- Объект и предмет исследования – в чём разница?
- Объект изучения
- Предмет изучения
- Примеры и различия
- Шпаргалка по уголовному праву. Общая часть (7 стр.)
- 18. ПОНЯТИЕ ПРЕДМЕТА ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ. ОТЛИЧИЕ ПРЕДМЕТА ОТ ОРУДИЙ И СРЕДСТВ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ. ПОТЕРПЕВШИЙ
- 19. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ПРИЗНАКИ ОБЪЕКТИВНОЙ СТОРОНЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
- 20. ОБЩЕСТВЕННО ОПАСНОЕ ДЕЯНИЕ И ЕГО ФОРМЫ
- Соотношение понятий «средство» и «метод»
- Соотношение понятий «средство» и «метод» ⇐ Семантика. Лексикология
Объект и предмет исследования – в чём разница?
В процессе обучения студентам придется много времени посвящать исследовательской деятельности. Ведь это позволяет углубить знания, учит анализировать и систематизировать информацию, заниматься самостоятельной работой. Но для начала нужно разобраться в таких понятиях, как объект и предмет исследования. Ведь иначе грамотную характеристику и итоги не сформировать. Все достаточно просто: объект – то, что изучают, а предмет – свойства и функции. А более подробно о каждом термине поговорим далее.
Объект изучения
Если вы хотите, чтобы ваша научна работа оказалась удачной и правильной, нужно сразу определить основные положения. Несмотря на то, что значение терминов можно найти в словаре, на деле применить это достаточно сложно. Объект – достаточно широкое понятие, оно включает в себя множество свойств, поэтому и определить его в собственном исследовании легче, чем предмет.
Говоря на языке науки: «Объект исследования – предмет или явление, который есть в материальном мире и на которой не влияет человеческая деятельность.» Также это часть знания, которую прорабатывает ученый (или студент). Зачастую объект плотно связан с темой, но не дублирует ее.
Предмет изучения
Стоит сказать, что в нынешней терминологии не существует четких различий между предметом и объектом. Но для удобства под предметом понимают определенные свойства объекта. Но анализ не может включать все стороны объекта, поэтому нужно сразу выбрать одну конкретную и посвятить ей всю работу.
При определении предмета, лучше задать себе вопрос «что будет изучаться?» Это и явления, и отношения, и все, что конкретизирует, отделяет объект от остального.
Примеры и различия
Чтобы было проще понять, как выделять объект и предмет, приведем пару примеров:
- В предмете «микроэкономика» объектом можно считать экономические действия людей, а предметом – поведение людей, их взаимоотношения в экономической сфере;
- В разделе «микробиологии» объектом считают разнообразные микроорганизмы, а предметом их деятельность, размножение и поведение.
Если говорить об отличиях понятий, то выглядят они так:
- Объект предмета – личность индивида, а предмет – особенности личности;
- Объект – рынок с продовольствием, а предмет – отношения субъектов для обеспечения работы предприятия;
- Объект – финансовая работа организации, предмет – движение денежных потоков в организации.
Помните, что предмет исследования плотно привязан к теме работы, поэтому его часто дублируют. Объект – более обширная область, которую можно изучить с разных сторон. Плюс, предмет – вторичное понятие, а объект – первичное, так как относится к частичке системы. При описании предмета можно не скупиться на описание, и это правильно. Одновременно с этим, объект можно описать в паре слов или предложений. Если вы изначально будете задавать правильные вопросы и разделять понятия, проблем с формулировкой и написанием научной работы у вас не возникнет. Именно это и есть целью исследования – научить студента разделять и систематизировать.
В научных терминах и понятиях иногда сложно разобраться, увидеть важные различия. Но именно от этого зависит, насколько успешно пройдет исследование и что вам удастся выявить. А значит, перед тем, как приступить к анализу, изучите понятия, выберите интересное направление или сферу. Максимум фактов и интересной информации, умелое парирование терминами и понятное изложение сделают вашу работу лучшей! И помните, ваши преподаватели всегда готовы прийти на помощь и раскрыть суть каждого понятия.
Источник
Шпаргалка по уголовному праву. Общая часть (7 стр.)
– имеет значение для кодификации уголовного законодательства. По признаку родового и видового объекта преступления строится Особенная часть УК РФ;
– правильное установление объекта преступления позволяет отграничить преступление от других правонарушений и аморальных проступков;
– позволяет определить характер и степень общественной опасности преступного деяния, т. е. какому именно социально значимому благу, охраняемому уголовным законом, и в какой степени (насколько серьезно) причинен или мог быть причинен вред;
– имеет значение для правильной квалификации деяния и отграничения одного преступления от другого.
18. ПОНЯТИЕ ПРЕДМЕТА ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ. ОТЛИЧИЕ ПРЕДМЕТА ОТ ОРУДИЙ И СРЕДСТВ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ. ПОТЕРПЕВШИЙ
Предмет преступления – это овеществленный элемент материального мира, воздействуя на который виновный осуществляет посягательство на объект преступления.
Предмет преступления – признак факультативный. Некоторые преступные деяния могут и не иметь конкретного предмета посягательства. Если же предмет преступления прямо обозначен в законе или очевидно подразумевается, то для данного состава преступления он становится признаком обязательным.
Значение предмета преступления:
– предмет преступления позволяет отграничивать преступное деяние от непреступного;
– предмет преступления позволяет отграничивать смежные преступные деяния;
– предмет преступления в ряде случаев выступает в роли квалифицирующего признака конкретного состава преступления, превращая его из простого в квалифицированный;
– предмет преступления в ряде случаев может являться смягчающим обстоятельством;
– предмет способствует выяснению характера и размера причиненного преступлением ущерба. Соотношение объекта и предмета преступления: предмет обозначает специфику объекта преступления и позволяет раскрыть его уголовно-правовое содержание. В отличие от объекта предмет выполняет роль факультативного признака. Предмету, в отличие от объекта, не всегда причиняется вред.
Предмет преступления необходимо отличать от орудий и средств совершения преступного деяния как признака объективной стороны преступления:
– предмет – это то, что подвергается преступному воздействию для нанесения вреда объекту посягательства;
– орудия и средства – при помощи (посредством) чего преступление совершается. Орудия и средства – это инструментарий, который использует виновный для совершения преступления, для воздействия на предмет посягательства.
Потерпевший в уголовном праве – это лицо, которое подвергается преступному воздействию для нанесения вреда объекту посягательства.
Уголовно-правовое понятие потерпевшего не следует смешивать с процессуальным – потерпевший как фигура в уголовном процессе, участник уголовного судопроизводства, поскольку есть множество преступлений, в которых имеется потерпевший, но предметом преступления является нечто другое.
Понятие «потерпевший» в уголовном праве не следует смешивать и с виктимологическим понятием. Виктимология изучает свойства и поведение человека в плане потенциальной или реальной возможности стать потерпевшим от преступления.
Уголовно-правовое значение личности и поведения потерпевшего определяется влиянием этих факторов на квалификацию преступления и назначение наказания:
– в уголовном законе предусмотрены привилегированные (со смягчающими обстоятельствами) и квалифицированные (с отягчающими обстоятельствами) составы преступлений в зависимости от отдельных свойств, характеризующих личность, поведение или специфику деятельности потерпевшего;
– с какими-либо свойствами либо характером поведения потерпевшего закон связывает смягчение или усиление уголовной ответственности для лица, совершившего преступление.
19. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ПРИЗНАКИ ОБЪЕКТИВНОЙ СТОРОНЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Объективная сторона преступления – один из четырех элементов состава преступления, который заключается в совершении виновным конкретного деяния, представляющего общественную опасность и запрещенного уголовным законом под угрозой наказания.
Объективная сторона как элемент состава преступления – это совокупность юридически значимых признаков, предусмотренных УК РФ, характеризующих внешний акт общественно опасного посягательства.
К числу признаков объективной стороны относятся:
1)обязательные:
а) деяние, посягающее на тот или иной объект, которое может быть выражено в двух формах: в действии – оно представляет собой акт активного общественно опасного и противоправного поведения; в бездействии – это общественно опасный акт поведения, состоящий в несовершении лицом того действия, которое оно должно было и могло совершить. Преступное бездействие характеризуется двумя элементами: объективным – обязанность действовать и субъективным – возможность совершить поведенческий акт. Деяние должно быть ограничено определенным волевым импульсом и осознанным;
б) общественно опасные последствия – результат преступного деяния;
в) причинная связь между действием (бездействием) и последствиями – объективная связь между явлениями, одно из которых (причина) при наличии определенных условий порождает другое явление (следствие). Особенности причинных связей: причина порождает следствие. Область действия причин, прежде всего стадии мотивации и принятия решения, когда речь идет о формировании мотива, цели, определения средств ее достижения именно как преступных; причина всегда предшествует следствию по времени; действие одной и той же причины в одних и тех же условиях всегда порождает одно и то же следствие; следствие не повторяет причину;
2) факультативные:
– обстановка – совокупность обстоятельств, отражающихся на характере и степени общественной опасности деяния (боевая обстановка, зона экологического бедствия или зона чрезвычайной экологической ситуации);
– место совершения преступления – это та территория, на которой совершается преступное деяние (жилище, места захоронения);
– время совершения преступления – тот период, в течение которого было совершено данное преступление (военное время, во время или сразуже после родов);
– способ совершения преступления – это совокупность приемов и методов, используемых для совершения преступного акта.
Значение объективной стороны преступления:
– влияет на правильную квалификацию общественно опасного деяния;
– играет роль при разграничении сходных по другим признакам преступлений;
– анализ объективной стороны позволяет в ряде случаев установить наличие второго, дополнительного объекта;
– отдельные элементы объективной стороны используются законодателем как квалифицирующие признаки;
– признаки объективной стороны могут быть рассмотрены судом как смягчающие или отягчающие наказание обстоятельства, не влияющие на квалификацию, но учитываемые при определении вида и размера наказания.
20. ОБЩЕСТВЕННО ОПАСНОЕ ДЕЯНИЕ И ЕГО ФОРМЫ
Деяние – это внешнее выражение общественно опасного посягательства, которое образует объективную сторону преступления.
Признаки деяния:
– имеет две самостоятельные формы выражения – действие и бездействие;
– должно быть наделено признаком общественной опасности.
Деяние всегда конкретно и совершается виновным в определенных условиях, месте, времени, т. е. всегда является проявлением поведения человека во внешнем мире. В тех случаях, когда такое поведение запрещено УК, оно признается общественно опасным и является противоправным.
Общественно опасное деяние проявляется:
– в виде физического воздействия на других людей или на предметы внешнего мира;
– путем написания или произнесения слов;
– в совершении каких-то конкретных жестов;
– в несовершении действий, которые субъект обязан был совершить в конкретном случае (бездействие).
Любое деяние, являясь проявлением поведения человека во внешнем мире, всегда предполагает сознательную деятельность человека.
Негативное отношение к правоохраняемым интересам, не выразившееся в совершении конкретного деяния, образ мыслей, высказанное намерение совершить преступление понятием деяния не охватываются.
Преступное действие представляет собой акт активного общественно опасного и противоправного поведения.
Любое действие слагается из целого ряда операций, предшествующего естественному результату активного поведения.
В основе действия лежит телодвижение, сознательно направляемое человеком на осуществление определенной цели, которое слагается из ряда отдельных, связанных между собой актов поведения лица.
Действие как признак объективной стороны – это система, комплекс взаимосвязанных телодвижений, образующих общественно опасное поведение субъекта.
Действие начинается с момента совершения первого осознанного и волевого телодвижения.
Бездействие – представляет собой пассивное поведение, заключающееся в несовершении лицом таких действий, которые оно по определенным основаниям должно было и могло совершить в конкретных условиях.
Бездействие может выразиться:
– в единичном факте воздержания от совершения требуемого действия;
Источник
Соотношение понятий «средство» и «метод»
Семантика. Лексикология. Русский язык для нас
Соотношение понятий «средство» и «метод» ⇐ Семантика. Лексикология
Модератор: Роксана
Сообщение ACK » 04 апр 2011, 12:15
Здравствуйте. Я прошу прощения, за этот, вероятно простой, для многих, вопрос, но я запутался в соотношении этих понятий. Прошу объяснить мне, какое из них по своему значению, содержанию шире, во взаимосвязи друг с другом?
Метод — (от греч. methodos — путь исследования — теория, учение), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания)действительности.
Метод — Способ действовать, поступать каким-н, образом, прием N3 (Ожегов);
Метод — совокупность приемов и операций познания и практического преобразования действительности; способ достижения определенных результатов в познании и практике (Энциклопедический словарь);
Средство — Прием, способ действия для достижения чего-нибудь (Ожегов);
Средство — Прием, способ действия для осуществления, достижения чего-л. (Ефремова);
Повсеместно, и в разговорной речи и в печати (научных статьях), употребляется словосочетание «средства и методы. «, т.е. получается, что их нельзя рассматривать, как общее и частное, поскольку это словосочетание, обособляет их, как отдельные самостоятельные категории.
Однако, встречается, например в педагогике, описание того или иного метода, с выделением в их структуре, различных средств. Тогда получается это не обособленные понятия, и соотносятся они, как общее — метод и частное — средство, т.е. средство, всегда, одно из составляющих метода.
Но, к примеру: «. Ф.Бэкон, определяет метод (индуктивный метод) в качестве необходимого средства познания. С этого времени в науке окончательно (после трудов Аристотеля) закрепляется представление о методе как о некоем органоне — универсальном орудии, инструменте познания. Об орудийности метода в познании писали также Гегель и А. И. Герцен. В частности, Гегель подчеркивал, что «метод поставлен как орудие, как некоторое стоящее на субъективной стороне средство, через которое он соотносится с объектом». Будучи орудием и средством познающей деятельности, метод, по Гегелю, остается прежде всего знанием. «.
Т.е. здесь метод уже, сам является средством и таким образом, понятие средство, оказывается шире.
В общем, я запутался. Приношу извинения, за громозкость вопроса и возможно неудачную формулировку, я не специалист, педагог и т.п., но уяснить просто для себя, очень хочется.
Источник