Правоотношение это способ реализации нормы

Реализация норм права. Правоотношения и их участники

РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ ПРАВА

Право обнаруживает и проявляет свою полезность и необходимость только в ходе его реализации, воплощения в жизнь. Реализация норм права это практическое осуществление содержащихся в них предписаний, когда правило, выраженное в правовой норме в общей форме, воплощается в поступках людей. Можно выделить следующие формы реализации права.

Соблюдение права (соблюдение запретов) предполагает, что не совершаются действия, запрещенные нормами права. Устанавливают запреты, например нормы уголовного права, многие нормы административного права.

Исполнение права (исполнение обязанностей) предполагает, что обязательно совершаются предусмотренные правовыми нормами действия, например уплата налогов юридическими и физическими лицами.

Использование права (осуществление прав) означает использование возможностей, предоставленных правовыми нормами, например, собственник имущества может его продать, подарить, передать по наследству и т.п.

Применение права — это деятельность государственных органов по разрешению конкретного юридического дела и вынесение властного акта индивидуального характера. Издаваемые в ходе применения норм права документы имеют специальную юридическую форму: указ, приказ, повестка, приговор суда по уголовному делу, решение суда по гражданскому делу и др.

В процессе применения права можно выделить следующие стадии:

• анализ фактических обстоятельств дела;

• установление юридической основы дела (выбор правовой нормы и ее тол­кование);

ПРАВООТНОШЕНИЯ И ИХ УЧАСТНИКИ

В результате реализации правовых норм, их претворения в жизнь возникают правоотношения. Это происходит тогда, когда имеют место условия, которые указаны в гипотезе правовой нормы. Например, только брак, зарегистрированный в установленном порядке в специальном государственном органе ЗАГСа, влечет за собой юридическую, правовую связь между супругами, которая и является правоотношением.

Правоотношение – это урегулированное нормой права общественное отношение, участники (субъекты) которого обладают субъективными правами и несут юридические обязанности. Правоотношение складывается из следующих элементов: его содержания, субъектов и объекта.

Содержание правоотношения составляют субъективные права и юридические обязанности его участников. Субъективное право – это вид и мера возможного (допускаемого законом) поведения, а юридическая обязанность это вид и мера долж­ного (установленного законом, необходимого) поведения. Например, в трудовом правоотношении работник обязан выполнять обусловленную трудовым договором работу и соблюдать трудовой распорядок и имеет право требовать от администрации своевременной оплаты труда, обеспечения безопасных условий труда, а администрация предприятия обязана выплачивать заработную плату, обеспечивать охрану труда и имеет право требовать выполнения обусловленной работы и соблюдения трудовой дисциплины.

Субъектами (участниками) правоотношений являются:

физические лица (граждане, иностранцы, лица без гражданст­ва, находящиеся на территории государства);

юридические лица (предприятия, учреждения, организации и т.д.);

государство (в целом РФ и субъекты РФ). Чтобы быть участником правоотношений, необходимо обладать определенными юридическими качествами, а именно: правоспособностью и дееспособностью. Правоспособность это способность иметь права и обязанности, а дееспособность это способность своими действиями осуществлять права и исполнять юридические обязанности. У юридических лиц правоспособность и дееспособность возникают с момента их образования. Правоспособность физических лиц возникает с момента рождения; дееспособность – с момента достижения определенного возраста. Полная дееспособность наступает, как указано в ст. 60 Конституции РФ, с 18 лет. Однако имеются исключения, например, гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности с 16-летнего возраста, а по некоторым видам преступлений – с 14 лет. Или пример другого рода: в исключительных случаях брачный возраст может быть снижен с 18 до 16 лет. Решение об этом вправе принять местные органы исполнительной власти. В этом случае полную дееспособность гражданин приобретает со времени вступления в брак.

Читайте также:  Нетрадиционные способы восстановления зрения

Объектом правовых отношений являются материальные инематериальные блага, на которые направлены действия субъектов правоотношений, т.е. все то, по поводу чего субъекты вступают между собой в правовые связи (например, вещи, деньги и другое имущество; деловая репутация, авторство и т.д.).

Основанием возникновения правоотношения, наряду с нормой права, является юридический факт. Юридические факты – это жизненные обстоятельства, условия, с которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридические факты можно подразделить на две группы: события и действия.

События – это юридически значимые факты, которые возникают независимо от воли человека. К событиям относятся: стихийные бедствия, рождение и смерть человека, истечение сроков. Например, в результате урагана разрушен дом, погибли посевы. Если они застрахованы, то возникает правоотношение по возмещению причиненного ущерба. С рождением ребенка появляются права и обязанности родителей по отношению к нему. Естественная смерть человека ведет к возникновению правоотношений, связанных с наследством.

Действия – это такие юридические факты, наступление которых зависит от воли людей, например поступление на работу. Действия могут быть правомерными, т.е. не нарушающими правовые нормы, например договор купли-продажи, и неправомерными (противоправными), т.е. противоречащими закону, например совершение кражи.

Источник

Правовое регулирование

Правовое регулирование – осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения.

Для того чтобы общество было организованным и упорядоченным, необходимо осуществлять определенное согласование разнообразных интересов как отдельного человека так и сообщества людей. Это осуществляется посредством социального регулирования, то есть целенаправленного воздействия на поведение людей. Регулирование может быть внутренним (саморегулирование) и внешним (со стороны кого — либо).

В системе социального регулирования важная роль принадлежит именно правовому регулированию. Регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели.

Воздействие норм, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовыми. Если под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а иногда противоречащие целям законодателя, такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Также нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Например, воздействие на сознание людей через средства массовой информации, нравственное и правовое просвещение.

Предмет правового регулирования

Право не должно и не может регулировать все общественные отношения и все социальные связи людей. Поэтому должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования, то есть те связи, которые необходимо урегулировать правом.

В сферу правового регулирования должны входить отношения со следующими признаками:

Читайте также:  Как посолить селедку целиком сухим способом

— в них находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные;

— в них реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения другого;

— они строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил;

— они требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой

Этим признакам отвечают три группы общественных: отношений:

1) отношения людей по обмену материальными и духовными ценностями (имущественные);

2) отношения по властному управлению обществом (государственное управление социальными процессами);

3) отношения по обеспечению правопорядка (призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе). Эти отношения возникают из нарушения правил поведения людей в двух указанных сферах.

Общественные отношения, входящие в эти группы составляют предмет правового регулирования, поскольку по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и требуют правового регламентирования.

От характера и содержания общественных отношений зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования.

Такой характер и вид общественных отношений обусловливают степень интенсивности правового регулирования (широта охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения).

Методы, способы и типы правового регулирования

Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.

Метод децентрализованного регулирования (автономный, диспозитивный) – построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих свои частные интересы (в сфере отраслей частноправового характера).

Метод централизованного (императивного, авторитарного) регулирования – базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. В этих отношениях приоритетным является общественный интерес. Централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (в конституционном, административном, уголовном праве).

Метод правового регулирования является одним из важных критерия разграничения прав на отрасли.

Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

1. Дозволение – состоит в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий (предоставление субъективных прав).

Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма не однородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

2. Обязывание – заключается в возложении обязанности совершить определенные положительные действия (обязанность платить налоги).

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо в договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязанности перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

Читайте также:  Способ приготовления блинчиков с яблоками

3. Запрет – сводится к возложению обязанности воздерживаться от определенных действий.

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющее собой определенное долженствование.

Второй и третий способы имеют определенное сходство. Оба предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный характер, то в другом – пассивный. Кроме того, можно выделить дополнительные способы правового воздействия. Это:

поощрение— выражается в награждении субъектов за определенные заслуги;

рекомендации – состоят в предложении избрать наиболее целесообразный (оптимальный вариант поведения).

Также к дополнительным способам относятся применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за правонарушение). К дополнительным способам можно отнести предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность правового применения правового принуждения.

В юридической литературе и в практике существуют две юридические формулы (принципа), на основе которых выделяются два типа правового регулирования.

Общедозволительный тип – выражается в принципе: разрешено все, что прямо не запрещено законом. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение.

Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (например, купля – продажа наркотиков).

Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств способов достижения поставленных целей.

Разрешительный тип – выражается в принципе: запрещено все, что прямо не разрешено законом. Участники правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Разрешиетльный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер государственного принуждения.

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действия, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение запрещается.

Его формула звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Источник

Оцените статью
Разные способы