- 7.В каких из данных слов наблюдается расхождение отношений формальной и смысловой производности? Аргументируйте ответ
- 4.Определите способ образования данных слов. Что они обозначают?
- 5.Определите, какие слова представляют собой сложение полных основ, а какие – сложение сокращенной и полной основ:
- 6.К какому способу словообразования можно отнести образование данных слов, встречающихся в современной разговорной речи?
- Правомерность неправомерность выделения флексийного способа словообразования
- Способы словообразования в русском языке
- Морфологический способ словообразования
- Таблица с примерами
- Лексико-синтаксический способ словообразования
- Морфолого-синтаксический способ словообразования
- Лексико-семантический способ словообразования
- Видеоурок
7.В каких из данных слов наблюдается расхождение отношений формальной и смысловой производности? Аргументируйте ответ
1.Нежно, глупо, шелково, свекольно
2.По-школьному, по геройски, по-дорожному, по-вороньи, по-морскому
3.Фронтовик, тыловик, часовщик, моряк, снеговик, газетчик
8.В приведенных группах слов выделите суффиксы и установите их конкретные и частные СЗ.
1.Баловень, запевала, заступник, знаток, испытатель, обходчик, плясун.
2.Бедность, будущность, изящество, кривизна, синева, любопытство.
3.Репортаж, пилотаж, листаж, тоннаж, дренаж.
1.Значение термина «способ словообразования» в синхронном и диахроническом словообразовании.
2.Способы словообразования с диахронической точки зрения.
3.Способы словообразования с синхронической точки зрения.
4.Правомерность/неправомерность выделения флексийного способа словообразования.
5.Что такое окказиональное словообразование.
1.Какие способы словообразования изучаются в школе? Сравните классификацию способов образования слов и соответствующую им терминологию в школьных и вузовских учебниках
В школьном учебнике
В научной грамматике
2.Определите разновидность аффиксального способа образования данных слов:
Образец: научился (морфологический, аффиксальный, префиксальный)
3.Выделите производные слова, образованные нулевым суффиксом или соучастием нулевого суффикса:
Взрыв, побег, перепись, пальба, дружба, глушь, пение, вперегиб, клев, безрогий, зверски, звонко, обмазка, сушь, испуг, сгоряча, беззвучный, ездок, одноглавый, гарь, обход, скалолаз, вразлет, тишь, изменяемость, изгиб, изгибистый, окаменеть, окисление, ушиб, утечка, окружение, управление, уговор, уклончивый, постройка, усложнять, сырье, оледенелый, оледенеть, досыта, зимой (наречие), выключатель.
4.Определите способ образования данных слов. Что они обозначают?
Образец: НЭП – новая экономическая политика (морфологический, безаффиксный, аббревиация фонемная)
5.Определите, какие слова представляют собой сложение полных основ, а какие – сложение сокращенной и полной основ:
Зоолог, медсестра, зоопарк, автобаза, агитпункт, плащ-палатка, автодело, диван-кровать, автобиография, зарплата, электростанция, бензовоз, партбилет, электровоз, пластмасса, фотограф.
6.К какому способу словообразования можно отнести образование данных слов, встречающихся в современной разговорной речи?
Маг (магнитофон), велек (велосипед) , рок (рок-н-ролл), транс (трансформатор), спец (специалист), преф (преферанс), зав (заведующий), компик (персональный компьютер).
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Источник
Правомерность неправомерность выделения флексийного способа словообразования
■ Флект’ивный (флексивный) способ (3)
۩ от латинского глагола flecto — «гну, сгибаю».Обладающий словоизменением, «основанный на словоизменении» (2)
▲ Морфологический способ образования производных слов при помощи окончания, выражающего в этом случае грамматическое и словообразовательное значения. (7)
Флективные словообраздвательные ряды объединяют слова (наименования лица) общего грамматического рода (слуг-а, растреп а, рев-а, клянч-а). В словах данного типа окончания являются основным показателем их производности. Эти окончания совмещают формо-и словообразующие функции, то есть выступают как синкретические морфемы, выражая одновременно и грамматическое значение (род, число) и словообразовательное значение (наименование лица, которое в русском языке обычно передается суффиксальным способом). По мнению В.В. Виноградова, окончания, «попадая в категорию предметности, там функционально преобразуются. Они становятся окончаниями -суффнцсамн существительного»**. Следовательно можно говорить, что наименования; лица типа прислуга, рева, плакса образованы флективным способом и . представляют собой самостоятельный СР — флективный СР. Ранее флективный способ словообразования не выделялся, так как считалось что , окончания не участвуют в словообразовании, а лишь образуют новые формы одного и того же слова. Однако, исследование отглагольных наименований лица убеждают в том, что флексия -а способствует образованию отглагольных наименований лица общего рода. (5)
◄ В таджикском языке в противоположность русскому языку не имеется флективного образования, а значит и не может быть флективного СР. Эта группа характерна только для русского языка, так как в таджикском языке флективная морфема в именительном падеже и других падежных формах отсутствует. Отношения между словами, передаются при помощи предлогов, послелогов и изофатов, начиная с косвенных падежей. (6)
Слова типа разгром, золотой, кума в учебной литературе относят к разным способам словообразования. В школьном учебнике (под ред. Т.А.Ладыженской) их относят к бессуффиксному способу, что, по мнению Е.А.Земской не дает ответа на вопрос, какое средство является выразителем деривационного значения. Авторы РГ-80, как и большинство современных ученых, вслед за Е.А.Земской видят в этих случаях нулевую суффиксацию, так как нулевой суффикс в этом случае передает значение, аналогичное значению других материально выраженных суффиксов: золот ой (желез-н-ый, мед-н-ый) — значение относительного признака (“относящийся к тому, что названо производящей основой”), кум а (грузин-к-а, учитель-ниц-а) — значение женского пола, разгром (пропол-к-а, выполн-ени -е) — значение опредмеченного действия и т.д. Наиболее продуктивным подтип является у существительных: выход, взмах, прилив, подъезд, закат, обыск (не смешивать данные случаи с приставочным способом!); новь, молодь, синь, глушь, заумь, зелень, интим. Н.М.Шанский и В.Н.Немченко считают, что в подобных случаях деривационное значение передается окончанием и выделяют особый, флексийный способ словообразования. (8)
В префиксально-суффиксальном способе суффикс может быть материально выраженным и нулевым: безусый, безногий, неслух, неуч. Те дериватологи, которые считают, что у флексии есть словообразовательная функция, относят данные слова к дериватам, образованным префиксально-флексийным способам.
▼ Способ образования указанных дериватов определяется одними лингвистами как безаффиксный (бессуффиксный, бессуфиксальный), другими – как флексийный (флективный), третьими – как вид суффиксального способа (нулевая суффиксация).
Первой точки зрения придерживаются Н.М. Шанский, З.А. Потиха, а также большинство авторов школьных учебников русского языка.
И.Г. Милославский, В.И. Максимов, В.Н. Немченко и другие учёные выделяют флексийный способ, считая, что в качестве синкретичных аффиксов могут выступать не только приставки и суффиксы, но и флексии. Так, по их мнению, в словах типа раба, ботаник, толща флексии, материально выраженные или нулевые, выполняют функцию словообразовательного форманта и выступают не как отдельные, изолированные друг от друга морфемы, а как совокупности, системы флексийных морфем, образующие парадигму соответствующего производного слова (В.Н. Немченко).
Е.А. Земская, А.Н. Тихонов, В.В. Лопатин, Г.В. Быкова, В.М. Марков, Э.А. Балалыкина, Г.А. Николаев и другие лингвисты придерживаются мнения, что дериваты типа синь, выезд, оригинал образованы посредством нулевой суффиксации. В соответствии с данной позицией, словообразовательные суффиксы (подобно флексиям) могут быть не выражены звуком или комплексом звуков. Такие аффиксы называют нулевыми (Е.А. Земская).
Краткий понятийно-терминологический справочник по этимологии и исторической лексикологии. — Российская академия наук, Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН, Этимология и история слов русского языка . Ж. Ж. Варбот, А. Ф. Журавлев . 1998.
Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: «Азбуковник». В. В. Лопатин (ответственный редактор), Б. З. Букчина, Н. А. Еськова и др.. 1999.
Сопоставительное исследование словообразовательных рядов отглагольных наименований лица в русском и таджикском языках. Надыршина, Суфия Шамильевна . 1999.
Современный русский язык. Словообразование: теория, алгоритмы анализа, тренинг. Татьяна Гридина,Надежда Коновалова.
Источник
Способы словообразования в русском языке
Способы словообразования — это морфологический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический способ. Способы словообразования показывают, с помощью каких языковых средств образуются новые слова.
Умение определить способы образования слов в русском языке позволит правильно выполнить словообразовательный разбор лексем, составить словообразовательную цепочку и словообразовательное гнездо.
В русском языке выделяются следующие способы словообразования:
- морфологический;
- лексико-синтаксический;
- морфолого-синтаксический;
- лексико-семантический.
Каждый из названных способов словообразования — это активно функционирующая модель образования слов с помощью различных аффиксов и их комбинаций, это слияние (сращение), переход из одной части речи в другую и др.
Вначале рассмотрим морфологический способ образования слов как наиболее продуктивный.
Морфологический способ словообразования
Морфологический способ словообразования является основным в обогащении словарного состава русского языка. Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными аффиксами.
Лингвистический термин «аффикс» (лат. affixus — «прикрепленный») называет часть слова, имеющую грамматическое значение и видоизменяющую значение корня. По местоположению в слове аффиксы подразделяются на
- префиксы, или приставки;
- суффиксы;
- постфиксы;
- интерфиксы, или соединительные гласные;
- флексии, или окончания.
Отметим, что флексии и формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании.
В зависимости от того, с помощью какой морфемы или комбинации аффиксов образована новая лексема, в русском языке различают следующие виды морфологического способа словообразования:
1. Префиксальный (приставочный) способ — это образование нового слова путем присоединения префикса (приставки) к производящей основе:
- писа ть → вы писать
- вид → под вид
- забавн ый → пре забавный
2. Суффиксальный способ (суффиксация) — это присоединение к производящей основе словообразующего суффикса:
- находи ть → наход к а
- цвет (цветок) → цвет ник
- улыба ть ся → улыб к а
3. Приставочно-суффиксальный способ используется в образовании новых слов с помощью двух аффиксов: приставки и суффикса
- локоть → под локот ник
- бесед а → со бесед ник
- свеж ий → о свеж и ть
- мор е → за мор ск ий
- мох → за мш е ть
4. Нулевая суффиксация (безаффиксный, бессуффиксальный способ) — это образование нового слова с помощью нулевого суффикса:
- взводи ть → взвод
- припева ть → припев
- свинь я → свин ой
- золот о → золот ой
- восемь → восьм ой
5. Постфиксация — это присоединение к производящей основе постфиксов -то, -либо, -нибудь, -ся:
- кт о → кто- то
- чт о → что- нибудь
- где → где- либо
- когда → когда- то
- броса ть → бросать ся
6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) способ используется для образования новых слов с помощью приставки и постфикса:
- слуша ть → в слушать ся
- нюха ть → при нюхать ся
- дума ть → в думать ся
- тоскова ть → ис тосковать ся
- жда ть → до ждать ся
7. Суффиксально-постфиксальный способ — это присоединение к производящей основе одновременно двух аффиксов: суффикса и постфикса.
- толп а → толп и ть ся
- скуп ой → скуп и ться
- переговори ть → переговар ива ть ся
8. Сложение — способ образования, при котором происходит соединение
1) двух производящих основ в одно слово
а) без помощи соединительной гласной (интерфикса):
- кресло-кровать;
- платье-халат;
- ракета-носитель;
- ковёр-самолет;
б) с помощью интерфикса:
- север , восток → север о -восток;
- сух ие фрукт ы → сух о фрукты;
- свод неб а → неб о свод;
- птиц а , фабрик а → птиц е фабрика;
- хранилищ е для овощ ей → овощ е хранилище;
2) сложение усеченной основы и слова:
- вет еринарный врач → ветврач;
- тур истический поход → турпоход;
- мед ицинский пункт → медпункт;
3) сложение усеченных основ слов:
- зам еститель пред седателя → зампред;
- мо тоцикл пед альный → мопед;
- проф союзный ком итет → профком;
4) аббревиация — сложение звуков или названий начальных букв словосочетаний:
9. Сложносуффиксальный способ — это сложение производящих основ с помощью интерфикса и с одновременной суффиксацией:
- длинн ая шерсть + -н- → длинн о шерстный;
- хлеб , реза ть + -к- → хлеб о резка;
- сам , вари ть + → сам о вар;
- черн ые бров и + → черн о бровый;
- каш а, вари ть + → каш е вар.
Таблица с примерами
Способы образования слов | Примеры |
---|---|