Предложения при последовательном способе соединения

Последовательная связь предложений в тексте

Комментарии преподавателя по изучаемому материалу

При выполнении задания вы можете столкнуться со следующими трудностями.

Возможные трудности

Добрые советы

Что делать, если кажется, что на место недостающего предложения подходят сразу несколько вариантов ответа?

Если в задании пропущено первое предложение, то воспользуйтесь следующими подсказками.

Первое предложение обычно задает тему текста. Еще точнее, тема текста задается во второй части первого предложения, ближе к его финалу. Посмотрите на варианты ответа с этой точки зрения. Найдите такой финал предложения, содержание которого раскрывается дальнейшим текстом.

Содержание первого предложения не должно противоречить содержанию последующего текста. Перечитайте внимательно текст и убедитесь, что между текстом в целом и выбранным вами предложением нет противоречий по смыслу.

Что делать, если трудно найти место, которое должно занимать в тексте пропущенное предложение?

Если в задании пропущено не первое предложение, то воспользуйтесь следующей подсказкой.

Ищите между предложениями текста смысловую несостыкованность. Для этого проследите внимательно, как развивается в тексте авторская мысль. Определите тему текста, выясните, все ли аргументы соответствуют тезису темы? Скорее всего, пропущенное предложение должно стоять на месте найденного смыслового несоответствия.

Способы связи предложений в тексте

Предложения в тексте связаны по смыслу. Связь эта проявляется на лексическом и грамматическом уровнях языка, см.: раздел Средства связи предложений в тексте.

Выделяются два основных способа связи предложений в тексте: последовательная (цепная) связь и параллельная связь.

Последовательная (цепная) связь

Наконец, на страницах поэмы появляется Плюшкин, человек, не только лишённый каких-либо положительных качеств, но почти потерявший человеческий облик.

Он кажется человеком, попавшим в катастрофу, одичавшим на каком-то необитаемом острове.

Катастрофа превратила в руины его некогда процветающее имение, его дом похож на свалку, его одежда — «сплошная прореха».

В первом предложении смысловой акцент падает на характеристику Плюшкина. Во втором предложении эта информация становится основой для нового сообщения (Плюшкин похож на человека, попавшего в катастрофу). Основой для сообщения в третьем предложении становится информация второго предложения.

Поясним сущность цепной связи схемой.

Более глубокое нравственное падение человека демонстрирует образ Собакевича.

Собакевич неприветлив, жаден и груб.

Он кулак, т. е. умеет выжать свою выгоду из всего, не смущаясь сомнительностью сделки.

Он, кажется, мошенник: из-за выгоды готов пойти даже на шантаж.

В первом предложении смысловой акцент падает на характеристику Собакевича. Эта информация становится предметом для характеристики в остальных предложениях.

Поясним сущность параллельной связи схемой.

В речевой практике оба основных способа часто совмещаются.

Устная и письменная речь. Текст. Смысловая целостность текста

Язык существует в двух разновидностях речи: устной и письменной. С помощью устной речи люди непосредственно общаются друг с другом. Устная речь — это живое, непринуждённое и неподготовленное общение в режиме реального времени, и композиция этого общения всецело зависит от конкретной ситуации. Общение с помощью письменной речи, напротив, всегда подготавливается заранее и строится с учётом возможной временно́й дистанции между общающимися. Поэтому автор письменного сообщения заинтересован в том, чтобы оно было целостным и с точки зрения темы, и с точки зрения смысла, и с точки зрения композиции, т. е. было бы в собственном смысле слова текстом.

Текст (лат. textum — ткань, сплетение, соединение) — это последовательность предложений, связанных по смыслу и грамматически, созданная с целью охарактеризовать (раскрыть) некоторую тему. Употребляя слово текст, мы в основном имеем в виду нечто написанное. При этом не следует забывать, что есть такие жанры, которые, как правило, существуют в устной форме, но готовятся как письменные тексты (например, доклад или лекция).

Смысловая целостность текста связана с несколькими понятиями:

1) содержание текста;

3) основная мысль текста;

4) раскрытие темы текста;

5) позиция автора текста.

Содержание текста — это то, о чём текст написан: какова его тема, основная мысль, как раскрывается эта основная мысль, какова позиция автора по отношению к теме.

Тема текста — это предмет либо явление, находящиеся в центре внимания автора. Усилия автора направлены на то, чтобы дать характеристику теме, раскрыть тему текста.

Основная мысль текста — это общая характеристика, данная в тексте теме.

Основная мысль иногда может быть напрямую выражена в тексте, а иногда выводится из его содержания.

Тема раскрывается через ряд связанных друг с другом суждений, каждое из которых прямо или косвенно характеризует тему. Суждения эти могут иметь, в свою очередь, разнообразную тематику. Частные темы, возникающие по мере раскрытия главной, называются микротемами. Учёт микротем необходим для выведения основной мысли текста.

Читайте также:  Способы толкования права юридическая техника

Тему текста необходимо отличать от любой его микротемы. Микротема раскрывает содержание лишь одной из частей текста. Тема же целого текста включает в себя (прямо или косвенно) все его микротемы. Кроме того, она всегда связана с основной мыслью текста и с позицией автора.

Позиция (точка зрения) автора. Выбирая тему текста и раскрывая её с помощью определённых микротем, автор текста проясняет для читателя свою ценностную позицию относительно темы и основной мысли текста. Он прямо или опосредованно выражает собственную оценку тезисов текста и явлений, отражённых в нём.

Источник

Способы связи предложений в тексте

По характеру связи между предложениями все тексты можно разделить на три вида:

  • тексты с последовательной (цепной, линейной) связью;
  • тексты с параллельной связью;
  • тексты с присоединительной связью.

При последовательной (цепной, линейной) связи второе предложение связано с первым, третье со вторым и т. п. Мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым», во втором становится «данным» и т. п.

Например. Однажды мы пошли на экскурсию на автозавод. Там нам показали конвейер. На конвейере собирают новые автомобили. Время сборки каждого автомобиля примерно шесть часов.

При параллельной связи первое предложение содержит тему, даёт общий план картины, а все последующие (сходные по структуре) связаны с первым предложением: объясняют, раскрывают содержание первого предложения.

Например. Наступила осень. Дни стали короче. На улице с каждым днем становится прохладнее. Листья на берёзах пожелтели и стали осыпаться.

Присоединительная связь предложений в тексте — это такой принцип построения высказывания, когда к основному сообщению прикрепляется еще одна часть в виде дополнительной информации.

Например: Он был человеком очень мнительным. И неспроста.

Для связи предложений в «данном» используются следующие средства: лексический повтор, местоимения, синонимы (в том числе контекстные), слова со значением «целое и его части».

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

Последовательное подчинение придаточных в сложноподчиненном предложении

Последовательное под­чи­не­ние — это под­чи­не­ние, при кото­ром каж­дое после­ду­ю­щее при­да­точ­ное пред­ло­же­ние зави­сит от предыдущего.

Несколько при­да­точ­ных частей могут быть свя­за­ны с глав­ным пред­ло­же­ни­ем и меж­ду собой после­до­ва­тель­ным под­чи­не­ни­ем. Укажем при­ме­ры слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний с после­до­ва­тель­ным под­чи­не­ни­ем из про­из­ве­де­ний худо­же­ствен­ной литературы.

Сложное предложение с последовательным подчинением

В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии два и более зави­си­мых пред­ло­же­ния могут иметь после­до­ва­тель­ное под­чи­не­ние по отно­ше­нию друг к дру­гу. Последовательное под­чи­не­ние име­ет «гово­ря­щее» назва­ние. Оно про­ис­хо­дит после­до­ва­тель­но от глав­но­го пред­ло­же­ния к пер­во­му зави­си­мо­му пред­ло­же­нию, затем от пер­во­го ко вто­ро­му, от вто­ро­го к тре­тье­му и т. д.

Непосредственно глав­но­му пред­ло­же­нию под­чи­ня­ет­ся толь­ко пер­вое при­да­точ­ное, а все после­ду­ю­щие посте­пен­но и после­до­ва­тель­но при­со­еди­ня­ют­ся по оче­ре­ди друг к дру­гу. Образно гово­ря, это постро­е­ние слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния похо­же на желез­но­до­рож­ный состав, где к теп­ло­во­зу при­со­еди­ня­ет­ся толь­ко пер­вый вагон, а все осталь­ные цеп­ля­ют­ся друг за дру­га по порядку.

Например:

Помню (1), как пошли мы с лес­ни­ком в дуб­ра­ву (2), где в зарос­лях воз­ле воды дер­жа­лись оле­ни и каба­ны (3) (В. Песков).

Сложноподчиненное пред­ло­же­ние состо­ит из трех про­стых: пер­вое пред­ло­же­ние глав­ное, вто­рое и тре­тье — при­да­точ­ные. Первое при­да­точ­ное пред­ло­же­ние непо­сред­ствен­но соеди­не­но с помо­щью сою­за «как» с глав­ным и пояс­ня­ет в нем ска­зу­е­мое, выра­жен­ное гла­го­лом «пом­ню»:

пом­ню (что?) как пошли мы с лес­ни­ком в дубраву.

Второе при­да­точ­ное пред­ло­же­ние при­со­еди­ня­ет­ся союз­ным сло­вом «где» к пер­во­му при­да­точ­но­му и пояс­ня­ет в нем обсто­я­тель­ство, выра­жен­ное суще­стви­тель­ным в падеж­ной фор­ме с пред­ло­гом «в дуб­ра­ву»:

в дуб­ра­ву (какую?) где в зарос­лях воз­ле воды дер­жа­лись оле­ни и кабаны.

Линейная схе­ма пред­ло­же­ния с после­до­ва­тель­ным под­чи­не­ни­ем выгля­дит так:

Понаблюдаем, как при­со­еди­ня­ют­ся друг к дру­гу при­да­точ­ные пред­ло­же­ния в слож­ном пред­ло­же­нии с после­до­ва­тель­ным подчинением:

Я знал, что мне нуж­но пото­ро­пить­ся, посколь­ку поезд отправ­ля­ет­ся через полчаса.

Она мне не раз гово­ри­ла, как бы ей хоте­лось вер­нуть­ся сюда ещё раз, что­бы вспом­нить счаст­ли­вые дни сво­ей юности.

Мы шли по еле замет­ной тро­пин­ке, что неожи­дан­но свер­ну­ла к реч­ке, у бере­га кото­рой плес­ка­лись утки.

Некоторые счи­та­ют, что доста­точ­но толь­ко как сле­ду­ет попро­сить, что­бы их жела­ние исполнилось.

Запятые в предложении с последовательным подчинением

При после­до­ва­тель­ном под­чи­не­нии при­да­точ­ные пред­ло­же­ния отде­ля­ет­ся от глав­но­го пред­ло­же­ния и друг от дру­га запятой.

В саду зацве­ли ябло­ни, кото­рые похо­жи на бело­снеж­ные обла­ка, что как буд­то спу­сти­лись с небес.

Следует иметь в виду, что в слож­но­под­чи­нён­ных пред­ло­же­ни­ях с после­до­ва­тель­ным под­чи­не­ни­ем одно при­да­точ­ное пред­ло­же­ние может ока­зать­ся внут­ри дру­го­го напо­до­бие «мат­рёш­ки», при­чём под­чи­ни­тель­ные сою­зы или союз и союз­ное сло­во ока­жут­ся рядом, например:

Я думал о том (1), что (2), если каж­дый день чело­век полу­ча­ет одни толь­ко радо­сти (3), он их вовсе не полу­ча­ет (2).

Рядом нахо­дят­ся под­чи­ни­тель­ные сою­зы «что» и «если», кото­рые отно­сят­ся к раз­ным при­да­точ­ным предложениям:

  • что он их вовсе не получает;
  • если каж­дый день чело­век полу­ча­ет одни толь­ко радости.

Между сою­за­ми ста­вит­ся запя­тая, если изъ­я­тие вто­ро­го под­чи­ни­тель­но­го пред­ло­же­ния не тре­бу­ет пере­строй­ки все­го слож­но­го пред­ло­же­ния, а это про­ис­хо­дит при отсут­ствии вто­рой части состав­но­го сою­за — то, так, но.

Запятая на сты­ке двух под­чи­ни­тель­ных сою­зов (сою­за и союз­но­го сло­ва) не ста­вит­ся в том слу­чае, если вто­рое пред­ло­же­ние нель­зя изъ­ять без изме­не­ния все­го слож­но­го пред­лож­но­го. В этом слу­чае далее име­ет­ся вто­рая часть состав­но­го сою­за — то, так, но.

Примеры предложений из художественной литературы

Эдип знал, что_ если он не раз­га­да­ет голо­во­лом­ки, то его ждет гибель… (И. Эренбург).

Казалось, что_ если она одна­жды не вый­дет на рабо­ту, то к обе­ду сле­ду­ет ожи­дать конец све­та (Т. Устинова).

Подъехав к месту сра­же­ния, я понял, что, если про­явить упор­ство, побе­да будет за нами.

Воздух был необык­но­вен­но све­тел, про­зра­чен и нежен, так что, когда Анна Акимовна погля­де­ла в окно, ей преж­де все­го захо­те­лось вздох­нуть глубоко-глубоко (А. Чехов).

Снег падал мед­лен­но и важ­но, и хло­пья его были такие боль­шие, что каза­лось, буд­то с неба сле­та­ют на город лег­кие белые цве­ты (К. Паустовский).

Я был слаб, что­бы рабо­тать, поэто­му писал кни­ги и пьесы…(Б. Шоу).

Ветки их так часто пере­пле­лись, что каза­лось, буд­то огнен­ные цве­ты шипов­ни­ка и белые, пах­ну­щие мин­да­лем цве­ты боярыш­ни­ка каким-то чудес­ным обра­зом рас­пу­сти­лись на одном кусте (К. Паустовский).

В то лето, когда побы­вал Сёмка в горо­де, он стал при­гля­ды­вать­ся к цер­ков­ке, кото­рая сто­я­ла в деревне Талица, что в трех вер­стах езды от Чебровки (В. Шукшин).

Многие дума­ют, буд­то пой­ди толь­ко в лес, где мно­го мед­ве­дей, так они набро­сят­ся и съе­дят тебя (М. Пришвин).

Допустим, мы заин­те­ре­со­ва­ны, что­бы в лесу води­лось поболь­ше ряб­чи­ков, жизнь кото­рых свя­за­на с хвой­ны­ми дере­вья­ми (В. Солоухин).

Источник

Читайте также:  Способы декорирования русской рубахи

7.7. Тексты с различными видами связи

Текст и его основные признаки

По характеру связи между предложениями все тексты можно разделить на три разновидности:

  1. тексты с цепными связями;
  2. тексты с параллельными связями;
  3. тексты с присоединительными связями.

Цепная (последовательная, линейная) связь, пожалуй, самый распространённый способ соединения предложений (ср. последовательную связь придаточных в сложноподчинённом предложении). Широкое использование цепных связей во всех стилях речи объясняется тем, что они в наибольшей степени соответствуют специфике мышления, особенностям соединения суждений. Там, где мысль развивается линейно, последовательно, где каждое последующее предложение развивает предшествующее, как бы вытекает из него, неизбежны цепные связи.

Среди различных видов цепной связи по способу выражения наиболее широко распространены:

  • местоименные связи (существительные, прилагательные, числительные заменяются в последующем предложении местоимениями и местоименными наречиями);
  • лексические и синтаксические повторы;
  • синонимические замены.

В качестве примера приведём отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Уездный лекарь»:

Однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля, я простудился и занемог. К счастью, лихорадка застигла меня в уездном городе, в гостинице; я послал за доктором. Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый. Он прописал мне обычное потогонное, велел приставить горчичник, весьма ловко запустил себе под обшлаг пятирублёвую бумажку, причём, однако, сухо кашлянул и глянул в сторону, и уже совсем было собрался отправиться восвояси, да как-то разговорился и остался.

При построении данного текста каждое последующее предложение развивает предыдущее, причём наиболее значимая информация в предыдущем предложении различными средствами повторяется в последующем, становясь основой для введения новой информации. А эта новая информация в следующем предложении вновь повторяется, становясь основой для следующей новой информации.

Так, первое предложение: Однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля, я простудился и занемог – можно условно разделить на две части по типу передаваемой информации. Вначале даётся описание общей ситуации (однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля), а затем – наиболее значимая по смыслу часть, характеризующая то, что, собственно говоря, произошло (я простудился и занемог). Во втором предложении: К счастью, лихорадка застигла меня в уездном городе, в гостинице; я послал за доктором – дается повтор этой информации. Существительное (лихорадка) соотносится с информацией, передаваемой ранее глаголами того же тематического ряда (простудился и занемог). Новой в этом предложении и потому наиболее значимой становится информация о том, что рассказчик послал за доктором. В следующем предложении: Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый – эта информация вновь повторяется (для этого используется синонимическая замена: доктор → лекарь), а новым является описание доктора. Далее вновь следует отсылка к предшествующему тексту (для этого используется местоимение он), и в качестве новой информации сообщается о поступках и поведении доктора.

Читайте также:  356 способов чтобы жить

Цепные связи очень характерны для деловой, научной, публицистической речи, то есть они присутствуют везде, где есть линейное, последовательное, цепное развитие мысли.

В текстах с параллельной (централизованной) связью связанные по смыслу предложения обычно имеют один и тот же субъект (ср. сложноподчинённые предложения с параллельной связью придаточных частей). Называя действия, события, явления, располагающиеся рядом (рядоположенные), параллельные связи по самой своей природе предназначены для описания и повествования.

Наиболее типичной для текстов с параллельной связью является следующая структура. Сначала следует зачин, содержащий мысль-тезис всего текста. Затем следует серия предложений, раскрывающих эту мысль, причём синтаксическими признаками данных предложений являются:

  • параллелизм их структуры;
  • единство форм выражения сказуемых.

Лишь в концовке обычно допускается смена временного плана и отсутствие параллелизма.

В качестве примера рассмотрим отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч», в котором автор даёт сопоставительную характеристику своим героям:

Оба приятеля нисколько не походили друг на друга. Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист; Калиныч, напротив, принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями; Калиныч ходил в лаптях и перебивался кое-как. Хорь расплодил большое семейство, покорное и единодушное; у Калиныча была когда-то жена, которой он боялся, а детей и не бывало и вовсе. Хорь насквозь видел г-на Полутыкина; Калиныч благоговел перед своим господином. Хорь любил Калиныча и оказывал ему покровительство; Калиныч любил и уважал Хоря. Хорь говорил мало, посмеивался и разумел про себя; Калиныч объяснялся с жаром, хотя и не пел соловьём, как бойкий фабричный человек.

Первое предложение представляет собой зачин-тезис: Оба приятеля нисколько не походили друг на друга. Каждое следующее предложение содержит противопоставление Хоря и Калиныча (субъекта здесь два, но они объединены в одно целое в зачине – оба приятеля) по какому-либо признаку, причём это противопоставление даётся через систему параллельных конструкций. Параллелизм структур проявляется, в частности, в том, что предложения представляют собой сложные бессоюзные конструкции, первая часть которых характеризует Хоря, вторая – Калиныча, причём их имена, повторяясь, открывают каждую часть. Далее обычно следует группа сказуемого, причём все глаголы стоят в прошедшем времени обычно несовершенного вида: был, принадлежал, понимал, ладил, ходил, благоговел и т.д. Поскольку целью описания является доказательство полной противоположности характеров героев, то И.С. Тургенев использует систему параллельных контекстуальных антонимов: человек практический, административная голова, рационалист – идеалист, романтик, человек восторженный и мечтательный; понимал действительность, обстроился, накопил деньжонку – ходил в лаптях, перебивался кое-как; расплодил большое семейство – детей и не бывало и вовсе; насквозь видел г-на Полутыкина – благоговел перед господином и т.д. Тем самым повествовательные контексты раскрывают тесно связанные между собой явления.

Третий вид связи между самостоятельными предложениями – присоединение. Это такой принцип построения высказывания, при котором часть его в виде отдельной, как бы дополнительной информации прикрепляется к основному сообщению, например: Ефремова жена слыла бабой неглупой – и недаром (Тургенев); Незачем мне оправдываться, да и не в моих это правилах (Чехов).

Присоединительные конструкции обычно содержат дополнительную информацию – по ассоциации, в виде пояснения, комментария и т.д. Они имитируют живую речь с её непринужденностью, естественностью и т.д. Г.А. Солганик в пособии «Стилистика текста» в качестве характерной иллюстрации этого вида связи приводит отрывок из очерка К.И. Чуковского «Чехов»:

И до такой степени он был артельный, хоровой человек, что даже писать он мечтал не в одиночку, а вместе с другими и готов был приглашать к себе в соавторы самых неподходящих людей.
«Слушайте, Короленко. Будем вместе работать. Напишем драму. В четыре действия. В две недели».
Хотя Короленко никогда никаких драм не писал и к театру не имел отношения.
И Билибину: «Давайте вместе напишем водевиль в 2-х действиях! Придумайте 1-е действие, а я – 2-е. Гонорар пополам».
И Суворину: «Давайте напишем трагедию. »
И ему через несколько лет:
«Давайте напишем два–три рассказа. Вы – начало, а я – конец».

Обратите внимание, что присоединение, в отличие от цепной и параллельной связи, имеет более узкое применение в текстообразовании и обычно не способно самостоятельно образовывать тексты.

Кроме того, текст, особенно достаточно объёмный, обычно не строится с использованием какого-либо одного типа связи. Как правило, в тексте наблюдается их совмещение в зависимости от конкретных авторских задач.

Источник

Оцените статью
Разные способы