Предложите способ разделения смеси составив план действий

Способы разделения смесей

Для получения чистых веществ используют различные способы разделения смесей.

Способы разделения смесей
неоднородных (гетерогенных) однородных (гомогенных)
— Отстаивание
— Фильтрование
— Действие магнитом
— Центрифугирование
— Выпаривание. Кристаллизация.
— Дистилляция (перегонка)

Процессы разделения смесей основаны на различных физических свойствах компонентов, образующих смесь.

Отстаивание

Отстаивание — это разделение неоднородной жидкой смеси на компоненты, путём её расслоения с течением времени под действием силы тяжести.

Отстаиванием можно разделить смесь нерастворимых в воде веществ, имеющих разную плотность.

Пример. Смесь из железных и древесных опилок можно разделить, если высыпать её в сосуд с водой (1), взболтать и дать отстояться. Железные опилки опустятся на дно сосуда, а древесные будут плавать на поверхности воды (2), и их вместе с водой можно будет слить в другой сосуд (3):

На этом же принципе основано разделение смесей малорастворимых друг в друге жидкостей.

Пример. Смеси бензина с водой, нефти с водой, растительного масла с водой быстро расслаиваются, поэтому их можно разделить с помощью делительной воронки:

Отстаиванием также можно разделить вещества, которые осаждаются в воде с различной скоростью.

Пример. Смесь из глины и песка можно разделить, если высыпать её в сосуд с водой (1), взболтать и дать отстояться. Песок оседает на дно значительно быстрее глины (2):

Этот способ используется для отделения песка от глины в керамическом производстве (производство глиняной посуды, красных кирпичей и др.).

Центрифугирование

Центрифугирование — это разделение неоднородных жидких смесей путём вращения.

Пример. Если компоненты неоднородной жидкой смеси очень малы, такие смеси разделяют центрифугированием. Такие смеси помещают в пробирки и вращают с большой скоростью в специальных аппаратах — центрифугах.

Перед центрифугированием частицы смеси распределены по объёму пробирки равномерно. После центрифугирования более лёгкие частицы всплывают наверх, а тяжёлые оседают на дно пробирки.

С помощью центрифугирования, к примеру, отделяют сливки от молока.

Фильтрование

Фильтрование — это разделение жидкой неоднородной смеси на компоненты, путём пропускания смеси через пористую поверхность. В роли пористой поверхности может выступать бумажная воронка, марля, сложенная в несколько слоёв, или любой другой пористый материал, способный задержать один или несколько компонентов смеси.

Фильтрованием можно разделить неоднородную смесь, состоящую из растворимых и нерастворимых в воде веществ.

Пример. Чтобы разделить смесь, состоящую из поваренной соли и песка, её можно высыпать в сосуд с водой, взболтать и затем эту смесь пропустить через фильтровальную бумагу. Песок остаётся на фильтровальной бумаге, а прозрачный раствор поваренной соли проходит через фильтр:

При необходимости, растворённую поваренную соль из воды можно выделить выпариванием.

Действие магнитом

С помощью магнита из неоднородной смеси выделяют вещества, способные к намагничиванию.

Пример. C помощью магнита можно разделить смесь, состоящую из порошков железа и серы:

Выпаривание. Кристаллизация

Выпаривание — это способ разделения жидких смесей путём испарения одного из компонентов. Скорость испарения можно регулировать с помощью температуры, давления и площади поверхности испарения.

Пример. Чтобы растворённую в воде поваренную соль выделить из раствора, последний выпаривают:

Вода испаряется, а в фарфоровой чашке остаётся поваренная соль. Иногда применяют упаривание, т. е. частичное испарение воды. В результате образуется более концентрированный раствор, при охлаждении которого растворённое вещество выделяется в виде кристаллов. Этот процесс получил название кристаллизации.

Дистилляция (перегонка)

Дистилляция (перегонка) — это способ разделения жидких однородных смесей путём испарения жидкости с последующим охлаждением и конденсацией её паров. Данный способ основан на различии в температурах кипения компонентов смеси.

Пример. При нагревании жидкой однородной смеси сначала закипает вещество с наиболее низкой температурой кипения. Образующиеся пары конденсируются при охлаждении в другом сосуде. Когда этого вещества уже не останется в смеси, температура начнёт повышаться, и со временем закипает другой жидкий компонент:

Таким способом получают, к примеру, дистиллированную воду.

Источник

Практическая работа на тему; «РАЗДЕЛЕНИЕ СМЕСЕЙ», 8 класс.

Практическая работа № 2

Цель: научиться применять знания о зависимости способа очистки веществ от их свойств, о физических способах разделения смеси для выделения чистой соли.

Внимание! Никогда не приступайте к работе с химическими реактивами без изучения инструкции.

Опыт 1 . Разделение гетерогенной смеси.

1. Возьмите смесь, состоящую из песка, поваренной соли и древесной стружки.

2. Прилейте к ней воду и осторожно перемешайте стеклянной палочкой.

Читайте также:  Мой сад с каждым днем увядает способ рифмовки

3. Отметьте признаки наблюдаемого явления.

4. Известным вам методом отделите древесную стружку от смеси.

5. Известным вам методом отделите от смеси песок.

6. Отметьте признаки наблюдаемого явления.

Опыт 2 . Разделение гомогенной смеси.

1. Известным вам методом выделите из смеси соль.

2. Отметьте признаки наблюдаемого явления.

Задания: 1) Предложите способы очистки воздуха от пыли.

2) Составьте план выделения чистой поваренной соли
из смеси, состоящей из хлорида натрия (поваренной соли), карбоната аммония и железной стружки.

оформления отчета по практической работе

1. Запишите название практической работы.

2. Запишите цель данной практической работы.

3. Продумайте и обсудите с товарищем по парте план выполнения работы. Запишите план работы.

4. Перечислите необходимое оборудование и реактивы.

5. Продумайте и запишите правила техники безопасности при работе с данными реактивами и оборудованием.

6. Получив разрешение учителя, приступайте к выполнению работы.

7. Оформите отчет о выполнении в виде таблицы, записав действия, соответствующие плану, и отметив предполагаемые признаки наблюдаемых явлений:

Свойство вещества,
используемое для разделения

8. Выполните одно из заданий.

9. Запишите выводы об основных методах выделения чистых веществ из смесей.

Практическая работа № 2

Цель: уметь применять знания о зависимости способа очистки веществ от их свойств, о физических способах разделения смеси.

1) К гетерогенной смеси добавить воду.

Отделить древесную стружку методом отстаивания.

Отделить песок от смеси методом фильтрования.

2) Методом выпаривания выделить поваренную соль.

3) Выполнить задание 3.

Оборудование и реактивы: стакан химический, стеклянная палочка, шпатель, воронка, бумажный фильтр, фарфоровая чашка для выпаривания, лабораторный штатив, спиртовка, спички; смесь из песка, поваренной соли и древесной стружки.

ТБ: зажигать спиртовку спичкой, тушить, накрывая колпачком; аккуратно обращаться со стеклянным и фарфоровым оборудованием.

Свойство вещества, используемое для разделения

1. Добавляю к смеси воду и перемешиваю стеклянной палочкой

Древесная стружка всплыла, песок осел на дно, раствор стал мутным

Разная плотность веществ

2. Собираю древесную стружку с помощью шпателя

В стакане смесь, состоящая из песка и раствора соли в воде

Разная плотность веществ

3. Готовлю бумажный фильтр и фильтрую смесь

В фильтре – песок, в фильтрате – прозрачный раствор соли в воде

Разная растворимость и разные размеры частиц веществ

4. Наливаю фильтрат в фарфоровую чашку и нагреваю чашку в пламени спиртовки

Вода испаряется, на дне чашки – мелкие кристаллы поваренной соли

Разная температура кипения воды и соли

1) Для очистки воздуха можно распылить в нем воду. Капли воды под действием силы тяжести падают вниз, унося на себе частицы пыли.

2) План выделения поваренной соли из смеси:

– смешивание смеси с водой (железная стружка выпадет на дно, соли растворятся);

– фильтрование смеси (можно просто слить раствор);

– выпаривание жидкой смеси (вода испаряется, а карбонат аммония разлагается до газообразных веществ; в чашке остается поваренная соль).

1) В смесях вещества не меняют свои свойства.

2) Смесь можно разделить физическими методами (отстаиванием, фильтрованием, выпариванием, кристаллизацией), используя разные свойства веществ в смеси.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 801 человек из 76 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

  • Сейчас обучается 24 человека из 13 регионов

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

  • Курс добавлен 23.09.2021
  • Сейчас обучается 46 человек из 23 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Методические материалы содержат рекомендации к проведению практической работа по химии для учеников 8 класса на тему: «РАЗДЕЛЕНИЕ СМЕСЕЙ»

Предлагается два варианта выполнения работы. Так же дан вариант оформления результатов проведенной практической работы.Цель: научиться применять знания о зависимости способа очистки веществ от их свойств, о физических способах разделения смеси для выделения чистой соли.

Номер материала: ДБ-1586548

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам

Время чтения: 2 минуты

Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве

Время чтения: 1 минута

В МГУ разрабатывают школьные учебники с дополненной реальностью

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Читайте также:  Способы получения полимеров определение

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Внеурочное занятие 8 класс «Разделяй и властвуй» (разделение смесей)
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
tehnologicheskaya_karta_vneurochnogo_zanyatiya.docx 18.16 КБ
konspekt_uroka.docx 20.81 КБ
zadaniya_dlya_grupp.docx 13.96 КБ
zanyatie_razdelyay_i_vlastvuy_1.pptx 425.3 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеурочного занятия

Ф.и.о учителя Акимова Ольга Васильевна

Предмет ВД Химия вокруг нас

№ урока в теме Занятие №3 по теме: «Зачем и как изучают вещества»

Тема урока . «Разделяй и властвуй!»

Цель: Создание на уроке деятельностной среды как способа «открытия» нового знания

Личностные: освоение новых социальных ролей и правил;

Метапредметные: поиск и обработка информации, установление взаимосвязи между новым и изученным материалом, развитие логического мышления; освоение культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям;

Предметные: знать смысл понятия «чистого вещества» и «смеси»; знать способы разделения смеси.

Форма работы (индивидуальная, в паре, в группе, фронтальная)

Конкретно-практическое задание (запускает действия детей)

Сегодня приглашаю вас принять участие в игре «Последний герой»

Демонстрация 1 слайда, вслушайтесь в слова песни

песня В.Цоя «Последний герой»

Постановка учебных задач

Цель каждой группы – выжить на острове

Игра состоит из трех этапов:

1. подготовка на тренировочной базе;

2. собственно выживание на острове;

3. возвращение в Город.

Какова будет ваша главная проблема на острове?

Но можно ли считать природную воду достаточно чистой для употребления?

Имеете ли вы достаточные теоретические знания для разрешения этой проблемы?

Очистить воду от примесей

Этап совместного исследования проблемы

1 этап игры «Тренировочная база»

Определение вида разделения смеси для конкретных примеров.

Составим план подготовки

Работа с понятиями

Мини-лекция «Разделение смесей»

— повторить правила ТБ

Совместное исследование проблемы

Работа в группах

Очистить природную воду от примесей

Отчитаться о проделанной работе

Раздать оборудование и конверты с заданиями

Наблюдение за работой групп, корректировка действий (при необходимости)

Проведение действий по очистке конкретного образца воды.

Ответ на вопрос: «Смогла ли группа выжить?»

Разработать основные этапы очистки воды естественного городского водоема

Демонстрация ролика «Загрязнение воды» Где берут воду для обеспечения города? Мы сегодня говорили о разных способах разделения смесей, в том числе об очистке воды из естественных водоемов.

Из открытых водоемов

Игра окончена, но я…

Выразите свое отношение к сегодняшнему занятию, закончив фразу

Записывают окончание фразы на предложенном листе

Основные понятия темы

Чистое вещество- это физически и химически однородный материал, обладающий набором постоянных свойств

Смесь- это материал, состоящий из двух или нескольких веществ, каждое из которых сохраняет свои свойства

Однородная смесь — смесь, в которой зрительно нельзя обнаружить составные части

Неоднородная смесь – смесь, в которой зрительно можно обнаружить частицы отдельных веществ

Способы разделения смесей

Физические свойства, лежащие в основе разделения

Предварительный просмотр:

Слайд 1. Тема занятия

Слайд 2. Приглашение в игру

У: Я приглашаю вас принять участие в игре «Последний герой». Группы участников игры будут высажены на острова, на которых есть практически все для выживания. Отсутствует лишь один ресурс, на каждом острове свой. Главное вещество для жизни: вода. Вы сможете добыть воду из естественных водоемов: родник, ручей, морская вода.

Но можно ли считать природную воду достаточно чистой для употребления? (Ответ учащихся содержит примеси )

Итак, какова будет ваша главная проблема на острове? Очистить воду от примесей.

Имеете ли вы достаточные теоретические знания для разрешения этой проблемы? (Ответ учащихся Нет )

Постановка учебных задач

Таким образом, цель игры, а значит, и урока – познакомиться со способами разделения смесей. Используя полученные знания, попытаться выжить на острове.

Кто согласен принять участие в игре? Все!

Игра состоит из трех этапов:

1. подготовка на тренировочной базе;

2. собственно выживание на острове;

3. Возвращение в Город.

Этап совместного исследования проблемы

1 этап игры «Тренировочная база». Для участия в игре вы получаете пакет инструкций, в ходе работы на базе мы с вами с этими инструкциями познакомимся. Их вы сможете взять с собой на остров. Кроме того, во время тренировки вы можете стать лидером своей группы. Ведь при изучении теории вы набираете определенные баллы, набравший большее количество баллов возглавит группы.

Установка: На базе мы должны получить информацию, которая поможет решить эту проблему.

Тема урока в тетради «Способы разделения смесей»

Составим общий план подготовки.

  1. обозначить основные понятия темы, необходимые для работы (чистое вещество, смесь, виды смесей, способы разделения смесей). Оценить уровень имеющихся знаний.
  2. изучить и закрепить теоретический материал.

Работа с понятиями.

Нам необходимо четко знать понятия «чистое вещество», смесь», «однородная смесь», «неоднородная смесь». Эти понятия находятся на слайде.

Я зачитываю определения, они одновременно появляются на экране. Ваша задача записать в тетради понятия, соответствующие определениям.

Проверьте по следующему слайду правильность своих ответов. За каждый правильный ответ поставьте себе по 1 баллу . Отметьте общую сумму.

В вашем пакете инструкций находится приложение №1, содержащее эти понятия, они вам понадобятся для последующей работы.

Осталось познакомиться со способами разделения смесей.

Итак, смесь это материал, состоящий из двух или нескольких веществ, каждое из которых сохраняет свои свойства. Именно различие в физических свойствах позволяет разделять смеси на отдельные вещества. на пакете находится приложение №2 – таблица, которую вы будете заполнять во время моего рассказа, эта же таблица на слайде. Заполняем 2 и 3 колонки.

Мини-лекция с использованием презентации

Универсального метода разделения нет. Таких методов много. Их выбор зависит от вида смеси.

Мы начнем с разделения неоднородной смеси.

  • Как правило, смешиваемые компоненты имеют разную плотность. Если мы возьмем стакан с водой, смешенной с песком, через некоторое время увидим, что на дне образуется слой осадка (рисунок). Подобным методом можно осадить грубые компоненты. Этот метод называется отстаиванием ( запись на слайде ). А если взять две несмешивающиеся жидкости, например, бензин и воду, то более легкая (бензин) будет отстаиваться сверху, более тяжелая (вода) – внизу. Это тоже отстаивание.
  • Иногда частицы настолько малы, что отстаивание проходит очень долго, например, мел с водой. Частицы мела очень мелкие и оседают долго. Поэтому здесь применяют другой способ разделения – фильтрование (запись на слайде ) . Суть метода в следующем: смесь пропускают через фильтр, специальное образование, имеющее поры (рисунок). Через поры проходят более мелкие частицы, более крупные – остаются на фильтре. Фильтром может быть специальная фильтровальная бумага, ткань, марля, песок. В быту человек также использует фильтры. Какие? (чайное ситечко, дуршлаг). Итак, в основе метода лежит различие в размерах частиц.

Поговорим о разделении однородных смесей.

  • Отделить вещества, содержащиеся в растворе можно при нагревании. Каждое вещество имеет свою температуру кипения (рисунок). Жидкость испаряется, на дне емкости остается твердое вещество. Этот метод называется выпаривание, или кристаллизация. Выпаривание известно человеку с древних времен, его можно считать первым, освоенным человеком. На севере Урала, в Соликамске сохранились соляные варницы, в которых получали соль.
  • Иногда в предложенной смеси нас интересует испаряющееся вещество (рисунок). Поэтому нам достаточно уловить его при нагревании и собрать в емкость. Такой метод называется перегонка, или дистилляция (запись на слайде ) . Собранное вещество имеет достаточно высокий уровень чистоты. Так получают дистиллированную воду, бензин из нефти и т.д.

Итак, повторим еще раз. Схема на слайде.

Этими 4 методами вся химия не ограничивается, существуют и другие методы. Они более сложные. Нам же для игры достаточно разбираться в применении этих методов.

Проверяем таблицу (2,3 колонки). Слайд.

Уточним, насколько вы разобрались в теории. Я вам прочитаю словосочетания, а вы отнесите их по смыслу к определенному способу разделения смеси в 4 колонку таблицы

Проверьте правильность работы друг у друга, поменяйтесь листочками. Эталон ответа на слайде. Подсчитайте количество совпадений, эту сумму прибавьте к баллам за термины. Максимум баллов – 12. Поднимите руку, кто набрал 12 баллов.

Совместное исследование проблемы

2 этап игры «Остров»

Итак, пора высаживаться на Острова. Готовы?

Каждая группа получает дополнительные инструкции с указанием задачи, которую надо решить и образец загрязненной воды. Время на теоретическое решение проблемы 3 минуты.

Группы определяются со способом разделения своей смеси,

Инструктаж по ОТ

Получают оборудование и практически осуществляют разделение смеси

Отчет делает командир группы. Эталон отчета согласно инструкции.

Отчет групп. Работу группы оценивают командиры других групп. Они отвечают на вопрос: «Смогла ли группа выжить? Обоснуйте свое мнение» Смайлик зеленый или красный

3 этап игры «Город»

Игра закончилась. Все группы смогли выжить, справились с поставленной задачей. Из первобытной природы мы возвращаемся в родной город. Мы сегодня говорили о разных способах разделения смесей, в том числе об очистке воды из естественных водоемов. Для Александровска проблема чистой воды очень актуальна. Давайте посмотрим, какова вода в естественных водоемах города.

Ролик Загрязнение природной воды

Могут ли горожане использовать такую воду? (Нет, ее надо очищать).

Я предлагаю вам проблему очистки воды решить самостоятельно. И дома вы разработаете основные этапы очистки воды из открытого источника для использования в водопроводе

Источник

Читайте также:  Способы преодоления резистентности это
Оцените статью
Разные способы