- Проверка выполнения уравнения теплового баланса
- Тепловое равновесие и уравнение теплового баланса
- Что такое теплообмен и при каких условиях он происходит
- Уравнение теплового баланса и сохранение тепловой энергии
- Уравнение теплового баланса
- Если несколько тел участвуют в процессе теплообмена
- Пример расчетов для теплообмена между холодным и горячим телом
- Задача для самостоятельного решения:
- Презентация по физике. Лабораторная работа «Экспериментальная проверка уравнения теплового баланса» 8 класс для проведения в дистанционном формате.
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Методическая работа в онлайн-образовании
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Проверка выполнения уравнения теплового баланса
Цель:
проверить выполнение закона сохранения и превращения энергии в тепловых явлениях.
Оборудование:
термометр лабораторный, калориметр, мензурка, колба с водой, горячая вода, стакан.
Q = cm (t2 – t1) – теплота необходимая для нагревания тела.
[с] = Дж/(кг·ºС) – удельная теплоемкость – это физическая величина, численно равная количеству теплоты, которое необходимо передать 1 кг данного вещества, чтобы изменить его температуру на 1 ºС.
Уравнение теплового баланса
Количество теплоты, отдаваемое более нагретыми телами, равно количеству теплоты, получаемому более холодными.
Условие: погрешность измерений будет меньше при быстром выполнении всех операций.
Ход выполнения опыта:
1. Отмерить мензуркой объем V1 = 100 мл воды комнатной температуры и перелить ее в стакан (1 мл = 1 см 3 = 1·* 10 -6 м3 ; ρ = 1000 кг/м 3 ; m = ρ*V);
2. Измерить температуру t1 воды в стакане;
3. Отмерить мензуркой объем V2 = 100 мл горячей воды и перелить ее в калориметр;
4. Измерить температуру t2 воды в калориметре;
5. Не вынимая термометра, влить в калориметр воду из стакана;
6. Перемешивая термометром воду, определить установившуюся в калориметре температуру t воды;
7. По уравнению теплового баланса проверить выполнение равенства.
Билет №12
Определение средней плотности неоднородного тела
Цель:
Определить среднюю плотность неоднородного тела
Оборудование:
мензурка с водой, динамометр, кусок пластилина, металлическое тело на нити.
Схема опыта:
Вес тела Р – сила, с которой тело действует на опору или подвес.
Средняя плотность неоднородного тела определяется по формуле:
Порядок выполнения задания
1. Поместить металлическое тело внутрь куска пластилина.
2. Определить динамометром вес Р куска пластилина с металлическим телом.
3. Погрузить кусок пластилина с телом в мензурку с водой и определить его объем V.
4. Рассчитать среднюю плотность куска пластилина с металлическим телом по формуле:
Билет № 13
Определение жёсткости пружины
Цель:
Определить жёсткость пружины
Оборудование:
блок, пружина, штатив с лапкой и муфтой, груз на нити (m ≥102 г), динамометр.
Схема опыта
Модуль силы упругости, возникающей при малых деформациях сжатия или растяжения тела, прямо пропорционален величине абсолютного удлинения:
Коэффициент пропорциональности к называется жёсткостью тела
Груз, подвешенный на динамометре, покоится. Следовательно, F=mg.
По закону Гука можно определить жёсткость тела:
Жёсткость тела измеряется в ньютонах на метр ( ).
Ход опыта:
1. Определить динамометром вес Р груза на нити
2. Закройте шкалу динамометра миллиметровой бумагой.
3. Подвесьте к пружине груз и отметьте положение указателя динамометра.
4. Измерьте расстояние между отметками. Это и есть удлинение пружины.
5. Найдите значение жёсткости пружины по формуле
Источник
Тепловое равновесие и уравнение теплового баланса
Тела, температура которых отличается, могут обмениваться тепловой энергией. То есть, между телами будет происходить теплообмен. Самостоятельно тепловая энергия переходит от более нагретых тел к менее нагретым.
Что такое теплообмен и при каких условиях он происходит
Тела, имеющие различные температуры, будут обмениваться тепловой энергией. Этот процесс называется теплообменом.
Теплообмен – процесс обмена тепловой энергией между телами, имеющими различные температуры.
Рассмотрим два тела, имеющие различные температуры (рис. 1).
Тело, имеющее более высокую температуру, будет остывать и отдавать тепловую энергию телу, имеющему низкую температуру. А тело с низкой температурой будет получать количество теплоты и нагреваться.
На рисунке, горячее тело имеет розовый оттенок, а холодное изображено голубым цветом.
Когда температуры тел выравниваются, теплообмен прекращается.
Чтобы теплообмен происходил, нужно, чтобы тела имели различные температуры.
Когда температура тел выравняется, теплообмен прекратится.
Тепловое равновесие — это состояние, при котором тела имеют одинаковую температуру.
Уравнение теплового баланса и сохранение тепловой энергии
Когда тело остывает, оно отдает тепловую энергию (теплоту). Утерянное количество теплоты Q имеет знак «минус».
А когда тело нагревается – оно получает тепловую энергию. Приобретенное количество теплоты Q имеет знак «плюс».
Эти факты отражены на рисунке 2.
Закон сохранения тепловой энергии: Количество теплоты, отданное горячим телом равно количеству теплоты, полученному холодным телом.
Примечание: Существует и другая формулировка закона сохранения энергии: Энергия не появляется сама собой и не исчезает бесследно. Она переходит из одного вида в другой.
Уравнение теплового баланса
Тот факт, что тепловая энергия сохраняется, можно записать с помощью математики в виде уравнения. Такую запись называют уравнением теплового баланса.
Запишем уравнение теплового баланса для двух тел, обменивающихся тепловой энергией:
\(\large Q_<\text<остывания горяч>> \left( \text <Дж>\right) \) – это количество теплоты горячее тело теряет.
\(\large Q_<\text<нагревания холод>> \left( \text <Дж>\right) \) – это количество теплоты холодное тело получает.
В левой части уравнения складываем количество теплоты каждого из тел, участвующих в теплообмене.
Записываем ноль в правой части уравнения, когда теплообмен с окружающей средой отсутствует. То есть, теплообмен происходит только между рассматриваемыми телами.
В некоторых учебниках применяют сокращения:
\[\large Q_ <1>+ Q_ <2>= 0 \]
Примечание: Складывая два числа мы получим ноль, когда эти числа будут:
- равными по модулю и
- имеют различные знаки (одно число — знак «плюс», а второе – знак «минус»).
Если несколько тел участвуют в процессе теплообмена
Иногда в процессе теплообмена участвуют несколько тел. Тогда, для каждого тела нужно записать формулу количества теплоты Q. А потом все количества теплоты подставить в уравнение для теплового баланса:
\[\large \boxed < Q_<1>+ Q_ <2>+ Q_ <3>+ \ldots + Q_
- Q для каждого нагреваемого тела будет обладать знаком «+»,
- Q для каждого охлаждаемого тела — знаком «-».
Пример расчетов для теплообмена между холодным и горячим телом
К горячей воде, массой 200 грамм, имеющей температуру +80 градусов Цельсия, добавили холодную воду, в количестве 100 грамм при температуре +15 градусов Цельсия. Какую температуру будет иметь смесь после установления теплового равновесия? Считать, что окружающая среда в теплообмене не участвует.
Примечание: Здесь мы рассматриваем упрощенную задачу, для того, чтобы облегчить понимание закона сохранения энергии. Мы не учитываем в этой задаче, что вода содержится в емкости. И часть тепловой энергии будет затрачиваться на то, чтобы изменить температуру емкости.
При решении других задач обязательно учитывайте, что емкость, в которой будет содержаться вещество, имеет массу. И часть тепловой энергии будет затрачиваться на то, чтобы изменить температуру емкости.
Решение:
В условии сказано, что окружающая среда в теплообмене не участвует. Поэтому, будем считать рассматриваемую систему замкнутой. А в замкнутых системах выполняются законы сохранения. Например, закон сохранения энергии.
Иными словами, с сосудом и окружающим воздухом теплообмен не происходит и, все тепловая энергия, отданная горячей водой, будет получена холодной водой.
1). Запишем уравнение теплового баланса, в правой части которого можно записать ноль:
2). Теперь запишем формулу для каждого количества теплоты:
Примечания:
- \(\large c_<\text<воды>> \) – удельную теплоемкость воды находим в справочнике;
- Массу воды переводим в килограммы;
- Горячая вода остывает и отдает тепловую энергию. Поэтому, разность \(\large (t_<\text<общ>> — t_<\text<горяч>> ) \) будет иметь знак «минус», потому, что конечная температура горячей воды меньше ее начальной температуры;
- Холодная вода получает тепловую энергию и нагревается. Из-за этого, разность \(\large (t_<\text<общ>> — t_<\text<холодн>> ) \) будет иметь знак «плюс», потому, что конечная температура холодной воды больше ее начальной температуры;
3). Подставим выражения для каждого Q в уравнение баланса:
4). Для удобства, заменим символы числами:
\[\large 4200 \cdot 0,2 \cdot (t_<\text<общ>> — 80 ) + 4200 \cdot 0,1 \cdot (t_<\text<общ>> — 15 ) = 0 \]
\[\large 840 \cdot (t_<\text<общ>> — 80 ) + 420 \cdot (t_<\text<общ>> — 15 ) = 0 \]
Раскрыв скобки и решив это уравнение, получим ответ:
Ответ: Температура смеси после прекращения теплообмена будет равна 58,33 градуса Цельсия.
Задача для самостоятельного решения:
В алюминиевом калориметре массой 100 грамм находится керосин массой 250 грамм при температуре +80 градусов Цельсия. В керосин поместили свинцовый шарик, массой 300 грамм. Начальная температура шарика +20 градусов Цельсия. Найдите температуру тел после установления теплового равновесия. Внешняя среда в теплообмене не участвует.
Примечание к решению: В левой части уравнения теплового баланса теперь будут находиться три слагаемых. Потому, что мы учитываем три количества теплоты:
- \(\large Q_ <1>\) – охлаждение алюминия от температуры +80 градусов до конечной температуры;
- \(\large Q_ <2>\) – охлаждение керосина от температуры +80 градусов до конечной температуры;
- \(\large Q_ <3>\) – нагревание свинца от температуры +20 градусов до конечной температуры;
А справа в уравнение теплового баланса запишем ноль. Так как внешняя среда в теплообмене не участвует.
Источник
Презентация по физике. Лабораторная работа «Экспериментальная проверка уравнения теплового баланса» 8 класс для проведения в дистанционном формате.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Лабораторная работа «Экспериментальная проверка уравнения теплового баланса»
Цель работы: Проверить выполнение закона сохранения энергии, сравнив количество теплоты, отданное горячей водой, и количество теплоты, полученное холодной водой, при их смешивании.
Оборудование и материалы:
Ход работы: Измерьте объём V1 холодной воды с помощью мензурки. Вычислите массу холодной воды m1 Измерьте температуру t1 холодной воды
Ход работы: Измерьте объём V2 горячей воды с помощью мензурки. Вычислите массу горячей воды m2 Измерьте температуру t2 горячей воды
Ход работы: В мензурку большего объема перелейте горячую и холодную воду. Измерьте температуру t смеси.
Ход работы: Результаты измерений запишите в таблицу. Вычислите количество теплоты Q1, которое получила холодная вода, и количество теплоты Q2, которое отдала горячая вода. Сравните полученные значения количества теплоты Q1 и Q2 и сделайте вывод. Объём холодной воды Масса холодной воды Температура холодной воды Объём горячей воды Масса горячей воды Температура горячей воды Температурасмеси
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 801 человек из 76 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 359 человек из 68 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
- Сейчас обучается 24 человека из 13 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
В данной презентации предложены материалы для проведения лабораторной работы по теме «Экспериментальная проверка уравнения теплового баланса» в 8 классе.
Презентацию можно использовать для проведения лабораторной работы в формате дистанционного обучения, что очень актуально в настоящее время.Такой формат выполнения лабораторной работы может быть предложен учащимся, которые по тем или иным причинам не посещают школу.
В презентации представлены фотографии эксперимента «Смешивание горячей и холодной воды». По фотографиям учащиеся определяют объём воды и ее температуру..
Представлена таблица для внесения результатов эксперимента.
Результаты своей работы учащиеся оформляют в тетради и высылают фото на проверку, а можно предложить внести результаты в Googl – таблицу, что значительно упростит проверку.
Номер материала: ДБ-1258189
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Российские школьники завоевали пять медалей на олимпиаде по физике
Время чтения: 1 минута
Правительство предложило потратить до 1 млрд рублей на установку флагов РФ у школ
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения работает над единым подходом к профилактике девиантного поведения детей
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник