Предмет науки это отражение способа видения объекта исследователем с позиции науки

Предмет науки это отражение способа видения объекта исследователем с позиции науки

Что эта наука изучает?

объект и предмет. Принято различать объект и предмет науки. Объект — это область действительности, которую исследует данная наука, предмет — способ видения объекта с позиций этой науки. Э.Г. Юдин выделяет следующие компоненты содержания понятия «предмет науки»: объект исследования как область действительности, на которую направлена деятельность исследователя; эмпирическая область, т.е. совокупность различных эмпирических описаний свойств и характеристик объекта, накопленных наукой к данному времени; задача исследования;

Ни один из этих компонентов сам по себе не создает предмета. Как научная реальность он создается только целостностью всех компонентов и характеризует специфику данной научной дисциплины. Взятый в целом предмет выступает как посредник между субъектом и объектом исследования: именно в рамках предмета субъект имеет дело с объектом.

Можно сказать проще: предмет науки — это как бы очки, сквозь которые мы смотрим на действительность, выделяя в ней определенные стороны в свете задачи, которую мы ставим, используя понятия, свойственные нашей науке для описания области действительности, избранной в качестве объекта изучения.

В некоторых трудах по гносеологии и методологии науки различаются три понятия: объект действительности, объект науки и предмет науки. Можно показать эти различения на таком примере. Рентгеновские лучи как объект действительности существовали не только до рождения ученого, чьим именем они были названы, но и задолго до появления на Земле человека. Рентген сделал их достоянием науки, объектом научного изучения. Но по мере того как они попадали в поле зрения разных наук, возникла необходимость выделить специфические для каждой из них стороны этого объекта в соответствии с определенными задачами. Так, медицина и физика смотрят на рентгеновские лучи по-разному. Для медицины они — средство диагностики заболеваний, для физики — один из многих видов излучения. Понятно, что и понятийный состав, и средства изучения и применения этого объекта разных наук для каждой из них будут различными.

Источник

Объект и предмет науки

Объект науки – это область действительности, которую исследует данная наука.

Предмет науки – способ видения объекта с позиций данной науки. Понятие «предмет науки», как отмечает Э.Г. Юдин, включает следующие компоненты: объект исследования как область действительности, на которую направлена деятельность исследователя; эмпирическая область, т.е. совокупность различных эмпирических описаний свойств и характеристик объекта, накопленных наукой к данному времени; задача исследования; познавательные средства. Целостность всех этих компонентов и формирует предмет науки как научную реальность. Предмет науки, взятый в целом, выступает как посредник между субъектом и объектом исследования: именно в рамках предмета субъект имеет дело с объектом [8, с. 9].

Характеризуя понятие «предмет науки», В.В. Краевский приводит следующую аналогию: предмет науки – это как бы очки, сквозь которые мы смотрим на действительность, выделяя в ней определенные стороны в свете задачи, которую мы ставим, используя понятия, свойственные нашей науке для описания области дей­ствительности, избранной в качестве объекта изучения.

В некоторых трудах по гносеологии и методологии науки разли­чают три понятия: «объект действительности», «объект науки» и «предмет науки». Можно показать это различие на таких примерах.

Рентгеновские лучи как объект действительности существова­ли не только до рождения ученого, чьим именем они были названы, но и задолго до появления на Земле человека. Рентген сделал их достоянием науки, объектом научного изучения. Но по мере того как они попадали в поле зрения разных наук, появилась необхо­димость выделить специфические для каждой из них стороны это­го объекта в соответствии с определенными задачами. Так, медицина и физика смотрят на рентгеновские лучи по-разному, каж­дая из этих наук выделяет свой предмет. Для медицины они — средство диагностики заболеваний, для физики — один из многих видов излучения. Ясно, что и понятийный состав, и средства изу­чения и применения этого объекта в разных науках не совпадают.

На урок к учителю физики могут прийти представители разных науч­ных дисциплин. Но каждый из них увидит разное и опишет происходя­щее иначе, чем его коллега — специалист из другой отрасли знания. Методист будет думать о том, насколько соответствуют содержание и методы, применяемые учителем, целям преподавания данного учебного предмета в школе, физик — о правильности изложения материала своей науки, специалист по дидактике — о соответствии общего хода урока общедидактическим принципам. Психолог заинтересуется преимуществен­но особенностями усвоения материала учащимися. Для специалиста по кибернетике обучение — это система управления с прямой и обратной связью [8, с. 9].

Объект (лат. objectum — предмет, от лат. objicio — бросаю вперёд, противопоставляю), то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Объект не просто тождествен объективной реальности, а выступает как такая её часть, которая находится во взаимодействии с субъектом, причём само выделение объекта познания осуществляется при помощи форм практической и познавательной деятельности, выработанных обществом и отражающих свойства объективной реальности [20, с. 423].

Читайте также:  Способы введения антирабической вакцины

Объект дается познающему субъекту уже в его ощущениях, однако здесь он выступает ещё как бы в скрытой, не­проанализированной форме. Адекватное воспроизведение объекта в мышлении предполагает преобразование ис­ходных данных познания, а идеальное воссоздание объекта выступает как результат применения субъектом определенных способов познавательной деятельности, логических операций. При этом ис­пользование при воспроизведении объекта логических операций не означает «творение» объекта: содержание познавательных опе­раций черпается не из глубин субъекта, а определяется объектом. Вырабатываемое субъектом знание постоянно соотносится с объектом, проверяется через материальную практическую деятельность (и в т. ч. опыт, эксперимент). Движение познания от исходных чувств, данных к идеальному воссозданию объекта в виде системы понятий, от эмпирического уровня знания к теоретическому уровню не означает отход от объекта, а выступает как движение по слоям самого объекта, от поверхностных — к более глубоким [10].

Функции науки

Любая наука осуществляет ряд функций: описание, объяснение и предсказание явлений того фрагмента действительности, который она изучает. Эти функции взаимосвязаны — объяснение положения вещей путем поиска закономерностей, из которых это положение вытекает в данных условиях, является предпосылкой для предсказания.

В качестве социальных функций науки чаще всего выделяют: 1) функцию производства и воспроизводства истинного знания; 2) культурно-мировоззренческую; 3) функцию непосредственной производительной силы; 4) функцию социальной регуляции; 5) проективно-конструктивную и др. [6, c. 11].

Функция производства и воспроизводства истинного знания означает, что наука была и остается, прежде всего, средством формирования научного знания, научной картины мира. Само существование науки как специфического социального института, ее все возрастающая роль в обществе в конечном счете обусловлены тем, что наука призвана выполнять в системе общественного разделения труда функции, связанные с осуществлением деятельности по формированию и развитию научного знания, определенных норм познавательного отношения к действительности.

Так как основная цель науки всегда была связана с производством и систематизацией объективных знаний, то в состав необходимых функций науки включается описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых наукой законов. Таким образом, основной, конституирующей само здание науки является функция производства и воспроизводства истинного знания.

Культурно-мировоззренческая функция отражает расширение границ понимания науки до границ «культуры». Как социокультурный феномен наука всегда опирается на сложившиеся в обществе культурные традиции и принятые ценности и нормы. Познавательная деятельность вплетена в бытие культуры. Отсюда становится понятной культурно-технологическая функция науки, связанная с обработкой и возделыванием человеческого материала — субъекта познавательной деятельности, познавательного процесса.

Наука не может развиваться вне освоения знаний, ставших общественным достоянием и хранящихся в социальной памяти. Культурная сущность науки влечет этическую и ценностную наполненность. Открываются новые возможности этоса науки: проблема интеллектуальной и социальной ответственности, морального и нравственного выбора, личностные аспекты принятия решений, проблемы нравственного климата в научном сообществе и коллективе.

Мировоззренческий аспект данной функции предполагает влияние науки на формирование системы взглядов ученого. Индивидуально-личностное начало в науке влияет как на процесс научного поиска, так и на его результаты. Подчеркивая важную роль личности ученого, его позиции в научном исследовании, А. Эйнштейн писал, что «содержание науки можно постигать и анализировать, не вдаваясь в рассмотрение индивидуального развития ее создателей. Но при таком односторонне-объективном изложении отдельные шаги иногда могут казаться случайными удачами» [22, с. 91].

Отвечая на экономические потребности общества, наука реализует себя в функции непосредственной производительной силы, выступая в качестве важнейшего фактора хозяйственно-культурного развития людей. Именно крупное машинное производство, которое возникло в результате индустриального переворота XVIII-XIX вв., составило материальную базу для превращения науки в непосредственную производительную силу. Каждое новое открытие становится основой для изобретения. Многообразные отрасли производства начинают развиваться как непосредственные технологические применения данных различных отраслей науки. Со временем, однако, становилось очевидным, что сугубо эмпирическая основа практической деятельности слишком узка и ограниченна для того, чтобы обеспечить непрерывное развитие производительных сил, прогресс техники. И промышленники, и ученые начинали видеть в науке мощный катализатор процесса непрерывного совершенствования средств производственной деятельности. Осознание этого резко изменило отношение к науке и явилось предпосылкой для ее решающего поворота в сторону практики, материального производства.

Наука, в отличие от других свободных профессий, не приносит сиюминутного экономического дохода и не связана напрямую с непосредственной выгодой, поэтому проблема добывания средств к жизни всегда была очень актуальна для ученого. В развитие современной науки необходимо вкладывать значительные средства, не надеясь их быстро окупить.

Превращение современной науки в непосредственную производительную силу общества тесно связано с качественными изменениями самой науки как социального института. На смену классической науке университетов, небольших научных коллективов типа научных обществ и академий XVIII- XIX вв. приходит мощный разветвленный социальный организм так называемой «большой науки», формирование которого стимулирует развитие такого рода исследований, которые характерны именно для современной эпохи.

Читайте также:  Урок общества 10 класс деятельность способ существования людей

Существование науки в качестве специфического социального института, все более активно включающегося в жизнедеятельность общества и имеющего свою собственную разветвленную структуру, между элементами которой складываются определенные связи и отношения, оказывается в центре внимания социологии науки.

Усложнение взаимоотношений людей внутри науки как социального организма выдвигает проблемы ее социально-психологического анализа. Наука далее выступает как элемент культуры в целом, воплощающий определенный тип деятельности в культуре. Она включает достижения всей культуры и, в то же время, оказывает на нее мощное воздействие.

Выделение функции социальной регуляции общественных процессов определяется тем, что наука воздействует на потребности общества, становясь необходимым условием рационального управления. Любая инновация требует аргументированного научного обоснования. Реализация наукой названной функции социокультурной регуляции осуществляется через сложившуюся в данном обществе систему воспитания, обучения и подключения членов общества к исследовательской деятельности и этосу науки. Кроме того, методы науки и ее данные используются для разработки масштабных планов социального и экономического развития.

Наука проявляетс в функции социальной силы при решении глобальных проблем современности (истощение природных ресурсов, загрязнение атмосферы, определение масштабов экологической опасности).

Проективно-конструктивная функция науки обусловлена тем, что проектирование предваряет фазу реального практического преобразования и является неотъемлемой стороной интеллектуального поиска любого ранга. Данная функция связана с созданием качественно новых технологий, что в наше время чрезвычайно актуально.

Научная деятельность генерирует особый тип знания – научное знание. Благодаря научной деятельности наука представляет собой динамичный функционирующий организм, существующий в той мере, в какой имеет место порождение знания, его созидание, производство [12].

Источник

Предмет науки – способ видения объекта с позиций данной науки.

Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс. Предметом изучения педагогической науки является также система отношений человека и общества, исследование сущности и формирования человеческой личности. На основе изучения этой сущности в теории и практике педагогической науки определяются пути и способы специальной организации педагогического процесса.

Исходя из такого понимания объекта и предмета, следует что, педагогика – это наука о воспитании и обучении, составляющих целостный педагогический процесс.

4. Педагогика решает как научные (теоретические) задачи, так и практические.

Научные (теоретические) задачи педагогики:

1)изучение закономерностей процесса обучения и воспитания;

2)разработка и внедрение новых методов, средств, форм и систем обучения и воспитания, управления образовательными структурами;

3)прогнозирование развития образования.

К практическим задачам относятся способы реализации теоретических идей на практике, т.е. грамотной организации педагогического процесса. Реализация практических задач лежит на отдельных образовательных учреждениях.

Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описывает, объясняет и прогнозирует явления действительности, которые изучает.

Т.о., выделяют следующие функции педагогики:

1) Общетеоретическая функция состоит в теоретическом анализе закономерностей педагогического процесса: описывает педагогические факты, явления, процессы; объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему они протекают, делает выводы.

2) прогностическая функция состоит в обоснованном предвидении развития педагогической реальности.

3) Практическая (прикладная, преобразовательная) функция состоит в том, что на основе фундаментального знания усовершенствуется педагогическая практика, разрабатываются новые методы, средства, формы, системы обучения и воспитания, управления образовательными структурами.

Сторонники другой точки зрения считают, что основная цель педагогической науки состоит в открытии объективных закономерностей обучения и воспитания, в сознательном и целенаправленном применении познанных законов на практике. В соответствии с этой целью выделяют функции педагогики:

1) Аналитическая функция выявляет решающие факторы успеха (или неуспеха), соотношение внутренних и внешних условий развития, взаимосвязь замысла, содержания, средств и результатов

2) Конструктивная функция отражает, как необходимо планировать, осуществлять и совершенствовать педагогическую деятельность в соответствии с целями и условиями учебно-воспитательного процесса.

3) Проективная функция связана с разработкой соответствующих материалов, воплощающих в себе теоретические концепции.

4) Прогностическая функция включает в себя экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.

Единство всех функций позволяет наиболее полно решать задачи педагогического процесса в различных типах образовательно-воспитательных учреждений.

5. Об уровне любой науке принято судить по степени дифференцированности ее исследований, по степени ее взаимосвязи с другими науками, вследствие чего возникли смежные науки. В этом плане педагогика является наиболее сложной наукой в системе знаний, т.к. с накоплением педагогических знаний и в результате развития науки сложилась определенная система педагогических наук. Эта система объединяет отдельные отрасли и направления исследований педагогической науки.

Развитие педагогики детерминируется социально-экономическими условиями нашего общества, потребностями жизни и деятельностью людей, достижениями современного научно-технического прогресс, логикой трансформации тех феноменов, которые она изучает. Все это непрерывно выдвигает перед педагогикой все новые и новые проблемы, разрешение которых прежде всего требует максимально эффективного использования внутренних возможностей ее самой. Именно поэтому она постоянно изменяется, в ней выделяются все новые и новые составные части (отрасти).

Традиционно в системе педагогических наук выделяют шесть основных отраслей:

1. общая педагогика, исследующая общие закономерности обучения и воспитания и содержащая четыре раздела – общие основы педагогики, теория обучения (дидактика), теория воспитания и управление образовательными системами;

Читайте также:  Кто ловкий человек добивающийся своего любыми способами

2. история педагогики изучает развитие педагогической мысли на протяжении времени, различные педагогические идеи и эпохи воспитания;

3. сравнительная педагогика изучает различия в системах и развитии образования в разных странах мира, сопоставляет и находит свойства и отличия;

4. возрастная педагогика изучает особенности обучения, воспитания и развития человека в зависимости от его возраста; включает в себя преддошкольную (ясельную) и дошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику высшей школы, педагогику взрослых и андрогогику;

5. специальная педагогика (дефектология) исследует закономерности обучения и воспитания людей с физическими и психическими недостатками, включающая в себя: сурдопедагогику, изучающую закономерности обучения и воспитания слабослышащих и глухих, тифлопедагогику – слепых и слабовидящих, олигофренопедагогику – умственно отсталых, логопедию – науку о нарушениях речи и путях их преодоления и предупреждения;

6. частные, или предметные, методики, исследующие закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений.

Если за основу классификации педагогического знания принять аспект развития личности, то следует выделить ряд педагогических дисциплин, связанных с изучением закономерностей воспитания и развития личности на разных возрастных этапах (возрастная классификация): преддошкольная и дошкольная педагогика, педагогика начальной школы, педагогика школы, педагогика среднего профессионального образования, педагогика высшей школы, педагогика «третьего возраста».

Вторым основанием классификации может быть избрана педагогическая сторона конкретного вида человеческой деятельности (профессиональная отраслевая классификация): производственная, военная, инженерная; спортивная, музейная; театральная музыкальная; педагогика исправительно-трудовых учреждений – каждая из которых имеет свой предмет.

Закономерности обучения работающих, повышения их классификации, переучивания на новые профессии изучает производственная педагогика.

Педагогика профессионально-технического образования представляет собой отрасль науки, предметом которой являются закономерности подготовки рабочих высокой квалификации.

Исправительно-трудовая педагогика изучает закономерности перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления.

Выделяется ряд вспомогательных педагогических дисциплин, задачей которых является углубленное исследование проблем воспитания, обучения и образования на основе привлечения межпредметных связей: история педагогики, этнопедагогика; сравнительная педагогика; философия воспитания; социальная педагогика, педагогическая психология, социология образования.

Следующая классификация – специальная педагогика. (говорилось выше)

Следующая группа – частные методики – предметные дидактики, исследующие специфику применения общих закономерностей обучения и преподавания отдельных учебных предметов.

Различные отрасли педагогики позволяют выявить качественное своеобразие педагогических явлений, их связи с другими общественными феноменами, определить специфику педагогики как науки, ее роль и место в системе отраслей общественных знаний.

6. Педагогика как наука относится к системе человекознания, т.е. системе наук, изучающих человека, наряду с такими науками как философия, психология, социология, культурология, биология, медицина и др., т.к. объектом воспитательной деятельности является растущий и развивающийся человек.

Человека как члена общества изучают общественные науки, как продукта биологической эволюции – биологические науки, а как мыслящее существо с его психическим внутренним миром – психологические науки.

Связь педагогики с другими науками определяются объектами и типами связи. К объектам связи относятся общие для всех наук понятия, термины, закономерности, концепции, объекты, предметы, процессы, методы. К типам связи относят взаимовлияния, взаимодействия и междисциплинарную и межнаучную интеграцию.

Педагогика взаимосвязана с такими областями философии, как этика и эсте­тика. Этика дает представление о путях нравственного формирования человека. Эстетика раскрывает принципы ценностного отношения к миру.

Педагогика и социология ищут пути перевода обобщенных результатов социо­логических исследований в конкретные задачи воспитания. Эти задачи совместно разрешают социальные институты — семья, образовательные и культурные уч­реждения, общественные, политические и государственные организации.

Педагогика связана с экономикой, решая проблемы экономики образования и организации экономического образования современного человека.

Взаимосвязь педагогики и психологии является уже традиционной. Результа­ты психологических исследований, воплотившиеся в законы психического развития человека, позволяют педагогам организовывать процессы обучения и воспи­тания, опираясь на эти законы и обеспечивая формирование его как субъекта, лич­ности и индивидуальности.

Формы и типы связей педагогики с другими науками разнообразны:

1) творческое освоение научных идеи синергетического подхода к воспитанию, кибернетической идеи управления динамическими системами, деятельностного отношения к развитию личности;

2) применение методов других наук — математического моделирования и про­ектирования, анкетирования и социологического опроса;

3) использование результатов исследований, полученных различными науками:

данные физиологии о работоспособности в разные возрастные периоды жизни человека, его основные психологические новообразования в процессе разви­тия;

4) объединение усилий педагогов с представителями естественных и гуманитар­ных наук для решения общих проблем — перехода к систематическому обуче­нию детей с 6 лет, организации обучения параллельно с лечением или профи­лактикой заболевания;

5) разработка понятий из разнообразных областей знания для обогащения и углубления представлений о сущности педагогических явлений: диверсифи­кация образования, педагогическая квалиметрия и моделирование.

Для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными естествен­ными и гуманитарными науками. Однако влияние философии, психологии и ант­ропологии остается доминирующим. Именно последние определяют основные пути развития педагогической науки. В настоящее время педагогика представляет собой науку о сущности, законо­мерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

Дата добавления: 2021-01-21 ; просмотров: 34 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Оцените статью
Разные способы