Конспект урока по технологии в 8 классе «Проектирование как сфера профессиональной деятельности»
план-конспект урока по технологии (8 класс)
Цели:
— формирование общего представления о проектной деятельности, этапах выполнения творческих проектов.
— развивать художественный вкус, умения самостоятельно осуществлять выбор материала, инструментов для работы;
— развивать познавательные способности, умение рассуждать и защищать проект.
— воспитание эстетического вкуса, осознание учащимися возможностей применения абстрактных технологических знаний и умений для анализа и решения практических задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5dc28490b138f.docx | 176.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по технологии в 8 классе
«Проектирование как сфера профессиональной деятельности»
— формирование общего представления о проектной деятельности, этапах выполнения творческих проектов.
— развивать художественный вкус, умения самостоятельно осуществлять выбор материала, инструментов для работы;
— развивать познавательные способности, умение рассуждать и защищать проект.
— воспитание эстетического вкуса, осознание учащимися возможностей применения абстрактных технологических знаний и умений для анализа и решения практических задач.
1. Организационная часть.
Проверка готовности к занятию;
Инструктаж по технике безопасности.
Вопрос : Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
-Тема нашего урока: «Творческий проект»
Запишите дату и тему урока в тетрадь.
-Как вы думаете, какая цель нашего урока?
2. Изучение нового материала
Существует множество определений слову «проект».
Проект — идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.
Проект — это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание нового продукта. (материал из Википедии)
Школьный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Для ученика проект – это возможность себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися.
Проекты бывают: исследовательские, поисковые, творческие, ролевые По продолжительности выполнения проекты бывают
— краткосрочными (2-4 урока),
— средней продолжительности (от недели до месяца)
-долгосрочными (четвертные и годичные).
Так же проекты могут быть индивидуальные и групповые.
Творческий проект по технологии – это самостоятельно разработанное и изготовленное изделие от идеи до её воплощения, при минимальном участии учителя. Это твоя творческая итоговая работа. Поэтому в этой работе необходимо показать все свои знания и умения, которые ты получил за год, и при изготовлении изделия нужно стараться использовать больше технологических операций, изученных в учебном году.
Цели проекта : развитие творческих способностей, развитие интеллектуальных возможностей, эстетического вкуса, инициативы и логического мышления.
Выполнение проекта начинается с оформления пояснительной записки.
Требования к оформлению записки: — левое – 2,5 см; верхнее, правое, нижнее – 1,5 см, шрифт – 12 Times New Roman.
Рассмотрим этапы выполнения творческого проекта.
— Обоснование возникшей проблемы и потребности.
— Эскизы вариантов, наглядных рисунков, чертежей.
— Выбор материалов инструментов.
— Организация рабочего места.
2. Технологический этап.
— Разработка технологических карт.
— Техника безопасности и культуры труда.
3. Заключительный этап.
— Оценка проделанной работы.
Титульный лист. В самом начале вы должны правильно оформить самый первый лист – титульный. Это лицо вашего проекта. Здесь указываете полное название своего образовательного учреждения, название своего творческого проекта , вашу фамилию и имя, класс и кто руководитель проекта, год написания проекта.
Работу над творческим проектом можно разделить на четыре этапа:
а) поисковый этап
б) конструкторский этап
в) технологический этап
г) заключительный этап
Этапы выполнения
учебного проекта
1. Выдвижение проблемы (выбор темы проекта, актуальность и необходимость проекта), её обсуждение и анализ.
2. Требования, ограничения, условия, необходимые для выполнения проекта. Конкретизация задачи.
3. Сбор информации, подбор специальной литературы по теме проекта.
4. Поиск оптимального решения задачи (рассмотрение различных идей и вариантов).
5. Выбор лучшего варианта на основе имеющейся материально-технической базы, экономических расчетов, экологической оценки и др.
6. Составление плана практической реализации проекта (технология изготовления изделия), подбор необходимых материалов, инструментов, оборудования.
7. Изготовление изделия с текущим контролем качества (по необходимости внесение в конструкцию и технологию).
8. Оценка качества выполнения проекта.
9. Анализ результатов выполненного проекта (достоинства и недостатки проекта).
10. Оформление проекта (подготовка документации: чертежи, рисунки, технологические карты; расчет себестоимости изделия, экологическая экспертиза).
11. Защита проекта (доклад и демонстрация, ответы на вопросы).
План выполнения проекта
I. Подготовительный этап
1. Актуальность проблемы
3. Обоснование выбора темы проекта
5. Требования к изделию
6. Разработка идеи
7. Поиск лучшей идеи
II. Технологический этап
10. Используемые материалы
11. Инструменты и оборудование для изготовления грелки на чайник
12. Организация рабочего места, правила безопасной работы
13. Технология изготовления грелки на чайник.
14. Снятие мерок
15. Построение чертежа
16. Технологическая карта
17. Экономический расчет
19. Оценка выполненной работы
III. Заключительный этап
22. Список литературы
Результатом первого пункта будет написание мини-сочинения на тему: «Обоснование выбора и цели деятельности» или «Потребность в изготовлении изделия».
Постановка цели и задачи
Необходимо выявить основные цели и задачи выполнения проекта. Например, разработка и изготовление изделия, или модернизация, ремонт чего-либо в соответствии с определенными условиями, требованиями.
Цель проекта: изготовить грелку-сувенир на чайник для семейного чаепития
1. Изучить литературу, выбрать один из способов выполнения грелки на чайник.
2. Составить банк идей, исследовать и выбрать лучший вариант.
3. Подготовить инструменты и материалы, организовать рабочее место.
4. Изготовить изделие, оформить его.
5. Оценить качество работы.
Требования к изделию
Теперь вы должны определить, какими качествами должно обладать изделие:
Пример. Изделие должно быть: практичным, качественно исполненным, оригинальным, красивым по внешнему виду, компактным, экономичным, подходить к интерьеру комнаты.
На этом этапе вы должны разработать несколько вариантов формы и конструкции изделия, проанализировать их и выбрать наиболее подходящий по критериям. Для начала поищите вокруг уже готовые подобные изделия, посмотрите, как они устроены, из каких материалов изготовлены, какую форму имеют и подумайте, как можно изменить изделие, чтобы оно подходило под ваши критерии.
Поиск лучшей идеи
Теперь необходимо проанализировать идеи и выбрать ту, которая больше подходит по разработанным критериям. Пример
В этом разделе вы должны проанализировать или провести исследование правильности выбора своего изделия, Исследование можно оформить в виде Пример
В этом пункте необходимо показать всю технологию изготовления изделия.
1. Необходимо продумать форму изделия;
2. Разработать его конструкцию, способы соединения деталей в изделии.
3. Подобрать материалы для изготовления деталей изделия.
4. Определить наличие необходимых для выполнения работ инструментов.
5. Определить рабочие размеры изделия и его деталей.
6. Разработать или выбрать технологию изготовления деталей и изделия в целом, то есть, какие технологические операции и в какой последовательности нужно выполнять для изготовления изделия.
7. Продумать безопасные способы изготовления изделия.
8. Продумать способы декоративно-художественного оформления изделия.
Все можно представить в виде таблиц и звездочек обдумывания.
Расчет себестоимости изделия
В этом разделе вы должны представить расчет затрат на ваше изделие. Рекомендую вам выбирать наиболее рациональный и экономичный расход материалов.
Раздел посвящен экономическим расчетам себестоимости и цены изделия, а также размеров предполагаемой прибыли.
Пример оформления раздела:
Себестоимость: С = CI + С2 + Ао. Где Ао — амортизация (износ) оборудования — 0,05 % от стоимости оборудования.
Стоимость коммунальных услуг (С2)
Стоимость оборудования (С0)
Электро Лобзик Makita 4329 Х1 (450Вт,65мм,рег.обор.маятн.ход +набор пилок)
Акк. шуруповерт INGCO CDT08180, 18В, 0-550об/мин, 14Нм, 1*1200mAh
Выбирайте для своей работы только экологически чистые материалы, чтобы изготовление и эксплуатация вашего изделия не повлекло за собой изменение в окружающей среде и не принесло вред здоровью.
В конце проекта вы пишете выводы по работе. Необходимо отразить, что работа выполнена по заявленным требованиям.
В этом разделе вы должна дать рекламу своему изделию. Для чего это нужно? Реклама позволяет увеличить интерес к этому предложению. Раньше внимание к товарам привлекали в основном голосом, то сейчас реклама включает в себя множество различных способов донесения необходимой информации до потребителя. Так вот попробуйте разрекламировать свое изделие так, чтобы многие захотели сделать такое же или оттолкнуться от вашей идеи и сделать похожее. Пример
Моя работа является прекрасным помощником не только школьному библиотекарю, но и любому человеку. Главной особенностью этого приспособления является то, что оно имеет сразу шесть колес и может с легкостью передвигаться по лестнице, транспортируя на любой этаж всевозможные грузы. Универсальная тележка на 6 шагающих колесах, состоит из двух составных блоков по 3 колеса, поэтому обладателю тележки намного проще преодолевать практически любые препятствия в виде бордюра или ступеньки. При преодолении препятствий тележка позволяет тратить намного меньше усилий тем самым помогая Вам! Очень вместительная – выдерживает до 20 килограммов веса
Представьте литературу, которую вы использовали.
Таким образом, проект –это 6 «П» 1-проблема 2- поиск информации
3- проектирование 4-продукт 5- портфолио 6- презентация
Вводный инструктаж : организовать учащихся на выполнение задания
Учитель предлагает учащимся выбрать тему творческого проекта по темам.
Окончательный выбор темы остается за учителем с учетом знаний и умений учащихся.
Учащиеся выполняют выбранный творческий проект (можно предложить выполнение мини-группами. Консультация учителя по выполнению проекта.
— проверить организацию рабочих мест;
— проверить правильность выполнения трудовых приемов;
— выдать дополнительные задания наиболее успевающим ученикам.
— подведение итогов занятия;
— анализ характерных ошибок и причин;
— сообщение оценки работы учащихся.
Выполнить исследование, согласно теме проекта
Источник
Обсуждение способов оформления конечных результатов индивидуального проекта (презентаций).
Содержимое разработки
Обсуждение способов оформления конечных результатов индивидуального проекта (презентаций).
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель: организовать деятельность обучающихся по изучению, осмыслению и первичному закреплению новых знаний о презентации как форме представления индивидуального проекта.
— формирование понятия презентация, виды, формы и типы презентаций;
— отработка навыка создания презентации в программе Microsoft PowerPoint;
— развитие умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
— развитие креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач;
— воспитать положительные мотивы к учению, ответственность, индивидуализм и коллективизм, инициативность и творческое отношение к делу.
Формы обучения: Индивидуальная, фронтальная работа.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация; раздаточный материал.
Организационный момент. (3 мин)
Озвучивание темы урока, постановка цели. (2 мин)
Актуализация опорных знаний. (15 мин)
Открытие нового знания. (20 мин)
Первичное закрепление. (25 мин)
Организация первичного контроля. (15 мин)
Домашнее задание. (2 мин)
Подведение итогов. (5 мин)
Рефлексия (3 мин)
I. Организационный момент.
Приветствие обучающихся, проверка готовности рабочего места, отметка отсутствующих, проверка домашнего задания.
II. Озвучивание темы урока, постановка цели.
Ребята, на протяжении нескольких занятий вы работали над созданием своего индивидуального проекта. Сейчас мы подошли к этапу представления своего проекта перед аудиторией. Одной из самых популярных форм представления проекта является презентация. Тема нашего сегодняшнего занятия » Обсуждение способов оформления конечных результатов индивидуального проекта (презентаций).»
Откройте тетради, запишите число, тему.
Цель нашего сегодняшнего занятия — научиться с помощью программы Microsoft PowerPoint создавать презентацию своего проекта.
III. Актуализация опорных знаний
Для достижения цели урока нам необходимо вспомнить материалы прошлых занятий.
Вопросы: Верите ли вы, что…
Проект – это самостоятельная исследовательская деятельность, направленная на достижение поставленной цели или проблемы.
MS PowerPoint – программа для создания текстовых документов.
Цель проекта – это конечный результат, которого вы бы хотели достичь при завершении проекта.
Гипотеза – это предположение или догадка, утверждение, предполагающее доказательство.
Наблюдение, эксперимент, измерение, анкетирование – это методы исследования.
Верно 5 заданий — оценка «5»
Давайте проверим себя по ключу ответов. Оцените себя.
2. Расставьте в правильном порядке
Этапы работы над проектом:
A) Исследовательская деятельность
B) Планирование работы
C) Оценка процесса и результатов
D) Подготовительный этап
E) Представление готового продукта
Верно 5 заданий — оценка «5»
Давайте проверим себя по ключу ответов. Оцените себя.
3. Найдите соответствие
Соотнесите этапы работы над проектом и их содержание:
1. Подготовительный этап.
A) Обсуждение полученных результатов.
2. Планирование работы.
B) Поиск необходимой информации; сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач; изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.; изготовление продукта.
3. Осуществление деятельности.
C) Формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности.
4. Оформление результатов проекта и презентация
D) Обработка полученных данных; демонстрация творческой работы.
5. Оценка процесса и результатов
E) Определение направления работы, распределение ролей; формулировка задачи для каждой группы; способы источников информации по каждому направлению; составление детального плана работы.
Верно 5 заданий — оценка «5»
Давайте проверим себя по ключу ответов. Оцените себя.
IV. Открытие нового знания
1. Понятие презентации, ее виды, формы и типы.
Презентация индивидуального проекта представляет собой документ, отображающий графическую информацию, содержащуюся в проекте, достигнутые автором работы результаты и предложения по совершенствованию исследуемого предмета. Презентация индивидуального проекта содержит основные положения для защиты, графические материалы: диаграммы, рисунки, таблицы, карты, чертежи, схемы, алгоритмы и т.п., которые иллюстрируют предмет защиты проекта.
Слово «презентация» происходит от английского presentation — подача, представление.
Презентация – слово, имеющее два значения:
1) обычное, в смысле: показ нового товара, представление широкой публике новой коллекции мод или кинофильма; для новой компьютерной программы перед началом её продаж рекламная, популяризирующая акция и т.д.
2) узкое, в смысле: документ, созданный с помощью программы PowerPoint.
Презентация — это публичное представление определенных сведений в удобном для восприятия виде.
2. Презентация в программе PowerPoint.
Презентация (в смысле — документ) представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов — то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора.
Если демонстрация документа идет на большом экране, то собравшиеся в аудитории видят чередование своеобразных плакатов, на каждом из которых могут присутствовать текст, фотографии, рисунки, диаграммы, графики, видео-фрагменты, и все это может сопровождаться звуковым оформлением — музыкой или речевым комментарием диктора.
3. Требования к презентации для защиты индивидуального проекта.
Презентация к защите исследовательской работы или проекта предназначена для официального представления результатов проделанной работы.
Она должна отвечать требованиям:
Оптимальное количество слайдов для доклада на 10 минут:
15-18 слайдов.
Содержание титульного слайда:
Верхняя строка: название научного мероприятия, дата
Ниже, крупно ТЕМА исследовательской работы, проекта
Далее можно расположить небольшой тематический символ, картинку (некрупно) в центре или слева
Затем: образовательная организация
Цель исследования: …..создать (выяснить, …..) …… текст …..
Следует помнить, что презентация – не главный элемент доклада, а лишь его дополнение, зрительное сопровождение, главное на защите работы – сама работа, ее автор, полученные результаты.
Не следует повторять в презентации полный текст работы, тезисов или доклада, их слушатели и так услышат в выступлении.
Презентация должна дополнить, аргументировать доклад зрительно, графически, схематично.
Избегайте в презентации вычурных шрифтов и анимаций, они не подходят для данного вида представления информации.
При создании презентации нужно учитывать визуальные особенности восприятия информации с экрана и с расстояния: она должна быть четкой, интенсивной, не раздражающей.
Если у вас есть возможность заменить текст – картинкой, таблицей, графиком, фотографией–замените.
Если текст всё же нужен – структурируйте его маркером. Проверьте грамотно ли построены предложения, нет ли в них орфографических и грамматических ошибок. Сделайте текст максимально читаемым на строке.
При распределении времени доклада, нужно знать, что 1-2 минуты нужно отвести на введение, 6-7 на основную часть, 2 минуты на заключение.
Две первые и две последние фразы запоминаются из выступления лучше всего. Позаботьтесь о том, чтобы они как-то проявлялись на начальных и конечных слайдах.
Лучше всего зрительно запоминаются образы, символы, картинки, расположенные в левом верхнем углу и правом нижнем. Проследите за этим на самых значимых слайдах.
компьютерная презентация представляет собой набор слайдов (электронных страниц), последовательность показа которых может меняться в процессе демонстрации презентации.
Презентация является мультимедийным документом; каждый слайд может включать в себя различные формы представления информации, а также включать анимацию появления объектов на слайде и анимацию смены слайдов.
Презентации обычно используются при выступлениях на конференциях и семинарах, при объяснении нового материала на уроке, для проведения опроса на уроке, они могут выступать также в качестве самостоятельных электронных документов.
Презентация индивидуального проекта представляет собой документ, отображающий графическую информацию, содержащуюся в проекте, достигнутые автором работы результаты и предложения по совершенствованию исследуемого предмета.
V. Первичное закрепление
1. Создание шаблона презентации в программе PowerPoint.
2. Создание слайдов титульного листа, содержания и введения.
3. Использование графических изображений в презентации.
VI. Организация первичного контроля
1. Последовательность слайдов, содержащих мультимедийные объекты
В) дизайн слайдов
2. В процессе демонстрации презентации, может ли пользователь изменить порядок показа слайдов?
В) затрудняюсь ответить
3. Какое приложение используется для разработки презентации?
А) Microsoft PowerPoint
Б) Microsoft Word
В) Microsoft Exel
4. Что предлагает каждый шаблон оформления?
А) Тип и цвет используемых шрифтов
Б) Свой вариант фона слайдов
В) Свой вариант фона слайдов, а также тип и цвет используемых шрифтов
5. Каждый раз при добавлении в презентацию нового слайда необходимо выбрать
А) дизайн слайда
В) тип макета слайда
6. Макет слайда определяет, как будут размещаться на слайде различные объекты. Какие?
В) растровые рисунки
7. Могут ли на слайде размещаться сразу несколько объектов различных типов:
1) текст и изображение 2) рисунок и текст 3) рисунок и изображение
8. Анимация – это…
А) создание иллюзии движения объектов на экране монитора
Источник