- Последовательная связь предложений в тексте
- Способы связи предложений в тексте
- Последовательное подчинение придаточных в сложноподчиненном предложении
- Сложное предложение с последовательным подчинением
- Запятые в предложении с последовательным подчинением
- Примеры предложений из художественной литературы
- 7.7. Тексты с различными видами связи
- Текст и его основные признаки
Последовательная связь предложений в тексте
Комментарии преподавателя по изучаемому материалу
При выполнении задания вы можете столкнуться со следующими трудностями.
Возможные трудности
Добрые советы
Что делать, если кажется, что на место недостающего предложения подходят сразу несколько вариантов ответа?
Если в задании пропущено первое предложение, то воспользуйтесь следующими подсказками.
Первое предложение обычно задает тему текста. Еще точнее, тема текста задается во второй части первого предложения, ближе к его финалу. Посмотрите на варианты ответа с этой точки зрения. Найдите такой финал предложения, содержание которого раскрывается дальнейшим текстом.
Содержание первого предложения не должно противоречить содержанию последующего текста. Перечитайте внимательно текст и убедитесь, что между текстом в целом и выбранным вами предложением нет противоречий по смыслу.
Что делать, если трудно найти место, которое должно занимать в тексте пропущенное предложение?
Если в задании пропущено не первое предложение, то воспользуйтесь следующей подсказкой.
Ищите между предложениями текста смысловую несостыкованность. Для этого проследите внимательно, как развивается в тексте авторская мысль. Определите тему текста, выясните, все ли аргументы соответствуют тезису темы? Скорее всего, пропущенное предложение должно стоять на месте найденного смыслового несоответствия.
Способы связи предложений в тексте
Предложения в тексте связаны по смыслу. Связь эта проявляется на лексическом и грамматическом уровнях языка, см.: раздел Средства связи предложений в тексте.
Выделяются два основных способа связи предложений в тексте: последовательная (цепная) связь и параллельная связь.
Последовательная (цепная) связь
Наконец, на страницах поэмы появляется Плюшкин, человек, не только лишённый каких-либо положительных качеств, но почти потерявший человеческий облик.
Он кажется человеком, попавшим в катастрофу, одичавшим на каком-то необитаемом острове.
Катастрофа превратила в руины его некогда процветающее имение, его дом похож на свалку, его одежда — «сплошная прореха».
В первом предложении смысловой акцент падает на характеристику Плюшкина. Во втором предложении эта информация становится основой для нового сообщения (Плюшкин похож на человека, попавшего в катастрофу). Основой для сообщения в третьем предложении становится информация второго предложения.
Поясним сущность цепной связи схемой.
Более глубокое нравственное падение человека демонстрирует образ Собакевича.
Собакевич неприветлив, жаден и груб.
Он кулак, т. е. умеет выжать свою выгоду из всего, не смущаясь сомнительностью сделки.
Он, кажется, мошенник: из-за выгоды готов пойти даже на шантаж.
В первом предложении смысловой акцент падает на характеристику Собакевича. Эта информация становится предметом для характеристики в остальных предложениях.
Поясним сущность параллельной связи схемой.
В речевой практике оба основных способа часто совмещаются.
Устная и письменная речь. Текст. Смысловая целостность текста
Язык существует в двух разновидностях речи: устной и письменной. С помощью устной речи люди непосредственно общаются друг с другом. Устная речь — это живое, непринуждённое и неподготовленное общение в режиме реального времени, и композиция этого общения всецело зависит от конкретной ситуации. Общение с помощью письменной речи, напротив, всегда подготавливается заранее и строится с учётом возможной временно́й дистанции между общающимися. Поэтому автор письменного сообщения заинтересован в том, чтобы оно было целостным и с точки зрения темы, и с точки зрения смысла, и с точки зрения композиции, т. е. было бы в собственном смысле слова текстом.
Текст (лат. textum — ткань, сплетение, соединение) — это последовательность предложений, связанных по смыслу и грамматически, созданная с целью охарактеризовать (раскрыть) некоторую тему. Употребляя слово текст, мы в основном имеем в виду нечто написанное. При этом не следует забывать, что есть такие жанры, которые, как правило, существуют в устной форме, но готовятся как письменные тексты (например, доклад или лекция).
Смысловая целостность текста связана с несколькими понятиями:
1) содержание текста;
3) основная мысль текста;
4) раскрытие темы текста;
5) позиция автора текста.
Содержание текста — это то, о чём текст написан: какова его тема, основная мысль, как раскрывается эта основная мысль, какова позиция автора по отношению к теме.
Тема текста — это предмет либо явление, находящиеся в центре внимания автора. Усилия автора направлены на то, чтобы дать характеристику теме, раскрыть тему текста.
Основная мысль текста — это общая характеристика, данная в тексте теме.
Основная мысль иногда может быть напрямую выражена в тексте, а иногда выводится из его содержания.
Тема раскрывается через ряд связанных друг с другом суждений, каждое из которых прямо или косвенно характеризует тему. Суждения эти могут иметь, в свою очередь, разнообразную тематику. Частные темы, возникающие по мере раскрытия главной, называются микротемами. Учёт микротем необходим для выведения основной мысли текста.
Тему текста необходимо отличать от любой его микротемы. Микротема раскрывает содержание лишь одной из частей текста. Тема же целого текста включает в себя (прямо или косвенно) все его микротемы. Кроме того, она всегда связана с основной мыслью текста и с позицией автора.
Позиция (точка зрения) автора. Выбирая тему текста и раскрывая её с помощью определённых микротем, автор текста проясняет для читателя свою ценностную позицию относительно темы и основной мысли текста. Он прямо или опосредованно выражает собственную оценку тезисов текста и явлений, отражённых в нём.
Источник
Способы связи предложений в тексте
По характеру связи между предложениями все тексты можно разделить на три вида:
- тексты с последовательной (цепной, линейной) связью;
- тексты с параллельной связью;
- тексты с присоединительной связью.
При последовательной (цепной, линейной) связи второе предложение связано с первым, третье со вторым и т. п. Мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым», во втором становится «данным» и т. п.
Например. Однажды мы пошли на экскурсию на автозавод. Там нам показали конвейер. На конвейере собирают новые автомобили. Время сборки каждого автомобиля примерно шесть часов.
При параллельной связи первое предложение содержит тему, даёт общий план картины, а все последующие (сходные по структуре) связаны с первым предложением: объясняют, раскрывают содержание первого предложения.
Например. Наступила осень. Дни стали короче. На улице с каждым днем становится прохладнее. Листья на берёзах пожелтели и стали осыпаться.
Присоединительная связь предложений в тексте — это такой принцип построения высказывания, когда к основному сообщению прикрепляется еще одна часть в виде дополнительной информации.
Например: Он был человеком очень мнительным. И неспроста.
Для связи предложений в «данном» используются следующие средства: лексический повтор, местоимения, синонимы (в том числе контекстные), слова со значением «целое и его части».
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Источник
Последовательное подчинение придаточных в сложноподчиненном предложении
Последовательное подчинение — это подчинение, при котором каждое последующее придаточное предложение зависит от предыдущего.
Несколько придаточных частей могут быть связаны с главным предложением и между собой последовательным подчинением. Укажем примеры сложноподчиненных предложений с последовательным подчинением из произведений художественной литературы.
Сложное предложение с последовательным подчинением
В сложноподчиненном предложении два и более зависимых предложения могут иметь последовательное подчинение по отношению друг к другу. Последовательное подчинение имеет «говорящее» название. Оно происходит последовательно от главного предложения к первому зависимому предложению, затем от первого ко второму, от второго к третьему и т. д.
Непосредственно главному предложению подчиняется только первое придаточное, а все последующие постепенно и последовательно присоединяются по очереди друг к другу. Образно говоря, это построение сложноподчиненного предложения похоже на железнодорожный состав, где к тепловозу присоединяется только первый вагон, а все остальные цепляются друг за друга по порядку.
Например:
Помню (1), как пошли мы с лесником в дубраву (2), где в зарослях возле воды держались олени и кабаны (3) (В. Песков).
Сложноподчиненное предложение состоит из трех простых: первое предложение главное, второе и третье — придаточные. Первое придаточное предложение непосредственно соединено с помощью союза «как» с главным и поясняет в нем сказуемое, выраженное глаголом «помню»:
помню (что?) как пошли мы с лесником в дубраву.
Второе придаточное предложение присоединяется союзным словом «где» к первому придаточному и поясняет в нем обстоятельство, выраженное существительным в падежной форме с предлогом «в дубраву»:
в дубраву (какую?) где в зарослях возле воды держались олени и кабаны.
Линейная схема предложения с последовательным подчинением выглядит так:
Понаблюдаем, как присоединяются друг к другу придаточные предложения в сложном предложении с последовательным подчинением:
Я знал, что мне нужно поторопиться, поскольку поезд отправляется через полчаса.
Она мне не раз говорила, как бы ей хотелось вернуться сюда ещё раз, чтобы вспомнить счастливые дни своей юности.
Мы шли по еле заметной тропинке, что неожиданно свернула к речке, у берега которой плескались утки.
Некоторые считают, что достаточно только как следует попросить, чтобы их желание исполнилось.
Запятые в предложении с последовательным подчинением
При последовательном подчинении придаточные предложения отделяется от главного предложения и друг от друга запятой.
В саду зацвели яблони, которые похожи на белоснежные облака, что как будто спустились с небес.
Следует иметь в виду, что в сложноподчинённых предложениях с последовательным подчинением одно придаточное предложение может оказаться внутри другого наподобие «матрёшки», причём подчинительные союзы или союз и союзное слово окажутся рядом, например:
Я думал о том (1), что (2), если каждый день человек получает одни только радости (3), он их вовсе не получает (2).
Рядом находятся подчинительные союзы «что» и «если», которые относятся к разным придаточным предложениям:
- что он их вовсе не получает;
- если каждый день человек получает одни только радости.
Между союзами ставится запятая, если изъятие второго подчинительного предложения не требует перестройки всего сложного предложения, а это происходит при отсутствии второй части составного союза — то, так, но.
Запятая на стыке двух подчинительных союзов (союза и союзного слова) не ставится в том случае, если второе предложение нельзя изъять без изменения всего сложного предложного. В этом случае далее имеется вторая часть составного союза — то, так, но.
Примеры предложений из художественной литературы
Эдип знал, что_ если он не разгадает головоломки, то его ждет гибель… (И. Эренбург).
Казалось, что_ если она однажды не выйдет на работу, то к обеду следует ожидать конец света (Т. Устинова).
Подъехав к месту сражения, я понял, что, если проявить упорство, победа будет за нами.
Воздух был необыкновенно светел, прозрачен и нежен, так что, когда Анна Акимовна поглядела в окно, ей прежде всего захотелось вздохнуть глубоко-глубоко (А. Чехов).
Снег падал медленно и важно, и хлопья его были такие большие, что казалось, будто с неба слетают на город легкие белые цветы (К. Паустовский).
Я был слаб, чтобы работать, поэтому писал книги и пьесы…(Б. Шоу).
Ветки их так часто переплелись, что казалось, будто огненные цветы шиповника и белые, пахнущие миндалем цветы боярышника каким-то чудесным образом распустились на одном кусте (К. Паустовский).
В то лето, когда побывал Сёмка в городе, он стал приглядываться к церковке, которая стояла в деревне Талица, что в трех верстах езды от Чебровки (В. Шукшин).
Многие думают, будто пойди только в лес, где много медведей, так они набросятся и съедят тебя (М. Пришвин).
Допустим, мы заинтересованы, чтобы в лесу водилось побольше рябчиков, жизнь которых связана с хвойными деревьями (В. Солоухин).
Источник
7.7. Тексты с различными видами связи
Текст и его основные признаки
По характеру связи между предложениями все тексты можно разделить на три разновидности:
- тексты с цепными связями;
- тексты с параллельными связями;
- тексты с присоединительными связями.
Цепная (последовательная, линейная) связь, пожалуй, самый распространённый способ соединения предложений (ср. последовательную связь придаточных в сложноподчинённом предложении). Широкое использование цепных связей во всех стилях речи объясняется тем, что они в наибольшей степени соответствуют специфике мышления, особенностям соединения суждений. Там, где мысль развивается линейно, последовательно, где каждое последующее предложение развивает предшествующее, как бы вытекает из него, неизбежны цепные связи.
Среди различных видов цепной связи по способу выражения наиболее широко распространены:
- местоименные связи (существительные, прилагательные, числительные заменяются в последующем предложении местоимениями и местоименными наречиями);
- лексические и синтаксические повторы;
- синонимические замены.
В качестве примера приведём отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Уездный лекарь»:
Однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля, я простудился и занемог. К счастью, лихорадка застигла меня в уездном городе, в гостинице; я послал за доктором. Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый. Он прописал мне обычное потогонное, велел приставить горчичник, весьма ловко запустил себе под обшлаг пятирублёвую бумажку, причём, однако, сухо кашлянул и глянул в сторону, и уже совсем было собрался отправиться восвояси, да как-то разговорился и остался.
При построении данного текста каждое последующее предложение развивает предыдущее, причём наиболее значимая информация в предыдущем предложении различными средствами повторяется в последующем, становясь основой для введения новой информации. А эта новая информация в следующем предложении вновь повторяется, становясь основой для следующей новой информации.
Так, первое предложение: Однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля, я простудился и занемог – можно условно разделить на две части по типу передаваемой информации. Вначале даётся описание общей ситуации (однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля), а затем – наиболее значимая по смыслу часть, характеризующая то, что, собственно говоря, произошло (я простудился и занемог). Во втором предложении: К счастью, лихорадка застигла меня в уездном городе, в гостинице; я послал за доктором – дается повтор этой информации. Существительное (лихорадка) соотносится с информацией, передаваемой ранее глаголами того же тематического ряда (простудился и занемог). Новой в этом предложении и потому наиболее значимой становится информация о том, что рассказчик послал за доктором. В следующем предложении: Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый – эта информация вновь повторяется (для этого используется синонимическая замена: доктор → лекарь), а новым является описание доктора. Далее вновь следует отсылка к предшествующему тексту (для этого используется местоимение он), и в качестве новой информации сообщается о поступках и поведении доктора.
Цепные связи очень характерны для деловой, научной, публицистической речи, то есть они присутствуют везде, где есть линейное, последовательное, цепное развитие мысли.
В текстах с параллельной (централизованной) связью связанные по смыслу предложения обычно имеют один и тот же субъект (ср. сложноподчинённые предложения с параллельной связью придаточных частей). Называя действия, события, явления, располагающиеся рядом (рядоположенные), параллельные связи по самой своей природе предназначены для описания и повествования.
Наиболее типичной для текстов с параллельной связью является следующая структура. Сначала следует зачин, содержащий мысль-тезис всего текста. Затем следует серия предложений, раскрывающих эту мысль, причём синтаксическими признаками данных предложений являются:
- параллелизм их структуры;
- единство форм выражения сказуемых.
Лишь в концовке обычно допускается смена временного плана и отсутствие параллелизма.
В качестве примера рассмотрим отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч», в котором автор даёт сопоставительную характеристику своим героям:
Оба приятеля нисколько не походили друг на друга. Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист; Калиныч, напротив, принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями; Калиныч ходил в лаптях и перебивался кое-как. Хорь расплодил большое семейство, покорное и единодушное; у Калиныча была когда-то жена, которой он боялся, а детей и не бывало и вовсе. Хорь насквозь видел г-на Полутыкина; Калиныч благоговел перед своим господином. Хорь любил Калиныча и оказывал ему покровительство; Калиныч любил и уважал Хоря. Хорь говорил мало, посмеивался и разумел про себя; Калиныч объяснялся с жаром, хотя и не пел соловьём, как бойкий фабричный человек.
Первое предложение представляет собой зачин-тезис: Оба приятеля нисколько не походили друг на друга. Каждое следующее предложение содержит противопоставление Хоря и Калиныча (субъекта здесь два, но они объединены в одно целое в зачине – оба приятеля) по какому-либо признаку, причём это противопоставление даётся через систему параллельных конструкций. Параллелизм структур проявляется, в частности, в том, что предложения представляют собой сложные бессоюзные конструкции, первая часть которых характеризует Хоря, вторая – Калиныча, причём их имена, повторяясь, открывают каждую часть. Далее обычно следует группа сказуемого, причём все глаголы стоят в прошедшем времени обычно несовершенного вида: был, принадлежал, понимал, ладил, ходил, благоговел и т.д. Поскольку целью описания является доказательство полной противоположности характеров героев, то И.С. Тургенев использует систему параллельных контекстуальных антонимов: человек практический, административная голова, рационалист – идеалист, романтик, человек восторженный и мечтательный; понимал действительность, обстроился, накопил деньжонку – ходил в лаптях, перебивался кое-как; расплодил большое семейство – детей и не бывало и вовсе; насквозь видел г-на Полутыкина – благоговел перед господином и т.д. Тем самым повествовательные контексты раскрывают тесно связанные между собой явления.
Третий вид связи между самостоятельными предложениями – присоединение. Это такой принцип построения высказывания, при котором часть его в виде отдельной, как бы дополнительной информации прикрепляется к основному сообщению, например: Ефремова жена слыла бабой неглупой – и недаром (Тургенев); Незачем мне оправдываться, да и не в моих это правилах (Чехов).
Присоединительные конструкции обычно содержат дополнительную информацию – по ассоциации, в виде пояснения, комментария и т.д. Они имитируют живую речь с её непринужденностью, естественностью и т.д. Г.А. Солганик в пособии «Стилистика текста» в качестве характерной иллюстрации этого вида связи приводит отрывок из очерка К.И. Чуковского «Чехов»:
И до такой степени он был артельный, хоровой человек, что даже писать он мечтал не в одиночку, а вместе с другими и готов был приглашать к себе в соавторы самых неподходящих людей.
«Слушайте, Короленко. Будем вместе работать. Напишем драму. В четыре действия. В две недели».
Хотя Короленко никогда никаких драм не писал и к театру не имел отношения.
И Билибину: «Давайте вместе напишем водевиль в 2-х действиях! Придумайте 1-е действие, а я – 2-е. Гонорар пополам».
И Суворину: «Давайте напишем трагедию. »
И ему через несколько лет:
«Давайте напишем два–три рассказа. Вы – начало, а я – конец».
Обратите внимание, что присоединение, в отличие от цепной и параллельной связи, имеет более узкое применение в текстообразовании и обычно не способно самостоятельно образовывать тексты.
Кроме того, текст, особенно достаточно объёмный, обычно не строится с использованием какого-либо одного типа связи. Как правило, в тексте наблюдается их совмещение в зависимости от конкретных авторских задач.
Источник