Реализация норм права. Правоотношения и их участники
РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ ПРАВА
Право обнаруживает и проявляет свою полезность и необходимость только в ходе его реализации, воплощения в жизнь. Реализация норм права – это практическое осуществление содержащихся в них предписаний, когда правило, выраженное в правовой норме в общей форме, воплощается в поступках людей. Можно выделить следующие формы реализации права.
Соблюдение права (соблюдение запретов) предполагает, что не совершаются действия, запрещенные нормами права. Устанавливают запреты, например нормы уголовного права, многие нормы административного права.
• Исполнение права (исполнение обязанностей) предполагает, что обязательно совершаются предусмотренные правовыми нормами действия, например уплата налогов юридическими и физическими лицами.
• Использование права (осуществление прав) означает использование возможностей, предоставленных правовыми нормами, например, собственник имущества может его продать, подарить, передать по наследству и т.п.
• Применение права — это деятельность государственных органов по разрешению конкретного юридического дела и вынесение властного акта индивидуального характера. Издаваемые в ходе применения норм права документы имеют специальную юридическую форму: указ, приказ, повестка, приговор суда по уголовному делу, решение суда по гражданскому делу и др.
В процессе применения права можно выделить следующие стадии:
• анализ фактических обстоятельств дела;
• установление юридической основы дела (выбор правовой нормы и ее толкование);
ПРАВООТНОШЕНИЯ И ИХ УЧАСТНИКИ
В результате реализации правовых норм, их претворения в жизнь возникают правоотношения. Это происходит тогда, когда имеют место условия, которые указаны в гипотезе правовой нормы. Например, только брак, зарегистрированный в установленном порядке в специальном государственном органе ЗАГСа, влечет за собой юридическую, правовую связь между супругами, которая и является правоотношением.
Правоотношение – это урегулированное нормой права общественное отношение, участники (субъекты) которого обладают субъективными правами и несут юридические обязанности. Правоотношение складывается из следующих элементов: его содержания, субъектов и объекта.
Содержание правоотношения составляют субъективные права и юридические обязанности его участников. Субъективное право – это вид и мера возможного (допускаемого законом) поведения, а юридическая обязанность – это вид и мера должного (установленного законом, необходимого) поведения. Например, в трудовом правоотношении работник обязан выполнять обусловленную трудовым договором работу и соблюдать трудовой распорядок и имеет право требовать от администрации своевременной оплаты труда, обеспечения безопасных условий труда, а администрация предприятия обязана выплачивать заработную плату, обеспечивать охрану труда и имеет право требовать выполнения обусловленной работы и соблюдения трудовой дисциплины.
Субъектами (участниками) правоотношений являются:
• физические лица (граждане, иностранцы, лица без гражданства, находящиеся на территории государства);
• юридические лица (предприятия, учреждения, организации и т.д.);
• государство (в целом РФ и субъекты РФ). Чтобы быть участником правоотношений, необходимо обладать определенными юридическими качествами, а именно: правоспособностью и дееспособностью. Правоспособность – это способность иметь права и обязанности, а дееспособность — это способность своими действиями осуществлять права и исполнять юридические обязанности. У юридических лиц правоспособность и дееспособность возникают с момента их образования. Правоспособность физических лиц возникает с момента рождения; дееспособность – с момента достижения определенного возраста. Полная дееспособность наступает, как указано в ст. 60 Конституции РФ, с 18 лет. Однако имеются исключения, например, гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности с 16-летнего возраста, а по некоторым видам преступлений – с 14 лет. Или пример другого рода: в исключительных случаях брачный возраст может быть снижен с 18 до 16 лет. Решение об этом вправе принять местные органы исполнительной власти. В этом случае полную дееспособность гражданин приобретает со времени вступления в брак.
Объектом правовых отношений являются материальные инематериальные блага, на которые направлены действия субъектов правоотношений, т.е. все то, по поводу чего субъекты вступают между собой в правовые связи (например, вещи, деньги и другое имущество; деловая репутация, авторство и т.д.).
Основанием возникновения правоотношения, наряду с нормой права, является юридический факт. Юридические факты – это жизненные обстоятельства, условия, с которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридические факты можно подразделить на две группы: события и действия.
События – это юридически значимые факты, которые возникают независимо от воли человека. К событиям относятся: стихийные бедствия, рождение и смерть человека, истечение сроков. Например, в результате урагана разрушен дом, погибли посевы. Если они застрахованы, то возникает правоотношение по возмещению причиненного ущерба. С рождением ребенка появляются права и обязанности родителей по отношению к нему. Естественная смерть человека ведет к возникновению правоотношений, связанных с наследством.
Действия – это такие юридические факты, наступление которых зависит от воли людей, например поступление на работу. Действия могут быть правомерными, т.е. не нарушающими правовые нормы, например договор купли-продажи, и неправомерными (противоправными), т.е. противоречащими закону, например совершение кражи.
Источник
Правовое регулирование
Правовое регулирование – осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения.
Для того чтобы общество было организованным и упорядоченным, необходимо осуществлять определенное согласование разнообразных интересов как отдельного человека так и сообщества людей. Это осуществляется посредством социального регулирования, то есть целенаправленного воздействия на поведение людей. Регулирование может быть внутренним (саморегулирование) и внешним (со стороны кого — либо).
В системе социального регулирования важная роль принадлежит именно правовому регулированию. Регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели.
Воздействие норм, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовыми. Если под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а иногда противоречащие целям законодателя, такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Также нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Например, воздействие на сознание людей через средства массовой информации, нравственное и правовое просвещение.
Предмет правового регулирования
Право не должно и не может регулировать все общественные отношения и все социальные связи людей. Поэтому должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования, то есть те связи, которые необходимо урегулировать правом.
В сферу правового регулирования должны входить отношения со следующими признаками:
— в них находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные;
— в них реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения другого;
— они строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил;
— они требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой
Этим признакам отвечают три группы общественных: отношений:
1) отношения людей по обмену материальными и духовными ценностями (имущественные);
2) отношения по властному управлению обществом (государственное управление социальными процессами);
3) отношения по обеспечению правопорядка (призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе). Эти отношения возникают из нарушения правил поведения людей в двух указанных сферах.
Общественные отношения, входящие в эти группы составляют предмет правового регулирования, поскольку по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и требуют правового регламентирования.
От характера и содержания общественных отношений зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования.
Такой характер и вид общественных отношений обусловливают степень интенсивности правового регулирования (широта охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения).
Методы, способы и типы правового регулирования
Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.
Метод децентрализованного регулирования (автономный, диспозитивный) – построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих свои частные интересы (в сфере отраслей частноправового характера).
Метод централизованного (императивного, авторитарного) регулирования – базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. В этих отношениях приоритетным является общественный интерес. Централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (в конституционном, административном, уголовном праве).
Метод правового регулирования является одним из важных критерия разграничения прав на отрасли.
Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.
1. Дозволение – состоит в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий (предоставление субъективных прав).
Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма не однородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.
2. Обязывание – заключается в возложении обязанности совершить определенные положительные действия (обязанность платить налоги).
Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо в договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязанности перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.
3. Запрет – сводится к возложению обязанности воздерживаться от определенных действий.
Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющее собой определенное долженствование.
Второй и третий способы имеют определенное сходство. Оба предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный характер, то в другом – пассивный. Кроме того, можно выделить дополнительные способы правового воздействия. Это:
— поощрение— выражается в награждении субъектов за определенные заслуги;
— рекомендации – состоят в предложении избрать наиболее целесообразный (оптимальный вариант поведения).
Также к дополнительным способам относятся применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за правонарушение). К дополнительным способам можно отнести предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность правового применения правового принуждения.
В юридической литературе и в практике существуют две юридические формулы (принципа), на основе которых выделяются два типа правового регулирования.
Общедозволительный тип – выражается в принципе: разрешено все, что прямо не запрещено законом. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик.
Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей.
Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение.
Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (например, купля – продажа наркотиков).
Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.
Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств способов достижения поставленных целей.
Разрешительный тип – выражается в принципе: запрещено все, что прямо не разрешено законом. Участники правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.
Разрешиетльный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер государственного принуждения.
Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действия, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение запрещается.
Его формула звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.
Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.
Источник