно в той же неизменной последовательности то будет получен тот же самый, практически неотличимый от предшествующего результат.
В соответствии с этими признаками технологического процесса можно дать новое полное определение понятию «технология». Это строго упорядоченный или построенный по алгоритму комплекс операций, организационных мер и методов воздействия на вещество, энергию, информацию, объекты живой природы или социальной среды.
Качество и ритмичность любого производства зависят от соблюдения трудовой, технологической и производственной дисциплины.
Производственная дисциплина означает порядок на производстве. Это означает соблюдение трудовой дисциплины, обеспечение работающих лиц сырьём, инструментами, материалами, работой без простоев. Без соблюдения производственной дисциплины нарушаются принципы организации трудового процесса во времени и пространстве. Это приводит к хаосу и беспорядку. Сама деятельность и её результативность ставятся под вопрос, поскольку лишаются направленности процесса. За организацию производственной дисциплины несёт ответственность работодатель, а работники производства отвечают за её соблюдение.
Дисциплина – это порядок поведения или действий людей. Она делится на общеобязательную и специальную.
Общеобязательная – это соблюдение установленных государственной властью законов, норм и правил. Основной закон Российской Федерации – это Конституция РФ.
Специальная дисциплина – распространяется на определённые области деятельности или обязательны только для работников и служащих каких-либо организаций.
Специальная дисциплина – это школьная дисциплина, дисциплина военнослужащих, дисциплина поведения на дороге, трудовая дисциплина, технологическая дисциплина.
Технологическая дисциплина – это строгое и точное соблюдение в процессе производства требований к технологии изготовления продукции, которые содержаться в технологических документах.
Нарушение технологической дисциплины приводит к браку, в некоторых случаях это приводит к серьёзным авариям, как на производстве, так и в ходе эксплуатации продукции, изготовленной с нарушением технологии.
Работники на производстве должны соблюдать правила поведения, которые регламентируются Трудовым кодексом.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Выделите зелёным предмет труда, синим цветом – объекты материально – технической базы.
Источник
Понятия «предмет» и «вещь». Специфика рассмотрения вещи в философии дизайна.
Курашвили Валерия, 596 гр.
Содержание:
1. Введение.
Выбор темы обоснован её актуальностью. Вся жизнь человека связана с вещами и предметами. Для меня представляет большой интерес, что же такое «вещь» и «предмет». Их понятия, схожесть и различия. А так же рассмотрение вещи в философии дизайна, как в её отношении к человеку, так и во взаимодействии её с природой. Хотелось бы рассмотреть те вещи, которые обитают рядом, осветить вещный смысл. «Можно задуматься о разуме и душах вещей, о памяти вещи, о её судьбе, её кончине или бессмертии; о союзе между человеком и вещью или об их нередкой борьбе за главенство; о вещах-злодеях, вещах-героях, святых вещах» [3,стр. 16]. Большое количество вещей, которые нас окружают, никак не укладываются в теоретических дисциплинах, изучающих вещи. Вещь обладает особым лирическим смыслом, он увеличивается тогда, когда утрачивается технологическая новизна и эстетическая привлекательность вещи. Необходимо постичь в вещах их особый, нефункциональный смысл, который не зависит ни от стоимости, ни от назначения, ни даже от их достоинств.
2. Понятия «предмет» и «вещь».
Очень важно провести разграничение определений «предмета» и «вещи». В качестве дополнения предмету необходимо нечто неодушевленное, а вещи — одушевленное. «Предмет» обычно «чего», а «вещь» всегда «чья». Вещь не как объект воздействия, а как принадлежность какого-либо субъекта. Предмет и вещь примерно то же что индивидуальность и личность: предмет — лишь возможность или основа вещи. Предмет превращается в вещь лишь тогда, когда наступает его духовное освоение, это напоминает то, как индивидуальность превращается в личность в ходе своего саморазвития. Так же «предмет» можно расценивать как что-то сделанное руками, а «вещь» как какой-либо поступок. На древнерусском языке — «вещь» обозначало «дело», «поступок», «свершение», «слово». В каждом предмете есть что-то «вещее», что-то человеческое. «Для вещи четких технологических критериев нет, вернее их недостаточно при определении её сущности, многое зависит от условий её использования, особенностей владельца, культурного контекста. Вещество природы становится предметом, попадая под воздействие человека. Именно эта, активно — деятельная, преобразующая сторона отношения человека к чему-либо им создаваемому, подчеркивается в понятии «предмет»: предмет возникает в процессе преобразования мира и для дальнейшего преобразования. » [2. стр. 45]. Предмет возникает благодаря усилиям человека, сопровождает его, несет в себе информацию создателя и пользователя. Предмет так же может быть как материальным, так и идеальным (предмет познания), вещи не могут быть «идеальными». Но не стоит разделять и противопоставлять «предмет» и «вещь». Порой одно и то же может называться предметом либо вещью, особенно если учесть, что становление вещи начинается с процесса опредмечивания, преобразования её при помощи человека. «Опредмечивая себя, человек овеществляет материю, фиксирует в ней себя и свою жизнь. » [2. стр. 46]. «Предмет» — это то, что отчуждено от человека, то, что нужно осваивать. Вещь становится для нас как что-то материальное, но не отличаемое от вещества природы, связанное с существованием человека и жизнью его в культуре. «Вещь» как сосуд, в котором есть нечто человеческое. Вещь обладает особой лирической сущностью, эта сущность способна сживаться с человеком, все больше раскрываться, тогда другие свойства вещи становятся менее важными, обесцениваются, устаревают. «Вещь» — одушевлена, «вещь» как освоенный предмет, «предмет» — неосвоенная вещь (Хайдеггер). В процессе использования вещи происходит расшифровка информации, если расшифровки не происходит, то вещь остаётся предметом. Смысловое наполнение вещи базируется, с одной стороны, на ее культурной принадлежности, с другой — на индивидуальных особенностях воспринимающего ее человека. Вещь становится текстом, содержащим информацию для человека лишь в том случае, если он знает и понимает ее культурную основу. Содержание «текста» вещи, ее смысл наполняется по мере развития способности человека к ее прочтению. Знаковый характер вещей определяется с учетом их свойств отражать в человеческом сознании объективные связи и отношения между предметами и явлениями действительности: истинности-ложности, реальности-ирреальности, известности-неизвестности, возможности-невозможности, зависимости-независимости, определенности-неопределенности. Таким образом, вещь, зарождаясь в голове человека, проходя через его руки, теряет свою омертвелость. Это обстоятельство позволяет рассматривать вещь как синтезирующий продукт культуры. «Важно понять красоту и смысл вещи, отпечаток божественной личности на ней. «вещь» как отражение. » [3, стр. 23].
3. Специфика рассмотрения вещи в философии дизайна.
«Вещь есть необходимость. Это означает, что вещью мы называем только востребованный предмет, то есть такой, который нужен данному человеку в данный момент времени и точке пространства. Тогда, в процессе распредмечивания, он становится вещью. Предмет — энтелехия вещи. Вещь — предмет, реализовавший себя. » [2, стр. 88]. Я согласна с тем, что «вещь» — это востребованный предмет, ведь если вещь становится не нужной человеку, перестает быть необходимой, она остается предметом. От античной максимы «человек есть мера всех вещей» до современной аксиомы «вещь как мера человека» проходит сложный процесс нравственного, гуманистического, общекультурного развития человечества. Как элемент культуры, как результат человеческой деятельности вещь — явление, имеющее сложную природу: она выступает не только как материальный продукт, но и как феномен, несущий в себе духовный смысл. Движение от предметной природности в сторону культурной вещественности отражает преобразующий характер человеческой деятельности. И это закономерно, поскольку вещь как отражатель человеческой деятельности, поведения и общения людей. Вещи влияют на многообразие форм социальной жизни, видов деятельности, создают предметную среду — вторую природу. Вещественный слой есть нечто большее, чем сумма составляющих его элементов. Вещь в современном понимании представляется как живая форма деятельности человека. Небезызвестно, что жизнь — это абсолютная форма для всего живого. Но в определенных культурных условиях возможно возникновение жизни вещи за счет ее контакта с человеком. Вещь преодолевает саму себя и становится объяснением общей эволюции культуры. Возможность соответствующего взгляда на вещь открывает теория ценностей. Знаковая и информационная трактовка вещей также позволяет извлечь культурологическую информацию о человеке. Вещь является сложным понятием, которое включает в себя непосредственно воспринимаемые физические свойства, так и ее культурные, метафизические смыслы. Вещная среда традиционно рассматривается как результат человеческой деятельности, как потребляемый объект. Но в системе отношений человека и вещи, как элемента материально-духовного мира, первый выступает не только как субъект, формирующий свою среду обитания, но и как объект, изменяющийся под ее воздействием. Возможно и такое, человек считает, что он владеет вещью, а на самом деле вещь овладевает им. Иногда используемая вещь может привести человека к духовной и даже физической гибели. Может быть, в этот момент вещь становится личной, накладывая при этом определенный отпечаток. «Личная» вещь может выражать внутренний и духовный мир ее владельца и отражать его общественное положение, статус, отношение к окружающим людям, к обществу в целом. Вопросы, связанные с пониманием и объяснением роли вещественного в жизни человека в разные периоды были поставлены в трудах Платона, Аристотеля, Т. Л. Кара, И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля, Ф. В. Й. Шеллинга, К. Маркса, О. Шпенглера, М. Хайдеггера, М. Фуко, И. Хезинга, К. Ясперса. Отечественное философское наследие на изучаемую проблему также велико. Вещь как часть среды, материально, предметно освоенного мира. Вещи как элементы материальной культуры образуют хронологические, технологические последовательности, которые отражают движение человеческой мысли. Вещь может быть связана с культом, традицией, ритуалом. Ей присуще материальное и духовное начало, она является отражением философии народа, его менталитета. Изучая вещи того или иного народа, мы может узнать об их особенностях, взглядах. Вещь многогранна сама по себе. Вещь как механизм наследования образа. Воспроизведение движения в процессе использования вещи совмещает пласты времени, возникает как ответ на определенную потребность, удовлетворяя эту потребность, вещь является вещью. В качестве дополнения необходимо что-то одушевленное, ведь вещь всегда чья-либо. Одушевление вещи должно быть осмыслено. Процесс одушевления вещи происходит тогда, когда она духовно осваивается. Но, по мнению Хайдеггера, процесс одушевления происходит в момент возникновения вещи. С этим можно согласиться, так как в процессе создания той или иной вещи, мы вкладываем в неё частичку себя. «Вещь — это часть бытия, а не только элемент культуры. » [2, стр. 49].
По Хайдеггеру вещь самобытна и самостоятельна. «Что такое чаша? Мы говорим: емкость; нечто приемлющее в себя что-либо другое. Приемлющее в чаше — дно и стенки. Это приемлющее можно в свою очередь тоже взять за ручку. В качестве емкости чаша есть нечто такое, что стоит само по себе. Самостояние характеризует чашу как нечто самостоятельное. В качестве самостояния чего-то самостоятельного чаша отличается от предмета. » [2, стр. 49]. Чтобы понять предмет, разгадать его, необходимо признать его самостоятельнось и потом оценивать. Вещь, всегда толкает к каким — либо определенным действиям, сначала ты должен признать её самостоятельность, а затем познавать её смыслы, давать ей оценку. Также Хайдеггер считает, что индивидуальность вещи происходит до функционально её использования. Каждая вещь индивидуальна сама по себе. «Вещь есть необходимая самостоятельная сущность, полнота бытия которой раскрывается только в отношении с человеком и через него. » [2, стр. 52].
Можно выделить два класса вещей созданных человеком — «производственные» и «ритуальные». Ритуальными здесь называются те вещи, которые заключают в себе художественную выразительность. «Отталкиваясь от этого разделения, мы придем к дифференциации утилитарного и ценностного: стул и трон, ведро и священный сосуд. » [2, стр. 47]. Такое разное отношение человека к вещам было во все времена. Также в отношениях той или иной культуры к вещи, могут быть более общие закономерности. Ещё два вида вещей выделяет М. С. Каган, это вещи «игрушки» и художественные произведения. Интересно то, как вещь становится игрушкой, и когда она может быть художественным произведением. Мне кажется, что для вещи «игрушки» не может быть каких-то глубоких смыслов, их и не должно быть. При её создании смыслам не уделяется большого значения. Игрушка — вещь, служащая для игры, а игра — это развлечение, следовательно, для развлечения не нужны глубокие смыслы. Вещь «игрушка» не может быть художественным произведением. Художественное произведение заключает в себе более глубокие, более ценностные смыслы, оно более знаково. Также в большей степени удовлетворяет требования эстетического вкуса, художественное произведение более образно.
4. Смысловые характеристики вещи.
Необходимо выяснить те значения, которыми может быть наделена вещь, как для отдельного человека, так и для культуры в целом. При неизменяемой форме и функции, вещь может приобретать разную значения, потому как она является носителем не только своей информации, но так же может отсылать нас к другим предметам и явлениям. В процессе общения людей в культуре знак и значение сливаются, образуют смысл той или иной вещи. ««Смысл» есть нечто, выступающее идеальным явлением по отношению к знаку и вместе с тем не сводимое к субъективным образным представлениям или эмоциям отдельного индивида. » [2, стр. 159]. У одной и той же вещи возможны несколько смыслов, это может зависеть от обстоятельств её восприятия. Единой теории знаковости вещей не существует. Различные смысловые аспекты были рассмотрены Г. Земпером (связь вещи с «историческим прообразом»), Дж. Нельсоном (вещи, «далекие» и «близкие» человеку), Ф.Т. Мартыновым (вещь как концентрация традиций, образа жизни, ценностей культуры, сформировавшей дизайнера), Г. Кнабе (социальный, духовный, социологический смысловые уровни вещи), М. Эпштейном («лирический голос» вещи), И.В. Коняхиной (утилитарно-функциональный, эмоционально-личностный, историко-культурный, культурно-символический смысловые аспекты), В. Ароновым (введение терминов «генотип» и «фенотип» вещи). Для анализа смысловой структуры вещи используется более детализованная схема, которая формируется исходя из потребностей человека.
1. Витальные смыслы: а) Онтологический смысл — основой исследования может выступать теории бессознательного З. Фрейда и К. Г. Юнга. «Дизайн может достичь соответствия структуры предмета структуре и особенностям человеческого восприятия, «просвечивания» вещи сквозь ее предметность. » [6]. б) Функциональный смысл — удовлетворяет потребности, соответствует эргономическим и антропометрическим показателям.
2. Экзистенциальный смысл, связанный с индивидуальными ассоциациями вещи, его содержание невозможно предвидеть полностью, потому, как смыслы появляются в ходе освоения, старения вещи.
3. Социальные смыслы. а) Знаковый смысл. С помощью вещи определяется то или иное социальное положение её владельца. Иногда знаковость может быть недостаточно определенной. б) Актуальный смысл. Происходит оценка вещи с точки зрения моды. Примером может служить тот факт, когда нефункциональная вещь приобретается лишь из-за соответствия её модным тенденциям. Этот смысл является основой для распространения модных вещей, массовости, внедрения в повседневную жизнь. Тема старения вещей здесь тоже актуальна.
4. Духовные смыслы. а) Культурно-исторический смысл — предполагает представление об исторических корнях, «прообразе» вещи, а также об ее исторической ценности. «Вещь может нести на себе отпечаток того или иного культурного символа, знание которого может перевести смысл в разряд творческих формообразующих принципов, придавая тем самым космический масштаб творчеству дизайнера. » [6]. б) Духовно-ценностный — отношение вещи и человека как элемент культуры. «Вещь несет информацию о видении мира и месте в нем человека, нравственно-этических нормах, представлениях о богатстве или чести, личных религиозных пристрастиях, эстетических ценностях, художественных идеалах. » [6]. Этот смысл может быть близок знаковому, но у него более индивидуальный подход. в) Художественно-образный смысл. Вещь выступает как носитель какого-либо образа. Но если художественно-образный смысл выходит на первый план, функциональность вещи снижается.
Все смыслы вещи приводятся к определенному единству, также они не должны отрицать друг друга. Вещь тогда будет более содержательной и выразительной, когда связи её отдельных элементов будут более систематичными и концептуальными. Такая целостность приводит к индивидуальному стилю вещи, к её большей востребованности, к гармоничному взаимодействию с человеком.
5. Заключение.
Создание вещей в системе дизайна можно рассматривать как продолжение и развитие процесса поиска телесно-духовного соответствия человека и вещи. Вещная среда обычно рассматривается с точки зрения антропологического подхода. Но в системе отношений человека и вещи, человек выступает не только как субъект, который формирует жизненную среду, но и как объект, который изменяется под воздействием материально-культурной среды. Вещь как зеркало, она отражает индивидуальные способности, знания, вкусы, развитие культуры и цивилизации, различные технологии и методы, отношения культуры с природой. «Вещь открывается для нас как нечто сугубо материальное, но отличное от вещества природы, не сводимое к совокупности своих технологических характеристик и функциональных качеств, связанное с человеческим существованием, жизнью человека в культуре. » [2, стр. 47]. Когда мы обитаем в мире вместе с вещами, мы чувствуем себя более защищенными. Вещь как часть бытия, она не может быть только элементом культуры. Мир вещей как продолжение человека в природе. «Человек фиксируется в вещи, поэтому окружающими она рассматривается, как и он сам» Вещь ценится не сама по себе, а за то, что она выступает знаком. Вещи, как и люди, имеют свое неповторимое лицо, свою свободу.
Источник