Предложите способы изменения игрушки куклы барби или солдатика

§ 2. Метод мозговой атаки (МА)

[Разминка]
Как быстро и том но определ ить плошадъ страны по географической карте? Разбивать ее площадь на квадратики и подсчитывать их число — занятие долгое и утомительное. (Заметим: копии могут быть не только оптические.)
«Огонь в полумиле ог нас, и ветер несет его в нашу сторону со страшной быстротой.

Там огонь. По-вашему, этооюнь. Ну, молодцы, за работу. Бери¬ тесь-ка за эту вялую траву и выдергивайте ее.

Старик пошел в противоположную сторону b, выбрав пук самых сухих стеблей, положил их па полку своего ружья. Они мгновенно вспыхнули от искры.

-Теперь, — сказал старик, — вы увидите, как огонь дерется с огнем» Прервем на этом отрывок из романа Фснимора Купера «Прерия» и предложим читателям исследовательские вопросы: что сделал старик и его спутники дальше? Как именно «огонь дерется с огнем»?

Один из эффективных методов решения творческих задач — мозговая атака или мозговой штурм. Писатель Г. Кружков так пишет о методе МА: «Если у ученых дело окончательно зашло в тупик, собирают компанию умных людей и начинают. играть в «чепуху», т.е. начинают вслух выдвигать разные идеи, какие кому в голову взбредут, — даже самые фантастичные. Например, нужно построить небывалых размеров купол над стадионом. Один говорит: «Насыпать гору, покрыть ее асфальтом, а потом гору выскрести из-под асфальта». Второй: «Вырыть яму и вывернуть ее наизнанку*. Третий: «Поймать миллион пауков и заставить их сплести купол из паутины». Четвертый: «Натянуть огромное полотнище, а потом намочить и заморозить» и т.д. А магнитофон крутится и заносит всю эту чепуху на пленку. Потом ученые эту пленку внимательно прослушивают. Среди вороха бредовых идей очень часто оказывается именно та неожиданная, но верная идея, которую раньше никакие могли найти».

Суть метода основывается на следующем психологическом эффекте. Если взять группу из 5—8 человек и каждому предложить не¬зависимо от других индивидуально высказать идеи и предложения по решению поставленной изобретательской или рационализаторской шдачи, то в сумме получим идей меньше, чем если предложить этой труппе коллективно высказать идеи по этой же задаче.

Во время сеанса МА происходит как бы цепная реакция идей, приводящая к интеллектуальному взрыву (озарению). В одном из американских руководств по методу МА говорится: «99 процентов наших конструктивных идей возникает подобно электрической ис¬кре при «контакте» с мыслями других людей».

Популярные телепередачи «Что, где, когда?», «Брейн-ринг» -яо примеры МА, только участники встречи после обсуждения иыдвигаюг одну версию из нескольких.

Цель метода МА — стимулировать всех участников обсуждения к быстрому генерированию большого числа идей.

Для устранения психологических препятствий, вызываемых боязнью критики, американец А. Осборн предложил разделить во ирсмени генерирование идей и их критическую опенку. В каждой процедуре участвуют разные люди. Эта идея стала основой его ме¬тода, впоследст вии названного прямым мозговым штурмом.

Рассмотрите па схеме план действий по этому методу.

Основные правила мозгового штурма (МА)

Задачу последовательно решают 2 группы людей (оптимальный состав каждой 6—12 человек). Первая группа — «генераторы идей» — выдвигает различные идеи. В ней желательно иметь людей, склонных к абстрагированию, с бурной фантазией.

Задача «штурмуется» в течение 20—40 минут. Вторая группа — «эксперты» — по окончании штурма выносит суждение о ценности выдвинутых идей. В ее составе лучше работают люди с анали-тическим, критическим складом ума.

Условия задачи перед ее штурмом формулируются только в общих понятиях.

Основная задача группы «генераторов» — выдать за отведенное время как можно больше идей (в том числе фантастических, явно ошибочных и шутливых). Чем нереальнее идеи, тем сильнее сказывается их действие на последующем процессе их генерации. Плохие идеи — это катализаторы, без них не будет хороших. При окончательном разборе, который состоится позже, многие предложения окажутся бесполезными. Однако сам процесс должен вы¬звать бурный поток идей, которые следуют непрерывно, дополняяи взаимно обогащая друг друга. Коллективный разум помогает установить последовательность предложений. Регламент на каждую идею — не более двух минут. Все они высказываются без доказа-тельств и записываются в протокол иди фиксируются на магнитной ленте.

При генерации идей запрещена всякая критика, не только явная словесная, но и скрытая — в виде скептических улыбок, мимики, жестов. В ходе штурма между участниками должны быть установлены свободные и доброжелательные отношения. Надо, чтобы идея, выдвинутая одним участником штурма, подхватыва¬лась и развивалась другими. Рекомендуется приглашать на штурм людей разных специальностей и разного уровня образования.

Читайте также:  Основными способами финансирования бюджетного дефицита являются

Нежелательно включать в одну группу людей, присутствие которых может в какой-то степени стеснять других, например руководителей и подчиненных.

Экспертизу и отбор идей после окончания процесса генерирования следует проводить очень внимательно. При оценке надо обдумывать все идеи, даже те, которые считаются несерьезными, нереальными или абсурдными.

Процессом решения задачи управляет руководитель штурма, который обеспечивает соблюдение всех условий и правил. Он задает различные вопросы, иногда что-то подсказывает или уточняет, не допуская при этом перерывов в беседе. Кроме того, ему нужно следить за тем, чтобы высказывание идей не происходило только в рациональном направлении. В противном случае руководитель должен сам выдвинуть заведомо фантастическую идею или объявить «пятиминутку» для высказывания только непрактических идей.

Если задача не решена в ходе штурма, можно повторить про¬цесс решения (однако лучше это сделать с другим коллективом). Когда повторная МА проводится тем же коллективом, проблему нужно обсудить в ином аспекте или в более широкой формулиров¬ке, что делает старую задачу неузнаваемой. Участники штурма вос¬принимают ее как новую, и это способствует движению мыслей по другому руслу.

Опыт использования МА показывает, что генерации идей способствуют такие приемы, как аналогия (сделай так, как это делалось при решении другой задачи), инверсия (сделай наоборот), фантазия (предложи нечто неосуществимое),эмпатия (считай себя частью совершенствуемого объекта и выясни при этом свои чувства, ощущения) и пр.

Предварительная краткая формулировка задачи лояжна склады¬ваться из ответов на следующие вопросы.

В чем состоит затруднение или проблемная ситуация и ка¬кова ее предыс горня?

Что требуется сделать для устранения проблемной ситуациии что желательно в итоге иметь?

Что мешает решению проблемной ситуации или достиже¬нию цели?

Что дает решение проблемы для людей, предприятия или народного хозяйства?

Руководитель может использовать также списки контрольных вопросов (см. с. 25), предложенных А. Осборном и другими авторами.

Универсальность метода МА позволяет с его помощью рас¬сматривать любую проблему или любое затруднение, в какой бы сфере человеческой деятельности они не возникли. Это могут быть задачи из области организации производства, сферы обслуживания, бизнеса, экономики, социологии, уголовного розы¬ска, военных операций, если они достаточно просто и ясно сформулированы.

[Термины]
Генераторы идей,аналитики,цепная реакция идей,прямой мозговой штурм, или мозговая атака (МА), психологоические барьеры, экспертиза и отбор идей, аналогия, инверсия, фантазия, эмпатия.

Практическая работа

Решите предложенные или другие,поставленные учителями проблемы мотодом МА. Для этого с помощью тестов выделите группы генераторов идей и аналитиков (по 6-8 человек).

Тесты для отбора в группу генераторов идей

Тест на оригинальность

Вдалеке от всех космических трасс лежала маленькая угасающая звездная система. но вотвозникла потребность в создании новой трассы, проходящей через эту систему. Для создания космической базы на единственную планету этой системы был послан автоматический разведчик. Видеокамеры показали мрачный безжизненный ландшафт. На каменистой поверхности беспорядочно разбросанны овальные камешки, сглаженны частыми ураганами. Во время начавшегося урагана связь с разведчиком пропадает. На планету высылается пилотируемый транспортный корабль с модулем станции. На корабле также имеется научно-исследовательская лаборатория для подробного изучения планеты. Посадкапрошла благополучно. Недалеко были обнаружены резиновые амортизаторы и карамические фрагменты двигателя и электроники — остатки автоматического разведчика. Экипаж начинает запланированную работу, когда орбитальный метеозонд сообщает о надвигающемся урагане. Во время урагана связь с Землей нарушается. На Земле в центре космических исследований начинают волноваться. В это время связь возобновляется на несколько секунд и капитан корабля успевает лишьпрокричать:Никогда не приземляйтесь на эту планету, не изучив историю ее. Больше корабль на связь не выходил. »

Предложите окончание этого рассказа (иди перечислите всевозможные последствия данной ситуации).

Тесты на семантическую (понятийную) гибкость

Дано пять объектов: авторучка, огурец, шарик, кар¬манные часы, лампочка, но только с помощью одного из них можно разжечь огонь. Как?

Даны два предмега: ручка и палочка. Необходимо соединигь их так. чтобы получился полезный третий предмет.

Пояснение: семантический — здесь: устанавливающий отношения между словом и понятием.

Тест на образную адаптивную гибкость

Из шести целых спичек сложите 4 равносторонних треугольника, при этом каждая сторона должна равняться длине спички.

Пояснение: адаптивный — здесь: приспосабливающийся к разным условиям.

Тест на семантическую спонтанную гибкость

Предложить всевозможные способы применения обычных вещей: ластик, ручка, ложка, банка и пр.

Перечислить как можно больше объектов, принад¬лежащих к классу канцелярских принадлежностей, к столовой посуде

Пояснение: спонтанный — здесь: внутренне подготов¬ленный к ответу без раздумий.

Тесты для отбора в группу аналитиков

Человек наклонился над водой и рассматривает свое отражение.

Читайте также:  Как закатывать рукава способы

Задайте по этой картине как можно больше вопросов.

Придумайте как можно больше причин этого события.

Перечислите все его возможные последствия.

Предложите способы изменения (модернизации) игрушек: Куклы Барби, солдатиков.

Задайте как можно больше вопросов о радио (или другом предмете).

Представте, что к облакам привязаны веревки, спускающиеся до земли. Что из этого может получиться.

Задачи для группы генераторов идей

Служащие в новом здании фирмы стали все чаще жаловаться на плохую работу лифтов, особенно в часы пик:тдолгое томительное ожидание, нарастающее раздражение.Перед руководством фирмы встала проблема- либо увеличит число лифтов, либо заменить лифты на скоростные, либо установить компьютерный центр,который следит бы за работой лифта. все это былослишком дорого, поэтому пригласили консультантов по творческому решению задач. Как разрешить эту проблему простыми средствами?

Предложите как можно больше различных способов крепления на классной доске схем, выполненных на плотной бумаге.

в стоге сена надо найти иголку. Предложите свой способ поиска.

Для спасения летчика, спустив шегося на парашюте в море, разработан специальный надувной плотик. Плотик имеет гермитичный отсек для запаса питьевой воды, застегивающийся на водонепроницаемую молнию.плотик практически непотомляем при любом шторме. однако при испытаниях у плотика выявился существенный недостаток: во время шторма он переворачивался. Как устранить этот недостаток?Увеличить вес можно не более чем на 3-5кг.

В чем суть метода прямой МА?

Какова цель мотеда прямой МА?Перечислите правила поведения МА?

Для решения какого рода задач используют МА?

Источник

§ 2. Как ускорить процесс решения творческих задач

1. — Как быстро и точно определить площадь страны по географической карте? Разбивать ее площадь на квадратики и подсчитывать их число — занятие долгое и утомительное.

2. — Там огонь. Он в полумиле от нас, и ветер несет его в нашу сторону со страшной быстротой. Берите-ка и выдергивайте эту сухую траву!

Старик пошел в противоположную сторону и, выбрав пук самых сухих стеблей, положил их на полку своего ружья. Они мгновенно вспыхнули от искры.

— Теперь, — сказал старик, — вы увидите, как огонь дерется с огнем.

Прервем на этом отрывок из романа Фенимора Купера «Прерия» и предложим читателям исследовательские вопросы: Что сделали старик и его спутники дальше?Как именно «огонь дерется с огнем» ?

Мозговая атака

Один из эффективных методов решения творческих задач — прямая мозговая атака (МА), или мозговой штурм. Писатель Г. Кружков так пишет о методе МА: «Если у ученых дело окончательно зашло в тупик, собирают компанию умных людей и начинают. играть в „чепуху“ т. е. начинают вслух выдвигать разные идеи, какие кому в голову взбредут, — даже самые фантастические. Например, нужно построить небывалых размеров купол над стадионом. Один говорит: „Насыпать гору, покрыть ее асфальтом, а потом гору выскрести из-под асфальта“. Второй: „Вырыть яму и вывернуть ее наизнанку“. Третий: „Поймать миллион пауков и заставить их сплести купол из паутины“. Четвертый: „Натянуть огромное полотнище, а потом намочить и заморозить“ и т. д. А магнитофон крутится и заносит всю эту чепуху на пленку. Потом ученые эту пленку внимательно прослушивают. Среди вороха бредовых идей очень часто оказывается именно та неожиданная, но верная идея, которую раньше никак не могли найти».

Суть метода заключается в следующем психологическом эффекте. Если взять группу из 5-8 человек и каждому предложить независимо от других индивидуально высказать идеи и предложения по решению поставленной изобретательской или рационализаторской задачи, то в сумме получим идей меньше, чем если предложить этой группе коллективно высказать идеи по этой же задаче.

Во время сеанса МА происходит как бы цепная реакция идей, приводящая к интеллектуальному взрыву (озарению). В одном из американских руководств по методу МА говорится: «99 % ваших конструктивных идей возникает подобно электрической искре при „контакте“ с мыслями других людей».

Популярные телепередачи «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг» — это примеры МА, только участники встречи после обсуждения выдвигают одну версию из нескольких.

Цель метода МА — стимулировать всех участников обсуждения к быстрому генерированию большого числа идей.

Для устранения психологических препятствий, вызываемых боязнью критики, американец А. Осборн предложил разделить во времени генерирование идей и их критическую оценку. В каждой процедуре участвуют разные люди. Эта идея стала основой его метода, впоследствии названного прямым мозговым штурмом.

Задача «штурмуется» в течение 20-40 минут. Вторая группа — «эксперты» — по окончании штурма выносит суждение о ценности выдвинутых идей. В ее составе лучше работают люди с аналитическим, критическим складом ума.

Условия задачи перед ее штурмом формулируются только в самых общих чертах.

При генерации идей запрещена всякая критика, не только явная словесная, но и скрытая — в виде скептических улыбок, мимики, жестов. В ходе штурма между участниками должны быть установлены свободные и доброжелательные отношения. Надо, чтобы идея, выдвинутая одним участником штурма, подхватывалась и развивалась другими. Рекомендуется приглашать на штурм людей разных специальностей и разного уровня образования.

Читайте также:  Способ отомстить соседям сверху за все

Нежелательно включать в одну группу людей, присутствие которых может в какой-то степени стеснять других, например руководителей и подчиненных.

Опыт использования МА показывает, что генерации идей способствуют такие приемы, как аналогия (сделай так, как это делалось при решении другой задачи), инверсия (сделай наоборот), фантазия (предложи нечто неосуществимое), эмпатия (считай себя частью совершенствуемого объекта и выясни при этом свои чутзства, ощущения) и пр.

Универсальность метода МА позволяет рассматривать любую проблему или любое затруднение, в какой бы сфере человеческой деятельности они ни возникли. Это могут быть задачи из области организации производства, сферы обслуживания, бизнеса, экономики, социологии, уголовного розыска, военных операций, если они достаточно просто и ясно сформулированы.

Практическая работа

  1. Выделите из состава класса группы генераторов идей и аналитиков (по 6-8 человек), используя приведенные ниже тексты.
  2. Решите предложенные ниже задачи или другие, поставленные учителем, проблемы методом МА. Проанализируйте полученные результаты.

Тесты для отбора в группу генераторов идей.
Тест на оригинальность.

Вдалеке от всех космических трасс лежала маленькая угасающая звездная система. Но вот возникла потребность в создании новой трассы, проходящей через эту систему. Для создания космической базы на единственную планету этой системы был послан автоматический разведчик. Видеокамеры показали мрачный безжизненный ландшафт. На каменистой поверхности беспорядочно разбросаны овальные камешки, сглаженные частыми ураганами. Во время начавшегося урагана связь с разведчиком пропадает. На планету высылается пилотируемый транспортный корабль с модулем станции. На корабле также имеется научно-исследовательская лаборатория для подробного изучения планеты. Посадка прошла благополучно. Недалеко были обнаружены резиновые амортизаторы и керамические фрагменты двигателей и электроники — остатки автоматического разведчика. Экипаж начинает запланированную работу, когда орбитальный метеозонд сообщает о надвигающемся урагане. Во время урагана связь с Землей нарушается. На Земле в центре космических исследований начинают волноваться. В это время связь возобновляется на несколько секунд и капитан корабля успевает лишь прокричать: «Никогда не приземляйтесь на эту планету, не изучив историю ее. » Больше корабль на связь не выходил.

Предложите окончание этого рассказа (или перечислите всевозможные последствия данной ситуации).

Тесты на семантическую* (понятийную) гибкость.

  • Дано пять объектов: авторучка, огурец, шарик, карманные часы, лампочка, но только с помощью одного из них можно разжечь огонь. Как?
  • Даны два предмета: авторучка и палочка. Необходимо соединить их так, чтобы получился полезный третий предмет.

Тест на образную адаптивную** гибкость.

Из шести целых спичек сложите 4 равносторонних треугольника, при этом каждая сторона должна равняться длине спички.

Тест на семантическую спонтанную*** гибкость.

  • Предложить всевозможные способы применения обычных вещей: ластик, ручка, ложка, банка и пр.
  • Перечислить как можно больше объектов, принадлежащих к классу канцелярских принадлежностей, к столовой посуде.

Тесты для отбора в группу аналитиков

  • Человек наклонился над водой и рассматривает свое отражение. Задайте по этой картине как можно больше вопросов.
    • Придумайте как можно больше причин этого действия.
    • Перечислите все его возможные последствия.
  • Предложите способы изменения (модернизации) игрушек: куклы Барби, солдатиков.
  • Задайте как можно больше вопросов о радио (или другом предмете).
  • Представьте, что к облакам привязаны веревки, спускающиеся до земли. Что из этого может получиться?

Задачи для группы генераторов идей

  1. Служащие в новом здании фирмы стали все чаще жаловаться на плохую работу лифтов, особенно в часы пик: долгое томительное ожидание, нарастающее раздражение. Перед руководством фирмы встала проблема — либо увеличить число лифтов, либо заменить лифты на скоростные, либо установить компьютерный центр, который следил бы за работой лифтов. Все это было слишком дорого, поэтому’ пригласили консультантов по творческому решению задач. Как разрешить эту’ проблему простыми средствами?
  2. Предложите как можно больше различных способов крепления на классной доске схем, выполненных на плотной бумаге.
  3. В стоге сена надо найти иголку7. Предложите свой способ поиска.
  4. Для спасения летчика, спустившегося на парашюте в море, разработан специальный наду вной плотик. Плотик имеет герметичный отсек для запаса питьевой воды, застегивающийся на водонепроницаемую молнию. Плотик практически непотопляем при любом шторме. Однако при испытаниях у плотика выявился существенный недостаток: во время шторма он переворачивался. Как устранить этот недостаток? Увеличить вес можно не более чем на 3-5 кг.

* Семантический — здесь: устанавливающий отношения между словом и понятием.

** Адаптивный — здесь: приспосабливающийся к разным условиям.

*** Спонтанный — здесь: внутренне подготовленный к ответу без раздумий.

Источник

Оцените статью
Разные способы