Понятие, состав, правовые основы и способы изменения государственной территории
Как отмечалось выше, по основным видам правового режима вся территория Земли подразделяется на три типа:
1) государственная территория;
2) территории с международным режимом;
3) территории со смешанным режимом.
Несомненно, что к важнейшим признакам государства относится территориальное деление его граждан. Территория имела важное значение при возникновении государства, которое повлекло замену личных связей людей в догосударственных родовых союзах связями территориальными. С распадом родовых отношений и возникновением рабовладельческих государств кровнородственые связи людей были заменены территориальными.
Государственная территория – это часть земного шара, в том числе суша, ее недра, воды и воздух, которая находится под суверенитетом государства и в пределах которой государство осуществляет свою государственную власть (территориальное верховенство). Из этого понятия можно выделить два основных признака государственной территории:
1) принадлежность государству (т.е. государство обладает суверенитетом над данной территорией);
2) верховенство государства.
Государственный суверенитет – это важнейшее политико-юридическое свойство государства, которое означает его полную и исключительную власть в пределах своей территории и независимость в международных отношениях.
Территориальное верховенство – это полная и исключительная власть государства в пределах своей территории. В содержание территориального верховенства входит право субъекта международного права выбирать в пределах своей территории политическую, социально-экономическую и культурную систему в соответствии с волей своего народа без вмешательства или применения силы или угрозы извне в какой бы то ни было форме.
Использование государством своей территории не является юридически неограниченным. Нормы и принципы современного международного права указывают на то, что каждое государство свободно в использовании своей территории только до тех пор, пока этим не наносится ущерб другим государствам.
Определение внутреннего режима государственной территории и особого режима ее отдельных частей также входит в содержание территориального верховенства и является одним из свойств юридической природы государственной территории.
Современное международное право исходит из того, что каждое государство осуществляет на своей территории всю полноту власти над лицами и вещами. Исключение составляют лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом. Однако и они обязаны соблюдать законы и уважать обычаи страны пребывания.
Таким образом, согласно международному праву верховенство государства означает, во-первых, что его власть является высшей по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся в пределах его территории, и, во-вторых, что на территории этого государства исключается действие публичной власти иностранного государства.
В состав государственной территории входят суша и воды с находящимися под ними недрами и лежащее над сушей и водами воздушное пространство. Состав государственной территории России определяется Законом о государственной границе Российской Федерации как суша, воды, недра и воздушное пространство, пределы которых определены государственной границей России.
Сухопутная территория включает, прежде всего, всю сушу, находящуюся под суверенитетом данного государства, независимо от места расположения ее отдельных частей. Сюда относятся материк, острова и анклавы (часть сухопутной территории государства, охваченная сухопутной территорией другого государства и не имеющая морского берега). Правовое положение сухопутной территории государства регулируется только его внутренним законодательством. Это не исключает, однако, возможности установления на основании международных договоров особого правового режима для отдельных частей сухопутной территории (например, нейтрализация и демилитаризация).
Водную территорию составляют воды, реки, озера, проливы или искусственные водохранилища и водные пути (каналы), целиком расположенные в пределах границ данного государства. К водной территории государства относятся также внутренние морские воды (внутренних морей, заливов, бухт, портов) и территориальные воды, которые омывают побережье данного государства.
К внутренним водам Закон «О государственной границе Российской Федерации» относит:
1) морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод РФ;
2) воды портов РФ, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других сооружений портов;
3) воды заливов, губ, бухт, лиманов, берега которых полностью принадлежат РФ, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морских миль;
4) воды заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов, исторически принадлежащих РФ, перечень которых объявляется Правительством РФ;
5 воды рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат РФ.
К территориальным водам РФ относятся прибрежные морские воды шириной 12 морских миль.
К территории государства относятся также недра суши, национальных и территориальных вод на технически доступной глубине, расположенные в пределах границ государства. Теоретически вглубь недра не имеют пределов, но сужаются в направлении к центру Земли.
Воздушное пространство – это столб воздуха над сухопутной и водной территорией государства, где оно осуществляет свой суверенитет, который составляет воздушную территорию государства. Высотный предел воздушной территории практически не устанавливается. Существуют различные мнения о том, на какой высоте должна проходить верхняя граница воздушной территории, отделяющая ее от космического пространства. В нашей доктрине международного права существует точка зрения, что эта граница должна проходить на высоте примерно 100-110 км (т.к. там заканчивается воздушный слой атмосферы и начинается космическое пространство). Боковой границей воздушной территории РФ является вертикальная поверхность, проведенная над сухопутными и водными границами РФ.
«Плавучая», «летучая» и «космическая» территория. Морские, речные, воздушные и космические корабли, носящие флаг данного государства, условно считаются его территорией. По общему правилу на них действуют законы и юрисдикция государства флага судна. При этом военные суда приравниваются к территории государства повсеместно, а другие морские и воздушные суда – соответственно только в водах и воздушном пространстве своего государства или в открытом море и воздушном пространстве над ним. На территории других государств (в портах, во внутренних и территориальных водах, в воздушном пространстве) иностранные суда, кроме военных, подчиняются местной юрисдикции и местным законам. К территории государства должны быть отнесены также все виды национальных искусственных космических тел (спутники, станции, платформы и т.д.) и национальные научно-технические сооружения на других планетах (но не само космическое пространство и соответствующие части небесных тел, где установлены такие сооружения).
Полярные секторы. В состав государственной территории ряда стран (Российской Федерации, США, Канады, Норвегии и Дании) входят все земли и острова, находящиеся в пределах полярного сектора данного государства в Арктике, а также постоянные ледяные поля, припаянные к берегу.
Источник
Правовые основания, способы и формы изменения государственной территории
Одним из основных принципов современного международного права является принцип неприкосновенности и целостности государственной территории. Он запрещает насильственные территориальные изменения. В то же время международное право допускает возможность и необходимость в некоторых случаях изменений территории государств.
Главным правовым основанием территориальных изменений является принцип самоопределения народов (наций), согласно которому возможны не только частичные изменения территории государств, но и образование новых государств в результате их разделения (как это было с Советским Союзом), или, наоборот, объединения (Германия). Принцип самоопределения народов имеет две стороны: внешнюю – право народа (нации) на вхождение в состав того или иного государства или образование самостоятельного государства и внутреннюю – определение своего внутреннего устройства.
Принадлежность отдельных участков территории, сравнительно небольших и незаселенных или малозаселенных, может быть изменена по соглашению между соответствующими государствами.
Таким образом, можно выделить два способа изменения принадлежности государственной территории:
1) на основе осуществления принципа самоопределения народов (наций);
2) по соглашению между соответствующими государствами.
К каждому из этих способов предъявляются свои требования, несоблюдение которых может вести к значительным осложнениям международных отношений, или даже к недействительности изменения принадлежности территории, или к территориальному спору.
Международно-правовая практика выработала следующие способы и формы решения территориальных вопросов: плебисцит, цессия, правомерное отторжение и приращение территории (аккреция).
ПЛЕБИСЦИТ – это свободное волеизъявление народа по осуществлению принадлежащего ему суверенного права путем тайного голосования решать вопрос о государственной принадлежности своей территории. Плебисцит как одну из форм территориальных изменений следует отличать от референдума. В отличие от плебисцита, являющегося международно-правовым институтом, референдум – институт внутреннего права государств, применяется для решения вопросов формы правления, конституционных проблем, государственного устройства и т.п.
ЦЕССИЯ, или уступка территории, – это передача одним государством определенной части территории другому государству по соглашению между ними. Таким образом, цессия может быть признана правомерной только при наличии равноправного договора, заключенного между соответствующими государствами.
Согласно современному международному праву цессия должна происходить на компенсационной основе (в денежной или иной форме). Так, например, по договору между СССР и Финляндией от 10 февраля 1947 г. Финляндия уступила Советскому Союзу участок территории размером 176 кв.км. За этот участок и находившиеся на нем здания и сооружения СССР выплатил Финляндии единовременно 700 млн. финских марок.
Другой формой цессии является обмен. В 1951 г. СССР обменялся с Польшей небольшим участком в Драгобычском районе Украины. Во всех этих случаях передача территории должна оформляться заключением договора между соответствующими государствами.
Условия цессии могут включать предоставление права транзита через границу, создания на территории другого государства зон и портов, права пользования водами, протекающими по территории другого государства. Эта форма получила название международных сервитутов, т.е. это обоюдовыгодное ограничение суверенитета одного государства в интересах другого государства или государств (например, право почтового транзита).
В силу того, что в основе территориальных разграничений в современном международном праве лежит принцип самоопределения наций, договоры о цессии, совершенные в нарушение этого принципа, следует квалифицировать как неправомерные, а сторона, чьи суверенные права нарушены, имеет все основания их отвергнуть.
Особым видом правомерных территориальных изменений является отторжение от государства-агрессора той части его территории, которая неоднократно служила плацдармом для агрессии. В соответствии с Ялтинскими и Потсдамскими соглашениями 1945 г. от Германии была отторгнута Восточная Пруссия, которая вошла в состав Польши и частично – СССР (ныне-Калининградская обл.). Такие территориальные изменения являются одной из форм реализации международно-правовой ответственности государств за совершение агрессии.
Современное международное право признает и временное изменение государственной территории путем ее аренды. Международно-правовая аренда территории – это предоставление одним государством другому определенного участка своей территории для использования в обусловленных взаимным соглашением целях и на установленный срок. При этом государство-арендатор получает не суверенные, а лишь строго определенные права на временное целевое использование арендованной территории, а территориальное верховенство остается за государством-арендодателем. За пользование арендуемой территорией выплачивается арендная плата в установленном размере. По истечении срока действия договора аренда, естественно, прекращается.
В международно-правовой литературе к основаниям территориальных изменений также относятся ПРИРАЩЕНИЕ (аккреция) и ПРИСУЖДЕНИЕ (адъюдикация) территории.
При этом под приращением понимают присоединение к государству вновь образовавшейся по естественным или искусственным причинам сухопутной территории (например, намыв нового острова на пограничной реке, изменение ее русла, сооружение дамб, отводящих морские воды и увеличивающих береговую часть территории). Приращение оформляется соответствующим договором или соглашением.
Под присуждением понимают присуждение территории по решению Международного суда ООН. Этот способ территориальных изменений приобретает правовую основу только в результате заключения конкретных соглашений между соответствующими государствами, признающими обязательную юрисдикцию Международного суда ООН.
Источник
Правовые основания и способы изменения государственной территории
Основания изменения государственной территории:
1) осуществление нациями и народами своего права на самоопределение, при котором происходит разделение или восстановление наций и народов и в результате устанавливаются новые границы или восстанавливаются старые. С утверждением в международном праве принципа самоопределения народов все наиболее крупные и существенные территориальные изменения происходят или должны происходить на его основе. При осуществлении самоопределения возможно применение некоторых второстепенных принципов в качестве вспомогательных, например географических принципов.
2) обмен небольшими участками государственных территорий сопредельных государств
3) передача небольших и незаселенных участков (цессия) за компенсацию.
Изменение государственной территории может быть произведено на основе определенно выраженного согласия государств и в соответствии с нормами и принципами международного права.
Правовым основанием такого изменения становится международный договор о передаче определенной части территории или об обмене ее участками. При этом изменение территории государств не может противоречить нормам международного права.
Предпосылки для передачи той или иной территории от одного государства к другому:
1. Способность передавать и приобретать территорию. Только суверенное государство вправе передавать и приобретать территорию.
2. Наличие правового титула на территорию.
Учитывая принципы мирного разрешения международных споров и неприменения силы (угрозы силой) в международных отношениях , единственным способом изменения территории государства является международный договор, двусторонний или многосторонний.
Договоры о передаче территории обычно требуют ратификации, и это понятно,
поскольку государственная территория не является собственностью
правительства, а достоянием всего данного государства.
28.Государственные границы: понятие, виды, значение
Государственной границей считаются линия и проходящая по этой линии вертикальная плоскость, отделяющие государственную территорию от территории, на которую суверенитет государства не распространяется.
Границы государственной территории:
Сухопутные границы устанавливаются на основе договоров между сопредельными государствами и согласно этим договорам отмечаются на местности. Существует три типа сухопутных границ:
1) орографические — проводятся с учетом рельефа местности;
2) геометрические — устанавливаются по прямой линии, проведенной между двумя точками;
3) астрономические — устанавливаются по меридианам и параллелям.
Водные границы делятся на: речные, озерные, границы других водоемов, морские.
Речные границы устанавливаются по соглашению прибрежных государств и проводятся по линии тальвега (линии наибольшей глубины) либо посредине реки. На озерах и иных водоемах — по прямой, соединяющей выходы сухопутной границы государств к берегам водоема. Морские границы государства — внешние пределы его территориального моря или линии разграничения территории морей смежных или противолежащих государств.
Воздушные границы — боковые (вертикальная плоскость, проходящая над линией государственной границы по суше или морю) и высотные (горизонтальная плоскость, лежащая на высоте около 100 км). Устанавливаются над уровнем моря в пределах боковых, воздушных границ государства.
Границы, как правило, устанавливаются договорами (договорные границы). Существуют и «исторически сложившиеся границы», признанные сопредельными государствами в результате длительного их соблюдения.
· демаркация — уточнения сопредельными государствами линии границы, которая была или могла быть изменена в результате природных или исторических факторов.
· редемаркация — проверка ранее демаркированной границы с ремонтом ранее установленных пограничных знаков;
· делимитации — установления границы между государствами впервые.
В целях обеспечения неприкосновенности и нерушимости границ, их охраны внутренним законодательством и межд. договорами сопредельных государств устанавливается специальный пограничный режим, который предусматривает
порядок охраны и пересечения государственной границы на суше, на море и в воздухе;
ведение сельскохозяйственной, промысловой, производственной, транспортной и иной деятельности в районе государственной границы.
Значение границ обусловлено тем, что они определяют пределы территории государств, Границы определяют пределы территориальной юрисдикции.
Источник