Предложите способ разделения смеси состоящей

Способы разделения смесей

Для получения чистых веществ используют различные способы разделения смесей.

Способы разделения смесей
неоднородных (гетерогенных) однородных (гомогенных)
— Отстаивание
— Фильтрование
— Действие магнитом
— Центрифугирование
— Выпаривание. Кристаллизация.
— Дистилляция (перегонка)

Процессы разделения смесей основаны на различных физических свойствах компонентов, образующих смесь.

Отстаивание

Отстаивание — это разделение неоднородной жидкой смеси на компоненты, путём её расслоения с течением времени под действием силы тяжести.

Отстаиванием можно разделить смесь нерастворимых в воде веществ, имеющих разную плотность.

Пример. Смесь из железных и древесных опилок можно разделить, если высыпать её в сосуд с водой (1), взболтать и дать отстояться. Железные опилки опустятся на дно сосуда, а древесные будут плавать на поверхности воды (2), и их вместе с водой можно будет слить в другой сосуд (3):

На этом же принципе основано разделение смесей малорастворимых друг в друге жидкостей.

Пример. Смеси бензина с водой, нефти с водой, растительного масла с водой быстро расслаиваются, поэтому их можно разделить с помощью делительной воронки:

Отстаиванием также можно разделить вещества, которые осаждаются в воде с различной скоростью.

Пример. Смесь из глины и песка можно разделить, если высыпать её в сосуд с водой (1), взболтать и дать отстояться. Песок оседает на дно значительно быстрее глины (2):

Этот способ используется для отделения песка от глины в керамическом производстве (производство глиняной посуды, красных кирпичей и др.).

Центрифугирование

Центрифугирование — это разделение неоднородных жидких смесей путём вращения.

Пример. Если компоненты неоднородной жидкой смеси очень малы, такие смеси разделяют центрифугированием. Такие смеси помещают в пробирки и вращают с большой скоростью в специальных аппаратах — центрифугах.

Перед центрифугированием частицы смеси распределены по объёму пробирки равномерно. После центрифугирования более лёгкие частицы всплывают наверх, а тяжёлые оседают на дно пробирки.

С помощью центрифугирования, к примеру, отделяют сливки от молока.

Фильтрование

Фильтрование — это разделение жидкой неоднородной смеси на компоненты, путём пропускания смеси через пористую поверхность. В роли пористой поверхности может выступать бумажная воронка, марля, сложенная в несколько слоёв, или любой другой пористый материал, способный задержать один или несколько компонентов смеси.

Фильтрованием можно разделить неоднородную смесь, состоящую из растворимых и нерастворимых в воде веществ.

Пример. Чтобы разделить смесь, состоящую из поваренной соли и песка, её можно высыпать в сосуд с водой, взболтать и затем эту смесь пропустить через фильтровальную бумагу. Песок остаётся на фильтровальной бумаге, а прозрачный раствор поваренной соли проходит через фильтр:

При необходимости, растворённую поваренную соль из воды можно выделить выпариванием.

Действие магнитом

С помощью магнита из неоднородной смеси выделяют вещества, способные к намагничиванию.

Пример. C помощью магнита можно разделить смесь, состоящую из порошков железа и серы:

Выпаривание. Кристаллизация

Выпаривание — это способ разделения жидких смесей путём испарения одного из компонентов. Скорость испарения можно регулировать с помощью температуры, давления и площади поверхности испарения.

Пример. Чтобы растворённую в воде поваренную соль выделить из раствора, последний выпаривают:

Вода испаряется, а в фарфоровой чашке остаётся поваренная соль. Иногда применяют упаривание, т. е. частичное испарение воды. В результате образуется более концентрированный раствор, при охлаждении которого растворённое вещество выделяется в виде кристаллов. Этот процесс получил название кристаллизации.

Дистилляция (перегонка)

Дистилляция (перегонка) — это способ разделения жидких однородных смесей путём испарения жидкости с последующим охлаждением и конденсацией её паров. Данный способ основан на различии в температурах кипения компонентов смеси.

Пример. При нагревании жидкой однородной смеси сначала закипает вещество с наиболее низкой температурой кипения. Образующиеся пары конденсируются при охлаждении в другом сосуде. Когда этого вещества уже не останется в смеси, температура начнёт повышаться, и со временем закипает другой жидкий компонент:

Таким способом получают, к примеру, дистиллированную воду.

Источник

Урок №4. Чистые вещества и смеси.

I. Новый материал

Читайте также:  Как называются способы убеждения

При подготовке урока использованы материалы автора: Н.К.Черемисиной,

учителя химии средней школы № 43

Мы живем среди химических веществ. Мы вдыхает воздух , а это смесь газов ( азота, кислорода и других), выдыхаем углекислый газ . Умываемся водой — это еще одно вещество, самое распространенное на Земле. Пьём молоко — смесь воды с мельчайшими капельками молочного жира , и не только: здесь еще есть молочный белок казеин , минеральные соли , витамины и даже сахар, но не тот, с которым пьют чай, а особый, молочный — лактоза . Едим яблоки, которые состоят из целого набора химических веществ — здесь и сахар , и яблочная кислота , и витамины . Когда прожеванные кусочки яблока попадают в желудок, на них начинают действовать пищеварительные соки человека, которые помогают усваивать все вкусные и полезные вещества не только яблока, но и любой другой пищи. Мы не только живем среди химических веществ, но и сами из них состоим. Каждый человек — его кожа, мышцы, кровь, зубы, кости, волосы построены из химических веществ, как дом из кирпичей. Азот, кислород, сахар, витамины – вещества природного, естественного происхождения. Стекло , резина , сталь – это тоже вещества, точнее, материалы (смеси веществ). И стекло, и резина — искусственного происхождения, в природе их не было. Совершенно чистые вещества в природе не встречаются или встречаются очень редко.

Чем же отличаются чистые вещества от смесей веществ?

Индивидуальное чистое вещество обладает определённым набором характеристических свойств (постоянными физическими свойствами). Только чистая дистиллированная вода имеет tпл = 0 °С, tкип= 100 °С, не имеет вкуса. Морская вода замерзает при более низкой, а закипает при более высокой температуре, вкус у нее горько-соленый. Вода Черного моря замерзает при более низкой, а закипает при более высокой температуре, чем вода Балтийского моря. Почему? Дело в том, что в морской воде содержатся другие вещества, например растворенные соли, т.е. она представляет собой смесь различных веществ, состав которой меняется в широких пределах, свойства же смеси не являются постоянными. Определение понятия «смесь» было дано в XVII в. английским ученым Робертом Бойлем : «Смесь – целостная система, состоящая из разнородных компонентов».

Сравнительная характеристика смеси и чистого вещества

Источник

Предложите способы разделения следующих смесей

Предложите способы разделения следующих смесей:

а) железные и медные стружки;
б) песок и древесные опилки;
в) бензин и вода;
г) раствор этилового спирта в воде;
д) железные опилки и порошок серы.

—>Просмотров : 7708 | —>Добавил : AlaEva (29.09.2019) (Изменено: 29.09.2019)

Обсуждение вопроса:

а) железные и медные стружки
Использование магнита. Поднести магнит к опилкам, под действием магнитного поля железные опилки притянутся к магниту, а медные – нет.

б) песок и древесные опилки
Отстаивание и фильтрование. Смесь засыпать в емкость, залить емкость водой, песок осядет на дно, а древесные опилки всплывут. Для того, чтобы отделить древесные опилки, необходимо осторожно слить верхнею часть воды через фильтр, опилки останутся на фильтре. Чтобы отделить воду от песка, необходимо слить оставшуюся часть воды через другой фильтр, песок останется на фильтре.

в) бензин и вода
Отстаивание. Перелить смесь в делительную воронку, дождаться расслоения бензина и воды, далее с помощью крана слить воду.

д) железные опилки и порошок серы
Использование магнита. Поднести магнит к смеси, под действием магнитного поля железные опилки притянутся к магниту, а порошок серы – нет.

а) железные и медные стружки; Использование магнита. Железные стружки притянутся магнитом, а медные стружки останутся.

б) песок и древесные опилки; Отстаивание и фильтрование. Долить воды и дать отстоять. Песок осядет на дно (плотность песка больше плотности воды), а древесные опилки всплывут (плотность древесины меньше плотности воды). Выделить опилки и профильтровать раствор воды с песком. Песок останется на фильтре.

в) бензин и вода; Отстаиванием, т.к. плотность бензина 800 г/л, а воды — 1000 г/л. Можно использовать особый прибор — делительную воронку. Вода соберётся внизу, а бензин образует верхний слой. Открыв кран воронки, можно легко слить воду, а затем, закрыв и снова открыв его, слить бензин.

г) раствор этилового спирта в воде; Дистилляцией, или перегонкой. Сначала получают спирт, т.к. температура кипения спирта 78,3°С, а потом воду, т.к. температура кипения воды 100°С.

д) железные опилки и порошок серы. Использование магнита. Железные опилки притянутся магнитом, а порошок серы останется.

Источник

Конспект урока на тему «Разделение смесей»

Конспект урока 4

Цели урока: учащиеся должны усвоить способы разделения и очистки смесей.

— изучить способы разделения смеси и признак, лежащий в основе разделения;

— продолжить знакомство с лабораторным оборудованием.

— формирование приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

— развивать умения наблюдать и делать вывод из наблюдений;

— формировать умения работать в группе;

1. Д-1: вода и песок

2. Д-2: предметное стекло и насыщенный раствор соли

3. Д-3: раствор марганцовки и активированный уголь

4. Презентация «Способы разделения и отчистки смесей»

5 klass . net
Способы разделения и отчистки веществ

Этап 1. Организационный (1 минуты)

Учитель проверяет готовность класса к уроку: наличие учебников и тетрадей, выявляет отсутствующих. Приветствие учащихся.

Этап 2. Актуализация знаний (4 минуты )

1. Повтор раннее изученных знаний. (Слайд 1)

-Найдите лишнее на слайде? Почему оно лишнее?

— Что такое чистое вещество?

— Чем смесь отличается от чистого вещества?

— На какие группы можно разделить эти смеси?

— Чем однородная смесь отличается от неоднородной?

Этап 3. Целеполагание (1 минута)

— А можно ли их разделить и получить чистое вещество.

Перед учащимися ставится вопрос, на который они смогут ответить в конце урока. Тем самым, учащиеся делают вывод о теме урока. (Слайд 2)

Как итог беседы ученики формулируют цель урока- узнать о методах разделения и отчистки веществ и признаки, на которых основаны данные способы.

Этап 4. Усвоение новых знаний о способах разделения неоднородных смесей (10 минут).

1. Подведение к демонстрационному опыту.

Еще раз повторим- что такое неоднородная смесь? (Слайд 3)

— Можно ли отчистить воду, загрязненную речным песком?

Дети высказывают предположения. Учитель предлагает проверить их предположения. После, учитель говорит:
-Да, можно- фильтрованием. Фильтрованием можно отделить твердое вещество от жидкости или газа. Давайте профильтруем данную смесь.

2. Демонстрационный опыт- 1 (Фильтрование).

— У меня на столе стоит стакан с водой и песком. Для разделения нам потребуется пустой стакан, воронка и фильтр.

— Как приготовить фильтр?

У детей на партах лежат фильтры. Одного ученика вызвать к доске и на его примере показать, как правильно это делается- фильтровальную бумагу обычно складывают в четверо, три части отделяют от одной.

Учитель объясняет, как его приготовить, а дети выполняют самостоятельно.

— Как можно сделать так, чтобы фильтр не ползал?

— Вставляем фильтр в стеклянную воронку. Чтобы он не ползал капаем по стеклянной палочке.

Смесь воды с песком перемешивают стеклянной палочкой и пропускают через фильтр.

— Раствор, прошедший через фильтр, называется фильтратом. А нерастворенное вещество, находящееся вне жидкости или выделенное из жидкости- осадком.

— Т.е.фильтрованием мы можем отделить воду от песка. Но на каком признаке основан данный способ?

Вывод: Метод фильтрование основан на различном размере частиц .

3. Запись на доске и в тетради.

I Способы разделения гетерогенных смесей.

1.
Опыт 1: стакан со смесью, пустой стакан, фильтр, стеклянная палочка
Фильтрат- это . .

Осадок- это . .
Вывод. Вода и песок — фильтрование — размер частиц

Где в жизни присутствуют фильтры? (В пылесосах, фильтры для воды ) (Слайд 4)

5. Способ разделения- отстаивание.

— Как можно разделить нефть и воду.

— Подойдет ли фильтрование?

Давайте посмотрим на экран (Слайд 5). Данную смесь, которая состоит из двух несмешивающихся жидкостей, можно разделить отстаиванием. Смесь помещают в делительную воронку, ждут момента, пока не появится четкая граница раздела фаз. После чего аккуратно открывают краник и в стакан стекает вода.

Какие еще жидкости можно разделить отстаиванием? (Речной песок и глина, бензин и воду, растительное масло и воду)

— На каком признаке основан данный способ? (На различной плотности веществ)

6. Запись на доске и в тетради.

2. Нефть и вода — отстаивание — плотность веществ

7. Способ разделения- действием магнита.

— А как разделить смесь двух порошков? Например, серы и магнитного железняка.

Посмотрим на экран (Слайд 6).

— На каком признаке основан этот метод разделения? (Способность одного из компонентов смеси намагничиваться)

8. Запись на доске и в тетради.

3. Сера и железо — действием магнита — одно из веществ имеет свойство намагничиваться.

Этап 5. Закрепление и совершенствование новых знаний. (4 минуты)

Учащиеся выполняют задание в паре и записывая в тетрадь (Слайд 7):
Предложите способ разделения смесей:

1)растительное мало и вода;
2) крахмал и вода;

3) порошок никеля и серы.
Объясните, почему Вы выбрали тот или иной способ.

После выполнения идет проверка и обсуждение.

— Теперь перейдем к способам разделения однородных смесей.

Этап 6. Усвоение новых знаний о способах разделения однородных смесей. (13 минут)

— Что называется однородной смесью? (Слайд 8)

— Как выделить кристаллы соли из соленой воды?

1. Демонстрационный опыт- 2. (Выпаривание)

Для опыта нам понадобиться предметное стекло, тигельные щипцы, спиртовка и насыщенный раствор соленой воды.

Кануть насыщенным раствором соленой воды, стекло закрепить тигельными щипцами и проводить нагревание.

Что наблюдаем? (Как образовали кристаллы соли)

— Куда делась вода? (Испарилась)

— На каком признаке основан этот метод? (различная температура кипения)

— Этот метод получил название испарение. (Слайд 9)

2. Запись на доске и в тетради.

II Способы разделения однородных смесей

1. Опыт 2: насыщенный раствор соли, предметное стекло, спиртовка, тигельные щипцы.

Вывод: Соль и вода — выпаривание- температура кипения

— Можно ли из раствора соленой воды выделить воду, а не соль? (Можно, для этого используют прибор для перегонки воды) (Слайд 10)

— Нефть- это смесь или чистое вещество?

— А можно ли разделить ее?

— Да, можно. (Слайд 11)

— На каком признаке основан данный способ отчистки? (Различная температура кипения)

4. Запись на доске и в тетради

2. нефть — перегонка — температура кипения

5. Демонстрационный опыт- 3. (Адсорбция)

— А можно ли отчистить воду от растворенных примесей без перегонки?

Для опыта потребуется раствор перманганата калия и активированный уголь.

— Посмотрим, что произойдет, если в раствор бросим активированный уголь. (вода обесцветится)

— На каком свойстве основан данный метод? (Атомы, составляющие поверхность угля, притягивают к себе молекулы других веществ.)

— Этот метод получил название адсорбция. Его открыл русский химик- фармацевт Товий Егорович Ловиц. Адсорбция- это поглощение одного вещества поверхностью другого. (Слайд 12)

— Где находит применение данный метод?

6. Запись на доске и в тетради.

3. Опыт 3: активированный уголь, раствор перманганата калия

Вывод: раствор перманганата калия — адсорбция- адсорбирующее действие

— Последний метод, который рассмотри- хроматография. Основан на различной поглощаемости их определенным веществом. (Слайд 13)

8. Запись на доске и в тетради

4. Вода и чернила — хроматография- различная поглощаемость

Этап 7. Проверка усвоения материала. (4 минуты)

1. Самостоятельная работа на 3 минуты.

Учащимся раздается карточка со смесью. Их задача состоит в том, чтобы написать вид смеси, предложить способ разделения и отчистки и на каком свойстве основан данный способ (Слайд 14).

2. Завершающее задание.

После того, как работы будут собраны, учащимся предлагается сделать завершающее задание:

Как разделить смесь железных опилок, поваренной соли, речного песка и древесных опилок? (Слайд 15)

Этап 8. Подведение итогов урока. (3 минуты)

— С какими новыми понятиями мы сегодня познакомились? (Фильтрат, осадок, адсорбция)
— Какие методы разделения освоили?

— На чем основано разделение любой смеси? (Разделение смесей веществ основано на различии свойств составляющих их компонентов )
— Где и как нам помогут пригодиться полученные сегодня на уроке знания?

Отметки за выполненное задание оглашаются на следующем занятии после проверки. Задается домашнее задание (Слайд 16).

Источник

Читайте также:  Как получить чистый металл способы
Оцените статью
Разные способы

Всего ответов: 2